Логарифмические уравнения
Прежде чем решать логарифмические уравнения, повторим еще раз определение логарифма и основные формулы.
Логарифм положительного числа b по основанию a — это показатель степени, в которую надо возвести a, чтобы получить b.
При этом 0,\;a> 0,\;a\neq 1′ alt=’b> 0,\;a> 0,\;a\neq 1′ />.
Обратим внимание на область допустимых значений логарифма:
Основное логарифмическое тождество:
Основные формулы для логарифмов:
(Логарифм произведения равен сумме логарифмов)
(Логарифм частного равен разности логарифмов)
(Формула для логарифма степени)
Формула перехода к новому основанию:
Мы знаем, как выглядит график логарифмической функции. Эта функция монотонна. Если основание логарифма больше единицы, логарифмическая функция монотонно возрастает. Если основание больше нуля и меньше единицы, логарифмическая функция монотонно убывает. И в любом случае каждое свое значение она принимает только один раз. Это значит, что если логарифмы двух чисел по какому-либо основанию равны, то равны и сами числа.
Все это пригодится нам в решении логарифмических уравнений.
Простейшие логарифмические уравнения
Основания логарифмов равны, сами логарифмы тоже равны – значит, равны и числа, от которых они берутся.
Обычно ученики запоминают это правило в краткой жаргонной формулировке: «Отбросим логарифмы!» Конечно, мы «отбрасываем» их не просто так, а пользуясь свойством монотонности логарифмической функции.
Решая логарифмические уравнения, не забываем про область допустимых значений логарифма. Помним, что выражение определено при 0,\;a> 0,\;a\neq 1′ alt=’b> 0,\;a> 0,\;a\neq 1′ />.
Очень хорошо, если вы, найдя корень уравнения, просто подставите его в уравнение. Если после такой подстановки левая или правая часть уравнения не имеют смысла – значит, найденное число не является корнем уравнения и не может быть ответом задачи. Это хороший способ проверки на ЕГЭ.
2. Решите уравнение:
В левой части уравнения – логарифм, в правой – число 7. Применив основное логарифмическое тождество, представим число 7 в виде . Дальше все просто.
3. Решите уравнение:
Видите число 2 перед логарифмом в правой части уравнения? Сейчас оно мешает вам «отбросить логарифмы». Что с ним сделать, чтобы в левой и правой частях были просто логарифмы по основанию 5? Конечно же, поможет формула для логарифма степени.
4. Решите уравнение:
Область допустимых значений: 0.’ alt=’4+x> 0.’ /> Значит, -4.’ alt=’x> -4.’ />
Представим 2 в правой части уравнения как — чтобы слева и справа в уравнении были логарифмы по основанию 5.
Функция монотонно возрастает и каждое свое значение принимает ровно один раз. Логарифмы равны, их основания равны. «Отбросим» логарифмы! Конечно, при этом -4′ alt=’x> -4′ />.
5. Решите уравнение:
Запишем решение как цепочку равносильных переходов. Записываем ОДЗ и «убираем» логарифмы:
0\\ x^<2>-4> 0\\ x^<2>+x=x^<2>-4 \end
Ответ: –4.
Заметим, что решения логарифмических уравнений лучше всего записывать в виде цепочки равносильных переходов. Это поможет нам не забыть про область допустимых значений.
Перейдем от логарифма по основанию 4 (в показателе) к логарифму по основанию 2. Мы делаем это по формуле перехода к другому основанию:
Запишем решение как цепочку равносильных переходов.
0 \end
Обратите внимание: переменная х и под логарифмом, и в основании логарифма. Мы помним, что основание логарифма должно быть положительно и не равно 1.
ОДЗ:
0\\ x> 0\\ x\neq 1 \end
Теперь можно «убрать» логарифмы.
— посторонний корень, поскольку должно выполняться условие 0′ alt=’x> 0′ />.
8. Решите уравнение .
ОДЗ уравнения: 0′ alt=’x> 0′ />
Сделаем замену . Как и в алгебраических уравнениях, мы делаем замену переменной всегда, когда только возможно.
Вернемся к переменной х:
Выражение под логарифмом всегда положительно – поскольку к неотрицательной величине прибавляем 25. Выражение под корнем в правой части также положительно. Значит, х может быть любым действительным числом.
Представим сумму логарифмов в левой части как логарифм произведения. В правой части – перейдем к логарифму по основанию 3. И используем формулу логарифма степени.
Такое уравнение называется биквадратным. В него входят выражения и . Сделаем замену
Вернемся к переменной х. Получим:
. Мы нашли все корни исходного уравнения.
Логарифмические уравнения могут встретиться вам и в задании №1 Профильного ЕГЭ по математике, и в задании №12. И если в задании №1 нужно решить простейшее уравнение, то в задаче 12 решение состоит из двух пунктов. Второй пункт – отбор корней на заданном отрезке или интервале.
Решение логарифмических уравнений. Часть 1
Решение логарифмических уравнений. Часть 1.
Логарифмическим уравнением называется уравнение, в котором неизвестное содержится под знаком логарифма ( в частности, в основании логарифма).
Простейшее логарифмическое уравнение имеет вид:
Решение любого логарифмического уравнения предполагает переход от логарифмов к выражениям, стоящим под знаком логарифмов. Однако это действие расширяет область допустимых значений уравнения и может привести к появлению посторонних корней. Чтобы избежать появления посторонних корней, можно поступить одним из трех способов:
1. Сделать равносильный переход от исходного уравнения к системе, включающей область допустимых значений уравнения:
в зависимости от того, какое неравенство или проще.
Если уравнение содержит неизвестное в основании логарифма:
,
то мы переходим к системе:
2. Отдельно найти область допустимых значений уравнения, затем решить уравнение и проверить, удовлетворяют ли найденные решения ОДЗ уравнения.
3. Решить уравнение, и потом сделать проверку: подставить найденные решения в исходное уравнение, и проверить, получим ли мы верное равенство.
Логарифмическое уравнение любого уровня сложности в конечном итоге всегда сводится к простейшему логарифмическому уравнению.
Все логарифмические уравнения можно условно разделить на четыре типа:
1 . Уравнения, которые содержат логарифмы только в первой степени. Они с помощью преобразований и использования свойств логарифмов приводятся к виду
Пример. Решим уравнение:
Внимание! Мы всегда ищем ОДЗ исходного уравнения, а не того, которое получится в процессе преобразований. То есть ОДЗ записываем перед тем, как переходим к решению уравнения.
Для упрощения вычислений давайте перенесем логарифмы с отрицательными коэффициентами в противоположную часть уравнения — из соображений, что умножать проще, чем делить:
Представим число 2 в виде логарифма по основанию 4:
Получим уравнение:
Приравняем выражения, стоящие под знаком логарифма:
Проверим, удовлетворяет ли наш корень ОДЗ уравнения:
Ответ: х=5
2 . Уравнения, которые содержат логарифмы в степени, отличной от 1 (в частности, в знаменателе дроби). Такие уравнения решаются с помощью введения замены переменной.
Пример. Решим уравнение:
Найдем ОДЗ уравнения:
Уравнение содержит логарифмы в квадрате, поэтому решается с помощью замены переменной.
Важно! Прежде чем вводить замену, нужно «растащить» логарифмы, входящие в состав уравнения на «кирпичики», используя свойства логарифмов.
При «растаскивании» логарифмов важно очень аккуратно применять свойства логарифмов:
Кроме того, здесь есть еще одно тонкое место, и, чтобы избежать распространенной ошибки, воспользуемся промежуточным равенством: запишем степень логарифма в таком виде:
.
Подставим полученные выражения в исходное уравнение. Получим:
Теперь мы видим, что неизвестное содержится в уравнении в составе . Введем замену: . Так как может принимать любое действительное значение, на переменную мы никаких ограничений не накладываем.
Раскроем скобки, приведем подобные члены и решим квадратное уравнение:
,
Вернемся к исходной переменной:
,
,
Ответ: ,
Решение логарифмических уравнений остальных типов мы рассмотрим здесь и здесь.
Лекция по математике тема: «Логарифмические уравнения»
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
«Актуальность создания школьных служб примирения/медиации в образовательных организациях»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: Логарифмические уравнения
1. Определение логарифмического уравнения
2. Решение простейших уравнений
4. C ведение уравнений к виду log a f ( x ) = log a g ( x ) с помощью свойств логарифмов по одному основанию.
5. Уравнения вида Alog a f ( x ) + Blog b g ( x ) + C = 0.
6. Введение новой переменной
Определение логарифмического уравнения
Уравнение, содержащее переменную под знаком логарифма, называется логарифмическим. Простейшим примером логарифмического уравнения служит уравнение вида log a x = b (где а>0, и а ≠1).
Функция у= log a x является возрастающей (или убывающей) на промежутке
(0; +∞) и принимает на этом промежутке все действительные значения. По теореме о корне) для любого b это уравнение имеет корень, и только один.
Решение простейших уравнений
Простейшими логарифмическими уравнениями будем называть уравнения следующих видов:
Эти уравнения решаются на основании определения логарифма:
Решение. Область определения уравнения x > 0. По определению логарифма x = 2 3 , x = 8 принадлежит области определения уравнения.
Уравнения данного вида решаются по определению логарифма с учётом области определения функции f ( x ). Уравнение равносильно следующей системе
Обычно область определения находится отдельно, и после решения уравнения f ( x ) = a b проверяется, принадлежат ли его корни области определения уравнения.
Пример 2.2. log 3 (5х – 1) = 2.
Решение: ОДЗ: 5х – 1 > 0; х > 1/5. log 3 (5х– 1) = 2, log 3 (5х – 1) = log 3 3 2 , 5х — 1 =9,
х = 2. Ответ: 2.
Решение. Область определения уравнения находится из неравенства 2 х 2 – 2 х – 1 > 0. Воспользуемся определением логарифма:
Применим правила действий со степенями, получим 2 х 2 – 2 х – 1 = 3. Это уравнение имеет два корня х = –1; х = 2. Оба полученные значения неизвестной удовлетворяют неравенству 2 х 2 – 2 х – 1 > 0, т.е. принадлежат области определения данного уравнения, и, значит, являются его корнями.
Уравнения этого вида решаются по определению логарифма с учётом области определения уравнения. Данное уравнение равносильно следующей системе
Чаще всего, область определения логарифмического уравнения находится отдельно, и после решения уравнения ( f ( x )) c = b или равносильного уравнения
проверяется, принадлежат ли его корни найденной области.
Решение. Данное уравнение равносильно системе
Ответ. x = 4.
Суть метода заключается в переходе от уравнения
не равносильно исходному.
На основании свойства монотонности логарифмической функции заключаем, что f ( x ) = g ( x ).
Переход от уравнения log a f ( x ) = log a g ( x ) к уравнению f ( x ) = g ( x ) называется потенцированием .
Нужно отметить, что при таком переходе может нарушиться равносильность уравнения. В данном уравнении f ( x ) > 0, g ( x ) > 0, а в полученном после потенцирования эти функции могут быть как положительными, так и отрицательными. Поэтому из найденных корней уравнения f ( x ) = g ( x ) нужно отобрать те, которые принадлежат области определения данного уравнения. Остальные корни будут посторонними.
Пример 3.1 log 3 ( x 2 – 3 x – 5) = log 3 (7 – 2 x ).
Решение. Область определения уравнения найдётся из системы неравенств
Потенцируя данное уравнение, получаем х 2 – 3 х – 5 = 7 – 2 х ,
х 2 – х – 12 = 0, откуда х 1 = –3, х 2 = 4. Число 4 не удовлетворяет системе неравенств. Ответ. х = –3.
Если уравнение содержит логарифмы по одному основанию, то для приведения их к виду log a f ( x ) = log a g ( x ) используются следующие свойства логарифмов:
Пример 4. 1. log 6 ( x – 1) = 2 – log 6 (5 x + 3).
Решение. Найдём область определения уравнения из системы неравенств
Применяя преобразования, приходим к уравнению
log 6 (( x – 1)(5 x + 3)) = 2, далее, потенцированием, к уравнению
( х – 1)(5 х + 3) = 36, имеющему два корня х = –2,6; х = 3. Учитывая область определения уравнения, х = 3. Ответ. х = 3.
Пример 4. 2.
Решение. Найдём область определения уравнения, решив неравенство
(3 x – 1)( x + 3) > 0 методом интервалов.
Учитывая, что разность логарифмов равна логарифму частного, получим уравнение log 5 ( x + 3) 2 = 0. По определению логарифма
( х + 3) 2 = 1, х = –4, х = –2. Число х = –2 посторонний корень.
Решение. На области определения 0 x x = x 2 , откуда х = –3, х = 2. Число х = –3 посторонний корень.
Метод потенцирования применяется в том случае, если все логарифмы, входящие в уравнение, имеют одинаковое основание. Для приведения логарифмов к общему основанию используются формулы:
Пример 5. 1.
Решение. Область определения уравнения 1 x
Так как 3 = log 2 8, то на области определения получим равносильное уравнение (2– x )/( x –1) = 8, откуда x = 10/9. Ответ. x = 10/9.
Пример 5. 2.
Решение. Область определения уравнения x > 1. Приведём логарифмы к основанию 3, используя формулу (4). Ответ. х = 6.
Пример 5. 3.
Решение. Область определения уравнения x > –1, x 0. Приведём логарифмы к основанию 3, используя формулу (2).
Умножим обе части уравнения на log 3 ( x + 1) 0 и перенесем все слагаемые в левую часть уравнения. Получим ( log 3 ( x + 1)–1) 2 = 0, откуда log 3 ( x + 1) = 1 и
Введение новой переменной
Рассмотрим два вида логарифмических уравнений, которые введением новой переменной приводятся к квадратным.
Уравнения вида где a > 0, a 1, A , В , С – действительные числа .
Решив его, найдём х из подстановки t = log a f ( x ). Учитывая область определения, выберем только те значения x , которые удовлетворяют неравенству f ( x ) > 0.
Пример 6. 1 . lg 2 x – lg x – 6 = 0.
Решение. Область определения уравнения – интервал (0; ).Введём новую переменную t = lg x , t R .
Уравнение примет вид t 2 – t – 6 = 0. Его корни t 1 = –2, t 2 = 3.
Вернёмся к первоначальной переменной lg x = –2 или lg x = 3,
х = 10 –2 или х = 10 3 . Оба значения x удовлетворяют области определения данного уравнения ( х > 0).Ответ. х = 0,01; х = 1000.
Пример 6. 2 .
Решение. Найдём область определения уравнения
Применив формулу логарифма степени, получим уравнени е
Так как х x | = – x и следовательно
Введём новую переменную t = log 3 (– x ), t R . Квадратное уравнение
t 2 – 4 t + 4 = 0имеет два равных корня t 1,2 = 2. Вернёмся к первоначальной переменной log 3 (– x ) = 2, отсюда – х = 9, х = –9. Значение неизвестной принадлежит области определения уравнения. Ответ. х = –9.
Уравнения вида где a > 0, a 1, A , В , С – действительные числа , A 0, В 0 .
Уравнения данного вида приводятся к квадратным умножением обеих частей его на log a f ( x ) 0. Учитывая, что log a f ( x ) log f ( x ) a = 1
Замена log a f ( x )= t , tR приводит его к квадратному At 2 + C t + B = 0.
Из уравнений log a f ( x )= t 1 , log b f ( x )= t 2 найдем значения x и выберем среди них принадлежащие области определения уравнения: f ( x ) > 0, f ( x ) 1.
Пример. 6.3
Решение. Область определения уравнения находим из условий x +2>0, x +2 1 , т.е. x >–2, x –1 . Умножим обе части уравнения на log 5 ( x + 2) 0, получим
или, заменив log 5 ( x + 2) = t , придем к квадратному уравнению t 2 – t – 2 = 0, t 1 = –1, t 2 =2.
Возвращаемся к первоначальной переменной:
Оба корня принадлежат области определения уравнения.
Упражнения для закрепления материала
1) ; 2) ; 3) ;
4) ; 5) ;
1. Сформулировать определение логарифмического уравнения.
2. Назвать основные методы решения логарифмических уравнений
1.Ш.А.Алимов, стр. 105-111 2 О.Н.Афанасьева, стор.2753-279 3.А.Г.Мерзляк, стор.202-2
http://ege-ok.ru/2012/02/06/reshenie-logarifmicheskih-uravneniy-1
http://infourok.ru/lekciya-po-matematike-tema-logarifmicheskie-uravneniya-716816.html