Элективное занятие по математике. Тема: «Неэквивалентные преобразования с проверкой. Метод эквивалентных преобразований». 11-й класс
Разделы: Математика
Класс: 11
Обучающая:
Развивающая:
Воспитывающая:
Программноеобеспечение:
Форма занятия: лекционная.
Методы обучения: объяснение, беседа.
Эпиграф урока: (Cлайд 2 )
“Большинство жизненных задач решаются как алгебраические уравнения: приведением их к самому простому виду”. Л.Н. Толстой
1. Организационный момент.
Сегодня нам предстоит продолжить знакомство с иррациональными алгебраическими выражениями, методами решения уравнений с радикалами. На прошлом занятии мы учились решать уравнения методом замены переменной. Сегодня мы познакомимся с методами неэквивалентных и эквивалентных преобразований.
2. Актуализация знаний.
Фронтальная беседа по теоретическому материалу.
Какие уравнения называются иррациональными? Слайд 2. Презентация
Уравнения, в которых под знаком корня содержится переменная, называют иррациональными.
На прошлом занятии мы рассмотрели два метода решения иррациональных уравнений: возведение обеих частей уравнения в квадрат и замена переменной. Слайды 3, 4
B12 № 263802. Расстояние (в км) от наблюдателя, находящегося на небольшой высоте h километров над землёй, до наблюдаемой им линии горизонта вычисляется по формуле , где R= 6400 (км) — радиус Земли.
С какой высоты горизонт виден на расстоянии 4 километра? Ответ выразите в километрах.
Задача сводится к решению уравнений при заданном значении R:
=4
Примечание. Заметим, что полученная величина равна 1,25 метра, т.е. соответствует уровню глаз ребенка.
Метод замены переменной и условие его использования (стр. 250 -251) [2]
Какой есть ещё способ решения этого уравнения? Предполагаемый ответ учащихся: возведение обеих частей уравнения в квадрат.
Вопрос учителя: Будет ли это эквивалентным, т.е. равносильным преобразованием?
3. Объяснение нового материала.
Неэквивалентные преобразования с проверкой.
1. Разбор решения примера 5.1.2.
Решение уравнение (с.253) [2].
2. Решение задания В5 №12569 у доски.
Найдите корень уравнения . Если уравнение имеет более одного корня, укажите меньший из них. Ответ: -8.
3. Замечание 1. Иногда вместо проверки путём подстановки найденных корней итогового уравнения (следствия) в исходное уравнение просто проверяют, входят ли корни в так называемую “область допустимых значений” (ОДЗ) исходного уравнения. Это в принципе неверно. Напомним, что областью допустимых значений уравнения называется множество тех значений переменной, при которых обе части уравнения определены (с.253) [2].
4. Замечание 2. В простых случаях – когда и исходное уравнение, и получающиеся корни уравнения- следствия не слишком громоздкие, — проверка подстановкой в исходное уравнение особых затруднений не вызывает. Однако представьте себе, что нужно проверить подстановкой значения, например, вида вычисления будут несколько утомительными (мягко говоря!). Поэтому при решении уравнений с радикалами, не говоря о неравенствах, гораздо предпочтительнее равносильные (эквивалентные) преобразования (с.254) [2].
Метод эквивалентных преобразований.
Решение уравнений вида: = ,
+ = .
1. Разбор решений уравнений (примеры:
=2 = -3 = -4 = -1.
Ответ: 1) 1; 2) нет корней; 3) нет корней; 4) нет корней; 5) 3 (с.111-113) [1]..
2. Решение задания №30.14(б): Решить уравнение
Ответ: 2. (с 192) [3]. .
Решение иррациональных уравнений, используя переход к смешанной системе.
1. Разбор решения примера 5.1.3.
Решение уравнение (с.255) [2].
2. Проанализировать устно решение задания В5 №12569 методом перехода к смешанной системе.
3. Решение уравнения Слайд 7. (Показать решение)
4. Первичное осмысление материала.
1. Решение уравнения Слайд 8. (Решить самостоятельно)
2. Решение уравнения с практическим содержанием.
B12 № 27983. При движении ракеты её видимая для неподвижного наблюдателя длина, измеряемая в метрах, сокращается по закону , где м – длина покоящейся ракеты, км/с – скорость света, а – скорость ракеты (в км/с). Какова должна быть минимальная скорость ракеты, чтобы её наблюдаемая длина стала не более 4 м? Ответ выразите в км/с.
Найдем, при какой скорости длина ракеты станет равна 5 м. Задача сводится к решению уравнения при заданном значении длины покоящейся ракеты м и известной величине скорости света км/с:
= 4= =км/с.
Если скорость будет превосходить найденную, то длина ракеты будет менее 8 метров, поэтому минимальная необходимая скорость равна 180000 км/с.
Сегодня на занятии мы рассмотрели неэквивалентные преобразования с проверкой. Метод эквивалентных преобразований и его применение при решении уравнений вида На следующих занятиях рассмотрим решение уравнений вида: = , + = .
Список литературы:
Элективный курс «Решение уравнений и неравенств »
элективный курс по алгебре (11 класс) на тему
В данном элективном курсе рассмотрены различные способы решения рациональных, логарифмических, показательных, тригонометрических, иррациональных уравнений и неравенств. А также уравнения и неравенства с модулем. Программа рассчитана на учеников 11 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_11_klass_reshenie_uravneniy_i_neravenstv.doc | 368 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторская программа элективного курса
для учащихся 11 класса
«Решение уравнений и неравенств»
высшей квалификационной категории
Аксанова Ильсияр Исмагиловна
МБОУ «Высокогорская средняя общеобразовательная школа №2
Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»
Цели обучения математике в образовательной школе определяются её ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека.
Практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения – от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте людей, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей.
Математическая подготовка играет значительную роль в общем образовании современного человека, особенно у выпускников профильных классов математического направления.
Данный курс «Решение уравнений и неравенств» предназначен для учащихся 11 классов.
В этом курсе рассматриваются простейшие уравнения и неравенства (уравнения и неравенства с модулями; рациональные уравнения и неравенства; уравнения и неравенства с радикалами) и более сложные (показательные; логарифмические; смешанные тригонометрические и содержащие одновременно логарифмы, модули, радикалы и т.п.). Таким образом, курс охватывает значительную часть математики, помогает сформировать у выпускников такие качества, как:
умение грамотно выполнять алгоритмические предписания и инструкции;
- умение пользоваться математическими формулами, самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев;
- умение применять приобретенные алгебраические преобразования и функционально – графические представления для описания и анализа закономерностей, существующих в окружающем мире и в смежных предметах;
- мышление, характерное для математики, с его абстрактностью, доказательностью, строгостью.
Уравнения и неравенства применяют во многих областях науки, поэтому данный курс помогает анализировать и исследовать, применяя математические методы, процессы и явления в природе и обществе.
Курс «Уравнения и неравенства» позволяет подготовить учащихся к ЕГЭ и вступительным экзаменам по математике, где часто предлагают задания на решение уравнений и неравенств.
На изучение вопросов, представленных в программе отводится 35 часов, 1 час в неделю. Курс является предметно – ориентированным и рассчитан на учащихся, имеющих базовую математическую подготовку.
Данный курс укрепляет и расширяет базовый уровень знаний учащихся за счет теоретического материала, помогающего в решении некоторых неравенств и уравнений, выходящего за рамки школьной программы и углубляет его через решение задач повышенной сложности.
- формирование у учащихся предметных компетентностей, направленных на успешную сдачу ЕГЭ и вступительных экзаменов, и продолжение освоения курса математики в профильных ВУЗах;
- освоение учащимися основных методов решения уравнений и неравенств, рассматриваемых в данном курсе;
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности;
- развитие таких качеств личности, как ясность и точность мысли, логическое мышление, алгоритмическая культура, интуиция, критичность и самокритичность.
- систематизация, углубление и расширение знаний, полученных учащимися на уроках алгебры в 7, 8, 9 и 10 классах при изучении тем, связанных с уравнениями и неравенствами различных видов;
- обучение методам и приёмам решения уравнений и неравенств, рассматриваемых в данном элективном курсе, математических задач, развивающих научно – теоретическое и алгоритмическое мышление;
- формирование необходимых практических навыков и умений у учащихся для решения различных уравнений и неравенств;
- развитие у школьников коммуникативных умений и навыков, навыков самостоятельной работы, самооценки и взаимооценки;
- формирование навыков и интереса к научной и исследовательской деятельности и воспитание устойчивого интереса к математике;
- оказание помощи ученику в оценке своего потенциала с точки зрения образовательной перспективы.
- лекционно-семинарская система обучения;
- модульное обучение;
- исследовательский метод в обучении;
- индивидуальные формы работы;
- дифференцированное обучение.
Для реализации целей и задач данного элективного курса предлагается использовать следующие формы занятий: лекции, беседы с элементами обсуждения, коллективное исследование поставленной проблемы и практикумы по решению основных типов задач, а также домашние контрольные работы учащихся с последующей совместной проверкой и самооценкой.
Формой итогового контроля может стать тестовая работа, включающая разноуровневые задачи, рассмотренные на занятиях. Результат освоения курса считается положительным, если по итогам теста набрано более 32 баллов из 100 возможных.
Требования к уровню освоения содержания курса:
В результате изучения курса учащиеся овладевают следующими знаниями, умениями и способами деятельности:
- имеют представление о роли математики в познании действительности;
- умеют анализировать, сопоставлять, сравнивать, систематизировать и обобщать, самостоятельно работать с математической литературой и использовать информационные технологии;
- знают и умеют применять различные способы решений уравнений и неравенств разных видов;
- умеют ставить цели и планировать действия для их достижения;
- умеют объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;
- умеют проводить самоанализ деятельности и самооценку ее результата.
Результатом освоения курса станет отработка у выпускников предметных знаний, умений и навыков, направленные на дальнейшее успешное изучение математики в ВУЗах.
Учащиеся должны знать, что такое уравнение, корень уравнения, равносильные уравнения, уравнения – следствия, посторонний корень, потерянный корень уравнения; уметь решать уравнения по видам и решать их предлагаемыми способами, выбирать более рациональный способ решения, если возможно одно и тоже уравнение решать различными способами.
Уравнения с радикалами, типы, примеры решения
Задачи и уравнения с радикалами
Разобрать примеры и записать в тетрадь
Домашнее задание. №36.19-36.20(в,г),36.21(б),36.22-36.24(в,г)
На данном уроке мы продолжим решать типовые задачи и преобразовывать различные выражения, содержащие радикалы.
Повторение теоретических фактов
Ключом к решению всех типов задач, рассматриваемых в данной теме, является определение арифметического корня и его свойства.
Еще раз напомним основное определение.
Корнем n-й степени из неотрицательного числа а называется такое неотрицательное число b, которое при возведении в степень n дает число а.
Приведем математическую запись определения:
Например: , т. к. ; , т.к. ,
Решение примеров на упрощение и вычисление
Рассмотрим более сложные примеры.
Пример 1 – упростить выражение:
Вспомним основные свойства арифметических корней:
, при (теорема 1)
, при (теорема 2)
, при (теорема 3)
, при (теорема 4)
при (теорема 5)
Пример 2 – вычислить:
Чтобы выполнить вычисление, нужно преобразовать числитель, для этого во второй скобке представим составные числа в виде простых:
Разложим скобку на множители способом группировки:
После преобразований получаем дробь:
Имеем право сократить:
Несложно заметить в полученном выражении формулу разности квадратов, свернем ее:
Пример 3 – вычислить:
Сначала вычислим внутренний корень:
После преобразования получили выражение:
Пример 4 – упростить выражение:
Важно заметить в подкоренном выражении полный квадрат:
Комментарий: для выделения полного квадрата имеем право представить а как , т. к. в заданном выражении присутствует , значит, а принимает неотрицательные значения.
Пример 5 – упростить выражение:
Выделяем полный квадрат:
Комментарий: число отрицательное, имеем право раскрыть модуль.
Уравнения с радикалами, типы, примеры решения
Важно уметь решать уравнения с радикалами, рассмотрим первый тип таких уравнений.
Чтобы не потерять при решении корни и не приобрести новых корней, следует наложить некоторые ограничения. В первую очередь ОДЗ: . Далее:
Заметим, что при выполнении второго условия ОДЗ соблюдается автоматически, поэтому его отдельно можно не указывать.
Мы получили смешанную систему, в ней присутствуют уравнение и неравенство. Отметим, что неравенство решать не обязательно, достаточно решить уравнение и полученные корни подставить в неравенство – выполнить проверку, т. к. очень часто неравенство очень сложно или невозможно решить.
Второй тип уравнений:
Укажем область определения. ОДЗ:
Чтобы решить заданное уравнение, нужно возвести его в квадрат, получим:
Чтобы упростить нахождение области определения, можно оставить только одно из двух неравенств, т. к. два числа равны друг другу и если одно из них больше нуля, то и второе тоже. Получаем системы для решения уравнения:
Аналогично первому типу получена смешанная система, можем решить уравнение и выполнить проверку, не решая полностью неравенство.
Рассмотрим конкретные примеры уравнений.
Данное уравнение эквивалентно системе:
Решаем полученную систему:
Ответ:
Данный пример можно решать другим способом. Рассмотрим две функции – выражения стоящие в правой и левой части заданного уравнения:
Первая функция монотонно убывает (т. к. под корнем стоит линейная убывающая функция, ее угловой коэффициент меньше нуля), вторая монотонно возрастает.
Рис. 1. Графики функций и
Поскольку одна из функций монотонно убывает, а вторая монотонно возрастает, то уравнение имеет единственное решение, если решение вообще существует. Таким образом, если мы найдем один корень заданного уравнения, это будет обоснованный ответ к задаче.
Корень существует, по рисунку мы видим, что это , чтобы убедиться в этом, подставим найденный корень в исходное уравнение. Получаем верное числовое равенство.
Имеем эквивалентную систему:
Решаем полученную систему:
Ответ:
В данном случае удобно выполнить замену переменных.
Обозначим , возведем в квадрат, получаем:
Не теряем при этом ограничение:
Решаем полученное квадратное уравнение любым способом, находим корни:
или
Лишний корень отбрасываем, остается
Таким образом,
Итак, мы рассмотрели решение задач и уравнений, содержащих радикалы. В следующем уроке мы обобщим понятие о показателе степени.
http://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2015/05/18/elektivnyy-kurs-reshenie-uravneniy-i-neravenstv
http://poisk-ru.ru/s36953t22.html