Обобщающий урок решение квадратных уравнений

Обобщающий урок по теме «Решение квадратных уравнений»
методическая разработка по алгебре (8 класс) по теме

Обобщающий урок по теме «Решение квадратных уравнений»

Скачать:

ВложениеРазмер
reshenie_kvadratnyh_uravneniy_obobshchenie.docx21.3 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обобщения и коррекции знаний

по алгебре в 8 классе

Учитель Климачёва Л. Н.

Тип: урок систематизации и проверки знаний.

Цели: Обобщить и проконтролировать знания, умения и навыки учащихся, полученные при изучении темы “Решение квадратных уравнений”; развивать логическое мышление, тренировать память, развивать речь и умение комментировать; воспитывать интерес к предмету математики, умение общаться, прививать чувство товарищества и взаимопомощи.

I. Устный опрос. (слайд 1)

– Какие уравнения называются квадратными?

– Прочитайте квадратное уравнение и назовите коэффициенты. (слайд 2)

2х 2 + 3х + 1 = 0
4m 2 – 9 = 0
18 + 3x 2 – x = 0
4t 2 – 3t = 0
5y 2 – 6y – 33 = 0
— x 2 – 5x = 0
1 – 25a 2 = 0
5x 2 = 9x + 2
x 2 – 1,3x = 0.7
— y – 5 + 2y 2 = 0
x + 2x 2 + 67 = 0
10p – 1 = 25p 2

– Какие уравнения называются неполными квадратными уравнениями?

– Какие квадратные уравнения называются приведенными?

– Вы видите уравнения, сгруппированные по определённому признаку. Есть ли среди них лишние? Ответ объясните. (слайд 3)

2x 2 – x = 0
x 2 – 16 = 0
2x 2 = 0
4x 2 – x – 3 = 0

x 2 – 9x + 20 = 0
9x 2 – 6x +10 = 0
x 2 + 3x – 5 = 0, 2
x 2 + 2x + 1 = 0, 8

3x 2 – 14x + 16 = 0
5x 2 – 16x + 3 = 0
x 2 – x – 14 = 0
8 x 2 + 10x – 25 = 0

(Предполагаемые ответы: в 1 столбце – лишнее 4-е уравнение, так как в первом столбце сгруппированы неполные квадратные уравнения; во 2-м столбце – лишнее 2-е уравнение, так как в этом столбце сгруппированы приведенные квадратные уравнения; в 3-м столбце – лишнее 3-е уравнение, так как в этом столбце сгруппированы уравнения с четным вторым коэффициентом).

(У доски работают три ученика, которые решают первые уравнения, каждый из своего столбца, а остальные продолжают устную работу.)

– Расскажите алгоритм полного квадратного уравнения.

– Что называется дискриминантом?

– Когда и сколько корней может иметь квадратное уравнение?

– Чему равны корни квадратного уравнения?

– Сформулируйте теорему Виета.

Проверка правильности решения уравнений учениками, работающими у доски.

II. Математический диктант с взаимопроверкой.

(Один работает на переносной доске, остальные – на листочках).

– Выпишите коэффициенты квадратного уравнения 3x 2 – 8x – 3 = 0

– Найдите дискриминант этого уравнения.

– При каком условии квадратное уравнение не имеет корней?

– Как называются уравнения 5x 2 – 1 = 0 и x 2 – 2x = 0?

(Проводится взаимопроверка и выставление оценок).

III. Игра “Поле Чудес” (слайд 4)

– Сегодня все вы будете участниками игры “Поле Чудес”. Ваша задача: решить предложенное каждому участнику уравнение. Найти среди ответов таблицы свой.

Обобщающий урок по теме «Квадратные уравнения»

Разделы: Математика

«Никогда не считай, что ты знаешь всё, что тебе уже больше нечему учиться.»
Н.Д. Зеленский.

Цель урока:

  • Образовательная: закрепление и обобщение знаний учащихся полученные при изучении темы. Выработка умений и навыков по решению квадратных уравнений различного вида разными способами. Выработка умения выбрать нужный рациональный способ решения.
  • Развивающие: развитие логического мышления, памяти, внимания, умений сравнивать и обобщать, умения выступать с самостоятельными суждениями и отстаивать их.
  • Воспитательные: воспитание трудолюбия, взаимопомощи, математической культуры. Умение работать в группах, развивать познавательную активность и логическое мышление учащихся, развитие интереса к предмету.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации.

I. Организационный момент: сообщение темы и цели урока.

На протяжении многих уроков мы рассматривали квадратные уравнения и методы их решения. на этом уроке мы повторим и закрепим знания и умения решения квадратных уравнений различными способами. Каждый из вас должен уметь правильно, быстро и рационально решать квадратные уравнения. Эта тема очень важна в курсе математики, она является первой ступенькой в изучении более сложного материала. Вам дан ключ к решению квадратных уравнений, и если вы научились ими пользоваться, вы сможете решать любое квадратное уравнение. А сегодня вы покажите, насколько готовы пользоваться этим ключом.

1. Какое уравнение называется квадратным?

Ответ: Квадратным уравнением называется уравнение вида x — переменная, а, b, с- некоторые числа. Числа а, b, с называются коэффициентами квадратного уравнения. Число a называют первым коэффициентом, число b- вторым коэффициентом, число с- свободным членом.

2. Какие уравнения называются неполными квадратными уравнениями?

Ответ: Уравнения называются неполными квадратными уравнениями если b = 0 или с = 0.

3. Какое квадратное уравнение называется приведенным?

Ответ: Квадратное уравнение называют приведенным, если его старший коэффициент равен 1; Квадратное уравнение называют не приведённым, если старший коэффициент отличен от 1.

4. Что называют корнем квадратного уравнения?

Ответ: Корнем квадратного уравнения называют всякое значение переменной х, при котором квадратный трёхчлен обращается в нуль. Такое значение переменной х называют также корнем квадратного трёхчлена.

5. Что значит решить квадратное уравнение?

Ответ: Решить квадратное уравнение — значит найти все его корни или установить, что корней нет.

6. Что определяют по дискриминанту квадратного уравнения?

Ответ: По дискриминанту квадратного уравнения определяют, сколько оно имеет корней.

Задания для устной работы:

1.Задание на определение вида уравнения.

Ребята, здесь вы видите уравнения определенные по какому-то признаку. Как вы думаете, какое из уравнений каждой группы лишнее.

А: 3- лишнее, т.к. это полное квадратное уравнение, а 1;2;3-неполные квадратные уравнения.

Б: 2-лишнее, т.к. это уравнение общего вида, а 1;2;3- приведенные квадратные уравнения.

2. Не решая уравнения, найдите корни:

3. Какие из уравнений не имеют корней.

4. Не решая уравнение . Найдите:

5. Найдите сумму и произведение корней в следующих уравнениях

6. Ребята, посмотрите на эти уравнения и их корни. Попробуйте найти закономерность:

а) в корнях этих уравнений;

б) в соответствии между отдельными коэффициентами и их корнями;

в) в сумме коэффициентов.

а) что один из корней равен 1.

б) второй равен g или

в) сумма коэффициентов равна 0.

7. Сформулируйте правило?

Если в уравнении aх 2 + bх + с = 0 сумма коэффициентов a + b + c = 0,

8. Способы решения квадратных уравнений

  • Выделения квадрата двучлена.
  • По формуле корней.
  • С помощью теоремы Виета..
  • IV. Работа в классе.

    Составьте квадратное уравнение, корнями которого являются числа

    Используя теорему Виета и утверждение a + b + c = 0,

    найдите корень уравнения:

    12. 13х 2 + 18х — 31 = 0 12. 5х 2 -27х + 22 = 0

    13. Из пункта А одновременно выехали грузовой и легковой автомобили, один на север, другой на восток. Скорость легкового автомобиля на 20 км/ч больше скорости грузового. Через 1,5 ч расстояние между ними составило 150 км. Найдите скорости автомобилей.

    V. Тест: «Квадратные уравнения. Теорема Виета»

    1. Дискриминант какого из уравнений равен 121?

    а) 3х 2 -5х + 4 = 0; б) 3х 2 +5х — 8 = 0; в) х 2 -11х + 1 = 0; г) -3х 2 — 11х — 8 = 0.

    2. Решите уравнение: х 2 — 8х + 7 = 0.

    а) -1; 7; б) 1; -7; в) 1; 7; г) -1; ?7.

    3. Найдите сумму корней уравнения: 4х 2 + 22х — 7 = 0.

    а) -22; б) корней нет; в) 22; г) -5,5.

    4. Найдите произведение корней уравнения: 5х 2 — 2х + 9 = 0.

    а) 9; б) ?9; в) корней нет; г) 1,8.

    5. Выделите квадрат двучлена из многочлена: х 2 -8х — 11.

    1. Дискриминант какого из уравнений равен 25?

    а) 2х 2 +7х + 3 = 0; б) -2х 2 +7х + 3 = 0; в) х 2 -5х + 1 = 0; г) -2х 2 — 7х + 3 = 0.

    2. Решите уравнение: х 2 — 5х — 36 = 0.

    а) 4; -9; б) -4; 9; в) 4; 9; г) -4; -9.

    3. Найдите сумму корней уравнения: 5х 2 — 13х + 9 = 0.

    а) 13; б) -13; в) корней нет; г) 2,6.

    4. Найдите произведение корней уравнения: 3х 2 — 7х — 8 = 0.

    а) -8; б) 2 в) корней нет; г) 8.

    5. Выделите квадрат двучлена из многочлена: х 2 +10х — 14.

    12345
    В ?1бвгвг
    В ?2абвбв

    1. Сегодня мы повторили, как решаются квадратные уравнения и рассмотрели особенности их решения.

    2. Сейчас посмотрим презентацию на тему: «Какую роль сыграло открытия способов решения квадратных уравнений в развитии математики?»

    Обобщающий урок по теме «Квадратные уравнения» 8 класс

    Обобщающий урок в 8 классе по теме » Квадратные уравнения»

    Просмотр содержимого документа
    «Обобщающий урок по теме «Квадратные уравнения» 8 класс»

    Обобщающий урок по теме «Квадратные уравнения»

    Подготовила : учитель математики

    МОУ СОШ №3 с.Александров-Гай

    Щекутеева Наталья Владимировна

    Образовательные: закрепление и обобщение знаний учащихся полученные при изучении темы, отработка умений и навыков по решению квадратных уравнений различного вида различными способами, выработка умения выбрать нужный рациональный способ решения.

    Развивающие: развитие логического мышления, памяти, внимания, умений сравнивать и обобщать, умения выступать с самостоятельными суждениями и отстаивать их.

    Воспитательные: воспитание трудолюбия, взаимопомощи, математической культуры, умение работать в группах, развивать познавательную активность и логическое мышление учащихся, развития интереса к предмету.

    Оборудование: проектор, компьютер, презентация, карточки для проведения рефлексии, карточки с заданиями.

    I. Организационный момент. Настроимся на урок.

    Здравствуйте, ребята! Я очень рада всех видеть вас сегодня и надеюсь на совместную плодотворную работу .

    Готовясь к сегодняшнему уроку, я натолкнулась на одну интересную историю: несколько десятилетий назад в Америке была объявлена премия тому автору, который напишет книгу «как человек без математики жил». Премия осталась не выданной. Как вы думаете, почему? (Ответы учащихся). Да, вы правы ни один из авторов не смог доказать, что человеку математика не нужна, никто не смог изобразить жизнь человека без применения каких-либо математических знаний. Вот и нам с вами на уроке не обойтись без набора определенных знаний и умений.

    Какую тему мы изучаем? (ответы обучающихся) Да. Сегодня у нас последний урок по теме «Квадратные уравнения» и наша цель – обобщить и систематизировать знания по данной теме. Мы с вами будем говорить о квадратных уравнениях:

    вспомним определение квадратного уравнения, его виды и известные вам формулы. Каждый из вас должен уметь правильно и рационально решать квадратные уравнения.

    II. Проверка домашнего задания.

    К доске идут 4 человека – выполним задания, подобные тем, которые уже решали на прошлых уроках.

    1. Решите уравнение:

    2. Найти корни квадратного уравнения

    х²+3х–40=0 по теореме Виета.

    3. Составить уравнение по его корням:

    4.Найдите два последовательных натуральных числа, произведение которых равно 132.

    III. Основная часть урока

    Сейчас мы вспомним некоторые понятия, которые мы изучили.

    1. Актуализация изученного материала:.

    — Какое же уравнение называется квадратным уравнением?

    — Как называются числа а, в и с в квадратном уравнении? (старший коэффициент, второй коэффициент, свободный член)

    Прочитайте квадратное уравнение и назовите коэффициенты.

    — А как называется уравнение, у которого старший коэффициент равен1?.(приведенным)

    -Как называются квадратные уравнения, у которых хотя бы один из коэффициентов в или с =0 (неполное)

    — Что необходимо найти, чтобы решить уравнение ? (дискриминант).

    -.Какие формулы для его нахождения вам известны? Формула корней?

    — Написать на доске теорему Виета для приведенного и неприведенного квадратного уравнения.

    — Назовите алгоритм решения квадратного уравнения. Молодцы! Вспомнили.

    — Я предлагаю вам поиграть, как в детстве в игру «Найди лишнее». Вам предстоит в каждой группе уравнений выбрать лишнее и объяснить свой выбор (слайд)


    источники:

    http://urok.1sept.ru/articles/519932

    http://multiurok.ru/files/obobshchaiushchii-urok-po-teme-kvadratnye-uravneni.html