Неравенства и системы уравнений 10 класс

«Решение неравенств». 10-й класс

Разделы: Математика

Класс: 10

Цели:

  1. Систематизировать, обобщить, расширить знания и умения учащихся, связанные с применением методов решения рациональных неравенств.
  2. Содействовать развитию математического мышления учащихся,умению комментировать,тренировать память.
  3. Воспитание ответственного отношения к учебному труду,чувства товарищества и взаимопомощи.

Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал(разноуровневые карточки с практическими заданиями).

Структура урока:

  1. Сообщение темы и цели урока (1 мин.)
  2. Проверка домашнего задания (5 мин.)
  3. Систематизация знаний и умений по пройденному материалу (10 мин.)
  4. Инструктирование по выполнению заданий в группах (3 мин.)
  5. Выполнение заданий в группах (15 мин.)
  6. Проверка и обсуждение полученных результатов (8 мин.)
  7. Постановка домашнего задания (2 мин.)
  8. Подведение итогов урока (1 мин.)

Ход урока

I. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы будем решать неравенства методом интервалов и методом замены переменных. Эпиграфом к сегодняшнему уроку будут слова Ньютона:“При изучении наукпримеры не менее поучительны,нежели правила” и слова Ломоносова: “Примеры учат больше,чем теория”.

II. Проверка домашнего задания.

На дом были даны неравенства. Проверьте ваше решение по интерактивной доске.

Отметим на числовой оси корни числителя и знаменателя.

Ответ: Є (-3; 1]

Преобразуем исходное неравенство

≥ 0

≥ 0

≥ 0

≥ 0

Применим метод интервалов.

III. Систематизация знаний и умений по пройденному материалу.

Решим методом интервалов следующее неравенство. (Учитель на доске дает образец решения неравенств).

≥ 0

Рассмотрим функцию

1. Область определения функции f(x)находим из системы неравенств

Область определения: [-4; 3) U (3; 4]

2. Уравнение f (x) ═ 0 имеет корни: -4; 4; 3,5

Ответ: [-4; 3) U [3,5; 4]

Следующее неравенство решим методом замены переменных.

()² + 7 () +12 0

  • ≤ 0
  • ≥ 0
  • V. Выполнение заданий в группах.

    VI. Проверка и обсуждение полученных результатов.

    Проверьте по интерактивной доске решение работы.

    Учащиеся осуществляют самопроверку и самооценку заданий. Получают разъяснения по возникающим при этом вопросам.

    Ответы к рассмотренному варианту.

    Воспользуемся методом интервалов, получим :

    ≤ 0

    Замена

    Тогда t-1 — ≤ 0

    Показательные уравнения и неравенства с примерами решения

    Содержание:

    Рассмотрим уравнения, в которых переменная (неизвестное) находится в показателе степени. Например:

    Уравнения такого вида принято называть показательными.

    Решении показательных уравнений

    При решении показательных уравнений нам будет полезно следствие из теоремы о свойствах показательной функции.

    Пусть

    Каждому значению показательной функции соответствует единственный показатель s.

    Пример:

    Решение:

    Согласно следствию из равенства двух степеней с одинаковым основанием 3 следует равенство их показателей. Таким образом, данное уравнение равносильно уравнению

    Пример:

    Решение:

    а) Данное уравнение равносильно (поясните почему) уравнению

    Если степени с основанием 3 равны, то равны и их показатели:

    Решив это уравнение, получим

    Ответ:

    При решении каждого уравнения из примера 2 сначала обе части уравнения представили в виде степени с одним и тем же основанием, а затем записали равенство показателей этих степеней.

    Пример:

    Решение:

    а) Данное уравнение равносильно уравнению

    Решая его, получаем:

    Так как две степени с одинаковым основанием 2 равны, то равны и их показатели, т. е. откуда находим

    б) Разделив обе части уравнения на получим уравнение равносильное данному. Решив его, получим

    Ответ:

    При решении примера 3 а) левую часть уравнения разложили на множители. Причем за скобку вынесли такой множитель, что в скобках осталось числовое выражение, не содержащее переменной.

    Пример:

    Решить уравнение

    Решение:

    Обозначим тогда

    Таким образом, из данного уравнения получаем

    откуда находим:

    Итак, с учетом обозначения имеем:

    При решении примера 4 был использован метод введения новой переменной, который позволил свести данное уравнение к квадратному относительно этой переменной.

    Пример:

    Решить уравнение

    Решение:

    Можно заметить, что 2 — корень данного уравнения. Других корней уравнение не имеет, так как функция, стоящая в левой части уравнения, возрастающая, а функция, стоящая в правой части уравнения, убывающая. Поэтому уравнение имеет не более одного корня (см. теорему из п. 1.14).

    Пример:

    Решить уравнение

    Решение:

    Пример:

    При каком значении а корнем уравнения является число, равное 2?

    Решение:

    Поскольку х = 2 — корень, то верно равенство

    Решив это уравнение, найдем

    Ответ: при

    Показательные уравнения и их системы

    Показательным уравнением называется уравнение, в ко тором неизвестное входит в показатель степени. При решении показательных уравнений полезно использовать следующие тождества:

    Приведем методы решения некоторых типов показательных уравнений.

    1 Приведение к одному основанию.

    Метод основан на следующем свойстве степеней: если две степени равны и равны их основания, то равны и их показатели, т.е. уравнения надо попытаться привести к виду . Отсюда

    Пример №1

    Решите уравнение

    Решение:

    Заметим, что и перепишем наше уравнение в виде

    Применив тождество (1), получим Зх — 7 = -7х + 3, х = 1.

    Пример №2

    Решить уравнение

    Решение:

    Переходя к основанию степени 2, получим:

    Согласно тождеству (2), имеем

    Последнее уравнение равносильно уравнению 4х-19 = 2,5х.

    2 Введение новой переменной.

    Пример №3

    Решить уравнение

    Решение:

    Применив тождество 2, перепишем уравнение как

    Введем новую переменную: Получим уравнение

    которое имеет корни Однако кореньне удовлетворяет условию Значит,

    Пример №4

    Решить уравнение

    Решение:

    Разделив обе части уравнения на получим:

    последнее уравнение запишется так:

    Решая уравнение, найдем

    Значение не удовлетворяет условию Следовательно,

    Пример №5

    Решить уравнение

    Решение:

    Заметим что Значит

    Перепишем уравнение в виде

    Обозначим Получим

    Получим

    Корнями данного уравнения будут

    Следовательно,

    III Вынесение общего множителя за скобку.

    Пример №6

    Решить уравнение

    Решение:

    После вынесения за скобку в левой части , а в правой , получим Разделим обе части уравнения на получим

    Системы простейших показательных уравнений

    Пример №7

    Решите систему уравнений:

    Решение:

    По свойству степеней система уравнений равносильна следующей

    системе :Отсюда получим систему

    Очевидно, что последняя система имеет решение

    Пример №8

    Решите систему уравнений:

    Решение:

    По свойству степеней система уравнений равносильна следующей системе: Последняя система, в свою очередь, равносильна системе:

    Умножив второе уравнение этой системы на (-2) и сложив с первым, получим уравнение —9х=-4. Отсюда, найдем Подставив полученное значение во второе уравнение, получим

    Пример №9

    Решите систему уравнений:

    Решение:

    Сделаем замену: Тогда наша система примет вид:

    Очевидно, что эта система уравнений имеет решение

    Тогда получим уравнения

    Приближенное решение уравнений

    Пусть многочлен f(х) на концах отрезка [a,b] принимает значения разных знаков, то есть . Тогда внутри этого отрезка существует хотя бы одно решение уравнения Дх)=0. Это означает, что существует такое (читается как «кси»), что

    Это утверждение проиллюстрировано на следующем чертеже.

    Рассмотрим отрезок содержащий лишь один корень уравнения .

    Метод последовательного деления отрезка пополам заключается в последовательном разделении отрезка [a, b] пополам до тех пор, пока длина полученного отрезка не будет меньше заданной точности

    1. вычисляется значение f(х) выражения
    2. отрезок делится пополам, то есть вычисляется значение
    3. вычисляется значение выражения f(х) в точке
    4. проверяется условие
    5. если это условие выполняется, то в качестве левого конца нового отрезка выбирается середина предыдущего отрезка, то есть полагается, что (левый конец отрезка переходит в середину);
    6. если это условие не выполняется, то правый конец нового отрезка переходит в середину, то есть полагается, что b=x;
    7. для нового отрезка проверяется условие
    8. если это условие выполняется , то вычисления заканчиваются. При этом в качестве приближенного решения выбирается последнее вычисленное значение х. Если это условие не выполняется, то, переходя к пункту 2 этого алгоритма, вычисления продолжаются.

    Метод последовательного деления пополам проиллюстрирован на этом чертеже:

    Для нахождения интервала, содержащего корень уравнения вычисляются значения

    Оказывается, что для корня данного уравнения выполнено неравенство. Значит, данное уравнение имеет хотя бы один корень, принадлежащий интервалу (-1 -А; 1+А). Для приближенного вычисления данного корня найдем целые и удовлетворяющие неравенству

    Пример №10

    Найдите интервал, содержащий корень уравнения

    Решение:

    Поделив обе части уравнения на 2 , получим,

    Так как, для нового уравнения

    Значит, в интервале, уравнение имеет хотя бы один корень. В то же время уравнение при не имеет ни одного корня, так как,

    выполняется. Значит, корень уравнения лежит в (-2,5; 0). Для уточнения этого интервала положим Для проверим выполнение условия

    Значит, уравнение имеет корень, принадлежащий интервалу (-1; 0).

    Нахождение приближенного корня с заданной точностью

    Исходя из вышесказанного, заключаем, что если выполнено неравенство корень уравнения принадлежит интервалу

    ПустьЕсли приближенный

    корень уравнения с точностью . Если то корень лежит в интервале если то корень лежит в интервале . Продолжим процесс до нахождения приближенного значения корня с заданной точностью.

    Пример №11

    Найдите приближенное значение корня уравнения с заданной точностью

    Решение:

    Из предыдущего примера нам известно, что корень лежит в интервале

    (-1; 0). Из того, что заключаем, что корень лежит в интервале (-0,5; 0).

    Так как, |(-0,25)41,5(-0,25)2+2,5(-0,25)+0,5| = |-0,046| 1. Если

    Пусть

    Изображения графиков показательной функции подсказывают это свойство. На рисунке 27 видно, что при а > 1 большему значению функции соответствует большее значение аргумента. А на рисунке 30 видно, что при 0

    При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org

    Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи

    Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей

    Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.

    Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.

    План-конспект урока на тему: «Системы показательных неравенств»

    Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

    Тема урока: « Системы показательных уравнений и неравенств ».

    Цель урока: Познакомить учеников с методами решения систем показательных уравнений и неравенств.

    дать определение систем показательных уравнений и неравенств, методов их решения.

    — развитие внимания, познавательной активности, памяти, мышления; развивать навыки самостоятельного применения знаний в знакомой и измененной ситуации;

    — учить анализировать, выделять главное, доказывать и опровергать логические выводы.

    — формирование нравственных качеств, аккуратности, дисциплинированности, чувства собственного достоинства, ответственного отношения к достижению цели;

    — формирование навыков коллективного труда.

    Тип урока: урок усвоения новых знаний.

    Методы обучения: объяснительно-иллюстративный.

    Оборудование: компьютер, интерактивная доска.

    Организационный момент (2 мин).

    Постановка цели урока. (1 мин).

    Актуализация опорных знаний (4 мин).

    Изучение нового материала (15 мин).

    Закрепление изученного материала (20 мин).

    Домашнее задание (1 мин).

    Подведение итогов (2 мин).

    1. Организационный момент.

    Включает в себя приветствие учителем класса, подготовку помещения к уроку, проверку отсутствующих.

    2. Постановка цели урока.

    Сегодня мы с вами поговорим о системах показательных уравнений и неравенств, рассмотрим основные свойства, которые применяются при их решении.

    3. Актуализация опорных знаний.

    Проводится в форме фронтальной работы с классом.

    Какую функцию называют монотонной?

    Какую функцию называют возрастающей? Какую функцию называют убывающей?

    Какая функция называется показательной? Каковы область определения и множество значений показательной функции?

    Какую показательную функцию называют возрастающей? (Убывающей?)

    Важен ли характер монотонности показательной функции при решении уравнений?

    3.Изучение нового материала.

    Учитель : Открывайте тетради, записывайте сегодняшнее число и тему урока « Системы показательных уравнений и неравенств ».

    При решении систем показательных уравнений и неравенств, применяются те же приемы, что при решении систем алгебраических уравнений и неравенств (метод подстановки, метод сложения, метод введения новых переменных). Во многих случаях, прежде чем применить тот или иной метод решения, следует преобразовать каждое уравнение (неравенство) системы к возможно более простому виду.

    При решении неравенств вида следует помнить, что показательная функция y = а x возрастает при а и убывает при 0 а. Значит, в случае, когда а, от неравенства следует переходить к неравенству . В случае же, когда 0 а от неравенства следует переходить к неравенству .

    3)Решение примеров на доске:

    Решение: Решим эту систему способом подстановки:

    Решение: Обозначим 2 х = u, 3 y = v. Тогда система запишется так:

    Решим эту систему способом подстановки:

    a)

    Уравнение 2 х = -2 решений не имеет, т.к. –2 х > 0.

    b)

    Решение: Перемножим уравнения данной системы. Получим

    Решение: 1) Решим неравенство


    т.к. функция у=3 t возрастает,

    2) Решим уравнение

    (0,2) 3x 2 -2 =(0,2) 2х 2 +х+4 ,

    3х 2 – 2 = 2х 2 +х + 4,

    4.Закрепление изученного материала.

    Учитель : Решаем задания № 240-243 (§14 Алимов Ш.А. «Алгебра и начала анализа» 10-11 класс).

    Учитель: Что нового вы узнали сегодня на уроке?

    Ученики : Узнали особенности решения систем показательных уравнений и неравенств.

    Запись на доске и в дневниках: Алимов Ш.А. «Алгебра и начала анализа» 10-11 класс. §14 №244, №245.

    Курс повышения квалификации

    Дистанционное обучение как современный формат преподавания

    • Сейчас обучается 945 человек из 80 регионов

    Курс профессиональной переподготовки

    Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации

    • Сейчас обучается 687 человек из 75 регионов

    Курс повышения квалификации

    Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО

    • Сейчас обучается 315 человек из 69 регионов

    Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

    Дистанционные курсы для педагогов

    «Взбодрись! Нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни»

    Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

    Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

    5 591 978 материалов в базе

    Материал подходит для УМК

    «Алгебра и начала математического анализа. Базовый и углубленный уровни», Алимов А.Ш., Колягин Ю.М. и др.

    § 14. Системы показательных уравнений и неравенств

    Самые массовые международные дистанционные

    Школьные Инфоконкурсы 2022

    33 конкурса для учеников 1–11 классов и дошкольников от проекта «Инфоурок»

    «Психологические методы развития навыков эффективного общения и чтения на английском языке у младших школьников»

    Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

    Другие материалы

    • 11.10.2017
    • 2205
    • 64

    • 11.10.2017
    • 3773
    • 127

    • 11.10.2017
    • 3738
    • 131

    • 11.10.2017
    • 5930
    • 158

    • 10.10.2017
    • 746
    • 25

    • 10.10.2017
    • 715
    • 0

    • 10.10.2017
    • 4416
    • 12

    • 05.10.2017
    • 324
    • 0

    Вам будут интересны эти курсы:

    Оставьте свой комментарий

    Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

    Добавить в избранное

    • 11.10.2017 7489
    • DOCX 41.2 кбайт
    • 565 скачиваний
    • Рейтинг: 3 из 5
    • Оцените материал:

    Настоящий материал опубликован пользователем Дмитриева Мария Валерьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Автор материала

    • На сайте: 5 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 53065
    • Всего материалов: 15

    Московский институт профессиональной
    переподготовки и повышения
    квалификации педагогов

    Дистанционные курсы
    для педагогов

    663 курса от 690 рублей

    Выбрать курс со скидкой

    Выдаём документы
    установленного образца!

    Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

    Время чтения: 11 минут

    В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

    Время чтения: 0 минут

    Ленобласть распределит в школы прибывающих из Донбасса детей

    Время чтения: 1 минута

    В Курганской области дистанционный режим для школьников продлили до конца февраля

    Время чтения: 1 минута

    Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

    Время чтения: 15 минут

    В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

    Время чтения: 0 минут

    Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

    Время чтения: 1 минута

    Подарочные сертификаты

    Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

    Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


    источники:

    http://www.evkova.org/pokazatelnyie-uravneniya-i-neravenstva

    http://infourok.ru/plankonspekt-uroka-na-temu-sistemi-pokazatelnih-neravenstv-2168472.html