Методы решения тригонометрических уравнений проект 10 класс

Проект » Методы решения тригонометрических уравнений»

Проект ориентирован на учеников 10 класса. Данный проект посвящен учебным темам «Тригонометрические уравнения, решение тригонометрических уравнений». В данной работе представлены общие сведения о тригонометрических уравнениях, методы решения тригонометрических уравнений, рассмотрены приемы отбора корней в тригонометрических уравнениях.

Рассматривается применение изученных методов для решения тригонометрических уравнений базовой части и уравнений повышенной сложности.

Исследовательская работа по теме «Тригонометрические уравнения. Способы выбора корней»

Школьный курс алгебры и начала анализа 10 — 11 классы . Исследовательская работа по теме «Тригонометрические уравнения. Способы выбора корней», выполненная ученицей 11 класса Толстых Владиславой под руководством учителя математики Исаковой Т.И. Работа может использована при подготовке к ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
trigonometricheskie_uravneniya_sposoby_otbora_korney_22.03.17.doc630 КБ
trigonometricheskie_uravneniya_sposoby_otbora_korney.ppt799 КБ

Предварительный просмотр:

Региональная научно-практическая конференция

для молодежи и школьников «Шаг в будущее, Сибирь!»

Способы выбора корней

Толстых Владислава, ученица 11класса

Муниципальное казённое обще – образовательное учреждение Средне –Муйская средняя общеобразовательная школа Усть — Удинского района Иркутской области

Исакова Тамара Ивановна, учитель математики, высшей квалификационной категории. МКОУ Средне – Муйская СОШ Усть Удинского района Иркутской области

с. Средняя Муя, 2017год

Из истории происхождения

Типы тригонометрических уравнений

Способы отбора корней в тригонометрических уравнениях

Практические применения тригонометрии

Актуальность темы: Почему я выбрала тему «Тригонометрические уравнения»?

  • тригонометрические уравнения и неравенства встречаются в курсе алгебры и начала анализа, в разделе ЕГЭ по математике
  • тригонометрия встречается в таких науках, как физика, биологии
  • не последнюю роль играют и в медицине, и, что самое интересное, без них не обошлось даже в музыке и архитектуре.

Почему я выбрала тему «Тригонометрические уравнения»?

Тригонометрические уравнения – это одна из сложнейших тем математики, которая выходит на Единый Государственный Экзамен. Очень многие учащиеся затрудняются или вообще не умеют решать тригонометрические уравнения и выбирать корни, принадлежащие отрезку. Немаловажно знать, тригонометрические вычисления применяются практически во всех областях геометрии, физики и инженерного дела. Большое значение имеет техника триангуляции, позволяющая измерять расстояния до недалеких звезд в астрономии, между ориентирами в географии, контролировать системы навигации спутников. Следует отметить применение тригонометрии в следующих областях: техника навигации, теория музыки, акустика, оптика, анализ финансовых рынков, электроника, теория вероятностей, статистика, биология, медицина (включая ультразвуковое исследование (УЗИ), компьютерная томография, фармацевтика, химия, теория чисел, сейсмология, метеорология, океанология, картография, многие разделы физики, топография, геодезия, архитектура, фонетика, экономика, электронная техника, машиностроение, компьютерная графика, кристаллография.

Каждого изучающего математику, интересует как и где применяются полученные знания. Ответ на этот вопрос и дает данная работа.

  • узнать как можно больше применений науки тригонометрия в повседневной практике
  • изучить способы решения тригонометрических уравнений и способы выбора корней, принадлежащих промежутку
  • расширить знания о применении тригонометрических уравнений в разных сферах жизни человека
  • познакомиться с историей возникновения тригонометрических уравнений
  • научиться решать тригонометрические уравнения
  • уметь выбирать корни уравнения, принадлежащие промежутку
  • сделать подборку задач из ЕГЭ
  • поработать в Microsoft Word, Microsoft PowerPoint
  • получить опыт публичного выступления
  • ресурсы Интернет – сайтов, содержащих тригонометрические уравнения
  • изучила материал энциклопедий и справочников
  • просмотрела и выбрала задания из Демо — вариантов ЕГЭ разных лет по математике
  • изучила способы решения тригонометрических уравнений и выбор корней уравнения принадлежащих отрезку

Методы и приемы :

  • поиск информации в источниках, справочниках
  • работа с ресурсами Internet
  • обработка и анализ информации
  • умение работать в Microsoft PowerPoint и Microsoft Word

Гипотеза : Существует две гипотезы:

  • человек не сможет обойтись в жизни без тригонометрических уравнений
  • тригонометрические уравнения не нужны человеку в жизни.
  • я считаю, что в XXI веке все научные работы требующие исследования базируются на тригонометрических функциях, уравнениях. По этому знания о тригонометрических уравнениях нужны каждому. Решение тригонометрических уравнений встречается в ЕГЭ по математике

Выводы : Выполняя исследовательскую работу

  • не только рассмотрела все способы выбора корней тригонометрического уравнения принадлежащего отрезку, но и ликвидировала свои проблемы по данной теме. Для меня это очень важно при сдаче ЕГЭ по математике
  • выяснила какое значение имеют тригонометрические уравнения в жизни человека и как они работают в стране
  • доказала, что в современном мире прожить без знаний тригонометрический уравнений невозможно. Чтобы быть хорошим специалистом, уметь разбираться в большом потоке информации, необходимо знать тригонометрические уравнения.
  • изучение столь важной и интересной темы дает положительную мотивацию для самообразования.

1. Из истории происхождения

Слово тригонометрия составилось из двух греческих слов: τρίγονον (тригонон-треугольник) и и μετρειν (метрейн — измерять ) в буквальном переводе означает измерение треугольников .

Именно эта задача- измерение треугольников или, как принято теперь говорить, решение треугольников, т.е. определение всех сторон и углов треугольника по трем его известным элементам (стороне и двум углам, двум сторонам и углу или трем сторонам)- с древнейших времен составляла основу практических приложений тригонометрии.

Как и всякая другая наука, тригонометрия выросла из человеческой практики, в процессе решения конкретных практических задач. Первые этапы развития тригонометрии тесно связаны с развитием астрономии. Большое влияние на развитие астрономии и тесно связанной с ней тригонометрии оказали потребности развивающегося мореплавания, для которого требовалось умение правильно определять курс корабля в открытом море по положению небесных светил. Значительную роль в развитии тригонометрии сыграла потребность в составлении географических карт и тесно связанная с этим необходимость правильного определения больших расстояний на земной поверхности.

Основополагающее значение для развития тригонометрии в эпоху ее зарождения имели работы древнегреческого астронома Гиппарха (середина II века до н.э.). Тригонометрия как наука, в современном смысле этого слова не было не только у Гиппарха, но и у других ученых древности, так как они еще не имели понятия о функциях углов и даже не ставили в общем виде вопроса о зависимости между углами и сторонами треугольника. Но по существу они, пользуясь известными им средствами элементарной геометрии, решали те задачи, которыми занимается тригонометрия. При этом основным средством получения нужных результатов было умение вычислять длины круговых хорд на основании известных соотношений между сторонами правильных трех-, четырех-, пяти- и десятиугольника и радиусом описанного круга.

Гиппарх составил первые таблицы хорд, т.е. таблицы, выражающие длину хорды для различных центральных углов в круге постоянного радиуса. Это были, по существу, таблицы двойных синусов половины центрального угла. Впрочем, оригинальные таблицы Гиппарха (как и почти все им написанное) до нас не дошли, и мы можем составить себе о них представление главным образом по сочинению «Великое построение» или ( в арабском переводе) « Альмагест» знаменитого астронома Клавдия Птолемея , жившего в середине II века н.э.

Птолемей делил окружность на 360 градусов, а диаметр- на 120 частей. Он считал радиус равным 60 частям(60 ′′ ). Каждую из частей он делил на 60 ′ , каждую минуту на 60 ′′ , секунду на 60 терций (60 ′′′ ) и т.д., применяя указанное деление, Птолемей выражал сторону правильного вписанного шестиугольника или хорду, стягивающую дугу в 60 ° в виде 60 частей радиуса (60 ч ), а сторону вписанного квадрата или хорду в 90 ° приравнивал числу 84 ч 51 ′ 10 ″ .Хорду в 120 ° — сторону вписанного равностороннего треугольника- он выражал числом 103 ч 55 ′ 23 ″ и т.д. Для прямоугольного треугольника с гипотенузой, равной диаметру круга, он записывал на основании теоремы Пифагора: (хорда α ) 2 +(хорда | 180- α| ) 2 =(диаметру) 2 , что соответствует современной формуле sin 2 α +cos 2 α =1.

«Альмагест» содержит таблицу хорд через полградуса от 0 ° до 180 ° , которая с нашей современной точки зрения представляет таблицу синусов для углов от 0 ° до 90 ° через каждые четверть градуса.

В основе всех тригонометрических вычислений у греков лежала известная еще Гиппарху теорема Птолемея: «прямоугольник, построенный на диагоналях вписанного в круг четырехугольника, равен сумме прямоугольников, построенных на противолежащих сторонах» (произведение диагоналей равно сумме произведений противоположных сторон). Пользуясь этой теоремой, греки умели (с помощью теоремы Пифагора) по хордам двух углов вычислить хорду суммы (или хорду разности) этих углов или хорду половины данного угла, т.е. умели получать результаты, которые мы получаем теперь по формулам синуса суммы (или разности) двух углов или половины угла.

Новые шаги в развитии тригонометрии связаны с развитием математической культуры народов Индии, Средней Азии и Европы (V-XII) .

Важный шаг вперед в период с V по XII век был сделан индусами, которые в отличие от греков стали рассматривать и употреблять в вычислениях уже не целую хорду ММ ′ ( см. чертеж) соответствующего центрального угла, а только ее половину МР, т. е. то, что мы теперь называем линией синуса α — половины центрального угла.

Наряду с синусом индусы ввели в тригонометрию косинус, точнее говоря, стали употреблять в своих вычислениях линию косинуса. (термин косинус появился значительно позднее в работах европейских ученых впервые в конце XVI в.из так называемого « синуса дополнения», т.е. синуса угла, дополняющего данный угол до 90 ° . «Синус дополнения» или ( по латыни) sinus complementi стали сокращенно записывать как sinus co или co-sinus).

Им были известны также соотношения cos α =sin(90 ° — α ) и sin 2 α +cos 2 α =r 2 , а также формулы для синуса суммы и разности двух углов.

Следующий этап в развитии тригонометрии связан со странами

Средней Азии, Ближнего Востока, Закавказья(VII-XV в.)

Развиваясь в тесной связи с астрономией и географией,- среднеазиатская математика имела ярко выраженный «вычислительный характер» и была направлена на разрешение прикладных задач измерительной геометрии и тригонометрии, причем тригонометрия сформировалась в особую математическую дисциплину в значительной мере именно в трудах среднеазиатских ученых. Из числа сделанных ими важнейших успехов следует в первую очередь отметить введение всех шести тригонометрических линий: синуса, косинуса, тангенса, котангенса, секанса и косеканса, из которых лишь первые две были известны грекам и индусам.

Решая задачу об определении высоты Солнца S по тени b вертикально стоящего шеста a (см чертеж), сирийский астроном ал-Баттани (Хв.)пришел к выводу, что острый угол ϕ в прямоугольном треугольнике определяется отношением одного катета к другому, и вычислил небольшую таблицу котангенсов через 1 ° . Точнее говоря, он вычислил длину тени b=a ⋅ =a ⋅ ctg ϕ шеста определенной длины (а=12) для ϕ =1 ° ,2 ° ,3 ° ……

Абу-ль-Вафа из Хоросана, живший в Х веке (940-998), составил аналогичную «таблицу тангенсов», т.е. вычислил длину тени b=a ⋅ =a ⋅ tg ϕ , отбрасываемой горизонтальным шестом определенной длины ( а=60) на вертикальную стену (см. чертеж).

Следует отметить, что сами термины «тангенс» (в буквальном переводе- «касающийся») и «котангенс» произошли из латинского языка и появились в Европе значительно позднее (XVI-XVIIвв.). Среднеазиатские же ученые называли соответствующие линии «тенями»: котангенс- «первой тенью», тангенс- «второй тенью».

Абу-ль-Вафа дал совершенно точное геометрическое определение линии тангенса в тригонометрическом круге и присоединил к линиям тангенса и котангенса линии секанса и косеканса. Он же выразил (словесно) алгебраические зависимости между всеми тригонометрическими функциями и, в частности, для случая, когда радиус круга равен единице. Этот чрезвычайно важный случай был рассмотрен европейскими учеными на 300 лет позднее. Наконец, Абу-ль-Вафа составил таблицу синусов через каждые 10 ′ .

В трудах среднеазиатских ученых тригонометрия превратилась из науки, обслуживающей астрономию, в особую математическую дисциплину, представляющую самостоятельный интерес.

Тригонометрия отделяется от астрономии и становится самостоятельной наукой. Это отделение обычно связывают с именем азербайджанского математика Насирэддина Туси (1201-1274).

Впервые в европейской науке стройное изложение тригонометрии дано в книге «О треугольниках разных родов», написанной Иоганном Мюллером , более известным в математике под именем Региомонтана(1436-1476). Он обобщает в ней методы решения прямоугольных треугольников и дает таблицы синусов с точностью до 0,0000001. При этом замечательно то, что он полагал радиус круга равным 10 000 000 или 10 000, т.е. выразил значения тригонометрических функций в десятичных дробях, перейдя фактически от шестидесятиричной системы счисления к десятичной.

Английский ученый XIV века Брадвардин (1290-1349) первый в Европе ввел в тригонометрические вычисления котангенс под названием «прямой тени» и тангенс под названием «обратной тени».

На пороге XVIIв. В развитии тригонометрии намечается новое направление- аналитическое. Если до этого главной целью тригонометрии считалось решение треугольников, вычисление элементов геометрических фигур и учение о тригонометрических функциях строилось на геометрической основе, то в XVII-XIX вв. тригонометрия постепенно становится одной из глав математического анализа. О свойствах периодичности тригонометрических функций знал еще Виет , первые математические исследования которого относились к тригонометрии.

Швейцарский математик Иоганн Бернулли (1642-1727) уже применял символы тригонометрических функций.

В первой половине XIXв. французский ученый Ж.Фурье доказал, что всякое периодическое движение может быть представлено в виде суммы простых гармонических колебаний.

Огромное значение в истории тригонометрии имело творчество знаменитого петербургского академика Леонарда Эйлера (1707-1783), он придал всей тригонометрии современный вид.

В своем труде «Введение в анализ» (1748 г.) Эйлер разработал тригонометрию как науку о тригонометрических функциях, дал ей аналитическое изложение, выведя всю совокупность тригонометрических формул из немногих основных формул.

Эйлеру принадлежит окончательное решение вопроса о знаках тригонометрических функций во всех четвертях круга, вывод формул приведения для общих случаев.

Введя в математику новые функции- тригонометрические, стало целесообразным поставить вопрос о разложении этих функций в бесконечный ряд. Оказывается, такие разложения возможны:

Эти ряды позволяют значительно облегчить составление таблиц тригонометрических величин и для нахождения их с любой степени точности.

Аналитическое построение теории тригонометрических функций, начатое Эйлером, было завершено в работах Н.И.Лобачевского, Гаусса, Коши, Фурье и других.

«Геометрические рассмотрения,- пишет Лобачевский,- необходимы до тех пор в начале тригонометрии, покуда они не послужат к открытию отличительного свойства тригонометрических функций…Отсюда делается тригонометрия совершенно независимой от геометрии и имеет все достоинства анализа».

В наше время тригонометрия больше не рассматривается как самостоятельная ветвь математики. Важнейшая ее часть-учение о тригонометрических функциях -является частью более общего, построенного с единой точки зрения учения о функциях, изучаемых в математическом анализе; другая же часть- решение треугольников -рассматривается как глава геометрии.

II. Типы тригонометрических уравнений:

К определению тригонометрического уравнения различные авторы учебных пособий подходят по-разному. Мы назовем тригонометрическим уравнениям равенство тригонометрических выражений, содержащих неизвестное (переменную) только под знаком тригонометрических функций. Уравнения cos 3x=sin; tg(π/2 – 11x) – tg ((3/2)π-5x) = 0; sin 3x+sin 5x = sin 4x и т.д. суть тригонометрические уравнения. Уравнения sin x=(1/2)x; cos 2x = — (1/2)x + (1/3); tg x = x и т.д. не являются тригонометрическими, они относятся к типу трансцендентных уравнений и, как правило, решаются приближенно или графически. Может случиться так, что не является тригонометрическим согласно определению, однако оно может быть сведено к тригонометрическому. Например, 2(x-6) cos 2x=x-6. Мы видим, что x-6 не содержится под знаком тригонометрических функций, однако оно решается аналогически: (x-6) × (2 cos 2x -1)=0, откуда x=6 или cos 2x = (1/2), x=±(π/6)+nπ, nϵZ. Решить тригонометрическое уравнение – значит найти все его корни – все значения неизвестного, удовлетворяющие уравнению. При решении тригонометрических уравнений мы будем пользоваться известными тригонометрическими формулами. Простейшими тригонометрическими уравнениями являются: sin x=′a и cos x=a, где ׀а׀≤1, tg x=a и ctg x=a, где aϵR. Для решения различных видов тригонометрических уравнений необходимо уметь решать простейшие тригонометрические уравнения. Перейдем к рассмотрению решения тригонометрических уравнений различных видов.

1 тип — простейшие тригонометрические уравнения:

а) уравнения вида sin x=a

Уравнение вида sin x=a может иметь решении только при ׀а׀≤1. Известно, что решение этого уравнения находят по обобщенной формуле: x=(-1) n arcsin a+ nπ(1), где nϵZ и (-π/2)≤ arcsin a≤( π/2).

Решение. (2/3)x=(-1) n arcsin(1/2)+nπ, (2/3)x=(-1) n ( π/6) +nπ, x=(-1) n (π/4) +(3/2)nπ, nϵZ.

Ответ: x=(-1) n (π/4) +(3/2)nπ, nϵZ.

Решение. (3π/√x)= (-1) n+1 arcsin (√3/2) +nπ, (3π/√x)= (-1) n+1 (π/3) +nπ, (3/√x)= (-1) n+1 (1/3)+π, √x=(3/(-1) n+1 (1/3)+π) или √x=(9/3n+(-1) n+1 ), x=(81/((-1) n+1 (1/3)+π) 2 ), nϵN. Ответ: x=(81/((-1) n+1 (1/3)+π) 2 ), nϵN.

б) Уравнение вида cos x=a

Уравнение вида cos x=a может иметь решении только при ׀а׀≤1. Известно, что решение этого уравнения находят по обобщенной формуле: x= ±arccos a+ 2nπ, где nϵZ и 0≤ arccos a≤ π

Полезно знать, что arccos (-a) = π- arccos a.

Решение. (5/6)x= ±arccos(√3/2)+ 2nπ, (5/6)x=±( π/6) +2nπ, x=±( π/5) +(12/5)nπ, nϵZ.

Ответ: x=±(π/5) +(12/5)nπ, nϵZ.

Решение. cos(3x-2)=(√2/2), 3x-2 = = ±arccos(√2/2)+ 2nπ, 3x-2=±( π/4) +2nπ, x=(2/3)±(π/5)+ (2/3)nπ, nϵZ. Ответ: x=(2/3)±(π/5)+ (2/3)nπ, nϵZ.

в) Уравнение вида tg x=a, aϵR

Известно, что решение данного уравнения находят по обобщенной формуле: x=arctg a+ nπ, где nϵZ. Полезно помнить, что arctg (-a)= — arctg a.

Решение. 2x=arctg √3+nπ, 2x=( π/3)+ nπ, 2x=(3n+1)( π/3),x=(3n+1)( π/6), nϵZ.

Ответ: x=(3n+1)( π/6), nϵZ.

Решение. (2/3x)= arctg(-1)+ nπ, (2/3x)= -arctg1+ nπ, (2/3x)= (-π/4)+ nπ, (2/3x)= (-π/4)+ nπ, (2/3x)= (4π—1)(π/4), (1/x)= (4π—1)(3π/8), x=(8/(4π—1)3π), nϵZ.

Ответ: x=(8/(4π—1)3π), nϵZ.

г) уравнение вида ctg x=a, aϵ R

Известно, что решение данного уравнения находят по обобщенной формуле: x=arcctg a+ nπ,(5), где nϵZ и 0

При решении простейших уравнений можно использовать тригонометрический круг. Я считаю, что данный способ более рациональный, чем решение тригонометрических уравнений с помощью формулы.

2 тип-уравнения, сводимые к алгебраическим

Это уравнения, сводимые к одной и той же функции относительно одного и того же неизвестного выражения, выходящего только под знак функции.

Тригонометрические уравнение a sin 2 x+ b sin x+c=0, a cos 3 x+ b cos x+c=0; a tg 4 3x+ b tg 2 3x+c=0, a ctg 2 2x+ b ctg 2x+c=0 уже сведены к алгебраическим. Действительно, положив в них соответственно sin x=y, cos x=z, tg 3x=t, ctg 2x= u, получим алгебраические уравнения: ay 2 + by+c=0, az 2 + bz+c=0, at 4 + bt 2 +c=0; au 2 + bu+c=0. Решив каждое из них, найдем sin x, cos x, tg 3x, ctg 2x.

Уравнения a sin 2 x+ b cos x+c=0, a cos 2 x+ b sin x+c=0, a tg x+ b ctg x =0 не являются по виду алгебраическими, но их можно свести к алгебраическим: a cos 2 x- b cos x-(a+c)=0, a sin 2 x- b sin x-(a+c)=0 и a tg x +(b/tg x)=0.

При решении уравнений сводимых к алгебраическим необходимо знать формулы:

1) sin x+cos x=1; 2)tg a =(sin a/cos a); 3) ctg a=( cos a/ sin a); 4) ctg a=(1/tg a)

5)1+tg 2 a=(1/cos 2 a); 6)1+ctg 2 a=(1/sin 2 a); 7) 1+cos 2a=2cos 2 a; 8) 1-cos 2a=2sin 2 a;

9)tg2a=(2 tga/1-tg 2 a); 10) sin2a=(2 tga/1+tg 2 a); 11)cos 2a=(1-tg 2 a/1+tg 2 a);

12)sin2a=2sin a cos a; 13) cos2a= cos 2 a-sin 2 a, или cos2a= 2cos 2 a-1, или cos2a= 1-2sin 2 a;

14) Формулы приведения;

  1. Ведём замену а.
  2. Находим корни квадратного уравнения.
  3. Возвращаемся к замене и решаем простейшее тригонометрическое уравнение.
  4. Записываем ответ.

Пример1: Решить уравнение2 sin 2 x + sin x – 1 = 0;

2 sin 2 x + sin x – 1 = 0;

sin x = а, ׀ а ׀ ≤ 1;

D = 9; а 1 = — 1; а 2 = 1 / 2 ;

sin x = -1; sin x = 1 / 2 ;

х 1 = — п / 2 + 2пn, n € N. x 2 = (- 1) k п / 6 + пk, k€ N.

Ответ: — п / 2 + 2пn; (- 1) k п / 6 + пk, n, k € N.

Приме 2: Решить уравнение

3 тип-однородные уравнения

Уравнения a sin x+ b cos x=0; a sin 2 x+b sin x cos x+c cos 2 x=0; a sin 3 x+b sin 2 x cos x+ c sin x cos 2 x+ d cos 3 x=0 и т.д. называют однородными относительно sin x и cos x. Сумма показателей степеней при sin x и cos x у всех членов такого уравнения одинакова. Эта сумма называется степенью однородного уравнения. Рассмотренные уравнения имеют соответственно первую, вторую и третью степень. Делением на cos k x, где k-степень однородного уравнения, уравнение приводится к алгебраическому относительно функции tg x.

Рассмотрим уравнение a sin 2 x+b sin x cos x+c cos 2 x=0(1). Разделим уравнение(1) на cos 2 x, получим: a tg 2 x+ b tg x+c=0(2).При a≠0 (1) и (2) равносильны, так как cos x≠0. Если же cos x=0, то из уравнения(1) видно, что и sin x =0, что невозможно, так как теряет смысл тождество .

При решении однородных уравнений применяем схему:

  1. Разделим обе части уравнения на cos 2 x ≠ 0.
  2. Ведём замену а.
  3. Находим корни квадратного уравнения.
  4. Возвращаемся к замене и решаем простейшее тригонометрическое уравнение.
  5. Записываем ответ.

Пример1. Решить уравнение: 3 sin2 x + sin x • cos x = 2 cos2 x;

3 sin 2 x + sin x · cos x = 2 cos 2 x;

3 tq 2 x + tq x = 2; х ≠ п / 2 + пn, n € N.

D = 25; а 1 = — 1; а 2 = 2 / 3 ;

tq x = — 1; tq x = 2 / 3 ;

х 1 = — п / 4 + пn, n € N. x 2 = arctq 2 / 3 + пn, n € N.

Ответ: — п / 4 + пn, arctq 2 / 3 + пn, n € N.

Пример 2. 5 sin x — 2 cos x = 0

Поделим обе части уравнения cos x (или на sin x). Предварительно докажем,

что cos x 0 (или sin x 0). (Пусть cos x = 0, тогда 5 sin x — 2 • 0 = 0, т.е. sin x = 0; но этого не может быть, так как sin 2 x + cos 2 x = 1).

Значит, можно делить на cos x:

5 sin x /cos x — 2 cos x / cos x = 0 / cos x. Получим уравнение

x = arctg 2/5 + n, n = Z.

Ответ: x = arctg 2/5 + n, n = Z.

Аналогично решаются однородные уравнения вида a sin 2 x + b sin x cos x + c cos 2 x = 0, их решение начинается с того, что обе части уравнения делятся на cos 2 x (или на sin 2 x).

Пример 3. 12 sin 2 x + 3 sin 2x — 2 cos 2 x = 2.

Данное уравнение не является однородным, но его можно преобразовать в однородное, заменив 3 sin 2x на 6 sin x cos x и число 2 на 2sin 2 x + 2cos 2 x.

Приведя подобные члены, получим уравнение

10sin 2 x + 6sin x cos x — 4 cos 2 x = 0.

(Пусть cos x = 0, тогда 10sin 2 x = 0, чего не может быть, т.к. sin 2 x + cos 2 x = 1, значит, cos x 0).

Разделим обе части уравнения на cos 2 x.

10 tg 2 x +6 tg x — 4 = 0,

tg x = -1 или tg x = 2/5,

x = — /4 + n, n = Z, x = arctg 2/5 + k, k = Z.

Ответ: x 1 = — /4 + n, n = Z, x 2 = arctg 2/5 + k, k = Z.

4 тип- уравнения, решаемые разложением на множители:

При решении уравнений методом разложения нужно пользоваться всеми известными способами разложения на множители алгебраических выражений. Это вынесение за скобки общего множителя, группировка, применение формул сокращенного умножения и деления и искусственные приемы. Необходимо так же знать формулы: 1) sin x+cos x=1; 2)tg a =(sin a/cos a); 3) ctg a=( cos a/ sin a); 4) ctg a=(1/tg a)

5)1+tg 2 a=(1/cos 2 a); 6)1+ctg 2 a=(1/sin 2 a); 7) 1+cos 2a=2cos 2 a; 8) 1-cos 2a=2sin 2 a;

9)tg2a=(2 tga/1-tg 2 a); 10) sin2a=(2 tga/1+tg 2 a); 11)cos 2a=(1-tg 2 a/1+tg 2 a);

12)sin2a=2sin a cos a; 13) cos2a= cos 2 a-sin 2 a, или cos2a= 2cos 2 a-1, или cos2a= 1-2sin 2 a;

14)tg(a±b) = (tg a±tg b)/(1±tg a tg b); 15)sin 3a=3sin a – 4sin 3 a; 16)cos 3 a = 4 cos 3 a – 3 cos a;

Пример2. 2 sin 3 x — cos 2x — sin x = 0

Сгруппируем первый член с третьим, а cos 2x = cos 2 x — sin 2 x.

(2sin 3 x — sin x) – (cos 2 x — sin x) = 0,

Вынесем из выражения, стоящего в первой скобке sin x, а cos 2 x = 1 — sin x.

sin x (2sin 2 x – 1) – (1 — 2 sin 2 x) = 0,

sin x (2sin 2 x – 1) + (2 sin 2 x — 1) = 0,

(2 sin 2 x — 1) • ( sin x + 1) = 0.

2 sin 2 x – 1 = 0

Ответ: x 1 = ± /4 + n, n = Z, x 2 = — /2 +2 k, k = Z.

5 тип-уравнения, решаемые с помощью условия равенства одноименных тригонометрических функций

Многие тригонометрические уравнения могут быть приведены к равенству одноименных тригонометрических функций. Такие уравнения решаются на основании условий равенства одноименных тригонометрических функций, т.е. тех условий, которым должны удовлетворять два угла: a и b, если a) sin a =sin b, б) cos a= cos b, в) tg a = tg b.

Теорема I. Для того чтобы синусы двух углов были равны, необходимо и достаточно выполнения одного из следующих условий: разность этих углов должна равняться π, умноженному на четное число, или сумма этих углов должна равняться π, умноженная на нечетное число,

Теорема II . Для того чтобы косинусы двух углов были равны, необходимо и достаточно выполнения одного из следующих условий: разность(сумма) этих углов должна равняться произведению π на четное число.

Теорема II . Для того чтобы тангенсы двух углов были равны, необходимо и достаточно выполнения одного из следующих условий: тангенс каждого из данных углов существует и разность этих углов равна числу π, умноженному на целое число.

6 тип- уравнения, решаемые с помощью формул сложения тригонометрических функций:

Для решения данного типа применяются формулы преобразования суммы тригонометрических функций в произведение:

Sin a + sin b= 2 sin((a+b)/2) cos((a-b)/2);

Sin a — sin b= 2 sin((a-b)/2) cos((a+b)/2);

cos a + cos b= 2 cos ((a+b)/2) cos((a-b)/2);

cos a — cos b= 2 sin ((a+b)/2) sin ((b-a)/2) при b>a;

cos a — cos b= 2 sin ((a+b)/2) sin ((a-b)/2) при b

tg a ± tg b = (sin(a+b)/ cos a cos b);

ctg a + ctg b = (sin(a+b)/ sin a sin b);

ctg a — ctg b = (sin(b-a)/ sin a sin b);

В некоторых примерах прийдется применять формулы:

sin (a±b)= sin a cos b± cos a sin b;

cos (a±b)= cos a cos b± sin a sin b;

7 тип- уравнения, решаемые с помощью формул сложения углов и разложения произведения тригонометрических функций в сумму

Формулы сложения углов и разложения произведения тригонометрических функций в сумму:

sin (a±b)= sin a cos b± cos a sin b;

cos (a±b)= cos a cos b± sin a sin b;

tg(a±b) = (tg a±tg b)/(1±tg a tg b);

sin a cos b=(1/2)(sin(a+b)+ sin(a-b));

cos a cos b=(1/2)( cos (a+b)+ cos (a-b));

sin a sin b=(1/2)( cos (a-b)- cos (a+b));

8 тип-уравнения, решаемые с помощью формул понижения степени

Формулы понижения степени:

Sin 2 t=((1- cos 2t)/2)

Cos 2 t=((1+cos 2t)/2)

9 тип- уравнения вида a sin x+b cos x= c

В уравнении a sin x+b cos x= c a, b и c- любые действительные числа. Если а=b=0, а с≠0, то уравнение теряет слысл; если же а=b=с=0, то x- любое действительное число, т.е. уравнение обращается в тождество. Например, √3 sin x + cos x=1. Разделив обе части уравнения на 2, получим (√3/2) sin x + (1/2)cos x=(1/2), т.е. sin(x+(π/6))=1/2 или cos(x-(π/6))= 1/2. Уравнение sin x+ cos x=1 можно решать по крайней мере четырьмя способами. Например, разделив обе части уравнения на √2, получив: (1/√2) sin x+(1/√2) cos x= (1/√2), sin(x+(π/4))= (2/√2) и т.д.

Рассмотрим уравнение a sin x+b cos x= c, у которого произвольные коэффициенты. Такие уравнения решаются разными способами.

1-й способ решения уравнения a sin x+b cos x= c – введение вспомогательного угла.

Мы знаем, что если a 2 +b 2 =1, то существует такой угол как φ, а= cos φ, b= sin φ или наоборот. Для решения уравнения a sin x+b cos x= c вынесем за скобки множителем выражение √( a 2 +b 2 ). Получим: √( a 2 +b 2 )((a/√( a 2 +b 2 )) sin x+(b/√( a 2 +b 2 )) cos x)=c. Поскольку (((a/√( a 2 +b 2 )) sin x) 2 +((b/√( a 2 +b 2 )) cos x)) 2 =1, то первое число (a/√( a 2 +b 2 )) можно принять за косинус некоторого угла φ, а второе (b/√( a 2 +b 2 )) — за синус того же угла φ, т.е. (a/√( a 2 +b 2 ))= cos φ, (b/√( a 2 +b 2 )) = sin φ. В таком случае уравнение примет вид: √( a 2 +b 2 )( cos φ sin x+ sin φ cos x)= c или √( a 2 +b 2 ) sin(φ+x), откуда sin(φ+x)= (с/√( a 2 +b 2 )). Это уравнение имеет решение, если a 2 +b 2 =с 2 , тогда φ+x=(-1) n arcsin (с/√( a 2 +b 2 )) +nπ, x=(-1) n arcsin (с/√( a 2 +b 2 )) +nπ- φ, nϵZ. Угол φ находится из равенства tg φ =( sin φ/ cos φ) =(b/a), откуда φ=arctg(b/a). Ответ: x=(-1) n arcsin (с/√( a 2 +b 2 )) +nπ- arctg(b/a), nϵZ.

Пример: Решим уравнение 12cosx — 5sinx = -13

Решение: разделим обе части уравнения на , получим

Одним из решений системы cos = 12/13, sin = 5/13 является =arccos(12/13). Учитывая это, запишем уравнение в виде:
и, применив формулу для косинуса суммы аргументов, получим

2-й способ решения уравнения a sin x+b cos x= c – метод рационализации.

Известно, что если α≠π(2n+1), nϵZ, то sin α, cos α, tg α выражаются рационально через tg(α/2), т.е. sin α=( 2tg(α/2)/1+ tg 2 (α/2)), cos α=(1- tg 2 (α/2)/ 1+ tg 2 (α/2)), и tg α=( 2tg(α/2)/1- tg 2 (α/2)).

Метод рационализации заключается в следующем: вводится вспомогательное неизвестное так, чтобы после подстановки получилось рациональное уравнение относительно этого вспомогательного неизвестного. Рассмотрим уравнение a sin x+b cos x= c, которое можно переписать так: a( 2tg(α/2)/1+ tg 2 (α/2))+b(1- tg 2 (α/2)/ 1+ tg 2 (α/2))=c. Положим tg(x/2)=t, тогда получим: a( 2t/1+ t 2 )+b(1- t 2 / 1+ t 2 )=c. Это уравнение – рациональное относительно t. Умножим обе части уравнения на 1+ t 2 ≠0 при tϵR, получим: (b+c)t 2 -2at+(c-b)=0(2), (D/4)=a 2 -(c-b)(c+b)= a 2 +b 2 -с 2 . Полагаем, что a+b≠0 или с≠-b, тогда t 1.2 =((a±√( a 2 +b 2 -с 2 )/(b+c))(3). Значение t- действительные, если a 2 +b 2 ≥с 2 .

Если уравнение(2) с=-b, то оно обратится в уравнение первой степени: -2at-2b=0, t=-(b/a), т.е. tg(x/2)=- (b/a), x=-2 arctg(b/a)+2nπ. Выражение для вспомогательного неизвестного t= tg(x/2) теряет смысл при (x/2)= (π/2)+nπ, т.е. x=(2n+1)π. Решения уравнения(1) вида x=(2n+1)π (если такие решения существуют) могут быть потеряны. Подставив x=(2n+1)π в уравнение (1), получим a sin(2n+1)π +b cos(2n+1)π = c; a·0+b(-1)=c; с=-b. Том случае уравнение (1) имеет множество решений вида x=(2n+1)π, nϵZ.

  1. Если a 2 +b 2 2 , то уравнение (1) не имеет решений, так как уравнение (2) не имеет действительных корней.
  2. Если a 2 +b 2 ≥с 2 и с≠-b, то из уравнения(3) найдем: x=2arctg ((a±√( a 2 +b 2 -с 2 )/(b+c))+2nπ, nϵZ.
  3. Если с=-b, то уравнение (1) имеет два множества решений: x=(2n+1)π и x=-2 arctg++2nπ, nϵZ.

3-й способ решения уравнения a sin x+b cos x= c.

Можно возвести обе части уравнения в квадрат и привести его к однородному. Этот способ неприемлем, так как получаются посторонние корни.

4-й способ решения уравнения a sin x+b cos x= c.

  1. Запишем уравнение в виде: 2a sin(x/2) cos(x/2)+ b(cos 2 (x/2)- sin 2 (x/2))= c(cos 2 (x/2)+ sin 2 (x/2)), т.е. однородное уравнение:(с+b) sin 2 (x/2)- 2a sin(x/2) cos(x/2)+(c-b) cos 2 (x/2)=0 и т.

Универсальная тригонометрическая подстановка
Многие тригонометрические уравнения можно решить с помощью формул универсальной тригонометрической подстановки

Следует отметить, что применение формул может приводить к сужению ОДЗ исходного уравнения, поскольку не определен в точках , поэтому в таких случаях нужно проверять, являются ли углы , корнями исходного уравнения.

Пример. Решим уравнение

Решение:
Обращение к функции предполагает, что , то есть , .

По формулам универсальной тригонометрической подстановки исходное уравнение примет вид:

|: 2

, ;

IV. Способы отбора корней в тригонометрических уравнениях

1 способ: Арифметический(непосредственная подстановка корней в уравнение и имеющиеся ограничения)

2 способ. Геометрический способ(отбор корней тригонометрического уравнения на числовой прямой )

Отмечаю значения х при n,k,m=0 на числовой прямой и отрезок[-(3π/2); (π/2)]

Измеряю период 2 π с помощью линейки(период функции, входящей в уравнение) и откладываю период с помощью линейки вправо, влево.

Определяю значения углов, принадлежащих данному отрезку.

3 способ: Геометрический способ(отбор корней тригонометрического уравнения на числовой окружности)

Выбор корней уравнения 2 sin2x+ sinx-1=0, принадлежащих отрезку[π/2; 2π] покажу на тригонометрическом круге

4 способ: Функционально-графический способ

В одной системе координат строим графики функции у=sin x и у=-1; у=sin x и у=1/2. Показываем отрезок [-3п/2;п/2]. Находим точки пересечения графиков функций у=sin x и у=-1; у=sin x и у=1/2, входящих в промежутке [-3п/2;п/2].

х= -7п/6; х= -п/2; х=п/6 являются решением уравнения

5 способ: Алгебраический (решение неравенства относительно неизвестного целочисленного параметра и вычисления корней)

Считаю лучшим способом — это алгебраический (решение неравенства относительно неизвестного целочисленного параметра и вычисления корней)

  1. Практическое применение тригонометрии

Тригонометрические вычисления применяются практически во всех областях геометрии, физики и инженерного дела.

Большое значение имеет техника триангуляции, позволяющая измерять расстояния до недалеких звезд в астрономии, между ориентирами в географии, контролировать системы навигации спутников. Следует отметить применение тригонометрии в следующих областях: техника навигации, теория музыки, акустика, оптика, анализ финансовых рынков, электроника, теория вероятностей, статистика, биология, медицина (включая ультразвуковое исследование (УЗИ), компьютерная томография, фармацевтика, химия, теория чисел, сейсмология, метеорология, океанология, картография, многие разделы физики, топография, геодезия, архитектура, фонетика, экономика, электронная техника, машиностроение, компьютерная графика, кристаллография.

Приведу несколько примеров из практики, например: тригонометрия в медицине и биологии.

Модель биоритмов можно построить с помощью тригонометрических функций. Для построения модели биоритмов необходимо ввести дату рождения человека, дату отсчета (день, месяц, год) и длительность прогноза (кол-во дней).

Движение рыб в воде происходит по закону синуса или косинуса, если зафиксировать точку на хвосте, а потом рассмотреть траекторию движения. При плавании тело рыбы принимает форму кривой, которая напоминает график функции y=tgx.

В результате исследования, проведенного студентом иранского университета Шираз Вахидом-Резой Аббаси, медики впервые получили возможность упорядочить информацию, относящуюся к электрической активности сердца или, другими словами, электрокардиографии.
Формула, получившая название тегеранской, была представлена широкой научной общественности на 14-й конференции географической медицины и затем — на 28-й конференции по вопросам применения компьютерной техники в кардиологии, состоявшейся в Нидерландах. Эта формула представляет собой комплексное алгебраически-тригонометрическое равенство, состоящее из 8 выражений, 32 коэффициентов и 33 основных параметров, включая несколько дополнительных для расчетов в случаях аритмии. Как утверждают медики, эта формула в значительной степени облегчает процесс описания основных параметров деятельности сердца, ускоряя, тем самым, постановку диагноза и начало собственно лечения.

Тригонометрия помогает нашему мозгу определять расстояния до объектов.

Американские ученые утверждают, что мозг оценивает расстояние до объектов, измеряя угол между плоскостью земли и плоскостью зрения. Строго говоря, идея «измерения углов» не является новой. Еще художники Древнего Китая рисовали удаленные объекты выше в поле зрения, несколько пренебрегая законами перспективы. Сформулировал теорию определения расстояния по оценке углов арабский ученый XI века Альхазен. После долгого забвения в середине прошлого столетия идею реанимировал психолог Джеймс Гибсон (James Gibson), строивший свои выводы на основе опыта работы с пилотами военной авиации. Однако после того о теории

Результаты нового исследования, как можно предположить, окажутся небезынтересны инженерам, конструирующим системы навигации для роботов, а также специалистам, которые работают над созданием максимально реалистичных виртуальных моделей. Возможны и приложения в области медицины, при реабилитации пациентов с повреждениями определенных областей мозга.

Выполняя исследовательскую работу, выяснила какое значение имеют тригонометрические уравнения в жизни человека и как они работают в стране. Рассмотрела способы выбора корней уравнения принадлежащих отрезку из раздела «ЕГЭ по математике» Доказала, что в современном мире прожить без знаний тригонометрический уравнений невозможно. Чтобы быть хорошими специалистами, уметь разбираться в большом потоке информации, необходимо знать тригонометрические уравнения. Изучение столь важной и интересной темы дает положительную мотивацию для самообразования

Урок в 10 классе по теме «Основные методы решения тригонометрических уравнений»

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ 1. конспект урока.docx

«Основные методы решения тригонометрических уравнений»

МБОУ СОШ №22 имени Г.Ф.Пономарёва

Учитель: Бажакина Александра Георгиевна

Тема урока: «Основные методы решения тригонометрических уравнений».

Продолжительность урока: 45 минут.

Форма урока: обобщающий урок.

Оборудование и образовательные ресурсы:

Цели и задачи урока (образовательная, развивающая и воспитательная):

Проверить умения учащихся выбирать метод решения тригонометрических уравнений. Продолжать формирование умений учащихся решать тригонометрические уравнения. Повторить понятия разложения на множители, замена переменной, однородные уравнения.

Развивать память, внимание, речь, познавательный интерес, творческое самостоятельное мышление учащихся.

Воспитывать культуру взаимоотношений между детьми; настойчивость в достижении цели, математической речевой культуры.

1. Организационный момент

Сообщить тему и цели урока.

-Сегодня мы поговорим об одном из фундаментов алгебры – уравнениях. С уравнениями вы встречаетесь с начальной школы, умеете их решать различными методами.

Одно из замечательных качеств человека, изучающего математику – любознательность. Вот и мы сегодня попробуем ответить на вопрос: «А какой из методов решения тригонометрических уравнений надо применить к данному уравнению? А применим ли этот метод в других случаях?

Ученики слушают учителя и настраиваются на работу.

Образовательные ресурсы: Слайды презентации:

Слайд №1 Слайд №2 Слайд №3 Слайд №4

2. Математический диктант.

Проверить теоретические знания учащихся. Развивать внимание и память учащихся

Знать: определения арккосинуса, арксинуса . арктангенса и арккотангенса числа а, формулы для решение простейших тригонометрических уравнений

применять знания к решению примеров.

— Для решения уравнений требуются знания определений обратных тригонометрических функций и формулы для решения простейших тригонометрических уравнений. Попробуем узнать, а как вы знаете эти формулы и определения.

Перед вами таблица №1. В первой колонке вопрос. Во вторую колонку вы записываете ваш ответ

Ответы пишем в таблицах.

После выполнения диктанта поменяйтесь таблицами с соседом и проверяем правильность выполнения задания.

В бланках ответов записывают свои фамилии.

В бланках записывают ответы на вопросы.

Учащиеся меняются таблицами и выполняют взаимопроверку. Записывают количество верно выполненных заданий.

Слайд №5 Слайд №6 Слайд №7 Слайд №8

Раздаточный материал: бланки с таблицей №1 для ответов к математическому диктанту.

Проверить умения учащихся решения простейших тригонометрических уравнений.

Знать: определения синуса, косинуса, тангенса и котангенса угла. Формулы для решения простейших тригонометрических уравнений

применять знания к решению простейших тригонометрических уравнений..

-Давайте посмотрим и ответим на вопрос: «А решения каких уравнений изображено на единичном круге?»

Учащиеся устно отвечают на вопросы.

Образовательные ресурсы: Слайды презентации:

Слайд №9 Слайд №10 Слайд №11 Слайд №12

4. Повторение и систематизация ранее изученного материала

Проверить умения учащихся выбирать методы решения тригонометрических уравнений.

Методы решения тригонометрических уравнений

Решать тригонометрические уравнения согласно выбранному методу.

— В таблицу №2 внесите номер уравнения которое можно свести к решению следующими методами:

1. Сведение к простейшему уравнению.

2. Сведение к квадратному уравнению.

3. Однородные уравнения.

4. Метод разложения на множители.

-Какие из данных уравнений решаются заменой переменной и приведением к квадратному?

— Какие ограничения накладываются на новую переменную?

-У доски решаем уравнение 6.

— Назовите номера однородных уравнений.

— Каков алгоритм решения однородных уравнений?

— У доски решаем уравнение 8.

— Какие из уравнений можно решить при помощи разложения на множители?

У доски решаем уравнение3.

— Какое из методов решения тригонометрических уравнений из таблицы №2 мы не рассматривали?

— Каким из методов можно применить при решении этого уравнения?

— Какой методов более простой?

Учащиеся заполняют таблицу №2

Ученик решает уравнение у доски, объясняя решение. Остальные работают в тетрадях. Отвечают на вопросы учителя.

1-

Пусть

— не удовлетворяет условию

Уравнения 5, 8, 9

Разделить обе части уравнения на синус или косинус в степени уравнения, решить полученное уравнение.

Делим обе части уравнения на :

Сведения к простейшему при помощи формулы двойного угла.

Сведение к однородному, представив число 1 как тригонометрическую единицу.

Образовательные ресурсы: Слайды презентации:

5. Самостоятельная работа.

Проверить умения учащихся решать тригонометрические уравнения

Методы решения тригонометрических уравнений

Решать тригонометрические уравнения

— А сейчас вы выполните самостоятельную работу, в которой покажите применение различных методов решения тригонометрических уравнений.

Выполняют задания самостоятельной работы

Вариант №1 Вариант №2

2. 2.

3. 3.

4. 4.

Образовательные ресурсы: Слайды презентации:

Слайд №14

6. Заключительная часть. Итог урока.

Подвести итог урока, выставить оценки, дать задание на дом.

— Наш урок подходит к завершению

— Какие методы решения тригонометрических уравнений мы сегодня применяли?

Дает домашнее задание:

Используя дополнительную литературу и учебник, придумайте 5 уравнений для своих одноклассников. Напишите их на отдельном листе, не забыв предварительно решить их в своих тетрадях. На следующем уроке мы проведём самостоятельную работу, используя ваш материал, и вы сами проверите работы своих товарищей.

Уходя с урока прикрепите к синусоиде, которая изображена на доске магниты следующим образом:

на верху, если вам было всё понятно и вы узнали что-то новое.

внизу, если вообще ничего нового не узнал и ничего не понял.

на оси ох, если остались вопросы, которые необходимо ещё рассмотреть.

Спасибо за хорошую работу на уроке. До свидания.

Учащиеся слушают учителя, вспоминают и называют методы решения тригонометрических уравнений.

Записывают домашнее задание

Уходя, с урока ребята прикрепляют магниты к доске.

Образовательные ресурсы: Слайды презентации:

Выбранный для просмотра документ Карточки-задания.docx

Алгебра 10 класс Основные методы решения тригонометрических уравнений

1.Каково будет решение уравнения

2. При каком значении а уравнение имеет решение?

3.Какой формулой выражается это решение?

4. На какой оси откладывается значение а при решении уравнения ?

5.В каком промежутке находится ar с cos a ?

6. В каком промежутке находится значение а?

7. Каким будет решение уравнения ?

8. Каким будет решение уравнения ?

9. Каким будет решение уравнения ?

10. Чему равняется ?

11. В каком промежутке находится ?

12.Какой формулой выражается решение уравнения ?

Сведение к простейшему уравнению

Сведение к квадратному уравнению

Метод разложения на множители

2.

3.

4.

Алгебра 10 класс Основные методы решения тригонометрических уравнений

1.Каково будет решение уравнения

2. При каком значении а уравнение имеет решение?

3.Какой формулой выражается это решение?

4. На какой оси откладывается значение а при решении уравнения ?

5.В каком промежутке находится arcsin a ?

6. В каком промежутке находится значение а?

7. Каким будет решение уравнения ?

8. Каким будет решение уравнения ?

9. Каким будет решение уравнения ?

10. Чему равняется ?

11. В каком промежутке находится ?

12.Какой формулой выражается решение уравнения ?

Сведение к простейшему уравнению

Сведение к квадратному уравнению

Метод разложения на множители

2.

3.

4.

Выбранный для просмотра документ Презентация1.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

Основные методы решения тригонометрических уравнений 10 класс Учитель: Бажакина Александра Георгиевна МБОУ СОШ №22 имени Г.Ф.Пономарёва г. Сургут 2013-2014 учебный год

Тип урока: обобщающий Продолжительность: 45 минут Цели и задачи урока:(образовательная, развивающая, воспитательная) Проверить умения учащихся выбирать метод решения тригонометрических уравнений. Продолжать формирование умений учащихся решать тригонометрические уравнения. Повторить понятия разложения на множители, замена переменной, однородные уравнения. Развивать память, внимание, речь, познавательный интерес, творческое самостоятельное мышление учащихся. Воспитывать культуру взаимоотношений между детьми; настойчивость в достижении цели, математической речевой культуры. Предмет: алгебра и начала анализа Учитель: Бажакина Александра Георгиевна 12.01.2014 МБОУ СОШ № 22 Бажакина А.Г.

Компьютер Мультимедийный проектор Презентация Карточки-задания Оборудование и образовательные ресурсы 12.01.2014 МБОУ СОШ № 22 Бажакина А.Г.

Организационный. Постановка цели урока. Математический диктант. Устный счёт. Повторение, обобщение и систематизация ранее изученного. Самостоятельная работа. Подведение итогов. Домашнее задание. Рефлексия. Этапы урока 12.01.2014 МБОУ СОШ № 22 Бажакина А.Г.

Математический диктант. Каково будет решение уравнения cos x = a при ‌ а ‌ > 1 Каково будет решение уравнения sin x = a при ‌ а ‌ > 1 2. При каком значении а уравнение cos x = a имеет решение? При каком значении а уравнение sin x = a имеет решение? Какой формулой выражается это решение? Какой формулой выражается это решение? 4. На какой оси откладывается значение а при решении уравнения cos x = a ? 4. На какой оси откладывается значение а при решении уравнения sin x = a ? 12.01.2014 МБОУ СОШ № 22 Бажакина А.Г. Вариант 1. Вариант 2.

Математический диктант. 5. В каком промежутке находится arccos a ? 5. В каком промежутке находится arcsin a ? В каком промежутке находится значение а? 6. В каком промежутке находится значение а? Каким будет решение уравнения cos x = 1? 7. Каким будет решение уравнения sin x = 1? 8. Каким будет решение уравнения cos x = -1? 8. Каким будет решение уравнения sin x = -1? 12.01.2014 МБОУ СОШ № 22 Бажакина А.Г. Вариант 1. Вариант 2.

Математический диктант. 9. Каким будет решение уравнения cos x = 0? 9. Каким будет решение уравнения sin x = 0? Чему равняется arccos ( — a)? 10. Чему равняется arcsin ( — a)? В каком промежутке находится arctg a? 11. В каком промежутке находится arcctg a? Какой формулой выражается решение уравнения tg x = а? 12. Какой формулой выражается решение уравнения сtg x = а? 12.01.2014 МБОУ СОШ № 22 Бажакина А.Г. Вариант 1. Вариант 2.

12.01.2014 МБОУ СОШ № 22 Бажакина А.Г. № Вариант 1. Вариант 2. 1. Нет решения Нет решения 2. 3. 4. На оси Ох На оси Оу 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12.

Решение какого уравнения показано на тригонометрической окружности? 1. sin x = 1/2 12.01.2014 МБОУ СОШ № 22 Бажакина А.Г.

Решение какого уравнения показано на тригонометрической окружности? 2. cos x = √2/2 12.01.2014 МБОУ СОШ № 22 Бажакина А.Г.

Решение какого уравнения показано на тригонометрической окружности? 3. tg x = -√3/3 12.01.2014 МБОУ СОШ № 22 Бажакина А.Г.

Решение какого уравнения показано на тригонометрической окружности? 4. ctg x = √3 12.01.2014 МБОУ СОШ № 22 Бажакина А.Г.

Выбери метод решения уравнения 12.01.2014 МБОУ СОШ № 22 Бажакина А.Г.

Самостоятельная работа Решите уравнения: 12.01.2014 МБОУ СОШ № 22 Бажакина А.Г.

Рефлексия x y 1 -1 12.01.2014 МБОУ СОШ № 22 Бажакина А.Г.

Выбранный для просмотра документ Самоанализ урока по алгебре и началам анализа в 10 классе по теме.docx

Самоанализ урока по алгебре и началам анализа в 10 классе по теме: «Основные методы решения тригонометрических уравнений»

Урок обобщающий продолжительностью 45 минут.

В классе, в котором проводился урок — 20 учащихся. Они делятся на две группы по возможностям обучения. Учащиеся первой группы быстро решают, умеют мыслить, анализировать и искать пути решения. У ребят второй группы средние вычислительные навыки, им требуется больше времени на выполнение задания и они нуждаются в постоянной помощи со стороны учителя

Урок проводился согласно тематического планирования, 11 урок из 14 по данной теме.

Тип урока: систематизация и обобщение знаний и способов деятельности.

Целью которого являлась: актуализация, проверка выбора метода решения тригонометрических уравнений, применение выбранного метода, развитие приёмов умственной деятельности, воспитание настойчивости и математической речевой культуры.

— По дидактической цели это урок первичного закрепления изученного материала.

— По основному способу: проблемная беседа в сочетании с разными видами самостоятельной деятельности на основе компьютерной презентации содержания урока.

-По основным этапам учебного процесса:

Повторение и систематизация ранее изученного материала

Заключительная часть урока. Домашнее задание, подведение итогов,

-Тема урока отражает теоретическую и практическую часть урока и понятна учащимся.

Демонстрируя на экране цели и излагая их доступно, я мотивировала их личностное целеполагание, учитывая возрастные особенности учащихся. Последующая деятельность учеников осознавалась ими как своя собственная. При проектировании урока были учтены индивидуальные особенности учащихся, темп работы, степень обученности и уровень обучаемости, что позволило добиться дифференцированного подхода к каждому конкретному учащемуся. В течение всего урока оценивалось интеллектуальное и эмоциональное состояние учащихся. Для этого использовались такие приёмы, как психо – эмоциональный настрой как в начале урока, так и в течение всего урока, смена видов деятельности.

Проведение организационного момента обеспечило психологический настрой на деятельность, а также валеологическую поддержку, что позволило создать все условия для дальнейшей работы.

В ходе урока мне довелось реализовать обучающие, развивающие и воспитательные цели: Проверить умения учащихся выбирать метод решения тригонометрических уравнений. Продолжать формирование умений учащихся решать тригонометрические уравнения. Повторить понятия разложения на множители, замена переменной, однородные уравнения. Развивать память, внимание, речь, познавательный интерес, творческое самостоятельное мышление учащихся. Воспитывать культуру взаимоотношений между детьми; настойчивость в достижении цели, математической речевой культуры.

Все этапы урока были направлены на выполнение этих целей с учетом особенностей класса.

1.Организационный момент включал в себя предварительную организацию класса, мобилизующее начало урока, мотивацию деятельности учащихся, создание психологической комфортности и подготовку учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. Подготовка класса и каждого ученика была проверена мною визуально. Подготовке учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала способствовало целеполагание, таким образом моя деятельность и деятельность учащихся были объединены одной целью.

2. Математический диктант Основной задачей, которого явилось восстановить в памяти учащихся знания, необходимые для закрепления ранее изученного материала. Этап проверки знания формул и определений был проведен в форме устной фронтальной работы. Учащиеся показали достаточный уровень активности и подготовленности . Форма проведения – индивидуально-фронтальная. Метод проведения математического диктанта – словестно-наглядный.

3. Устный счёт –проверка знаний учащимися знаний формул решения простейших тригонометрических уравнений и умение пользоваться этими формулами. Основной задачей этого этапа являлось: восстановить и закрепить знания учащихся основных формул и определений. Форма проведения –фронтальная, метод проведения – словестно наглядный.

4. Этап- повторение и систематизация ранее изученного материала, закрепление материала, который был проведен мной с целью установки обратной связи для получения информации о степени понимания изученного ранее материала, полноты, правильности его усвоения и для своевременной коррекции обнаруженных ошибок.

Метод проведения- словестно-наглядный, форма проведения индивидуально- фронтальная.

Этому способствовали: создание проблемной ситуации, метод бесед в сочетании с использованием ИКТ.

Показателем эффективности усвоения учащимися новых знаний явились правильность ответов, способов действий в процессе беседы и самостоятельная работа, активное участие всего класса – в работе, а также качество знаний учащихся на последующих этапах урока.

Эффективность данного этапа повысилась за счет создания проблемной ситуации и обоснования практического значения изучаемого

5. Самостоятельная работа – этап который был проведен мной с целью установки обратной связи для получения информации о степени понимания нового материала, полноты, правильности его усвоения и для своевременной коррекции обнаруженных ошибок. Метод проведения –практический. Форма проведения – индивидуальная. закрепление материала проводилось в атмосфере доброжелательности, сотрудничества, доверия.

На этом этапе я убедилась, что учащиеся усвоили изучаемые способы решения тригонометрических уравнений. Учащиеся на этом этапе работали практически самостоятельно. Моя роль на данном этапе заключалась в координации и консультации (индивидуальной). Я занимала позицию: «Я рядом. Я с вами». Предпочтение было отдано самоконтролю и самооценке учащихся.

6. Заключительная часть. Итог урока.

Домашние задание учащиеся должны выполнить в тетради и подготовить 5 примеров из дополнительной литературы или учебника на отдельном листе. Поясняя домашнее задание, я одновременно осуществила настрой учащихся на следующий урок, так как им необходимо подобрать, используя дополнительную литературу и учебник, 5 уравнений, решаемых различными методами для своих одноклассников, подготовить решение выбранных примеров для взаимопроверки. При подведении итогов и рефлексии решались задачи анализа и оценки успешности достижения цели, а также самокритичного отношения к полученным знаниям.

Самооценка учащихся была полностью адекватна моей оценке.

Система работы учащихся:

1. Учащиеся были организованы и активны во время урока

2. Учащиеся очень хорошо относятся к предмету.

3. Усвоили основные понятия, умело и творчески использовали полученные знания

Общие результаты урока:

1. План урока выполнен.

2. На уроке реализовывались общеобразовательные, воспитывающие развивающие задачи урока.

3. Урок был эффективный.

4. Атмосфера на уроке была дружеская, творческая;


источники:

http://nsportal.ru/ap/library/nauchno-tekhnicheskoe-tvorchestvo/2017/11/28/issledovatelskaya-rabota-po-teme

http://infourok.ru/urok_v_10_klasse_po_teme_osnovnye_metody_resheniya_trigonometricheskih_uravneniy-127751.htm