Математика 2 класс уравнения с иксами

Уравнение. 2-й класс

Класс: 2

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (751 кБ)

Тип урока: урок введения новых знаний.

Цель: дать учащимся новое математическое понятие «уравнение».

Задачи:

  • Образовательная: сформировать представление об уравнении, решение уравнений;
  • Развивающая: развивать умение сравнивать, анализировать; совершенствовать вычислительные навыки;
  • Воспитательная: формировать культуру общения в классом коллективе.

Оборудование урока:

  1. Учебник Математика 2 класс 1 часть М.И. Моро и др.
  2. Мультимедийный проектор, компьютер, презентация.

Ход урока

I. Самоопределение к деятельности.

Психологический настрой: Покажите вашу прямую спинку, покажите правую руку, умные глазки. Подарите мне и друг другу добрые улыбки.

С новой темой познакомится класс.

Сегодня узнаем мы без сомнения

«Имя» этого выражения: х+4=12.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

– А сейчас нас ждет интересная работа – устный счет.

Назовите действия и компоненты. (Слайд 2)

Найдите значения выражений. (Слайд 3)

– Со всеми выражениями справились? (Нет)

– Чем отличается последнее выражение?

III. Постановка учебной задачи.

Такое выражение называется – уравнением. Умеем ли мы решать уравнение? (Нет) (Слайд 4)

Чему будем учиться на уроке? (Решать уравнения, составить алгоритм решения уравнений)

IV. Построение проекта выхода из проблемной ситуации, затруднения.

Давайте разберемся, что же такое уравнение. Прочтите выражения. (Слайд 5)

– Что объединяет эти выражения? (Это примеры с неизвестным)

– Что нужно знать, чтобы решить их? (Необходимо знать состав чисел, название действий, название компонентов, нахождение неизвестных компонентов)

– Чтобы открыть новое, нам необходимо хорошо повторить то, что мы уже знаем.

1С + 2С = СУММАУ – В = Р
1С = СУММА – 2СУ = Р + В
2С = СУММА – 1СВ = У — Р

Вывод: чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое. (Слайд 6)

Чтобы найти уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое. (Слайд 7)

Чтобы найти вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность.

– В математике принято вместо отсутствующего компонента писать буквы латинского алфавита:

х (икс), а (а), b (бе) c (це) и другие. (Слайд 8)

Попробуем сделать вывод из всего сказанного.

Вывод: уравнение – это … (х + 3 = 33) равенство, содержащее … (х + 3 = 33) неизвестное число, которое надо найти. (Слайд 9)

Что надо сделать с неизвестным числом? ( Его надо найти)

– Как обозначается неизвестное число? (Латинскими буквами)

– Молодцы, ваша работа достойна похвалы. А сейчас проверьте себя, прочтите в учебнике на странице 68.

– Давайте составим алгоритм решения уравнения. (Слайд 10)

Алгоритм решения уравнений:

  1. Прочитай уравнение.
  2. Назови действие, компоненты.
  3. Вспомни, как найти неизвестный компонент.
  4. Запиши и вычисли.
  5. Проверь.

V. Первичное закрепление учебного материала.

А теперь давайте решать уравнения. Что нам поможет сделать это? (Алгоритм) (Слайд 11)

VI. Самостоятельная работа.

– Пользуясь алгоритмом, решите самостоятельно уравнения на стр. 68 №1.

Вариант 1. Верхнюю строку.

Вариант 2. Нижнюю строку.

– Взаимопроверка работы. (Слайды 12, 13)

VII. Включение новых знаний в систему и повторение.

Из данных выражений найдите уравнения и запишите их номера: (Слайды 14, 15)

  1. 8 – 4 = 4
  2. 6 – х = 4
  3. 12 + х = 20
  4. а – 6
  5. а – 6 = 18
  6. 13 – 1 = 12
  7. 10 + у
  8. 10 + у = 23

VIII. Рефлексия деятельности.

– Назовите тему урока, над которой работали сегодня.

Урок математики 2 класс по теме «Решение уравнений»
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Урок математики во 2 классе по теме «Решение уравнений способом подбора». Школа России.

Скачать:

ВложениеРазмер
uravnenie_otkrytyy_urok_2_klass.docx89.08 КБ

Предварительный просмотр:

Урок открытия нового знания по математике во 2 классе

по теме «Уравнение. Решение уравнений способом подбора.»

Цель : Образовательные: Формировать представление об уравнении, способе подбора. Формировать умение решать уравнения.

Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

— Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

— Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке. Проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

— Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

— Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Понимать, что такое «уравнение», «решить уравнение». Знать способ подстановки решения уравнения.

Уметь решать уравнения, читать математические выражения, неравенства, равенства.

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Уметь определять и формулировать цель на уроке. Проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение ( Регулятивные УУД ).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им ( Коммуникативные УУД ).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке ( Познавательные УУД ).

Уравнение, решить уравнение, способ подбора

Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая и работа в парах.

Оборудование: — Учебник «Математика» М.И.Моро , 2 класс, 1 часть, рабочая тетрадь, ноутбуки;

— мультимедийный проектор, компьютерные слайды,

— снежинки с заданиями, ёлочки с заданием для самостоятельной работы , карточки для игры «Займи место в своей команде», карточки для индивидуального домашнего задания, кружки (красного, зелёного, жёлтого цвета) для рефлексии.

1.Самоопределение к учебной деятельности (мотивация)

Цель: Выработать на личностнозначимом уровне внутренней готовности выполнение нормативов учебной деятельности

Прозвенел звонок для нас!

Встали все у парт красиво,

Тихо сели, спинки прямо

Все легонечко вздохнём,

Урок математики начнём.

— Добрый день, дорогие ребята!

Я рада приветствовать вас на нашем очередном уроке математики. На дворе сейчас зима, декабрь

Ребята, какой самый желанный праздник детвора и взрослые встречают зимой в декабре?(новый год)

-Что является главным украшением этого праздника? (елка)

— Я вам предлагаю отправиться в заочное путешествие в лес за новогодней красавицей

2. Актуализация знаний и затруднение в деятельности.

Цель : Подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий

-Ребята, представьте, мы выходим на улицу, с неба падают снежинки. А на каждой задание для вас. Внимательно прочтите их, обсудите в парах, а затем объясните свой выбор. Чья пара будет готова дать ответ, поднимите руки.

Работа по карточкам в парах.

Как называется данное выражение? Выберите верный вариант ответа, обведите его в кружок и объясните свой выбор.

Карточка № 2. Объясните, как называется данное выражение?

 + 4 = 12 Выберите верный вариант ответа, обведите его в кружок и объясните свой выбор.

2.Пример с окошечком.

53 – 3 > 20 Как называется данное выражение? Выберите верный вариант ответа, обведите его в кружок и объясните свой выбор.

Карточка № 4. Напишите, как называется данное выражение? а + 5, где а = 7 Выберите верный вариант ответа, обведите его в кружок и объясните свой выбор.

1. Пример с окошечком.

2. Буквенное выражение.

Как называется данное выражение?

Выберите верный вариант ответа, обведите его в кружок и объясните свой выбор.

1. Пример с окошечком.

2. Буквенное выражение.

3. Затрудняюсь ответить

Проверка заданий по карточкам в форме защиты.

(На мониторе компьютера поочередно выставляются записи числовых и буквенных выражений, дети объясняют свой выбор ответов).

1) 24 + 3 = 2)  + 4 = 12 3) 53 – 3 > 20 4) а + 5, где а = 7 5) х + 4 = 12

Объясняют, что 1 — числовое выражение, 2 – пример с окошечком, 3 — неравенство,

4 – буквенное выражение, 5 – не знаем.

3. Постановка учебной задачи( проблемы) . Определение цели урока

Цель : Поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации.

— Правильно, ребята, вы еще не знаете, как называется такая запись.

— Чтобы узнать, как называется данное выражение, я предлагаю вам выполнить следующее задание.

Распределите снегирей, так чтобы их номера были в порядке возрастания, тогда вам удастся ответить на вопрос.

— Вы справились с заданием, как наше неизвестное выражение называется? (Уравнение).

— А сможете ли объяснить, что такое уравнение ? (Дети пытаются ответить, но у них не получается). -Какие цели мы поставим перед собой?(я не знаю, но хочу узнать; я хочу научиться ) .

— Тогда сейчас я предлагаю вам стать юными учеными — исследователями и всем вместе узнать, что же такое уравнение и что значит решить уравнение . Потом проверим, совпадет ли ваш вывод с правилом в учебнике. Готовы? Тогда смело – за работу!

4.Постановка проекта выхода из затруднения (открытия детьми нового знания)

Цель : Построить новый способ действия и сформировать умение применять его как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа.

— Итак, начнем наши исследования? (Да)

— Посмотрите, пожалуйста, еще раз на наши выражения (записи выставляются на мониторе компьютера) и скажите, на которую из них похоже наше уравнение? (На пример с окошком, на буквенное выражение)

1) Что нам говорит знак “ = ”? (равенство)

2) Но все ли числа в нем известны? (х + 4 = 12)

3) Что неизвестно? (первое слагаемое)

4) Чем оно обозначено? (буквой)

5) Кто знает, как называется эта буква? (икс) Правильно, это латинская буква Х.

— Давайте, попробуем теперь сделать вывод:

А) Уравнение – это (показываю на знак =, а дети дополняют) — это равенство,

которое содержит (показываю на Х) неизвестное число.

(На мониторе компьютера выставляется запись:

«Уравнение – это равенство, которое содержит неизвестное число».

6) Если нам неизвестно число, то, что же нам надо сделать? (узнать, найти это неизвестное число)

— Давайте подставим числа и проверим, какое же число будет решением данного уравнения.

Как вы нашли число 8? (к 4 + 8), (из 12 — 4)

— Молодцы! Ребята, а знаете ли вы, что сейчас сделали? Сами решили уравнение! Как настоящие ученые-исследователи. (Дети удивляются своей находке)

Б) — Если надо решить уравнение, то что нам нужно сделать?

Мы об этом уже сказали… (Найти неизвестное число, чтобы равенство было верным)

(На мониторе запись : «Решить уравнение – значит найти неизвестное число, чтобы равенство было верным»).

— Молодцы! Ребята, ваша работа достойна похвалы.

1). — Сейчас откройте в учебнике страницу 80 и прочтите новые сведения.

Удалось ли вам выяснить, что такое уравнение? (Да).

Прочтите вслух, что же такое уравнение. (Читают).

А теперь расскажите друг другу в своих парах. (Дети рассказывают, что значит решить уравнение).

2). Решение: Х + 4 = 12 Проверка: 8 + 4 = 12

(запись в тетради)

Мы славно потрудились. Молодцы

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать,

И совсем не уставать.

Голова устала тоже,

Так давайте ей поможем!

Вправо, влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

5. Первоначальное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: Усвоить учащимися новый способ действия.

Продолжаем заочное путешествие за ёлкой. Чтобы не заблудиться в незнакомой местности используют разные приборы. Самый современный прибор – это навигатор. Сейчас для нас навигаторами послужат ноутбуки. Выполним задание №1

Выполнение задания на электронном приложении Уравнение. №1 (найти верное решение уравнения)

Один ученик на ноутбуке с выводом на экран

— Кто из вас теперь может определить тему урока.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Формирование адекватной самооценки и самоконтроля.

Цель: Интериоризировать (т.е пропустить через себя и отдать как собственный опыт) учащимся новый способ действия и провести рефлексию(коллективно или индивидуально) достижения цели пробного учебного действия.

Работа в тетрадях по карточкам. (пока дети решают включить презентацию)

— Н авигатор нас вывел на поляну, в центре которой находятся замечательные ёлочки. У вас лежат на парте три ёлочки разного размера. На обратной стороне вы найдёте задания. Выберите ту ёлочку, задания на которой вам под силу.

1 уровень (маленькая ёлочка)

Из чисел 7, 2, 1, 3 подбери для каждого уравнения такое значение х, при котором получится верное равенство.

2 уровень (средняя ёлочка)

Подбери для каждого уравнения такое значение х, при котором получится верное равенство.

3 уровень (большая ёлочка)

Выбери уравнения. Запиши и реши их.

37 + а 28 – 8 = 20 х + 7 = 16

90 – х 20 – х = 12 в > 12

Проверка задания по эталону . Каждый проверяет себя и оценивает знаком

(! – молодец, всё правильно;

+ -постарайся быть внимательнее;

— — надо ещё позаниматься и всё получится)

7. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: Включить новый способ действий в систему знаний при этом повторить и закрепить ранее изученные способы подготовки к изучению следующих разделов.

— А теперь около ёлочек немного поиграем. Двое водящих – командиры. Первый командир набирает команду уравнения, второй – буквенное выражение. Посмотрите на свои карточки и идите в отряд к своему водящему. Водящие следят, чтобы не было лишних в отряде.

в + 20 47 – х = 40

80 – в 50 – х = 40

18 = х + 10 23 – а

Выставление отметок за урок.

Индивидуальная работа в тетрадях на печатной основе: с 58. № 89.

8. Рефлексия учебной деятельности.

Цель : Оценить учащимися собственную учебную деятельность , осознать методы построения и границы применения нового способа действий

— Помните ли вы, какую цель мы ставили перед собой в начале урока? (Узнать, что такое уравнение и как его решать).

— Как вы думаете, достигли мы этой цели? (Да).

— Тогда скажите, что же такое уравнение? (Равенство, которое содержит неизвестное число).

— А что значит решить уравнение? (Решить уравнение – значит найти неизвестное число, чтобы равенство было верным).

— Как вы думаете, научились ли вы решать уравнение? (Ответы детей).

— Ребята, вот и близится к концу наше заочное путешествие. Как вы думаете, как лучше поступить : спилить ёлочку и принести домой или лучше нарядить её в лесу и провести около неё праздник.

-Природу надо охранять и беречь. Мы с вами сейчас и украсим нашу ёлочку. (ёлочка нарисована на доске, дети на неё приклеят кружочки).У вас на партах разноцветные ёлочные шары.

— Оцените свою работу на уроке и нарядите ёлочку.

«Я молодец, активно работал, все понял, могу помочь товарищу» (зелёный кружок)

«Я работал хорошо, старался, были ошибки, но я быстро находил свои ошибки, сам исправлял их» (жёлтый кружок)

«Мне было трудно работать, я еще не все понял, но у меня все получится (красный кружок)

— Ребята, я очень благодарна вам за ваше огромное трудолюбие, старание и стремление к знаниям, которые помогли вам сегодня вновь совершить новое открытие в математике.

Не беда, что у кого-то из вас сегодня не все получалось. Ведь не зря говорится в пословице: «Не стыдно не знать, а стыдно не учиться». На следующем уроке мы с вами опять продолжим тренироваться решать уравнения. Я уверена, все у вас получится!

9. Домашнее задание: с. 81 №5,№7;

– составить уравнение (раздать карточки).

— придумать рассказ о возникновении слова «уравнение»

Математика. 2 класс

Конспект урока

Математика, 2 класс

Урок №26. Уравнение. Решение уравнений подбором неизвестного числа

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

— Что такое уравнение, корень уравнения?

— Как решить уравнение?

Глоссарий по теме:

Уравнение – равенство, содержащее неизвестное число, которое надо найти.

Корень уравнения – это значение буквы, при котором из уравнения получается верное равенство.

Решить уравнение, значит найти его корни.

Основная и дополнительная литература по теме урока

1. Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. и др. Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.1.– 8-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – С. 80-81.

2. Моро М. И., Бантова М. А. Математика. Рабочая тетрадь. 2 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.1. – 6-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2016. – С. 60.

3. Моро М. И., Волкова С. И. Для тех, кто любит математику. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. 9-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – С. 60.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Вы умеете читать буквенные выражения. Например:

Вы уже знаете, что равенства бывают верные и неверные.

Рассмотрим верное равенство с окошком: + 4 = 12

Запишем вместо окошка маленькую латинскую букву , как в буквенное выражение. Какое число надо поместить вместо буквы х, чтобы равенство стало верным?

Это число 8. Получили верное равенство: сумма чисел 8 и 4 равна 12.

Равенство с буквой , которое мы записали – это уравнение.

Неизвестное число обозначается маленькими латинскими буквами, как и в буквенном выражении.

Решить уравнение – значит найти все такие значения х (если они есть), при которых равенство будет верным. Значение буквы, при котором из уравнения получается верное равенство, называется корень уравнения.

Решим уравнение 10 – d = 6 способом подбора.

Возьмём число 5. Сейчас проверим, верно ли подобрали число. Заменим d в уравнении числом 5. Получим равенство: 10 – 5 = 6. Оно неверно. Значит, число подобрали неверно.

Попробуем взять другое число. Например, 4. При подстановке его вместо d получили верное равенство: 10 – 4 = 6. Значит, число четыре – корень уравнения, его решение.

Сейчас мы с вами рассмотрим, как по схеме составить уравнение. Перед нами такая схема. Изучим, что обозначает каждое число в схеме. Число 27 обозначает «целое». Оно состоит из двух частей. Первая «часть» – это число 20, вторая «часть» – это число х.

ЧАСТЬ + ЧАСТЬ = ЦЕЛОЕ

Рассмотрим другой пример. Перед вами другая схема. Изучим, где на схеме целое, а где части: х — это «целое», а 30 и 6 – это части.

Вывод: Уравнение – это равенство, содержащее неизвестное число, которое надо найти. Когда решение уравнения находится легко, пользуются способом подбора. Нужно подобрать такое число, чтобы получилось верное равенство.

  1. Соедините уравнение с его решением.

2. Выберите и подчеркните среди математических записей уравнения.


источники:

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2018/01/29/urok-matematiki-2-klass-po-teme-reshenie-uravneniy

http://resh.edu.ru/subject/lesson/5674/conspect/