Паскаль уравнение с одной переменной

Численные методы (язык Паскаль) © К.Ю. Поляков, 2008-2009 1.Решение уравненийРешение уравнений 2.Вычисление площади (интеграла)Вычисление площади (интеграла) — презентация

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемmail.g177.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: » Численные методы (язык Паскаль) © К.Ю. Поляков, 2008-2009 1.Решение уравненийРешение уравнений 2.Вычисление площади (интеграла)Вычисление площади (интеграла)» — Транскрипт:

1 Численные методы (язык Паскаль) © К.Ю. Поляков, Решение уравненийРешение уравнений 2.Вычисление площади (интеграла)Вычисление площади (интеграла) 3.Вычисление длины кривойВычисление длины кривой 4.ОптимизацияОптимизация

2 Численные методы (язык Паскаль) Тема 1. Решение уравнений © К.Ю. Поляков,

3 3 Основные понятия Типы решения: аналитическое (точное, в виде формулы) приближенное (неточное) Задача: решить уравнение Как? ? численные методы начальное приближение при N графический метод

4 4 Численные методы Идея: последовательное уточнение решения с помощью некоторого алгоритма. Область применения: когда найти точное решение невозможно или крайне сложно. 1)можно найти хоть какое-то решение 2)во многих случаях можно оценить ошибку (то есть можно найти решение с заданной точностью) 1)нельзя найти точное решение 2)невозможно исследовать решение при изменении параметров 3)большой объем вычислений 4)иногда сложно оценить ошибку 5)нет универсальных методов

5 5 Есть ли решение на [a, b] ? x y x*x* a b x y x*x* a b есть решение нет решения x y x*x* a b Если непрерывная функция f (x) имеет разные знаки на концах интервала [a, b], то в некоторой точке x * внутри [a, b] имеем f (x * ) = 0 ! !

6 6 Метод дихотомии (деление пополам) 1.Найти середину отрезка [a,b] : c = (a + b) / 2; 2.Если f(c)*f(a)

7 7 Метод дихотомии (деления пополам) простота можно получить решение с заданной точностью (в пределах точности машинных вычислений) нужно знать интервал [a, b] на интервале [a, b] должно быть только одно решение большое число шагов для достижения высокой точности только для функций одной переменной

eps do begin c := (a + b) / 2; if f(a)*f(c) eps do begin c := (a + b) / 2; if f(a)*f(c) 9 9 Как подсчитать число шагов? function BinSolve (a, b, eps: real; var N: integer ): real; var c:real; begin N := 0; while b — a > eps do begin c := (a + b) / 2; if f(a)*f(c) eps do begin c := (a + b) / 2; if f(a)*f(c) eps do begin c := (a + b) / 2; if f(a)*f(c) eps do begin c := (a + b) / 2; if f(a)*f(c) eps do begin c := (a + b) / 2; if f(a)*f(c) eps do begin c := (a + b) / 2; if f(a)*f(c) eps do begin c := (a + b) / 2; if f(a)*f(c)

10 10 Метод итераций (повторений) Задача: Эквивалентные преобразования: имеет те же решения при Идея решения: – начальное приближение (например, с графика) Проблемы: 1)как лучше выбрать ? 2)всегда ли так можно найти решение?

11 11 Сходимость итераций Сходящийся итерационный процесс: последовательность приближается (сходится) к точному решению. односторонняя сходимость двусторонняя сходимость

12 12 Расходимость итераций Расходящийся итерационный процесс: последовательность неограниченно возрастает или убывает, не приближается к решению. односторонняя расходимость двусторонняя расходимость

13 13 От чего зависит сходимость? сходится расходится Выводы: сходимость итераций зависит от производной итерации сходятся при и расходятся при сходимость определяется выбором параметра b

14 14 Как выбрать b ? наугад, пробовать разные варианты для начального приближения x 0 пересчитывать на каждом шаге, например: Какие могут быть проблемы? ?

16 16 Метод Ньютона (метод касательных) Какая связь с методом итераций? ?

17 17 Метод Ньютона (программа) < Newton решение уравнения методом Ньютона Вход: x – начальное приближение eps - точность решения Выход: решение уравнения f(x)=0, n - число шагов >function Newton (x, eps: real; var N: integer): real; var dx: real; OK: boolean; begin N := 0; OK := False; while not OK and (N

18 18 Метод Ньютона быстрая (квадратичная) сходимость – ошибка на k -ом шаге обратно пропорциональна k 2 не нужно знать интервал, только начальное приближение применим для функция нескольких переменных нужно уметь вычислять производную (по формуле или численно) производная не должна быть равна нулю может зацикливаться

19 Численные методы (язык Паскаль) Тема 2. Вычисление площади (интеграла) © К.Ю. Поляков,

20 20 Площадь криволинейной трапеции x y b a y = f (x) x y b a y = f 1 (x) y = f 2 (x)

21 function Area(x1, x2:real): real; var x, S, h: real; begin S := 0; h := 0.001; x := x1; while x

22 22 Метод (правых) прямоугольников x y x2x2 x1x1 h y = f 1 (x) y = f 2 (x) S1S1S1S1 S2S2S2S2 S3S3S3S3 S4S4S4S4 SiSiSiSi x x+h f 1 (x) f 2 (x) function Area(x1, x2:real): real; var x, S, h: real; begin S := 0; h := 0.001; x := x1; while x

23 function Area(x1, x2:real): real; var x, S, h: real; begin S := 0; h := 0.001; x := x1; while x

25 25 Метод Монте-Карло Применение: вычисление площадей сложных фигур (трудно применить другие методы). Требования: необходимо уметь достаточно просто определять, попала ли точка (x, y) внутрь фигуры. Пример: заданы 100 кругов (координаты центра, радиусы), которые могу пересекаться. Найти площадь области, перекрытой кругами. Как найти S ? ?

26 26 Метод Монте-Карло 1.Вписываем сложную фигуру в другую фигуру, для которой легко вычислить площадь (прямоугольник, круг, …). 2.Равномерно N точек со случайными координатами внутри прямоугольника. 3.Подсчитываем количество точек, попавших на фигуру: M. 4. Вычисляем площадь: Всего N точек На фигуре M точек 1.Метод приближенный. 2.Распределение должно быть равномерным. 3.Чем больше точек, тем точнее. 4.Точность ограничена датчиком случайных чисел. !

27 Численные методы (язык Паскаль) Тема 3. Вычисление длины кривой © К.Ю. Поляков,

28 28 Длина кривой x y b a y = f (x) L Точное решение: нужна формула для производной сложно взять интеграл Приближенное решение: xixi x i +h f (x)f (x) LiLi L1L1 L2L2 LNLN

30 Численные методы Тема 4. Оптимизация © К.Ю. Поляков,

31 31 Найти x, при котором или при заданных ограничениях. Основные понятия Оптимизация – поиск оптимального (наилучшего в некотором смысле) решения. Цель: определить значения неизвестных параметров, при которых заданная функция достигает минимума (затраты) или максимума (доходы). Ограничения – условия, которые делают задачу осмысленной. или

32 32 Локальные и глобальные минимумы y = f (x) глобальный минимум локальные минимумы Задача: найти глобальный минимум. Реальность: большинство известных алгоритмов находят только локальный минимум вблизи начальной точки алгоритмы поиска глобального минимума в общем случае неизвестны Что делать: для функций одной переменной начальная точка определяется по графику случайный выбор начальной точки запуск алгоритма поиска с нескольких разных точек и выбор наилучшего результата

33 33 Минимум функции одной переменной Дано: на интервале [a,b] функция непрерывна и имеет единственный минимум. Найти: x * y = f (x) Принцип сжатия интервала: Как выбрать c и d наилучшим образом? ?

34 34 Минимум функции одной переменной Постоянное сжатие в обоих случаях: y = f (x) Коэффициент сжатия: Самое быстрое сжатие: при должно быть c d Метод «почти половинного» деления: – малое число нужно искать два значения функции на каждом шаге

35 35 Отношение «золотого сечения» Идея: выбрать c и d так, чтобы на каждом шаге вычислять только одно новое значение функции. Уравнение для определения g : Отношение «золотого сечения»:

36 36 Метод «золотого сечения» < Gold поиск минимума функции («золотое сечение») Вход: a, b – границы интервала, eps – точность Выход: x, при котором f(x) имеет минимум на [a,b] >function Gold(a, b, eps:real): real; const g = ; var x1, x2, R: real; begin R := g*(b — a); while abs(b-a) > eps do begin x1 := b — R; x2 := a + R; if f(x1) > f(x2) then a := x1 else b := x2; R := R * g; end; Gold := (a + b) / 2; end; < Gold поиск минимума функции («золотое сечение») Вход: a, b – границы интервала, eps – точность Выход: x, при котором f(x) имеет минимум на [a,b] >function Gold(a, b, eps:real): real; const g = ; var x1, x2, R: real; begin R := g*(b — a); while abs(b-a) > eps do begin x1 := b — R; x2 := a + R; if f(x1) > f(x2) then a := x1 else b := x2; R := R * g; end; Gold := (a + b) / 2; end; Как вычислять только одно значение на каждом шаге? ? eps do begin x1 := b — R; x2 := a + R; if f(x1) > f(x2) then a := x1 else b := x2; R := R * g; end; Gold := (a + b) / 2; end; <---------------------------------------------- Gold поиск минимума функции («золотое сечение») Вход: a, b – границы интервала, eps – точность Выход: x, при котором f(x) имеет минимум на [a,b] ---------------------------------------------->function Gold(a, b, eps:real): real; const g = 0.618034; var x1, x2, R: real; begin R := g*(b — a); while abs(b-a) > eps do begin x1 := b — R; x2 := a + R; if f(x1) > f(x2) then a := x1 else b := x2; R := R * g; end; Gold := (a + b) / 2; end; Как вычислять только одно значение на каждом шаге? ?»>

37 37 Функции нескольких переменных Найти, для которых при заданных ограничениях. Проблемы: нет универсальных алгоритмов поиска глобального минимума неясно, как выбрать начальное приближение (зависит от задачи и интуиции) Подходы: методы локальной оптимизации (результат зависит от выбора начального приближения) случайный поиск (без гарантии) методы глобальной оптимизации (для особых классов функций)

38 38 Метод покоординатного спуска Идея: выбираем начальную точку будем менять только x 1, а остальные переменные «заморозим», находим минимум по x 1 теперь будем менять только x 2, а остальные переменные «заморозим», … начальное приближение минимум простота, сводится к нескольким задачам с одной переменной можно двигаться к минимуму быстрее большой объем вычислений может не найти решение для сложных функций

39 39 Градиентные методы Градиент – это вектор, показывающий направление наискорейшего возрастания функции. Идея: выбираем начальную точку на каждом шаге двигаемся в направлении, противоположном градиенту минимум начальное приближение быстрая сходимость необходимо считать производные (по формуле или численно) плохо работает для быстро меняющихся функций градиент

40 40 Метод случайного поиска Идея: выбираем начальную точку пробуем сделать шаг в случайном направлении если значение функции уменьшилось, шаг удачный (запоминается) минимум начальное приближение простота реализации не требует вычисления производных много вариантов с самообучением хорошо работает для функций с многими локальными минимумами очень большой объем вычислений

Программирование на Паскале. Тема: «Решение квадратного уравнения с использованием конструкции IF–THEN–ELSE»

Цели урока:

  • Повторить с учащимися правила решения квадратных уравнений
  • Вспомнить алгоритмическую конструкцию IF-THEN-ELSE
  • Составить блок-схему программы и саму программу на языке Pascal
  • Проверить работоспособность программы на конкретных примерах
  • Расширить представления учащихся о применении языка Pascal
  • Воспитать у учащихся чувство аккуратности, внимательности, ответственности
  • Научить учащихся самостоятельно находить свои ошибки в программах
  • Оборудование:

  • Таблички с формулами
  • Плакат с блок-схемой алгоритма КВУР
  • Листочки с индивидуальными заданиями
  • Система программирования «Turbo Pascal 7.0»
  • До сих пор мы с вами говорили о каких-то отвлечённых задачах из области математики. Сегодня мы поговорим о конкретной задаче, которая встречается у вас почти на каждом уроке. Это решение квадратного уравнения. Я хочу, чтобы вы на примере этой задачи поняли, что программирование — это не просто прихоть учителя, это действительно раздел информатики, который может нам помочь, например, в решении конкретных математических задач. Нужно только уметь разбираться в этом.

    2. Математическое решение

    Давайте вспомним, что понимают под квадратным уравнением?

    Что из себя представляют числа a,b,c и как их называют?

    С чего начинают решение квадратного уравнения?

    Найдите вокруг себя формулу дискриминанта. (D=b 2 -4ac) (Приложение 3)

    Как мы решаем далее квадратное уравнение? (сравнение D с нулём)

    Какие выводы мы из этого делаем?

    (если D 0, то два корня)

    Как найти корни квадратного уравнения? Найдите формулы корней среди тех, что развешены повсюду.

    Если я случай наличия корней квадратного уравнения сведу к условию D0, то что я получу в случае D=0?

    (Два одинаковых корня)

    Давайте ещё раз подробно разберём нашу задачу:

    Итак, у нас есть квадратное уравнение ax 2 +bx+c=0.

    Мы должны решить его, т.е. найти такие значения х, при которых правая часть уравнения =0. Мы знаем, что для этого нам надо:

    Найти дискриминант D=b 2 — 4ac.

    Сравнить его с нулём

    D=b 2 -4ac=10 2 -4*3*3=100 — 36 =64

    Х1=,

    X2 =

    3. Составление блок-схемы алгоритма.

    По заданному решению попробуем составить блок-схему алгоритма в тетради. Кто справится первым, прошу к доске.

    Подпишем основные элементы блок — схемы применительно к языку программирования.

    4. Составление программы по блок — схеме.

    Теперь, пользуясь нашими записями, составим программу и покажем её учителю. Тот, кто до конца урока составит только программу, не проверив её на компьютере, получит три, тот, кто наберёт программу на компьютере, но не проверит её на примерах, получит три. Тот, кто выполнит всё задание, получит пять.

    А я раздам вам домашнее задание.

    Var a,b,c,d,x1,x1: real;

    Write(‘введите коэффициенты уравнения a,b,c’); readln(a,b,c);

    Else writeln(‘действительных корней нет’)

    1. Составить и набрать программу КВУР на компьютере.

    Загрузка среды Pascal- 2ЩЛКМ по значку Pascal, нажать ALT+ENTER.

    Запуск программы — ЩЛКМ по кнопке RUN выбрать RUN.

    2. Решить следующие квадратные уравнения и показать учителю их решения (если нет такой возможности, то занести их в маршрутный лист (Приложение 4)

    1,5х 2 -0,6х — 4,8 = 0

    3. Переделайте программу КВУР таким образом, чтобы в ней учитывался случай, когда D=0 и уравнение имеет один корень.

    4. Закрыть программу.

    Подсказка: Меню File — Exit или ALT+X.

    1. За простое воспроизведение (набор программы) без проверки оценка «3»

    2. За проверку работы программы на примерах, представленных учителем оценка «4»

    3. За решение всех заданий и дополнительное изменение программы для случая D=0, оценка «5»

    4. Закрыть программу.

    Подсказка: Меню File — Exit или ALT+X.

    Х1Х2
    13,2301390,1031947
    21,464102-5,464102
    31,106107-1,356107
    4Корней нет
    5Корней нет
    61,60
    72-1,6
    8Корней нет
    90,6872614-1,131706
    109,486833-9,486833

    Можно дать дополнительное задание:

    Изменить программу так, чтобы ответ был с точностью до 2-х знаков после запятой.

    1) Напишите программу проверки пароля. Пусть пароль — некоторое число, зафиксированное в программе. Программа печатает приглашение «введите пароль» и вводит число. Если введённое число совпадает с фиксированным паролем, то программа выводит приветствие, если нет — сообщает о том, что пароль не угадан.

    7. Подведение итогов урока.

    Итак, ребята, сегодня мы с вами решали конкретные задачи из математики, применяя свои умения по программированию. Вы получили следующие оценки за свои знания. (Перечисление оценок) На следующем уроке нам предстоит познакомиться с новыми алгоритмами — Циклическими.

    На сегодня наш урок закончен. До свидания.

    Литература:

  • И. Семакин, Л. Залогова «Информатика. Базовый курс. 9 класс», М., БИНОМ, 2005г.
  • А.А. Чернов «Конспекты уроков информатики в 9-11 классах», Волгоград: Учитель, 2006г.
  • Л.И. Белоусова, С.А. Веприк «Сборник задач по курсу информатики», М., «Экзамен», 2007.
  • Паскаль уравнение с одной переменной

    Nickolay.info. Обучение. Библиотека численных методов на Паскале

    Материал публикуется в связи с сессией, так как многие не просто изучают численные методы, но еще и программируют их на старом добром Паскале 🙂 В помощь таким страждущим студентам — наша старая добрая (конца XX века) бибилиотека численных методов на Паскале.

    Сами численные методы реализованы в библиотеке LPM2.TPU (исходник в соответствующем файле .PAS), все остальные файлы с расширением .PAS — демки для вызовов разных функций библиотеки. Паскаль версии 7.1 можно взять на этой странице сайта.

    Скиньте все файлы *.pas из архива в удобную папку, а скомпилированную библиотеку lpm2.tpu — в папку, которая указана в настройке Options -> Unit Directories верхнего меню Паскаля. Затем открывайте и запускайте нужные программы.

    Вот текущий список модулей для численных методов (в алфавитном порядке):

    • EMPIRICH.PAS — эмпирическая зависимость по массивам X,Y переменной размерности (*).
    • FPRM.PAS — определённый интеграл методом средних прямоугольников. Задаются пределы интегрирования a,b, число узловых точек n, в коде определяется функция f(x).
    • FSIMP.PAS — определённый интеграл методом Симпсона. Данные задаются, как для модуля FPRM, плюс требуемая точность.
    • FTRAP.PAS — определённый интеграл методом трапеций. Данные задаются, как для модуля FPRM.
    • INTER.PAS — реализация первой и второй интерполяционной формулы Ньютона. вводятся размер таблицы, массивы значений X и Y, значение аргумента для интерполяционной формулы и номер формулы (1 или 2).
    • KLGRAPH.PAS — графопостроитель по данным массивов X,Y. Задаются целочисленные ширина и высота сетки (по сути дела, они обозначают размеры картинки в пикселах), количество горизонтальных и вертикальных осей (ячеек сетки), размер таблицы, затем массивы данных X и Y (могут быть вещественными).
    • MITER.PAS — метод итераций решения уравнения. Функция уравнения задана программно как F(X)=D1*x*x*x+D2*x*x+D3*x+D4, вводятся коэффийиенты D1,D2,D3,D4, начальное приближение для x, константа метода и желаемая точность вычисления.
    • MNEWTON.PAS — метод Ньютона для решения уравнения. Данные вводятся как для MITER (кроме константы метода).
    • ODY1.PAS — обыкновенное дифференциальное уравнение 1 порядка, методы Эйлера (обычный и модифицированный), Рунге-Кутта. Вводятся интервал [a,b], шаг разностной сетки, начальное условие. Функция задается подпрограммой F(X,y). (*).
    • ODY2.PAS — обыкновенное дифференциальное уравнение 2 порядка. Вводятся коэффициенты уравнения P,G,F, коэффициенты 1-го и 2-го краевых условий, интервал [a,b], шаг разностной сетки. Функции программируются подпрограммами P1(x), G1(x), F1(x) (*).
    • ODY22.PAS — модификация ODY2, не имеет самостоятельного значения (*).
    • OPT.PAS — методы оптимизации. Поиск экстремумов унимодальных функций одной переменной. Функция задается подпрограммой F(x). Реализованы методы равномерного поиска, поразрядного приближения, дихотомии (половинного деления), золотого сечения. (*)
    • PROG.PAS — решение системы линейных алгебраических уравнений (СЛАУ) методом прогонки. Вводятся порядок системы, матрица коэффициентов системы, вектор свободных членов.
    • TGRAPH.PAS — построение графика функции, заданной подпрограммой F(X). Вводятся ширина и высота сетки (по сути дела, размеры картинки графика в пикселах), число горизонтальных и вертикальных осей (линий сетки), интервал построения графика. (*)
    • ZEID.PAS — решение системы линейных алгебраических уравнений (СЛАУ) методом Зейделя. Вводятся порядок системы, матрица коэффициентов системы, вектор свободных членов, точность вычисления, максимальное число итераций.

    Здесь (*) означает, что предполагается переход в графический режим для вывода картинки.

    Если Ваш компьютер — такой новый, что уже не показывает DOS-графику, поставьте DOSBox и DOSShell (ссылка есть внизу этой страницы сайта). Тогда Вы сможете скомпилировать в Паскале исполняемый файл (включив в Паскале настройку верхнего меню Compile -> Destination в значение Disk) и потом запустить его из DOSBox или DOSShell.


    источники:

    http://urok.1sept.ru/articles/592261

    http://nickolay.info/study/pas_methods.html