Метод наискорейшего спуска для решения системы уравнений

Безусловная оптимизация. Метод наискорейшего спуска

Безусловная оптимизация. Метод наискорейшего спуска

Метод наискорейшего спуска (в англ. литературе «method of steepest descent») — это итерационный численный метод (первого порядка) решения оптимизационных задач, который позволяет определить экстремум (минимум или максимум) целевой функции:

— это значения аргумента функции (управляемые параметры) на вещественной области.

В соответствии с рассматриваемым методом экстремум (максимум или минимум) целевой функции определяют в направлении наиболее быстрого возрастания (убывания) функции, т.е. в направлении градиента (антиградиента) функции. Градиентом функции в точке называется вектор, проекциями которого на координатные оси являются частные производные функции по координатам:

где i, j,…, n — единичные векторы, параллельные координатным осям.

Градиент в базовой точке строго ортогонален к поверхности, а его направление показывает направление наискорейшего возрастания функции, а противоположное направление (антиградиент), соответственно, показывает направление наискорейшего убывания функции.

Метод наискорейшего спуска является дальнейшим развитием метода градиентного спуска. В общем случае процесс нахождения экстремума функции является итерационной процедурой, которая записывается следующим образом:

где знак «+» используется для поиска максимума функции, а знак «-» используется для поиска минимума функции;

— единичный вектор направления, который определяется по формуле:

— модуль градиента определяет скорость возрастания или убывания функции в направлении градиента или антиградиента:

— константа, определяющая размеры шага и одинаковая для всех i-х направлений.

Величина шага выбирается из условия минимума целевой функции f(х) в направлении движения, т. е. в результате решения задачи одномерной оптимизации в направлении градиента или антиградиента:

Другими словами, величину шага определяют при решении данного уравнения:

Таким образом, шаг расчета выбирается такой величины, что движение выполняется до тех пор, пока происходит улучшение функции, достигая, таким образом, экстремума в некоторой точке. В этой точке вновь определяют направление поиска (с помощью градиента) и ищут новую точку оптимума целевой функции и т.д. Таким образом, в данном методе поиск происходит более крупными шагами, и градиент функции вычисляется в меньшем числе точек.

В случае функции двух переменных данный метод имеет следующую геометрическую интерпретацию: направление движения из точки касается линии уровня в точке . Траектория спуска зигзагообразная, причем соседние звенья зигзага ортогональны друг другу. Условие ортогональности векторов направлений спуска в соседних точках записывается следующим выражением:

Рис.1. Траектория движения к точке экстремума при использовании метода наискорейшего спуска, изображенная на графике линии равного уровня функции f(x)

Поиск оптимального решения завершается в случае, когда на итерационном шаге расчета (несколько критериев):

— траектория поиска остается в малой окрестности текущей точки поиска:

— приращение целевой функции не меняется:

— градиент целевой функции в точке локального минимума обращается в нуль:

Следует отметить, что метод градиентного спуска оказывается очень медленным при движении по оврагу, причём при увеличении числа переменных целевой функции такое поведение метода становится типичным. Овраг представляет собой впадину, линии уровня которой приближенно имеют форму эллипсов с различающимися во много раз полуосями. При наличии оврага траектория спуска имеет вид зигзагообразной линии с малым шагом, вследствие чего результирующая скорость спуска к минимуму сильно замедляется. Это объясняется тем, что направление антиградиента этих функций существенно отклоняется от направления в точку минимума, что приводит к дополнительной задержке в расчете. В результате алгоритм теряет вычислительную эффективность.

Метод градиента вместе с его многочисленными модификациями является распространенным и эффективным методом поиска оптимума исследуемых объектов. Недостатком градиентного поиска (так же и рассмотренных выше методов) является то, что при его использовании можно обнаружить только локальный экстремум функции. Для отыскания других локальных экстремумов необходимо производить поиск из других начальных точек. Так же скорость сходимости градиентных методов существенно зависит также от точности вычислений градиента. Потеря точности, а это обычно происходит в окрестности точек минимума или в овражной ситуации, может вообще нарушить сходимость процесса градиентного спуска.

Методика расчета

1 шаг: Определение аналитические выражения (в символьном виде) для вычисления градиента функции

• 2 шаг: Задаем начальное приближение

Далее выполняется итерационный процесс.

3 шаг: Определяется необходимость рестарта алгоритмической процедуры для обнуления последнего направления поиска. В результате рестарта поиск осуществляется заново в направлении скорейшего спуска.

4 шаг: Вычисление координат единичного вектора по представленным формулам

5 шаг: определяем шаг расчета из условия поиска экстремума для следующей функции (решения задачи одномерной оптимизации).

6 шаг: Определяем новые значения аргументов функции после выполнения k-го шага расчета:

где знак «+» используется для поиска максимума функции, а знак «-» используется для поиска минимума функции;

7 шаг: проверяем критерии останова итерационного процесса. Вычислительный процесс заканчивается, когда будет достигнута точка, в которой оценка градиента будет равна нулю (коэффициенты функции отклика становятся незначимыми). В противном случае возвращаемся к шагу 3 и продолжаем итерационный расчет.

Для того, чтобы добавить Ваш комментарий к статье, пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте.

Итерационные методы решения систем линейных алгебраических уравнений

Стандартные итерационные методы

В разделах Метод исключения Гаусса и Методы решения систем с симметричными матрицами процедуры решения систем алгебраических уравнений были связаны с разложением матрицы коэффициентов \( A \). Методы такого типа называются прямыми методами. Противоположностью прямым методам являются итерационные методы. Эти методы порождают последовательность приближенных решений \( \ < x^<(k)>\> \). При оценивании качества итерационных методов в центре внимания вопрос от том, как быстро сходятся итерации \( x^ <(k)>\).

Итерации Якоби и Гаусса — Зейделя

Простейшей итерационной схемой, возможно, являются итерации Якоби. Они определяются для матриц с ненулевыми диагональными элементами. Идею метода можно представить, используя запись \( 3 \times 3 \)-системы \( Ax = b \) в следующем виде: $$ \begin x_1 &= (b_1 — a_<12>x_2 — a_<13>x_3) / a_<11>, \\ x_2 &= (b_2 — a_<21>x_1 — a_<23>x_3) / a_<22>, \\ x_3 &= (b_3 — a_<31>x_1 — a_<32>x_2) / a_<33>. \\ \end $$ Предположим, что \( x^ <(k)>\) — какое-то приближение к \( x = A^<-1>b \). Чтобы получить новое приближение \( x^ <(k+1)>\), естественно взять: $$ \begin x_1^ <(k+1)>&= (b_1 — a_<12>x_2^ <(k)>— a_<13>x_3^<(k)>) / a_<11>, \\ x_2^ <(k+1)>&= (b_2 — a_<21>x_1^ <(k)>— a_<23>x_3^<(k)>) / a_<22>, \\ x_3^ <(k+1)>&= (b_3 — a_<31>x_1^ <(k)>— a_<32>x_2^<(k)>) / a_<33>. \\ \end $$

Эти формулы и определяют итерации Якоби в случае \( n = 3 \). Для произвольных \( n \) мы имеем $$ \begin \tag <7>x_i^ <(k+1)>= \left( b_i — \sum_^ a_x_j^ <(k)>— \sum_^ a_x_j^ <(k)>\right)/a_, \quad i = 1, 2, \ldots, n. \end $$

Заметим, что в итерациях Якоби при вычислении \( x_i^ <(k+1)>\) не используется информация, полученная в самый последний момент. Например, при вычислении \( x_2^ <(k+1)>\) используется \( x_1^ <(k)>\), хотя уже известна компонента \( x_1^ <(k+1)>\). Если мы пересмотрим итерации Якоби с тем, чтобы всегда использовать самые последние оценки для \( x_i \), то получим: $$ \begin \tag <8>x_i^ <(k+1)>= \left( b_i — \sum_^ a_x_j^ <(k+1)>— \sum_^ a_x_j^ <(k)>\right)/a_, \quad i = 1, 2, \ldots, n. \end $$ Так определяется то, что называется итерациями Гаусса — Зейделя.

Для итераций Якоби и Гаусса — Зейделя переход от \( x^ <(k)>\) к \( x^ <(k+1)>\) в сжатой форме описывается в терминах матриц \( L, D \) и \( U \), определяемых следующим образом: $$ \begin L &= \begin 0 & 0 &\cdots & \cdots & 0 \\ a_ <21>& 0 &\cdots & \cdots & 0 \\ a_ <31>& a_ <32>& 0 & \cdots & 0 \\ \vdots & \vdots & \vdots & \ddots &\vdots\\ a_ & a_ & \cdots & a_ & 0 \end, \\ D &= \mathrm(a_<11>, a_<12>, \ldots, a_), \\ U &= \begin 0 & a_ <12>&a_ <13>& \cdots & a_ <1n>\\ 0 & 0 & a_ <23>& \cdots & a_ <2n>\\ \vdots & \vdots & \ddots & \ddots &\vdots\\ 0 & 0 & \cdots & 0 & a_ \\ 0 & 0 & \cdots & 0 & 0 \end. \end $$ Шаг Якоби имеет вид \( M_J x^ <(k+1)>= N_J x^ <(k)>+ b \), где \( M_J = D \) и \( N_J = -(L+U) \). С другой стороны, шаг Гаусса — Зейделя определяется как \( M_G x^ <(k+1)>= N_G x^ <(k)>+ b \), где \( M_G = (D+L) \) и \( N_G = -U \).

Процедуры Якоби и Гаусса — Зейделя — это типичные представители большого семейства итерационных методов, имеющих вид $$ \begin \tag <9>M x^ <(k+1)>= N x^ <(k)>+ b, \end $$ где \( A = M-N \) — расщепление матрицы \( A \). Для практического применения итераций (9) должна «легко» решаться система с матрицей \( M \). Заметим, что для итераций Якоби и Гаусса — Зейделя матрица \( M \) соответственно диагональная и нижняя треугольная.

Сходятся ли итерации (9) к \( x = A^<-1>b \), зависит от собственных значений матрицы \( M^<-1>N \). Определим спектральный радиус произвольной \( n \times n \)-матрицы \( G \) как $$ \rho(G) = \max \< |\lambda| :\ \lambda \in \lambda(G) \>, $$ тогда если матрица \( M \) невырожденная и \( \rho(M^<-1>N) —>

3.8. Метод скорейшего спуска (градиента) для случая . системы линейных алгебраических уравнений

В рассматриваемом ниже итерационном методе вычислительный алгоритм строится таким образом, чтобы обеспечить минимальную погрешность на шаге (максимально приблизиться к корню).

Представим систему линейных уравнений в следующем виде:

(3.38)

Запишем выражение (3.38) в операторной форме:

(3.39)

Здесь приняты следующие обозначения:

; ; . (3.40)

В методе скорейшего спуска решение ищут в виде

, (3.41)

Где и — векторы неизвестных на P и P+1 шагах итераций; вектор невязок на P-ом шаге определяется выражением

, (3.42)

А (3.43)

В формуле (3.43) используется скалярное произведение двух векторов, которое определяется следующей формулой:

(3.44)

В формуле (3.43) — транспонированная матрица Якоби, вычисленная на P-ом шаге. Матрица Якоби вектор – функции F(X) определяется как

(3.45)

Нетрудно убедиться, что для системы (3.39) матрица Якоби равна

(3.46)

Как и для метода простой итерации, достаточным условием сходимости метода градиента является преобладание диагональных элементов. В качестве нулевого приближения можно взять .

· Как видно из выражения (3.45), матрица Якоби не зависит от шага итерации.

· Требования минимизации погрешности на каждом шаге обусловили то, что метод градиента более сложен (трудоемок), чем методы Якоби и Зейделя.

· В методе градиента итерационный процесс естественно закончить при достижении , вектор невязок входит в вычислительную формулу.

· В приближенных методах можно обеспечить практически любую погрешность, если итерационный процесс сходится.

· Итерационный процесс можно прервать на любом K–ом шаге и продолжить позднее, введя в качестве нулевого шага значения X(K).

· В качестве недостатка приближенных методов можно отметить то, что они часто расходятся, достаточные условия сходимости (преобладание диагональных элементов) можно обеспечить только для небольших систем из 3 – 6 уравнений.

Пример 3.7. Методом скорейшего спуска решим систему уравнений

Так как диагональные элементы матрицы являются преобладающими, то в качестве начального приближения выберем:

Следовательно, вектор невязок на нулевом шаге равен

Далее последовательно вычисляем

Отсюда

Аналогично находятся последующие приближения и оцениваются невязки. Что касается данного примера, можно отметить, что итерационный процесс сходится достаточно медленно (невязки уменьшаются).

Вопросы для самопроверки

· Назовите известные вам методы решения СЛАУ.

· Чем точные методы отличаются от приближенных?

· Что такое прямой и обратный ход в методе Гаусса?

· Нужен ли обратный ход при вычислении методом Гаусса а) обратной матрицы; б) определителя?

· Что такое невязка?

· Сравните достоинства и недостатки точных и приближенных методов.

· Что такое матрица Якоби?

· Надо ли пересчитывать матрицу Якоби на каждом шаге итерации в методе градиента?

· Исходная СЛАУ решается независимо тремя методами – методом Якоби, методом Зейделя и методом градиента. Будут ли равны значения

А) начального приближения (нулевой итерации);

Б) первой итерации?

· При решении СЛАУ (n > 100) итерационными методами решение расходится. Как найти начальное приближение?


источники:

http://slemeshevsky.github.io/num-mmf/sles/html/._sles-FlatUI002.html

http://matica.org.ua/metodichki-i-knigi-po-matematike/chislennye-metody-iu-ia-katcman/3-8-metod-skoreishego-spuska-gradienta-dlia-sluchaia—sistemy-lineinykh-algebraicheskikh-uravnenii