Математика 3 класс тема урока решение уравнений

Конспект урока, презентация «Решение уравнений»
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Я выбрала урок математики по теме: «Решение уравнений» потому, чтобы:

· Учить решать уравнения нового вида, которые будут вводиться через текстовую задачу.

· Развивать умение переносить ранее изученные знания на новый материал.

· Развивать интеллектуальные и коммуникативные умения, навык.

Понимать, что такое «уравнение», «решить уравнение». Знать способ решения уравнения (на основе взаимосвязи между компонентами).

Уметь решать простые уравнения. Уметь решать задачи способом составления уравнения, читать математические выражения, неравенства, равенства.

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_reshenie_uravneniy.docx515.34 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Урок математики в 3-м классе «Решение уравнений»

Кохацкая Светлана Валериевна

учитель начальных классов

Тип урока: урок введения новых знаний.

Цель: познакомить с уравнениями нового вида.

  • Учить решать уравнения нового вида, которые будут вводиться через текстовую задачу.
  • Развивать умение переносить ранее изученные знания на новый материал.
  • Развивать интеллектуальные и коммуникативные умения, умения

Понимать, что такое «уравнение», «решить уравнение». Знать способ решения уравнения (на основе взаимосвязи между компонентами).

Уметь решать простые уравнения. Уметь решать задачи способом составления уравнения, читать математические выражения, неравенства, равенства.

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

  • компьютер, телевизор, презентация.
  • Лист самооценки учащихся представлен в Приложение 1
  • Листики для работы в группах
  • Карточки с домашним заданием ( разноуровневые задания).

I. Организация класса.

Положительный настрой на работу.

II . Актуализация знаний.

Ребята, вы согласны, что сейчас период повышенного распространения вирусных заболеваний. И что важно заботиться о здоровье? На что, нужно обратить внимание?

(Здоровый образ жизни. Гигиена . Здоровое питание.)

Знать о пользе разных продуктов?

Вы любите ягоды? Не случайно вас спрашиваю. Вы сейчас потренируетесь в счёте и заодно узнаете о пользе и лечебных свойствах некоторых ягод и фруктов.

Работа в тетрадях.

  1. Математическая разминка + тема здоровья

(лечебные свойства ягод, фруктов)

Послушайте задачи и запишите выражения в тетрадях:

а) Семья собрала летом с одного куста 2 кг черной смородины. Сколько всего кг смородины собрала семья с 11 таких кустов?

В плодах черной смородины много витамина Е, С в 20 раз больше, чем в яблоках и апельсинах. Витамины — необходимы для растущего организма .

б) Юля разделила поровну 30 мандаринов среди пяти своих подруг. Сколько мандаринов получила каждая из них?

При простуде и кашле — рекомендуется каждое утро выпивать по стакану мандаринового сока. Эфирное масло мандарина поднимает настроение .

в) На зиму заготовили 4 баночки малины, а клюквы в 6 раз больше. Сколько банок с клюквой заготовили на зиму?

Раны и ожоги, промытые клюквенным соком, моментально заживают . Брусника повышает остроту зрения и рекомендуются пилотам, морякам, водителям, работающим с напряжением зрения и ученикам.

г) Масса арбуза 12 кг, Сколько кг в 2,…3… арбузах?

Арбузы прекрасно утоляют жажду и выводят из организма ядовитые вещества.

Проверьте. (Слайд № 2 по щелчку)

  • 2 x 11= 22 (кг)
  • 30 : 5 = 6 (м.)
  • 4 x 6= 24 (б.)
  • 12 х 2= 24 (кг) ( Самоконтроль. Самопроверка.)

Дети выполняют отметку в листе самооценки. Приложение 1 .)

Какие знания понадобились для решения задач? (Знания таблицы умножения и деления)

Отлично справились с заданием.

Продолжаем математическую разминку:

На какие 2 группы можно разбить записи? (Слайд № 3 по щелчку)

(Уравнения и числовые выражения)

(Равенство с неизвестным)

III. Подводящий диалог к формулированию новой темы.

Сообщение темы урока.

Составление целей урока:

Обучающие: учиться решать уравнение нового типа;

Развивающие: развивать речевой аппарат, внимание, память, логическое мышление, применять знания в повседневной жизни;

Воспитывающие: выполнять правила для учащихся, уметь слышать, слушать, комментировать;

Что такое уравнение? Уравнение – это математическое равенство, которое содержит неизвестное число. Неизвестное число обозначают буквами латинского алфавита.

Что значит «решить уравнение»?

Решить уравнение – значит найти такое числовое значение неизвестного, при котором равенство будет верным.

В математике говорят: решить уравнение – это значит найти корень уравнения.

Работа с компонентами ( сложение, вычитание, умножение, деление)

Решение уравнений по вариантам. ( 1 –В Х+ 20= 70; 2 –В Х- 40 =30)

Проверка решения уравнений по рядам. (Слайд № 4).

Оцените своё решение (Дети делают отметку в листе самооценки. Приложение 1 .)

III. Подводящий диалог к формулированию новой темы.

По этому рисунку давайте составим задачу и решим её. (слайд № 5 )

Ребята, перечислите предметы, которые здесь изображены художником? (Весы, гири, тыква).

Что за цифры на гирях. Зачем они? (Указывают массу гирь)

Скажите, в каком положении находятся весы (Весы находятся в равновесии)

Запишем то, что видите на картинке с помощью цифр, математических знаков(слайд № 6 по щелчку)

Что лежит сначала на левой чаше весов? (Тыква)

Какова её масса? (Неизвестна)

Как её можно обозначить?( Давайте обозначим массу тыкву буквой Х)

Что ещё находиться на этой же чаше? (Гиря массой в 2 кг)

Если это вместе на одной чаше весов, какой знак между числами поставим?

(Аналогично с правой чашей весов) Перечисляют и появляется запись: 5 5 5

Весы в равновесии, какой знак поставим между записями ? (Равенства)

Интересная запись! Х + 2 = 5 x 3

Давайте это запишем в тетрадь.

А я догадалась, как правую часть проще записать, а вы?

(5 x 3 сумма одинаковых слагаемых)

Что вы заметили? Что напоминает вам эта запись? (Похоже на уравнение)

А решали такие сложные уравнения? (Нет)

IV. Оздоровительная минутка.

V. Совместное «открытие» нового знания.

Работа в группах.

Проведём свои наблюдения, исследовательскую работу. Помогайте друг другу.

С чего бы вы начали решение этого уравнения?

Сделайте его проще!(Можно найти произведение 5 и 3. Мы получили уравнение, которое уже умеем решать: Х +2 = 15)

Неизвестно 1 слагаемое. Чтобы его найти, необходимо из суммы вычесть известное слагаемое.

Корень — 13 (слайд № 8 по щелчку)

Молодцы! Вы сделали открытие!

Смогли сами справиться с таким сложным заданием.

Сделайте отметку в листе самооценки. Делают отметку в листе самооценки.

(работа в группах)

Если уч-ся не смогут самостоятельно решить данное уравнение, то предложить готовое решение .( № 1 стр. 88 учебника)

Откуда появляется число 15 в уравнении? (Произведение 5 и 3)

Витя решил уравнение так:

Ответ 13 килограммов масса камбалы.

Чему же равна масса рыбы?(Масса рыбы — 13 кг)

VI. Первичное закрепление.

Попытайтесь сами решить уравнение

Самостоятельная работа по вариантам (разно уровневая)(слайд № 11)

Проверка самостоятельной работы. (слайд № 12, 13)

Чему учились на уроке? (Учились решать сложные уравнения)

Проанализируйте свою деятельность.(лист самооценки) Вложите в свои тетради. (Заполненный лист самооценки вкладывают в тетради, тетради сдают).

Как работалось в команде?( Ответы детей)

О пользе каких ягод и фруктов вы узнали?(клюквы, черной смородины, арбуза, мандаринов, тыквы)

X. Домашнее задание. (дифференцированное)

Чтобы научиться решать задачи с уравнениями, вы потренируйтесь в решении уравнений дома. Здесь и пригодятся полученные знания новой темы урока.

(Учащимся предлагаются разно уровневые карточки с уравнениями. Дети, оценивая степень усвоения, выбирают себе карточку легче по уровню или труднее)

Дополнительный материал. (если останется время) Слайд № 13.

Урок математики по теме «Решение уравнений» (3-й класс)

Класс: 3

Цели.

  1. Образовательные:

  • закрепление умений решать уравнения разных видов;
  • совершенствование вычислительных умений и навыков;
  • закрепление приёмов устных вычислительных навыков;
  • закрепление умений решать задачи.
    1. Развивающие:

  • развитие внимания, памяти, математической речи;
  • развитие у учащихся умения выделять главное, существенное в изучаемом материале;
  • формирование умения сравнивать, обобщать изучаемые факты и понятия;
  • развитие самостоятельности мышления;
  • развитие познавательного интереса, творческих способностей, воли, эмоций.
    1. Воспитательные:

  • воспитание культуры поведения;
  • осуществление нравственного воспитания;
  • профилактика утомления (здоровьесбережение).
    1. Организационный момент.

      Цель: внешняя и внутренняя подготовка к уроку.

      Ребята, давайте сегодня вспомним все, что мы учили
      Ничего мы не забыли
      Рисуем, чертим, вычисляем
      Математику мы знаем.

      Цель: проверка вычислительных навыков умножения и деления, сложения и вычитания, порядок действий в примерах, знание математической терминологии.

      1. Чему равно произведение чисел 4 и 9 (36). Найдите и прочитайте пример с таким ответом.
      2. Прочитайте пример, в ответе которого количество десятков на 5 меньше количества единиц. (49)
      3. Чему равно частное чисел 40 и 5. (8) Прочитайте выражение с таким ответом.
      4. Прочитайте пример, ответ которого записывается одной цифрой.

      2) Проверяем задачу. (Посмотрите на экран)

      — Какой вопрос вы поставили к этому выражению? (сколько листов бумаги в одной тетради)

      — Сколько тетрадей получится из 72 листов? (4 тетради)

      — Каким действием вы это узнавали? (делением)

      — У кого другой ответ?

      — Значит, задачу решили правильно.

      1. Подготовка к активной учебной деятельности.

      Цель: актуализация опорных знаний и умений, формирование познавательных мотивов.

      1) Какое сегодня число? (18 февраля)

      Открываем тетради и записываем число.

      Дайте характеристику этому числу.

      2) Запишите произведение чисел равные 18.

      2*9; 3*6; 18*1; 9*2; 6*3; 1*18

      Каким свойством умножения вы здесь воспользовались? (переместительным)

      3) Посмотрите на цепочку и продолжите её.

      По какому принципу она построена? (сначала число увеличивается на 6, потом на 7, 8 и т.д.)

      2. Устный счёт (на карточках).

      Приготовьте карточки.

      1. Частное чисел 48 и 8 увеличить на 10
      2. Произведение чисел 20 и 4 уменьшить на 25
      3. 1/10 метра. Сколько это сантиметров?
      4. 12 увеличить в 3 раза
      5. 99 уменьшить в 9 раз
      6. Во сколько раз 80 больше 20
      7. Я задумала число, когда его увеличила в 7 раз, то получила 63. Какое число я задумала?
      8. Найти площадь прямоугольника, если его длина равна 8см, а ширина на 2см меньше.
      9. Половину пути до школы Саша проходит за 12 минут. Сколько времени он потратит на весь путь?
      10. Для игры 18 девочек и 12 мальчиков разделились на 2 команды. Сколько человек было в каждой команде?
      1. Усвоение новых знаний.

      Цель: сформировать у учащихся конкретные представления об изучаемом материале, выделить главное, провести обобщение вместе с учащимися, на основе знаний выработать умения.

      1. Посмотрите на экран. Найдите среди следующих записей уравнение.

      Докажите, что это уравнение.

      Что же такое уравнение? (Это равенство, содержащее неизвестное число, которое надо найти)

      Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?

      Тема: “Решение уравнений”

      Откройте учебник на с.20

      Прочитайте первое уравнение

      Что такое 76?(делимое)

      Что такое х? (делитель)

      Что такое 38? (частное)

      Как же найти делитель?

      Второе и третье уравнение читаем и разбираем так же.

      Ребята, мы вспомнили компоненты действий деления и умножения.

      А теперь посмотрите на доску. Перед вами этапы решения уравнения. Но, по-моему, вся последовательность нарушена. Её надо восстановить.

        1. Вспомнить компоненты действия данного уравнения.
        2. Определить неизвестный компонент.
        3. Вспомнить правило нахождения неизвестного компонента.
        4. Применить правило и найти неизвестный компонент.
        5. Записать ответ.

      Мы составили с вами программу действий для решения уравнений, т.е. по-другому, алгоритм.

      А сейчас, используя этот алгоритм, выполним задание №2 с.20. (3 человека у доски)

      Проверка с дополнительными вопросами.

      Физкультминутка (разговор об осанке)

      Раз, два, три, четыре пять
      Все умеем мы считать,
      Отдыхать умеем тоже.
      Руки за спину заложим,
      Голову поднимем выше
      И легко, легко подышим.
      Раз — подняться, потянуться.
      Два – согнуть, разогнуться
      Три – в ладоши три хлопка,
      На четыре – руки шире.
      Пять – руками помахать.
      Шесть – за парту ровно сесть.

      — Почему я часто говорю вам: “Держите спину прямо?”

      — Почему человеку нужна хорошая осанка?

      1) Чтобы был ровный позвоночник

      2) Чтобы хорошо работали внутренние органы и сердце.

      3) Чтобы дыхание было глубоким и ровным.


        Закрепление знаний.

      Цель: организация деятельности учащихся по применению изученных знаний, выделение существенных признаков, конкретизация ЗУН.

      Решение задачи № 5 с.20.

      Что известно в задаче? Что ещё?

      Что значит на каждого? Значит на одного.

      Что нужно узнать?

      Пишем слово “задача” и записываем условие.

      1 чел. — ? по 2б. и по 3б.

      Посмотрите на краткую запись и скажите, какая это задача? (составная)

      Почему? (два вопросительных знака)

      Из чего состоит составная задача? (из двух простых)

      (два ученика у доски)

      Какой вычислительный приём использовали при решении задачи (умножение суммы на число)

      Как можно умножить сумму на число?

      Какой способ вы считаете в данной задаче рациональным? (1 способ)


      Контроль и самопроверка.

      Цель: проверка полноты, осознанности и прочности ЗУН, проверка сформированности прочных общих учебных умений.

      Дифференцированная работа – решение уравнений по группам.

      Подчеркните уравнения, значения которых равняется 6.

      Из данных уравнений подчеркни те, которые решаются делением.

      Сравни уравнения каждой пары и, не вычисляя, подчеркни те, где значение х будет больше.

      Проверка решения (взаимопроверка)

      Цель: дать анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности учащихся.

      Ребята, давайте вспомним, чем мы занимались на уроке.

      Что нового узнали?

      Что же такое уравнение?

      Понравилось ли вам, как вы работали.

      — На доске вы видите лестницу достижений. Каждый из вас должен прикрепить магнит на ту ступеньку, на которую вы сегодня поднялись во время работы на уроке.

      Урок по математике в 3 классе на тему: «Решение уравнений»

      Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

      Конспект урока математики в 3 классе по теме :«Решение уравнений»

      УМК «Школа России» (учебник математики М.Моро,3класс,2 часть)

      Махова Н. Н, учитель начальных классов, МБОУ Гремячевская школа №1 г.о.г.Кулебаки Нижегородская область.

      — закрепление умения решать уравнения на умножение и деление;

      — совершенствование вычислительных навыков, умения решать задачи;

      — закрепление знания названий компонентов уравнений и правил их нахождения;

      — развитие умения сравнивать, обобщать, систематизировать знания при установлении взаимосвязи между математическими понятиями;

      — развитие логического мышления, памяти, внимания учащихся, математической речи;

      — воспитание любви и интереса к предмету;

      — воспитание уважения к другим людям через взаимопомощь при выполнении совместных видов деятельности.

      Понимать, что такое «уравнение», «решить уравнение». Знать способ решения уравнения (на основе взаимосвязи между компонентами).

      Уметь решать простые уравнения. Уметь решать задачи способом составления уравнения, читать математические выражения, неравенства, равенства.

      Личностные:
      Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

      Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение ( Регулятивные УУД).

      Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им ( Коммуникативные УУД).

      Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД)

      I Организационный момент .

      Прозвенел уже звонок,

      Книжки, ручки и тетрадки

      На столе лежат в порядке.

      А девиз у нас какой?

      Всё, что нужно под рукой.

      II Актуализация знаний (Устный счёт).

      — Давайте ребята учиться считать,

      Делить, прибавлять, умножать, вычитать,

      Запомните все, что без устного счёта,

      Не сдвинется с места любая работа.

      1. Найдите частное чисел 36 и 6.

      2.Один множитель 9, другой 7. Найдите произведение.

      3. Делимое 40, делитель 5. Найдите частное.

      4. Во сколько раз 7 меньше 21?

      5.Во сколько раз 16 больше 4?

      6. На сколько 36 больше 9?

      7. От пристани отплыли 6 лодок. В каждой лодке было по 4 весла. Сколько вёсел было в этих лодках?

      8. В течение недели Витя читал книгу по 9 страниц в день. За это же время Коля прочитал на 15 страниц больше Вити. Сколько страниц прочитал Коля за неделю?

      9. В классе 30 учеников, 2 ученика больные. Остальные дети разделились на группы по 4 человека для работы на уроке. Сколько групп получилось?

      Ответы: 6, 63, 8, 3, 4, 27, 24, 78,7.

      ( Ответы записаны на карточках )

      III Самоопределение к действительности .

      — Расположите ответы в порядке возрастания (1 ученик работает у доски, все остальные – в тетрадях). Что получилось?

      -Что же такое уравнение? (Уравнение-это равенство, в котором есть неизвестное число, которое надо найти. Что мы будем закреплять на уроке? ( Сегодня на уроке мы будем закреплять умения решать уравнения.)

      -Как называются числа при умножении? (первый множитель, второй множитель, произведение)—Как найти неизвестный множитель? (Нужно произведение разделить на известный множитель)

      — Как называются числа при делении? (делимое, делитель, частное)

      — Как найти делимое? (нужно частное умножить на делитель)

      -Как найти делитель? (нужно делимое разделить на частное)

      -Молодцы! Я думаю, мы готовы к выполнению следующих заданий.

      IV . Работа по учебнику.

      № 1, стр. 20 . Три ученика по очереди у доски с комментированием, остальные решают уравнения в тетрадях.

      19:х=57 х:24=72 63:х==1

      2. № 2, стр.20 – самостоятельная работа с самопроверкой (учитель оценивает работы первых выполнивших)

      Скачут, скачут во лесочке (прыжки на месте)

      Зайцы — серые клубочки.(руки возле груди, как лапки у зайцев, прыжки)

      Прыг — скок, прыг – скок – (прыжки вперед-назад, вперед-назад)

      Стал зайчонок на пенёк.(встать прямо, руки на пояс)

      Всех построил по порядку, (повернули туловище вправо, правую руку в сторону, затем влево и левую руку в сторону)

      Стал показывать зарядку.

      Раз! Шагают все на месте.(шаги на месте)

      Два! Руками машут вместе, (руки перед собой, выполняем движение “ножницы”)

      Три! Присели, дружно встали.(присесть, встать)

      Все за ушком почесали.(почесать за ухом)

      На “четыре” потянулись.(руки вверх, затем на пояс)

      Пять! Прогнулись и нагнулись.(прогнуться, наклониться вперед)

      Шесть! Все встали снова в ряд, (встать прямо, руки опустить)

      Зашагали как отряд.(шаги на месте)

      VI. Закрепление изученного .

      Решение задачи. № 5, стр. 20.

      Самостоятельное чтение текста задачи.

      — Сколько человек пошли в поход?

      — Что они купили? Какие? Сколько?

      — Как вы понимаете «по 2 банки», «по 3 банки»?

      — Что нужно узнать в задаче?

      — Запишем условие в таблицу.

      Анализ решения задачи:

      — Сколько банок куплено на человека?

      — Мог ли каждый турист купить себе консервы?

      — Сколько банок он тогда должен купить?

      — Как в таком случае узнать, сколько всего банок купили на 19 человек?

      — По сколько мясных консервов купили?

      — Как узнать, сколько нужно банок на 19 человек?

      — По сколько овощных консервов купили?

      — Как узнать, сколько нужно банок на 19 человек?

      — Как узнать, сколько купили всего банок?

      (2 ученика записывают разными способами на доске

      (3+2)х19=95(шт.)-консервов купили туристы

      Ответ: 95 банок консервов всего.

      1) 19∙2=38 (шт.) мясных консервов у всех туристов

      2) 19∙3=57 (шт.) овощных консервов у всех туристов

      3) 57+38= 95 (шт.) консервов всего

      Ответ: 95 банок консервов всего.

      Игра «Я задумала число…» (Устно)

      — Я задумала число. Если это число разделить на 8, то в результате получиться 7. Какое число я задумала.

      Я задумала число. Если 7 умножить на это число, то в результате получиться 98. Какое число я задумала?

      VII I .Подведение итогов урока.

      Как найти неизвестный множитель?

      Как найти неизвестное делимое?

      Как найти неизвестный делитель?

      IX . Домашнее задание .№ 8, 9, стр.20.


      источники:

      http://urok.1sept.ru/articles/566610

      http://infourok.ru/urok-po-matematike-v-klasse-na-temu-reshenie-uravneniy-3628661.html