Открытый урок уравнения 5 класс мерзляк

Урок по теме «Уравнение»
методическая разработка по математике (5 класс)

Подробная разработка урока математики в 5 классе по теме «Уравнения» УМК Мерзляк.

Скачать:

ВложениеРазмер
tehnologicheskaya_karta_uroka_matematiki_v_5_klasse.docx622.72 КБ
marshrutnyy_list.docx58.62 КБ
rasstoyanie_mezhdu_naselennymi_punktami_zavyalovskogo_rayona_i_s.pdf197.16 КБ
uravneniya.pptx1.37 МБ

Предварительный просмотр:

ФИО: Архипова Евгения Андреевна

Место работы: МБОУ «Завьяловская СОШ №1 Завьяловского района».

Должность: Учитель математики и информатики.

Тема урока: «Уравнение».

Номер урока: 1 урок.

УМК: Мерзляк А. Г. Математика: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. — 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 304 с.

Образовательная: формирование умения решать уравнения с использованием правил нахождения неизвестного компонента действий сложение и вычитание.

Воспитательная: воспитание самостоятельности, внимательности, уважения к работе товарищей.

Развивающая: развитие умения анализировать учебный материал, развитие умения слушать и вступать в диалог.

— повторить формулы для нахождения целого и его частей;

— формировать понятие «уравнение»;

— формировать понятие «корень уравнения»;

— формировать умение находить корень уравнения;

— повторить компоненты операций сложение и вычитание;

— формировать представление о том, что значит решить уравнение;

— формировать умение применять правила для нахождения неизвестного компонента.

Предметные: применение знаний для решения уравнений с помощью правил нахождения неизвестного компонента действий сложение и вычитание.

Личностные: формирование доброжелательного отношения к окружающим, умения проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве и планировать свои действия;

Метапредметные: формирование умения видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации, в окружающей жизни.

Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.

Методы, технологии обучения:

Тип урока: изучение нового материала.

Основные понятия: уравнение, корень уравнения.

Метапредметные связи: география, история.

Оборудование: Компьютер, проектор, презентация на тему «Уравнение», раздаточный материал (маршрутные листы, фишки, сигнальные карточки).

Технологическая карта урока

Задания для учащихся, выполнение которые приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты УУД

Организационный этап (1 мин)

Цель: организация внимания учащихся, внутренней готовности к уроку.

-Активизирует внимание детей, нацеливая их на работу.

— Отмечает отсутствующих учащихся.

— Проверяет готовность учащихся к уроку.

— Занимают свои рабочие места.

— Называют отсутствующих в классе ребят.

— Проверяют наличие необходимых учебных принадлежностей.

Здравствуйте, ребята! Сегодня урок математики проведу у вас я, меня зовут Евгения Андреевна.

Но урок у нас будет не совсем обычный. Думаю, каждый из вас мечтает немного попутешествовать. Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашему району (Слайд 1), а поможет нам в этом мир математики.

Все ли у вас готово для путешествия (ручка, учебник, тетрадь и дневник)? Тогда я желаю вам хорошего урока и удачи!

создание благоприятного психологического климата на уроке.

формирование способности к самостоятельной организации рабочего места.

Мотивационный этап (6 мин)

Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания внутренней потребности к построению нового способа действий, постановка перед учащимися учебной проблемы.

— Предлагает учащимся подписать маршрутные листы.

— Для того чтобы узнать тему урока, организует работу над ребусом.

— Для составления плана путешествия рекомендует учащимся воспользоваться учебником.

— Внимательно изучают и подписывают маршрутные листы.

— Решая ребус, формулируют тему: «Уравнение» и цель урока: «Научиться решать уравнения».

— Составляют план путешествия, внимательно изучив материал параграфа:

1. Что называют уравнением?

2. Что значит «корень уравнения»?

3. Что значит «решить уравнение»?

4. Решать уравнения.

Перед вами на столах лежит маршрутный лист (Приложение 1) самооценки. Подпишите его. В ходе нашего путешествия, после выполнения каждого из заданий этого листа вы будите выставлять себе баллы, количество баллов за верно выполненный пункт указано в скобках.

Но для того, чтобы выстроить наш путь, необходимо определить, что же нам поможет в путешествии. Для этого вам необходимо разгадать следующий ребус: (Слайд 2)

Итак, ребята, что у вас получилось? Какова тема сегодняшнего урока?(Слайд 3)

А для чего нам нужно изучить эту тему? Чему мы будем учиться? Какова цель урока?

Запишите тему и цель в маршрутный лист.

А теперь давайте определим, с какими основными понятиями нам необходимо познакомиться. Составим план нашего путешествия, для этого откройте учебник на странице 69 пункт 10. Изучив материал учебника, выпишите основные понятия в маршрутный лист. (Слайд 4)

формирование умения высказывать собственную точку зрения в процессе обсуждения.

формирование умения самостоятельно формулировать тему и цель урока после предварительного обсуждения.

осуществление анализа объектов с выделением существенных признаков.

Актуализация опорных знаний, умений и навыков и получение новых.
Первичное закрепление полученных знаний (типовые задания) (15 мин)

Цель: приобретение новых знаний и установление уровня их усвоения, устранение обнаруженных проблем.

— Предлагает учащимся разбиться на пары и выполнить задание по предложенным схемам.

— С опорой на маршрутный лист и выполненные задания, предлагает самостоятельно сформулировать определение понятия «уравнение».

— Предлагает учащимся самостоятельно определить корень данного уравнения, и сформулировать следующее определение.

— Рассмотрев различные уравнения, предлагает определить, чем являются неизвестные величины и с опорой на маршрутный лист сформулировать правила.

— Работают в парах, выполняя задание предложенное учителем.

После выполнения один представитель от пары выписывает формулу на доску:

— Затруднение заключается в том, что неизвестна одна из частей.

— Данное задание можно выполнить, обозначив неизвестную часть за «x»:

— Формулируют определение понятия «уравнение» с опорой на маршрутный лист и выполненное задание.

— Внимательно изучив следующее задание и определив способ его выполнения, самостоятельно находят корень уравнения:

и с опорой на выполненное задание формулируют понятие «корень уравнения».

— Выполняя следующее задание, отвечают на вопросы учителя

Неизвестно слагаемое: 1, 2, 3, 4.

Неизвестно вычитаемое: 6, 7.

Неизвестно уменьшаемое: 5, 8.

и с опорой на материал, предложенный в маршрутном листе, формулируют правила нахождения неизвестного.

План готов, для того, чтобы посетить села и поселки нашего района будем следовать ему. И первое, что нам необходимо сделать это?

a)

Посмотрите на доску (Слайд 5). Обсудите в паре и запишите на листах формулы, с помощью которых можно найти:

— целое А, если известны части В и С.

— части В и С, если известно целое А и вторая часть.

б)

А теперь посмотрите на эту схему (Слайд 6,7) и аналогично запишите формулы, для нахождения целого и его частей.

Смогли ли вы выполнить это задание? В чем возникло затруднение?

Как можно решить данную проблему? А теперь составьте выражения по данной схеме.

Сформулируйте определение уравнения. Заполните пропуски в маршрутном листе.

И вот на горизонте показался первый населенный пункт, но чтобы узнать его название необходимо выполнить следующее задание (Слайд 8):

Являются ли числа 5, 13 корнем уравнения
x + 32 = 45.

Какое село мы посетили первым? Чтобы ответить на этот вопрос воспользуйтесь таблицей (Приложение 2).

Можем ехать дальше. Что необходимо сделать в следующем задании? (Слайд 9)

Запишите номера уравнений, в которых надо найти неизвестное слагаемое, уменьшаемое или вычитаемое.

1) ;

5) ;

2) ;

6) ;

3) ;

7) ;

4) ;

8) .

И давайте вспомним правила, с помощью которых мы сможем найти это неизвестное. Сформулируйте их с опорой на маршрутный лист, заполнив пропуски.

формирование умения взаимодействовать с группой, умения слушать и слышать учителя.

планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации.

усвоение новых способов умственной деятельности через различные виды получения информации.

Физминутка (1 мин)

Мы совершили уже часть нашего путешествия, а теперь нам нужно отдохнуть (Слайд 10),
чтобы с новыми силами отправиться дальше:

Вверх рука, вниз рука

Потянулись мы слегка

Быстро поменяли руки,

Нам сегодня не до скуки.

Разминаем шею… стой.

А теперь встряхнулись лихо

И на стул садимся тихо.

— Предлагает учащимся решить по вариантам несколько уравнений, которые укажут названия посещенных населенных пунктов.

— В соответствии с вариантом, выполняют предложенное задание:

и в результате его выполнения формулируют ответ на вопрос: Что значит решить уравнение?

Пройдя долгий путь, мы вновь видим на горизонте несколько населенных пунктов, что же посетим на этот раз? (Слайд 11)

Решите уравнения и определите название населенного пункта, который вы посетили.

1) ;

1) ;

2) ;

2) ;

3) .

3) .

Итак, какие села или поселки мы посетили на этот раз?

Что значит решить уравнение?

Первичное закрепление нового материала (с измененной ситуацией) (10 мин)

Цель: закрепление умений и знаний, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

— Предлагает учащимся выполнить задания в немного измененной ситуации, решение которых позволит узнать новые посещенные места.

— Контролирует процесс выполнения задания.

— Выполняют индивидуально задание, предложенное учителем, исправляя неверно решенные уравнения:

2) Решено неверно:

;

;

.

3) Решено неверно:

250 ;

;

.

Верное решение записывается учеником, который выполнил все быстрее остальных, на доске.

Верно. А выполнение следующего задания, позволит определить какие еще населенные пункты нам следует посетить.(Слайд 12)

1) ;

;

.

2) ;

;

.

3) 250 ;

;

.

Какие места нам еще нужно посетить?

Великая Отечественная война началась в 1941 году, и закончилась спустя 4 года после ее начала. После прошло еще несколько лет, и наступил 2020 год. Сколько лет прошло после окончания войны?

формирование умения высказывать собственную точку зрения в процессе обсуждения.

планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации.

формирование умения применять полученные знания в нестандартной ситуации.

Информация о домашнем задании (2 мин)

Цель: сообщение учащимся о домашнем задании, разъяснение методики его выполнения.

— Предлагает учащимся записать задания для домашней работы, объясняя методику его выполнения.

— Внимательно слушают и записывают домашнее задание в дневник.

Домашнее задание: (Слайд 13)

На оценку «3»: п. 10, № 268, 270.

На оценку «4», «5»: п. 10, № 270. Составить задачу на тему Завьяловского района, которая должна решаться с помощью уравнения.

формирование и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности.

Рефлексия (5 мин)

Цель: Цель: анализ и самооценка успешности достижения цели, результатов своей учебной деятельности.

— Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.

— Подводит итоги урока совместно с учащимися с помощью системы вопросов.

— Анализируют свою деятельность и формулируют конечный результат своей работы, отвечая на поставленные учителем вопросы.

Наше путешествие подошло к концу, а это значит, что настало время для подведения итогов занятия.

Чем мы занимались сегодня на уроке?

Какие села и поселки Завьяловского района смогли посетить?

Что нового вы узнали для себя?

Что вам понравилось больше всего?
Что получилось, а что еще требует дополнительного изучения?

Посчитайте, какое количество баллов вы набрали за все путешествие, и оцените себя в соответствии со следующей шкалой (Слайд 14):

Если ты набрал (ла):

13 – 11 баллов – «5»

10 – 8 баллов – «4»

формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные:
формирование умения подводить итоги своей познавательной, учебной деятельности.

Маршрутный лист 24.10.19

Ф. И. __________________________________________

Тема: ___________________________________ (1 балл)

I. Работа в парах:

б) (1 балл)

II. Определение: (1 балл)

1. _______________________, в которых есть __________________ величина, называют уравнением .

III. Являются ли числа 5, 13 корнем уравнения x + 32 = 45. (1 балл)

Если x = 5 , то _________________________________________________________________________

Если x = 13 , то _________________________________________________________________________

IV. Определение*: (1 балл)

2. Корнем уравнения называют ___________________, которое при подстановке вместо буквы обращает уравнение в верное ________________ ___________________.

*если затрудняешься, смотри п. 10 на с.70 в учебнике.

V. Запишите номера уравнений: (1 балл)

1) ;

5) ;

2) ;

6) ;

3) ;

7) ;

4) ;

8) .

а) Уравнения, в которых надо найти неизвестное слагаемое: ___________________________________

б) Уравнения, в которых надо найти неизвестное уменьшаемое ________________________________

в) Уравнения, в которых надо найти неизвестное вычитаемое __________________________________

VI. Заполни пропуски*: (1 балл)

1. Чтобы найти неизвестное слагаемое , надо из _______________ вычесть _______________ слагаемое.

2. Чтобы найти неизвестное уменьшаемое , надо к ________________ прибавить __________________.

3. Чтобы найти неизвестное вычитаемое , надо из ________________ вычесть ___________________.

*если затрудняешься, смотри п. 10 на с.70 в учебнике.

VII. Решите уравнения: (1 балл)

1) ;

1) ;

2) ;

2) ;

3) .

3) .

VIII. Определение: (1 балл)

3. Решить уравнение – значит _______________ все его ________________, или убедиться, что их нет.

IX. «Найди ошибку»: (1 балл за каждое верно решенное уравнение)

1) ; 2) ;

; ;

. .

3) 250 ;

;

.

X. А можно ли… Составить уравнение**: (2 балла)

Великая Отечественная война началась в 1941 году, и закончилась спустя 4 года после ее начала. После прошло еще несколько лет, и наступил 2020 год. Сколько лет прошло после окончания войны?

**задача на дополнительные баллы.

XI. Задание на дом:

п. 10, № 270. Составить задачу на тему Завьяловского района, которая должна решать с помощью уравнения.

Если ты набрал (ла):

13 – 11 баллов – «5»

10 – 8 баллов – «4»

Оценка за урок: ____________

Расстояние между населенными пунктами Завьяловского района и
с. Чистоозёрка

Технологическая карта открытого урока по математике «Уравнение» 5 кл (Мерзляк)

технологическая карта + приложения + самоанализ урока по ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта открытого урока по математике «Уравнение» 5 кл (Мерзляк)»

Урок по теме: Уравнения

УМК Мерзляк, А. Г. Математика : 5 класс : учебник для учащихся общеобразоват. организаций / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. – М. : Вентана-Граф. (Алгоритм успеха. ФГОС)

Учитель: Ермошкина Лариса Юрьевна

Создать условия для закрепления навыков решения уравнений с использованием правил нахождения неизвестного компонента действий сложения и вычитания, сформировать начальные навыки решения текстовых задач с помощью уравнений.

Создать условия для формирования навыков решения уравнений с использованием правил нахождения неизвестного компонента действий сложения и вычитания, сформировать начальные навыки решения текстовых задач с помощью уравнений, формирования умения соотносить полученный результат с поставленной целью.

Тип урока: Закрепление новых знаний и способов действий.

Универсальные учебные действия

Приветствует учащихся; проверяет готовность кабинета и учащихся к уроку, организация внимания детей, объявление темы урока.

Оформление карты самооценки (приложение 1)

Приветствуют учителя, подготавливаются к уроку, включаются в деловой ритм урока.

Оформляют карту самооценки: ФИ учащегося, класс

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности.

Личностные: мотивация учения

Объявление темы урока.

Вопрос к учащимся: Какую цель каждый из вас ставит перед собой?

Записывают тему урока.

Отвечают на вопросы учителя

коммуникативные: умение слушать, оформлять свои мысли в устной форме, анализировать, строить высказывания, формулировать тему и цель урока.

Уметь выделять неизвестный компонент арифметических действий (сложения и вычитания) и находить его значение

Организует проверку д/з: №272 — 1 учащийся на доске, №270 — устно. Отвечает на вопросы учащихся

Проверка и самопроверка д/з

4. Актуализация знаний, умений и навыков.

Вопросы к учащимся: какие знания, полученные вами на прошлых уроках, нам пригодятся на уроке? Давайте повторим изученный материал.

1) Что значит решить уравнение? (собрать фразу)

2) Какое число называют корнем уравнения? (собрать фразу)

3) Восстановите правильную последовательность слов в предложении

Выполняют задание. Объясняют свой выбор.

5. Закрепление, решение уравнений

Формирование новых знаний и способов действий.

А теперь вспомним, как решать уравнения, содержащее выражение с неизвестным числом в скобках

Каков алгоритм решения?

Укажите уравнения, для которых приведено правильное решение:

Решают уравнения, проговаривая алгоритм решения

Обсуждают алгоритм решения, ошибки

Регулятивные: уметь формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Личностные: осознать ответственность за общее дело

Знать определение уравнения, корня уравнения, что значить решить уравнение; правила сложения и вычитания. Уметь выделять неизвестный компонент арифметических действий и находить его значение

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Давайте немного отдохнём.

Поднимает руки класс — это «раз».

Повернулась голова – это «два».

Руки вниз, вперёд смотри – это «три».

Руки в стороны пошире развернули на «четыре»,

С силой их к рукам прижать –это «пять».

Всем ребятам надо сесть –это «шесть».

Учащиеся поднимаются с мест и повторяют действия за учителем. Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу

7. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном
действии

Выберите уравнение, с помощью которого можно решить задачу:

При выполнении данного задания у вас возникло затруднение? Какое?

Чему нужно научиться при решении задач такого типа?

Пытаются выполнить задание

Отвечают на вопросы учителя

Составлять уравнение по условию задачи

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; строят свои высказывания, формулируют вывод на основе анализа

Регулятивные: выделение и осознание того, что уже пройдено, фиксация индивидуального затруднения, пути решения проблемы

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, уважение чужой точки зрения

8. Построение проекта выхода из затруднения

При решении задач в математике бывает удобнее использовать алгебраический способ решения задачи, т.е. с помощью уравнения. В этом случае, как правило, буквой обозначается то, что надо найти в задаче.

При решении задач такого типа можно воспользоваться таблицей:

Действия с числом

Ответ: задуманное число 62.

Под руководством учителя выполняют составленный план действий. Отвечают на вопросы учителя. Фиксируют новое знание в речи и знаках

Познавательные: уметь добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Регулятивные: уметь работать по коллективно составленному плану, проговаривать последовательность действий на уроке

Уметь решать уравнения, задачи с помощью уравнений

9. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (Усвоение обучающимися нового способа действия при решении типовых задач)

Решим еще 1 задачу с помощью уравнения:

Организует подведение итогов по обозначенным вопросам. Корректирует ответы обучающихся

Под руководством учителя выполняют составленный план действий. Отвечают на вопросы учителя. Фиксируют новое знание в речи и знаках

Познавательные: уметь добывать новые знания.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Регулятивные: уметь работать по коллективно составленному плану, проговаривать последовательность действий на уроке

Уметь решать задачи с помощью уравнений

10. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организует самостоятельную работу по вариантам с самопроверкой по эталону (приложение 2-3)

Самостоятельно выполняют предложенные задания по вариантам.

Выполняют самопроверку по предложенному эталону

Планирование учебного сотрудничества

— поиск и выделение необходимой информации

Уметь решать уравнения и задачи с помощью уравнений

11. Рефлексия (Подведение итогов урока).

-Подведем итог работы на уроке.

— Какую цель мы ставили? Достигли ли цели? Назовите тему урока.

— Расскажите, чему вы научились.

— Оцените свою деятельность на уроке (работа с листом самооценки).

Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что узнали. Осуществляют самооценку

Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные: понимать причины успеха (неуспеха) в учебной деятельности

12. Домашнее задание

Домашнее задание: п.10, №273(а), 272(3,6)

Приложение1 (лист самооценки)

Вид деятельности на уроке

Оценка своей деятельности

№5. Самостоятельная работа (по вариантам)

Приложение 2 (самостоятельная работа)

№1. Число 7 является корнем уравнения

а) 15х = 105 б) 7 + х = 0 в) 3(х + 5) + 21

№2. Неизвестное слагаемое в уравнении

х + 605 = 700 равно:

а) 1305 б) 95 в) 105

№3. Неизвестное вычитаемое в уравнении

600 — у = 83 равно:

а) 683 б) 517 в) 399

№4. В корзине лежали грибы. После того, как нашли еще 12 грибов, в корзине их стало 71. Сколько грибов лежало в корзине первоначально? Уравнение, составленное для решения этой задачи имеет вид

а) 71 — 12 = 59 б) х — 12 = 71 в) х + 12 = 71

№1. Число 6 является корнем уравнения

а) 14х = 102 б) 6 + х = 0 в) 3(х + 5) + 33

№2. Неизвестное слагаемое в уравнении

515 + х = 600 равно:

а) 1115 б) 115 в) 85

№3. Неизвестное вычитаемое в уравнении

800 — у = 97 равно:

а) 697 б) 897 в) 703

№4. В лукошке лежали яблоки. После того, как сорвали еще 14 яблок, в лукошке их стало 85. Сколько яблок лежало в лукошке первоначально? Уравнение, составленное для решения этой задачи имеет вид

а) 85 — 14 = 71 б) х + 14 = 85 в) х — 14 = 85

Приложение 3 (эталон проверки с/р)

Самоанализ урока математики в 5 классе

Урок связан с предыдущими согласно календарно-тематическому планированию. Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная.

Цель урока: способствовать закреплению понятия уравнения и нахождению корней уравнения, решения задач используя взаимосвязь между компонентами и через парную работу и приобретенными ранее знаниями.

Для проведения урока были выбраны следующие методы:

-метод организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся

-метод стимулирования и мотивации учащихся

На уроке были реализованы все дидактические принципы: наглядности, сознательности, активности, научности, воспитывающего обучения, практичности (связи с жизнью), компетентности, систематичности и последовательности, доступности и прочности знаний, но главными на уроке были:

• принцип деятельности – заключался в том, что ученики получали знания не только в готовом виде, но и добывали их сами, что способствует активному успешному формированию их общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

• принцип психологической комфортности – состоял в снятии всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

Урок был составлен с учетом требований ФГОС с использованием информационно-коммуникативных технологий, технологии развития критического мышления.

Время, отведённое на все этапы урока, было распределено рационально, «связки» между этапами логичны.

Перегрузка школьников предупреждалась за счёт смены видов деятельности, использования, элементов здоровьесберегающей технологии: физминутки и рефлексии.

На уроке соблюдались правила технической безопасности и санитарно — гигиенические требования: кабинет был проветрен и чист, записи на доске не сливались с цветом доски.

Структура урока полностью соответствовала логике проведения заявленного типа урока.

Организационный этап включал в себя приветствие, чтобы активизировать речевую деятельность учащихся, мотивировать их на работу.

На этапе постановки цели и задач урока учащиеся смогли сами сформулировать тему и задачи урока.

Этап актуализации знаний включил в себя выполнение упражнения у доски. С задачей все учащиеся справились успешно.

Контроль над усвоением знаний проводился мною на протяжении всего урока через исправление ошибок.

В ходе выполнения самостоятельной работы дети работали по образцу, используя правила нахождения в уравнении неизвестного компонента. На этом этапе удалось определить уровень усвоения материала детьми. По окончании самостоятельной работы, с помощью готовых ответов, учащиеся осуществили взаимопроверку и самопроверку.

Следующий этап-подведение итогов. В конце урока дается домашнее задание.

Я считаю, что цели урока достигнуты. Дети активно работали на уроке. С интересом включались в различные виды деятельности.

Конспект урока по математике 5 класс по теме уравнения

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

«Актуальность создания школьных служб примирения/медиации в образовательных организациях»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

математика 5 класс

УМК А. Г. Мерзляк, В.Б. Полонский

по теме: Уравнения.

Цели: выработать навык в нахождении компонентов при сложении и вычитании, научить решать задачи составлением уравнения.

Личностные: развивать готовность к самообразованию и решению творческих задач, формировать ответственное отношение к обучению.

Метапредметные: формировать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации, в окружающей жизни.

Предметные : обобщить и закрепить знания учащихся об уравнениях, формировать навыки решения уравнений с использованием правил нахождения неизвестного компонента действий сложение и вычитание, сформировать начальные навыки решения текстовых задач с помощью уравнений.

Планируемые результаты: учащиеся научатся решать уравнения с помощью правил нахождения неизвестного компонента действий сложение и вычитание.

Основные понятия: уравнение, корень уравнения.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

1. Организационный этап.

Присутствие учащихся. Готовность к уроку.

2. Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

1. -Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо …….

-Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо …….

-Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо …….

-Чтобы проверить, правильно ли решено уравнение, надо …….

2. Через мост проехали 20 автомобилей и велосипедистов, всего 50 колес. Сколько было машин и сколько велосипедистов?

(Ответ: 5 машин и 15 велосипедистов).

Задание: запишите, пожалуйста, в тетрадь число, классная работа.

3.Этап проверки домашнего задания.

Индивидуальная работа у доски учащихся (по карточкам 3 ученика).

Найти значение выражения, предварительно упростив его.

(238+у)-127, при у=78 (189)

Составь уравнение по задаче.

У мамы 500 рублей. После того как она сделала покупки, у неё осталось 112 рублей. Сколько денег потратила мама? (500-х=112).

Остальные учащиеся находят удобный способ упрощения выражения с объяснением приема вычисления. Учитель показывает карточки .

4.Закрепление изученного материала

Учитель. Молодцы ребята справились с заданием. Теперь не мешало бы и отдохнуть

1.У учителя набор карточек с примерами на знание таблицы умножения. Если показывается правильный ответ — руки вверх, неправильный — руки в стороны.

5*6=35; 7*6=42; 12:3=4; 7*8=54; 18:9=2; 9*6=63

2. На доске записаны уравнения, а учитель показывает ответ, если ответ верный — учащиеся хлопают в ладоши, а неправильный — топают ногами.

Работа в группах. Каждой группе предлагается задача. Ребята решают задачи, а затем один участник из каждой команды показывает решение на доске.

Во время привала мамонтиха Элли приготовила 6 кг. салата. Для приготовления салата она взяла 2кг. листьев одуванчика, сладких корешков и цветов ромашки в 3 раза больше, чем сладких корешков. Сколько килограмм сладких корешков понадобилось для приготовления салата.

Тигр Диего и ленивец Сид отправились за веточками для костра. Сид принёс несколько веточек, а Диего принёс в три раза больше, после чего у костра оказалось 36 веточек. Сколько веточек принёс каждый.

Когда стемнело тигр Диего, ленивец Сид и мамонт Мени решили устроить соревнования, кто больше наловит светлячков. Мени поймал в 2 раза больше светлячков, чем Сид, а Диего в 4 раза больше, чем Сид. Сколько светлячков поймал Сид, если вместе они поймали 49 светлячков.

Мамонтиха Элли отправилась на рыбалку и поймала 35 рыб. Сколько она поймала окуней, если пескарей она поймала в 2 раза больше чем окуней, а ершей в 4 раза больше, чем окуней.

4.Этап информации домашнего задания

П.10, в.1-5, №271(1-3), 274. Домашнее задание будет творческим. Вам необходимо составить задачу, которую будем решать с помощью уравнения и чтобы в условии задачи присутствовали наши сегодняшние друзья из мультфильма. (Красочно оформить на формате А4)

5. Подведение итога урока:

Что значить решить уравнение?

 Как называются неизвестные компоненты?

 Как можно найти неизвестное?

6.Рефлексия учебной деятельности на уроке

Учитель: Ребята, а у меня для вас есть еще один сюрприз, который я спрятала в классе. Для того чтобы узнать, где он находится, надо решить следующее уравнение:

В уравнении (х+ 26) –29 =19 корень двузначное число. Если вы найдете число десятков, то узнаете номер парты, а единицы укажут ряд, на котором находится парта с сюрпризом. (2-парта, 2-ряд)

Сюрприз: конверт, на котором надпись » Спасибо за урок. Вы замечательно поработали!»


источники:

http://multiurok.ru/index.php/files/tekhnologicheskaia-karta-otkrytogo-uroka-po-mate-1.html

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-matematike-klass-po-teme-uravneniya-2431041.html