Определите типы химических реакций по уравнениям реакции

Классификация реакций

Существует несколько классификаций реакций, протекающих в неорганической и органической химии.

По характеру процесса
  • Соединения

Так называют химические реакции, где из нескольких простых или сложных веществ получается одно сложное вещество. Примеры:

В результате реакции разложения сложное вещество распадается на несколько сложных или простых веществ. Примеры:

В ходе реакций замещения атом или группа атомов в молекуле замещаются на другой атом или группу атомов. Примеры:

К реакциям обмена относятся те, которые протекают без изменения степеней окисления и выражаются в обмене компонентов между веществами. Часто обмен происходит анионами/катионами:

AgF + NaCl = AgCl↓ + NaF

Окислительно-восстановительные реакции (ОВР)

Это те химические реакции, в процессе которых происходит изменение степеней окисления химических элементов, входящих в состав исходных веществ. ОВР подразделяются на:

    Межмолекулярные — атомы окислителя и восстановителя входят в состав разных молекул. Примеры:

Внутримолекулярные — атомы окислителя и восстановителя в составе одного сложного вещества. Примеры:

Диспропорционирование — один и тот же атом является и окислителем, и восстановителем

Замечу, что окислителем и восстановителем могут являться только исходные вещества (а не продукты!) Окислитель всегда понижает свою СО, принимая электроны в процессе восстановления. Восстановитель всегда повышает свою СО, отдавая электроны в процессе окисления.

От обилия информации можно запутаться. Я рекомендую сформулировать четко: «Окислитель — понижает СО, восстановитель — повышает СО». Запомнив эту информацию таким образом, вы не будете путаться.

ОВР уравнивают методом электронного баланса, с которым мы подробно познакомимся в разделе «Решения задач».

Обратимые и необратимые реакции

Обратимые реакции — такие химические реакции, которые протекают одновременно в двух противоположных направлениях: прямом и обратном. При записи реакции в таких случаях вместо знака «=» ставят знак обратимости «⇆».

Классическим примером обратимой реакции является синтез аммиака и реакция этерификации (из органической химии):

Необратимые реакции протекают только в одном направлении, до полного расходования одного из исходных веществ. Главное отличие их от обратимых реакций в том, что образовавшиеся продукты реакции не взаимодействуют между собой с образованием исходных веществ.

Иногда сложно бывает отличить обратимую реакцию от необратимой, однако я дам несколько советов, которые советую взять на вооружение. В результате необратимых реакций:

  • Образуются малодиссоциирующие вещества (например — вода, однако есть исключения — реакция этерификации)
  • Реакция сопровождается выделение большого количества тепла
  • В ходе реакции образуется газ или выпадает осадок

Примеры необратимых реакций:

NaOH + HCl = NaCl + H2O (образуется вода)

2Na + 2H2O = 2NaOH + H2 (сопровождается выделением большого количества тепла)

Реакции и агрегатное состояние фаз

Фазой в химии называют часть объема равновесной системы, однородную во всех своих точках по химическому составу и физическим свойствам и отделенную от других частей того же объема поверхностью раздела. Фаза бывает жидкой, твердой и газообразной.

Все реакции можно разделить на гетеро- и гомогенные. Гетерогенные реакции (греч. heterogenes — разнородный) — реакции, протекающие на границе раздела фаз, в неоднородной среде. Скорость таких реакций зависит от площади соприкосновения реагирующих веществ.

К гетерогенным реакциям относятся следующие реакции (примеры): жидкость + газ, газ + твердое вещество, твердое вещество + жидкость. Примером такой реакции может послужить взаимодействие твердого цинка и раствора соляной кислоты:

Гомогенные реакции (греч. homogenes — однородный) — реакции, протекающие между веществами, находящимися в одной фазе.

К гомогенным реакциям относятся (примеры): жидкость + жидкость, газ + газ. Примером такой реакции может служить взаимодействие между растворами уксусной кислоты и едкого натра.

Реакции и их тепловой эффект

Все реакции можно разделить на те, в ходе которых тепло поглощается, или, наоборот, тепло выделяется. Представьте пробирку, охлаждающуюся или нагревающуюся в вашей руке — это и есть тот самый тепловой эффект. Иногда тепла выделяется так много, что реакции сопровождаются воспламенением или взрывом (натрий с водой).

Экзотермические реакции (греч. exo — вне) — химические реакции, сопровождающиеся потерей энергии системой и выделением тепла (той самой энергии) во внешнюю среду. При написании химических реакций в конце экзотермических ставят «+ Q» (Q — тепло), иногда бывает указано точное количество выделяющегося тепла. Например:

2Mg + O2 = 2MgO + Q

NaOH + HCl = NaCl + H2O + 56 кДж

К экзотермическим реакциям часто относятся реакции горения, соединения.

Исключением является взаимодействие азота и кислорода, при котором тепло поглощается:

Как уже было отмечено выше, если тепло выделяется во внешнюю среду, значит, система реагирующих веществ потеряло это тепло. Поэтому не должно казаться противоречием, что внутренняя энергия веществ в результате экзотермической реакции уменьшается.

Энтальпией называют (обозначение Н), количество термодинамической (тепловой) энергии, содержащееся в веществе. Иногда с целью «запутывания» в реакции вместо явного +Q при экзотермической реакции могут написать ΔH 0, так как внутренняя энергия веществ увеличивается. Например:

CaCO3 = CaO + CO2↑ ; ΔH > 0 (значит реакция эндотермическая, так как внутренняя энергия увеличивается)

Замечу, что не все реакции разложения являются эндотермическими. Широко известная реакция разложения дихромата аммония («вулканчик») является примером экзотермического разложения, при котором тепло выделяется.

© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2022

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Определите типы химических реакций по уравнениям реакции

FOR-DLE.ru — Всё для твоего DLE 😉
Привет, я Стас ! Я занимаюсь так называемой «вёрсткой» шаблонов под DataLife Engine.

На своем сайте я выкладываю уникальные, адаптивные, и качественные шаблоны. Все шаблоны проверяются на всех самых популярных браузерх.
Раньше я занимался простой вёрсткой одностраничных, новостных и т.п. шаблонов на HTML, Bootstrap. Однажды увидев сайты на DLE решил склеить пару шаблонов и выложить их в интернет. В итоге эта парочка шаблонов набрала неплохую популярность и хорошие отзывы, и я решил создать отдельный проект.
Кроме шаблонов я так же буду выкладывать полезную информацию для DataLife Engin и «статейки» для веб мастеров. Так же данный проект будет очень полезен для новичков и для тех, кто хочет правильно содержать свой сайт на DataLife Engine. Надеюсь моя работа вам понравится и вы поддержите этот проект. Как легко и удобно следить за обновлениями на сайте?
Достаточно просто зарегистрироваться на сайте, и уведомления о каждой новой публикации будут приходить на вашу электронную почту!

Задание 1
Назовите, какие известные вам признаки могут быть положены в основу классификаций химических реакций.
• по признаку состава и числа реагентов и продуктов реакции (реакции соединения, разложения, замещения и обмена) ;
• по признаку поглощения или выделения теплоты, т.е. тепловому эффекту (реакции экзотермические и эндотермические) ;
• по признаку участия катализатора (каталитические и некаталитические).

Задание 2
Назовите типы химических реакций по признаку состава и числа реагентов и продуктов реакции. Дайте определение каждому типу реакций.
Реакциями соединения называются такие реакции, в результате которых из двух или нескольких веществ образуется одно сложное вещество.
Реакциями разложения называются такие реакции, в результате которых из одного сложного вещества образуется несколько новых веществ.
Реакциями замещения называются такие реакции, в результате которых из простого и сложного веществ образуются новое простое и новое сложное вещества.
Реакциями обмена называются такие реакции, в результате которых из двух сложных веществ образуются два новых сложных вещества, или, другими словами, в результате которых два сложных вещества обмениваются своими составными частями.

Задание 3
Расставьте коэффициенты в схемах химических реакций и определите их тип по признаку «состав и число реагентов и продуктов реакции»:
а) СuО + Н2SO4 = СuSO4 + Н2O; Реакция обмена
б) NaHSO4 + NaOH = Na2SO4 + Н2O; Реакция обмена
в) NH4НСО3 = NH3 + СO2↑ + Н2O; Реакция разложения
г) SO3 + Н2O = H2SO4; Реакция соединения
д) (NН4)2Сr2O7 = Сr2O3 + N2↑ + 4 H2O. Реакция разложения

Задание 4
При разложении малахита (СuOН)2СO3 образуются оксид меди (II) СuО, углекислый газ и вода. Запишите уравнение этой реакции.
(СuOН)2СO3 = 2CuO + CO2 + H2O

Задание 5
При разложении перманганата калия (марганцовки) КМnO4 образуются манганат калия К2МnO4, оксид марганца (IV) МnO2 и кислород. Запишите уравнение этой реакции.
2KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + O2
К какому типу реакций по признаку поглощения или выделения теплоты относятся реакции задания 4 и 5? К эндотермическим реакциям, поскольку во время реакции теплота поглощается.
К какому типу реакций по признаку поглощения или выделения теплоты относятся реакции задания 3?
а) СuО + Н2SO4 = СuSO4 + Н2O; Экзотермическая реакция
б) NaHSO4 + NaOH = Na2SO4 + Н2O; Экзотермическая реакция
в) NH4НСО3 = NH3 + СO2↑ + Н2O; Эндотермическая реакция
г) SO3 + Н2O = H2SO4; Экзотермическая реакция
д) (NН4)2Сr2O7 = Сr2O3 + N2↑ + 4H2O. Эндотермическая реакция

Задание 6
Запишите уравнение реакции получения азотной кислоты:
4NO2 + O2 + 2Н2O = 4HNO3

Задание 7
Запишите уравнение реакции замещения, которую используют для сварки рельсов, если известно, что реагентами являются железная окалина Fе3O4 и алюминий.
3Fe3O4 + 8Al = 4Al2O3 + 9Fe

Задание 8
Вспомните из курса биологии, что такое фотосинтез. Запишите уравнение этого процесса, если известно, что в результате взаимодействия углекислого газа и воды образуется глюкоза, формула которой С6Н12O6, и кислород.
6CO2 + 6H2O = C6H12O6 + 6O2
Можно ли отнести эту реакцию к реакциям замещения? Нет, нельзя. Поясните ответ. В реакции замещения среди реагентов и продуктов реакции есть простые вещества, а в реакции фотосинтеза реагенты ― сложные вещества.

Задание 9
При горении метана, формула которого СН4, образуются углекислый газ и вода.
CH4 + 2O2 = CO2 + 2H2O
Можно ли отнести эту реакцию к одному из изученных вами типов:
а) по составу и числу реагентов и продуктов реакции; Нельзя. Простое вещество есть среди реагентов и отсутствует среди продуктов реакции, поэтому не является реакцией замещения.
б) по признаку поглощения или выделения теплоты? Можно. Все реакции горения ― экзотермические, поскольку сопровождаются выделением теплоты.

Задание 11
Подготовьте сообщение и презентацию об обмене веществ (жиров, белков и углеводов) в организме. Какие из этих процессов относятся к экзо- и эндотермическим реакциям? Самостоятельно.

Тренировочные упражнения, расчетные задачи на тему «Типы химических реакций» (8 класс)

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Типы химических реакций. Расчеты по химическим уравнениям.

Расставьте коэффициенты, преобразовав схемы в уравнения реакций. Укажите тип каждой реакции.

Расставьте коэффициенты, преобразовав схемы в уравнения реакций. Укажите тип каждой реакции.

Mg + CuO = MgO + Cu

Расставьте коэффициенты, преобразовав схемы в уравнения реакций. Укажите тип каждой реакции.

Расставьте коэффициенты, преобразовав схемы в уравнения реакций. Укажите тип каждой реакции.

Закончите уравнения реакций разложения, расставьте коэффициенты.

Закончите уравнения реакций соединения. Расставьте коэффициенты.

Закончите уравнения реакций замещения. Расставьте коэффициенты.

95,2г железа нагрели с избытком серы. Определите массу образовавшегося сульфида железа ( FeS ).

Какая масса железной окалины Fe 3 O 4 образуется при окислении 25,2г железа?

Определите массу оксида алюминия Al 2 O 3, который образуется при сжигании 0,4 моль алюминия в кислороде.

Какую массу воды нужно подвергнуть разложению электрическим током, чтобы получить 1,6г кислорода?

Вычислите массу кислорода, который потребуется для сжигания порошка магния массой 6г.

Какова масса оксида лития Li 2 O , образовавшегося при взаимодействии 35г лития с кислородом?

Какая масса кислорода потребуется для полного сжигания 36г углерода?

Какая масса фосфора может вступить в реакцию с 8г кислорода?

Какая масса оксида кремния ( IV ) образуется при горении 28г кремния?

При взаимодействии цинка с соляной кислотой выделился водород массой 4г. Какова масса прореагировавшего цинка? Zn + HCl = ZnCl 2 + H 2

Чему равна масса ортофосфорной кислоты, полученной при растворении 71г оксида фосфора ( V ) в воде? P 2 O 5 + H 2 O = H 3 PO 4

Какая масса воды образовалась при термическом разложении 21,4 г гидроксида железа ( III )? Fe(OH) 3 = Fe 2 O 3 + H 2 O

При разложении карбоната кальция CaCO 3 , образуется углекислый газ и оксид кальция CaO . Определите массы продуктов реакции, образовавшихся при разложении 5 моль карбоната кальция. CaCO 3= CaO + CO 2

Определите массы продуктов реакции, образовавшихся в результате разложения 1,4 моль хлората калия. KClO 3 = KCl + O 2

При разложении малахита ( CuOH )2 CO 3 , образуется оксид меди ( II ), углекислый газ и вода. Определите массы веществ, образующихся при разложении 0,12 моль малахита. ( CuOH )2 CO 3 = CuO + CO 2 + H 2 O

Список литературных источников

Дидактические карточки-задания по химии: 8 класс: к учебнику О.С. Габриеляна «Химия.8 класс»/ Н.С. Павлова. – М.: Издательство «Экзамен», 2004.

Единый государственный экзамен. Химия: справ. материалы, контрол.-трениров. Упражнения, расчет. задачи / О.Ю. Косова, Л.Л. Егорова. – Челябинск: Взгляд, 2006.

Химия : 8 класс: задачник для учащихся общеобразовательных организаций / Н.Е. Кузнецова, А.Н. Лёвкин. – М.: Вентана-Граф, 2015.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 925 человек из 80 регионов

Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 14 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Курс добавлен 23.11.2021
  • Сейчас обучается 35 человек из 23 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Дистанционные курсы для педагогов

«Взбодрись! Нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 579 007 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

33 конкурса для учеников 1–11 классов и дошкольников от проекта «Инфоурок»

Другие материалы

  • 04.11.2015
  • 1817
  • 1
  • 04.11.2015
  • 659
  • 1
  • 04.11.2015
  • 433
  • 0
  • 04.11.2015
  • 910
  • 8
  • 04.11.2015
  • 2405
  • 1
  • 04.11.2015
  • 1470
  • 2
  • 04.11.2015
  • 2162
  • 2

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Добавить в избранное

  • 04.11.2015 35315
  • DOCX 44.5 кбайт
  • 753 скачивания
  • Рейтинг: 3 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Тимирбаева Елена Игоревна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

  • На сайте: 6 лет и 4 месяца
  • Подписчики: 0
  • Всего просмотров: 60025
  • Всего материалов: 15

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Приемная кампания в вузах начнется 20 июня

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения подключит студотряды к обновлению школьной инфраструктуры

Время чтения: 1 минута

Полный перевод школ на дистанционное обучение не планируется

Время чтения: 1 минута

В школах Хабаровского края введут уроки спортивной борьбы

Время чтения: 1 минута

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://gdz.cool/h8_gos_2018/365-h8_gos_2018_13.html

http://infourok.ru/trenirovochnie-uprazhneniya-raschetnie-zadachi-na-temu-tipi-himicheskih-reakciy-klass-548666.html