Неполные квадратные уравнения 8 класс определение

Неполные квадратные уравнения

О чем эта статья:

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Основные понятия

Уравнение — это математическое равенство, в котором неизвестна одна или несколько величин. Значение неизвестных нужно найти так, чтобы при их подстановке в пример получилось верное числовое равенство.

Степень уравнения можно определить по наибольшей степени, в которой стоит неизвестное. Если неизвестное стоит во второй степени — это квадратное уравнение.

Квадратное уравнение — это ax² + bx + c = 0, где a — первый или старший коэффициент, не равный нулю, b — второй коэффициент, c — свободный член.

Чтобы определить, сколько корней имеет уравнение, нужно обратить внимание на дискриминант. Чтобы его найти, берем формулу: D = b² − 4ac. А вот свойства дискриминанта:

  • если D 0, есть два различных корня.

Неполное квадратное уравнение — это уравнение вида ax² + bx + c = 0, где хотя бы один из коэффициентов b или c равен нулю.

Неполные квадратные уравнения бывают трех видов:
  • Если b = 0, то квадратное уравнение принимает вид ax² + 0x+c=0 и оно равносильно ax² + c = 0.
  • Если c = 0, то квадратное уравнение выглядит так ax² + bx + 0 = 0, иначе его можно написать как ax² + bx = 0.
  • Если b = 0 и c = 0, то квадратное уравнение выглядит так ax² = 0.

Такие уравнения отличаются от полного квадратного тем, что их левые части не содержат слагаемого с неизвестной переменной, либо свободного члена, либо и того и другого. Отсюда и их название — неполные квадратные уравнения.

Решение неполных квадратных уравнений

Как мы уже знаем, есть три формулы неполных квадратных уравнений:

  • ax² = 0, ему отвечают коэффициенты b = 0 и c = 0;
  • ax² + c = 0, при b = 0;
  • ax² + bx = 0, при c = 0.

Для тех, кто хочет связать свою жизнь с точными науками, Skysmart предлагает курс подготовки к ЕГЭ по математике (профиль).

Как решить уравнение ax² = 0

Начнем с решения неполных квадратных уравнений, в которых b и c равны нулю, то есть, с уравнений вида ax² = 0.

Уравнение ax² = 0 равносильно x² = 0. Такое преобразование возможно, когда мы разделили обе части на некое число a, которое не равно нулю. Корнем уравнения x² = 0 является нуль, так как 0² = 0. Других корней у этого уравнения нет, что подтверждают свойства степеней.

Таким образом, неполное квадратное уравнение ax² = 0 имеет единственный корень x = 0.

Пример 1. Решить −5x² = 0.

  1. Замечаем, что данному уравнению равносильно x2 = 0, значит исходное уравнение имеет единственный корень — нуль.
  2. По шагам решение выглядит так:

Записывайся на дополнительные уроки по математике онлайн, с нашими лучшими преподавателями! Для учеников с 1 по 11 класса!

Как решить уравнение ax² + с = 0

Обратим внимание на неполные квадратные уравнения вида ax² + c = 0, в которых b = 0, c ≠ 0. Мы знаем, что слагаемые в уравнениях носят двусторонние куртки: когда мы переносим их из одной части уравнения в другую, они надевает куртку на другую сторону — меняют знак на противоположный.

Еще мы знаем, что если обе части уравнения поделить на одно и то же число (кроме нуля) — у нас получится равносильное уравнение. То есть одно и то же, только с другими цифрами.

Держим все это в голове и колдуем над неполным квадратным уравнением (производим «равносильные преобразования»): ax² + c = 0:

  • перенесем c в правую часть: ax² = — c,
  • разделим обе части на a: x² = — c/а.

Ну все, теперь мы готовы к выводам о корнях неполного квадратного уравнения. В зависимости от значений a и c, выражение — c/а может быть отрицательным или положительным. Разберем конкретные случаи.

Если — c/а 0, то корни уравнения x² = — c/а будут другими. Например, можно использовать правило квадратного корня и тогда корень уравнения равен числу √- c/а, так как (√- c/а)² = — c/а. Кроме того, корнем уравнения может стать -√- c/а, так как (-√- c/а)² = — c/а. Ура, больше у этого уравнения нет корней.

В двух словах

Неполное квадратное уравнение ax² + c = 0 равносильно уравнению ax² + c = 0, которое:

  • не имеет корней при — c/а 0.

Пример 1. Найти решение уравнения 9x² + 4 = 0.

    Перенесем свободный член в правую часть:

Разделим обе части на 9:

  • В правой части осталось число со знаком минус, значит у данного уравнения нет корней.
  • Ответ: уравнение 9x² + 4 = 0 не имеет корней.

    Пример 2. Решить -x² + 9 = 0.

      Перенесем свободный член в правую часть:

    Разделим обе части на -1:

    Ответ: уравнение -x² + 9 = 0 имеет два корня -3; 3.

    Как решить уравнение ax² + bx = 0

    Осталось разобрать третий вид неполных квадратных уравнений, когда c = 0.

    Квадратное уравнение без с непривычно решать только первые несколько примеров. Запомнив алгоритм, будет значительно проще щелкать задачки из учебника.

    Неполное квадратное уравнение ax² + bx = 0 можно решить методом разложения на множители. Разложим на множители многочлен, который расположен в левой части уравнения — вынесем за скобки общий множитель x.

    Теперь можем перейти от исходного уравнения к равносильному x * (ax + b) = 0. А это уравнение равносильно совокупности двух уравнений x = 0 и ax + b = 0, последнее — линейное, его корень x = −b/a.

    Таким образом, неполное квадратное уравнение ax² + bx = 0 имеет два корня:

    Пример 1. Решить уравнение 2x² — 32x = 0

      Вынести х за скобки

  • Это уравнение равносильно х = 0 и 2x — 32 = 0.
  • Решить линейное уравнение:
  • Значит корни исходного уравнения — 0 и 16.
  • Ответ: х = 0 и х = 16.

    Пример 2. Решить уравнение 3x² — 12x = 0

    Разложить левую часть уравнения на множители и найти корни:

    Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения.
    план-конспект урока по алгебре (8 класс)

    Ур 43 Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    ur_431._opredelenie_kvadratnogo_uravneniya._nepolnye_kvadratnye_uravneniya.docx21.83 КБ

    Предварительный просмотр:

    Ур 43(1). Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения. Алгебра 8

    Цель : ввести определение квадратного уравнения, неполных квадратных уравнений и их решения; учить решать неполные квадратные уравнения; развивать логическое мышление учащихся, внимательность , аккуратность оформления решения неполных квадратных уравнений.

    Оборудование : мультимедийная доска, ноутбук, портрет К.Гаусса, карточки –задания ,карточки- ответы.

    Учитель : «Здравствуйте ,ребята, садитесь»

    2.Устная работа.(написаны задания на доске)

    Вспомним квадратные корни из некоторых чисел ,из их ответов попробуем получить русскую пословицу.

    1)√225 +3√121= карточка со словом – кто (с другой стороны число) 48

    2)√16 + √100 = карточка со словом – хочет ( с другой стороны) 14

    3) √25 * √225 = карточка со словом- много(с другой стороны) 75

    4) — 0,3√10000 = карточкасо словом –знать ( с другой стороны) -30

    5) √36/√121= карточка со словом –тому (с другой стороны) 6/11

    6) √25= карточка со словом – мало (с другой стороны) 5

    7) √81*25 = карточка со словом – надо (с другой стороны) 45

    8) -√64= карточка со словом –спать(с другой стороны) 8

    Мы с вами вспомнили свойства арифметического квадратного корня.

    Теперь разложим на множители:

    а) х²- 7х= (дети пишут ответ) х (х-7)

    г) 4х² + 2х = 2х(2х +1)

    х² -25= карточка со словом –математика (с другой другой стороны Ответ) х=- 5 и х= 5

    х² = 5 карточка со словом- царица (с другой стороны)х= √5, х=-√5

    х² + 9=0 карточка со словом – наук (с другой стороны) корней нет.

    Мы с вами получили высказывание ученого математики Чьё это высказывание? (показывает портрет Гаусса. Немного биографии: Карл Гаусс(1777-1855) немецкий математик, астроном, геодезист, физик .Родился 30 апреля в Германии. Он был «принцем математиков». Единственный сын бедных родителей, очень талантливый ученик в школе.)

    Почему он назвал математику «царицей наук»?

    -(ответ учащихся) Без математики никуда, на уроках математики решаются системы упражнений, направленных на развитие мышления, памяти ,искать красивые решения.

    Учитель : « Открыли тетради, запишите тему урока»

    Тема на мультимедийной доске

    Определение квадратного уравнения .Неполные квадратные уравнения.

    Учитель: какой вид имеет линейное уравнение.

    Учащийся: ах +в = 0

    Учитель : А какой вид имеет квадратное уравнение?

    Давайте посмотрим на таблицу.

    а- первый(старший )коэффициент

    в- второй коэффициент

    с – свободный член

    Например :найдите из этих уравнений квадратные

    (уравнения на мультимедийной доске)

    1)3,6х² +4х – 6 =0 5) — 6х +12 =0

    2) х+х²- 4 =0 6) 6х²+3х=0

    3)15х²- х³-5 =0 7) — 0,5х²+ 2х – 8=0

    4) 3х²- 18=0 8) х²+15х – 3 =0

    Учащиеся отвечают :под номером 1,2,4,6.7,8.

    Учитель: Правильно. А теперь посмотрим на следующую таблицу на доске

    Виды квадратных уравнений.

    х²+ вх+с=0, а=1 – приведенное квадратное уравнение

    ах² + с = о — неполные квадратные уравнения , а≠0

    Посмотрите внимательно на уравнения, чем они отличаются от основного квадратного уравнения ах²+вх+с=0

    Ученики: в первом уравнении а=1,во втором уравнении нет с,в третьем уравнении нет в .

    Учитель: Даны квадратные уравнения, изучите их структуру, в чем их различие между собой.

    (Уравнения на ноутбуке ,на мультимедийной доске:

    1)х² + 4х+5 = 0 3) х²- 5х +6 = 0 5) х²- 9=0

    2)х²- 15х- 3 =0 4) х²- 6х =0 6) х²+5 =0

    Ученики:1,2.3- приведенные,4,5,6 –неполные.

    Ученики:1,2,3уравнениях а=0, в 4 уравнении нет свободного члена с,в 5,6 уравнениях нет в.

    Учитель: А какие уравнения не приведенные и не неполные?

    Ученики:например:6х²+3х+7=0, 8х²-4х-9=0, 0,5х²+2х – 9=0,

    Вместо а любое число, кроме1 .

    Учитель: Прочитайте в учебнике определение.

    Определение на мультимедийной доске

    Квадратным уравнением называется уравнение вида ах² +вх+ с =0, где х – переменная а,в и с – некоторые числа ,причем а ≠0.

    4. Самостоятельная работа.( Задания на мультимедийной доске)

    1) составить квадратное уравнение:

    Первый коэффициент равен 12,коэффициентпри х равен 3,свободный член равен 2;

    Первый член равен 8, второй член 5, свободный член равен 1.

    Старший член равен5,свободный член раве7, втрой коэффициент равен -6.

    Учитель : Поменяйтесь тетрадями, проверьте полученные уравнения.

    Прочитаем ответы. Оцените друг друга.

    А теперь решим уравнения .

    Задания на мультимедийной доске.

    Один ученик решает на доске, остальные в тетради

    План-конспект урока по алгебре «Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения» (8 класс)

    Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

    План-конспект урока по алгебре

    «Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения»

    Школа: МБОУ «ОШ №18»

    Преподаватель: Вирати Эльвира Садрединовна

    Тема урока: Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения .

    Создать условия для усвоения учащимися понятия квадратного уравнения и приобретения практических приемов решения неполных квадратных уравнений.

    В результате чего ученик должен знать : определение квадратного уравнения,

    идею алгоритма решения неполных квадратных уравнений.

    Ученик должен : пользоваться терминологией, связанной с определением

    квадратного уравнения; различать виды неполных квадратных уравнений;

    решать неполные квадратные уравнения трех видов; грамотно высказывать

    свою точку зрения.

    Тип урока: урок усвоения новых знаний.

    Оборудование урока: откидная доска, карточки-инструкции, интерактивная доска.

    Учебник : Алгебра. 8 класс. Учебник. Макарычев Ю.Н.

    Учитель объясняет цель урока и учащиеся по отдельности выстраивают собственную систему ожиданий от урока.( Какие уравнения называются квадратными; неполными квадратными уравнениями; способы решения неполных квадратных уравнений.)

    Актуализация опорных знаний.

    1. Найти корень уравнения: 7х — 4 = 17 (3)

    Корнем следующих уравнений тоже является число 3.

    Восстановите пропущенное число.

    а) -3х+15 = (6)

    б) 20х-18 = (42)

    2. Какое из данных уравнений имеет два корня, один корень, не имеет корней?

    х 2 = 9, х 2 = 7, х 2 = 0, х 2 = — 4, 6х=3, -5х 2 =5,

    5х 2 = 0 , х( х – 2 ) = 0, 2х 2 – х = 0, х 2 – 4 = 0, х 2 + 9 = 0.

    3. Вместо пропусков назвать такие числа или буквенные выражения, чтобы равенства были верными.

    а) 3b-12 = (b-4)×

    в) 9с + = (9+6)×

    г ) ах +bx 2 = (a+bx)×

    д) t + tx = t ( + x )

    е) х 2 -0,25 = (х- )(х+ )

    Я задумала число, большее 1, удвоенный квадрат которого равен задуманному числу, увеличенному в 3 раза. Найдите это число.

    1)Задуманное число _____

    2) Его удвоенный квадрат ______

    3) Его увеличили в 3 раза ______

    4) Получим уравнение: 2х 2 =3х.

    Изучение нового материала.

    Учитель предлагает учащимся самостоятельно изучить: определение квадратных уравнений; неполные квадратные уравнения и как решаются неполные квадратные уравнения. Теоретические положения темы изучаются самостоятельно при помощи карточек-инструкций. На одной стороне карточке записаны вопросы, на которые должен ответить ученик; а на другой стороне для самоконтроля даны ответы на эти вопросы. Учащиеся работают в парах.

    Используя п.21учебника, ответьте на следующие вопросы:

    Какое уравнение называются квадратным?

    Придумайте и запишите квадратное уравнение.

    Как называются числа а, в и с ?

    Какие квадратные уравнения называются неполными?

    Какие встречаются виды неполных квадратных уравнений?

    Придумайте и запишите неполное квадратное уравнение каждого вида.

    В случае затруднения, или если Ваши ответы не совпадают с ответами на обратной стороне карточки, обратитесь к учителю.

    Уравнение вида ах 2 + вх + с = 0, где х – переменная, а, в, и с – некоторые числа,

    3х 2 – 7х + 4 = 0, 14х 2 — 5х – 1 = 0 и т. д.

    а – первый коэффициент, в – второй коэффициент, с – свободный член уравнения.

    Уравнения, в которых хотя бы один из коэффициентов в или с равен 0.

    4х 2 = 0, 4х 2 + 8х = 0, 4х 2 – 1 = 0.

    Проверка уровня усвоения теоретического материала.

    Самостоятельная работа учащихся с последующей взаимопроверкой. Во время взаимопроверки пользуются правильными ответами; записанными на доске.

    Укажите среди записанных на доске уравнения первой степени и квадратные:

    5х -2 =0, 0,2х 2 – 2 = 0, 5х 2 + х = 0, х 3 + х = 0,

    х 2 – х + 1 = 0, 3х 2 – 5х – 8 = 0, ⅓х = 0.

    Чему равен первый и второй коэффициенты уравнения, его свободный член?

    3х 2 – 2х + 7 = 0, 2х + 7 – 5х 2 = 0, х 2 – 0,5х = 0, 6х 2 = 0,

    х 2 – 8 = 0, 3 – х 2 = 0.

    Назовите среди данных уравнений неполные.

    Составление алгоритма решения неполных квадратных уравнений.

    В ходе беседы с учениками, опираясь на имеющиеся знания и опыт решения уравнений первой степени, не используя учебник, учитель вместе с классом выводит алгоритм решения неполных квадратных уравнений на примерах.

    3х 2 = 0, х 2 – 7х = 0, х 2 – 12 = 0,

    х 2 = 0, х ( х – 7 ) = 0, х 2 = 12,

    х = 0. х = 0 или х -7 = 0, х = ±√12,

    Ответ : 0. Ответ : 0; 7. Ответ : ±2√3.

    Самостоятельная работа обучающего характера.

    Вариант А1. Вариант А 2.

    а) 2х 2 – 72 = 0; а) 3х 2 – 48 = 0;

    б) х 2 + 3х = 0; б) х² -2х = 0;

    в) 0,4х² = 0; в ) – 7х² = 0;

    г) 4х² — 11 = х² — 11 + 9 х. г) 7х + 3 = 2х² + 3х + 3.

    Вариант Б 1. Вариант Б 2.

    а) 16х² — 9 = 0; а) 9х² -25 = 0;

    б) 2х² = 3х; б) 5х² = — 2х;

    в) 9 = 7х² + 9; в) 9х² — 3 = — 3;

    г) ( 2х + 1)( х – 2 ) = ( х – 2 )( х + 2 ). г) ( 2х – 9 )( х + 1 ) = ( х + 3 ) ( х + 3 ).

    Вариант В 1. Вариант В 2.

    а ) – 0,2х² + 6 = 0; а) 5 – 0,4х² = 0;

    б) 1/3 х² + 1/9 х = 0; б) 1/4х² — ½ х = 0;

    в) ( 3х – 1 )² = 1 – 6х; в) ( 3х + 2 )² = 4 + 12х ;

    г) 3- ( 4х + 1 ) ( 3 – х ) = х² г) х² — ( 2х – 3) ( 1 – х ) = 3.

    После того как все ученики выполнят задание, проверяют решения на интерактивной доске.

    Домашнее задание: п 21изучить. Решить №515,517,521(а,в) .

    Задания и вопросы учащимся.

    1.Сформулируйте определение полного квадратного уравнения.

    2. В уравнении 3х 2 -7х+2=0 назвать коэффициенты a, b и с. Запишите уравнение, если b=0, a=-1, c=-2.

    3. Как называются такие уравнения?

    4. Сколько корней имеют уравнения ах 2 =0, ах 2 +вх=0, ах 2 +с=0?

    Спасибо! Поднимите руку, кто свою работу на уроке оценивает на «5», «4» и «3».

    Карточка : Решение неполных квадратных уравнений.


    источники:

    http://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2021/06/01/opredelenie-kvadratnogo-uravneniya-nepolnye-kvadratnye-uravneniya

    http://infourok.ru/plankonspekt-uroka-po-algebre-opredelenie-kvadratnogo-uravneniya-nepolnie-kvadratnie-uravneniya-klass-3737017.html