Математика 9 класс уравнения с двумя переменными

Уравнения с двумя переменными (неопределенные уравнения)

Разделы: Математика

Обращение автора к данной теме не является случайным. Уравнения с двумя переменными впервые встречаются в курсе 7-го класса. Одно уравнение с двумя переменными имеет бесконечное множество решений. Это наглядно демонстрирует график линейной функции, заданный в виде ax + by=c. В школьном курсе учащиеся изучают системы двух уравнений с двумя переменными. В результате из поля зрения учителя и, поэтому ученика, выпадает целый ряд задач, с ограниченными условиями на коэффициент уравнения, а также методы их решения.

Речь идет о решении уравнения с двумя неизвестными в целых или натуральных числах.

В школе натуральные и целые числа изучаются в 4-6-х классах. К моменту окончания школы не все ученики помнят различия между множествами этих чисел.

Однако задача типа “решить уравнение вида ax + by=c в целых числах” все чаще встречается на вступительных экзаменах в ВУЗы и в материалах ЕГЭ.

Решение неопределенных уравнений развивает логическое мышление, сообразительность, внимание анализировать.

Я предлагаю разработку нескольких уроков по данной теме. У меня нет однозначных рекомендаций по срокам проведения этих уроков. Отдельные элементы можно использовать и в 7-м классе (для сильного класса). Данные уроки можно взять за основу и разработать небольшой элективный курс по предпрофильной подготовке в 9-м классе. И, конечно, этот материал можно использовать в 10-11 классах для подготовки к экзаменам.

Цель урока:

    повторение и обобщение знаний по теме “Уравнения первого и второго порядка”
  • воспитание познавательного интереса к учебному предмету
  • формирование умений анализировать, проводить обобщения, переносить знания в новую ситуацию

Урок 1.

Ход урока.

1) Орг. момент.

2) Актуализация опорных знаний.

Определение. Линейным уравнением с двумя переменными называется уравнение вида

mx + ny = k, где m, n, k – числа, x, y – переменные.

Определение. Решением уравнения с двумя переменными называется пара значений переменных, обращающая это уравнение в верное равенство.

Уравнения с двумя переменными, имеющими одни и те же решения, называются равносильными.

1. 5x+2y=12 (2)y = -2.5x+6

Данное уравнение может иметь сколько угодно решений. Для этого достаточно взять любое значение x и найти соответствующее ему значение y.

Пусть x = 2, y = -2.5•2+6 = 1

x = 4, y = -2.5•4+6 =- 4

Пары чисел (2;1); (4;-4) – решения уравнения (1).

Данное уравнение имеет бесконечно много решений.

3) Историческая справка

Неопределенные (диофантовы) уравнения – это уравнения, содержащие более одной переменной.

В III в. н.э. – Диофант Александрийский написал “Арифметику”, в которой расширил множество чисел до рациональных, ввел алгебраическую символику.

Так же Диофант рассмотрел проблемы решения неопределенных уравнений и им даны методы решения неопределенных уравнений второй и третьей степени.

4) Изучение нового материала.

Определение: Неоднородным диофантовым уравнением первого порядка с двумя неизвестными x, y называется уравнение вида mx + ny = k, где m, n, k, x, y Z k0

Если свободный член k в уравнении (1) не делится на наибольший общий делитель (НОД) чисел m и n, то уравнение (1) не имеет целых решений.

Пример: 34x – 17y = 3.

НОД (34; 17) = 17, 3 не делится нацело на 17, в целых числах решения нет.

Пусть k делится на НОД (m, n). Делением всех коэффициентов можно добиться, что m и n станут взаимно простыми.

Если m и n уравнения (1) взаимно простые числа, то это уравнение имеет по крайней мере одно решение.

Если коэффициенты m и n уравнения (1) являются взаимно простыми числами, то это уравнение имеет бесконечно много решений:

где (; ) – какое-либо решение уравнения (1), t Z

Определение. Однородным диофантовым уравнением первого порядка с двумя неизвестными x, y называется уравнение вида mx + ny = 0, где (2)

m, n, x, y Z

Если m и n – взаимно простые числа, то всякое решение уравнения (2) имеет вид

5) Домашнее задание. Решить уравнение в целых числах:

  • 9x – 18y = 5
  • x + y= xy
  • Несколько детей собирали яблоки. Каждый мальчик собрал по 21 кг, а девочка по 15 кг. Всего они собрали 174 кг. Сколько мальчиков и сколько девочек собирали яблоки?
  • Замечание. На данном уроке не представлены примеры решения уравнений в целых числах. Поэтому домашнее задание дети решают исходя из утверждения 1 и подбором.

    Урок 2.

    1) Организационный момент

    2) Проверка домашнего задания

    5 не делится нацело на 9, в целых числах решений нет.

    Методом подбора можно найти решение

    3) Составим уравнение:

    Пусть мальчиков x, x Z, а девочек у, y Z, то можно составить уравнение 21x + 15y = 174

    Многие учащиеся, составив уравнение, не смогут его решить.

    Ответ: мальчиков 4, девочек 6.

    3) Изучение нового материала

    Столкнувшись с трудностями при выполнении домашнего задания, учащиеся убедились в необходимости изучения их методов решений неопределенных уравнений. Рассмотрим некоторые из них.

    I. Метод рассмотрения остатков от деления.

    Пример. Решить уравнение в целых числах 3x – 4y = 1.

    Левая часть уравнения делится на 3, следовательно, должна делиться и правая часть. Рассмотрим три случая.

    1. Если y = 3m, m Z, то 4y + 1= 4•3m + 1 = 12m + 1 не делится на 3.
    2. Если y = 3 m + 1, то 4y +1 = 4• (3m + 1)+1 = 12m + 5 не делится на 3.
    3. Если y = 3 m + 2, то 4y +1 = 4• (3m + 2)+1 = 12m + 9 делится на 3, поэтому 3x = 12m + 9, следовательно, x = 4m + 3, а y = 3m + 2.

    Ответ: где m Z.

    Описанный метод удобно применять в случае, если числа m и n не малы, но зато разлагаются на простые сомножители.

    Пример: Решить уравнения в целых числах.

    Пусть y = 4n, тогда 16 — 7y = 16 – 7•4n = 16 – 28n = 4*(4-7n) делится на 4.

    y = 4n+1, тогда 16 – 7y = 16 – 7• (4n + 1) = 16 – 28n – 7 = 9 – 28n не делится на 4.

    y = 4n+2, тогда 16 – 7y = 16 – 7• (4n + 2) = 16 – 28n – 14 = 2 – 28n не делится на 4.

    y = 4n+3, тогда 16 – 7y = 16 – 7• (4n + 3) = 16 – 28n – 21 = -5 – 28n не делится на 4.

    Следовательно, y = 4n, тогда

    4x = 16 – 7•4n = 16 – 28n, x = 4 – 7n

    Ответ: , где n Z.

    II. Неопределенные уравнения 2-ой степени

    Сегодня на уроке мы лишь коснемся решения диофантовых уравнений второго порядка.

    И из всех типов уравнений рассмотрим случай, когда можно применить формулу разности квадратов или другой способ разложения на множители.

    Пример: Решить уравнение в целых числах.

    13 – простое число, поэтому оно может быть разложено на множители лишь четырьмя способами: 13 = 13•1 = 1•13 = (-1)(-13) = (-13)(-1)

    Рассмотрим эти случаи

    а) =>

    б) =>

    в) =>

    г) =>

    4) Домашнее задание.

    Примеры. Решить уравнение в целых числах:

    а)

    2x = 42x = 52x = 5
    x = 2x = 5/2x = 5/2
    y = 0не подходитне подходит
    2x = -4не подходитне подходит
    x = -2
    y = 0

    б)

    в)

    Итоги. Что значит решить уравнение в целых числах?

    Какие методы решения неопределенных уравнений вы знаете?

    Упражнения для тренировки.

    1) Решите в целых числах.

    а) 8x + 12y = 32x = 1 + 3n, y = 2 — 2n, n Z
    б) 7x + 5y = 29x = 2 + 5n, y = 3 – 7n, n Z
    в) 4x + 7y = 75x = 3 + 7n, y = 9 – 4n, n Z
    г) 9x – 2y = 1x = 1 – 2m, y = 4 + 9m, m Z
    д) 9x – 11y = 36x = 4 + 11n, y = 9n, n Z
    е) 7x – 4y = 29x = 3 + 4n, y = -2 + 7n, n Z
    ж) 19x – 5y = 119x = 1 + 5p, y = -20 + 19p, p Z
    з) 28x – 40y = 60x = 45 + 10t, y = 30 + 7t, t Z

    2) Найти целые неотрицательные решения уравнения:

    а) 8x + 65y = 81x = 2, y = 1
    б) 17x + 23y = 183x = 4, y = 5

    3) Найти все пары целых чисел (x; y), удовлетворяющие следующим условиям

    а) x + y = xy(0;0), (2;2)
    б) (1;2), (5;2), (-1;-1), (-5;-2)

    Число 3 можно разложить на множители:

    a) б) в) г)
    в) (11;12), (-11;-12), (-11;12), (11;-12)
    г) (24;23), (24;-23), (-24;-23), (-24;23)
    д) (48;0), (24;1), (24;-1)
    е) x = 3m; y = 2m, mZ
    ж) y = 2x – 1x = m: y = 2m – 1, m Z
    з) x = 2m; y = m; x = 2m; y = -m, m Z
    и)решений нет

    4) Решить уравнения в целых числах

    (-3;-2), (-1;1), (0;4), (2;-2), (3;1), (5;4)
    (x — 3)(xy + 5) = 5(-2;3), (2;-5), (4;0)
    (y + 1)(xy – 1)=3(0;-4), (1;-2), (1;2)
    (-4;-1), (-2;1), (2;-1), (4;1)
    (-11;-12), (-11;12), (11;-12), (11;12)
    (-24;23), (-24;23), (24;-23), (24;23)

    5) Решить уравнения в целых числах.

    а) (-1;0)
    б)(5;0)
    в) (2;-1)
    г) (2; -1)
  • Детская энциклопедия “Педагогика”, Москва, 1972 г.
  • Алгебра-8, Н.Я. Виленкин, ВО “Наука”, Новосибирск, 1992 г.
  • Конкурсные задачи, основанные на теории чисел. В.Я. Галкин, Д.Ю. Сычугов. МГУ, ВМК, Москва, 2005г.
  • Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7-9 классов. Н.П. Косрыкина. “Просвещение”, Москва, 1991 г.
  • Алгебра 7, Макарычев Ю.Н., “Просвещение”.
  • Конспект урока по алгебре для 9 класса на тему «Решение уравнений с двумя переменными»

    Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

    Учитель физики и математики — Давиденко Н. И.

    Алгебра. 9 класс

    Урок № 45/3 Дата 20.12.18 г

    Тема урока Решение уравнений с двумя переменными

    Обучающие : выработать умения находить решения уравнений с двумя переменными , читать графики уравнений с двумя переменными.

    Развивающие : развивать творческую сторону мыслительной деятельности учащихся;

    — создать условия для проявления познавательной активности учащихся;

    — развивать коммуникативную и информационную компетенцию учащихся;

    развивать вычислительную технику , мыслительную активность, интерес к предмету , способствовать формированию ключевых понятий , выполнение заданий различного уровня сложности.

    Воспитывающие : воспитывать внимательность, аккуратность, умение чётко организовывать самостоятельную и индивидуальную работу, работу в группе и парах.

    Оборудование : мультимедийный проектор, презентации учителя и учащихся, карточки (лист самооценки, ответы для самопроверки, задача для домашнего задания), портрет Диофанта, эпиграфы к уроку, раздаточный материал «Создай новогоднее настроение», ребусы.

    Алгебра 9 класс. Учебник Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова; под ред. С.А. Теляковского. – М.: Просвещение, 2016.

    Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

    1) Организационный этап.

    2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

    3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся .

    4) Первичное закрепление

    в знакомой ситуации (типовые)

    в изменённой ситуации (конструктивные)

    5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

    6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

    7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

    — Прекрасное зимнее утро (слайд 2)

    . Ещё один чудесный день начинает свой путь, начнем свой путь и мы.

    — Настроитесь на работу, будьте доброжелательны друг к другу и у вас все получится!

    — Эпиграф к уроку: «Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания на деле» Аристотель . (слайд 3)

    -Я желаю вам, каждый день и каждый час стремиться к знаниям, а контролировать ваши приобретённые знания нам поможет лист самооценки, который лежит у вас на столе (слайд 4)

    Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний .

    Дома вам нужно было выполнить №395, №397 и решить старинную задачу: «В клетке сидели фазаны и кролики. У них всего было 94 лапки и 35 голов. Сколько фазанов и сколько кроликов в клетке?»

    Давайте проверим правильно ли вы его выполнили (слайд 5 ) +презентация учащихся «Старинная задача»

    Оценили выполнение домашней работы в листе самооценки.

    2.1.Фронтальный опрос правил и определений по теме урока. В параллели проводится индивидуальная работа с учащимися, имеющими слабую мотивацию к учебе. (Два человека у доски решают №396 (а, б) учебника стр 111)

    Ну, а теперь проверим свою готовность к дальнейшей работе: «Закрыли глаза, вспомнили всё, что вы знаете об уравнениях с двумя переменными и их графиках и привели свои мысли в порядок. Открыли глаза».

    Что называют решением уравнения с двумя переменными?

    Важен ли в этой паре порядок записи значений переменных?

    Дайте определение графика уравнения с двумя переменными.

    Что является графиком линейного уравнения с двумя переменными?

    Что представляют собой графики уравнений второй степени с двумя переменными?

    От чего зависит вид графика уравнения второй степени с двумя переменными?

    Как определить вид графика уравнения второй степени с двумя переменными?

    Устно. Найди ошибку в задании «О пределите степень уравнения»

    Предлагаемые ответы : 3 1 1 4 1

    Самопроверка по образцу на экране (слайд 9)

    Устно. Установи соответствие в задании « Составьте уравнения с двумя переменными» (слайд 10)

    1.Сумма двух натуральных чисел равна 16 1 балл

    Периметр прямоугольника равен 12 см 1 балл

    Одна из сторон прямоугольника на 8 см больше другой 1 балл

    Произведение двух натуральных чисел равно 28

    Диагональ прямоугольника равна 5 см 1 балл

    Сумма двух натуральных чисел равна 16 х + у = 16

    Периметр прямоугольника равен 12 см 2*(а+в) = 12

    Одна из сторон прямоугольника на 8 см больше другой а – в = 8

    Произведение двух натуральных чисел равно 28 х*у = 28

    Диагональ прямоугольника равна 5 см 5 2 =А 2 +В 2

    Самопроверка по образцу на доске Оценили свои знания в листе самооценки

    Математический диктант (слайд 12) 5 баллов

    Выясните, что является графиком уравнения

    (х – 3) 2 + (у + 2) 2 = 0

    Взаимопроверка по образцу на экране ( слайд 13)

    Окружность с центром в точке (0; — 2) и R = 3.

    Перенесли баллы за выполнение математического диктанта в лист самооценки.

    Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся .

    (Слайд 14) Чтобы узнать тему нашего урока, давайте отгадаем ребус (на доске)
    Правильно, « Решение у равнений с двумя переменными», а сейчас с помощью высказываний знаменитых людей определим цели урока

    Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели. (Алексей Иванович Маркушевич)

    Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню.
    Дай мне действовать самому, И я научусь
    (Конфуций)

    Ребята, запишите число и тему урока в тетради (слайд 15)

    (слайд 16) А знаете ли вы, что 20 декабря — Международный день солидарности людей, который учрежден ООН с 2005 года. Солидарность — единство убеждений и действий, взаимопомощь и поддержка членов социальной группы, основывающиеся на общности интересов и необходимости достижения общих групповых целей, совместная ответственность.

    “Люди вместе могут совершить то, чего не в силах сделать в одиночку: единение умов и рук, сосредоточение сил может стать почти всемогущим” (Д. Уэбстер)

    Давайте же объединим наши умы и двинемся дальше

    4. Решение уравнений с двумя переменными. (слайд 17) Работать будем в парах и группах, постараемся действовать под девизом «Создай новогоднее настроение»

    Работа в парах ( 4 балла) с комментариями по решению,

    1)Упражнение «Елочка» (Приложение 1)

    Выразите одну переменную через другую :

    Самопроверка по образцу на экране (слайд 18)

    Пары размещают отчеты –«елочки» на доске, выстраивая общую «Елку»

    (Слайд 19) Гимнастика для глаз фокусируем взгляд на нашей елочке :

    1) вертикальные движения глаз вверх-вниз;
    2) горизонтальные вправо-влево;
    3) вращение глазами по часовой стрелке и против;
    4) закрыть глаза и представить по очереди шары на елке- цветов радуги (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»).

    Минута волшебства (ученый маг Волосовская Аня)

    Мы с вами поработали, а теперь немного отдохнем и посмотрим некоторые математические фокусы.

    Есть много математических фокусов. Но самым элегантным математическим фокусом является возведение в квадрат чисел, оканчивающихся цифрой 5 (ребята задают примеры, а маг отвечает, например, 65 2 = 4225)

    (слайд 20) Работа в группах ( 5 баллов)

    1) Укрась новогодний шар правильными ответами (Приложение 2)

    (слайд 21) Чтобы проверить это задание учащимся предлагается взять лист самопроверки (с ответами) у соседней (по часовой стрелке) группе, предварительно, поздравив их с Новым годом.

    (слайд 22) Оценивание. Шары вешаются на доску. Комментарии.

    (слайд 23) Физкультминутка

    2) (слайд 24) № 400 стр 111 «В поисках истины» ( 5 баллов)

    Проанализируйте графики (рисунки а, б, в) и составьте уравнения. Ваша задача состоит в том, чтобы поставить в соответствие каждому графику его уравнение и узнать имя одного из древнегреческих математиков из нашей «Картинной галереи». Так кто же это такой? Каждая группа должна организовать свою работу так, чтобы уложиться в 5 минут.

    (слайд 25) Ответ: а) (х-1)(у-1)=0 →Д

    — Итак, вы получили имя ДИОФАНТ . (слайд 26) Чем же знаменит он? Почему именно его имя я зашифровала?

    Группа, выполнившая задание первыми может открыть конверт №1 и прочитать его содержимое→ Диофант Александрийский – один из самых своеобразных древнегреческих математиков. До сих пор не выяснены ни год рождения, ни дата смерти Диофанта; полагают, что он жил в 3 веке нашей эры. Из работ Диофанта самой важной является “Арифметика”, из 13 книг которой только 6 сохранились до наших дней.

    открыть конверт №2 В сохранившихся книгах Диофанта содержится 189 задач с решениями. В пяти книгах содержатся методы решения неопределенных уравнений. Это и составляет основной вклад Диофанта в математику. Старинный сюжет задачи из книги Диофанта и ее решения мы сегодня уже рассмотрели. О чем эта задача?

    открыть конверт №3 Прах Диофанта гробница покоит; дивись ей – и камень
    Мудрым искусством его скажет усопшего век.
    Волей богов шестую часть жизни он прожил ребенком.
    И половину шестой встретил с пушком на щеках.
    Только минула седьмая, с подругою он обручился.
    С нею 5 лет проведя, сына дождался мудрец;
    Только полжизни отцовской возлюбленный сын его прожил ,
    Отнят он был у отца ранней могилой своей.
    Дважды два года родитель оплакивал тяжкое горе,
    Тут и увидел предел жизни печальной своей.

    А вот о том, сколько же лет прожил Диофант вы мне ответите на следующем уроке, решив дома задачу текст которой у вас на парте.

    5 Самостоятельная работа 5 баллов (слайд 20)

    Самопроверка по образцу на экране (слайд 21)

    6. Подведение итогов урока. (слайд 22)

    Теперь, ребята подсчитайте то количество баллов, которое вы набрали за работу и добавьте количество баллов, которое каждый из вас поставил себе за активность на уроке. Активность оценивается по пятибалльной шкале. По набранному количеству баллов вы должны поставить себе оценку за урок. Я надеюсь, что плохих оценок сегодня нет и у всех у вас хорошее настроение.

    Итоги урока. Наши цели были какие в начале урока? Мы достигли их?

    Сегодня на уроке мы:

    • Выработали критерии оценки своей работы, умение анализировать проделанную работу и адекватно ее оценивать.

    Рефлексия. (слайд 23)

    Я доволен уроком, мне очень понравилось, я всё понял(а).

    Мне понравился урок, но в моих знаниях есть пробелы.

    Я не доволен уроком, ничего не понял(а) и как решать, я не знаю.

    7. Запишите д омашнее задание. (слайд 24)

    Выучить п. 17. Выполнить №396, 399, 404 .

    Найти интересные формы графиков уравнений с двумя переменными.

    Сколько лет прожил Диофант? (задача для тех, кто получил оценку «4» или «5»)

    (слайд 25) Великий математик, физик и политик А. Эйнштейн заметил

    Мне приходиться делить время между политикой и уравнениями. Однако уравнения гораздо важнее. Политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно.”

    Я надеюсь, что сегодняшний урок прошел для вас с пользой. Думаю, научившись бороться с трудностями при решении уравнений, вы сможете преодолевать любые жизненные трудности .

    Алгебра. 9 класс

    Рассмотрим уравнение 3x 2 + y = 13.

    Это уравнение является уравнением с двумя переменными x и y.

    При подстановке вместо переменной x числа 2, а вместо переменной y числа 1 мы получим верное равенство.

    Значит, пара чисел 2 и 1 является решением данного уравнения. Эту пару чисел записывают в круглых скобках, причём на первом месте записывают значение переменной x, а на втором – значение переменной y: (2; 1).

    Итак, сформулируем определение решения уравнения с двумя переменными.

    Решением уравнения с двумя переменными называется пара значений переменных, обращающая уравнение в верное равенство.

    Если все эти пары чисел представить как координаты точек и изобразить на координатной плоскости, то получится график данного уравнения.

    Графиком уравнения с двумя переменными называется множество точек координатной плоскости, координаты которых обращают уравнение в верное равенство.

    Вспомним, что является графиком линейного уравнения с двумя переменными.

    Вы также знакомы с графиком уравнения второй степени y = x 2 .

    Рассмотрим уравнение (xa) 2 + (yb) 2 = r 2 .

    Графиком этого уравнения является окружность с центром в точке с координатами (а; b) и радиусом r.

    Все пары чисел, которые будут являться решением данного уравнения, при изображении их на координатной плоскости будут принадлежать окружности с центром в точке с координатами (1; 2) и радиусом, равным 3.


    источники:

    http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-algebre-dlya-klassa-na-temu-reshenie-uravneniy-s-dvumya-peremennimi-3482219.html

    http://resh.edu.ru/subject/lesson/2740/main/