Нестандартные методы решения иррациональных неравенств и уравнений
Работа ученицы 10 класса МАОУ СОШ № 2 п.Карымское Заб.края Нуждиной Марии на научно — практической конференции «Шаг в науку». В работе рассмотрены различные методы решения иррациональных уравнений и неравенств, задачи разбиты по группам, предложены различные методы решения одной задачи.
Просмотр содержимого документа
«Нестандартные методы решения иррациональных неравенств и уравнений »
Муниципальный конкурс исследовательских и творческих работ школьников
Тема: Нестандартные методы решения иррациональных
Нуждина Мария , МАОУ СОШ №2
10 класс, п. Карымское
Научный руководитель: Васильева Елена Валерьевна,
МАОУ СОШ №2, п. Карымское
п. Карымское, 2013
§1. Основные приемы решения иррациональных уравнений………………6-9
§2. Решение иррациональных уравнений методом замены неизвестного…10-14
§3. Иррациональные уравнения, сводимые к модулю ………….15-17
§4. Разложение на множители…………………………………………. …..18-19
§6. Теорема о среднем геометрическом в иррациональных уравнениях
Тема: «Нестандартные приемы решения иррациональных уравнений».
Нуждина М.П., Забайкальский край, п. Карымское, МАОУ СОШ №2, 10 класс.
Тема нашей исследовательской работы: «Нестандартные приемы решения иррациональных уравнений».
Авторы многих учебных пособий предлагают различные методы и приемы решения иррациональных уравнений , поэтому целью нашего исследования было их изучение и систематизирование.
При выполнении работы было необходимо: сравнивать различные методы решения; переходить от общих методов к частным, и наоборот; аргументировать и доказывать выдвинутые утверждения; изучать и обобщать информацию, собранную из различных источников. В связи с этим можно выделить следующие методы исследовательской деятельности: эмпирическое; логическое и теоретическое (исследование); пошаговое; репродуктивное и эвристическое;
В результате проведенной работы получены следующие результаты и выводы:
Существует множество приемов для решения иррациональных уравнений;
Не все иррациональные уравнения решаются с помощью стандартных приемов;
Мы изучили часто встречающиеся замены, с помощью которых сложные иррациональные уравнения сводятся с простейшим;
Мы рассмотрели нестандартные приемы решения иррациональных уравнений
Тема: «Нестандартные приемы решения иррациональных уравнений»
Нуждина М.П., Забайкальский край, п. Карымское, МАОУ СОШ №2, 10 класс.
Объектной областью, в которой мы проводили исследование, является алгебра. Объект исследования — решение уравнений. Среди множества уравнений мы рассмотрели иррациональные уравнения — предмет нашего исследования.
В школьном курсе алгебры рассматриваются только стандартные методы и приемы решения (возведенные в степень и простые приемы замены). Но в процессе исследования выяснилось, что существуют иррациональные уравнения, для решения которых стандартных приемов и методов недостаточно. Такие уравнения решаются с помощью других, более рациональных, методов.
Поэтому считаем, что изучение таких приемов решения — нужная и интересная работа.
В процессе исследования выяснилось, что иррациональных уравнений великое множество и сгруппировать их по видам и методам проблематично.
Целью исследования является изучение и систематизирование методов решения иррациональных уравнений.
Гипотеза: Если знать нестандартные методы решения иррациональных уравнений, то это позволит повысить качество выполнения некоторых олимпиадных и тестовых заданий ЕГЭ.
Для достижения поставленных целей и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:
-Охарактеризовать виды иррациональных уравнений.
-Установить связи между видами и методами решения.
-Оценить значение проверки и нахождения ОДЗ.
-Рассмотреть нестандартные случаи при решении иррациональных уравнений (теорема о средней геометрической, свойства монотонности функций).
В процессе исследования было изучено множество учебных пособий таких авторов как М.И.Сканави ,И.Ф.Шарыгина,О.Ю.Черкасова,А.Н.Рурукина ,И.Т.Бородуля , а так же статьи из научно-теоретического и методического журнала «Математика в школе».
Тема: «Нестандартные приемы решения иррациональных уравнений»
Нуждина М.П., Забайкальский край, п. Карымское, МАОУ СОШ №2, 10 класс.
§1 Основные приемы решения иррациональных уравнений
Уравнение y(x)=0 является иррациональным, если функция y(x) содержит корни из неизвестной величины x или выражений, зависящих от x.
Многие иррациональные уравнения могут быть решены, основываясь только на понятиях корня и области допустимых значений уравнения (ОДЗ), но встречаются и другие методы, некоторые из них будут рассмотрены в работе.
Основным приемом решения иррациональных уравнений считается уединение в одной части уравнения радикала, последующее возведение обоих частей уравнения в соответствующую степень. Если таких радикалов несколько, то уравнение необходимо возводить в исходную степень неоднократно, кстати, при этом нет нужды заботиться о том, чтобы выражение, стоящее под знаком уединенного радикала, было бы неотрицательно.
Однако при возведении в четную степень могут возникнуть посторонние корни, то есть корни, не являющиеся решением исходного уравнения.
Поэтому при использовании такого приема решения, корни должны быть обязательно проверены и посторонние отброшены, в этом случае проверка является элементом решения и необходима даже в тех случаях, когда лишние корни не появились, но ход решения был таков, что они могли появиться. С другой стороны, иногда легче сделать проверку, чем доказывать, что она необходима.
Нестандартные методы решения иррациональных уравнений и неравенств. — презентация
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемtmr-mo-matematika.narod.ru
Похожие презентации
Презентация на тему: » Нестандартные методы решения иррациональных уравнений и неравенств.» — Транскрипт:
1 Нестандартные методы решения иррациональных уравнений и неравенств.
2 1-й метод решения Решим следующее уравнение :
3 Введем два вектора так, чтобы левая часть уравнения представляла собой их скалярное произведение, а правая произведение их длин
4 Скалярное произведение двух векторов равно произведению их длин в том и только том случае, если векторы сонаправленые. Два ненулевых вектора сонаправлены в том случае, если отношения их соответствующих координат равны одному и тому же положительному числу. Отсюда мы получаем X=1
5 2-й метод решения Решим следующее уравнение:
7 3-й метод решения Решим следующие неравенство:
8 Введем два вектора так, чтобы левая часть уравнения представляла собой сумму их длин.
9 Это возможно только в том случае, если векторы сонаправлены.
10 Два ненулевых вектора сонаправлены, если отношения их соответствующих координат равны одному и тому же положительному числу. В данном случае условие сонаправлености имеет вид:
11 4-й метод решения Решим следующие уравнение:
13 Мы получим: Таким образом уравнение примет вид:
Методы решения иррациональных уравнений
Методы решения иррациональных уравнений.
Цели:
- Образовательная –познакомить учащихся с нестандартными методами решения иррациональных уравнений; систематизировать знания учащихся о методах решения иррациональных уравнений, способствовать формированию умений классифицировать иррациональные уравнения по методам решений, научить применять эти методы, выбирать рациональный путь решения. Развивающая –способствовать развитию математического кругозора, логического мышления. Воспитательная – содействовать воспитанию интереса к иррациональным уравнениям, воспитывать чувство коллективизма, самоконтроля, ответственности.
1. Повторить определение и основные методы решения иррациональных уравнений;
2. Продемонстрировать нестандартные методы решения иррациональных уравнений; формировать умение выбирать рациональные пути решения;
3. Освоение всеми учащимися алгоритмов решения иррациональных уравнений, закрепление теоретических знаний при решении конкретных примеров;
4. Развитие у учащихся логического мышления в процессе поиска рациональных методов и алгоритмов решения;
5. Развитие культуры научных и учебных взаимоотношений между учениками и между учениками и учителем; воспитание навыков совместного решения задач.
- Тип урока: комбинированный
Методы обучения:
- Информационно- иллюстративный; репродуктивный; проблемный диалог; частично-поисковый; системные обобщения.
Формы организации учебной деятельности:
- Фронтальная, групповая, самопроверка, взаимопроверка, коллективные способы обучения.
Оборудование урока: компьютер, проектор, карточки с заданием, лист учета знаний.
Продолжительность занятия: 2 урока по 45 минут.
План урока:
I. Организационный момент. Постановка цели, мотивация.
II. Актуализация опорных знаний, проверка домашней работы.
III. Изучение нового материала.
IV. Закрепление изученного материала на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым.
V. Подведение итогов и результатов урока. Рефлексия.
VI. Задание на дом.
I Организационный момент. Постановка цели, мотивация.
II Актуализация опорных знаний проводится в форме беседы по лекционному материалу по данной теме с использованием компьютерной презентации. Проверка домашнего задания.
· Определение иррационального уравнения.
Уравнение, содержащее переменные под знаком корня или дробной степени, называется иррациональным.
Назовите иррациональные уравнения:
· Что значит решить иррациональное уравнение?
Это значит найти все такие значения переменной, при которых уравнение превращается в верное равенство, либо доказать, что таких значений не существует.
· Основные методы решения иррациональных уравнений.
1. Уединение радикала. Возведение в степень.
a) При решении иррационального уравнения с радикалом четной степени возможны два пути:
1) использование равносильных преобразований
для уравнения вида
для уравнения вида
2) после возведения в степень выполнение проверки, так как возможно появление посторонних корней
b) При решении иррационального уравнения с радикалом нечетной степени возведение в нечетную степень правой и левой части уравнения всегда приводит к равносильному уравнению и потеря корней или их приобретения происходить не может.
Пример 1:
Пример 2:
Пример 3:
Проверка: x=2 x=5
— посторонний корень
Если радикалов несколько, то уравнение возводить в степень приходится возводить неоднократно.
Пример 4:
Проверка показывает, что оба корня подходят.
Ответ:
2. Метод введения вспомогательного неизвестного или “метод замены
Пример 5:
Сделаем замену причём тогда
не удовлетворяет условию
Возвращаемся к замене:
Проверка показывает, что оба корня подходят.
Иногда удобно ввести не одну, а несколько переменных.
Пример 6: .
Заметим, что знаки х под радикалом различные. Введем обозначение
, .
Тогда,
Выполним почленное сложение обеих частей уравнения .
Имеем систему уравнений
Т. к. а + в = 4, то
Значит: 9 – x = 8 , х = 1.
3. Метод разложения на множители или расщепления.
· Произведение равно нулю тогда и только тогда, когда хотя бы один из входящих в него сомножителей равен нулю, а остальные при этом имеют смысл.
Пример 7:
III Изучение нового материала.
Нестандартные методы решения иррациональных уравнений.
4. Умножение на сопряжённое выражение.
5. Переход к модулю.
6. Использование свойств функции:
§ Область определения функции (ОДЗ)
§ Область значения функции
§ Свойство ограниченности функции (метод оценок)
§ Использование суперпозиций функций
· Умножение на сопряжённое выражение.
Воспользуемся формулой
Пример 8:
Умножим обе части уравнения на сопряжённое выражение:
Проверка показывает, что число является корнем.
Ответ:
· Переход к модулю.
Для этого метода воспользуемся тождеством:
Пример 9:
§ Если , то , тогда
тогда
§ Если , тогда ,а
§ Если , тогда , а
· Использование свойств функции:
§ Область определения функции (ОДЗ)
Иногда нахождение области определения функций, входящих в уравнение, существенно облегчает его решение.
Пример 10:
ОДЗ: ОДЗ: x=0 и x=1
Проверка показывает, что только x=1 является корнем.
Ответ:
Пример 11:
, тогда
Тогда невозможно.
Ответ: корней нет.
§ Область значений функции
Пример 12:
Данное уравнение не имеет решений, так как его левая часть — функция может принимать только неотрицательные значения.
Ответ: корней нет
Пример 13:
Учитывая то, что левая часть уравнения – функция может принимать только неотрицательные значения, решим неравенство:
неравенство решений не имеет, тогда и исходное уравнение тоже.
Ответ: корней нет
§ Свойство ограниченности функции (метод оценок)
· Если и , то
Пример 14:
Заметим, что , т. е. , а
Проверка показывает, что это значение является и корнем второго уравнения.
Ответ:
· Пусть — функция, возрастающая (убывающая) на некотором промежутке I. Тогда уравнение имеет на промежутке I не более одного корня.
· Пусть — функция, возрастающая на некотором промежутке I , а функция — убывающая на этом промежутке. Тогда уравнение имеет на промежутке I. не более одного корня
Пример 15: .
Рассмотрим функции и .
монотонно возрастает, а — убывает, следовательно, уравнение имеет не более одного корня.
Значение корня легко найти подбором:
Ответ:
Пример 16:
Функция возрастает на своей области определения, как сумма двух возрастающих функций, следовательно, уравнение имеет не более одного корня. Так как , то — единственный корень .
Ответ:
§ Использование суперпозиций функций
· Если — монотонно возрастающая функция, то уравнения и равносильны.
Пример 17:
Запишем уравнение в виде
Рассмотрим функцию — монотонно возрастающую, тогда уравнение имеет вид . Оно равносильно уравнению
Сделаем замену
не удовлетворяет условию
Ответ:
IV. Закрепление изученного материала на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым.
Решение уравнений в группах по 6 человек.
Ребята получают карточку с заданием. Решение уравнений обсуждают вместе, записывают его.
После выполнения группами заданий проводится взаимопроверка. Группы меняются заданиями с решениями по кругу:
2 3 4
Учащиеся групп обсуждают решение, исправляют ошибки и выставляют оценки.
Потом работы с выставленными оценками возвращаются в группы для обсуждения вклада каждого в решение проблемы.
Выставляются каждому оценки с занесением в оценочную таблицу. Учитель контролирует и вносит, если нужно, свои коррективы.
V. Подведение итогов и результатов урока. Рефлексия.
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8) *
Используемая литература.
1. Чулков курса «Уравнения и неравенства в школьном курсе математики»: Лекции 1-8. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006.
2. , , Морозова государственный экзамен. Математика. – Челябинск: Взгляд, 2006 –Ч.1,2
3. Шарыгин курс по математике: Решение задач. – М.: Просвещение, 1989
4. , Якушев : интенсивный курс подготовки к экзамену. – М.: Айрис-пресс, 2004.
5. , Голобородько и контрольные работы по алгебре и началам анализа для 10-11 классов. – М.: Илекса, 2006.
Задания для работы в группах:
1. Возведи обе части в квадрат:
2. Выполни замену:
4. Умножай на сопряжённое выражение:
5. Переходи к модулю:
6. Используй свойства функций:
7. Реши любым способом:
1. Возведи обе части в квадрат:
2. Выполни замену:
4. Умножай на сопряжённое выражение:
5. Переходи к модулю:
6. Используй свойства функций:
7. Реши любым способом:
Проверочная работа по теме: «Методы
http://www.myshared.ru/slide/151873/
http://pandia.ru/text/77/339/91706.php