Открытый урок по теме «Решение тригонометрических уравнений»
методическая разработка (алгебра, 10 класс) по теме
Данный план — конспект открытого урока рассчитан на обобщающий урок по теме «Решение тригонометрических уравнений» — 10 класс, по учебнику Колмогорова А.Н.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытый урок в 10 классе по теме «Решение тригонометрических уравнений» | 401.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ СОШ № 3 имени С. А. Красовского
ТЕМА: « РЕШЕНИЕ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ».
(Урок алгебры и начала анализа в 10 классе с использованием модульной технологии.)
ПОС МОНИНО – 2009 ГОД
Модульная педагогическая технология конструируется на основе ряда целей. Важнейшими из них являются:
— создание комфортного темпа работы каждого обучающегося;
-определение каждым обучающимся своих возможностей в обучении;
-гибкое построение содержания учебного материала;
-интеграция различных видов и форм обучения.
Самым главным отличием технологии является применение принципа планирования совместной деятельности учителя и обучающегося от начала до конечной учебной цели. Опыт использования такой технологии позволяет сделать вывод, что при обучении создаётся ситуация успеха для обучающихся, которая способствует преодолению страха перед их ответом у доски.
Использование таких занятий помогает осуществлять индивидуальный подход к обучающимся, включать каждого в осознанную учебную деятельность, мотивировать её, успешно решать учебные и коррекционно-развивающие задачи. Эта технология предполагает, необходимое условие формирования навыков самообучения и самоорганизации, что обеспечивает постепенный переход от пассивно-воспринимающей позиции к позиции сотрудничества ученик и учитель. Использование этой технологии способствует достижению основной цели обучения
— саморазвитию обучающихся , поэтому её можно применять как в классах повышенного уровня подготовки, так и в классах КРО.
Открытый урок по теме «Методы решения тригонометрических уравнений». 10-й класс
Разделы: Математика
Класс: 10
- Образовательные : повторить, обобщить, систематизировать и углубить знания о методах решения тригонометрических уравнений.
- Развивающие: развивать умения учебно-познавательной деятельности, умения выделять главное, логически излагать мысли, делать выводы, расширять кругозор.
- Воспитательные: воспитание ответственности, активности, побуждению интереса к математике, самостоятельности, умение работать в коллективе.
Тип урока: урок повторения и обобщения.
Оборудование: Мультимедийный проектор – 2, экран – 2, компьютер – 11, принтер, бейджики, презентации, справочный материал, тест по теории, тест с выбором ответа, карточки для дифференцированной работы, маркеры, ватманы, оценочные листы, флешки, диски, планшеты – 4.
- Организационный момент.
- Математический диктант.
- Устная работа.
- Физкультминутка (здоровьесберегающий элемент урока).
- Работа в группах.
- Проверочный тест.
- Домашнее задание.
- Итог урока.
- Рефлексия.
1. Здравствуйте! Я очень рада вас всех видеть, надеюсь, что это взаимно.
Итак. Начнем урок. Тема нашего урока : “Методы решения тригонометрических уравнений”
К этому уроку вами была проделана огромная работа. Вы должны были изучить много дополнительной литературы, собирали материал по теме : “Тригонометрические уравнения” из разных источников.
Как вы думаете чем мы будем сегодня заниматься на уроке?
Цели нашего урока: повторить, обобщить, систематизировать и углубить знания по данной теме.
В конце урока мне бы хотелось, чтобы вы, ребята,ответили на вопрос: “Зачем мы изучаем тригонометрические уравнения?”
2. Повторим теоретический материал по теме. Математический диктант (на компьютере, работа в парах). (Взаимопроверка.)
3. Устная работа.
б) Установи соответствие.
4. Физкультминутка и релаксация.
(Здоровьесберегающий элемент урока.)
Ребята, прежде чем начать и правильно настроиться на работу, выполним простое упражнение.
– Сядьте поудобнее на стуле, запрокиньте ногу на колено, придержите ее руками, закройте глаза. Это поза бесконечности. Сосредоточьтесь над знаком бесконечность – вытянутая горизонтальная восьмерка. Она находиться над вашим теменем, плавно колеблется над вашей головой. Вы это ярко представили. Постарайтесь удержать это изображение в вашем мысленном образе в течении нескольких секунд. (Пауза – молчание в течении 5 секунд). Спасибо! Откройте глаза, ребята. Когда человек сталкивается с бесконечностью, он невольно задумывается о своем здоровье.
5. Работа в группах. Ребята, чтобы вы хотели узнать еще по теме: “Тригонометрические уравнения”?
Применение тригонометрии в жизни, связана ли геометрия с тригонометрическими уравнениями, решаются ли графически тригонометрические уравнения, есть ли решение тригонометрических уравнений в заданиях ЕГЭ.
Хорошо, вот мы с вами и обозначали темы наших проектов.
Итак, работаем как обычно, в группах. У нас 4 группы. Руководители групп подойдите,выберете тему, озвучьте еЕ .Каждая группа ставит цель своего проекта., руководители групп распределите роли в группе.
Готовность групп к выступлению.
Каждая группа называет цель своего проекта.
Выступает 1-я группа . Тема: “Применение тригонометрических уравнений при решении геометрических задач” (презентация, рассказывает на экране). Обсуждение, вопросы.
Выступает 2-я группа. Тема: “Решение тригонометрических уравнений в заданиях ЕГЭ”
– Выход в интернет. Учащиеся решают задание из диагностической работы. (1 ученик у доски.)
– Одно и тоже уравнение учащиеся решают разными способами.
(2 учащихся решают одно и тоже уравнение 2-мя способами) на откидных досках, а весь класс решает самостоятельно.
Решение уравнений с параметром (учитель).
Защищает свой проект 3-я группа. Тема: “Графический способ решения тригонометрических уравнений”. Решение уравнений на компьютере в программе MS Exel.
А остальные группы решают это же уравнение аналитически. Делают выводы.
Выступает 4-я группа с презентацией по теме :“Применение тригонометрии в жизни” (презентация по теме).
6. Самостоятельная работа. 1 человек в группе выполняет тестовую работу с выбором ответа на компьютере, остальные получают карточки разного уровня, выполняют работу по выбору.
7. Домашнее задание вы найдете в электронном дневнике, я прикреплю файл с разными по степени сложности заданиями. Каждый выберет себе свое задание.
8. Итог урока. Итак, ребята, как же вы ответите на вопрос: “Зачем мы изучаем тригонометрические уравнения?”
Руководители групп оцените работу каждого участника своей группы. Оценки за урок.
2 группы нарисовать график настроения и впечатления на сегодняшнем уроке.
2 группы Продолжи предложение……..(на парте листочки в виде геометрических фигур), читаем и продолжаем.
Великий математик, физик и политик А. Эйнштейн заметил “Мне приходиться делить время между политикой и уравнениями. Однако уравнения гораздо важнее. Политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно.”
Я надеюсь, что сегодняшний урок прошел для вас с пользой. Думаю, научившись бороться с трудностями при решении тригонометрических уравнений, вы сможете преодолевать любые жизненные трудности.
Открытый урок на тему «Решение тригонометрических уравнений»
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
«Актуальность создания школьных служб примирения/медиации в образовательных организациях»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
«Решение тригонометрических уравнений»
Тип урока: урок-консультация.
Цели и задачи урока:
1) образовательные – отработать умения систематизировать, обобщать знания, полученные в процессе изучения темы, применять их к решению задач; решать тригонометрические уравнения, используя различные приемы и способы; отработать умение применять справочные материалы;
2) развивающие – развивать логическое мышление, грамотную математическую речь, умение делать выводы и обобщения;
3) воспитательные – воспитывать у учащихся аккуратность, культуру поведения, чувство ответственности, умение видеть и достигать цель.
Оборудование урока: магнитная доска, карточки; компьютер для демонстрации презентаций; тетради; таблицы по тригонометрии:
а) таблица значений тригонометрических функций некоторых углов;
б) формулы решения простейших тригонометрических уравнений (в том числе частные простейшие тригонометрические уравнения);
в) основные формулы тригонометрии.
Деятельность учителя
Задача: подготовить учащихся к работе на уроке.
Взаимное приветствие; проверка подготовленности учащихся к уроку (рабочее место, внешний вид); организация внимания.
Готовятся к уроку.
Задача: поддержать интерес к изучаемому предмету.
Слово тригонометрия происходит от двух греческих слов: тригонон – треугольник и метрейн – измерять и в буквальном переводе означает измерение треугольников.
Градусное измерение углов возникло в Древнем Вавилоне (в середине II тысячелетия до нашей эры). Вавилонская система измерения углов оказалась достаточно удобной, и ее применяли и сохранили математики Древней Греции и Рима (Гиппарх, Птолемей, Пифагор).
Принятая сегодня система обозначения величин углов получила широкое распространение на рубеже XVI – XVII веков; ею уже пользовались известные астрономы Николай Коперник и Тихо Браге.
Синус – латинское слово и означает изгиб, кривизна; косинус – «дополнительный синус» или синус дополнительной дуги . Термины «тангенс» (в буквальном переводе – «касающийся») и «котангенс» произошли от латинского языка и появились в Европе значительно позднее. Среднеазиатские ученые называли соответствующие линии «тенями»: котангенс – «первой тенью», тангенс – «второй тенью».
Современный вид тригонометрия получила благодаря крупнейшему математику XVIII столетия Леонарду Эйлеру (1707 – 1783), швейцарцу по происхождению. Долгие годы он работал в России и являлся членом Петербургской Академии наук. Именно Эйлер впервые ввел известные определения тригонометрических функций, стал рассматривать функции произвольного угла, получил формулы приведения.
В настоящее время тригонометрия является одним их основных разделов современной математической науки.
Актуализация опорных знаний и умений.
Задачи: повторить основные понятия, связанные с решением тригонометрических уравнений; совершенствовать знания, умения и навыки учащихся в области решения тригонометрических уравнений.
А теперь мы проведем небольшую устную разминку. Послушайте предысторию: «Ученик решил отправить на автобусе за город в лес. Прибыв на место он пустился на поиски грибов. Вечерело. Стало темнеть, и он стал плутать». У вас на столе лежит карта местности, по которой бродил ученик. Ваша задача состоит в том, чтобы решая пример за примером и двигаясь в том направлении, угол который вы найдете, выяснить, куда же вышел горе-путешественник.
Обратим свое внимание на опорный конспект. С помощью этого конспекта определите, какие из предложенных вам уравнений не имеют корней и почему?
1) sin x = 0; 2) cos x = ; 3) tg x = 2; 4) sin x = 1,5; 5) cos x = -2.
3. Давайте обратим внимание на решения уравнений, которые вам предложены. Правильно ли решено это уравнение?
Пример 1. .
Разделим обе части уравнения на 4.
,
.
Пример 2. .
Разделим обе части уравнения на.
,
,
уравнение не имеет корней, так как .
Учитель предлагает найти ошибку при решении этих уравнений и исправить ее, выясняет в каком случае можно производить деление на без потери корней.
Учащиеся работают в парах.
Учащиеся поднимают руки и дают ответы с комментариями.
http://urok.1sept.ru/articles/629433
http://infourok.ru/otkritiy-urok-na-temu-reshenie-trigonometricheskih-uravneniy-433572.html