Обугливание бумаги серной кислотой уравнение реакции

Обугливание бумаги серной кислотой уравнение реакции

16 лет успешной работы в сфере подготовки к ЕГЭ и ОГЭ!

1602 поступивших (100%) в лучшие вузы Москвы

Подготовка к ЕГЭ, ОГЭ и предметным Олимпиадам в Москве

До окончания записи осталось:
Записаться на экспресс-курс!
  • home
  • map
  • mail

У Вас возникли вопросы?
Мы обязательно Вам перезвоним:

Обугливание бумаги серной кислотой

Описание.
На листе бумаги делаем надпись концентрированной серной кислотой. Напишем формулу серной кислоты. Слегка подогреваем. Происходит окисление целлюлозы, бумага в местах контакта с серной кислотой обугливается.

Свойства серной кислоты.
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Даный урок является седьмым в теме неметаллы для учащихся 9 класса. Изучается по программе О.С.Габриеляна на базовом уровне. На уроке обучающиеся включаются в индивидуальную, фротальную и групповую формы работы с использованием итерактивной доски. Тип урока — изучеие новаго материала.На уроке проводится лабораторная работа и применяются электронные образовательные ресурсы.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_uroka._docenko.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по теме «Свойства серной кислоты».

1. ФИО (полностью): Доценко Наталья Анатольевна.

2. Место работы: Бюджетное Общеобразовательное Учреждение города Омска « Средняя общеобразовательная школа №142».

3. Должность: Учитель.

4. Предмет: Химия.

5. Класс: 9 класс.

6. Тема и номер урока в теме: тема «Неметаллы», урок №7.

7. Базовый учебник: УМК О.С.Габриеляна, базовый уровень.

8. Цель урока: изучить общие и специфические свойства серной кислоты.

  1. Закрепить и углубить теоретические знания школьников о химических свойствах кислот в свете Теории Электролитической Диссоциации.
  2. Познакомить учащихся со свойствами серной кислоты общими с другими кислотами и специфическими.

1. Продолжить формирование умений составлять уравнения реакций, записывать их в ионном и в окислительно-восстановительным виде;

2. Развивать умения сравнивать и анализировать свойств кислот при изучении свойств серной кислоты.

3.Совершенствовать практические навыки учащихся, наблюдать и делать выводы, выделять главное в изучаемом материале, логически излагать свои мысли, работать в группе.

  1. Воспитывать через активную познавательную деятельность нравственные качества: чувство товарищества, дисциплинированность, аккуратность, трудолюбие, добросовестность.
  2. Воспитывать бережное отношение к школьному учебному оборудованию.
  3. Формировать ответственное отношение к выполнению домашнего задания, добросовестность, умение радоваться за успехи товарищей.

10. Тип урока: изучение нового материала.

11. Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.

12.Необходимое оборудование: интерактивная доска,
компьютер, спиртовка, спички, пробирки, пробиркодержатель, лучина, фильтровальная бумага, штатив, растворы серной кислоты, хлорида бария, соляной кислоты, концентрированная серная кислота, индикаторы, металлы.

Подробный конспект урока «Свойства серной кислоты».

Учитель приветствует обучающихся, желает

активной работы, сообщает организацию работы на уроке.

Этап проверки домашнего задания .

Этап подготовки учащихся к активному усвоению нового материала.

Этап усвоения новых знаний.

Этап закрепления новых знаний.

Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

С классом проводится беседа по ранее изученному материалу (учащиеся устно отвечают на вопросы учителя). Контрольный модуль, являющийся тестом с развернутым ответом, был задан в качестве домашнего задания. Учитель включает его и организует проверку, контролирует ход её выполнения

— Где в природе встречаются оксиды серы?

— Какими физическими свойствами обладает оксид серы (IV)?

— Какими физическими свойствами обладает оксид серы (VI)?

— Сравните характеристики физических свойств оксидов серы.

— Где находят применение эти оксиды?

Учащиеся записывают уравнения реакций на доске и проверяют их правильное написание

Учитель. Я очень рад, что на все вопросы вы смогли дать правильные ответы. К тому же мы повторили материал последнего урока, и теперь смело можем перейти к теме сегодняшнего занятия:

Нужна нам везде и всегда сильнейшая кислота

И я рассказать вам хочу о ней, хоть много у меня и других идей.

Свойства этой кислоты будут вам сейчас даны. Их вы помните всегда – не забудьте никогда!

Как вы думаете, о какой кислоте идет речь в стихотворении, и что мы будем изучать сегодня на уроке?

Ученик. Серную кислоту.

Учитель предлагает учащимся записать в тетради тему урока и поставить цель и задачи урока.

Учитель. Действительно, сегодня на уроке мы изучим свойства серной кислоты и сравним их со свойствами других кислот, а также изучим специфические свойства серной кислоты, которые не характерны для других кислот, будем записывать уравнения соответствующих реакций в ионном или окислительно-восстановительном виде.

Мотивация: учитель показывает учащимся фильтровальную бумагу и бесцветную жидкость. Он говорит, что у него есть невидимые чернила, которыми он напишет на бумаге пароль сегодняшнего урока. А прочесть пароль можно будет после изучения темы урока. Далее демонстрируется 1 часть опыта «Обугливание бумаги». Учитель с помощью стеклянной палочки смоченной в концентрированной серной кислоте пишет на фильтровальной бумаге формулу H 2 SO 4. Вторая часть опыта демонстрируется на этапе урока по изучению специфических свойств серной кислоты, где учащиеся видят, что на бумаге появилась коричневая надпись формулы серной кислоты. Они узнают, что бесцветной жидкостью была концентрированная серная кислота, которая обладает специфическим свойством обугливания органических веществ

Учитель. Вашим путеводителем и помощником на этом уроке будет схема-конспект, которая находится на ваших столах. Прошу вас использовать её в работе на сегодняшнем уроке.

Для того чтобы познакомится со свойствами серной кислоты, нам необходимо вспомнить от чего зависят свойства всех веществ.

Ученик. Свойства веществ зависят от его строения.

Учитель. Давайте попробуем составить структурную формулу серной кислоты и предположим её свойства исходя из строения молекулы.

( ученик с помощью интерактивной доски составляет структурную формулу и рассказывает о предполагаемых свойствах кислоты )

Учитель: Посмотрите, перед вами в колбе концентрированная серная кислота. Опишите её физические свойства. А теперь проверим правы ли вы.

Работа с книгой . Задание: Откройте стр. 181 учебника прочтите пункт «Физические свойства серной кислоты» и сравните, правильно ли Вы описали физические свойства серной кислоты.

Учащиеся описывают физические свойства серной кислоты и проверяют по учебнику и слайду.

Учитель. Для того чтобы познакомится с химическими свойствами серной кислоты, нам необходимо вспомнить, какие электролиты называются кислотами с точки зрения ТЭД и какими общими химическими свойствами обладают кислоты.

(Ученики перечисляют свойства кислот. На интерактивной доске последовательно появляются примеры химических реакций, отражающих свойства растворов кислот, после того как их назвали учащиеся

кислота → изменяет окраску индикатора

кислота + металл по ряду активности

кислота + основный оксид

кислота + соль (при выполнении условий для реакции ионного обмена).

Учитель . Давайте общие свойства кислот проверим на примере серной кислоты. Предлагаю вам по группам провести эксперимент .

Задание для 1 группы :

Диссоциация и изменение окраски индикатора .

Докажите, что серная кислота содержат ионы водорода. Как изменяет окраску универсальный индикатор в серной кислоте?

Какова основность серной кислоты?

Запишите ступенчатую диссоциацию данной кислоты.

Задание для 2 группы:

Взаимодействие с металлами (в ряду активности до водорода)

Проделайте опыт взаимодействия серной кислоты с металлами (цинком). Укажите признак реакции. Уравняйте уравнение методом окислительно-восстановительного баланса.

Задание для 3 группы:

Взаимодействие с основаниями как растворимыми, так и нерастворимыми.

Проделайте реакцию взаимодействия серной кислоты с гидроксидом натрия в присутствии индикатора фенолфталеина. Что наблюдаете и почему? Напишите уравнение реакции в ионном виде.

Задание для 4 группы.

Взаимодействие серной кислоты с оксидами металлов

Проделайте реакцию взаимодействия раствора серной кислоты с оксидом меди (II) при нагревании. Каков признак этой реакции. Напишите уравнение реакции в ионном виде.

Задание для 5 группы.

Взаимодействие серной кислоты с солями.

Проделайте реакцию взаимодействия раствора серной кислоты с хлоридом бария. Каков признак этой реакции. Напишите уравнение реакции в ионном виде .

Почему эта реакция является качественной на серную кислоту и её соли.

Через 5-7 минут подводятся итоги работы в группах. Представитель каждой группы представляет результат эксперимента. При этом заполняется 1 колонка в таблице на интерактивной доске.

Учитель. Давайте ещё раз обращаемся к схеме и делаем вывод, что разбавленная серная кислота вступает в те же химические реакции, что и другие кислоты, то есть для неё характерны такие же свойства как для других кислот. Общие химические свойства H 2 SO 4 определяются ионом H + .

Учитель . А теперь давайте рассмотрим те свойства, которыми обладает только серная кислота. Эти свойства зависят от концентрации кислоты.

Известно во всём мире,

Что концентрированная H 2 SO 4

Опасна, коварна и сильна

Органические соединения обугливает она.

Учитель предлагает просмотреть видеофрагмент информационного типа и записать в тетрадь уравнение реакции.

) C 12 H 22 O 11 + H 2 SO 4 =12C + H 2 SO 4 n H 2 O

Учитель возвращается к опыту, проделанному в начале урока. На фильтровальной бумаге появляется надпись Н2SO4 . Обсуждает с учащимися обугливание и записывают в тетрадь уравнение.

Учитель. Если в кислоту попадает вода

То может случиться большая беда.

Вы не должны забывать, что

Кислоту надо в воду вливать

Пострадает тот, кто сделает наоборот,

Потому что энергия выделяется

Когда к кислоте вода приближается.

Чтобы избежать разбрызгивания разогретого поверхностного слоя раствора, надо вливать серную кислоту (как более тяжёлую) в воду небольшими порциями.

Интересный факт : Наши бабушки, в морозные зимы, между оконных рам ставили открытую склянку с концентрированной серной кислотой.

— Как вы думаете, зачем они это делали? Какое свойство серной кислоты это подтверждает?

Ученик. Концентрированная серная кислота способна забирать воду не только из органических веществ. По этой причине, если её поставить зимой между оконных рам, то на стеклах не образуется морозный узор. H 2 SO 4 + n H 2 = H 2 SO 4 n H 2 O

Учитель. Концентрированная серная кислота способна реагировать с металлами, стоящими в ряду напряжений после водорода при нагревании .

Учитель делает опыт: в пробирку наливает концентрированную серную кислоту и насыпает медные стружки, нагревает пробирку. Наблюдаем выделение сернистого газа по запаху, делаем вывод, что серная кислота реагирует с металлами, стоящими в ряду активности после водорода.

Записываем уравнение реакции и расставляем коэффициенты методом электронного баланса:

Cu + H 2 SO 4 → CuSO 4 + SO 2 + H 2 O

Cu 0 – 2е → Cu +2 – восстановитель

S +6 + 2е → S +4 — окислитель

Записываем правило взаимодействия кислоты с металлами:

— продуктом окисления является соль серной кислоты (сульфат)

— продуктом восстановления является SO 2 , S, H 2 S. Продукты восстановления зависят от активности металла, чем активнее металл, тем сильнее понижается степень окисления серы.

— водород никогда не выделяется, а образуется вода.

Учащиеся самостоятельно решают предложенные учителем задания по данной теме. Задания записаны на интерактивной доске.

Допишите уравнение химической реакции и расставьте коэффициенты методом электронного баланса:

Осуществите цепочку превращений :

NaOH → Na 2 SO 4 → BaSO 4

Затем проверяют правильность решения по слайду на интерактивной доске.

Учащиеся по вариантам выполняют тест, который находится на столе.

Затем выполняют взаимопроверку, ответы и критерии находятся на слайде.

§ 23 , стр 136-140, упражнение № 3 или 5 на стр 142 (на выбор) .

Расставить коэффициенты в уравнении методом электронного баланса

Ca + H 2 SO 4 → CaSO 4 + H 2 S + H 2 O.

Опережающее задание (по желанию учащихся): подготовить сообщение на тему «Влияние сернокислого производства на окружающую среду».

, учитель химии Урок «Особые свойства серной кислоты»

Урок «Особые свойства серной кислоты»

Форма урока: Ролевая игра. Независимое расследование.

Тип урока: Изучение нового материала.

    конкретизировать общие знания об ОВР на примере концентрированной серной кислоты. Исследовательским способом доказать особые свойства серной кислоты Вспомнить качественную реакцию на сульфат-ион. Показать хозяйственное значение серной кислоты.

развивать познавательную активность, умение наблюдать и рассуждать, делать выводы.

I. Ориентировочно-мотивационный этап.

Учитель: тема урока «Особые свойства серной кислоты». Ребята, а какие задачи вы для себя ставите на уроке? (слайд № 2)

Девиз урока: «О мощности государства можно судить по количеству серной кислоты, которое оно производит»

Учитель: Ребята, актуален ли девиз нашего урока? Что хотел сказать этими словами Менделеев? Наверное, хотел подчеркнуть значение серной кислоты, ведь недаром её называют хлебом химической промышленности.

Видеофрагмент (20 сек)

II. Поисково-исследовательский этап.

Учитель: Сегодня мы проведем независимое расследование, цель которого выяснить особые свойства концентрированной серной кислоты. Для получения достоверных и разнообразных сведений о свойствах H2SO4(конц.) создадим рабочие группы. Каждая группа получает инструкцию по проведению расследования.

Группы работают по инструкциям в течение 5 минут в соответствии с уровнем подготовленности учащихся. Это позволяет задать требуемый режим работы, регламентировать этапы изучения материала по времени, способствует усвоению нового материала.

Цель: подготовить справку о строении молекулы H2SO4, её физических свойствах, историческом названии кислоты.

Прочитайте текст (информацию к размышлению). Выпишите физические свойства концентрированной серной кислоты. Какое правило нужно соблюдать при разбавлении серной кислоты (конц.) водой? В тексте учебника найдите структурную формулу серной кислоты, самостоятельно составьте электронную формулу. Подготовьте отчет.

Цель: выяснить отношение концентрированной H2 SO4 к органическим веществам.

Прочитайте текст (информацию к размышлению). На кусок фильтровальной бумаги нанесите несколько капель раствора серной кислоты и осторожно нагрейте бумагу, держа её над пламенем спиртовки. Что происходит? Объясните наблюдения, зная, что при нагревании вода, содержавшаяся в растворе кислоты, испаряется, и концентрация кислоты возрастает. В справочнике школьника найдите уравнение реакции, запишите его в тетрадь. Подготовьте отчет.

Цель: проанализировать информацию о взаимодействии конц. серной кислоты с металлами различной активности.

1.Прочитайте текст (информацию к размышлению).

2. Запишите уравнение реакции взаимодействия меди H2SO4 (к) с помощью учебника. Составьте электронный баланс. Укажите окислитель, восстановитель.

3. Подготовьте отчет.

Цель: обнаружить серную кислоту.

1.Даны пробирки с растворами соляной, азотной и серной кислот. Опытным путём определите, в какой пробирке находится серная кислота.

2. Составьте уравнение качественной реакции в молекулярном и сокращенном ионном виде.

Информация к размышлению …

Серная кислота – тяжелая маслянистая жидкость, не имеющая цвета. Смешивается с водой в любых отношениях. При растворении серной кислоты в воде выделяется настолько большое количество теплоты, что вода закипает.

Концентрированная серная кислота активно поглощает воду из воздуха, отнимает её от других веществ. При попадании органических веществ в концентрированную серную кислоту происходит их обугливание.

Безводная серная кислота – сильнейший окислитель за счет серы (+6). Она окисляет медь – металл, стоящий в электрохимическом ряду напряжений металлов после водорода. Такие металлы, как алюминий, железо, хром с концентрированной серной кислотой не взаимодействуют («пассивирование» металла).

Концентрированная серная кислота окисляет и неметаллы.

Раствор серной кислоты обладает всеми характерными свойствами кислот.

На этапе обработки материала собственная деятельность учащихся организована как групповая работа и предполагает как коллективный, так и индивидуальный способ получения знаний. Учащиеся знакомятся с учебной информацией о свойствах серной кислоты концентрированной, принимают самостоятельные решения о её важности и соответствии цели исследования, выполняют эксперимент, готовятся рассказать о результатах своего расследования.

В процессе изучения нового материала учащиеся заполняют карту расследования. По окончании работы группы докладывают о результатах своих изысканий. Учитель проверяет и высвечивает информацию на экране компьютера. В это время остальные учащиеся заполняют свои карты расследования новыми сведениями.

Демонстрация опыта: «Обугливание сахара концентрированной серной кислотой», «обугливание лучинки».


источники:

http://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2012/08/29/svoystva-sernoy-kisloty

http://pandia.ru/text/80/562/1327.php