Сказка «Случай на острове Уравнения»
Много есть островов: Чистописания, Произношения, Сложения, Деления, Единиц, Десятков… Но есть один особенный, именуемый Уравнением. Всё в нём поровну, по-честному. И это очень важно!
Однажды ранней осенью, когда листья кружат в небе, словно птицы, и падают на землю, словно капли дождя, на острове Уравнения встретились цифры. Их корабль попал в шторм, разбился о риф. Но цифры чудом спаслись и вышли на берег незнакомого им острова. Когда они поняли, что произошло великое чудо под названием спасение, то очень обрадовались. И стали думать, как им вернуться на свои острова. Подумали, подумали и решили строить плот, да такой, чтобы все смогли на нём поместиться. Вот тут –то и произошло самое страшное: цифры повздорили, решая кто будет носить деревья, а кто просто руководить процессом.
Сотни решили так:
— Мы значительнее, больше — значит важнее. И из этого следует, что нам не подобает с единицами и десятками стройкой заниматься.
Единицы не унимались:
— Ах, значит на острове сложения мы с десятками вам очень были важны, а теперь вам с нами не по рангу работать.
Пока цифры спорили, из-за куста желтеющего терновника появились три не известные никому особы. Цифры остолбенели — неизвестные подошли поближе.
— Здравствуйте,- произнесли неизвестные, — рады вас видеть на нашем острове.
Цифры смотрели с удивлением: вроде бы где-то встречали уже этих особ, но где не помнят.
— Мы латинские буквы Х, У, Z, -проговорил Х,- и м обозначаем неизвестное в уравнении. А находитесь вы на острове Уравнения. Ещё Ньютон говорил: « Чтобы решить вопрос, относящийся к числам или отвлечённым отношениям величин, нужно лишь перевести задачу с родного языка на язык алгебраический». Мы услышали ваш спор и поспешили вам помочь.
-Сколько нужно единиц прибавить к девяти десяткам и трём единицам, — обратился к гостям У, — чтобы получилась одна сотня и две единицы?
Z начертил на песке уравнение Х+93=102
— Девять единиц,- ответили сотни.
— Вот видите, вы все незаменимы. Мы представляем собой нечто неизвестное, но всё-таки не умаляем своего достоинства. И вы не должны ставить кого-то выше себя или недооценивать окружающих.
Призадумались цифры, и правда, если бы не было десяток и единиц, нельзя было бы рассмотреть состав сотен. А если бы не было единиц, никто бы не смог рассмотреть состав десяток.
— Спасибо вам X,У, Z ,- сказали хором цифры, — ведь только благодаря вам мы поняли, что были неправы.
Наши герои обняли и общими усилиями построили плот. Теперь они могут покинуть остров, который их «уравнял», пусть даже и просто на простом математическом примере.
Урок-сказка по математике «Решение уравнений». 5-й класс
Класс: 5
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (387 кБ)
Тип урока: урок повторения и закрепления знаний.
Форма урока: урок-сказка
Цель урока:
- проверить навыки решения линейных уравнений (трех и более шаговых), умение составлять уравнение по условию задачи; упрощение выражений;
- c помощью игры развивать внимательность, сосредоточенность и дисциплинированность;
- воспитывать чувство дружбы, взаимопомощи;
- вырабатывать привычку сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание школьников;
- развитие любознательности, развитие глубокого познавательного интереса к математике.
Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. У нас сегодня с вами урок – сказка.(Слайд 1). А в гостях у нас герой из русской народной сказки. А кто он и из какой сказки вам предстоит сейчас выяснить, решив уравнения и расшифровав название сказки. (Слайды 2;3)
№1. Решите уравнения: (дети самостоятельно решают уравнения, а затем заполняют таблицу)
а) 63 – р = 23 | б) у : 12 = 7 | в) 6х = 1236 | г) 65 + у = 134 | д) х + 605 = 700 |
р = 40 | у = 84 | х = 206 | у = 69 | х = 95 |
К | Б | О | Л | Е |
е) у – 169 = 321 | ж) 1442 : р = 14 |
у = 490 | р = 103 |
Н | И |
40 | 206 | 69 | 206 | 84 | 206 | 40 |
К | О | Л | О | Б | О | К |
Итак, у нас сегодня в гостях КОЛОБОК – герой русской народной сказки с одноименным названием. (Слайд 4) Но скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Ребята, напомните мне, пожалуйста, начало этой сказки.
Жили-были старик со старухой. Вот просит старик:
– Испеки мне, старуха, колобок.
– Да из чего испечь – то? – отвечает ему старуха. – Муки – то нет.
– Эх, старуха! По амбару помети, по сусекам поскреби – вот и наберется.
Старуха так и сделала. Испекла колобок и положила его на окошко остудить. Надоело колобку на окошке лежать, он и покатился с окна на завалинку, с завалинки на травку, с травки на дорожку, и покатился по дорожке.
Катится Колобок по дорожке, а на встречу ему. Кто шел на встречу Колобку?
– Что говорит заяц?
– А что ответил колобок?
– Что стал делать Заяц?
– Вот и не угадали. В этой сказке все звери любят математику. Заяц говорит:
– Не хочу твою песенку слушать, вот, если решишь мои задания, то я тебя отпущу. Пригорюнился Колобок: как же справиться с заданием? Давайте поможем Колобку.
№2. Упростите выражение:
- 63 + 48у – 12у – 29 – 18у = 18у + 34
- 3а + 48 – а + 17 = 2а + 65
- 350 * m * 2 = 700m
- х * 4у * 13 = 52ху
Молодцы! Хорошо справились с заданием Зайца. И покатился Колобок дальше, только Заяц его и видел. Катится, а на встречу ему Волк.
– Колобок, Колобок, я тебя съем.
– Не ешь меня, серый Волк, я тебе песенку спою.
– Не нужна мне твоя песенка. Ты мне лучше уравнения реши. (Слайд 6)
№3. Решите уравнение:( дети самостоятельно решают уравнения в тетрадях, а два ученика за отворотными досками для дальнейшей проверки)
1) 17(3х – 16) – 469 = 1299 | 2) 279 + 8(133 – 5х) = 1143 |
17(3х – 16) = 1768 | 8(133 – 5х) = 1143 |
3х – 16 = 104 | 133 – 5х = 108 |
3х = 120 | 5х = 25 |
х = 40 | х = 5 |
Помогли мы Колобку справиться и этими заданиями. Покатился Колобок дальше: только Волк его и видел. Катится Колобок, а навстречу ему Медведь.(Слайд 7)
– Колобок, Колобок, я тебя съем.
– Ну, где тебе косолапому меня съесть: я от Зайца ушел, я от Волка ушел и от тебя уйду. Мои друзья мне помогут. Задавай свои задания.
№4. Выполните действия:
12 мин 54 с+ 4 мин 32 с – 11 мин 30 с = 5 мин 56 с
7 сут 2 ч : 17 = 10 ч
И покатился Колобок дальше. Медведь только вслед ему посмотрел. Катится Колобок, а навстречу ему Лиса. (Слайд 8)
– Здравствуй, Колобок! Какой ты пригожий, румяный.
Колобок рад, что его похвалили, и запел свою песенку. А Лиса слушает и ухмыляется.
– Славная песенка. Да только, голубчик, я песенки не люблю. Моя страсть – задачи по математике. Вот если решишь мою задачку, то скатертью дорога.
Загрустил Колобок. Ребята, давайте выручим Колобка все мы дружно!
(Ученики, работая в тетрадях и на доске, составляют краткую запись условия и уравнение. Проверка краткой записи и уравнения осуществляется через проектор. По краткой записи ученики дают устное описание задачи).
№5. Решите задачу:
Волк пригласил на свой день рождения 28 аппетитных гостей: поросят, козлят и девочек в красных шапочках. Поросят было в 2 раза меньше, чем девочек, а козлят на 4 больше, чем поросят. Сколько козлят, поросят и девочек пригласил волк на день рождения?
Значит, Волк пригласил к себе в гости 6 поросят, 10 козлят и 12 девочек в красных шапочках.
Ответ. 6 поросят; 10 козлят; 12 девочек.
Итог. Колобок говорит всем большое спасибо.(Слайд 9) Он довольный и радостный покатился искать себе новых друзей. Вот и сказке коней, а кто работал – тот МОЛОДЕЦ.
Домашнее задание. Составить задачу со сказочными персонажами.
Литература.
- Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика. 5 класс. – М.: издательство “Ювента”, 2010.
- Ершова А.П., Голобородько В.В. Самостоятельные и контрольные работы по математик для 6 класса. – М.: Илекса, 2009.
Урок-сказка по математике в 5 классе на тему «Уравнения»
методическая разработка (5 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-skazka_v_5_klasse.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-сказка по математике
по теме «Уравнение»
- Совершенствовать умения решать уравнения, используя нахождение компонентов при сложении и вычитании.
- Вырабатывать умения решать уравнения в два действия.
- Совершенствовать умения решать задачи составлением уравнения.
- Развивать логическое мышление.
- Воспитывать интерес к математике.
Учитель: Бирюков ПВ
II. Постановка цели урока.
— Сегодня у нас необычный урок, урок-сказка. На этом уроке мы с вами будем решать уравнения и задачи с помощью уравнений.
III. Работа над изученным материалом.
— В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жили-были Иван-царевич и Василиса Прекрасная. Всё у них в царстве было хорошо. Но вдруг нежданно-негаданно откуда-то появился Змей-Горыныч и унёс Василису Прекрасную к себе в подземелье, заточил в темницу. И пришлось Ивану-царевичу идти спасать Василису. Долго ль сказка сказывается, да не быстро дело делается. Съел Иван-царевич все припасы, истоптал башмаки, а до Змея-Горынычева царства далеко. Попадается Ивану чудесная яблоня. Яблоки волшебные наливные, съесть их можно только, правильно решив задание. Давайте же поможем Ивану-царевичу. (На доске яблоня, в прорезях яблоки, на обратной стороне яблок написаны задания. Устная работа).
- — Что такое уравнение? (Уравнение-это равенство, содержащее букву, значение которой надо найти).
- — Что называется корнем уравнения? (Значение буквы, при котором из уравнения получается верное числовое равенство, называют корнем уравнения).
- — Что, значит, решить уравнение? (Решить уравнение – значит, найти все корни или убедиться, что это уравнение не имеет ни одного корня).
- — Как найти неизвестное слагаемое? (Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое).
- — Как найти неизвестное уменьшаемое? (Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо сложить вычитаемое и разность).
- — Как найти неизвестное вычитаемое? (Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность).
- — Как называются числа при сложении?
- -Как называются числа при вычитании?
- — Решить устно уравнения: