Методика решения дробно — рациональных уравнений. Подготовка учащихся к ОГЭ.
методическая разработка по алгебре (9 класс)
Методика решения дробно — рациональных уравнений.
Подготовка учащихся к ОГЭ.
( из опыта работы учителя математики МБОУ Погребская средняя общеобразовательная школа Стратий Татьяны Николаевны)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
135_1_.docx | 58.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика решения дробно — рациональных уравнений.
Подготовка учащихся к ОГЭ.
( из опыта работы учителя математики МБОУ Погребская средняя общеобразовательная школа Стратий Татьяны Николаевны)
Кодификатор требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по математике является одним из документов, определяющих структуру и содержание КИМов. В нем сформулированы требования к уровню подготовки выпускников основной школы. В разделе III прописано требование «Уметь решать уравнения, неравенства и их системы»
Код контролируемого умения
Уметь решать уравнения, неравенства и их системы
Решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения , сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы
Решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы
Применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств
Решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений исходя из формулировки задачи
С темой «Дробные рациональные уравнения » учащиеся впервые знакомятся на уроках алгебры в 8 классе. Вводится понятие дробно-рационального уравнения, указывается чёткий алгоритм его решения, разбираются базовые примеры. В 9 классе при изучении главы II «Уравнения и неравенства с одной переменной» расширяем знания учащихся по теме «Дробные рациональные уравнения», решаем более сложные задания. Результаты обучения в значительной степени зависят от конкретной методики обучения, которую применяет учитель на уроках. Учитель, при активном сотрудничестве с обучающимися, должен помочь им выделить систему общих указаний, которые будут служить ориентирами при решении уравнений.
Целесообразно четко сформулировать алгоритм решения дробно-рационального уравнения:
1) найти общий знаменатель дробей, входящих в уравнение;
2) умножить обе части уравнения на общий знаменатель;
3) решить получившееся целое уравнение;
4) исключить из его корней те, которые обращают в нуль общий знаменатель.
В ходе решения дробно-рациональных уравнений необходимо установить, являются ли найденные корни целого уравнения допустимыми значениями переменной. Учащиеся нередко ошибаются, пропуская этот момент, поэтому надо настойчиво добиваться, чтобы в каждом случае алгоритм был выполнен до конца.
Важно научить обучающихся пользоваться «методом пристального взгляда» чтобы они зрительно видели разложение знаменателей на простые множители и безошибочно находили наименьший общий знаменатель. Такая методика решения уравнений позволяет школьникам не допускать ошибок при решении дробных рациональных уравнений, успешно решать задачи с помощью дробных рациональных уравнений.
Следует также предварительно отработать умения и навыки учащихся при выполнении тождественных преобразований, решения квадратных и линейных уравнений, раскладывания квадратного трёхчлена на множители, нахождения ОДЗ, основного свойства пропорции, формул сокращённого умножения
Приемы решения дробных рациональных уравнений находят естественное и важное применение при решении текстовых задач. При решении текстовой задачи учащиеся выполняют три этапа, входящие в процесс решения:
— переводят задачу на язык алгебры (составляют математическую модель),
— решают полученное уравнение,
— выполняют содержательный анализ полученного ответа.
В практической деятельности при проведении уроков по этой теме я применяю организацию учебной деятельности следующим образом: обучающиеся работают по группам. Одна группа решает текстовые задачи – им требуется в процессе решения получить дробное рациональное уравнение. Другая группа работает над решением этих же уравнений. Последующая проверка у доски работы двух групп представляет полное решение текстовой задачи с обоснованной записью ответа. В зависимости от наполняемости класса можно организовать подобным образом работу четырех или шести групп. Такая организация урока позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся, развивает коммуникативные навыки, умение работать в сотрудничестве позволяет закрепить умение решать текстовые задачи и одновременно умение решать дробные рациональные уравнения.
Все выпускники 9 класса должны уметь решать дробные рациональные уравнения.
Чтобы достичь поставленной задачи учителю следует руководствоваться методическими требованиями к системе упражнений, направленной на организацию усвоения приемов решения дробных рациональных уравнений.
- система упражнений должна обеспечивать возможность активного участия обучаемых в конструировании приема решения рассматриваемого класса задач (в нашем случае решения дробных рациональных уравнений)
- система упражнений должна обеспечить усвоение и необходимое повторение каждого из приемов, входящих в качестве составной части в формируемый прием ( решения дробных рациональных уравнений)
- система упражнений должна строиться по принципу систематичности, постепенного нарастания сложности, содержать задания комплексного характера, выполнение которых требует распознания типа уравнения и осознанного выбора способа его решения.
Стандартный вид дробно-рационального уравнения:
Область допустимых значений (ОДЗ) данного уравнения: Решение уравнений сводится к решению системы
Дробно-рациональные уравнения вида
Где – многочлены, можно решать, используя основное свойство пропорции:
Основные методы решения рациональных уравнений.
1. Простейшие: решаются путём обычных упрощений — приведение к общему знаменателю, приведение подобных членов и так далее.
Квадратные уравнения ax 2 + bx + c = 0 решаются по формуле или используется теорема Виета: x 1 + x 2 = – b / a; x 1 x 2 = c / a.
2.Способ группировки : путём группировки слагаемых, применения формул сокращённого умножения привести (если удастся) уравнение к виду, когда слева записано произведение нескольких сомножителей, а справа — ноль. Затем приравниваем к нулю каждый из сомножителей.
3. Способ подстановки : ищем в уравнении некоторое повторяющееся выражение, которое обозначим новой переменной, тем самым упрощая вид уравнения. В некоторых случаях очевидно какую следует сделать подстановку.
(x 2 + x – 5) / x + 3x / (x 2 + x – 5) + 4 = 0,
легко решается с помощью подстановки (x 2 + x – 5) / x = t,
получаем t + (3 / t) + 4 = 0.
Или: 21 / (x 2 – 4x + 10) – x 2 + 4x = 6.
Здесь можно сделать подстановку x 2 – 4 = t. Тогда 21 / (t + 10) — t = 6 и т.д.
В более сложных случаях подстановка видна лишь после нескольких преобразований. Например, дано уравнение
(x 2 + 2x) 2 – (x +1) 2 = 55.
Переписав его иначе, а именно (x 2 + 2x) 2 – (x 2 + 2x + 1) = 55, сразу увидим подстановку x 2 + 2x=t.
Имеем t 2 – t – 56 = 0, t 1 = – 7, t 2 = 8. Осталось решить x 2 + 2x = – 7 и x 2 + 2x = 8.
В ряде других случаев удобную подстановку желательно знать “заранее”. Например
Уравнение (x + a) 4 + (x + b) 4 = c сводится к биквадратному, если сделать подстановку
Симметрическое уравнение (возвратное) a 0 x n + a 1 x n – 1 + … + a 1 x + a 0 = 0 (коэффициенты членов, равностоящих от концов, равны) решается с помощью подстановки x + 1 / x = t, если n —чётное; если n — нечётное, то уравнение имеет корень x = – 1.
Уравнение вида (x + a)(x + b)(x + c)(x + d) = l сводится к квадратному, если
a + b = c + d и т.д.
К основному методу решения дробно-рациональных уравнений относится также метод замены переменной.
- Подбор : при решении уравнений высших степеней рациональные корни уравнения a n x n + a n – 1 x n – 1 + … + a 1 x + a 0 = 0 ищем в виде p / q,
где p — делитель a 0 , q — делитель a n , p и q взаимно просты, pÎ Z, qÎ N.
5. “Искусство”, т.е. решать пример нестандартно, придумать “свой метод”, догадаться что-то прибавить и отнять, выделить полный квадрат, на что-то разделить и умножить и т.д.
Некоторые приемы решения дробно- рациональных уравнений рассмотрим на примерах.
Пример 1. Решить уравнение
Решение. Сводим заданное уравнение к стандартному виду :
Его решением будет решение системы
Значит, решением заданного уравнения является
Пример 2. Решить уравнение
Решение. Применим основное свойство пропорции с учетом ОДЗ уравнения:
Оба корня являются решениями, так как подходят по ОДЗ. В ответе имеем:
Пример 3. Решить уравнение
Решение. Группируем слагаемые
Получаем уравнение или, то же самое,
Полученное уравнение имеет корни:
Возвращаемся к переменной Х :
В результате приходим к совокупности 2-х квадратных уравнений
Которые решаем на ОДЗ: Приходим к ответу
Пример 4. Решить уравнение
Решение. Выделим в левой части уравнения полный квадрат суммы:
Получаем уравнение, которое приобретает вид
Заменяем и приходим к уравнению
Решая его, найдем корни:
Возвращаемся к старой переменной:
Решаем полученные уравнения по свойству пропорции (с учетом ОДЗ):
Пример 5. Решить уравнение
Решение. Введем замену:
Тогда и получим уравнение
Решая квадратное уравнение, находим корни:
Вернемся к переменной Х :
Решаем первое уравнение:
Второе уравнение не имеет решения, так как
Заключение: Чтобы сформировать умение решать дробные рациональные уравнения всеми обучающимися 9 класса, учителю математики необходимо разработать систему упражнений, направленную на отработку приемов и методов решения этих уравнений.
На этапе подготовки — создать условия для активного восприятия, через упражнения на повторение, упражнения пропедевтического характера.
На этапе усвоения — через систему упражнений необходимо создать условия, которые позволяют обучающимся осознать и прочно запомнить новые сведения ( последовательность действий, алгоритм).
На этапе закрепления – создать условия для усвоения знаний в ходе их применения в различных ситуациях.
Используемая литература и электронные ресурсы
1. Д.Т. Письменный «Готовимся к экзамену по математике»- М.; Рольф, Айрис-пресс,1998г.
2. «Математика. Подготовка к ГИА- 2015»- под редакцией Ф.Ф. Лысенко, Ростов- на-Дону, Легион. 2014г.
3. «Алгебра -9 класс»- Ю.Н. Макарычев, Н.Г.Миндюк и др. под редакцией
С.А. Теляковского, М.: Просвещение,2010г.
4. Л.И. Заввич «Итоговая аттестация. Задания по математике»М,:Просвещение,2011г.
5. С.С.Минаева,Л.О.Рослова «Алгебра. Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации».М.,Экзамен.2014г.
6. М.Р.Леонтьева, С.Б. Суворова «Упражнения в обучении алгебре»,М.,Просвещение,2005г.
7. Ресурсы, представленные на портале ФЦИОР (Федеральный центр информационных образовательных ресурсов) – http://fcior.edu.ru , http://eor.edu.ru
8. Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы — http://katalog.iot.ru/
9. Справочная информация по математическим дисциплинам
10. Образовательный математический сайт http://www.exponenta/ru
11. Публикации по алгебре, геометрии, тригонометрии
Преподавание математики. 8-й класс. Тема: «Решение дробно-рациональных уравнений» (методика взаимообмена заданиями)
Разделы: Математика
Класс: 8
Цели и задачи:
- учить распознавать дробно-рациональные уравнения;
- создать условия для закрепления учащимися основных этапов решения дробно-рациональных уравнений;
- развивать внимание (концентрацию);
- развивать личностные качества (целеустремленность, через потребности ставить перед собой цели и достигать их; настойчивость, через формирование способности к преодолению трудностей; чувства собственного достоинства, через формирование адекватной самооценки у учащихся);
- формировать мотивы учения через формирование мотивов самосовершенствования и формирование мотивов деятельности (создание ситуации успеха).
Организация работы
I. Подготовительный этап
Класс разбивается на 2 группы по 8 человек (1 группа – базовый уровень усвоения, 2 группа – повышенный уровень усвоения). Каждой группе дается по 2 комплекта карточек одного варианта (с различными цветовыми сигналами: красный, синий, желтый, зеленый). Каждая карточка имеет 2 задания.
Перед проведением урока учитель выбирает 4 сильных учеников, которые будут консультировать на уроке. Им предлагается решить каждому по 2 карточки (базового и повышенного уровня одного цвета). Затем им так же выдаются карточки повышенного уровня усвоения.
II. Основной этап
1. Организационный момент.
2. Учитель сообщает, чему будет посвящен урок, его цель и объясняет алгоритм работы.
- Получив карточку, запишите в тетради ее цветовой сигнал и приступайте к выполнению задания 1.
- Если возникает вопрос, то подойдите к учителю или консультанту.
- Выполнив задание 1, подойдите к консультанту (первичный контроль).
- Приступайте к заданию 2.
- По окончании работы с карточкой отчитайтесь перед консультантом, который делает соответствующие пометки в листе учета.
- По маршруту ищите партнера для дальнейшей работы.
- Поменяйтесь сразу карточками, приступайте к выполнению задания по алгоритму, начиная с п.2. Обратите внимание: тот ученик, у которого берется карточка, является консультантом и проверяющим.
- Работа выполняется, пока каждый не выполнит все 4 карточки с различными цветовыми сигналами.
- Если перед обменом карточками партнер еще не готов меняться, то вы можете выполнить дополнительные задания.
- Выходной контроль:
а) Самостоятельная работа на 10 минут с аналогичными заданиями (на 2 варианта).
б) Сдаются тетради на проверку.
Оценка складывается из:
- работы по карточкам (лист учета);
- самостоятельной работы;
- проверки тетрадей.
Оценка будет оглашена на следующем уроке.
Конспект урока по теме «Дробно-рациональные уравнения»
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
учителем математики и экономики Карпеевой О. В.
МБОУ «Средняя школа № 17»
г. Дзержинска Нижегородской области
Тема урока: Дробно-рациональные уравнения
Учебник: Алгебра: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Ш. А. Алимов и др., М., 2009.
Программа : Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7 – 9 классы / Сост.
Бурмистрова Т. А. Издательство «Просвещение», М, 2009.
Тип урока: Урок изучения нового
Учебная задача: Сформулировать определение дробно-рационального уравнения, а также вывести основные алгоритмы решения дробно-рациональных уравнений
Тип урока: Проблемно-развивающий.
Тип обучения: Личностно-ориентированный.
— формировать понятия дробно-рациональных уравнений;
-рассмотреть различные способы решения дробно-рациональных уравнений;
— рассмотреть алгоритм решения дробно-рациональных уравнений, включающий условие равенства дроби нулю;
— обучить решению дробных рациональных уравнений по алгоритму;
— проверить уровень усвоения темы путем проведения тестовой работы.
— развить умения правильно оперировать полученными знаниями, логически мыслить;
— развить интеллектуальные умения и мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение и обобщение;
— развить инициативу, умения принимать решения, не останавливаться на достигнутом;
— развить навыки исследовательской работы.
— развить приёмы умственной деятельности, памяти, внимания
— воспитать познавательный интерес к предмету;
— воспитать самостоятельность при решении учебных задач;
— воспитать волю и упорство для достижения конечных результатов.
Дидактическая единица: определение, правило.
Познавательные средства: сравнение, аналогия, обобщение.
1. Индивидуальная (работа у доски);
2. Фронтальная (при повторении и закреплении);
3. Коллективная (при формулировании определения, алгоритмов решения).
1. По источнику получения знаний:
— Словесный (рассказ учителя);
— Наглядный (работа с презентацией);
— Практический (выполнение упражнений).
2. По характеру учебной деятельности:
— Частично-поисковый (определения и свойства выводятся под руководством учителя).
3. По дидактическим целям:
— Метод приобретения знаний.
4. По содержанию учебного материала:
— Метод первичного усвоения учебного материала.
1. Организационный момент – 5 мин.
2. Активизация прежних знаний – 5 мин.
3. Изучение нового материала – 15 мин.
4. Физминутка: 3 мин.
5. Закрепление – 18 мин.
6. Подведение итогов – 3 мин.
Домашнее задание – 1 мин.
Необходимое техническое оборудование –
-таблица алгоритма решение дробных рациональных уравнений;
— сетевой (компьютерный) класс,
— подключение к Интернету.
1. Организационный момент
1.1. Вступительное слово учителя
Учитель : Здравствуйте, ребята! Эпиграф нашего урока:
Торопись ведь дни проходят, ты у времени в гостях.
Не рассчитывай на помощь. Помни – всё в твоих руках.
Учитель: Решить анаграммы: таимдкисрнн (дискриминант), ретокоз (отрезок), ниваренуе (уравнение), фэкоцинетиф (коэффициент), ерокнь (корень). Исключите лишнее слово. Какая тема объединяет остальные слова?
Ученик: Эти слова объединяют тему «Квадратные уравнения».
1.3. Создание проблемной ситуации.
Учитель: На доске написаны уравнения, посмотрите на них внимательно. Все ли из этих уравнений вы сможете решить? Какие нет и почему?
Ученик: Не все можем решить сможем только 1,3 уравнение решить, а остальные уравнения у нас вызывают затруднения.
1.4. Совместное формулирование темы и цели.
Учитель: Уравнения, в которых левая и правая часть, являются дробно-рациональными выражениями, называются дробные рациональные уравнения. Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока.
Ученик: Дробные рациональные уравнения.
Решение дробных рациональных уравнений.
Учитель: Итак, открываем тетради и записываем тему урока «Решение дробных рациональных уравнений».
2. Актуализация знаний.
2.1. Фронтальный опрос, устная работа с классом.
Учитель: А сейчас мы повторим основной теоретический материл, который понадобится нам для изучения новой темы. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы (вопросы на экране)
1. Что такое уравнение?
Ученик: 1. Равенство с переменной или переменными.
Учитель: 2. Как называется уравнение №1?
Способ решения линейных уравнений.
Ученик: 2 .Линейное.
Все с неизвестным перенести в левую часть, уравнения, все числа — в правую. Привести подобные слагаемые. Найти неизвестный множитель .
Учитель: 3. Как называется уравнение №3?
Способы решения квадратных уравнений.
Ученик: 3. Квадратное.
Выделение полного квадрата, по формулам, используя теорему Виета и ее следствия .
Учитель: 4. Что такое пропорция?
Основное свойство пропорции.
Ученик: 4. Равенство двух отношений.
Если пропорция верна, то произведение ее крайних членов равно произведению средних членов .
Учитель: 5. Какие свойства используются при решении уравнений?
Ученик: 5. 1. Если в уравнении перенести слагаемое из одной части в другую, изменив его знак, то получится уравнение, равносильное данному. 2. Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же отличное от нуля число, то получится уравнение, равносильное данному .)
Учитель: 6. Когда дробь равна нулю?
Ученик: 6. Дробь равна нулю, когда числитель равен нулю, а знаменатель не равен нулю .)
3. Объяснение нового материала
Учитель: Решить в тетрадях и на доске уравнение №2.
Как можно решить данное уравнение?
Ученик: Это уравнение можно решить методом пропорции.
Ученик решает уравнение у доски.
Учитель: Какое дробно-рациональное уравнение можно попробовать решить, используя основное свойство пропорции?
Учитель: Правильно. Решаем самостоятельно с последующей проверкой на экране
х 2 -4х-2х+8 = х 2 +3х+2х+6
х 2 -6х-х 2 -5х = 6-8
Учитель : Решить в тетрадях и на доске уравнение №4.Ваши предложения по решению этого уравнения.
Ученик: Домножить на 6
Учитель: Правильно, домножим обе части уравнения на наименьший общий знаменатель входящих в него дробей.
Учитель: Какое дробно-рациональное уравнение можно попробовать решить, умножая обе части уравнения на знаменатель?
Учитель: Правильно №6.Решаем его в тетрадях а один на закрытой доске с последующей проверкой.
Учитель: Теперь попытайтесь решить уравнение №7, 1 группа — применяя основное свойство пропорции,
2группа – домножая обе части уравнения на общий знаменатель.
х=0 х-5=0 х 2 -3х-10=0
Учитель: Объясните, почему так получилось? Почему в одном случае три корня, в другом два? Какие же числа являются корнями данного дробно-рационального уравнения?
- Чем отличаются уравнения № 2 и 4 от уравнений № 5,6,7?
- Что такое корень уравнения
- Как выяснить является ли число корнем уравнения?
Ученик: В уравнениях № 2 и 4 в знаменателе числа, № 5-7 – выражения с переменной .)
Значение переменной, при котором уравнение обращается в верное равенство . Сделать проверку .
Учитель: Давайте выполним проверку.
Ученик: При выполнении проверки некоторые ученики замечают, что приходится делить на нуль. Они делают вывод, что числа 0 и 5 не являются корнями данного уравнения.
Учитель: Возникает вопрос: существует ли способ решения дробных рациональных уравнений, позволяющий исключить данную ошибку?
Ученик: Да, это способ основан на условие равенства дроби нулю.
Если х=5, то х(х-5)=0, значит 5- посторонний корень.
Если х=-2, то х(х-5)≠0.
Учитель: Давайте попробуем сформулировать алгоритм решения дробных рациональных уравнений данным способом.
Алгоритм решения дробно-рациональных уравнений путем приведение к общему знаменателю:
- Перенести все в левую часть.
- Привести дроби к общему знаменателю.
- Составить систему: дробь равна нулю, когда числитель равен нулю, а знаменатель не равен нулю.
- Записать ответ.
Алгоритм решения дробно-рациональных уравнений с помощью свойства пропорции:
4. Решить уравнение.
- Проверить неравенство, чтобы исключить посторонние корни.
- Записать ответ.
Конкретизация и отработка материала
Если в классе никто не может дать четкого объяснения этой ситуации, тогда учитель задает наводящие вопросы.
Дети сами формулируют алгоритм.
Обсуждение: как оформить решение, если используется основное свойство пропорции и умножение обеих частей уравнения на общий знаменатель.
Дополнить решение: исключить из его корней те, которые обращают в нуль общий знаменатель
Первичное осмысление нового материала.
Работа в парах. Учащиеся выбирают способ решения уравнения самостоятельно в зависимости от вида уравнения. Задания из учебника «Алгебра 8», Ю.Н. Макарычев,2007: № 600(б,в,и); № 601(а,д,ж). Учитель контролирует выполнение задания, отвечает на возникшие вопросы, оказывает помощь слабоуспевающим ученикам. Самопроверка: ответы записаны на доске.
б) 2 – посторонний корень. Ответ:3.
в) 2 – посторонний корень. Ответ: 1,5.
Постановка домашнего задания
Прочитать п.25 из учебника, разобрать примеры 1-3.
- Выучить алгоритм решения дробных рациональных уравнений.
- Решить в тетрадях № 600(а,г,д)-1уровень; №601(г,з)-2уровень,№613-для всех.
Попробовать решить №606(а)(по желанию).
Выходной контроль
по изученной теме.
Работа выполняется на листочках.
А) Какие из уравнений являются дробными рациональными?
Б) Дробь равна нулю, когда числитель ______________________ , а знаменатель _______________________ .
В) Является ли число -3 корнем уравнения №6?
Г) Решить уравнение №7.
Критерии оценивания задания:
- «5» ставится, если ученик выполнил правильно более 90% задания.
- «4» — 75%-89%
- «3» — 50%-74%
· «2» ставится учащемуся, выполнившему менее 50% задания.
Оценка 2 в журнал не ставится, 3 — по желанию.
На листочках с самостоятельной работой поставьте:
- 1 – если на уроке вам было интересно и понятно;
- 2 – интересно, но не понятно;
- 3 – не интересно, но понятно;
- 4- не интересно, но понятно.
Подведение итогов урока
Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомились с дробными рациональными уравнениями, научились решать эти уравнения различными способами, проверили свои знания с помощью обучающей самостоятельной работы. Результаты самостоятельной работы вы узнаете на следующем уроке, дома у вас будет возможность закрепить полученные знания.
Какой метод решения дробных рациональных уравнений, по Вашему мнению, является более легким, доступным, рациональным? Не зависимо от метода решения дробных рациональных уравнений, о чем необходимо не забывать? В чем «коварство» дробных рациональных уравнений?
Всем спасибо, урок окончен.
Нельзя забывать делать проверку.
В посторонних корнях
I. Организационный момент.
Учитель : На предыдущих уроках мы с вами уже знакомились с некоторыми свойствами функции. Напомните, какие свойства функции вам знакомы?
Ученик : Область определения, множество значений.
Учитель : Сегодня мы познакомимся с вами еще с одним свойством.
II . Актуализация прежних знаний .
Учитель : Прежде чем перейти непосредственно к монотонности функций вспомните какие типы функций вам знакомы?
Ученик : Линейные и квадратичные.
Учитель : Какие функции являются линейными, а какие квадратичными?
Ученики : Функции вида у = вх + к называются линейными, а функции вида у = ах 2 + вх + с, где
а 0 называются квадратичными.
Учитель : Среди предложенных формул выберите: а) линейные функции; б) квадратичные функции.
На доске заранее выписаны формулы:
1) у = 4х – 5 2) у = х 2 + 5х – 1 3) у = 4) у = 6
5) у = — 4х 2 +5х 3 – 6 6) у = -2х 7) у = -2х 2 + 4х – 1 8) у = х – 2
Ученики : Линейные функции – 1, 4, 6; квадратичные функции – 2, 7.
Учитель : Что является графиками линейных и квадратичных функций?
Учитель : Графиком линейной функции является прямая, а графиком квадратичной – парабола.
Учитель : Среди предложенных графиков выберите графики линейных и квадратичных функций.
На доске заранее представлены чертежи:
1) 2) 3) 4)
Ученик : линейная функция – 2, квадратичная функция – 1.
Учитель : Рассмотрим график некоторой функции и изучим особенности данного графика.
— 5 -3,5 — 3 — 2,5 0 1
Учитель : Попытайтесь воспроизвести график данной функции слева направо.
Ученик : Если вести карандаш по графику данной функции слева направо, то сначала рука идет вверх, потом вниз, а затем снова вверх.
Учитель : В этом случае говорят, что функция сначала возрастает, а затем убывает. Попытайтесь сформулировать определение возрастающей и убывающей функции.
Ученик : Функция называется возрастающей, если ее график слева направо направлен вверх. Функция называется убывающей, если ее график слева направо направлен вниз.
Учитель : Как вы думаете, почему мы рассматривали график слева направо, а не наоборот?
Ученик : Так как мы пишем слева направо, или чиловая ось направлена слева направо.
Учитель : Совершенно правильно. Таким образом, мы с вами сформулировали геометрическое определение возрастающей и убывающей функции. Но существует еще алгебраическое определение возрастающей и убывающей функции. Функция называется возрастающей на некотором промежутке, если большему значению аргумента соответствует большее значение функции. Функция называется убывающей на некотором промежутке, если большему значению аргумента соответствует меньшее значение функции. А вместе возрастание и убывание функции называется ее монотонностью.
Учитель : В данном определении есть слова на некотором промежутке. Как вы думаете почему?
Ученик: Так как одна и та же функция может на некотором промежутке возрастать, а на другом убывать.
Учитель: Используя заданную функцию, определите ее промежутки возрастания и убывания.
Ученик: Функция возрастает от , убывает .
Учитель: Используя заданные чертежи графиков функций, определите промежутки монотонности.
На доске заранее подготовлены чертежи:
1) 2) 3) 4)
Ученик : Для 1 функции: ;
для 2 функции: ;
для 3 функции: ;
для 4 функции: .
Учитель : Данные функции были заданы своими графиками, а как выяснить монотонность, если функции заданы формулами?
Ученик : Можно попытаться построить графики этих функций.
Учитель : Напомните основные этапы построения графиков линейных и квадратичных функций.
Ученик : Чтобы построить график линейной функции необходимо вычислить значения в двух произвольных точках. Чтобы построить график квадратичной функции необходимо вычислить координаты вершины параболы, определить направление ее ветвей и пересечение с осями координат.
Учитель : Используя правило построения графиков линейных функций выяснить промежутки монотонности следующих функций:
1) у = 2х +1 2) у = — 2х +1
Ученики : (два ученика выполняют задание у доски)
http://urok.1sept.ru/articles/212580
http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-teme-drobno-racionalnye-uravneniya-5352747.html