Логарифмические уравнения
Прежде чем решать логарифмические уравнения, повторим еще раз определение логарифма и основные формулы.
Логарифм положительного числа b по основанию a — это показатель степени, в которую надо возвести a, чтобы получить b.
При этом 0,\;a> 0,\;a\neq 1′ alt=’b> 0,\;a> 0,\;a\neq 1′ />.
Обратим внимание на область допустимых значений логарифма:
Основное логарифмическое тождество:
Основные формулы для логарифмов:
(Логарифм произведения равен сумме логарифмов)
(Логарифм частного равен разности логарифмов)
(Формула для логарифма степени)
Формула перехода к новому основанию:
Мы знаем, как выглядит график логарифмической функции. Эта функция монотонна. Если основание логарифма больше единицы, логарифмическая функция монотонно возрастает. Если основание больше нуля и меньше единицы, логарифмическая функция монотонно убывает. И в любом случае каждое свое значение она принимает только один раз. Это значит, что если логарифмы двух чисел по какому-либо основанию равны, то равны и сами числа.
Все это пригодится нам в решении логарифмических уравнений.
Простейшие логарифмические уравнения
Основания логарифмов равны, сами логарифмы тоже равны – значит, равны и числа, от которых они берутся.
Обычно ученики запоминают это правило в краткой жаргонной формулировке: «Отбросим логарифмы!» Конечно, мы «отбрасываем» их не просто так, а пользуясь свойством монотонности логарифмической функции.
Решая логарифмические уравнения, не забываем про область допустимых значений логарифма. Помним, что выражение определено при 0,\;a> 0,\;a\neq 1′ alt=’b> 0,\;a> 0,\;a\neq 1′ />.
Очень хорошо, если вы, найдя корень уравнения, просто подставите его в уравнение. Если после такой подстановки левая или правая часть уравнения не имеют смысла – значит, найденное число не является корнем уравнения и не может быть ответом задачи. Это хороший способ проверки на ЕГЭ.
2. Решите уравнение:
В левой части уравнения – логарифм, в правой – число 7. Применив основное логарифмическое тождество, представим число 7 в виде . Дальше все просто.
3. Решите уравнение:
Видите число 2 перед логарифмом в правой части уравнения? Сейчас оно мешает вам «отбросить логарифмы». Что с ним сделать, чтобы в левой и правой частях были просто логарифмы по основанию 5? Конечно же, поможет формула для логарифма степени.
4. Решите уравнение:
Область допустимых значений: 0.’ alt=’4+x> 0.’ /> Значит, -4.’ alt=’x> -4.’ />
Представим 2 в правой части уравнения как — чтобы слева и справа в уравнении были логарифмы по основанию 5.
Функция монотонно возрастает и каждое свое значение принимает ровно один раз. Логарифмы равны, их основания равны. «Отбросим» логарифмы! Конечно, при этом -4′ alt=’x> -4′ />.
5. Решите уравнение:
Запишем решение как цепочку равносильных переходов. Записываем ОДЗ и «убираем» логарифмы:
0\\ x^<2>-4> 0\\ x^<2>+x=x^<2>-4 \end
Ответ: –4.
Заметим, что решения логарифмических уравнений лучше всего записывать в виде цепочки равносильных переходов. Это поможет нам не забыть про область допустимых значений.
Перейдем от логарифма по основанию 4 (в показателе) к логарифму по основанию 2. Мы делаем это по формуле перехода к другому основанию:
Запишем решение как цепочку равносильных переходов.
0 \end
Обратите внимание: переменная х и под логарифмом, и в основании логарифма. Мы помним, что основание логарифма должно быть положительно и не равно 1.
ОДЗ:
0\\ x> 0\\ x\neq 1 \end
Теперь можно «убрать» логарифмы.
— посторонний корень, поскольку должно выполняться условие 0′ alt=’x> 0′ />.
8. Решите уравнение .
ОДЗ уравнения: 0′ alt=’x> 0′ />
Сделаем замену . Как и в алгебраических уравнениях, мы делаем замену переменной всегда, когда только возможно.
Вернемся к переменной х:
Выражение под логарифмом всегда положительно – поскольку к неотрицательной величине прибавляем 25. Выражение под корнем в правой части также положительно. Значит, х может быть любым действительным числом.
Представим сумму логарифмов в левой части как логарифм произведения. В правой части – перейдем к логарифму по основанию 3. И используем формулу логарифма степени.
Такое уравнение называется биквадратным. В него входят выражения и . Сделаем замену
Вернемся к переменной х. Получим:
. Мы нашли все корни исходного уравнения.
Логарифмические уравнения могут встретиться вам и в задании №1 Профильного ЕГЭ по математике, и в задании №12. И если в задании №1 нужно решить простейшее уравнение, то в задаче 12 решение состоит из двух пунктов. Второй пункт – отбор корней на заданном отрезке или интервале.
Логарифмические уравнения.Прототипы В 5
материал для подготовки к егэ (гиа) по алгебре (11 класс) по теме
Подготовка к ЕГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
42626_yu_5.docx | 104.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Проверочная работа по математике.
Тема: «Решение логарифмических уравнений». Задания В5 из открытого банка заданий ЕГЭ(http://mathege.ru/)
Задание В5 в ЕГЭ проверяет умение решать простейшие уравнения. Данная разработка посвящена одному из разделов задания В5 – это решение логарифмических уравнений.
Основной задачей является:
— проверка качества знаний и умений учащихся;
-повышение вычислительной культуры учащихся
Представленная проверочная работа состоит из 4вариантов, в каждом из которых по 13 заданий. Задания данной работы соответствуют прототипам заданий В5 из открытого банка заданий ЕГЭ по математике. Данный материал можно использовать при подготовке к ЕГЭ. Для удобства проверки приведены ответы
Тест по логарифмическим уравнениям, задания В5 из открытого банка заданий ЕГЭ вариант1
- Найдите корень уравнения .
- Найдите корень уравнения .
- Найдите корень уравнения .
- Найдите корень уравнения .
- Найдите корень уравнения .
- Найдите корень уравнения .
- Найдите корень уравнения .
- Решите уравнение .
- Решите уравнение .
- Решите уравнение . Если уравнение имеет более одного корня, в ответе укажите меньший из них.
- Решите уравнение . Если уравнение имеет более одного корня, в ответе укажите меньший из них.
- Найдите корень уравнения .
- Найдите корень уравнения .
Тест по логарифмическим уравнениям, задания В5из открытого банка заданий ЕГЭ вариант2
- Найдите корень уравнения .
- Найдите корень уравнения .
- Найдите корень уравнения .
- Найдите корень уравнения .
- Найдите корень уравнения .
- Найдите корень уравнения .
- Найдите корень уравнения .
- Решите уравнение .
- Решите уравнение .
- Решите уравнение . Если уравнение имеет более одного корня, в ответе укажите меньший из них.
- Решите уравнение . Если уравнение имеет более одного корня, в ответе укажите меньший из них.
- Найдите корень уравнения .
- Найдите корень уравнения .
Тест по логарифмическим уравнениям, задания В5 из открытого банка заданий ЕГЭ вариант3.
- Найдите корень уравнения .
- Найдите корень уравнения .
- Найдите корень уравнения .
- Найдите корень уравнения .
- Найдите корень уравнения .
- Найдите корень уравнения .
- Найдите корень уравнения .
- Решите уравнение .
- Решите уравнение .
- Решите уравнение . Если уравнение имеет более одного корня, в ответе укажите меньший из них.
- Решите уравнение . Если уравнение имеет более одного корня, в ответе укажите меньший из них.
- Найдите корень уравнения .
- Найдите корень уравнения .
Тест по логарифмическим уравнениям, задания В5 из открытого банка заданий ЕГЭ вариант4
- Найдите корень уравнения .
- Найдите корень уравнения .
- Найдите корень уравнения .
- Найдите корень уравнения .
- Найдите корень уравнения .
- Найдите корень уравнения .
- Найдите корень уравнения .
- Решите уравнение .
- Решите уравнение .
- Решите уравнение . Если уравнение имеет более одного корня, в ответе укажите меньший из них.
- Решите уравнение . Если уравнение имеет более одного корня, в ответе укажите меньший из них.
- Найдите корень уравнения .
- Найдите корень уравнения .
Логарифмы в заданиях ЕГЭ
Презентация к уроку
Метод решения хорош, если с самого начала мы можем предвидеть –
и в последствии подтвердить это, — что, следуя этому методу, мы достигнем цели.
Г.Лейбниц
ТИП УРОКА: Закрепление и совершенствование знаний.
ЦЕЛИ:
- Дидактическая — Повторить и закрепить свойства логарифмов; логарифмические уравнения; закрепить методы решения наибольшего и наименьшего значения функции; совершенствовать применение полученных знаний при решении задач ЕГЭ С1 и С3;
- Развивающая — Развитие логического мышления, памяти, познавательного интереса, продолжить формирование математической речи и графической культуры, вырабатывать умение анализировать;
- Воспитательная — Приучать к эстетическому оформлению записи в тетради, умению общаться, прививать аккуратность.
Оборудование: классная доска, компьютер, проектор, экран, карточки с заданиями теста, с заданиями для работы всех обучающихся.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, коллективная.
ХОД УРОКА
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
2. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ
3. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
3. работа личных кабинетов в Интернет (просмотр результатов)
4. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
Проанализировать: в каких заданиях ЕГЭ встречаются логарифмы.
(В-7-простейшие логарифмические уравнения
В-11-преобразование логарифмических выражений
В-12- задачи физического содержания, связанные с логарифмами
В-15- нахождение наибольшего и наименьшего значения функции
С-1- тригонометрические уравнения, содержащие логарифм
С-3 – система неравенств, содержащая логарифмическое неравенство)
На данном этапе проводится устная работа, в ходе которой учащиеся не только вспоминают свойства логарифмов, но и выполняют простейшие задания ЕГЭ.
1) Определение логарифма. Какие вы знаете свойства логарифма? (и условия ?)
5. УСТНАЯ РАБОТА для всех обучающихся.
Вычислить устно: (задания В-11)
6. Самостоятельная деятельность учащихся по решению заданий.
В-7 с последующей проверкой
Решите уравнения (первые два уравнения проговаривают устно, а остальные решает самостоятельно весь класс и записывает решение в тетрадь):
После проверки с места 3-5 уравнений, ребятам предлагается доказать, что уравнение не имеет решения (устно)
7. Решение В-12 (задачи физического содержания, связанные с логарифмами).
Весь класс решает задачу (у доски 2 человека: 1-й решает вместе с классом, 2-й решает аналогичную задачу самостоятельно)
8. УСТНАЯ РАБОТА (вопросы)
Вспомнить алгоритм нахождения наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке и на промежутке.
Работа на доске и в тетради.
(прототип В15 — ЕГЭ)
(Пока ученики работают у доски, 4-м учащимся даются карточки с аналогичными заданиями)
9. Мини-тест с самоконтролем.
http://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2013/11/10/logarifmicheskie-uravneniyaprototipy-v-5
http://urok.1sept.ru/articles/668869