Задание 9 ЕГЭ по математике. Графики функций
В 2022 году в вариантах ЕГЭ Профильного уровня появилась задание №9 по теме «Графики функций». Можно считать его подготовительным для освоения задач с параметрами.
Как формулируется задание 9 ЕГЭ по математике? По графику функции, который дается в условии, вам нужно определить неизвестные параметры в ее формуле. Возможно — найти значение функции в некоторой точке или координаты точки пересечения графиков функций.
Чтобы выполнить это задание, надо знать, как выглядят и какими свойствами обладают графики элементарных функций. Надо уметь читать графики, то есть получать из них необходимую информацию. Например, определять формулу функции по ее графику.
Вот необходимая теория для решения задания №9 ЕГЭ.
Да, теоретического материала здесь много. Но он необходим — и для решения задания 9 ЕГЭ, и для понимания темы «Задачи с параметрами», а также для дальнейшего изучения математики на первом курсе вуза.
Рекомендации:
Запоминай, как выглядят графики основных элементарных функций. Замечай особенности графиков, чтобы не перепутать параболу с синусоидой : -)
Проверь себя: какие действия нужно сделать с формулой функции, чтобы сдвинуть ее график по горизонтали или по вертикали, растянуть, перевернуть?
Разбирая решения задач, обращай внимание на то, как мы ищем точки пересечения графиков или неизвестные переменные в формуле функции. Такие элементы оформления встречаются также в задачах с параметрами.
Задание 9 в формате ЕГЭ-2021
Линейная функция
1. На рисунке изображён график функции . Найдите значение , при котором
Найдем, чему равны k и b. График функции проходит через точки (3; 4) и (-1; -3). Подставив по очереди координаты этих точек в уравнение прямой y = kx + b, получим систему:
Вычтем из первого уравнения второе:
Уравнение прямой имеет вид:
Найдем, при каком значение функции равно -13,5.
2. На рисунке изображены графики двух линейных функций. Найдите абсциссу точки пересечения графиков.
Запишем формулы функций.
Одна из них проходит через точку (0; 1) и ее угловой коэффициент равен -1. Это линейная функция
Другая проходит через точки (-1; -1) и (-2; 4). Подставим по очереди координаты этих точек в формулу линейной функции
Вычтем из первого уравнения второе.
Прямая задается формулой:
Найдем абсциссу точки пересечения прямых. Эта точка лежит на обеих прямых, поэтому:
3. На рисунке изображены графики двух линейных функций. Найдите абсциссу точки пересечения графиков.
Прямая, расположенная на рисунке ниже, задается формулой так как ее угловой коэффициент равен 1 и она проходит через точку (-3; -2).
Для прямой, расположенной выше, угловой коэффициент равен
Эта прямая проходит через точку (-2; 4), поэтому: эта прямая задается формулой
Для точки пересечения прямых:
Квадратичная функция. Необходимая теория
4. На рисунке изображен график функции Найдите b.
На рисунке — квадратичная парабола полученная из графика функции сдвигом на 1 вправо, то есть
5. На рисунке изображен график функции . Найдите с.
На рисунке изображена парабола, ветви которой направлены вверх, значит, коэффициент при положительный. График сдвинут относительно графика функции на 1 единицу вправо вдоль оси Ох. Формула функции имеет вид .
6. На рисунке изображён график функции Найдите
График функции проходит через точки с координатами (1; 1) и (-2; -2). Подставляя координаты этих точек в формулу функции, получим:
Формула функции имеет вид:
7. На рисунке изображены графики функций и которые пересекаются в точках А и В. Найдите абсциссу точки В.
Найдем a, b и c в формуле функции . График этой функции пересекает ось ординат в точке (0; -3), поэтому
График функции проходит через точки (-1; -3) и (2; 3). Подставим по очереди координаты этих точек в формулу функции:
Найдем абсциссу точки B. Для точек A и B:
(это абсцисса точки A) или (это абсцисса точки B).
Степенные функции. Необходимая теория
8. На рисунке изображены графики функций и , которые пересекаются в точках А и В. Найдите абсциссу точки В.
График функции проходит через точку (2; 1); значит,
График функции проходит через точки (2; 1) и (1; -4), — угловой коэффициент прямой; (находим как тангенс угла наклона прямой и положительному направлению оси X); тогда
Для точек A и B имеем:
Отсюда (абсцисса точки A) или (абсцисса точки B).
9. На рисунке изображён график функции . Найдите f (6,76).
Функция задана формулой:
Ее график проходит через точку (4; 5); значит,
10. На рисунке изображен график функции . Найдите .
График функции на рисунке симметричен графику функции относительно оси Y. Он проходит через точку (-1; 1). Значит, формула изображенной на рисунке функции: , а = — 1. Тогда =5.
Показательная функция. Необходимая теория
11. На рисунке изображён график функции Найдите
График функции проходит через точки (-3; 1) и (1; 4). Подставив по очереди координаты этих точек в формулу функции получим:
Поделим второе уравнение на первое:
Подставим во второе уравнение:
12. На рисунке изображен график функции . Найдите
График функции проходит через точку Это значит, что
формула функции имеет вид: .
Логарифмическая функция. Необходимая теория
13. На рисунке изображён график функции Найдите
График функции проходит через точки (-3; 1) и (-1; 2). Подставим по очереди эти точки в формулу функции.
Вычтем из второго уравнения первое:
или — не подходит, так как (как основание логарифма).
14. На рисунке изображен график функции .
График логарифмической функции на рисунке проходит через точки и . Подставив по очереди координаты этих точек в формулу функции, получим систему уравнений:
Тригонометрические функции. Необходимая теория
15. На рисунке изображён график функции Найдите
График функции сдвинут на 1,5 вверх; Значит, Амплитуда (наибольшее отклонение от среднего значения).
Это график функции Он получен из графика функции растяжением в 2 раза по вертикали и сдвигом вверх на .
16. На рисунке изображён график функции
На рисунке — график функции Так как
График функции проходит через точку A Подставим и координаты точки А в формулу функции.
Так как получим:
17. На рисунке изображен график периодической функции у = f(x). Найдите значение выражения
Функция, график которой изображен на рисунке, не только периодическая, но и нечетная, и если то
Пользуясь периодичностью функции , период которой T = 4, получим:
Друзья, мы надеемся, что на уроках математики в школе вы решаете такие задачи. Для углубленного изучения темы «Функции и графики» (задание 9 ЕГЭ по математике), а также задач с параметрами и других тем ЕГЭ — рекомендуем Онлайн-курс для подготовки к ЕГЭ на 100 баллов.
Графики функций на клетчатой бумаге
Задача 1. На рисунке 1 изображён график функции
f(x) = ax 2 + bx + c, где числа a, b и c — целые. Найдите f(-8).
Квадратичную функцию f(x) = ax 2 + bx + c также можно представить в виде:
f(x) = a(x-m) 2 + n, где m и n — координаты вершины параболы, а – коэффициент сжатия.
На рисунке мы видим параболу. Мысленно перенесём её вершину в начало координат и понимаем, что в этом случае на рисунке окажется график привычной нам функции
у = х 2 , т.е. а = 1.
У нашей параболы вершина находится в точке A(3; -2), т.е. m = 3, n = -2.
Получаем y = (x-3) 2 -2. Это и есть функция, график которой изображён на рисунке 1. Нам нужно найти f(-8), поэтому нет необходимости преобразовывать полученную функцию к виду f(x) = ax 2 + bx + c.
Мы просто подставим число -8 вместо х.
f(-8) = y(-8) = (-8-3) 2 -2 = 121-2 = 119.
Задача 2. На рисунке 2 изображён график функции
f(x) = ax 2 + bx + c, где числа a, b и c — целые. Найдите f(7).
Вершина параболы А(-3; -4),
Искомую функцию запишем в виде:
y = a(x-m) 2 + n, где m и n – координаты вершины параболы.
У нас m = -3, n = -4.
Получаем у = а(х+3) 2 -4.
Подставляем в это равенство координаты точки В(-2; -1) и найдём коэффициент а.
-1 = а-4, значит, а = 3.
Итак, уравнение параболы, изображённой на рисунке: у = 3(х+3) 2 -4.
А теперь находим значение f(7).
у(7) = 3(7+3) 2 -4 = 3 ∙ 100-4 = 296. Ответ: 296.
Задача 3. На рисунке 3 изображён график функции
f(x) = ax 2 + bx + c, где числа a, b и c — целые. Найдите f(-5).
Рассуждаем точно так же!
Вершина параболы А(4; 3),
Квадратичную функцию запишем в виде y = a(x-m) 2 + n, где m и n – координаты вершины параболы.
У нас m = 4, n = 3.
Получаем у = а(х-4) 2 + 3.
Для того, чтобы найти коэффициент а, в полученное уравнение подставим координаты точки В(2; 1).
4а = -2, отсюда а = -0,5.
у = -0,5(х 4) 2 + 3 – уравнение функции, график которой изображён на рисунке.
А теперь находим значение f(-5).
у(-5) = -0,5 ∙ (-5-4) 2 + 3 = -0,5 ∙ 81 + 3 = -40,4 + 3 = -37,5. Ответ: -37,5.
Однако, могут быть случаи, когда на рисунке не представляется возможным указать точные значения координат вершины параболы. Как быть? Рассмотрим пример.
Задача 4. На рисунке 4 изображён график функции
f(x) = ax 2 + bx + c, где числа a, b и c — целые. Найдите f(-10).
График функции у = ax 2 + bx + c пересекает ось Ох в точке В(0; -4), следовательно, значение с = -4.
Теперь функция имеет вид: у = ax 2 + bx-4.
Осталось найти значения а и b.
Так как парабола проходит через точки
А(-2; -2) и В(1; 1), то, подставив координаты этих точек в равенство у = ax 2 + bx-4, мы получим систему уравнений:
Почленно сложим равенства и получим 3а = 6, отсюда а = 2.
Подставим это значение в равенство a + b = 5, тогда b = 3.
Получаем функцию f(x = 2x 2 + 3x-4. Находим f(-10).
у(-10) = 2 ∙ (-10) 2 + 3 ∙ (-10)-4 = 200-30-4 = 166. Ответ: 166.
Задача 5. На рисунке 5 изображён график функции f(x) =k/x + a. Найдите f(-10).
На рисунке мы видим гиперболу, состоящую из двух ветвей. Это график дробно-линейной функции вида:
Правую часть равенства легко можно преобразовать к виду:
где x = m – вертикальная асимптота графика,
y = n – горизонтальная асимптота графика.
Асимптота – прямая, к которой неограниченно приближается график функции, но которую никогда не пересечёт.
Смотрим на рисунок.
Вертикальная асимптота х = 0 (ось Оу), следовательно, m = 0.
Горизонтальная асимптота у = -2 (штрих-пунктирная прямая),
следовательно, n = -2. Тогда наша функция принимает вид:
Для нахождения коэффициента k в полученное равенство подставим координаты точки А(2; -4).
Это уравнение функции, график которой изображён на рисунке.
Отвечаем на вопрос задачи.
Задача 6. На рисунке 6 изображён график функции f(x) =k/x + a. Найдите f(24).
Запишем функцию в виде:
где x = m – вертикальная асимптота графика,
y = n – горизонтальная асимптота графика.
Вертикальная асимптота х = 0 (ось Оу), следовательно, m = 0.
Горизонтальная асимптота у = 1 (штрих-пунктирная прямая),
следовательно, n = 1. Тогда наша функция принимает вид:
Для нахождения коэффициента k в полученное равенство подставим координаты точки А(-3; -1).
Это уравнение функции, график которой изображён на рисунке.
Отвечаем на вопрос задачи.
Задача 7. На рисунке 7 изображён график функции f(x) = (kx+a)/(x+b).
Найдите значения k и а.
Будем искать функцию в виде:
где x = m – вертикальная асимптота графика,
y = n – горизонтальная асимптота графика.
Вертикальная асимптота х = 2 (вертикальная штрих-пунктирная прямая),
следовательно, m = 2.
Горизонтальная асимптота у = -3 (горизонтальная штрих-пунктирная прямая),
следовательно, n = -3. Тогда наша функция принимает вид:
Подставим в это уравнение вместо х и у координаты точки А(1; 2).
Осторожно! Это не искомое k.
Ответ: k = -3; a = 1.
Как составить уравнение прямой по её графику?
Задача 8. Записать уравнения прямых AB, CD, EF и PK, изображённых на рисунке.
Пусть прямые AB и EF пересекаются в точке М(х0; у0). Найти абсциссу точки пересечения.
Рассмотрим различные способы составления уравнения прямой по её изображению.
1) Прямая АВ является графиком линейной функции y = kx + b.
Значение b – это ордината точки В(0; 7) — пересечения прямой АВ с осью Оу.
Тогда уравнение прямой АВ : у = 0,4х + 7.
2) Прямая CD пересекла ось Ох в точке С(-2; 0), а ось Оу — в точке D(0; 3). Так как прямая CD отсекает отрезки от координатных осей, то можно использовать уравнение прямой в отрезках:
у = 1,5х+3. Это уравнение прямой CD.
3) Прямая EF проходит через точки E(x1; y1) и F(x2; y2). Уравнение прямой будем искать в виде y = kx + b. Значение k найдём по формуле:
Теперь уравнение прямой EF имеет вид у = -0,6х + b.
Для нахождения значения b подставим координаты точки Е(4; 7) в последнее равенство:
7 = -0,6 ∙ 4 + b, отсюда b = 7 + 2,4 = 9,4.
Окончательно, EF : у = -0,6х + 9,4.
4) Уравнение прямой РК запишем в виде ax + by = c, используя уравнение прямой, проходящей через точки (х1; у1) и (х2; у2):
У нас Р(3; 2) и К(9; 1), т.е. х1 = 3, у1 = 2; х2 = 9, у2 = 1. Подставляем эти значения в последнее равенство.
х + 6у = 15 – уравнение прямой РК.
5) По условию прямые AB и EF пересекаются в точке М(х0; у0). Требуется найти абсциссу точки пересечения, т.е. нужно найти значение х0.
Уравнение прямой АВ : у = 0,4х + 7.
Уравнение прямой EF : у = -0,6х + 9,4.
Решаем совместно эти уравнения. Левые части этих уравнений равны, следовательно, равны и правые части:
0,4х + 7 = -0,6х + 9,4;
х = 2,4. Это искомая абсцисса х0 точки М, в которой пересекаются прямые AB и EF .
Решение №1468 На рисунке изображён график линейной функции.
На рисунке изображён график линейной функции. Напишите формулу, которая задаёт эту линейную функцию.
Источник задания: fioco.ru
Линейная функция имеет вид y = kx + l
k – коэффициент, который влияет на угол наклона прямой. Видим, что на каждую 1 клетку вправо по х , прямая возрастает по у на 2 клетки .
k = 2/1 = 2
l – сдвиг прямой по оси у, относительно начала координат, по графику видим, что прямая равна сдвинута на 1 единицу вниз .
Формула данной прямой:
Ответ: y = 2x – 1.
Есть три секунды времени? Для меня важно твоё мнение!
Насколько понятно решение?
Средняя оценка: 5 / 5. Количество оценок: 2
Оценок пока нет. Поставь оценку первым.
Новости о решённых вариантах ЕГЭ и ОГЭ на сайте ↙️
Вступай в группу vk.com 😉
Расскажи, что не так? Я исправлю в ближайшее время
В отзыве оставляйте контакт для связи, если хотите, что бы я вам ответил.
http://profile-mathematics.ru/algebra-9-klass/grafiki-funkczij-na-kletchatoj-bumage.html
http://ege314.ru/zadaniya-vpr-matematika/reshenie-1468/