Химические свойства. 1. Отношение к индикаторам:
1. Отношение к индикаторам:
а) щ. изменяют цвет индикатора
б) н.о.не изменяют цвет индикатора
2. Отношение к кислотам:
все (щ. и н.о.)реагируют с кислотами, образуя соль и воду
3. Отношение к кислотным (и амфотерным) оксидам:
а) щ. реагируют с кислотными (и амфотерными) оксидами, образуя соль и воду
б) н.о.не реагируют с кислотными (и амфотерными) оксидами
4. Отношение к нагреванию:
а) щ. при небольшом нагревании не разлагаются
б) н.о.при небольшом нагревании разлагаются, образуя оксид и воду
5. Отношение солям:
а) щ. реагируют с солями если образуется нерастворимое основание и другая соль:
б) н.о. нереагируют с солями.
Гидроксиды – сложные вещества, соответствующие оксидам (из оксида можно полу-чить гидроксид или наоборот (путем присоединения (отшепления) воды)).
Гидроксиды | ||
основные (основания) NaOH2 – Na2O Cu(OH)2 – CuO | амфотерные Zn(OH)2 – ZnO Al(OH)3 – Al2O3 | кислотные (кислоты) H3PO4 – P2O5 H2SiO3 – SiO2 |
О. г. (основания) реагируют с кислотами.
К. г. (кислоты) реагируют с основаниями.
А. г. реагируют с и кислотами, и со щелочами.
Урок химии по теме «Кислоты. Действие кислот на индикаторы. Взаимодействие кислот с металлами»
Разделы: Химия
- продолжить формирование спец. умений (выделять существенные признаки реакций) и навыков (в написании уравнений реакций);
- обеспечить усвоение учащихся понятия «кислота» как частного случая вещества.
- Развивать логическое мышление;
- Развивать умение проводить сравнение, сопоставление, вести наблюдения;
- Развивать умение выявлять причинно-следственные связи в химических процессах, делать выводы, обобщения;
- Развивать речь учащихся;
- Развивать любознательность и интерес к учению.
- Продолжать формирование основ диалектико-материалистического мировоззрения через живое созерцание к абстрактному мышлению и практике через познание отдельных фактов и закономерностей к обобщениям;
- Прививать навыки коллективного труда.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Оборудование урока: мультимедиа, индикаторы, пробирки, штатив для пробирок, лучина, химические стаканы, растворы кислот HCl, H2SO4, металлы: Fe, Cu.
Ход урока
Формы организации познавательной деятельности | содержание |
I. Организация урока. Подготовка учащихся к работе | |
Беседа. Индивидуальных, групповых и фронтальных форм работы уч-ся |
Письменная работа
1. Выявить качественный уровень выполнения д/з (осмысленность, прочность, осознанность.
2. Выявить типичные ошибки в знаниях учащихся, акцентировать на них внимание класса и показать пути их устранения.
3. Составить представление об уровне развития мышления.
Содержание этапа:
Общие
1. Как в лаборатории можно получить водород? (на уровне воспроизведения)
I-й уровень
Из данного перечня формул выбрать формулы оксидов:
1) Ca(OH)2
2) SO2
3) HCl
4) BaCl2
5) CaO
6) H2SO4
III-й уровень
Составьте уравнение реакций, в результате которых можно получить водород.
Mg + HCl=
H2+ PbO =
Ca + H2O =
Постановка проблемы
Актуализировать ведущие знания уч-ся, необходимые для адекватного включения в УПД.
Содержание этапа:
1) Состав кислот
2) Физические свойства соляной и серной кислот
3) Изменение окраски индикаторов в кислой среде
4) Взаимодействие кислот с металлами
5) Постановка проблемы
Дорогие ребята, вы любите фрукты,ягоды? (слайд №4)?
Какой вкус у фруктов? (слайд)
Как видите, здесь есть представители растений и животных. А что между ними общего? Лимон, яблоко, муравей?
Чем объясняется кислый вкус фруктов и других продуктов?
Работа над словами «кислота», «индикаторы»,
Работа в парах
Постановка проблемы
Парная работа
МО.
Проблемно-поисковый.
Работа с учебником
Работа над терминами «валентность», «кислотный остаток».
Запись в тетрадь
Подберите однокоренные слова к слову кислота.
Таким образом, само название класса указывает на одно из физических свойств кислот. Действительно кислоты имеют кислый вкус, его вы ощущаете, когда положите на язык ломтик лимона, в соке которого содержится небольшое количество лимонной кислоты. Но, помните о том, что эта кислота пищевая! Пробовать на вкус кислоты ни в коем случае нельзя – можно отравиться или получить сильный химический ожог, так как кислоты обладают разъедающим действием.
Как можно распознать кислоты, не пробуя на вкус?
Учащимся предлагается проверить изменение окраски индикаторов при действии кислот и щелочей. Л/р
Повторение ТБ при работе с кислотами. Внимание! Работать с кислотами необходимо аккуратно, так как можно получить ожог или отравление.
Но, чтобы этого не случилось нужно при выполнении лабораторных работ с кислотами соблюдать правила техники безопасности.
Повторим: выполнять все указания учителя, Не пробовать вещества на вкус, пробирку в руки не брать, не приступать к выполнению опыта, не зная, что и как нужно делать,
Обращаться с лабораторной посудой бережно и закончив работу, привести рабочее место в порядок. При попадании кислоты на кожу надо смыть её струёй воды. Обработать 2% раствором гидрокарбонатом натрия.
Отношение кислоты к индикатору уравнение
Действие кислот на индикаторы
Для определения реакции среды используют индикаторы лакмус, метилоранж, фенолфталеин. Как индикаторы реагируют на кислую среду? Приготовим пробирки с раствором соляной кислоты. Лакмус и метилоранж в кислой среде изменяют цвет – растворы становятся соответственно красным и розовым. Фенолфталеин в кислой среде остается бесцветным .
НС I Н + + С I —
Оборудование: пробирки, держатель для пробирок.
Следует соблюдать правила работы с кислотами.
Постановка опыта – Елена Махиненко , текст – Павел Беспалов.
http://urok.1sept.ru/articles/637660
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/273e6145-6cc8-fe8a-376e-9765c4e8a054/index.htm