Математика 1 класс александрова уравнение

Преподавание математики в 1-м классе по учебнику Э.И. Александровой

Каждый ребенок, поступающий в первый класс, испытывает если не страх, то тревогу. Снять эти негативные проявления помогает учебная программа, позволяющая опираться на жизненный опыт ребенка, где его дошкольный опыт встроен в логику построения курса, где поддерживается желание ребенка продемонстрировать свои старания через такие задания, когда каждый школьник, независимо от богатства или бедности своего опыта, может быть равноправным участником процесса, где довольны все.

Работать по учебнику математики Э.И.Александровой в системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова интересно. Он построен с учетом реальной психологической ситуации вхождения ребенка в школьную жизнь. Взрослый прочитает задание, если ребенку трудно это сделать, поможет уточнить условие. А по мере овладения навыком работы с учебным материалом ребенку постепенно переходят функции взрослого: он учится вести диалог с самим собой. Общение с одноклассниками – еще один учебный мотив, который теряет свою силу по мере формирования интереса к содержанию математических заданий. Дети приходят в школу разные: по способностям, темпераменту, интересам, поэтому материал учебника осваивается без определенного дозирования.

Открыв учебник первый раз, ребенок попадает в сказку Николая Николаевича Носова “Приключения Незнайки и его друзей”. Перед детьми ставится проблемный вопрос: “А ты хотел бы отправиться в путешествие на воздушном шаре?” И дети заинтригованы. Они стали рассуждать, с чего надо начать для изготовления шара. Как и весь материал учебника, сказки используются для рефлексии изученного материала. Дети любят загадки, поэтому все заголовки в учебнике – это вопросы: “Как сравнивать по длине?”; “Как сравнивать по площади?”; “Как сравнивать по объему?” и т. д.

Чтобы у детей формировалась способность к самоконтролю, в учебник включена рубрика “Проверь себя” и задания с “ловушками”, которые позволяют систематически организовать рефлексию собственных действий, ставить новые исследовательские задачи, подключать эмоции ребенка, строить общение детей. Такие задания, как “Найди ловушку”, “Придумай ловушку”, “Научи других придумывать ловушки”, являются эффективным средством воспитания, а так же диагностикой качества знаний учащихся.

Для самоконтроля дети используют задания с ответами–“перевертышами”.

Например, на вопрос, с чего бы дети начали строить воздушный шар, дан ответ–“перевертыш”: “Лучше начать с изготовления сетки, ее легче всего сделать, затем корзину, потом бочку, а после этого подобрать подходящий шар”. Ученики могут сопоставить свой ответ с ответом учебника.

Есть задания для девочек и задания для мальчиков. Например:

  1. “Вот ленточка для бантика Синеглазки. Подбери две такие же ленточки. Раскрась их в тетради и вырежи. Докажи, что они одинаковые”.
  2. “Подбери из любого конструктора две одинаковые детали”.
  3. “Придумай задание для девочек”.
  4. “Придумай задание для мальчиков”.

Для детей есть возможность выбрать задание “по душе”:

“Найди из двух заданий “свое”:

  1. Как налить всем куклам чай поровну, если чашки у всех разные?
  2. Как налить в лейки поровну воды, если они разной формы и размера?”

А далее приводится система вопросов, ориентированных не на результат, а на способ его получения:

  1. “Есть ли среди этих сосудов одинаковые по объему?
  2. Как подобрать одинаковые по объему сосуды?”

В учебник включены и такие нетрадиционные задания:

“Это интересно”, “Задачи на смекалку”, игры, сказки.

В каждой главе учебника есть задания для родителей, где материал “проигрывается” в семье. Например:

“Предложите детям задание с “ловушкой”. Возьмите два сосуда разной формы (например, банку и бутылку) и налейте воды столько, чтобы уровень в них был одинаков. Утверждайте, что налили воды поровну в оба сосуда. Ребенок должен доказать ошибочность вашего решения. Вот тут–то вы увидите, какой он молодец! Похвалите его, порадуйтесь вместе с ним!”

Эта форма работы с детьми так же прибавляет в них ощущение успеха, уверенности в себе, внутреннего удовлетворения.

Математика нравится моим первоклассникам. Такие восклицания учеников после урока “Не урок, а сказка!” вселяют в меня надежду, что я на правильном пути. Те советы учителям и родителям, которые дала автор учебника Э.И.Александрова, являются большими помощниками в обучении и воспитании детей. Действительно, надо “просто любить детей и не бояться показать им это”.

Привожу два конспекта уроков математики в 1–м классе к главе “Как сравнивать группы предметов”.

Тема: Тренировочные задания

  • формирование понятия величины через логические операции,
  • знаково–символические умения и простейшие математические отношения и зависимости.
  • учить изображать и описывать те связи и отношения, которые характерны для величин;
  • воспитывать ответственность за свой труд, взаимопомощь при работе в группах;
  • развивать творческие способности у учащихся.

1. Организация с регуляцией психического состояния

– Нам радостно, нам весело!
Смеемся мы с утра
Но вот пришло мгновение,
Серьезным быть пора.
Глазки прикрыли, ручки сложили,
Головки опустили, ротик закрыли.
И затихли на минутку,
Чтоб не слышать даже шутку,
Чтоб не видеть никого,
А себя лишь одного.

Создание определенного положительного эмоционального фона для эффективности усвоения знаний.

– Попробуйте быстро отвечать на вопрос: Что это у человека?

– У птицы крыло, у человека …(рука)

– У зверя лапа, у человека …(нога)

– У собаки морда, у человека …(лицо)

– У конфеты фантик, у человека …(кожа)

– У льва пасть, у человека …(рот)

– У машины мотор, у человека …(сердце)

– У подводной лодки перископ, у человека…(глаза)

3. Сравнение величин по разным признакам

(На доске изображения малышей и малышек)

– А наши друзья малыши и малышки путешествуют … на воздушном шаре. Они прислали для вас коробку, в которой лежат предметы для сравнения. Им интересно, можно ли сравнить эти предметы не глядя по каким–то признакам? А по каким – с открытыми глазами?

(Ответы детей, из которых следует, что не глядя на предметы можно их сравнить по материалу, по форме, по площади, по высоте и ширине наощупь, а по массе и объему можно сравнить только с открытыми глазами и только проверяя предположения.)

– Попробуйте сравнить величины, которые вам прислали жители Цветочного города:

а) по объему;
б) по площади;
в) по длине;
г) по массе;
д) по количеству предметов (стр. 107, № 82)

  1. Работа в группах.
  2. Отчеты групп о проделанной работе.

4. Работа с учебником, стр. 108, № 83

Задание: выбери два совершенно одинаковых рисунка, девочкам – цветочки, мальчикам – машинки.

Проверка: По каким признакам вы их сравнивали? (По отдельным деталям и по цвету.)

6. Работа в тетради. (Задание аналогичное, дети раскрашивают совершенно одинаковые предметы.)

– Девочки, какие цветы вы раскрасили? (3 и 4)

– Мальчики, какие машинки раскрасили? (4 и 5)

– По каким признакам сравнивали предметы? (По отдельным деталям и по цвету)

– Придумайте свои задания по выбору одинаковых рисунков

7. Самостоятельная работа

Проверка самостоятельной работы:

– Легко было или трудно?

– Как научить других ребят придумывать такие задания?

– Какие впечатления у вас от урока?

– О чем расскажете дома?

Цель: формирование понятия “волшебный квадрат” через логические операции и зависимости.

  • учить строить “волшебный квадрат”;
  • развивать наблюдательность и творческие способности у учащихся;
  • воспитывать взаимопомощь при работе в парах и группах

1. Организация. Регуляция психического состояния.

2. Создание положительного эмоционального фона для эффективности усвоения знаний. Разминка.

– В течение многих уроков мы строили воздушный шар для малышей и малышек из Цветочного города и многому научились. Но наши герои не знают, что такое зима. У них всегда лето, но к Новому году они готовятся – мастерят игрушки. Поможем им? А они помогут нам узнать тему урока.

3. Актуализация знаний.

(На доске фигуры: зайчики, медведи, куклы, пирамидки.)

– Сравните группы предметов:

1) Работа в группах

2) Проверка работы групп

– Поскольку мы все сравнивали предметы по одному и тому же признаку, послушаем отчет самой быстрой группы, а выводы сделаем вместе.

Дети: по форме и цвету фигурки разные, а по набору частей – одинаковые.

– Пройдемся по Цветочной улице.

3) Работа с учебником, стр. 108.

– Вспомните, как вы сравнивали цветы и машинки на прошлом уроке?

Какие признаки вам помогли их сравнить? (Цвет и отдельные детали.)

4) Работа в тетради. (Аналогична упражнению из учебника.)

– По каким признакам выбрали предметы? (По отдельным деталям.)

На доске появляется запись: “Сравнение предметов по отдельным деталям”.

5. Изучение нового материала.

– Наши друзья малыши задание усложнили. Посмотрите на стр. 109, № 84.

1) Работа с учебником

Задание для мальчиков и девочек.

Девочки подобрали кастрюльку № 4 по цвету и ручке.

Мальчики подобрали домик № 4 по цвету и форме крыши.

– Как вы узнали, какой предмет подходит? (В каждой строке и в каждом столбике должны быть разные по цвету предметы и на них – разные детали.)

2) Работа в тетради (аналогична)

– Что у этих фигур разное? (цвет) Что одинаковое? (Детали.)

– Эти квадраты в математике называют “волшебными”

– Как научить других детей выполнять такие задания?

6. Составление алгоритма.

1) Придумать предмет. (Снеговик.)

2) Найти место в квадрате для загадки и поставить в нем знак вопроса.

3) Выбрать цвет (1, 2, 3)

4) Выбрать детали, которые будут отличать предметы. (Ведра.)

5) Нарисовать “волшебный” квадрат. (На доске выкладывает учитель.)

8. Реализация продукта. Самостоятельное составление “волшебных” квадратов в парах.

9. Проверка самостоятельной работы.

10. Итоги: чему вы можете научить родителей? Как вы их будете учить?

Урок математики 1 класс по учебнику Э.И.Александровой
методическая разработка по математике (1 класс) по теме

Тема: «Решение уравнений. Закрепление»

Скачать:

ВложениеРазмер
na_urok_goda.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Решение уравнений. Закрепление .

образовательные: продолжить формирование умения решать уравнения с опорой на отношение «частей и целого»; формировать умение делить величины на части с опорой на схему, умение устанавливать соотношение между картинкой, схемой и формулой;

воспитательные: воспитывать товарищество, взаимопомощь при работе в группах, доброту, деликатность, вежливость, скромность, дисциплинированность, ответственность, честность; содействовать воспитанию интереса к решению задач, как модели окружающего мира

развивающие: развивать умение анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы; развивать умение применять полученные знания в нестандартной ситуации; развивать логическое мышление, математическую речь .

Здоровьесберегающие: способствовать сохранению правильной осанки, обеспечить возможность сохранения здоровья, обеспечить максимальную двигательную активность учащихся за счёт смены различных видов деятельности.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, магнитофон, презентация, рыбки с разноуровневыми заданиями, рыбки большие на стене для релаксации, геометрические фигуры на стенах для физпаузы, полоска бумаги, квадраты из бумаги, банки с водой, крупа в капсулах, конверты с заданиями для групповой работы.

Тип урока: урок-закрепление

Форма проведения: урок-игра.

  1. Организация начала урока. Постановка учебной задачи. 1 мин
  1. Проверка знаний. Фронтальное тестирование . 5 мин
  1. Дифференцированная самостоятельная работа. 13 мин
  1. Физпауза. 1 мин
  1. Групповой проект «Деление величин на части» 10 мин
  1. Коллективная работа «Подбор уравнений к схемам» 3 мин
  1. Групповая работа «Соотнесение схем и уравнений» 10 мин
  1. Итог урока 2 мин
  1. Каждый ребёнок должен быть успешен.
  2. Каждый ребёнок должен реализовать своё «я».
  3. Каждый ребёнок должен иметь возможность содержательного общения со сверстниками и взрослым, иметь собственную точку зрения, аргументировать её.

Используемые современные образовательные технологии:

  1. Обучение в сотрудничестве.
  2. Игровые технологии.
  3. Дифференцированный подход к обучению
  4. Технология взаимного обучения
  5. Интерактивные технологии
  6. Коммуникационные технологии
  7. Здоровьесберегающие технологии
  8. Проектная технология.
  9. Информационно — коммуникативные технологии
  10. Моделирующее обучение
  11. Проблемное обучение
  12. Опережающее обучение
  1. Организация начала урока. Постановка учебной задачи.

Учитель: Кокое у вас настроение? Я думаю, что оно будет ещё лучше, если вы узнаете, что мы идём на рыбалку. Ловить мы будем рыбку не обыкновенную, а математическую. Как вы думаете, что мы должны уметь, чтобы ловить такую рыбку? Попробуем? Тогда внимание! Проверим, насколько прочны ваши знания.

Создание эмоционального фона

Учитель: Какие сосуды вы видите?

Дети: чашка, кружка, стакан.

Учитель: Известно, что в кружке воды больше, чем в чашке, а в чашке больше, чем в стакане. В каком сосуде воды больше: в кружке или в стакане? Какая формула подходит?

Дети: В кружке воды больше, чем в стакане. Подходит формула С Ч Ч

Учитель: На весах собака и кошка. Известно, что кошка весит 3 кг, а собака – 8 кг, но весы находятся в равновесии. Почему?

Дети: На чашке весов с кошкой стоят гири.

Учитель: Какой вес имеют гири. Докажите.

Дети: Гиря весит 5 кг. Так как 3

Учитель: Какой сосуд по объёму больше V или V?

Дети: Больше сосуд V, так как вмещает большее количество мерок.

Учитель: Соотнесите схемы и формулы.

Учитель: Какой шар тяжелее? Как вы узнали?

Дети: тяжелее тот шар, который опустил вниз чашечку весов.

Учитель: Какая схема подходит?

Дети:1-ая схема. Отрезок М М

3. Дифференцированная работа.

Учитель: У вас на столах разноцветные рыбки. Поднимите руку те, у кого зелёные рыбки. Вам предстоит решить задачу. Попробуйте по тексту задачи составить уравнение.

Текст задачи: Из ведра упало 3 яблока, в ведре осталось 5 яблок. А сколько было?

Учитель: Решите уравнения. Х + 5 = 9

Учитель : Запишите равенства по данной схеме (слайд 5)

Учитель помогает выполнить задание тем учащимся, которые испытывают трудности.

Проверка для группы учащихся, выполнявших задание на красных рыбках.

Учитель: Посмотрите на экран. Кто записал такие же равенства?

(появляются равенства на экране)

Как вы узнавали, когда нужно складывать, а когда вычитать?

Дети: С – это целое, из целого можно только вычитать. А и Х – это части. Части можно складывать. Часть всегда меньше целого.

Учитель: помогите мне проверить, правильно ли другие дети решили уравнение.

Учитель: Как вы находили неизвестное число?

Дети: Чтобы найти часть, надо из целого вычесть часть. Х = = 4. У = 5.

Учитель (обращаясь к классу): Помогите мне проверить работу детей, решавших задачи.

Учитель: Научите других решать задачи.

Дети: Упало 3 яблока – это часть. Осталось 5 яблок – это тоже часть. Неизвестно целое. Сложим части. В ведре было 8 яблок.

Учитель: Удалось ли вам составить уравнение?

Учитель: Как вы рассуждали?

Дети: Неизвестно целое Х, упало 3 яблока, уберём часть 3, получится 5.

Учитель: Я выдам вам секрет: уравнения по задачам мы будем составлять на следующих уроках. Вы научите своих одноклассников

Цветное изображение – приём, позволяющий улучшать зрительное восприятие

Дифференцированный подход к обучению

Двигательная активность за счёт смены места работы

Цветное изображение – приём, позволяющий улучшать зрительное восприятие

Контроль за осанкой

Обучение в сотрудничестве: учитель – ученик

Переключение зрения в режиме поиска

Технология взаимного обучения

4.Деление величин на части (групповой проект)

Учитель: Рассмотрите отрезок. На сколько частей он разделён?

Дети: Отрезок разбит на две части.

Учитель: Назовите части, целое.

Дети: Части А и Х. Целое С.

Учитель: Разбейте величины на части по данной схеме.

1 группа. Делит полоску.

2 группа. Множество кружков.

3 группа. Воду в банке.

4 группа. Крупу в капсулах.

Учитель: Подумайте, какую величину вы разбивали. Покажите части А и Х. Как вы узнаёте, где какая часть?

1 группа: Мы разделили полоску на две части. Вот это часть А, а это Х, так как Х меньше А. Мы делили величину: «Длина».

2 группа: Мы разложили кружки в 2 коробки. Это части А и Х. Мы делили величину: «Количество».

3 группа: Налили воду в две банки. Это часть А, здесь объём воды больше, это часть Х, здесь объём воды меньше. Мы делили величину: «Объём».

4 группа: Мы положили капсулы на весы. Эта капсула опустила чашечку весов вниз, значит, она тяжелее – это часть А. Мы делили величину: «Масса».

(Примечание: при затруднении задать вопросы типа: «Покажите часть А , покажите Х . Как вы узнаёте, что нужно показывать? Как называется величина, с которой вы работали?»)

Двигательная активность за счёт смены места работы

Обучение в сотрудничестве

Опора на различные виды чувств при ощупывании, пересыпании, переливании

Развитие сенсомоторной координации

Двигательная активность (выход к доске, показ проекта )

Технология взаимного обучения

Обучение в сотрудничестве учитель-ученик, ученик-ученик

Учитель: Найдите на стене рыбку красную. С какой фигурой она дружит? Покажите пальчиком периметр прямоугольника. Как вы узнаёте, что нужно показывать?

Дети: Периметр – это граница фигуры. Покажите глазками периметр фигуры.

(Аналогично для зелёной, жёлтой).

Релаксация для глаз

Оздоровительный момент: повороты головы, туловища, переключение зрения в режиме поиска, движение кисти руки

Откройте учебники на стр. 68 № 99.

Учитель: Посмотрите на схему. Назовите целое, части. Найдите уравнения, которые подходят к схеме. Как вы их будете искать? (Уравнения появляются на экране после того, как дети называют их).

Чередование работы в режиме близорукого узкоформатного зрения и работы «в дальних горизонтах»

Учитель: Кто-то летает над нами.

Дети: Это почтовый голубь.

Учитель: Он принёс нам письмо. Возьмите его в почтовом ящике. ( конверты приклеены скотчем к столам внизу)

Учитель: Что случилось?

Дети: Схемы и уравнения рассыпались.

Учитель: Найдите, по какой схеме составили уравнение. Как вы это узнавали? Научите меня.

Примечание . Схемы из упражнения №100 начерчены на листе, а уравнения — на отдельных карточках.

После окончания работы каждая группа выставляет свои листы на магнитную доску.

Учитель: Проверьте работу каждой группы.

Двигательная активность за счёт смены места работы

Технология взаимного обучения

Обучение в сотрудничестве

Переключение зрения в режиме поиска

Учитель: Приплыла к нам рыбка и говорит…. (зачитать надпись на экране).

Учитель: За что рыбка нам сказала спасибо? Что вы умеете делать? А чему мы научимся на следующем уроке?

Если у вас по-прежнему хорошее настроение, пустите своих рыбок в красное ведро, если всё-таки что-то вас огорчило, то в синее.

математики во 2 классе по теме «Уравнения».

Я работаю по экспериментальному УМК по математике под редакцией Э.И.Александровой, который обладает достоинствами системы Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, но при этом создан в привычном для учителя объёме. Конспект урока был составлен в соответствии с программой «Математика 1-4 классы» (автор Э.И.Александрова), основными положениями системы развивающего обучения. Новая программа является классической в том смысле, что, во-первых, непреходящей ценностью в ней является ребёнок, во-вторых, программа опирается на труды классиков – психологов Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, П.Я.Гальперина, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова и др., а в-третьих, она ориентируется на исторический подход при изучении основного математического понятия – понятия числа.

При построении урока мной учтена степень умственной, физической, эмоциональной нагрузки учащихся. У детей данного возраста слабо развито произвольное внимание, поэтому урок построен в виде игры «Рыбалка». Частая смена различных видов деятельности позволила активизировать познавательный интерес детей на уроке. Самым мощным средством поддержки интереса у детей явилась ролевая игра , в которой участвовали и дети, и учитель. Причём учитель играл роль «непонимающего человека», а дети пытались его «научить».

Цели, структура урока, средства и методы обучения были чётко мною продуманы. Этапы урока взаимосвязаны и логичны. Данный урок, как и весь курс математики автора, был построен с опорой на деятельностный подход в обучении. Необходимым условием такой деятельности является развёртывание учебного диалога, который неизбежно приводит к интенсивному развитию речи. Решение одной и той же задачи разными группами детей позволило сопоставить и критически оценить особенности их подходов, что, в свою очередь, породило у детей взаимный интерес к работе. На уроке дети выполняли практическую работу с разными материалами при делении величин на части, что позволило развивать сенсомоторную координацию.

Чтобы полнее раскрыть потенциал учащихся, мною использованы различные методы и приёмы обучения. Так, при актуализации опорных знаний применялся метод практической деятельности , то есть учащиеся использовали полученные знания для решения задач изученных видов. Также использовался частично-поисковый метод , перед учениками ставился проблемный вопрос: «Как разделить величину на части с опорой на схему?», «Какую величину делили?» Детям необходимо было доказать свой ответ. А также учащиеся высказывали свою точку зрения по поводу ответов одноклассников, аргументировали её. Метод анализа, сравнения и обобщения использовался в течение всего урока. Детям необходимо было проанализировать схемы, сопоставить с формулами и сделать вывод о совместимости формул, схем, рисунков, конкретных предметов. В ходе всего урока присутствовал наглядный метод : слайды, иллюстрации, раздаточный материал.

Урок носил личностно-ориентированный характер. Обеспечен личностно значимый эмоциональный контакт учителя и учеников на основе сотрудничества. В течение урока дети неоднократно обращались к учителю за помощью в разрешении спорных вопросов. Ребёнку на уроке необходима уверенность в своих силах, поэтому он должен знать, что учитель всегда рад с ним обсудить любую его проблему. Привлечение учителя к своей работе словами: «Посмотрите, у меня хорошо?» — это желание получить заслуженную похвалу. Чувства удовлетворённости своей деятельностью переполняют ребёнка, он хочет поделиться ими с учителем. Вот поэтому я старалась уделить на уроке внимание каждой работе, выполненной самостоятельно. Не забывала похвалить ребёнка, показать ему, насколько он продвинулся в своих знаниях. Мотивация успеха создавалась через анализ не только результата, но и процесса его достижения, создание положительного эмоционального настроя на работу у всех ребят в ходе урока, обогащение образовательного процесса позитивными эмоциями.

Личностно — ориентированное обучение достигалось благодаря использованию новых педагогических технологий, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся.

Обучение в сотрудничестве осуществлялось путем общения в группах, когда каждый учит каждого. При работе в группах повышается ответственность за результат коллективной работы, совершенствуются навыки логического мышления, последовательного изложения материала. Чтобы проверить степень участия каждого ученика в группе, я предлагала разным учащимся отвечать на поставленный вопрос: «Пусть Никита покажет часть А , а Артём часть Х. Как, Игорь, они узнают, что надо показывать?»

Принцип дифференцированного образовательного процесса как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития учащихся и подтверждает сущность и цели образования. На уроке были предложены для самостоятельной работы разноуровневые задания таким образом, чтобы каждый ребёнок смог справиться с ними. Причём перед «сильными» учащимися стояла задача применить имеющиеся знания в новой ситуации (пробовали составлять уравнение по тексту задачи). Таким образом, работали с использованием метода опережающего обучения. Дети, быстро справившиеся с заданием, имели возможность выбрать по силам дополнительное задание (поймать рыбку). Ученики всех уровней испытали успех и гордость за то, что смогли самостоятельно решить работу. Многие из них стали более активными, у них появилось желание работать и работать хорошо.

Важную роль в обучении учащихся начальной школы занимают игровые технологии. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов — забота каждого учителя начальной школы. Поэтому урок я провела в форме игры «Рыбалка». Игровой сюжет развивался параллельно основному содержанию обучения, помог активизировать учебный процесс, усвоить ряд учебных элементов. Особое значение занимают ролевые игры, которые базирую на игровом приеме — использование детьми ролей учителя и ученика. При этом технология взаимного обучения позволяет широко использовать занимательный материал, дидактические игры, игровые ситуации. Один из приёмов обучения, выдвинутый автором, – «научи другого» (одноклассника, родителей, учителя, учеников другого класса). Учащиеся с удовольствием выступали в роли учителя, старшего наставника, разъясняя то или иное задание.

Важная составная часть здоровьесберегающей работы на уроке – это рациональная организация труда, дозирование учебной нагрузки. Кроме того, я фиксировала психологический климат на уроке, проводила эмоциональную разрядку, строго следила за соблюдением учащимися правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока. Двигательная активность на уроке достигалась благодаря частой смене мест работы (пересаживание для работы в группах, выход к доске для отчёта групп). Много было упражнений для глаз: находили рыбок, прикреплённых на разных стенах класса, следили за траекторией движения рыбки на экране, переключали зрение с близкого расстояния при работе с учебником на дальнее при проверке на экране, переключали зрение в режиме поиска при проверке групповых работ. Задания были написаны разными цветами. Это позволило снять нагрузку с глазных мышц. Для расслабления кисти руки дети «прошлись» по периметру фигур пальчиком. При поиске фигур в классе детям необходимо было делать повороты головы, туловища.

Проектные технологии способствуют активизации познавательной деятельности, служат развитию креативности и одновременно способствуют формированию определённых личностных качеств. На данном уроке разрабатывался и защищался групповой мини-проект «Деление величин на части», что способствовало развитию умения работать в коллективе, умения защищать и отстаивать свою точку зрения. Учащиеся ощущали себя членом команды; учились брать ответственность за выбор решения на себя, разделять ответственность с другими, анализировать результаты деятельности.

Общение – один из ведущих механизмов социализации учащихся, позволяющий им успешно адаптироваться к требованиям учителя, приобрести взаимопонимание со сверстниками и предупредить появление негативных качеств в социальном становлении личности. Моя задача – присмотреться к индивидуальным особенностям личности и учебной деятельности школьника, выделить те способы, которые доминируют в его работе с учебным материалом. В этом проявляется истинное уважение к детям, попытка их понять, принять их такими, как есть, и пробудить у них стремление к достижениям, без которого не может быть успеха в учении. А следовательно, я построила свой урок на основе моделирующего обучения (ролевые ситуации, соревновательные элементы, графические модели), и на основе коммуникационных технологий (диалоговая и дискуссионная форма работы). Эти приемы позволили обеспечить активную позицию каждого школьника на уроке, учили их взаимодействовать при выполнении заданий, доверяя друг другу ошибки, одновременно осуществляя взаимопроверку и элементы самоанализа удач и недостатков выполненного задания, осознанно и с уверенностью обсуждать правильность выполнения работы.

У большинства учащихся преобладает визуальное восприятие над слуховым. Частичному решению данной проблемы способствует применение в процессе обучения ИКТ. Применение мультимедийной презентации облегчило процесс запоминания изучаемого материала учащимися, позволило сделать урок более интересным и динамичным, помогло «погрузить» ученика в предмет изучения, создать на уроке иллюзию соприсутствия, сопереживания с изучаемым объектом, содействовало становлению объемных и ярких представлений. Одним из главных и масштабных источников информации для меня — сеть ИНТЕРНЕТ. При подготовке к уроку использовала Цифровые Образовательные Ресурсы и сайт «В помощь учителю начальных классов».

Уникальность данного урока заключается в том, что он решает конкретные учебные задачи через поисково-исследовательскую деятельность, через использование комплексного подхода в применении современных педагогических технологий. Урок имел практическую направленность, содержание усваиваемых знаний и умений тесно было связано с психическим развитием каждого ребёнка, содержание заданий создавало благоприятные условия для развёртывания учебного диалога. Часть заданий была направлена на переливание, пересыпание, ощупывание, перекладывания, т.е. их решение опиралось на все органы чувств.

Урок носил личностно-ориентированный характер, а значит, способствовал развитию, обучению и воспитанию каждого ребёнка в зоне его ближайшего развития. На уроке бала создана «ситуация успеха», которая вселила уверенность каждому ребёнку в свои силы. Ценность данного урока заключена и в том, что за короткий промежуток времени дети смогли создать и защитить проект.

УМК Александрова Э.И.

Эльвира Ивановна Александрова
Доктор педагогических наук, автор учебно – методического комплекта по математике для начальной школы. Победитель двух международных конкурсов «Обновление гуманитарного образования в России» и конкурса Национального фонда подготовки кадров по созданию учебников нового поколения для начальной школы.
Авторская мастерская

УМК Математика 1-4
Материалы к УМК
Математика: программа / Э.И. Александрова
Обучение математике. 1 класс: пособие для учителей начальной школы / Э.И. Александрова
Методика обучения математике в начальной школе. 2 класс: пособие для учителей / Э.И. Александрова
Методика обучения математике в начальной школе. 3 класс: пособие для учителей / Э.И. Александрова
Методика обучения математике в начальной школе. 4 класс: пособие для учителей / Э.И. Александрова
Авторские материалы
Обращение автора Александровой Э.И. к учителям и родителям

Э.И. Александрова. Как организовать обучение на дому в условиях карантина и успешно закончить учебный год (на примере математики в начальной школе). Статья
Э.И. Александрова. Как организовать обучение на дому в условиях карантина и успешно закончить учебный год (на примере учебного курса «Математика» в начальной школе системы РО Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). Презентация

Статьи из серии публикаций интернет газеты «Вести образования»об известном педагоге и психологе, последователе традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского Василии Давыдове, которому 31 августа 2020 года исполнилось бы 90 лет. Читайте новую статью Воспоминания о Василии Давыдове: «Он был как шаловливый ребенок»

11 августа 2020 Институт проблем образовательной политики «Эврика» провел в он-лайн режиме проектный семинар «Введение в новую школьную жизнь: организация смешанного обучения». На семинаре выступила автор УМК «Математика» для начальной школы, развивающей системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова Эльвира Ивановна Александрова. Предлагаем вашему вниманию текст ее выступления, опубликованный в Интернет газете «Вести образования» 7 типов развивающих видеороликов для работы учителя

Вебинары от издательства Бином

Тема 1 (19.12.18). Отличительные особенности курса математики, позволяющие эффективно решить проблемы организации деятельности детей, формирования УУД и получить качественные метапредметные результаты

На вебинаре рассмотрены следующие вопросы:

  1. чем принципиально может отличаться предметное содержание у разных авторов, если программа, рекомендуемая ФГОС, едина для всех;
  2. как и какое предметное содержание поможет учителю в реализации системно-деятельностного подхода и организации учебной деятельности детей на уроках математики;
  3. как логика развертывания курса математики влияет на получение качественных предметных, метапредметных и личностных результатов;
  4. какие задания в учебниках математики позволят учителю эффективно формировать УУД и оперативно диагностировать их динамику.

Тема 2 (20.10.2020). Формирование понятий величины и числа как основы для достижения требований ФГОС и решения проблемы преемственности

На вебинаре будут рассмотрены следующие вопросы:

  1. значение понятия величины и числа для реализации деятельностного подхода в обучении и для обучения математике в основной и старшей школе;
  2. как организовать групповую форму работы при изучении понятий величины и числа;
  3. какое значение имеют коллективно-распределенные формы деятельности для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов

https://youtu.be/Bo-h_ebMzYw​

Тема 3 (27.03.19). Методика обучения решению текстовых задач, основанная на универсальном учебном действии моделирования, позволяющая снять традиционные проблемы

На вебинаре рассмотрены следующие вопросы:

  1. этапы формирования понятий как основа эффективного обучения решению текстовых задач;
  2. каковы отличительные особенности методики обучения текстовых задач;
  3. каковы основные этапы обучения решению задач;
  4. что положено в основу типологии задач, на основе которой строится обучение и подбираются задачи;
  5. значение предложенного способа обучения для усвоения математики в основной и старшей школе.

Тема 4 (06.05.19). Методика формирования вычислительных навыков, позволяющая одновременно повысить качество вычислений, решить комплекс проблем, связанных с УУД, и создать предпосылки для формирования устойчивого познавательного интереса

На вебинаре рассмотрены следующие вопросы:

  1. как пробудить у современного ребенка с калькулятором в кармане интерес к вычислениям;
  2. в какой последовательности необходимо изучать способы выполнения арифметических действий;
  3. как дети обнаруживают общий способ выполнения любого арифметического действия с многозначными числами и конкретизируют его;
  4. появление новых типов заданий;
  5. за счет чего при изучении действий с многозначными числами можно получать кроме качественных предметных результатов УУД и личностные изменения.

Тема 5 (17.05.19). Новая методика обучения делению многозначных чисел, позволяющая снять проблемы пропуска нулей и подбора подходящей цифры в частном

На вебинаре рассмотрены следующие вопросы:

  1. почему из всех арифметических действий с многозначными числами самым трудным и для детей и для учителя является действие деления;
  2. какие ошибки допускают дети при делении многозначных чисел и в чем их причина;
  3. как ученик подбирает пробную цифру в частном;
  4. как можно избавиться от ошибки, связанной с пропуском нулей в частном и почему при традиционном подходе к обучению нельзя использовать предлагаемую методику;
  5. какие новые типы заданий необходимо ввести при конструировании способа подбора цифры в частном без опоры на таблицу деления и умение выполнять деление с остатком;
  6. новый способ подбора цифры в частном, позволяющий определять ее устно и при этом однозначно.

Тема 6 (22.08.19). Особенности построения курса «Математика» в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова. Методика формирования самоконтроля и самооценки (подробнее ниже в теме 7 — вебинар от издательства Вита-Пресс)

Презентация сборника контрольных работ.

На вебинаре рассмотрены следующие вопросы:

  1. особенности проведения и проверки работ учителем;
  2. самопроверка работы учеником, анализ выполнения каждого задания, выявление причин ошибок и способов их обнаружения;
  3. подбор и составление учениками контрольных работ для самопроверки.

Тема 7 (26.05.16 проведен в издательстве Вита-Пресс). Методика формирования самоконтроля и самооценки

На вебинаре рассмотрены следующие вопросы:

  1. какие нетрадиционные виды диагностических контрольных работ могут быть предложены в начальной школе, позволяя формировать умение оценивать самого себя;
  2. как нетрадиционным способом организовать работу над ошибками, чтобы научить ребенка предвидеть ошибки и контролировать самого себя, формируя у него способность к самопроверке и предупреждению ошибок;
  3. как составлять «справочник ошибок»и фиксировать их в знаковой форме;
  4. как составлять контролирующие карточки для выявления собственных проблем и какие формы организации детей использовать
  5. как научить ребенка мысленно составлять план собственных действий при выполнении тех или иных заданий.

Тема 8 (04.03.20). Секреты ВПР. Презентация тетради для подготовки к ВПР ( уже в печати )

Тетрадь предназначенная для подготовки к успешному выполнению ВПР имеет свои неповторимые особенности и оригинальную структуру. Она состоит из 4-х основных частей и 3-х вспомогательных. В каждой из первых четырёх частей включено по 7 тематических подготовительных работ, что дает возможность учителю целенаправленно выявить трудности и проанализировать вместе с детьми ошибкоопасные места и способствует как предупреждению ошибок, так и глубокому осмыслению каждой темы, включенной в ВПР. В отличие от аналогичных тетрадей, предназначенных для подготовки к ВПР, каждая из этих групп подготовительных работ имеет разное назначение: от рефлексивной проверки работ в первой части, выполненных от имени вымышленных учеников, до составления в седьмой части собственного набора из семи аналогичных подготовительных работ.

Тема 9 (в двух частях 22 апреля и 6 мая 2020)

Как организовать обучение на дому в условиях карантина и успешно закончить учебный год (на примере математики в начальной школе) . На вебинаре рассмотрены следующие вопросы:

  1. какой учебный материал предстоит изучить детям в дистанционном режиме (рассмотрим по классам);
  2. как организовать работу с учебником для успешного завершения учебного года.
  3. как изменить методы обучения и какие методические приёмы можно использовать при дистанционном обучении.

Тема 10 (09.06.20). Как организовать изучение учебного материала после дистанционного обучения. Проблемы и способы их решения (на примере математики в начальной школе)

Тема 11 (24.08.20). Особенности организации обучения математике в начальной школе в начале 2020–2021 учебного года: как организовать изучение предметного материала, каковы обобщённые способы введения базовых математических понятий.

На вебинаре рассмотрены следующие вопросы:

  1. Как создать развивающую образовательную среду в специфических условиях?
  2. Как организовать изучение предметного материала?
  3. Каковы обобщенные способы введения базовых математических понятий?
  4. Логика построения учебного курса математики.
  5. Эффективные методические приёмы, которые помогут учителю успешно реализовать рабочую программу.

Тема 12 (11.11.20) Почему ученики путают понятия периметра и площади и как можно избежать ошибок. Как ввести понятие периметра фигуры, чтобы избежать дальнейших ошибок. Как избежать типичных ошибок, которые допускают дети при нахождении периметра и площади геометрической фигуры.

1) почему дети в начальной школе и в старших классах путают понятия периметра и площадь;

2) как, когда и почему надо вводить понятие периметра;

3) какая конкретно-практическая задача позволяет рассматривать периметр как длину границы любой плоской фигуры;

4) какие могут быть способы сравнения и вычисления периметров разных фигур;

5) в чём отличие введения понятия площади от введения понятия периметра и какие есть способы сравнения площадей разных фигур;

6) каков общий способ нахождения площади любого многоугольника и любой криволинейной фигуры.

Тема 13 (2 декабря 2020) Как научить ребёнка общему способу нахождения площади любого многоугольника и любой криволинейной фигуры

На вебинаре были рассмотрены следующие вопросы:

1) как организовать обучение понятиям площади и периметра так, чтобы избежать путаницы;

2) какая конкретно-практическая задача приводит к понятию площади;

3) какими способами можно сравнивать площади различных геометрических фигур;

4) какова единица разбиения любого многоугольника, позволяющая находить площадь любой фигуры общим способом.

Тема 14 (20 января 2021) Как научить ребёнка общему способу нахождения объема любого геометрического тела ( прямоугольного параллелепипеда и других призм, пирамиды, цилиндра, конуса и др.)

На вебинаре были рассмотрены следующие вопросы:

1) как организовать обучение понятию объема (вместимости);

2) какая конкретно-практическая задача приводит к понятию объема;

3) какими способами можно сравнивать объемы различных геометрических тел;

4) классификация геометрических тел и общие способы вычисления объема любого тела из каждой группы.

Тема 15 (20 февраля 2021) Различные способы моделирования отношений между величинами. Универсальная модель для введения понятий и коррекции усвоения учебного материала

1) моделирование отношений равенства и неравенства между величинами: предметное, графическое, знаковое;

2) как корректировать проблемы в усвоении математики с опорой на универсальную модель;

3) схема как средство решения уравнений;

4) уравнение как универсальное средство моделирования отношений между величинами при решении текстовых задач.

Тема 16 (27 февраля 2021) Как введение понятий, логика построения курса математики и подбор заданий влияют на интерес ребёнка к математике и успешность учителя.

Выступление в рамках онлайн-конференции для учителей начальной школы «ММСО.Ушинский» 26-27 марта 2021 г. Секция «Математика в началке – как и к чему мы готовим детей?»

Были рассмотрены следующие вопросы:

1) Какой может быть модель освоения понятий и на какое УУД должно опираться обучение математике в начальной школе?

2)Почему важны в обучении задания с «ловушками» и какой принцип придумывания заданий может использовать учитель?

3)Какие методические приёмы наиболее эффективны для усвоения любого предметного материала?

4)Как методика формирования обобщенных способов действий при обучении вычислительным навыкам, решению текстовых задач и геометрическому материалу способствует развитию самостоятельности у ребёнка?

Тема 17 (15 марта 2021) Как уникальные методики обучения математике помогут учителю в классе и при дистанционном режиме.

Выступление в рамках Всероссийской онлайн-конференции «Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова и вызовы 21 века: образовательные технологии и новые практики» 15-16 марта 2021 г.

Были рассмотрены вопросы:

1) Как введение понятия числа и логика построения курса математики влияют на интерес ребёнка и успешность учителя?

2) Зачем в учебники включены задания с «ловушками» и какой принцип придумывания заданий может использовать учитель?

3) Какие методические приёмы наиболее эффективны для усвоения любого предметного материала?

4) Как уникальные методики формирования обобщенных способов действий при обучении вычислительным навыкам, решению текстовых задач и геометрическому материалу способствуют развитию самостоятельности у ребёнка и помогут учителю при организации работы в классе и на дистанционном обучении?

Вебинары от издательства Вита-Пресс

Сайт издательства с вебинарами в архиве

Вебинар 1 (18 ноября 2015)

Формирование действия моделирования, как одного важнейших универсальных учебных действий.

На вебинаре рассмотрены:

  1. виды моделей : предметные, графические, знаковые и способы их введения;
  2. примеры конструирования и использования моделей при формировании понятия величины и числа.

Вебинар 2 (14 декабря 2015)

Формирование действия моделирования, как одного из важнейших универсальных учебных действий (продолжение)

На вебинаре рассмотрены:

  1. примеры конструирования и использования предметных и графических моделей при построении числовой прямой, сравнения чисел с опорой на числовую прямую и сложения и вычитания с помощью числовых прямых;
  2. примеры конструирования и использования знаковых моделей при изучении понятия многозначного числа и действий с ними.

Вебинар 3 (26 января 2016) — запись не сохранилась, но ниже описано его содержание

Формирование действия моделирования, как одного из важнейших универсальных учебных действий (продолжение)

На вебинаре рассмотрены:

  1. примеры конструирования и использования моделей при введении понятия умножения;
  2. возможности использования конструкторов «лего» в качестве предметных моделей при освоении понятия умножения;
  3. примеры конструирования и использования знаковых моделей при введении алгоритмов умножения и деления многозначных чисел.

Вебинар 4 (9 февраля 2016)

Формирование действия моделирования, как одного из важнейших универсальных учебных действий (продолжение)

На вебинаре рассмотрены:

  1. примеры конструирования и использования моделей при введении понятия дроби ( десятичной и обыкновенной), сравнения десятичных дробей и действий с ними;
  2. примеры конструирования и использования моделей при решении текстовых задач;
  3. классификация текстовых задач, основой которой являются разные виды графических и знаково-графических моделей.

Вебинар 5 (26 марта 2015)

Особенности современного урока

На вебинаре рассмотрены следующие вопросы:

  1. как изменились требования к уроку, позволяющему реализовать ФГОС;
  2. какими могут быть типы уроков развивающего обучения;
  3. каковы принципиальные отличия урока постановки учебной задачи от традиционного урока по введению нового материала
  4. как формировать мотивацию и от чего зависит эффективность принятия ребенком учебной задачи.
  5. рассмотрим новые типы уроков и возможности их реализации на предметном материале

Вебинар 6 (7 декабря 2017). Актуальные проблемы обучения математике в начальной школе

На вебинаре рассмотрены следующие вопросы:

  1. проблемы формирования вычислительных навыков;
  2. проблемы обучения решению текстовых задач;
  3. типичные ошибки при вычислении периметра и площади плоских геометрических фигур;
  4. особенности проведения диагностических и контрольных работ, предложенных администрацией.


источники:

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2013/03/13/urok-matematiki-1-klass-po-uchebniku-eialeksandrovoy-0

http://lbz.ru/metodist/authors/elkonin-davydov/5/