Открытый урок 11 класс «Решение логарифмических уравнений. Нестандартные приемы решения»
учебно-методический материал по алгебре (11 класс) на тему
Решение логарифмических уравнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_11_klass_reshenie_logarifmicheskih_uravneniy._nestandartnye_priemy_resheniya.doc | 101 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по алгебре
по теме: «Решение логарифмических уравнений. Нестандартные приемы решения»
учитель математики МБОУ СОШ №72:
Урок по алгебре «Решение логарифмических уравнений. Нестандартные приемы решения»
Образовательные: Отработать умения систематизировать, обобщать свойства логарифмической функции, применять их при решении логарифмических уравнений, применять различные методы решения логарифмических уравнений.
Развивающие: Использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию, развивать у обучающихся мыслительные операции, анализ, классификацию, внимание, математическую речь.
Воспитательные: Создать эмоционально-положительный комфорт( ситуацию успеха)
2. Тренинг. Устная работа.
3. Постановочно-практическое задание.
4. Рефлексия (“Что знают”, “Чего не знают”, “Что получилось?”, “Что нет”).
5. Решение проблемной ситуации.
6. Выводы. Домашнее задание.
1. Организационный момент.
На перемене на доске обучающиеся на списке уравнений, которые были заданы как
домашнее задание ставят “+” против тех уравнений, которые дома не вызвали затруднений.
- x lg2 x+lgx5 -12 =10 2lgx
- (x+1)log 2 3 x+4xlog 3 x-16=0
- log 2 (4x-x 2 )=x 2 -4x+6
- x log 3 x =81
- (3 7×2-5 -9)log 0,3 (2-5x)=0
- 11 2(log5x)2 -12×11 (log5x)2 +11=0
- x 2 ×log 36 (5x 2 -2x-3)-xlog 1/6 = x 2 +x
К доске приглашаются 2 учащихся для выполнения индивидуальной работы.
Обучающиеся должны самостоятельно решить два задания. Цель этой работы: повторить свойства логарифмической функции, её область значений и решение уравнений графически
1 задание: Найти область значений функции. Определить её наименьшее значение у = log 3 (х 2 +81)
2 задание : Решить уравнение графически log 3 х = 4-х
2. Тренинг. Устная работа.
Динамичные блоки уравнений.
В ходе этой работы систематизируются знания обучающихся по свойствам логарифмической функции, основные методы решения логарифмических уравнений, предложенные в учебнике.
I блок. На слайде записаны формулы. Определить, какие из них записаны неверно. Ответ обосновать (слайд).
- log a 1=0
- log a a=a
- log a xy=log a x log a y
- log a x/y=log a x-log a y
- log a x p =log a px
- log ka x =klog a x
- a logab =a b
II блок. О чём идёт речь в этом блоке? Определите метод решения этих уравнений.
Какое из уравнений отличное от остальных? (Слайд)
- log 9 (x-1) 2 =1
- ln(x 2 -15)=ln x
- log 2 (x 2 -3x-10)=3
- log 3 x=2log 3 9- log 3 27
- ln(x-5)=0
- log 2 log 3 log 4 x=0
III блок. О чём говорит этот блок уравнений? Определите метод решения уравнений (слайд).
- log a x=2log a 3+log a 5
- lg(x-9)+lg(2x+1)=2
- log 5 (x 2 +8)-log 5 (x+1)=3log 5 2
- 1/2log 2 (x-4)+1/2log 2 (2x-1)=log 2 3
IV блок. О чём говорит этот блок? Каким методом необходимо решать уравнения этого блока (слайд).
- log 2 2 (x+8)-6 log 2 (x+8)=-5
- log 2 2 x-log 2 x=2
- lg 2 x-lgx 2 +1=0
- log x 2- log 4 x+7/6=0
- log x+1 (2x 2 +5x-3)=2
- lg100x×lgx=-1
После устной работы с классом анализируется и проверяется работа учащихся на доске.
1 задание: Найти область значений функции. Определить её наименьшее значение
у = log 3 (х 2 +81)
2 задание : Решить уравнение графически
3. Постановочно-практическое задание.
Разбираем ситуацию с выполнением домашнего задания, анализируем
какие уравнения не вызвали сложности, а какие вызвали.
Дома вы проанализировали 7 уравнений из заданий ЕГЭ и вступительных задач в ВУЗы. Ваша задача дома была определить проблемные ситуации, вопросы, которые возникли при решении этих задач.
(“Что знают”, “Чего не знают”, “Что получилось?”, “Что нет”).
Через систему вопросов учителя выясняем, почему не получились уравнения
5. Решение проблемной ситуации.
Разбираем решение уравнений, которые у большинства обучающихся вызвали затруднения. Если есть обучающиеся, которые их решили, то они представляют своё решение.
У учителя все уравнения с решениями в презентации и при необходимости уравнение разбирается по готовому решению или проверяется ответ.
Урок математики по теме «Решение логарифмических уравнений»
Презентация к уроку
Цели:
- повторить понятия логарифма числа и свойства логарифмов. Ознакомить и закрепить основные методы решения логарифмических уравнений, предупредить появления типичных ошибок.
- Предоставить каждому обучающему возможность проверить свои знания и повысить их уровень.
- Активизировать работу класса через разные формы работы.
- Развивать навыки самоконтроля.
- Воспитывать ответственное отношение к труду, воспитывать волю и настойчивость для достижение конечных результатов.
- создать эмоционально-положительный комфорт (ситуацию успеха)
Задачи урока: Ранее усвоенные знания применять в нестандартных ситуациях.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, закрепят ученики в ходе урока:
- знание понятия логарифма числа, логарифмической функции, свойств логарифмической функции;
- знание основных приёмов решения логарифмических уравнений;
- знание квадратичной функции и её свойств;
- умение выполнять преобразования выражений, содержащих логарифмы;
- умение применять свойства логарифмов при преобразовании выражений, содержащих логарифмы;
- умение решать простейшие логарифмические уравнения и применение основных приёмов при решении более сложных уравнений;
- умение решать квадратные уравнения;
- использовать умение переносить ранее усвоенные знания в новую ситуацию.
Оборудование урока:
- карточки с индивидуальными заданиями для самостоятельной работы;
- карточки с заданиями для домашней работы;
- справочный материал;
- оценочный лист;
- мультимедийный проектор, компьютер.
Формы работы:
- фронтальная;
- работа в парах;
- индивидуальная.
Методы занятия: словесные и практические; контроль и обобщение знаний. При объяснении нового материала: объяснительно-иллюстративный (основное назначение – организация усвоения знаний);частично-поисковый (овладение элементарными навыками поиска знаний, учащиеся привлекаются к самостоятельному решению части проблемы).
План урока:
- Орг.момент.
- Устная работа (морской бой). Найди ошибки. Повторить основные формулы логарифмов.
- Программируемый контроль.
- Из истории математики.
- Изучение нового материала: «Логарифмические уравнения».
- Практическая работа: «Решение логарифмических уравнений».
- Решение проблемной ситуации (если возникнет).
- Итог урока.
- Рефлексия («Что знают», «Чего не знают», «Что получилось?», «Что нет?», «Что необходимо для этого повторить или выучить дома?»).
- Домашнее задание.
Ход урока
Этапы урока | Примечание |