Логарифмические уравнения и системы с 30 ответы

ГДЗ Алгебра Самостоятельные и контрольные работы за 10-11 класс Ершова, Голобородько

Алгебра занимается изучением функций и их свойствами, то есть рассматривается предмет через призму математики. Алгебра же в старших классах направлена на изучение математических методов и их применение к решению задач, возникающих как в теоретической, так и в научно – практической деятельности, а так же приобретение навыков самостоятельного и творческого мышления. К сожалению, сегодня все чаще встречается ситуация, когда ученик не знает как доказать теорему, как сделать вычисления, пользоваться алгоритмом. Отличным помощником для каждого старшеклассника в этом случае может оказаться ГДЗ по алгебре 10-11 класс самостоятельные и контрольные работы Ершова А.П., который соответствует требованиям федеральному государственному стандарту общего среднего образования.

Алгебра это часть математики, которая учит решать уравнения и находить корни. Она изучает свойства математических объектов, так же в алгебре есть теория, например теория чисел, но не в этом суть. Алгебра это одна из самых главных наук в мире, по алгебре учат геометрию, физику, химию. Истоки алгебры относятся к глубокой древности. В частности, в Древней Индии были известны доказательства некоторых аксиом современной алгебраической геометрии. Алгебраическая геометрия – это раздел математики, изучающий геометрические свойства плоских кривых поверхностей и тел. Информация об истории возникновения алгебры связывается с именами двух ученых – это Диофанта и его ученика Евдокса Книдского (1 век до нашей эры). Алгебра как учение о числах существовало ещё до появления математики. В VI веке до нашей эры у вавилонян появился ряд символических операций, которыми они пытались выразить соотношение между числами. Однако, эти операции были лишь приблизительными способами записи чисел. Более точные способы выражения чисел появились значительно позже. С тех пор их придумывали и развивали множество раз, включая самые сложные, но при этом ни одна из них не является более точной, чем самая простая. В древневавилонской цивилизации было создано первое руководство по алгебре – «Арифметика». Это был первый сборник задач, где применялись уравнения. В трудах древнеиндийского ученого Ариабхата содержатся правила решения уравнений и задач для самостоятельного решения. Индийские математики впервые сформулировали правила умножения многозначных чисел, ввели понятия степени. В развитии алгебры большую роль сыграли работы в теории чисел Н.Бурбаки, П.С.Новикова и его учеников. Появлению алгебры как науки способствовало развитие анализа и появления вычислительной техники. Развитие алгебры шло по пути накопления фактов, расширения области её применения, углубления внутренней логики. Дальнейшее развитие алгебра как наука получила в работах Г.Вейля, главное направление которых было исследование алгебраической теории чисел, теории функции, интегральных и дифференциальных уравнений, проблемы симметрии. Основополагающие результаты были достигнуты в направлении теории непрерывных групп и представлений с приложениями в современной математической физики и геометрии. Теория, изложенная в трудах К.Шеннона, показала возможность использовании теории вероятностей при проектировании цифровых вычислительных машин. В настоящее время алгебра широко используется в исследованиях по теории чисел для проверки и анализа гипотез в этой области. Для этого используются разные методы и подходы. Алгебра дает возможность не только выполнять вычисления, но и понимать смысл некоторых математических понятий и отношений.

Изучение алгебры в 10-11 классах направлено на овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической работе, изучением сложных дисциплин, продолжение образования. Оно также предусматривает обобщение и систематизацию знаний, полученных учениками в основной школе, их преобразование и применение для решения разнообразных задач. В этом проявляется практическое и прикладное значение математики. При изучении основ математике старшекласснику необходимо акцентировать свое внимание на том, математика является средством решения различных жизненных задач, уделяя особое внимание развитию логического мышления. Основная роль изучения алгебры в старших классах отведена теоретическому изучению и диагностики знаний изучаемого материала. Это особенно важно для выпускников школы, так как им предстоит сдача единого государственного экзамена по этому предмету. Им предстоит повторить пройденный материал и усвоить основные темы такие как:

  • определение и свойства тригонометрической функции,
  • тригонометрические тождества,
  • иррациональные уравнения,
  • степени и корни,
  • свойства логарифмов,
  • логарифмические уравнения и системы,
  • логарифмические неравенства.

Для приобретения необходимых навыков в решении задач по изучаемым темам, нужно упорно тренироваться по выполнению разного рода заданий. Не мало, важную роль в такой тренировке играет использование ГДЗ к самостоятельным и контрольным работам по алгебре 10-11 класс Ершова. С его помощью каждый школьник сможет:

  • убедиться в правильности выполненного задания,
  • быстро и эффективно не только повторить, но и освоить основной материал,
  • подтянуть успеваемость.

Решебник представляет собой сборник готовых решений задач из учебника. Полный разбор каждого задания, которые имеются в решебнике, помогут ученику освоить решения самых сложных задач. Он содержит решения всех вариантов контрольных работ по алгебре для выпускников, что и поможет провести успешную подготовку и освоение изучаемого материала. Онлайн – решебником можно пользоваться в любое, удобное для школьника, время и в любом месте, где имеется подключение к Интернету, хоть с компьютера, хоть с любого другого мобильного устройства.

ГДЗ по алгебре 10‐11 класс самостоятельные и контрольные работы Ершова А.П.

Регулярно используя «ГДЗ Самостоятельные и контрольные работы по алгебре для 10-11 класса Ершова, Голобородько (Илекса)», можно не только подготовиться к уроку, но и к ЕГЭ.

Алгебра в нашей жизни

Без математики невозможно представить нашу жизнь. Ведь практически каждая сфера современного бытия пронизана расчетами, формулами и навыками вычислений. Промышленность, наука, медицина, освоение космоса — все это невозможно без математики. Наряду с чтением и письмом, основными навыками являются математические, они тщательно изучаются в школе с 1 по 11 класс. Эта школьная дисциплина не только учит правильно считать, но и разумно, последовательно мыслить, дискутировать и обоснованно доказывать свою точку зрения. Предмет также развивает интеллектуальные способности и формирует естественно-научное мировоззрение. Кроме того, эта дисциплина является неотъемлемой частью многих наук, поэтому ее изучение совершенно необходимо для современного образования.

Программа для старшеклассников

Алгебра в старшей школе — наиболее сложный и интересный этап. Она заключает в себе элементы высшей математики, которую проходят в ВУЗах. Программа для 10-11 класса включает в себя такие разделы:

  • степень с действительным показателем;
  • показательная и логарифмическая функции;
  • тригонометрические формулы и уравнения;
  • производная и первообразная;
  • элементы теории вероятности.

Школьникам следует отнестись к этим темам с предельным вниманием и ответственностью, чтобы успешно закончить школу и сдать ЕГЭ.

Практичный и удобный решебник по алгебре за 10 класс от Ершовой

Многие считают, что решебник — это всего лишь сборник верных ответов. Отчасти так и есть. Однако, применяя «ГДЗ Самостоятельные и контрольные работы по алгебре для 10-11 класса Ершова А.П., Голобородько В.В. (Илекса)», ученик сможет получить «отлично» за работу на уроке, а также:

  • глубже усвоить основные законы и формулы;
  • выполнить домашнее задание;
  • подготовиться к ЕГЭ;
  • поступить в престижный ВУЗ.

Все это возможно только в том случае, если школьник будет заниматься добросовестно, а не просто списывать правильные ответы. Решебник доступен онлайн с любого гаджета, что делает его удобным и незаменимым.

Решение логарифмических уравнений и систем уравнений. Подготовка к ЕГЭ

Разделы: Математика

Ученик проходит в несколько лет дорогу, на которую человечество употребило тысячелетие.
Однако его следует вести к цели не с завязанными глазами, а зрячим:
он должен воспринимать истину, не как готовый результат, а должен её открывать.
Учитель должен руководить этой экспедицией открытий, следовательно, также присутствовать
не только в качестве простого зрителя. Но ученик должен напрягать свои силы;
ему ничто не должно доставаться даром.
Даётся только тому, кто стремится.
(А. Дистервег)

Форма урока: комбинированный урок

Тип урока: Урок повторного контроля знаний.

Обобщение и закрепление пройденного материала.

Цели урока:

  • Образовательная — обобщение знаний учащихся по теме «Логарифмические уравнения и системы уравнений; закрепить основные приемы и методы решения логарифмических уравнений и систем уравнений; ознакомить учащихся с видами заданий повышенной сложности по данной теме в ЕГЭ.
  • Развивающая — развитие логического мышления для сознательного восприятия учебного материала, внимание, зрительную память, активность учащихся на уроке. Предоставить каждому из учащихся проверить свой уровень подготовки по данной теме.
  • Воспитывающая — воспитание познавательной активности, формирование личностных качеств: точность и ясность словесного выражения мысли; сосредоточенность и внимание; настойчивость и ответственность, положительной мотивации к изучению предмета, аккуратности, добросовестности и чувство ответственности. Осуществить индивидуальный подход и педагогическую поддержку каждого ученика через разноуровневые задания и благоприятную психологическую атмосферу.

Задачи урока:

  • выработать у учащихся умение пользоваться алгоритмом решения логарифмических уравнений.
  • осуществить формирование первоначальных знаний в виде отдельных навыков после определенной тренировки решения уравнений и систем уравнений.
  • познакомить учащихся с частными случаями и отработать навыки по решению таких уравнений и систем уравнений.

Методы и педагогические приемы:

  • Методы самообучения
  • Приемы устного опроса.
  • Приемы письменного контроля.
  • Коллективная учебная деятельность.
  • Организация работы в группах.
  • Повышение интереса к учебному материалу.

Оборудование:

  • компьютер, мультимедийный проектор и экран;
  • тетради;

Раздаточный материал: задания для самостоятельной работы.

План урока:

  1. Организационный момент (1 мин)
  2. Проверка домашнего задания (3 мин)
  3. Входной контроль (повторение теоретического материала) (15 мин)
  4. Этап обобщения знаний учащихся. Решение уравнений и систем уравнений (45 мин)
  5. Разноуровневая самостоятельная работа (проверка знаний учащихся) (20 мин)
  6. Итоги урока (4 мин)
  7. Домашнее задание (2 мин)

1. Организационный момент

Взаимное приветствие; проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания.

2. Проверка домашнего задания

Установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися; установить пробелы в знаниях.

3. Входной контроль (повторение теоретического материала)

Организация устной фронтальной работы с классом по повторению логарифмических формул и способов решения логарифмических уравнений.

Решение простейших уравнений:

а) и

б) и

2) Найдите Х, если х>0:

[1/5]

[4]

Перечислите: основные способы решения логарифмических уравнений.

Способы решения логарифмических уравнений

  • По определению логарифма.
  • Метод потенцирования.
  • Метод введения новой переменной.
  • Решение уравнений логарифмированием его обеих частей.
  • Функционально-графический способ.

На экране уравнения:

  1. log2(3 — 6x) = 3
  2. lg(х 2 — 2х) = lg (2х + 12)
  3. 5 х + 1 — 5 х — 1 = 24
  4. х lg х = 10000
  5. 3 2х + 5 = 3 х + 2 + 2
  6. log3 2 x — log3 x = 3
  7. log2x — log4x = 3
  8. 2 x = x 2 — 2x

Среди данных уравнений выбрать логарифмические. Определить способ решения каждого уравнения. Решите уравнения.

По окончанию работы правильность решения уравнений осуществляется с помощью экрана.

Устно ответить на следующие вопросы (если имеется не один корень):

  • Найти наименьший корень уравнения.
  • Найти сумму корней уравнения.
  • Найти разность корней уравнения.
  • Найти произведение корней уравнения.
  • Найти частное корней уравнения

Самооценка и взаимооценка деятельности учащихся (результаты заносятся в листы самоконтроля).

4. Этап обобщения знаний учащихся

Решение логарифмических уравнений из заданий ЕГЭ части В и С.

№ 1 (В) Найдите корень (или сумму корней, если их несколько) уравнения log6(3x + 88) — log6 11 = log6 x. [1]

№ 2 (B) Найдите произведение всех корней уравнения

. [1]

№ 3 (B) Найдите сумму корней уравнения = log4 (x — 3) + 2. [2]

№ 4 (C) найти наибольший корень уравнения: log2(2+5)+ log0,5(-х-0,5) = 1 [-4]

№ 5 (C) Решите уравнение — log6 x + 34 = () 2 + x. [2]

Уравнения №1-3 решает по два ученика на обратных крыльях доски с последующей проверкой решения всем классом.

Уравнение №4,5 решает ученик с подробным комментарием.

По окончании самооценка и взаимооценка учащихся (результаты заносятся в листы самоконтроля).

Простейшими логарифмическими уравнениями будем называть уравнения следующих видов:

log a x = b, a > 0, a 1.

log a f(x) = b, a > 0, a 1.

Эти уравнения решаются на основании определения логарифма: если logb a = c, то a = b c .

Решить уравнение log2 x = 3.

Решение. Область определения уравнения x > 0. По определению логарифма x = 2 3 , x = 8 принадлежит области определения уравнения.

Уравнения вида loga f(x) = b, a > 0, a 1.

Уравнения данного вида решаются по определению логарифма с учётом области определения функции f(x).

Обычно область определения находится отдельно, и после решения уравнения f(x) = a b проверяется, принадлежат ли его корни области определения уравнения.

Пример. Решить уравнение log3(5х — 1) = 2.

ОДЗ: 5х — 1 > 0; х > 1/5.

Пример. Решить уравнение

Решение. Область определения уравнения находится из неравенства 2х 2 — 2х — 1 > 0. Воспользуемся определением логарифма:

Применим правила действий со степенями, получим 2х 2 — 2х — 1 = 3. Это уравнение имеет два корня х = -1; х = 2. Оба полученные значения неизвестной удовлетворяют неравенству 2х 2 — 2х — 1 > 0, т.е. принадлежат области определения данного уравнения, и, значит, являются его корнями.

Уравнения этого вида решаются по определению логарифма с учётом области определения уравнения. Данное уравнение равносильно следующей системе

Чаще всего, область определения логарифмического уравнения находится отдельно, и после решения уравнения (f(x)) c = b или равносильного уравнения проверяется, принадлежат ли его корни найденной области.

Пример. Решить уравнение

Решение. Данное уравнение равносильно системе

Суть метода заключается в переходе от уравнения

На основании свойства монотонности логарифмической функции заключаем, что f(x) = g(x).

Нужно отметить, что при таком переходе может нарушиться равносильность уравнения. В данном уравнении f(x) > 0, g(x) > 0, а в полученном после потенцирования эти функции могут быть как положительными, так и отрицательными. Поэтому из найденных корней уравнения f(x) = g(x) нужно отобрать те, которые принадлежат области определения данного уравнения. Остальные корни будут посторонними.

Решение. Область определения уравнения найдётся из системы неравенств:

х> -1,5+ , х 2 — 3х — 5 = 7 — 2х,

х 2 — х — 12 = 0, откуда х1 = -3, х2 = 4. Число 4 не удовлетворяет системе неравенств.

Cведение уравнений к виду log a f(x) = log a g(x) с помощью свойств логарифмов по одному основанию.

Если уравнение содержит логарифмы по одному основанию, то для приведения их к виду log a f(x) = log a g(x) используются следующие свойства логарифмов:

logb a + logb c = logb (a*c), где a > 0; c > 0; b > 0, b 1,

logb a — logb c = logb (a/c), где a > 0; c > 0; b > 0, b 1,

m logb a = logb a m , где a > 0; b > 0, b 1; m R.

Пример 1. Решить уравнение log6 (x — 1) = 2 — log6 (5x + 3).

Решение. Найдём область определения уравнения из системы неравенств

Применяя преобразования, приходим к уравнению

log6 ((x — 1)(5x + 3)) = 2, далее, потенцированием, к уравнению

(х — 1)(5х + 3) = 36, имеющему два корня х = -2,6; х = 3. Учитывая область определения уравнения, х = 3.

Пример 2. Решить уравнение

Решение. Найдём область определения уравнения, решив неравенство (3x — 1)(x + 3) > 0 методом интервалов.

Учитывая, что разность логарифмов равна логарифму частного, получим уравнение log5 (x + 3) 2 = 0. По определению логарифма (х + 3) 2 = 1, х = -4, х = -2. Число х = -2 посторонний корень.

Пример 3. Решить уравнение log2 (6 — x) = 2 log6 x.

Решение. На области определения 0 2 , откуда х = -3, х = 2. Число х = -3 посторонний корень.

Метод потенцирования применяется в том случае, если все логарифмы, входящие в уравнение, имеют одинаковое основание. Для приведения логарифмов к общему основанию используются формулы:

Пример 1. Решить уравнение

Решение. Область определения уравнения 1 1. Приведём логарифмы к основанию 3, используя формулу (4).

Пример 3. Решить уравнение

Решение. Область определения уравнения x > -1, x 0. Приведём логарифмы к основанию 3, используя формулу (2).

Умножим обе части уравнения на log 3(x + 1) ? 0 и перенесем все слагаемые в левую часть уравнения. Получим (log 3(x + 1)-1) 2 = 0, откуда log 3(x + 1) = 1 и x = 2.

3. Введение новой переменной

Рассмотрим два вида логарифмических уравнений, которые введением новой переменной приводятся к квадратным.

где a > 0, a 1, A, В, Сдействительные числа.

Пусть t = loga f(x), t R. Уравнение примет вид t 2 + Bt + C = 0.

Решив его, найдём х из подстановки t = loga f(x). Учитывая область определения, выберем только те значения x, которые удовлетворяют неравенству f(x) > 0.

Пример 1. Решить уравнение lg 2 x — lg x — 6 = 0.

Решение. Область определения уравнения — интервал (0; ).Введём новую переменную t = lg x, t R.

Уравнение примет вид t 2 — t — 6 = 0. Его корни t1 = -2, t2 = 3.

Вернёмся к первоначальной переменной lg x = -2 или lg x = 3, х = 10 -2 или х = 10 3 .

Оба значения x удовлетворяют области определения данного уравнения (х > 0).

Пример 2. Решить уравнение

Решение. Найдём область определения уравнения

Применив формулу логарифма степени, получим уравнение

Так как х 2 — 4t + 4 = 0

имеет два равных корня t1,2 = 2. Вернёмся к первоначальной переменной log3 (-x) = 2, отсюда —х = 9, х = -9. Значение неизвестной принадлежит области определения уравнения.

где a > 0, a 1, A, В, Сдействительные числа, A 0, В 0.

Уравнения данного вида приводятся к квадратным умножением обеих частей его на loga f(x) 0. Учитывая, что loga f(x) logf(x) a=1

(свойство logb a = 1/ loga b), получим уравнение

Замена loga f(x)=t, t R приводит его к квадратному At 2 + Ct + B = 0.

Из уравнений loga f(x)= t1, logb f(x)= t2 найдем значения x и выберем среди них принадлежащие области определения уравнения:

f(x) > 0, f(x) 1.

Пример. Решить уравнение

Решение. Область определения уравнения находим из условий x+2>0, x+2 1, т.е. x >-2, x -1.

Умножим обе части уравнения на log5 (x+2) 0, получим

или, заменив log5 (x+2) = t, придем к квадратному уравнению

Возвращаемся к первоначальной переменной:

Оба корня принадлежат области определения уравнения.

ОДЗ: x > 0, х 1

Используя формулу перехода к новому основанию, получим

Ответ:

4. Приведение некоторых уравнений к логарифмическим логарифмированием обеих частей.

Переход от уравнения вида f(x) = g(x) к уравнению loga f(x) = loga g(x), который возможен если f(x) >0, g(x) >0, a >0, a 1, называется логарифмированием.

Методом логарифмирования можно решать:

Уравнения вида

Область определения уравнения — интервал (0, ). Прологарифмируем обе части уравнения по основанию a, затем применим формулы логарифма степени и произведения

Приведем подобные и получим линейное уравнение относительно loga x.

Пример. Решить уравнение 3 2log 4 x+2 =16x 2 .

Решение. Область определения x >0. Прологарифмируем обе части по основанию 4.

Используя свойства логарифмов, получим

Область определения уравнения — интервал (0, ). Прологарифмируем обе части уравнения по основанию a, получим

Применим формулы логарифма степени и логарифма произведения

Введем новую переменную t=loga x , t R. Решив квадратное уравнение At 2 + (B-а)t-loga C=0, найдем его корни t1 и t2. Значение x найдем из уравнений t1 = loga x и t2=loga x и выберем среди них принадлежащие области определения уравнения.

Пример 1. Решить уравнение

Решение. Область определения уравнения х > 0. Так как при х > 0 обе части уравнения положительны, а функция y = log3 t монотонна, то

Введём новую переменную t, где t = log3 x, t R.

Пример 2. Решить уравнение

Решение. Область определения уравнения х >1. Обе части уравнения положительны, прологарифмируем их по основанию 2, получим

Применим формулы логарифма степени и логарифма частного:

Введем новую переменную t=log2x, получим квадратное уравнение t 2 — 3t + 2 = 0,

1) Найти наибольший корень уравнения: lq(x+6) — 2 = 1 /2lq(2x -3) — lq25

3) Пусть (х0;y0) — решение системы уравнений

4) Пример .Решите систему уравнений

Решение. Решим эту систему методом перехода к новым переменным:

Заметим, что x>0 и у R является областью определения данной системы.

Логарифмируя обе части второго уравнения по основанию 3, получим:

Тогда по обратной теореме Виета переменные и и v являются корнями квадратного уравнения

z 2 -z-12 = 0

Следовательно, решения данной системы найдем как множество решений совокупности двух систем а) и б):

а) б)

Решениями указанных систем являются соответственно пары (27;4), (; -3).

Ответ: (27; 4), (; -3).

5) Пример. Решите систему уравнений

Перейдем к новым переменным:

x = 2 u >0, 1оg2 у = v, у = 2 v >0.

В новых переменных данная система имеет вид:

Следовательно, и и v являются корнями квадратного уравнения :

z 2 -42 + 3 = 0

Отсюда следует, что достаточно решить систему

Другое решение найдем из-за симметричности х и у, т. е. если (х; y) — решение, то (у; х) также является решением.

5. Самостоятельная работа.

1. Вычислите значение выражения: 11-3log3

2. Решите уравнения:

3.Решите систему уравнений :

1. Вычислите значение выражения: 13-3log2

2. Решите уравнения:

6.Подведение итогов урока:

Учитывая контингент учащихся данного класса, можно сделать вывод о том, что в целом учащиеся усвоили материал по данной теме.


источники:

http://gdz.fm/algebra/10-klass/samostoyatelnie-i-kontrolnie-raboti-ershova

http://urok.1sept.ru/articles/604860