Открытый урок на тему тригонометрические уравнения

Открытый урок по теме «Тригонометрические уравнения»

Разделы: Математика

Цель урока: познакомить учащихся с однородными уравнениями, относительно cosx и sinx, с уравнениями, решаемыми с помощью разложения их левой части на множители.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебное пособие «Алгебра и начало анализа 10-11кл.» (А.Н. Колмогоров), тетрадь, карандаш, авторучка, линейка, справочник по алгебре, таблица формула корней простейших тригонометрических уравнений, составленная дома самостоятельно.

План урока:

Этап урока:Цель этапа:Время
1. Организационный моментСообщение темы урока; постановка цели урока; сообщение этапов урока.2 минуты
2. Проверка домашнего заданияПовторить решение тригонометрических уравнений, сводящихся к квадратным3 минуты
3. Устный счетСовершенствовать умение решать простейшие тригонометрические уравнения5 минут
4. Самостоятельная работаВыявить степень усвоения полученных на предыдущем уроке знаний10 минут
5. Изучение нового материалаПознакомить с однородными уравнениями относительно cosx и sinx; с уравнениями, решаемыми с помощью разложения их левой части на множители10 минут
6. Закрепление изученного материалаПервичное закрепление полученных знаний10 минут
7. Итог урокаОбобщение знаний полученных на уроке3 минуты
8. Домашнее заданиеИнструктаж по домашнему заданию.2 минуты

Ход урока:

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

III. Устное задание, заранее приготовленное на доске

Решить уравнения (можно пользоваться заранее приготовленной дома таблицей).

  1. cosx = 12
  2. sinx = -12
  3. sinx = -32
  4. cosx = 32
  5. tg x = 1
  6. ctgx = -1
  7. cos (x + π ) = 0
  8. sin (x — π3) = 0
  9. 5tgx = 0

IV. Самостоятельная работа

Работа проводится по учебному пособию

Вариант 1Вариант 2
3sin 2 x – 5sinx – 2 = 0
6cos 2 x + cosx – 1 = 0
2cos 2 x + sinx +1 = 0
3tg 2 x + 2tgx – 1 = 0
4sin 2 x + 11sinx – 3 = 0
2sin 2 x + 3cosx = 0
8sin 2 x + cosx +1 = 0
2tg 2 x + 3tgx – 2 = 0

На обратной стороне доски заранее написаны ответы.

Можно предложить учащимся выполнить карандашом взаимопроверку, поменявшись вариантами, с последующим выставлением оценок.

V. Изучение нового материала

Опр. Однородные уравнения – это уравнения вида a•sinx + b•cosx = 0; a•sin 2 x + b•sinx•cosx + c•cos 2 x = 0

Решение: Разделим обе части уравнения на cosx, получим:

2 tgx + 5 =0
tgx = -52
x = -arctg (52) + πn, nZ

Ответ: -arctg (52) + πn, nZ

sin 2 x – 3sinxcosx – 4cos 2 x = 0

Решение: разделим обе части уравнения на cos 2 x, получим

tg 2 x – 3tgx – 4 = 0
tgx = 4, tgx = -2
x = arctg4 + πn, nZ, x = — π4+ πk, kZ

Ответ: — π4 + πk, kZ; arctg4 + πn, nZ

Ответ: π2 + 2 πn, (-1) n+1π6 + πk, n,kZ.

Ответ: π8 + πn4; π4 +πk2, n,kZ

VI. Закрепление изученного материала. Работа с методическим пособием

  • 3sin 2 x + sinxcosx = 2cos 2 x
  • 2cos 2 x – 3sinxcosx + sin 2 x = 0
  • 4sin 2 x — sin2x = 3
  • cos2x = 2cosx – 1

VII. Итог урока.

С какими способами решения тригонометрических уравнений вы знакомы теперь? (перечислить их).

VIII. Домашнее задание. Инструктаж по домашнему заданию.

  • 9sinxcosx – 7cos 2 x = 2sin 2 x
  • 2sin 2 x – sinxcosx = cos 2 x
  • sin2x – cosx = 0
  • sin2x + 4cos 2 x = 1

Решить уравнение 12sin 2 x + 3sin2x – 2cos 2 x=2

(Данное уравнение не является однородным, но его можно преобразовать в однородное, заменив 3sin2x на 6sinxcosx и 2 на 2sin 2 x + 2cos 2 x. После приведения подобных членов, получится однородное уравнение:

10sin 2 x + 6sinxcosx – 4cos 2 x = 0

Ответ: х = — π4 + πn, nZ, x = arctg 25 + πk, kZ.)

В начале следующего урока можно предложить самостоятельную работу:

(время выполнении 15-20 минут)

Вариант IВариант II
1) cos2x – 5sinx — 3 = 0
2) sin2x + cos2x = 0
3) cos 2 x – cos2x = sinx
4) sin4x – cos2x = 0
5) 5 – 5cos(π2 — x) = 2 cos 2 (π — x)
1) cos2x + 3sinx = 2
2) sin2x – cos2x = 0
3) 6 – 10 cos 2 2x + 4cos2x = sin2x
4) cosxcos2x = 1
5) 5 cos 2 (π2 + x) – 5 cos2(2π + x) = 32

Анализ усвоенности материала: Все учащиеся проявили интерес к данной теме. В результате написания самостоятельной работы неудовлетворительных оценок нет; качество составило 77%.

Открытый урок по теме «Решение тригонометрических уравнений»
методическая разработка (алгебра, 10 класс) по теме

Данный план — конспект открытого урока рассчитан на обобщающий урок по теме «Решение тригонометрических уравнений» — 10 класс, по учебнику Колмогорова А.Н.

Скачать:

ВложениеРазмер
Открытый урок в 10 классе по теме «Решение тригонометрических уравнений»401.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ СОШ № 3 имени С. А. Красовского

ТЕМА: « РЕШЕНИЕ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ».

(Урок алгебры и начала анализа в 10 классе с использованием модульной технологии.)

ПОС МОНИНО – 2009 ГОД

Модульная педагогическая технология конструируется на основе ряда целей. Важнейшими из них являются:

— создание комфортного темпа работы каждого обучающегося;

-определение каждым обучающимся своих возможностей в обучении;

-гибкое построение содержания учебного материала;

-интеграция различных видов и форм обучения.

Самым главным отличием технологии является применение принципа планирования совместной деятельности учителя и обучающегося от начала до конечной учебной цели. Опыт использования такой технологии позволяет сделать вывод, что при обучении создаётся ситуация успеха для обучающихся, которая способствует преодолению страха перед их ответом у доски.

Использование таких занятий помогает осуществлять индивидуальный подход к обучающимся, включать каждого в осознанную учебную деятельность, мотивировать её, успешно решать учебные и коррекционно-развивающие задачи. Эта технология предполагает, необходимое условие формирования навыков самообучения и самоорганизации, что обеспечивает постепенный переход от пассивно-воспринимающей позиции к позиции сотрудничества ученик и учитель. Использование этой технологии способствует достижению основной цели обучения

— саморазвитию обучающихся , поэтому её можно применять как в классах повышенного уровня подготовки, так и в классах КРО.

Открытый урок на тему «Решение тригонометрических уравнений»

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

«Актуальность создания школьных служб примирения/медиации в образовательных организациях»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

«Решение тригонометрических уравнений»

Тип урока: урок-консультация.

Цели и задачи урока:

1) образовательные – отработать умения систематизировать, обобщать знания, полученные в процессе изучения темы, применять их к решению задач; решать тригонометрические уравнения, используя различные приемы и способы; отработать умение применять справочные материалы;

2) развивающие – развивать логическое мышление, грамотную математическую речь, умение делать выводы и обобщения;

3) воспитательные – воспитывать у учащихся аккуратность, культуру поведения, чувство ответственности, умение видеть и достигать цель.

Оборудование урока: магнитная доска, карточки; компьютер для демонстрации презентаций; тетради; таблицы по тригонометрии:

а) таблица значений тригонометрических функций некоторых углов;

б) формулы решения простейших тригонометрических уравнений (в том числе частные простейшие тригонометрические уравнения);

в) основные формулы тригонометрии.

Деятельность учителя

Задача: подготовить учащихся к работе на уроке.

Взаимное приветствие; проверка подготовленности учащихся к уроку (рабочее место, внешний вид); организация внимания.

Готовятся к уроку.

Задача: поддержать интерес к изучаемому предмету.

Слово тригонометрия происходит от двух греческих слов: тригонон – треугольник и метрейн – измерять и в буквальном переводе означает измерение треугольников.

Градусное измерение углов возникло в Древнем Вавилоне (в середине II тысячелетия до нашей эры). Вавилонская система измерения углов оказалась достаточно удобной, и ее применяли и сохранили математики Древней Греции и Рима (Гиппарх, Птолемей, Пифагор).

Принятая сегодня система обозначения величин углов получила широкое распространение на рубеже XVI – XVII веков; ею уже пользовались известные астрономы Николай Коперник и Тихо Браге.

Синус – латинское слово и означает изгиб, кривизна; косинус – «дополнительный синус» или синус дополнительной дуги . Термины «тангенс» (в буквальном переводе – «касающийся») и «котангенс» произошли от латинского языка и появились в Европе значительно позднее. Среднеазиатские ученые называли соответствующие линии «тенями»: котангенс – «первой тенью», тангенс – «второй тенью».

Современный вид тригонометрия получила благодаря крупнейшему математику XVIII столетия Леонарду Эйлеру (1707 – 1783), швейцарцу по происхождению. Долгие годы он работал в России и являлся членом Петербургской Академии наук. Именно Эйлер впервые ввел известные определения тригонометрических функций, стал рассматривать функции произвольного угла, получил формулы приведения.

В настоящее время тригонометрия является одним их основных разделов современной математической науки.

Актуализация опорных знаний и умений.

Задачи: повторить основные понятия, связанные с решением тригонометрических уравнений; совершенствовать знания, умения и навыки учащихся в области решения тригонометрических уравнений.

А теперь мы проведем небольшую устную разминку. Послушайте предысторию: «Ученик решил отправить на автобусе за город в лес. Прибыв на место он пустился на поиски грибов. Вечерело. Стало темнеть, и он стал плутать». У вас на столе лежит карта местности, по которой бродил ученик. Ваша задача состоит в том, чтобы решая пример за примером и двигаясь в том направлении, угол который вы найдете, выяснить, куда же вышел горе-путешественник.

Обратим свое внимание на опорный конспект. С помощью этого конспекта определите, какие из предложенных вам уравнений не имеют корней и почему?

1) sin x = 0; 2) cos x = ; 3) tg x = 2; 4) sin x = 1,5; 5) cos x = -2.

3. Давайте обратим внимание на решения уравнений, которые вам предложены. Правильно ли решено это уравнение?

Пример 1. .

Разделим обе части уравнения на 4.

,

.

Пример 2. .

Разделим обе части уравнения на.

,

,

уравнение не имеет корней, так как .

Учитель предлагает найти ошибку при решении этих уравнений и исправить ее, выясняет в каком случае можно производить деление на без потери корней.

Учащиеся работают в парах.

Учащиеся поднимают руки и дают ответы с комментариями.


источники:

http://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2012/11/12/otkrytyy-urok-po-teme-reshenie-trigonometricheskikh-uravneniy

http://infourok.ru/otkritiy-urok-na-temu-reshenie-trigonometricheskih-uravneniy-433572.html