Памятка по нахождению неизвестных компонентов действий.
учебно-методический материал по математике на тему
Памятка по нахождению неизвестных компонентов действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravila_nakhozhdeniya_komponentov.doc | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Выучи названия компонентов действий и правила нахождения неизвестных компонентов:
- Сложение: слагаемое, слагаемое, сумма. Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое.
- Вычитание: уменьшаемое, вычитаемое, разность. Чтобы найти уменьшаемое, нужно к вычитаемому прибавить разность. Чтобы найти вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность.
- Умножение: множитель, множитель, произведение. Чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на известный множитель.
- Деление: делимое, делитель, частное. Чтобы найти делимое, нужно делитель умножить на частное. Чтобы найти делитель, нужно делимое разделить на частное.
Выучи названия компонентов действий и правила нахождения неизвестных компонентов:
- Сложение: слагаемое, слагаемое, сумма. Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое.
- Вычитание: уменьшаемое, вычитаемое, разность. Чтобы найти уменьшаемое, нужно к вычитаемому прибавить разность. Чтобы найти вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность.
- Умножение: множитель, множитель, произведение. Чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на известный множитель.
- Деление: делимое, делитель, частное. Чтобы найти делимое, нужно делитель умножить на частное. Чтобы найти делитель, нужно делимое разделить на частное.
Неизвестный компонент в уравнениях
Просмотр содержимого документа
«Неизвестный компонент в уравнениях»
Подпиши в каждом уравнении, что неизвестно:
уменьшаемое, вычитаемое, слагаемое
12+Х= 34 _________________
Найди уравнение, где неизвестно уменьшаемое.
а) х-7=37 б) в+8=49 в) 28-а=20 г) 70+в=78
Найди уравнение, где неизвестно вычитаемое.
а) х-7=37 б) в+8=49 в) 28-а=20 г) 70+в=78
Найди уравнение, где неизвестно слагаемое.
а) х-7=37 б) в+8=49 в) 28-а=20 г) 70+в=78
Найди уравнение, где неизвестно уменьшаемое.
а) в+3=17 б) в-30=40 в) х-40=50 г) 89-а=70
Найди уравнение, где неизвестно вычитаемое.
а) в+3=17 б) в-30=40 в) х-40=50 г) 89-а=70
Найди уравнение, где неизвестно слагаемое.
а) в+3=17 б) в-30=40 в) х-40=50 г) 89-а=70
7. Найди уравнение, к которому применимо правило: «Чтобы найти уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое»
А) а+7=12 б) а-5=34 в) 35-а=5 в) в-12=10
8. Найди уравнение, к которому применимо правило: «Чтобы найти вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность»
А) а+7=12 б) а-5=34 в) 35-а=5 в) в-12=10
9. Найди уравнение, к которому применимо правило: «Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое»
Конспект урока математики в 3-м классе по теме «Уравнение»
Тема: «Уравнение».
Тип урока: открытие новых знаний.
Основные цели:
- Сформировать представление об уравнении, как равенство с переменной.
- Ввести в речевую практику понятие корни уравнения.
- Вспомнить все изученные виды уравнений и правила их решения.
- Систематизировать изученные виды уравнений и показать их связь с количественным описанием реальных величин.
- Отрабатывать навыки решения уравнений на нахождение компонентов арифметических действий.
- Отрабатывать умения, комментировать решение уравнений, используя математический язык.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение.
Демонстрационный материал:
1. Самоопределение к учебной деятельности:
Цели:
- создать мотивацию к деятельности на уроке посредством создания математических образов.
- определить содержательные рамки урока: решения уравнений на нахождение компонентов арифметических действий.
Организация учебного процесса на этапе 1:
– Какую тему изучали на предыдущем уроке? (Равенства и неравенства)
– Что мы называем неравенством?
– Что мы называем равенством?
– Со всеми ли заданиями мы справились на прошлом уроке? (Да)
– А как вы думаете, всё ли (?) мы узнали о равенствах на прошлом уроке? (Да, нет)
– А хотите, проверим?!
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
Цель: воспроизвести знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действия.
– К нам с математической планеты прилетели гости. (На доске: «солнышко» и «домик»)
– Внимательно посмотрите на наших гостей и составьте всевозможные равенства, используя их числа и математические знаки. (Дети выходят к доске и делают запись).
3 + 2 = 5 3 • 2 = 6
2 + 3 = 5 2 • 3 = 6
5 – 2 = 3 6 : 3 = 2
5 – 3 = 2 6 : 2 = 3
– А, как вы думаете, какие имена дали нашим героям на математической планете? (Целое и площадь.)
– Почему? (Круглое «солнышко» – целое, а лучики – части, прямоугольный «домик» – площадь)
– Обозначьте графически, в каких примерах живут наши герои.
– Наши гости несли вам подарок в мешочке, но по дороге всё перепуталось. Давайте поможем навести порядок. В мешочке карточки с названиями компонентов действий, расставьте их на свои места.
Учитель достаёт карточки с названием компонентов в разном порядке и дети расставляют их на свои места.
– Молодцы, с этим заданием вы справились! Наши гости остались довольны.
– «Солнышко» задаёт вопросы:
- Как найти неизвестное слагаемое?
- Как найти неизвестное вычитаемое?
- Как найти неизвестное уменьшаемое?
– Теперь послушайте вопросы «домика».
- Как найти неизвестный множитель?
- Как найти неизвестное делимое?
- Как найти неизвестный делитель?
– Давайте подведём итог:
- Какими компонентами может быть целое? (Суммой и уменьшаемым)
- Какими компонентами могут быть части? (Слагаемыми, вычитаемым и разностью)
- Какими компонентами может быть площадь? (Произведением и делимым)
- Какими компонентами могут быть стороны? (Множителями, делителем и частным)
Они решили, что вы сможете выполнить и следующее задание.
Каждой группе (варианту) даётся задание в течение 2-х – 3-х минут записать по одному уравнению в общем виде, используя для обозначения неизвестного члена уравнения букву х, а для обозначения известных членов буквы а и в, и сформулировать правило нахождения корня для своего уравнения.
Дети должны записать следующие уравнения и проговорить правила нахождения неизвестного компонента на математическом языке:
3. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.
Цели:
- выявить и зафиксировать место и причину затруднения;
- согласовать цель и тему урока.
– Смогли ли вы составить уравнения? (Да)
– Умеете ли вы находить неизвестные компоненты в данных уравнениях? (Умеем)
– А как вы думаете, что может быть корнем уравнения, если его нужно найти? (Корень – это ответ)
– Что же вызвало затруднение? (Проговорить правила нахождения неизвестного компонента на математическом языке.)
– Какова же цель нашего урока? (Научиться проговаривать правила нахождения неизвестного компонента на математическом языке – обозначается на доске)
– С чем же мы будем работать сегодня на уроке? (С уравнениями)
– Какая же тема урока? («Уравнения» – обозначается на доске)
4. Построение проекта выхода из затруднения
Цели:
- организовать построение детьми нового способа проговаривания, устраняющего причину затруднения;
- зафиксировать новый способ действий в речи и знаково.
– Давайте вспомним алгоритм решения уравнений на сложение и вычитание (к первому столбику)
- Находим и выделяем части и целое.
- Определяем, что неизвестно.
- Вспоминаем правило нахождения целого или части.
- Находим целое или часть.
- Записываем ответ.
(Дети проговаривают алгоритм решения уравнений и пошагово вывешивают на доске).
– А теперь вспомним алгоритм решения уравнений на умножение и деление (ко второму столбику)
- Находим и выделяем площадь и стороны.
- Определяем, что неизвестно.
- Вспоминаем правило нахождения площади или стороны.
- Находим площадь или сторону .
- Записываем ответ.
(Дети проговаривают алгоритм решения уравнений и пошагово вывешивают на доске).
– А можно ли объединить 2 алгоритма, используя математический язык?
– Давайте попробуем.
– Посмотрим на 1-й шаг каждого алгоритма.
– Можно ли заменить эти 2 предложения одним, используя математический язык?
Вспомнить компоненты действия данного уравнения. Убираются 1-е шаги алгоритмов и заменяются 1-м новым шагом. Аналогично идёт работа со следующими шагами.
На доске появляется новый алгоритм:
- Вспомнить компоненты действия данного уравнения.
- Определить неизвестный компонент.
- Вспомнить правило нахождения неизвестного компонента.
- Применить правило и найти неизвестный компонент.
- Записать корень уравнения.
5. Первичное закрепление во внешней речи
Цель: cоздать условия для фиксации изученного способа действий во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе 5:
Стр.78 №1 (а, д – 1-е уравнения)
Ученик у доски решает уравнение с комментированием по алгоритму.
Стр.78 №1 (I – б, г, II – в, е –1-е уравнения) – работа в парах с проговариванием друг другу во внешней речи.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель: организовать самопроверку умения решать уравнения с применением нового алгоритма.
– Решите уравнения с пошаговой записью по алгоритму (задание по вариантам)
– Проверьте по эталону.
y + 439 = 811
Вспомнить компоненты действия данного уравнения
Слагаемое, слагаемое, сумма
Определить неизвестный компонент
Неизвестный компонент – слагаемое.
Вспомнить правило нахождения неизвестного компонента
Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое.
Применить правило и найти неизвестный компонент
811 – 439 = 372
Записать корень уравнения.
y = 372
90 • k = 270
Вспомнить компоненты действия данного уравнения
Множитель, множитель, произведение
Определить неизвестный компонент
Неизвестный компонент – множитель
Вспомнить правило нахождения неизвестного компонента
Чтобы найти неизвестный множитель
надо произведение разделить на известный множитель
Применить правило и найти неизвестный компонент
270 : 90 = 3
Записать корень уравнения.
– Проверьте. Поставьте на полях «+», если вы верно справились с заданием.
– У кого были ошибки? (Ответы детей)
– На каком шаге были допущены ошибки? (Ответы детей)
– Понял ли ты, почему у тебя возникла ошибка? (Ответы детей)
7. Включение в систему знаний и повторение
Цели:
- Повторение компонентов действий.
- Организовать повторение записи предложения в виде выражения.
Организация учебного процесса на этапе 7:
Задание № 3 стр. 78
8. Рефлексия деятельности на уроке.
Цели:
- зафиксировать в речи новый способ действий, изученный на уроке;
- зафиксировать затруднения, которые остались, и способ их преодоления;
- оценить собственную деятельность на уроке.
Организация учебного процесса на этапе 8:
– Здорово! Вы сумели ответить на все вопросы наших гостей.
– Чему же вы сами научились на уроке? (Научились владеть математическим языком при решении уравнений)
– Когда было трудно? Удалось ли справиться с трудностями? Как? (Ответы детей)
– Над чем еще надо поработать? Как вы будете это делать? (Ответы детей)
– Кто сегодня собой доволен? Почему?
– Как вы оцениваете свою работу на уроке? Оцените свою работу по 10-балльной лесенке (на доске изображена лестница с 10 ступеньками, на ступеньки которой дети ставят свои магниты).
Домашнее задание
- Выучить правила на стр. 77.
- Составить одно уравнение на сложение или вычитание, а другое на умножение или деление. И решите их с пошаговой записью по алгоритму.
http://multiurok.ru/index.php/files/neizvestnyi-komponent-v-uravneniiakh.html
http://urok.1sept.ru/articles/507877