Основные методы решения уравнений и неравенств

Способы решения уравнений и неравенств

Разделы: Математика

Анализируя опыт моей работы в старших классах, (а я выпустила уже 4 класса, сдающих ЕГЭ) я сделала вывод: необходимо знакомить учащихся как можно с большим количеством методов решения задач. Проиллюстрировать широкие возможности использования хорошо усвоенных школьных знаний, привить навыки употребления нестандартных методов рассуждения при решении задач, т. к. знание некоторых приемов позволит многие трудные задачи сделать вполне посильными. Выбраны способы, овладение которыми может оказаться полезными при решении заданий части С.

Например, при изучении темы “ Иррациональные уравнения” помимо основного способа возведения обеих частей уравнения в соответствующую степень рассмотреть следующие методы, выполняя поставленные цели и задачи:

  • показать нестандартные приемы решения иррациональных уравнений;
  • повысить уровень понимания и практической подготовки в решении уравнений и неравенств;
  • формировать и развивать качества мышления, характерные для математической деятельности.
  • научиться решать уравнения и неравенства более высокого, по сравнению с обязательным, уровнем сложности;
  • овладеть рядом технических и интеллектуальных математических умений на уровне свободного их использования.

I. Иррациональные уравнения.

1) Решив, такой пример сначала обычным способом определив, что проверка корней связана с определенными трудностями, необходимо предложить более простой способ решения, который не требует столь скрупулезной проверки.

Обратим внимание, что при таком способе нет необходимости делать проверку, так же как и проверять, попадет ли найденное значение корня в область допустимых значений уравнения. Вместо этого мы по ходу решения следили за тем, чтобы вновь введенные переменные удовлетворяли условиям u ≥ 0, z ≥ 0.

Проверкой убеждаемся, что x = 5 корень исходного уравнения.

4) Метод сведения иррациональных уравнений к системам рациональных эффективно применять при решении таких уравнений:

Проверкой убеждаемся, что оба числа являются корнями исходного уравнения.

5) Умножение обеих частей уравнения на функцию, имеющую смысл на ООУ. При решении необходимо следить за равносильностью преобразований на ООУ, либо в конце решения надо сделать проверку, так как могут появиться посторонние корни.

Проверкой убеждаемся, что число 2 является корнем исходного уравнения.

6) Рассмотрим еще один очень эффективный метод решения некоторых иррациональных уравнений, который редко применяется. Речь идет о заменах, но не алгебраических, а тригонометрических.

установим взаимнооднозначное соответствие между х и γ, ограничим промежуток изменения следующим неравенством: 0 γ π

Оба слагаемых в левой части неотрицательны, т. к. их сумма равна нулю, то каждое из них также равно нулю, значит:

Задания, в которых можно применять указанный метод:

II. Задачи связанные с исследованием свойств, входящих в них функций.

1) Использование ОДЗ

Проверка

2) Использование оценки множества значений функции.

(Использование ограниченности функций.)

Уравнение имеет решение обе части уравнения одновременно равны 4.

III. Использование монотонности функции.

а) Если f(x) – непрерывная и строго монотонная функция на промежутке L, то уравнение f(x) = С, где С – const, может имеет не более одного решения на промежутке L.

б) Если f(x) и g(x) – непрерывные на промежутке L функции f(x) строго возрастает, а g(x) строго убывает на этом промежутке, то уравнение f(x) = g(x) может иметь не более одного решения на промежутке L.

в) Если y = f(x) возрастает при а ≤ x ≤ b

y = g(x) убывает и f(а) > g(а), то корней уравнения для а ≤ x ≤ в нет.

1а) log2 (7 – x) = x – 1

О.О.У x х + 4 х + 5 х = 6 х

Делим на 5 х ≠ 0.

x = 2 и этот корень один.

IV. Использование графиков функций.

Иногда полезно рассмотреть эскиз графиков правой и левой части в одной системе координат.

Но эскиз лишь помогает найти решение, ответ еще надо обосновать.

Преобразования не обещают ничего хорошего, но в левой части сумма двух взаимообратных положительных величин, т.е. всегда ≥2.

Правая часть определена при x≥0 и x 2 + 1≥2x.

Ответ: х = 1,

Методы решения уравнений, неравенств и их систем

Методы решения систем уравнений с двумя переменными

  1. Выражаем из какого-либо уравнения системы одну переменную через другую.
  2. Подставляем вместо этой переменной полученное выражение во второе уравнение.
  3. Решаем получившееся уравнение с одной переменной.
  4. Находим соответствующие значения второй переменной.

Просмотр содержимого документа
«Методы решения уравнений, неравенств и их систем»

Материал, связанный с уравнениями и неравенствами, составляет значительную часть школьного курса математики. Однако решению всех видов уравнений и неравенств уделяется недостаточно внимания. Актуальность рассмотрения данной темы обусловлена противоречием между тем, что задания, связанные с уравнениями и неравенствами и их системами регулярно встречаются в материалах ЕГЭ и ОГЭ и тем, что их решение, вызывают у учащихся значительные трудности.

Целью данной работы является: Рассмотреть методические основы профильного и углубленного обучения теме «Уравнения, неравенства и их системы».

Из данной цели вытекают задачи:

Выделить методы решения уравнений, неравенств и их систем.

Выполнить логико-дидактический анализ темы «Уравнения, неравенства и их системы» по школьным учебникам «Алгебра» Ю.Н. Макарычева за 7-9 класс и «Алгебра» А.Г. Мордковича 10-11 класс.

Разработать конспект урока по теме «Уравнения, неравенства и их системы» для 8 класса.

Данные практические разработки могут быть использованы в школе.

Данная работа состоит из трех параграфов:

§1. Методы решения уравнений, неравенств и их систем.

§2. Логико-дидактический анализ по теме «Уравнения, неравенства и их системы» по школьным учебникам «Алгебра» Ю.Н. Макарычева за 7-9 класс и «Алгебра» А.Г. Мордковича 10-11 класс.

§3. Конспект урока по теме «Уравнения, неравенства и их системы» для 8 класса.

§1. Методы решения уравнений, неравенств и их систем

Методы решения целых уравнений первой степени.

Раскрытие скобок (умножаем многочлен на многочлен). Пример: (2x+1)(3x-2)-6x(x+4)=67-2x

Домножение на НОК знаменателей дробей обеих частей уравнения. Пример:

Способы решения целых уравнений.

Разложение многочлена на множители. Пример: +3=0

С помощью теоремы о корне многочлена. Пример:

Введение новой переменной. Пример:

Метод неопределенных коэффициентов. Пример:

Графический способ. Пример:

С помощью алгоритма решения квадратных уравнений:

Алгоритмы и способы решения дробно-рациональных уравнений.

а) Умножаем обе части уравнения на общий знаменатель дробей, входящих в уравнение.

б) Решаем полученное целое уравнение.

в) Исключаем из его корней те, которые обращают в нуль общий знаменатель дробей.

Пример:

Используя нестандартные преобразования. Пример:

Введение новой переменной. Пример:

Введение вспомогательной переменной. Пример:

Графический способ решения. Пример:

Способы решения целых неравенств с одной переменной.

1.Используя свойства дискриминанта квадратного уравнения и свойств графика квадратичной функции. Пример:

2. Метод интервалов. Пример:

3. Используя свойства графика квадратной функции. Пример:

Способы решения дробно-рациональных неравенств с одной переменной.

Разложение на множители числителя и знаменателя. Пример:

Используя систему. Примеры:

Способы решения уравнений с переменной под знаком модуля.

Замена на систему уравнений. Пример:

Замена совокупность из двух систем. Пример:

Графический способ с дальнейшей заменой на совокупность из трех систем уравнений. Пример:

Способы решения неравенств с переменной под знаком модуля.

Замена на систему неравенств. Пример:

Используя свойство модуля. Пример:

Графический способ с дальнейшей заменой на совокупность из трех систем неравенств. Пример:

Способы решения уравнений с параметром.

Вынесение многочлена за скобку. Пример: ax-2x=a 2 +a-6

Используя дискриминант. Пример:

Способы решения дробно-рациональных уравнений с параметром.

Домножение на общий знаменатель. Пример:

Методы решения систем уравнений с двумя переменными

Выражаем из какого-либо уравнения системы одну переменную через другую.

Подставляем вместо этой переменной полученное выражение во второе уравнение.

Решаем получившееся уравнение с одной переменной.

Находим соответствующие значения второй переменной.

Умножаем левые и правые части уравнений.

Складываем почленно левые и правые части уравнений.

Решаем получившееся при сложении уравнение с одной переменной.

Находим соответствующие значения второй переменной.

б) Разложение на линейные множители.

Способы решения линейных неравенств с двумя переменными.

Графический. Пример: 4x-5y20

Способы решения неравенств с двумя переменными выше первой.

Способы решения системы неравенств с двумя переменными.

Способы решения неравенств с двумя переменными, содержащие знак модуля.

Методы решения уравнений высших степеней.

Используя делители свободного члена уравнения. Пример: x 3 +2x 2 -7x-12=0

Деления обеих частей уравнения на x 2 . Пример: 3x 4 -2x 3 -9x 2 -4x+12=0

Метод замены двух переменных. Пример: 2(x 2 +x+1)-7(x-1) 2 =13(x 3 -1)

Графический метод. Пример: x 5 +5x-42=0

Используя производную функции. Пример: x 4 -8x+63=0

Методы решения показательных уравнений.

Метод введения новой переменной. Пример: 4 x +2 x +1 -24=0

Методы решения показательных неравенств.

Метод уравнивания показателей. Пример:

Метод введения новой переменной. Пример:

Деления обеих частей уравнения на число с наибольшим показателем в степени. (однородные уравнения второй степени) Пример: 8 x +18 x 2∙27 x

Используя свойство дискриминанта. Пример: (x 2 +x+1) x ≤1

Методы решения логарифмических уравнений.

Введение новой переменной. Пример: lg 2 x+lg x+1=

Методы решения логарифмических неравенств.

Представление обеих частей неравенства в виде логарифмов с одинаковым основанием. Пример: (16+4xx 2 )≤-4

Введение новой переменной. Пример:

Методы решения уравнений и неравенств с модулем.

Раскрытие модуля по определению. Пример:

Графический способ. Пример:

Используя совокупность уравнений (неравенств). Пример:

Методы решения иррациональных уравнений.

Возведение обеих частей уравнения в одну и ту же степень. Пример:

Введение новой переменной. Пример:

Уединение корня и возведение обеих частей уравнения в степень. Пример:

Введение двух новых переменных. Пример:

Умножение обеих частей уравнения на выражение сопряженное данному. Пример:

Методы решения иррациональных неравенств.

Используя совокупность неравенств. Пример:

Введение новой переменной. Пример:

Методы решения систем уравнений.

Перемножением правых и левых частей уравнения. Пример:

Презентация по алгебре на тему «Общие методы и приемы решения уравнений и неравенств»

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Первая группа Первая группа

Виды уравнений и неравенств Трансцендентные Алгебраические рациональные дробные и целые иррациональные логарифмические показательные тригонометрические смешанные

Первая группа Первая группа

Четвертая группа Четвертая группа

Первая группа Первая группа

Четвертая группа Четвертая группа

Первая группа Первая группа

Четвертая группа Четвертая группа

Третья группа Третья группа

По свойствам функций Разложение на множители Введение новой переменной Функционально-графический показательные логарифмические иррациональные рациональные тригонометрические показательные иррациональные рациональные иррациональные показательные логарифмические тригонометрические Смешанные (можно решать почти любые виды уравнений, но главный недостаток – нельзя точно определить корень)

Методы решения уравнений – это способы, приемы, с помощью которых можно решить то или иное уравнение. Общие методы решения уравнений – это такие способы, приемы, с помощью которых можно решить уравнения разного типа.

Учебная задача: обобщить и систематизировать основные методы и приемы решения уравнений и неравенств.

Данный метод применим: при решении показательных уравнений, когда переходим от уравнения af(x)=ag(x) (a>0, a≠1) к уравнению; при решении логарифмических уравнений, когда переходим от уравнения logaf(x)=logag(x) к уравнению f(x)=g(x); При решении степенных уравнений при решении иррациональных уравнений, когда переходим от уравнения к уравнению f(x)=g(x). По свойствам функций

Данный метод применим только в том случае, когда функция y=h(x) – монотонная, которая каждое свое значение принимает только один раз. Если y=h(x) – не монотонная функция, то указанный метод применять нельзя, поскольку возможна потеря корней! По свойствам функций Пример 1 Пример 2

Пример 1 Функция y=x7 – монотонно возрастающая функция, поэтому от данного уравнения можно перейти к уравнению вида 2x+2=5x-9. Откуда x=11/3. Расширения ОДЗ здесь не произошло, значит, это – равносильное преобразование уравнения. По свойствам функций

Суть метода: уравнение можно заменить совокупностью уравнений Решив уравнения этой совокупности нужно взять те корни, которые принадлежат ОДЗ исходного уравнения, остальные отбросить как посторонние. Нужна обязательно проверка или учет ОДЗ уравнения. Метод разложения на множители

Метод разложения на множители

Метод разложения на множители

Суть метода: если уравнение f(x)=0 удалось преобразовать к виду p(g(x))=0, то нужно ввести новую переменную u=g(x), решить уравнение p(u)=0, а затем решить совокупность уравнений где u1,u2…un – корни уравнения p(u)=0. При введении новой переменной необходимо решить полученное уравнение относительно новой переменной до конца, т.е. до проверки корней (если это необходимо), и только потом можно возвращаться к исходной переменной. Метод введения новой переменной

Метод введения новой переменной

Данное неравенство из домашней работы, поэтому просто заносим его решение в канву-таблицу. Метод введения новой переменной

Суть метода: для решения уравнения f(x)=g(x) необходимо построить графики функций y=f(x), y=g(x) и найти точки их пересечения – корнями уравнения служат абсциссы этих точек. Данный метод позволяет определить число корней уравнения, угадать значение корня, найти приближенные, а иногда и точные значения. Функционально – графический метод

1). Если одна из функций y=f(x), y= g(x) возрастает, а другая убывает, то уравнение f(x)=g(x) либо не имеет корней, либо имеет один корень (который иногда можно угадать) 2).Если на промежутке X наибольшее значение одной из функций y=f(x), y=g(x) равно А и наименьшее значение другой функции тоже равно А, то уравнение f(x)=g(x) равносильно системе уравнений Функционально – графический метод

Функционально – графический метод

Функционально – графический метод Ответ: x=2

Методрешения Суть метода Пример По свойствам функций Метод разложения на множители Метод введения новой переменной Функционально – графический метод

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 930 человек из 80 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 687 человек из 75 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО

  • Сейчас обучается 304 человека из 68 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Дистанционные курсы для педагогов

«Взбодрись! Нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 594 272 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

33 конкурса для учеников 1–11 классов и дошкольников от проекта «Инфоурок»

«Психологические методы развития навыков эффективного общения и чтения на английском языке у младших школьников»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

  • 21.11.2016
  • 899
  • 0
  • 21.11.2016
  • 310
  • 0
  • 21.11.2016
  • 2130
  • 0
  • 21.11.2016
  • 911
  • 1
  • 21.11.2016
  • 585
  • 0
  • 21.11.2016
  • 493
  • 0
  • 21.11.2016
  • 390
  • 0

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Добавить в избранное

  • 21.11.2016 1039
  • PPTX 6.6 мбайт
  • 48 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Максимова Мария Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

  • На сайте: 6 лет и 3 месяца
  • Подписчики: 0
  • Всего просмотров: 7258
  • Всего материалов: 9

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Ленобласть распределит в школы прибывающих из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

Школы смогут вносить данные в портфолио школьника в «МЭШ»

Время чтения: 2 минуты

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Школьник из Сочи выиграл международный турнир по шахматам в Сербии

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://multiurok.ru/files/mietody-rieshieniia-uravnienii-nieravienstv-i-ikh.html

http://infourok.ru/prezentaciya-po-algebre-na-temu-obschie-metodi-i-priemi-resheniya-uravneniy-i-neravenstv-1377468.html