Макать уравнение забирать зоревать предсказание

Макать уравнение забирать зоревать предсказание

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) м..кать (в молоко), ур..внение

2) заб..рать, з..ревать

3) м..кароны, ч..ртить

4) н..тюрморт, м..даль

5) предск..зание, д..летант

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведём верное написание:

1. макать (в молоко), уравнение — ЧГ

2. забирать, зоревать (исключение) — ЧГ

3. макароны — НГ, чертить (чЕртит) — ПГ

4. натюрморт, медаль — НГ

5. предсказание (скАжет) — ПГ, дилетант — НГ

ЗАДАНИЕ 9 ЕГЭ. БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ. ОБОБЩЕНИЕ.

При анализе слов, данных в девятом задании, нужно помнить, что в одном слове при наличии в корне нескольких гласных одновременно могут встретиться и гласная, проверяемая ударением, и гласная, не проверяемая ударением. Наличие в корне одной проверяемой гласной не исключает возможности наличия в нём другой — непроверяемой. Это означает, что такое слово может удовлетворять разным условиям задания: оно может находиться в ряду, в котором все слова содержат проверяемую гласную, и в ряду, в котором все слова содержат непроверяемую гласную. Например, в слове ПРОПАГАНДИРОВАТЬ первая О, вторая А — непроверяемые гласные, а третья гласная А — проверяемая словом пропагАнда. Если такое слово встретилось в строке, оно может оказаться и в задании «Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная непроверяемая гласная корня», и в задании «Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня». Поэтому необходимо проанализировать все слова в строке, а потом уже принимать решение об ответе.

Общее понятие о корне как части слова

Корень — это главная значимая часть слова, которая выражает основное значение данного слова и общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Именно общее значение, а не внешний вид корня (или его части) позволяет отнести то или иное слово к родственным (или однокоренным) словам. В русском языке немало корней, которые пишутся одинаково, но имеют совершенно разные значения. Например, буквосочетание ГОР встречается в тысячах слов, является корнем в словах ГОРЕТЬ, ГОРЕ, ГОРА и однокоренных к ним. Но это не один и тот же корень, а разные, ведь по смыслу слова ГОРЕТЬ, ГОРЕВАТЬ, ГОРА не имеют ничего общего. Этот факт играет огромную роль в написании корней с безударной гласной. Так, в приведённом ряду слов для каждого слова свой отдельный способ проверки: гор еть (корень с чередованием), гор евать (проверочное слово гО́ре), гор а (гО́рный).

В задании 8 встречаются:

Для успешного выполнения задания необходимо:

— уметь определять тип корня;

— применять правила, регулирующие написания того или иного типа корня.

В зависимости от типа корня существуют различные правила написания безударных гласных в корнях слов.

8.1. Безударные гласные, проверяемые ударением

Краткое обозначение в пояснении ПГ

В соответствии с общим правилом написание букв на месте безударных гласных в корнях устанавливается путем проверки словами и формами с тем же корнем, в которых проверяемый гласный находится под ударением, например: леса (лес), лиса (ли́сы), ; холодильник (хо́лод, холо́дный), принести (принёс), выполнять (полный). Это правило отрабатывается на протяжении всего школьного курса русского языка, а начиналось изучение в начальной школе. Все помнят правило:

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно изменить слово или подобрать родственное так, чтобы на эту гласную падало ударение.

Например: в корне слова пот. плело будет писаться буква е, так как в однокоренном слове тЁплый под ударением слышится и пишется ё (для проверки корней е и ё равнозначны); в корне слова прит. рм..зить будут писаться две буквы о, так как в однокоренных словах тОрмоз и затормОженный под ударением слышится и пишется о

Но вот то ли ударения ставить не умеем, то ли запас слов настолько мал, что не удаётся подобрать проверочное слово, то ли не понимаем, где слова родственные, а где нет, но традиционно процент успешного выполнения этого задания низок. Самая распространённая ошибка состоит в том, что проверочное слово подбирается исходя только из внешнего сходства корней, без учёта значения. Общее значение — вот что важно. Именно поэтому слова лилия и лиловый; бежать и бежевый; кофта и кафтан, ветеран и ветер и многие другие не могут быть проверочными друг для друга

ПРИМЕЧАНИЯ
Безударные гласные корня в словах, близких по звучанию, но разных по значению пишутся по-разному: залезать (в карман) – зализать (раны), отварить (картофель) – отворить (дверь), поласкать (кошку) – полоскать (рот), разредить (всходы) – разрядить (ружье), умалять (значение) – умолять (о пощаде), примерятье́ра) костюм – примирятьир) соседей; развеваетсяе́ять) флаг – развивается (разви́тие) промышленность. Слово, стоящее в скобках, помогает понять смысл слова с пропущенной буквой.

Гласную о в неударяемых корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять формами несовершенного вида на –ывать (–ивать), например: опоздать (поздний, хотя опаздывать), раскроить (кройка, хотя раскраивать).

Если в корне пишется ё, то в безударном положении в однокорневых словах следует писать е: испещрённый (пёстрый), звездопад (звёзды), весенний ( вёсны), гнездиться ( гнёзда)

Безударные а — о в корнях с неполногласными сочетаниями ра, ла (брадобрей, прекратить, влачить, облако ) нельзя проверять соответствующими полногласными сочетаниями в корне оро, оло (борода, укоротить, волоку, оболочка). Неполногласные сочетания характерны для старославянских корней, и в них всегда пишется а.

Не стоит слепо проверять иностранные слова друг другом. В некоторых словах иноязычного происхождения с выделяемым только этимологически суффиксом написание безударной гласной нельзя проверять однокоренным словом, если проверяемая и проверочная гласные входят в состав суффиксов различного происхождения, например: абонемент (-емент восходит к французскому суффиксу), хотя абонировать (-ировать восходит к немецкому суффиксу); аккомпанемент, хотя аккомпанировать. Сравните также также аналогичное явление в составе иноязычного корня дезинфицировать, хотя дезинфекция. Сохраняется гласная корня в словах инъекция — инъецировать, проекция —проецировать и некоторых других. Желание проверить слово президент словом президиум также сомнительно, так как эти слова родственны лишь в языке−источнике, а в русском языке НЕТ (или пока нет) ни одного словаря, где бы эти слова трактовались как родственные.

Недопустимо проверять иноязычные слова сокращёнными словами, возникшими в разговорной речи. Так, слово компьютер нельзя проверить словом комп (нет такого слова в гнезде родственных слов, да и в словарях его нет; нельзя проверить слово интеллигент словом интел (слова «интел» не существует).

ВНИМАНИЕ! В слове «сомнение» согласно словообразовательному словарю А. Н. Тихонова корень «сомне», поэтому гласная Е в слове является корневой и может быть проверена.

8.2. Безударные гласные, не проверяемые ударением

Краткое обозначение в пояснении НГ

Наряду со словами, которые можно проверить однокоренными словами или путём изменения его формы, существует целый ряд слов, написание которых не подчинятся никаким правилам с точки зрения современного языка. Было бы замечательно, если бы существовал единый список слов, обязательных для запоминания, и он публиковался в учебниках и пособиях для подготовки к ЕГЭ. Но такого списка нет, во всяком случае, пока. В этом ряду есть и исконно русские слова, и заимствованные, и их количество продолжает расти за счёт слов иностранного происхождения. Здесь совет только один: не пытайтесь проверять непроверяемое. Как правило, в заданиях ЕГЭ проверяемые слова находятся быстро, их проверить ЛЕГКО. Написание слов с непроверяемой гласной в корне проверяется только по орфографическому словарю.

8.3. Безударные гласные в корнях с чередованием

Краткое обозначение в пояснении ЧГ

Помимо корней с безударными гласными, проверяемыми ударением, и тех, которые проверить нельзя, существуют корни с различными чередованиями гласных. Написание букв на месте безударных гласных подчиняется традиции. Проверять слова с чередующейся гласной ударением (путём подбора родственных слов) − грубая ошибка.

Все чередующиеся корни следует выучить наизусть.. Поделим их на типы.

7. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) эксп..римент, препод..вать, прик..сновение, отр..сль
2) оп..раясь, выр..сти, заг..рает, зап..реть
3) р..сток, уг..сать, игн..рировать, п..рина
4) соб..рёшь, безотл..гательный, ск..чок, р..внина
5) изм..рять, д..агональ, р..скошный, сокр..щать

8. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) м..кать (в молоко), ур..внение, пон..мание, выр..стут
2) заб..рать, з..ревать, выск..чить, к..саться
3) м..кароны, ч..ртить, инж..нер, к..пуста.
4) н..тюрморт, м..даль, ор..гинальный, ф..олетовый
5) предск..зание, д..летант, погл..щать, пром..кашка.

9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) спл..шной, ст..дион, опл..тить, вым..кнуть
2) эп..демия, п..литра, игн..рировать,б..дминтон
3) прец..дент, п..ртфель,г..рбарий, с.мметрия
4) бл..стать, подст..лить,переск..чить, б..говая
5) пласт..лин, т..ржественный,в..негрет, ф..нтан

10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) авиак..мпания, импр..визация, апл..дисменты,б..тарея
2) оз..риться, прост..раться, выск..чка, р..стовщик
3) опп..нент, д..скуссия,п..лисадник, т..тальный
4) стр..жайший, приз..млённый, сл..жившийся, п..ровать
5) м..раж, при..ритет, ф..нтазия,г..лерея.

Макать уравнение забирать зоревать предсказание

Чтобы купить курс,
пожалуйста, войдите
или зарегистрируйтесь

Быстрая регистрация

Русский язык (Вариант 1)

Приобретите наш курс

Для продолжения просмотра купите полный курс
наших видеоуроков

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6

Ука­жи­те ва­ри­ан­ты от­ве­тов, в ко­то­рых во всех сло­вах од­но­го ряда про­пу­ще­на че­ре­ду­ю­ща­я­ся глас­ная корня. За­пи­ши­те но­ме­ра от­ве­тов.

1) м..кать (в мо­ло­ко), ур..вне­ние

2) заб..рать, з..ре­вать

3) м..ка­ро­ны, ч..ртить

4) н..тюр­морт, м..даль

5) предск..зание, д..ле­тант

Русский язык ЕГЭ

Посмотрите видеоурок по этой теме

1.Корни с чередованием

— Гар//гор, клан//клон, твар//твор: под ударением пишется та гласная, которая слышится, без ударения пишется о : склониться, кланяться, поклон, загар, загорелый, тварь, творчество, творить.

— Зар//зор: под ударением пишется та гласная, которая слышится, без ударения пишется а- :зарево, зарница, зорька.

Лаг//лож: перед -г- пишется -а- , перед -ж- пишется -о- : предлагать, предложить.

Мак//мок: -мак пишется в глаголах со значением «погружать в жидкость», -мок пишется в глаголах со значением «пропускать жидкость»: туфли промокли, макать в краску.

— Плав//плов: -плов пишется в словах пловчиха и пловец, а также во всех производных от них словах, в остальных случаях пишется -плав : плавать, плавучий.

— Равн//ровн: -равн пишется в словах со значением «равный, одинаковый, наравне», -ровн пишется в словах со значением «прямой, ровный, гладкий»: подровнять, наравне.

Искл: равнина.

— Раст//рос//ращ: перед -ст- и -щ- пишется а- , перед с--о- : расти, наращение, водоросли.

Искл: отрасль, Ростов, росток, Ростислав, ростовщик.

— Кас//кос: пишется -а- , если дальше следует суффикс -а- , в остальных случаях пишется -о- : касаться, коснуться.

— Скак//скоч: перед к- пишется а- , перед ч пишется о- : скакать, подскочить.

— Бер//бир, дер//дир, мер//мир, пер//пир, тер//тир, блест//блист, жег//жиг, стел//стил, чет//чит: пишется -и- , если дальше следует суффикс -а- : собирать, соберу.

Искл: сочетать, сочетание.

— А(я) -им//а(я) – ин: в корнях с указанным чередованием пишутся -им-, -ин-, если дальше следует суффикс -а- : пожать — пожимать, начать – начинать. В производных формах написание сохраняется, если даже дальше не следует суффикс -а- : подниму, сниму и т.д.

2. Проверяемые гласные в корне

Чтобы проверить безударную гласную в корне, нужно подобрать такое однокоренное слово, в котором на эту гласную падает ударение.

Стр..жайший — стрОго, приз..мленный — зЕмли.

3. Непроверяемые гласные в корне (словарные слова)

Написание гласных в словарных необходимо запоминать. Проверить их невозможно.

Образец оформления

— Гар//гор, клан//клон, твар//твор

выделить корень, поставить ударение, подчеркнуть вставленную букву

— Зар//зор: выделить корень, поставить ударение, подчеркнуть вставленную букву

Лаг//лож: выделить корень, подчеркнуть вставленную букву одной чертой, согласную на конце корня — двумя чертами.

Мак//мок: выделить корень, подчеркнуть вставленную букву, указать значение слова

— Плав//плов: выделить корень, подчеркнуть вставленную букву, написать слово «запомнить»

— Равн//ровн: выделить корень, подчеркнуть вставленную букву, указать значение слова

— Раст//рос//ращ:

выделить корень, подчеркнуть вставленную букву одной чертой, согласную на конце корня — двумя чертами.

— Кас//кос: выделить корень, подчеркнуть вставленную букву, выделить суффикс «а» (если суффикса «а» нет, указать это в скобочках)

— Скак//скоч:

выделить корень, подчеркнуть вставленную букву одной чертой, согласную на конце корня — двумя чертами.

— Бер//бир, дер//дир, мер//мир, пер//пир, тер//тир, блест//блист, жег//жиг, стел//стил, чет//чит: выделить корень, подчеркнуть вставленную букву, выделить суффикс «а» (если суффикса «а» нет, указать это в скобочках)

— А(я) -им//а(я) – ин: выделить корень, подчеркнуть вставленную букву, выделить суффикс «а» (если суффикса «а» нет, указать это в скобочках)

Провряемые гласные в корне: подчеркнуть вставленную букву, написать в скобочках проверочное слово, выделить корни и поставить ударение в обоих словах.

Непровряемые гласные в корне: подчеркнуть вставленную букву, написать в скобочках «с.с.» (словарное слово)

Приведём верное написание:

1. макать (в молоко), уравнение — ЧГ

2. забирать, зоревать (исключение) — ЧГ

3. макароны — НГ, чертить (чЕртит) — ПГ

4. натюрморт, медаль — НГ

5. предсказание (скАжет) — ПГ, дилетант — НГ


источники:

http://znanija.site/russkii-yazyk/32059687.html

http://5splusom-school.ru/variant/525/9/1/