Может ли квадратное уравнение иметь три корня

Летняя школа для учителей математики. Преподавание квадратного трехчлена

Квадратный трехчлен в школе

Традиционно тема включает четыре теоремы:

  1. О корнях квадратного уравнения (краеугольный камень всей теории квадратного уравнения).
  2. О разложении квадратного трехчлена на (линейные) множители.
  3. Виета.
  4. Обратную Виета.

Чаще всего, в школе учеников знакомят с доказательствами этих теорем в общих чертах, связывая одну с другой. Например, теорема Виета объясняется на основе теоремы о корнях квадратного уравнения.

Не столь стандартный подход: рассмотреть все четыре теоремы независимо друг от друга. Эта практика пригодится ученикам, изучающим математику на углубленном уровне.

Теорема Виета

Может ли квадратное уравнение иметь два одинаковых корня? Нет: уравнение может иметь либо ноль корней, либо один, либо два. У трехчлена вполне могут быть два одинаковых корня — это известно из общей теории многочленов. Часто говорят, что всякий многочлен в n-ной степени имеет n корней — а на самом деле: n корней с учетом кратности.

Как сформулировать теорему Виета, чтобы она не зависела от теоремы о корнях? Если квадратный трехчлен имеет хотя бы один корень, то он обязательно имеет и еще один корень, возможно совпадающий с первым, и при этом их сумма равна (тому-то) и произведение равно.

Докажем, что x1 обязательно имеет еще один корень — такой, что сумма корней равняется , а произведение .

Данное выражение обнуляется при:

Мы доказали это, не используя формулу корней. Теперь перемножим:

Все это выражение ровно в -a раз меньше, чем . То есть

Тогда произведение корней равняется .

Обычно школьников учат, что нельзя применять теорему Виета, не проверив, что корни есть. Данное доказательство позволяет говорить: «Применяйте теорему Виета, убедившись, что трехчлен имеет хотя бы один корень».

Как из теоремы Виета вывести теорему о корнях квадратного уравнения?

Рассмотрим вспомогательное утверждение.

Получается, что если есть корни, то квадрат их разности равен дискриминанту, деленному на а 2 . То есть если корни есть, то дискриминант больше либо равен нулю, и, если дискриминант отрицательный, то корней быть не может.

Так мы выводим формулу корней, рассуждая в обратную сторону — чтобы глубже ориентироваться в материале.

Теорема о корнях квадратного уравнения

x 2 = a. Почему нельзя сказать ? Ответ на задание «при каждом а решить уравнение» должен иметь смысл при каждом а, поэтому выражение не может быть ответом. Ответ в задаче с параметром не может не иметь смысл ни в одной точке в значении а, которая входит в данную область. Кроме того, допустим, а=-1. Разве можно записать x 2 =-1 и ответ ?

x 2 = a — нельзя единообразно решить для всех а.

Рассмотрим необычный способ решения уравнения

Решим методом деления полного квадрата. Умножим на , чтобы гарантированно выделился полный квадрат.

Теорема о разложении квадратного трехчлена на множители.

Данная теорема идет рука об руку с теоремой о корнях.

Если дискриминант отрицательный, как доказать, что нет разложения на линейные множители? Рассмотрим от противного: допустим, дискриминант отрицательный.

Пусть такое разложение существует. Это значит, что при всех значениях x данные выражения действительно равны. Альфа или гамма: хотя бы один из этих коэффициентов не равен нулю.

Таким образом, наш квадратный трехчлен при отрицательном дискриминанте не разлагается на линейные множители.

Вывод формулы корней полного квадратного уравнения. Решение приведенных квадратных уравнений и уравнений с четным вторым коэффициентом

Разделы: Математика

Устный счет:

1. При каком значении Х , выражение принимает минимальное значение

а) ; б)
2. Зависимость y(x) выражается формулой y = 13x + 1 выразить x(y)

3. Не решая уравнения, определить, равносильны ли они:

4. Выделить полный квадрат:

5. Вычислить пары чисел , удовлетворяющих условиям

а) m + n = 4
mn = 4
б) m + n = –3
mn = –18
  1. Какое уравнение называется полным?
  2. Что такое корни квадратного уравнения?
  3. Сколько корней может иметь квадратное уравнение?

Теорема. Квадратное уравнение не может иметь более двух различных корней.

Доказательство:

Предположим, что уравнение три различных корня:

Если уравнение имеет корень, то после подстановки его в уравнение получится верное числовое равенство:

(1)
(2)
(3)

из (2) отнимаем (1)



_____________________

В каком случае произведение равно 0?

Так как = > 0 = > a+ b = 0. (4)




_________________

= > a+ b = 0 (5)




________________

а0 = > = > ,
а по условию пришли к противоречию.

Давайте решим уравнение:

Самостоятельно:

a)

Вместе:

б)

Нравится ли этот способ? Нет! Тогда будем рассуждать иначе:

(формулу для нахождения корней квадратного уравнения учить проговаривать словами).

– дискриминант квадратного уравнения.

По теореме, доказанной нами , уравнение не может иметь более двух корней.

Количество корней зависит от D.

1). D > 0
2). D = 0

Квадратное уравнение. Дискриминант. Теорема Виета.

теория по математике 📈 уравнения

Уравнение вида ax 2 +bx+c=0, где a,b,c – любые числа, причем a≠0, называют квадратным уравнением. Числа a,b,c принято называть коэффициентами, при этом a – первый коэффициент, b – второй коэффициент, c – свободный член.

Квадратное уравнение может иметь не более двух корней. Решить такое уравнение – это значит найти все его корни или доказать, что их нет.

Дискриминант

Количество корней квадратного уравнения зависит от такого элемента, как дискриминант (обозначают его буквой D).

Нахождение корней квадратного уравнения

Дискриминант – это такой математический инструмент, который позволяет нам определять количество корней. Он выражается определенной формулой:

D=b 2 –4ac

    Если D>0, то уравнение имеет два различных

Корень — осевой, обычно подземный вегетативный орган высших сосудистых растений, обладающий неограниченным ростом в длину и положительным геотропизмом. Корень осуществляет закрепление растения в почве и обеспечивает поглощение и проведение воды с растворёнными минеральными веществами к стеблю и листьям.

Пример №1. Решить уравнение х 2 –2х–3=0. Определяем коэффициенты: а=1, b=–2, c=–3. Находим дискриминант: D=b 2 –4ac=(–2) 2 –41(–3)=4+12=16. Видим, что дискриминант положительный, значит, уравнение имеет два различных корня, находим их:

Пример №2. Решить уравнение 5х 2 +2х+1=0. Определяем коэффициенты: а=5, b=2, c=1. D=b 2 –4ac=2 2 –4=4–20=–16, D 2 –6х+9=0. Определяем коэффициенты: а=1, b=–6, c=9.

D=b 2 –4ac=(–6) 2 –4=36–36=0, D=0, 1

Корень — осевой, обычно подземный вегетативный орган высших сосудистых растений, обладающий неограниченным ростом в длину и положительным геотропизмом. Корень осуществляет закрепление растения в почве и обеспечивает поглощение и проведение воды с растворёнными минеральными веществами к стеблю и листьям.

Теорема Виета

Среди квадратных уравнений встречаются такие, у которых первый коэффициент равен 1 (обратим внимание на пример 1 и 3), такие уравнения называются приведенными.

Приведенные квадратные уравнения можно решать не только с помощью дискриминанта, но и с помощью теоремы Виета.

Сумма корней приведенного квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком; произведение корней равно третьему коэффициенту.

Корни с помощью данной теоремы находятся устно способом подбора. Рассмотрим это на примерах.

Пример №4. Решить уравнение х 2 –10х+21=0. Выпишем коэффициенты: а=1, b=–10, c=21. Применим теорему Виета:

Начинаем с произведения корней, которое является положительным числом, значит оба корня либо отрицательные, либо положительные. Предполагаем, что это могут быть либо 3 и 7, либо противоположные им числа. Теперь смотрим на сумму, она является положительным числом, поэтому нам подходит пара чисел 3 и 7. Проверяем: 3+7=10, 37=21. Значит, корнями данного уравнения являются числа 3 и 7.

Пример №5. Решить уравнение: х 2 +5х+4=0. Выпишем коэффициенты: а=1, b=5, c=4. По теореме Виета:

Видим, что произведение корней равно 4, значит оба корня либо отрицательные, либо положительные. Видим, что сумма отрицательная, значит, будем брать два отрицательных числа, нам подходят –1 и –4. Проверим:

Данное уравнение является квадратным. Но в его условии присутствует квадратный

Корень — осевой, обычно подземный вегетативный орган высших сосудистых растений, обладающий неограниченным ростом в длину и положительным геотропизмом. Корень осуществляет закрепление растения в почве и обеспечивает поглощение и проведение воды с растворёнными минеральными веществами к стеблю и листьям.

Записываем обязательно в начале решения, что подкоренное выражение может быть только равным нулю или положительным числом (правило извлечения квадратного

Корень — осевой, обычно подземный вегетативный орган высших сосудистых растений, обладающий неограниченным ростом в длину и положительным геотропизмом. Корень осуществляет закрепление растения в почве и обеспечивает поглощение и проведение воды с растворёнными минеральными веществами к стеблю и листьям.

Решаем полученное неравенство: − х ≥ − 5 , отсюда х ≤ 5 . Следовательно, для ответа мы будем выбирать значения, которые меньше или равны 5.

Решаем наше квадратное уравнение, перенося все слагаемые из правой части в левую, изменяя при этом знаки на противоположные и приводя подобные слагаемые (выражения с квадратным корнем взаимоуничтожаются):

х 2 − 2 х + √ 5 − х − √ 5 − х − 24 = 0

Получим приведенное квадратное уравнение, корни которого можно найти подбором по теореме Виета:

х 2 − 2 х − 24 = 0

Итак, корнями уравнения х 2 − 2 х − 24 = 0 будут числа -4 и 6.

Теперь выбираем корень, обращая внимание на наше ограничение на х, т.е. корень должен быть меньше или равен 5. Таким образом, запишем, что 6 – это посторонний корень, так как 6 н е ≤ 5 , а число минус 4 записываем в ответ нашего уравнения, так как − 4 ≤ 5 .

pазбирался: Даниил Романович | обсудить разбор | оценить


источники:

http://urok.1sept.ru/articles/509366

http://spadilo.ru/kvadratnoe-uravnenie-i-diskriminant/