Однородные уравнения второй степени алгоритм
Однородное тригонометрическое уравнение – это уравнение двух видов:
a sin x + b cos x = 0 (однородное уравнение первой степени)
a sin 2 x + b sin x cos x + c cos 2 x = 0 (однородное уравнение второй степени).
Алгоритм решения однородного уравнения первой степени a sin x + b cos x = 0:
1) разделить обе части уравнения на cos x
2) решить получившееся выражение
Пример : Решим уравнение 2 sin x – 3 cos x = 0.
Разделим обе части уравнения на cos x:
Алгоритм решения однородного уравнения второй степени a sin 2 x + b sin x cos x + c cos 2 x = 0.
Условие: в уравнении должно быть выражение вида a sin 2 x.
Если его нет, то уравнение решается методом разложения на множители.
1) Разделить обе части уравнения на cos 2 x
2) Ввести новую переменную z, заменяющую tg x (z = tg x)
3) Решить получившееся уравнение
Пример : Решить уравнение sin 2 x – 3 sin x cos x + 2 cos 2 x = 0.
Разделим обе части уравнения на cos 2 x:
tg 2 x – 3 tg x + 2 = 0.
Вместо tg x введем новую переменную z и получим квадратное уравнение:
Значит:
либо tg x = 1,
либо tg x = 2.
Сначала найдем x при tg x = 1:
x = arctg 1 + πn.
x = π/4 + πn.
Теперь найдем x при tg x = 2:
x = arctg 2 + πn.
Ответ : x = π/4 + πn; x = arctg 2 + πn.
Системы с нелинейными уравнениями
Нелинейные уравнения с двумя неизвестными |
Системы из двух уравнений, одно из которых линейное |
Однородные уравнения второй степени с двумя неизвестными |
Системы из двух уравнений, одно из которых однородное |
Системы из двух уравнений, сводящиеся к системам, в которых одно из уравнений однородное |
Примеры решения систем уравнений других видов |
Нелинейные уравнения с двумя неизвестными
Определение 1 . Пусть A – некоторое множество пар чисел (x ; y) . Говорят, что на множестве A задана числовая функция z от двух переменных x и y , если указано правило, с помощью которого каждой паре чисел из множества A ставится в соответствие некоторое число.
Задание числовой функции z от двух переменных x и y часто обозначают так:
z = f (x , y) , | (1) |
причем в записи (1) числа x и y называют аргументами функции , а число z – значением функции , соответствующим паре аргументов (x ; y) .
Определение 2 . Нелинейным уравнением с двумя неизвестными x и y называют уравнение вида
f (x , y) = 0 , | (2) |
где f (x , y) – любая функция, отличная от функции
где a , b , c – заданные числа.
Определение 3 . Решением уравнения (2) называют пару чисел (x ; y) , для которых формула (2) является верным равенством.
Пример 1 . Решить уравнение
x 2 – 4xy + 6y 2 – – 12 y +18 = 0 . | (3) |
Решение . Преобразуем левую часть уравнения (3):
Таким образом, уравнение (3) можно переписать в виде
(x – 2y) 2 + 2(y – 3) 2 = 0 . | (4) |
Поскольку квадрат любого числа неотрицателен, то из формулы (4) вытекает, что неизвестные x и y удовлетворяют системе уравнений
решением которой служит пара чисел (6 ; 3) .
Пример 2 . Решить уравнение
sin (xy) = 2 . | (5) |
вытекает, что уравнение (5) решений не имеет.
Ответ : Решений нет.
Пример 3 . Решить уравнение
ln (x – y) = 0 . | (6) |
Следовательно, решением уравнения (6) является бесконечное множество пар чисел вида
где y – любое число.
Системы из двух уравнений, одно из которых линейное
Определение 4 . Решением системы уравнений
называют пару чисел (x ; y) , при подстановке которых в каждое из уравнений этой системы получается верное равенство.
Системы из двух уравнений, одно из которых линейное, имеют вид
где a , b , c – заданные числа, а g(x , y) – функция двух переменных x и y .
Пример 4 . Решить систему уравнений
(7) |
Решение . Выразим из первого уравнения системы (7) неизвестное y через неизвестное x и подставим полученное выражение во второе уравнение системы:
Таким образом, решениями системы (7) являются две пары чисел
и
Ответ : (– 1 ; 9) , (9 ; – 1)
Однородные уравнения второй степени с двумя неизвестными
Определение 5 . Однородным уравнением второй степени с двумя неизвестными x и y называют уравнение вида
где a , b , c – заданные числа.
Пример 5 . Решить уравнение
3x 2 – 8xy + 5y 2 = 0 . | (8) |
Решение . Для каждого значения y рассмотрим уравнение (8) как квадратное уравнение относительно неизвестного x . Тогда дискриминант D квадратного уравнения (8) будет выражаться по формуле
откуда с помощью формулы для корней квадратного уравнения найдем корни уравнения (8):
Ответ . Решениями уравнения (8) являются все пары чисел вида
( y ; y) или
где y – любое число.
Следствие . Левую часть уравнения (8) можно разложить на множители
Системы из двух уравнений, одно из которых однородное
Системы из двух уравнений, одно из которых однородное, имеют вид
где a , b , c – заданные числа, а g(x , y) – функция двух переменных x и y .
Пример 6 . Решить систему уравнений
(9) |
рассматривая его как квадратное уравнение относительно неизвестного x :
.
В случае, когда x = – y , из второго уравнения системы (9) получаем уравнение
корнями которого служат числа y1 = 2 , y2 = – 2 . Находя для каждого из этих значений y соответствующее ему значение x , получаем два решения системы: (– 2 ; 2) , (2 ; – 2) .
,
из второго уравнения системы (9) получаем уравнение
которое корней не имеет.
Ответ : (– 2 ; 2) , (2 ; – 2)
Системы из двух уравнений, сводящиеся к системам, в которых одно из уравнений однородное
Пример 7 . Решить систему уравнений
(10) |
Решение . Совершим над системой (10) следующие преобразования:
- второе уравнение системы оставим без изменений;
- к первому уравнению, умноженному на 5 , прибавим второе уравнение, умноженное на 3 , и запишем полученный результат вместо первого уравнения системы (10).
В результате система (10) преобразуется в равносильную ей систему (11), в которой первое уравнение является однородным уравнением:
(11) |
рассматривая его как квадратное уравнение относительно неизвестного x :
.
В случае, когда x = – 5y , из второго уравнения системы (11) получаем уравнение
которое корней не имеет.
,
из второго уравнения системы (11) получаем уравнение
,
корнями которого служат числа y1 = 3 , y2 = – 3 . Находя для каждого из этих значений y соответствующее ему значение x , получаем два решения системы: (– 2 ; 3) , (2 ; – 3) .
Ответ : (– 2 ; 3) , (2 ; – 3)
Примеры решения систем уравнений других видов
Пример 8 . Решить систему уравнений (МФТИ)
Решение . Введем новые неизвестные u и v , которые выражаются через x и y по формулам:
(13) |
Для того, чтобы переписать систему (12) через новые неизвестные, выразим сначала неизвестные x и y через u и v . Из системы (13) следует, что
(14) |
Решим линейную систему (14), исключив из второго уравнения этой системы переменную x . С этой целью совершим над системой (14) следующие преобразования:
- первое уравнение системы оставим без изменений;
- из второго уравнения вычтем первое уравнение и заменим второе уравнение системы на полученную разность.
В результате система (14) преобразуется в равносильную ей систему
из которой находим
(15) |
Воспользовавшись формулами (13) и (15), перепишем исходную систему (12) в виде
(16) |
У системы (16) первое уравнение – линейное, поэтому мы можем выразить из него неизвестное u через неизвестное v и подставить это выражение во второе уравнение системы:
Следовательно, решениями системы (16) являются две пары чисел
Из формул (13) вытекает, что , поэтому первое решение должно быть отброшено. В случае u2 = 5, v2 = 2 из формул (15) находим значения x и y :
Определение 6 . Решением системы из двух уравнений с тремя неизвестными называют тройку чисел (x ; y ; z) , при подстановке которых в каждое уравнение системы получается верное равенство.
Пример 9 . Решить систему из двух уравнений с тремя неизвестными
(17) |
Решение . У системы (17) первое уравнение – линейное, поэтому мы можем выразить из него неизвестное z через неизвестные x и y и подставить это выражение во второе уравнение системы:
(18) |
Перепишем второе уравнение системы (18) в другом виде:
Поскольку квадрат любого числа неотрицателен, то выполнение последнего равенства возможно лишь в случае x = 4, y = 4 .
Ответ : (4 ; 4 ; – 4)
Замечание . Рекомендуем посетителю нашего сайта, интересующемуся методами решения систем уравнений, ознакомиться также c разделом справочника «Системы линейных уравнений» и нашим учебным пособием «Системы уравнений».
Урок алгебры и начала анализа. 10 класс. Однородные тригонометрические уравнения второй степени.
план-конспект урока по алгебре (10 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Однородные тригонометрические уравнения второй степени. | 123.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок алгебры и начала анализа. 10 класс.
(УМК А.Г. Мордковича и др. «Алгебра и начала анализа» 10-11 класс
М. «Мнемозина»,2013 года)
Тема урока : Однородные тригонометрические уравнения второй степени.
Учитель : Александра Вячеславовна Евдокимова, I квалификационной категории, МОУ СОШ №43 им. А.С.Пушкина, города Ярославля.
- ввести определение однородного тригонометрического уравнения второй степени; вывести алгоритм решения однородного тригонометрического уравнения второй степени.
- повторить и закрепить навык решения простейших тригонометрических уравнений; тренировать вычислительные навыки.
- развивать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение, аналогия.
Демонстрационный материал :
1. Мотивация к учебной деятельности
1) Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности(«надо»).
2) Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок («могу»)
3) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность(«хочу»)
— Чем занимались на прошлом уроке? (Решали простейшие тригонометрические уравнения; уравнения методом замены, разложением на множители, однородные уравнения первой степени.)
— Всё получалось? (Нет, но мы повторяли алгоритм решения таких уравнений, исправляли ошибки.)
— Какое предположение вы сделали в конце прошлого урока? (Что существуют более сложные виды тригонометрических уравнений и мы их сможем решить.)
— С чего начнём? (Повторим алгоритмы решения известных нам уравнений.)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
1) Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания.
2) Зафиксировать актуализированные способы действий в речи.
3) Зафиксировать актуализированные способы действий в знаках (эталоны).
4) Организовать обобщение актуализированных способов действий.
5) Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.
6) Мотивировать к пробному действию («надо» — «могу» — «хочу»).
7) Организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия.
8) Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.
Sin x =0 sin x = 1
Cos x =0 cos x = 1
tg x = 0 tg x = 1
ctg x = 0 sin x = — 1
Среди предложенных уравнений укажите:
1. 2 tg 2 t – 5tg t +2 = 0
2. 2sin x – 3 cos x = 0 1) уравнения, которые решаются
3. (sin x — ) (sin x + 1) = 0 методом замены; (1)
4. sin 2x + cos 2x = 0 2) уравнения, которые решаются
5. sin 2 x – 3 sinхcos x + 2 cos 2 x = 0 методом разложения на
6. sin x + cos x = 2 3) однородные тригонометрические
уравнения 1 степени (2,4)
— Сформулируйте алгоритм решения однородных тригонометрических уравнений первой степени.
Учащиеся формулируют алгоритм. Алгоритм пошагово появляется на доске.
— Найдите среди предложенных уравнений, то которое будет пробным.
— Рассмотрим его, чем оно отличается от остальных ? (Все одночлены в левой части – второй степени.)
— Уравнения вида а sin 2 x + b sin х cos x + c cos 2 x = 0
Называются однородными второй степени. Способ таких уравнений вам известен? (Нет.)
— Попробуйте решить уравнение № 5.
Учащиеся выполняют пробное действие.
-Удалось найти верный ответ? В чём затруднение?
(Нет, не удалось; решил, но не могу обосновать решение.)
3.Выявление места и причин затруднения.
1) Организовать восстановление выполненных операций.
2) Организовать фиксацию места (шага, операции), где возникло затруднение.
3) Организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами(алгоритмом, понятием и т.д.)
4) На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения- тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостаёт для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
– В чём причина затруднения? (Мы не знаем алгоритма решения таких уравнений.)
Были ли уравнения
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Организовать построение проекта выхода из затруднения:
1) Учащиеся ставят цель проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения).
2) Учащиеся уточняют и согласовывают причины возникшего затруднения.
3) Учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.)
4) Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.
-Какова цель урока? (Составить алгоритм решения однородных уравнений второй степени.)
-Какова тема урока? (Однородные уравнения второй степени.)
— Запишите тему в тетрадь.
-Какие приёмы вы предлагаете использовать для конструирования алгоритма? (Деление обеих частей уравнения на cos 2 x.)
— Как решить уравнение вида: а sin 2 mx + b sin cos mx + c cos 2 mx = 0
— Для выполнения построенного плана предлагаю объединиться в группы и решить задания:
Ответ: , .
Учащиеся работают в группах. Записывают решение на заготовках для кодоскопа. Проверка через кодоскоп..
6. Первичное закрепление во внешней речи.
Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи.
-Решим № 364 (в) проговаривая все этапы алгоритма.
sin 2 x + sin х cos x — 2 cos 2 x = 0 a≠0 c≠0
( Разделить обе части уравнения на cos 2 x)
tg 2 x + tg x — 2=0
Z 2 + Z – 2 = 0 (Решим полученное квадратное уравнение)
(В ернёмся к замене)
tg x = 1 или tg x = -2 ( Решим простейшие тригонометрические
х = , х = — (Запишем ответ уравнения).
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
1) Организовать выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;
2) Организовать соотнесение работы с подробным образцом;
3) Организовать вербальное сопоставление работы с подробным образцом;
4) По результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.
-Время на выполнение задания вышло. Проверьте свою работу по подробному образцу.
— С какого шага начнём проверку ( Проверим, чему равны коэффициенты.)
-Следующий шаг проверки ? ( Разделить обе части уравнения на cos 2 .)
— Дальше ?(Вввести замену Z = tg x и решить полученное квадратное уравнение.)
-Следующий шаг проверки ? (Вернёмся к замене и решим простейшие тригонометрические уравнения.)
-Последний шаг проверки? (Проверка правильности записи ответа уравнения.)
— Кто ошибся при определении коэффициентов?
— Кто допустил ошибки при делении обеих частей уравнения на cos 2 ?
— Кто неверно решил кв. уравнение?
— Кто неверно решил простейшее тригонометрическое уравнение?
8.Включение в систему знаний и повторение.
1) Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия.
2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
-Рассмотрите уравнение. Это однородное тригонометрическое уравнение второй степени? (Нет.)
-А можно его привести к такому виду? (Да.)
— Что для этого нужно сделать? ( По основному тригонометрическому тождеству заменить 1 на sin 2 x + cos 2 x привести подобные слагаемые.)
— Решите это уравнение. (Ответ: х = — )
— Как вы думаете, а существуют другие виды тригонометрических уравнений? (Конечно.)
— Что может нам помочь в решении новых видов уравнений? (Тригонометрические формулы, которые мы знаем.)
-А много ли тригонометрических формул вы знаете ? (Пока нет.)
-Сделайте предположение, что вы узнаете на следующих уроках? (Новые тригонометрические формулы.)
9. Рефлексия учебной деятельности.
1) Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.
2) Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения.
3) Выполнения требований, известных учащимся.
4) Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.
5) Организовать обсуждение и запись домашнего задания.
— Что нового узнали на уроке? (Новый вид тригонометрического уравнения, способ его решения.)
— Достигли цель, поставленную в начале урока? (Да.)
— Почему? (Мы составили алгоритм решения однородных уравнений второй степени.)
-Где может пригодиться новое знание ? (При решении более сложных тригонометрических уравнений.)
— Как вы оцените свою работу на уроке?
-Для чего нам необходимо выполнять домашнее задание? (Чтобы закрепить умение решать данный вид уравнений.)
— Предлагаю записать домашнее задание : № 363(г), № 362 (бв), дополнительно: №378.
http://www.resolventa.ru/spr/algebra/system1.htm
http://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2017/08/20/urok-algebry-i-nachala-analiza-10-klass-odnorodnye