Метод эквивалентных преобразований уравнений с квадратными радикалами

Элективное занятие по математике. Тема: «Неэквивалентные преобразования с проверкой. Метод эквивалентных преобразований». 11-й класс

Разделы: Математика

Класс: 11

Обучающая:

  • познакомить учащихся с общей схемой решения уравнений с радикалами “методом неэквивалентных преобразований” и “методом эквивалентных преобразований”;
  • обучить решению иррациональных уравнений данными методами.
  • Развивающая:

  • развитие алгоритмического, логического и системного мышления;
  • развитие памяти, внимания, математической речи;
  • формирование и дальнейшее развитие познавательных операций по планированию и прогнозированию учебной деятельности.
  • Воспитывающая:

  • воспитание познавательного интереса к предмету путем введения новейших технологий обучения;
  • воспитание самостоятельности при решении учебных задач;.
  • воспитание воли и упорства для достижения конечных результатов.
  • Программноеобеспечение:

  • Презентация Microsoft PowerPoint “Решение иррациональных уравнений”. Приложение 1
  • Задания открытого банка ЕГЭ по математике.
  • Форма занятия: лекционная.

    Методы обучения: объяснение, беседа.

    Эпиграф урока: (Cлайд 2 )

    “Большинство жизненных задач решаются как алгебраические уравнения: приведением их к самому простому виду”. Л.Н. Толстой

    1. Организационный момент.

    Сегодня нам предстоит продолжить знакомство с иррациональными алгебраическими выражениями, методами решения уравнений с радикалами. На прошлом занятии мы учились решать уравнения методом замены переменной. Сегодня мы познакомимся с методами неэквивалентных и эквивалентных преобразований.

    2. Актуализация знаний.

    Фронтальная беседа по теоретическому материалу.

    Какие уравнения называются иррациональными? Слайд 2. Презентация

    Уравнения, в которых под знаком корня содержится переменная, называют иррациональными.

    На прошлом занятии мы рассмотрели два метода решения иррациональных уравнений: возведение обеих частей уравнения в квадрат и замена переменной. Слайды 3, 4

    B12 № 263802. Расстояние (в км) от наблюдателя, находящегося на небольшой высоте h километров над землёй, до наблюдаемой им линии горизонта вычисляется по формуле , где R= 6400 (км) — радиус Земли.

    С какой высоты горизонт виден на расстоянии 4 километра? Ответ выразите в километрах.

    Задача сводится к решению уравнений при заданном значении R:

    =4

    Примечание. Заметим, что полученная величина равна 1,25 метра, т.е. соответствует уровню глаз ребенка.

    Метод замены переменной и условие его использования (стр. 250 -251) [2]

    Какой есть ещё способ решения этого уравнения? Предполагаемый ответ учащихся: возведение обеих частей уравнения в квадрат.

    Вопрос учителя: Будет ли это эквивалентным, т.е. равносильным преобразованием?

    3. Объяснение нового материала.

    Неэквивалентные преобразования с проверкой.

    1. Разбор решения примера 5.1.2.

    Решение уравнение (с.253) [2].

    2. Решение задания В5 №12569 у доски.

    Найдите корень уравнения . Если уравнение имеет более одного корня, укажите меньший из них. Ответ: -8.

    3. Замечание 1. Иногда вместо проверки путём подстановки найденных корней итогового уравнения (следствия) в исходное уравнение просто проверяют, входят ли корни в так называемую “область допустимых значений” (ОДЗ) исходного уравнения. Это в принципе неверно. Напомним, что областью допустимых значений уравнения называется множество тех значений переменной, при которых обе части уравнения определены (с.253) [2].

    4. Замечание 2. В простых случаях – когда и исходное уравнение, и получающиеся корни уравнения- следствия не слишком громоздкие, — проверка подстановкой в исходное уравнение особых затруднений не вызывает. Однако представьте себе, что нужно проверить подстановкой значения, например, вида вычисления будут несколько утомительными (мягко говоря!). Поэтому при решении уравнений с радикалами, не говоря о неравенствах, гораздо предпочтительнее равносильные (эквивалентные) преобразования (с.254) [2].

    Метод эквивалентных преобразований.

    Решение уравнений вида: = ,

    + = .

    1. Разбор решений уравнений (примеры:

    =2 = -3 = -4 = -1.

    Ответ: 1) 1; 2) нет корней; 3) нет корней; 4) нет корней; 5) 3 (с.111-113) [1]..

    2. Решение задания №30.14(б): Решить уравнение

    Ответ: 2. (с 192) [3]. .

    Решение иррациональных уравнений, используя переход к смешанной системе.

    1. Разбор решения примера 5.1.3.

    Решение уравнение (с.255) [2].

    2. Проанализировать устно решение задания В5 №12569 методом перехода к смешанной системе.

    3. Решение уравнения Слайд 7. (Показать решение)

    4. Первичное осмысление материала.

    1. Решение уравнения Слайд 8. (Решить самостоятельно)

    2. Решение уравнения с практическим содержанием.

    B12 № 27983. При движении ракеты её видимая для неподвижного наблюдателя длина, измеряемая в метрах, сокращается по закону , где м – длина покоящейся ракеты, км/с – скорость света, а – скорость ракеты (в км/с). Какова должна быть минимальная скорость ракеты, чтобы её наблюдаемая длина стала не более 4 м? Ответ выразите в км/с.

    Найдем, при какой скорости длина ракеты станет равна 5 м. Задача сводится к решению уравнения при заданном значении длины покоящейся ракеты м и известной величине скорости света км/с:

    = 4= =км/с.

    Если скорость будет превосходить найденную, то длина ракеты будет менее 8 метров, поэтому минимальная необходимая скорость равна 180000 км/с.

    Сегодня на занятии мы рассмотрели неэквивалентные преобразования с проверкой. Метод эквивалентных преобразований и его применение при решении уравнений вида На следующих занятиях рассмотрим решение уравнений вида: = , + = .

    Список литературы:

  • Виленкин Н.Я. Алгебра и математический анализ. 11 класс.: Учеб. пособие для шк. и кл. с углубл. изуч. математики М.: Мнемозина, 2004.
  • Земляков А.Н. Алгебра + : рациональные и иррациональные алгебраические задачи. Элективный курс: Учебное пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  • Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа, 11. Часть 2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений (профильный уровень)./ А.Г.Мордкович, П.В. Семенов. -М.: Мнемозина, 2007.
  • Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа, 11. Часть 2. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (профильный уровень)./ А.Г.Мордкович, П.В. Семенов. -М.: Мнемозина, 2007.
  • Элективный курс «Решение уравнений и неравенств »
    элективный курс по алгебре (11 класс) на тему

    В данном элективном курсе рассмотрены различные способы решения рациональных, логарифмических, показательных, тригонометрических, иррациональных уравнений и неравенств. А также уравнения и неравенства с модулем. Программа рассчитана на учеников 11 классов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    elektivnyy_kurs_11_klass_reshenie_uravneniy_i_neravenstv.doc368 КБ

    Предварительный просмотр:

    Авторская программа элективного курса

    для учащихся 11 класса

    «Решение уравнений и неравенств»

    высшей квалификационной категории

    Аксанова Ильсияр Исмагиловна

    МБОУ «Высокогорская средняя общеобразовательная школа №2

    Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»

    Цели обучения математике в образовательной школе определяются её ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека.

    Практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения – от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте людей, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей.

    Математическая подготовка играет значительную роль в общем образовании современного человека, особенно у выпускников профильных классов математического направления.

    Данный курс «Решение уравнений и неравенств» предназначен для учащихся 11 классов.

    В этом курсе рассматриваются простейшие уравнения и неравенства (уравнения и неравенства с модулями; рациональные уравнения и неравенства; уравнения и неравенства с радикалами) и более сложные (показательные; логарифмические; смешанные тригонометрические и содержащие одновременно логарифмы, модули, радикалы и т.п.). Таким образом, курс охватывает значительную часть математики, помогает сформировать у выпускников такие качества, как:

    умение грамотно выполнять алгоритмические предписания и инструкции;

    • умение пользоваться математическими формулами, самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев;
    • умение применять приобретенные алгебраические преобразования и функционально – графические представления для описания и анализа закономерностей, существующих в окружающем мире и в смежных предметах;
    • мышление, характерное для математики, с его абстрактностью, доказательностью, строгостью.

    Уравнения и неравенства применяют во многих областях науки, поэтому данный курс помогает анализировать и исследовать, применяя математические методы, процессы и явления в природе и обществе.

    Курс «Уравнения и неравенства» позволяет подготовить учащихся к ЕГЭ и вступительным экзаменам по математике, где часто предлагают задания на решение уравнений и неравенств.

    На изучение вопросов, представленных в программе отводится 35 часов, 1 час в неделю. Курс является предметно – ориентированным и рассчитан на учащихся, имеющих базовую математическую подготовку.

    Данный курс укрепляет и расширяет базовый уровень знаний учащихся за счет теоретического материала, помогающего в решении некоторых неравенств и уравнений, выходящего за рамки школьной программы и углубляет его через решение задач повышенной сложности.

    • формирование у учащихся предметных компетентностей, направленных на успешную сдачу ЕГЭ и вступительных экзаменов, и продолжение освоения курса математики в профильных ВУЗах;
    • освоение учащимися основных методов решения уравнений и неравенств, рассматриваемых в данном курсе;
    • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности;
    • развитие таких качеств личности, как ясность и точность мысли, логическое мышление, алгоритмическая культура, интуиция, критичность и самокритичность.
    • систематизация, углубление и расширение знаний, полученных учащимися на уроках алгебры в 7, 8, 9 и 10 классах при изучении тем, связанных с уравнениями и неравенствами различных видов;
    • обучение методам и приёмам решения уравнений и неравенств, рассматриваемых в данном элективном курсе, математических задач, развивающих научно – теоретическое и алгоритмическое мышление;
    • формирование необходимых практических навыков и умений у учащихся для решения различных уравнений и неравенств;
    • развитие у школьников коммуникативных умений и навыков, навыков самостоятельной работы, самооценки и взаимооценки;
    • формирование навыков и интереса к научной и исследовательской деятельности и воспитание устойчивого интереса к математике;
    • оказание помощи ученику в оценке своего потенциала с точки зрения образовательной перспективы.
    • лекционно-семинарская система обучения;
    • модульное обучение;
    • исследовательский метод в обучении;
    • индивидуальные формы работы;
    • дифференцированное обучение.

    Для реализации целей и задач данного элективного курса предлагается использовать следующие формы занятий: лекции, беседы с элементами обсуждения, коллективное исследование поставленной проблемы и практикумы по решению основных типов задач, а также домашние контрольные работы учащихся с последующей совместной проверкой и самооценкой.

    Формой итогового контроля может стать тестовая работа, включающая разноуровневые задачи, рассмотренные на занятиях. Результат освоения курса считается положительным, если по итогам теста набрано более 32 баллов из 100 возможных.

    Требования к уровню освоения содержания курса:

    В результате изучения курса учащиеся овладевают следующими знаниями, умениями и способами деятельности:

    • имеют представление о роли математики в познании действительности;
    • умеют анализировать, сопоставлять, сравнивать, систематизировать и обобщать, самостоятельно работать с математической литературой и использовать информационные технологии;
    • знают и умеют применять различные способы решений уравнений и неравенств разных видов;
    • умеют ставить цели и планировать действия для их достижения;
    • умеют объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;
    • умеют проводить самоанализ деятельности и самооценку ее результата.

    Результатом освоения курса станет отработка у выпускников предметных знаний, умений и навыков, направленные на дальнейшее успешное изучение математики в ВУЗах.

    Учащиеся должны знать, что такое уравнение, корень уравнения, равносильные уравнения, уравнения – следствия, посторонний корень, потерянный корень уравнения; уметь решать уравнения по видам и решать их предлагаемыми способами, выбирать более рациональный способ решения, если возможно одно и тоже уравнение решать различными способами.

    Уравнения с радикалами, типы, примеры решения

    Задачи и уравнения с радикалами

    Разобрать примеры и записать в тетрадь

    Домашнее задание. №36.19-36.20(в,г),36.21(б),36.22-36.24(в,г)

    На данном уроке мы продолжим решать типовые задачи и преобразовывать различные выражения, содержащие радикалы.

    Повторение теоретических фактов

    Ключом к решению всех типов задач, рассматриваемых в данной теме, является определение арифметического корня и его свойства.

    Еще раз напомним основное определение.

    Корнем n-й степени из неотрицательного числа а называется такое неотрицательное число b, которое при возведении в степень n дает число а.

    Приведем математическую запись определения:

    Например: , т. к. ; , т.к. ,

    Решение примеров на упрощение и вычисление

    Рассмотрим более сложные примеры.

    Пример 1 – упростить выражение:

    Вспомним основные свойства арифметических корней:

    , при (теорема 1)

    , при (теорема 2)

    , при (теорема 3)

    , при (теорема 4)

    при (теорема 5)

    Пример 2 – вычислить:

    Чтобы выполнить вычисление, нужно преобразовать числитель, для этого во второй скобке представим составные числа в виде простых:

    Разложим скобку на множители способом группировки:

    После преобразований получаем дробь:

    Имеем право сократить:

    Несложно заметить в полученном выражении формулу разности квадратов, свернем ее:

    Пример 3 – вычислить:

    Сначала вычислим внутренний корень:

    После преобразования получили выражение:

    Пример 4 – упростить выражение:

    Важно заметить в подкоренном выражении полный квадрат:

    Комментарий: для выделения полного квадрата имеем право представить а как , т. к. в заданном выражении присутствует , значит, а принимает неотрицательные значения.

    Пример 5 – упростить выражение:

    Выделяем полный квадрат:

    Комментарий: число отрицательное, имеем право раскрыть модуль.

    Уравнения с радикалами, типы, примеры решения

    Важно уметь решать уравнения с радикалами, рассмотрим первый тип таких уравнений.

    Чтобы не потерять при решении корни и не приобрести новых корней, следует наложить некоторые ограничения. В первую очередь ОДЗ: . Далее:

    Заметим, что при выполнении второго условия ОДЗ соблюдается автоматически, поэтому его отдельно можно не указывать.

    Мы получили смешанную систему, в ней присутствуют уравнение и неравенство. Отметим, что неравенство решать не обязательно, достаточно решить уравнение и полученные корни подставить в неравенство – выполнить проверку, т. к. очень часто неравенство очень сложно или невозможно решить.

    Второй тип уравнений:

    Укажем область определения. ОДЗ:

    Чтобы решить заданное уравнение, нужно возвести его в квадрат, получим:

    Чтобы упростить нахождение области определения, можно оставить только одно из двух неравенств, т. к. два числа равны друг другу и если одно из них больше нуля, то и второе тоже. Получаем системы для решения уравнения:

    Аналогично первому типу получена смешанная система, можем решить уравнение и выполнить проверку, не решая полностью неравенство.

    Рассмотрим конкретные примеры уравнений.

    Данное уравнение эквивалентно системе:

    Решаем полученную систему:

    Ответ:

    Данный пример можно решать другим способом. Рассмотрим две функции – выражения стоящие в правой и левой части заданного уравнения:

    Первая функция монотонно убывает (т. к. под корнем стоит линейная убывающая функция, ее угловой коэффициент меньше нуля), вторая монотонно возрастает.

    Рис. 1. Графики функций и

    Поскольку одна из функций монотонно убывает, а вторая монотонно возрастает, то уравнение имеет единственное решение, если решение вообще существует. Таким образом, если мы найдем один корень заданного уравнения, это будет обоснованный ответ к задаче.

    Корень существует, по рисунку мы видим, что это , чтобы убедиться в этом, подставим найденный корень в исходное уравнение. Получаем верное числовое равенство.

    Имеем эквивалентную систему:

    Решаем полученную систему:

    Ответ:

    В данном случае удобно выполнить замену переменных.

    Обозначим , возведем в квадрат, получаем:

    Не теряем при этом ограничение:

    Решаем полученное квадратное уравнение любым способом, находим корни:

    или

    Лишний корень отбрасываем, остается

    Таким образом,

    Итак, мы рассмотрели решение задач и уравнений, содержащих радикалы. В следующем уроке мы обобщим понятие о показателе степени.


    источники:

    http://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2015/05/18/elektivnyy-kurs-reshenie-uravneniy-i-neravenstv

    http://poisk-ru.ru/s36953t22.html