Отношение кислоты к индикатору лакмус уравнение реакции

Отношение кислоты к индикатору лакмус уравнение реакции

Действие кислот на индикаторы

Для определения реакции среды используют индикаторы лакмус, метилоранж, фенолфталеин. Как индикаторы реагируют на кислую среду? Приготовим пробирки с раствором соляной кислоты. Лакмус и метилоранж в кислой среде изменяют цвет – растворы становятся соответственно красным и розовым. Фенолфталеин в кислой среде остается бесцветным .

НС I Н + + С I —

Оборудование: пробирки, держатель для пробирок.

Следует соблюдать правила работы с кислотами.

Постановка опыта – Елена Махиненко , текст – Павел Беспалов.

Практическая работа «Получение соляной кислоты и изучение ее свойств»

Разработка практической работы по теме «Получение соляной кислоты и изучение ее свойств» может быть использована при проведении уроков 9 класса. Включает в себя задания и вариант оформления отчета о работе.

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа «Получение соляной кислоты и изучение ее свойств»»

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2 9 класс

ПОЛУЧЕНИЕ СОЛЯНОЙ КИСЛОТЫ И ИЗУЧЕНИЕ ЕЕ СВОЙСТВ

Цель работы: Получить соляную кислоту. Изучить ее свойства, научиться отличать соляную кислоту и ее соли от других кислот и солей.

Оборудование: лабораторный штатив с лапкой, спиртовка, спички, пробирки, газоотводная трубка, вата.

Реактивы: NaCl (крист.), H2SO4 (конц.), AgNO3 (р-р), Mg, NaCl (р-р), CaCl2 (р-р), CuO (тв.), CuSO4(р-р), NaOH (р-р), СaCO3(тв.), вода, лакмус.

I. Инструктаж по технике безопасности перед началом работы

II. Выполнение работы

1. Получение соляной кислоты

В пробирку насыпать немного поваренной соли и прилить концентрированную серную кислоту так, чтобы кислота смочила соль. Закрыть пробирку газоотводной трубкой. Укрепить пробирку в лапке штатива (смотри рисунок). Конец газоотводной трубки опустить в пробирку с водой так чтобы он был на расстоянии 0,5 – 1 см от поверхности воды. Затем смесь соли и кислоты осторожно нагреть.

Следите за тем, чтобы газоотводная трубка не касалась воды!

Иначе воду перебросит в горячую пробирку-реактор и стекло лопнет

Наблюдайте за происходящим в пробирке с водой

2. Исследование свойств соляной кислоты

1). Отношение кислоты к индикатору

В пробирку с раствором соляной кислоты HCl добавить лакмус

2). Взаимодействие с металлами

В пробирку с раствором соляной кислоты HCl добавить Mg

Уравнение реакции: Mg + HCl =

3). Взаимодействие с оксидами металлов

В пробирку с раствором соляной кислоты добавить горошину оксида меди CuO

Пробирку немного нагреть (не кипятить!).

Уравнение реакции: CuO + HCl =

4). Взаимодействие с основаниями

В пробирку со свежеосаденным гидроксидом меди (II) Cu(OH)2 1 – 2 мл раствора соляной кислоты (до растворения осадка)

5). Взаимодействие с солями

В пробирку с CaCO3 добавить раствор соляной кислоты HCl

3. Распознавание соляной кислоты и ее солей (качественная реакция на хлориды)

В пробирки с р-ром соляной кислоты и хлорида натрия добавить несколько капель раствора нитрата серебра AgNO3 (качественная реакция на ион хлора Cl — )

Уравнения реакций: HCl + AgNO3 =

Выполните отчет по работе

(Результаты исследования занести в таблицу)

(молекулярное, сокращенное ионное)

1. Получение соляной кислоты

Выделение газа и растворение его в воде. От поверхности воды вниз опускаются струйки тяжелой жидкости

В лаборатории соляную кислоту можно получить при взаимодействии _______ и ________.

2. Исследование свойств соляной кислоты

1). Отношение кислоты к индикатору

При диссоциации соляной кислоты образуется ион _______(катион) и хлорид ион (________).

2). Взаимодействие с магнием

Растворение металла и выделение газа

Активные металлы вытесняют _______ из раствора соляной кислоты.

3). Взаимодействие с оксидом меди (II)

Растворение оксида меди (II) и образование раствора _____ цвета.

Основный Оксид и кислота при взаимодействии образуют ________ и воду.

4). Взаимодействие с гидроксидом меди (II)

Растворение осадка и образование голубого раствора

При взаимодействии кислоты с основаниями образуется растворимая ________ и вода.

5). Взаимодействие с карбонатом кальция

При взаимодействии соли и кислоты в одном сосуде – происходит обмен ионами. Реакция между солью и кислотой происходит тогда, когда может образоваться осадок или выделиться газ.

3. Распознавание соляной кислоты и ее солей

Выпадает __________ осадок

Реактивом на хлорид ион является раствор ____________ .

Урок химии по теме «Кислоты. Действие кислот на индикаторы. Взаимодействие кислот с металлами»

Разделы: Химия

  • продолжить формирование спец. умений (выделять существенные признаки реакций) и навыков (в написании уравнений реакций);
  • обеспечить усвоение учащихся понятия «кислота» как частного случая вещества.
  • Развивать логическое мышление;
  • Развивать умение проводить сравнение, сопоставление, вести наблюдения;
  • Развивать умение выявлять причинно-следственные связи в химических процессах, делать выводы, обобщения;
  • Развивать речь учащихся;
  • Развивать любознательность и интерес к учению.
  • Продолжать формирование основ диалектико-материалистического мировоззрения через живое созерцание к абстрактному мышлению и практике через познание отдельных фактов и закономерностей к обобщениям;
  • Прививать навыки коллективного труда.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Оборудование урока: мультимедиа, индикаторы, пробирки, штатив для пробирок, лучина, химические стаканы, растворы кислот HCl, H2SO4, металлы: Fe, Cu.

Ход урока

Формы организации познавательной деятельностисодержание
I. Организация урока.
Подготовка учащихся к работе
Беседа.
Индивидуальных, групповых и фронтальных форм работы уч-ся

Письменная работаII. Проверка домашнего задания.
1. Выявить качественный уровень выполнения д/з (осмысленность, прочность, осознанность.
2. Выявить типичные ошибки в знаниях учащихся, акцентировать на них внимание класса и показать пути их устранения.
3. Составить представление об уровне развития мышления.

Содержание этапа:
Общие
1. Как в лаборатории можно получить водород? (на уровне воспроизведения)
I-й уровень
Из данного перечня формул выбрать формулы оксидов:
1) Ca(OH)2
2) SO2
3) HCl
4) BaCl2
5) CaO
6) H2SO4

III-й уровень
Составьте уравнение реакций, в результате которых можно получить водород.
Mg + HCl=
H2+ PbO =
Ca + H2O =ФОПД – индивидуальная

Постановка проблемыIII. Подготовка учащихся к усвоению нового материала.
Актуализировать ведущие знания уч-ся, необходимые для адекватного включения в УПД.
Содержание этапа:
1) Состав кислот
2) Физические свойства соляной и серной кислот
3) Изменение окраски индикаторов в кислой среде
4) Взаимодействие кислот с металлами
5) Постановка проблемы
Дорогие ребята, вы любите фрукты,ягоды? (слайд №4)?
Какой вкус у фруктов? (слайд)
Как видите, здесь есть представители растений и животных. А что между ними общего? Лимон, яблоко, муравей?
Чем объясняется кислый вкус фруктов и других продуктов?Проблемно-поисковый, частично-поисковый, объяснительно иллюстративный.
Работа над словами «кислота», «индикаторы»,
Работа в парах

Постановка проблемы
Парная работа
МО.
Проблемно-поисковый.

Работа с учебником

Работа над терминами «валентность», «кислотный остаток».

Запись в тетрадьIV. Этап усвоения новых знаний.
Подберите однокоренные слова к слову кислота.
Таким образом, само название класса указывает на одно из физических свойств кислот. Действительно кислоты имеют кислый вкус, его вы ощущаете, когда положите на язык ломтик лимона, в соке которого содержится небольшое количество лимонной кислоты. Но, помните о том, что эта кислота пищевая! Пробовать на вкус кислоты ни в коем случае нельзя – можно отравиться или получить сильный химический ожог, так как кислоты обладают разъедающим действием.
Как можно распознать кислоты, не пробуя на вкус?
Учащимся предлагается проверить изменение окраски индикаторов при действии кислот и щелочей. Л/р

Повторение ТБ при работе с кислотами. Внимание! Работать с кислотами необходимо аккуратно, так как можно получить ожог или отравление.
Но, чтобы этого не случилось нужно при выполнении лабораторных работ с кислотами соблюдать правила техники безопасности.
Повторим: выполнять все указания учителя, Не пробовать вещества на вкус, пробирку в руки не брать, не приступать к выполнению опыта, не зная, что и как нужно делать,
Обращаться с лабораторной посудой бережно и закончив работу, привести рабочее место в порядок. При попадании кислоты на кожу надо смыть её струёй воды. Обработать 2% раствором гидрокарбонатом натрия.


источники:

http://multiurok.ru/files/praktichieskaia-rabota-poluchieniie-solianoi-kislo.html?__cf_chl_jschl_tk__=bf1b215dfa96f638f49f4da32ddd9777330dbeca-1608089245-0-AbX0mz3-Rx9W78wsrLBtUkfXHSu0NT_ZcRWZADlWExtAZMxt-T0K4iImBf7o-hqtiv_b-AVYmjHk1GPS25be3SqxOflW0RsILVXtxcW7z9989JER2OWS2J0kG6OXdFX0jBW_2HMWx_F8hrsBX6A4hb8jfo_ekX1w33EjMtJHx20k_CHkOecTxMDIOtNj3k5AJNqLoo-pLkW82vVSTi2U34Z45vyFy495jmTY5CcwocFs9oYyi_k_9_2EW6JRNy8oG3amUL09e-0_uG78oZF9mk9G-FUatHdf5cz2KM3kvelpEZ7wVtwfLJBY-g9h74nXmrBskZ4K5_fGl17UW7PpKOra_RGfpO0IivQ9aDkKCIktjtM03lq-c6rN2VVVpitm_pctUi0U-orOW7WtVhjKUec

http://urok.1sept.ru/articles/637660