Печка печник лес решите орфографическое уравнение

Олимпиадные задания по русскому языку 5 класс

Банты, документ, щавель, форзац, балуешься, звонит, апостроф, красивее, шофер, кухонный, повторишь, завидно, положил, свекла.

( За каждый правильный ответ – 0,5 баллов ) Всего – 7 баллов

  1. Выполните транскрипцию индийской пословицы.

Большой ум лучше силы буйвола.

( За правильно составленную транскрипцию – 5 баллов )

  1. Составьте по два словосочетания так, чтобы можно было различить слова, имеющие одинаковые звуки.

Пру[т], лу[к], об[и]жать, м[и]чи, ро[т].

( За каждое правильно составленное словосочетание – 0,5 балл ) Всего – 5 баллов

  1. Какое из данных слов отличается от других по своему составу? Обоснуйте.

Дочка, бочка, штучка, печка.

( За правильный ответ – 1 балл. За обоснование – 3 балла ) Всего – 4 балла

  1. Определите лишнее слово среди приведённых и разберите его по составу.

Соринка, сорняк, сорвал, насорил, сор.

( За правильно указанное слово – 1 балл, за разбор по составу – 2 балла ) Всего – 3 балла

  1. Решите орфографическое уравнение. Какой пример не поддаётся решению?

печка → печник = лес → ?

песок → песочный = известь→ ?

красный → красноватый = деревянный → ?

вязать → вязальный = гладить → ?

баян → баянист = балалайка → ?

( За каждый правильно решённый пример – 1 балл ) Всего – 5 баллов.

  1. Прочитайте отрывок из «Песни о Вещем Олеге» и выпишите устаревшие слова. Замените их современными вариантами.

Грядущие годы таятся во мгле;

Но вижу твой жребий на светлом челе.

Запомни же ныне ты слово моё;

Воителю слава – отрада;

Победой прославлено имя твоё,

Твой меч на вратах Цареграда.

( За каждое правильно указанное слово – 1 балл, за указание значения – 1 балла ) Всего – 10 баллов

  1. Определите, какие языковые средства и тропы представлены в предложениях.

НЕОБХОДИМЫЕ СЛОВА И СЛОВОСОЧЕТАНИЯ ВЫДЕЛЕНЫ ЖИРНЫМ ШРИФТОМ!

Белые и чёрные кролики дружно жевали траву.
Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна

То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя
А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

Норка вылезла из норки

И пошла к знакомой норке.

( За каждое правильно определённое языковое средство – 2 балла ) Всего – 12 баллов

  1. Определите, какой частью речи могут данные слова. Составьте предложения с ними, выступающими в роли разных частей речи.

Ожёг, стекло, три, печь.

( За каждое правильное указание части речи – 0,5 баллов, за правильно составленное предложение – 1 балл ) Всего – 12

  1. Прочитайте отрывок из стихотворения Л. Кэрролла в переводе Н. Демуровой.

Варкалось. Хливкие шорьки

Пырялись по наве.

И хрюкотали зелюки,

Как мюмзики в мове.

От выделенного глагола по правилам русского словообразования образуйте следующие слова:

  1. существительное, обозначающее действие;
  2. прилагательное со значением «склонный, способный к такому действию»;
  3. существительное – название лица по его действию.

( За каждое правильно образованное слово – 1 балл ) Всего – 5 баллов )

  1. Расставьте знаки препинания в следующих предложениях:

А) Маша воскликнула Ребята сюда!

Б) Мы знали что скоро наступит ночь.

В) Лес зеленый дом для многих его обитателей.

Г) В огороде у бабушки были посажены разные овощи свёкла морковь капуста и картофель.

Д) Солнце играет светом льет теплые лучи на землю.

( За каждый правильно поставленный знак – 0,5 баллов ) Всего – 4

  1. Анограмма –перестановка букв в слове ( или нескольких словах ) в любом порядке, в результате которой образуется новое слово, например: арка – кара.

Из букв слов САРАЙ, КЛОУН, СТУК, МУКА, РОПОТ, ШПАЛА составьте слова — анограммы.

( За правильный ответ – 1 балл ) Всего – 6 баллов

  1. Переведите предложение на современный русский язык.

А Римъ великий град стоить на рҌцҌ на ТиверҌ за 12 миль до моря. ( заметка о Риме 1400- 1500).

Пояснение: переведённое предложение необходимо записать в соответствии с нормами русского языка.

Примечание: современное название реки, на которой стоит Рим, — Тибр.

( За правильный перевод – 5 баллов ) Всего – 5 баллов

  1. Раскройте смысл выражений: рукой подать, через час по чайной ложке, во весь дух, морочить голову, работать засучив рукава, работать спустя рукава. Придумайте короткий рассказ с одним устойчивым выражением.

( За каждое правильно расшифрованное выражение – 6 баллов. За рассказ – 6 баллов ) Всего – 12 баллов

Ответы

ПРИ НАЛИЧИИ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ОШИБОК СНИМАЕТСЯ 0,5 баллов за каждую

  1. Расставьте ударение в словах.

БАнты, докумЕнт, щавЕль, фОрзац, балУешься, звонИт, апострОф, красИвее, шофЕр, кУхонный, повторИшь, завИдно, положИл, свЁкла.

( За каждый правильный ответ – 0,5 баллов ) Всего – 7 баллов

2. Выполните транскрипцию данной фразы.

Большой ум лучше силы буйвола.

[ бал`шОй` Ум лУч`шэ с`Илы бУй`вала ].

( За правильно составленную танскрипцию – 5 баллов )

3. Составьте по два словосочетания так, чтобы можно было различить слова, имеющие одинаковые звуки.

Пру[т], лу[к], об[и]жать, м[и]чи, ро[т].

( За каждое правильно составленное словосочетание – 0,5 балл ) Всего – 5 баллов

4. Какое из данных слов отличается от других по своему составу? Обоснуйте.

Дочка, бочка, штучка, печка.

Лишнее слово – бочка, т.к. все остальные слова состоят из корня, суффикса -к- и окончания: доч-к-а, штуч-к-а,печ-к-а.

( За правильный ответ – 1 балл. За обоснование – 3 балла ) Всего – 4 балла

5. Определите лишнее слово среди приведённых и разберите его по составу.

Соринка, сорняк, со-рв-а-л, насорил, сор.

( За правильно указанное слово – 1 балл, за разбор по составу – 2 балла ) Всего – 3 балла

6. Решите орфографическое уравнение. Какой пример не поддаётся решению?

печка → печник = лес → ?

песок → песочный = известь → ?

красный → красноватый = деревянный → ?

вязать → вязальный = гладить → ?

баян → баянист = балалайка → ?

( За каждый правильно решённый пример – 1 балл ) Всего – 5 баллов.

Ответ: 1) лесник, 2) известковый, 3) не имеет решения, 4) гладильный, 5) балалаечник.

7. Прочитайте отрывок из «Песни о Вещем Олеге» и выпишите устаревшие слова. Укажите их значение.

Грядущие годы таятся во мгле;

Но вижу твой жребий на светлом челе.

Запомни же ныне ты слово моё;

Воителю слава – отрада;

Победой прославлено имя твоё,

Твой меч на вратах Цареграда.

( За каждое правильно указанное слово – 1 балл, за указание значения – 1 балла ) Всего – 10 баллов.

8. Определите, какие языковые средства представлены в предложениях.

НЕОБХОДИМЫЕ СЛОВА И СЛОВОСОЧЕТАНИЯ ВЫДЕЛЕНЫ ЖИРНЫМ ШРИФТОМ!

Белые и чёрные кролики дружно жевали траву.Антонимы
Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?

Синонимы
Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна

Олицетворение
То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитяСравнение

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

Метафора
Норка вылезла из норки

И пошла к знакомой норке.

Омонимы

( За каждое правильно определённое языковое средство – 2 балла ) Всего – 12 баллов

9. Определите, какой частью речи могут данные слова. Составьте предложения с ними, выступающими в роли разных частей речи.

Ожёг, уж, три, печь.

Ожёг – существительное, глагол

Стекло – существительное, глагол

Три – глагол, числительное

Печь – существительное, глагол

( За каждое правильное указание части речи – 0,5 баллов, за правильно составленное предложение – 1 балл ) Всего – 12

10. Прочитайте отрывок из стихотворения Л. Кэрролла в переводе Н. Демуровой.

Варкалось. Хливкие шорьки

Пырялись по наве.

И хрюкотали зелюки,

Как мюмзики в мове.

От выделенного глагола по правилам русского словообразования образуйте следующие слова:

  1. существительное, обозначающее действие;
  2. прилагательное со значением ‘склонный, способный к такому действию’;
  3. существительное – название лица по его действию.

Ответ: 1) хрюкотание; 2) хрюкотливый; 3) хрюкотун, хрюкотатель, хрюкотальщик.

( За каждое правильно образованное слово – 1 балл ) Всего – 5 баллов )

11. Расставьте знаки препинания в следующих предложениях:

А) Маша воскликнула: «Ребята, сюда!»

Б) Мы знали, что скоро наступит ночь.

В) Лес — зеленый дом для многих его обитателей.

Г) В огороде у бабушки были посажены разные овощи: свёкла, морковь, капуста и картофель.

Д) Солнце играет светом, льет теплые лучи на землю.

( За каждый правильно поставленный знак – 0,5 баллов ) Всего – 4

  1. Анограмма –перестановка букв в слове ( или нескольких словах ) в любом порядке, в результате которой образуется новое слово, например: арка – кара.

Из букв слов САРАЙ, КЛОУН, СТУК, МУКА, РОПОТ, ШПАЛА составьте слова — анограммы.

САЙРА, УКЛОН, КУСТ, КУМА, ТОПОР, ЛАПША.

( За правильный ответ – 1 балл ) Всего – 6 баллов

13. Переведите предложение на современный русский язык.

А Римъ великий град стоить на рҌцҌ на ТиверҌ за 12 миль до моря. ( заметка о Риме 1400- 1500).

А великий город Рим стоит на реке Тибр в 12 милях от моря.

А Рим, великий город, стоит на реке Тибр в 12 милях от моря.

Пояснение: переведённое предложение необходимо записать в соответствии с нормами русского языка.

Примечание: современное название реки, на которой стоит Рим, — Тибр.

( За правильный перевод – 5 баллов ) Всего – 5 баллов

14.Раскройте смысл выражений: рукой подать, через час по чайной ложке, во весь дух, морочить голову, работать засучив рукава, работать спустя рукава. Придумайте короткий рассказ с одним устойчивым выражением.

( За каждое правильно расшифрованное выражение – 1 балл. За рассказ – 6 баллов ) Всего – 12 баллов

Олимпиада по русскому языку 4 класс
олимпиадные задания по русскому языку (4 класс)

Школьная олимпиада по русскому языку 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
shkolnaya_olimpiada_dlya_4_klassa_po_russkomu_yazyku.docx29.01 КБ

Предварительный просмотр:

Олимпиада по русскому языку

  1. Расставьте ударение в словах.

Банты, документ, щавель, форзац, балуешься, звонит, торты, красивее, шофер, кухонный, повторишь, завидно, положил, свекла .

  1. Выполните транскрипцию индийской пословицы.

Большой ум лучше силы буйвола.

  1. Составьте по два словосочетания так, чтобы можно было различить слова, имеющие одинаковые звуки.

Пру[т], лу[к], об[и]жать, м[и]чи, ро[т].

  1. Какое из данных слов отличается от других по своему составу? Обоснуйте.

Дочка, бочка, штучка, печка.

  1. Определите лишнее слово среди приведённых и разберите его по составу.

Соринка, сорняк, сорвал, насорил, сор.

  1. Закончите цепочку. Какая цепочка не поддаётся решению?

печка → печник = лес → ?

песок → песочный = известь→ ?

красный → красноватый = деревянный → ?

вязать → вязальный = гладить → ?

баян → баянист = балалайка → ?

7. Подберите к устаревшим словам современные синонимы:

8.Определите, какими языковыми средствами являются выделенные слова в предложениях. НЕОБХОДИМЫЕ СЛОВА И СЛОВОСОЧЕТАНИЯ ВЫДЕЛЕНЫ ЖИРНЫМ ШРИФТОМ!

Белые и чёрные кролики дружно жевали траву.

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?

Сквозь волнистые туманы

То, как зверь , она завоет, То заплачет, как дитя …

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Норка вылезла из норки

И пошла к знакомой норке .

9.Определите, какой частью речи могут быть данные слова. Составьте предложения с ними, выступающими в роли разных частей речи.

Пила,стекло, три, печь.

10. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки .

Прим…рить враго…, прож…вать пищу, сп…ртивные дост… жения, не сп…ши отвечать, зап..вать л…карство, а(к, кк)уратная надпись, чу…ствуешь радость, зап…вать в хоре, об…едини(т,ть)ся в гру(п,пп)у, ус…ная речь, гиган…ские шаги, играю в те(н,нн)ис, ч. десный день.

11.Расставьте знаки препинания в следующих предложениях:

А) Маша воскликнула Ребята сюда!

Б) Мы знали что скоро наступит ночь.

В) Лес зеленый дом для многих его обитателей.

Г) В огороде у бабушки были посажены разные овощи свёкла морковь капуста и картофель.

Д) Солнце играет светом льет теплые лучи на землю.

12.Анограмма –перестановка букв в слове ( или нескольких словах ) в любом порядке, в результате которой образуется новое слово, например: арка – кара.

Из букв слов САРАЙ, КЛОУН, СТУК, МУКА, РОПОТ, ШПАЛА составьте слова-анограммы:______________________________________________________________________________________________________________________________________________

13.Поставь имена существительные в форму родительного падежа множественного числа.

чулки — _____________________ туфли — ___________________

носки — _____________________ помидоры — _______________

цыгане — ____________________ ботинки — _________________

14.Раскройте смысл выражений:

рукой подать, через час по чайной ложке, во весь дух, морочить голову, работать засучив рукава, работать спустя рукава.

Придумайте короткий рассказ с одним устойчивым выражением.

ПРИ НАЛИЧИИ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ОШИБОК СНИМАЕТСЯ 0,5 баллов за каждую

1.Расставьте ударение в словах.

БАнты, докумЕнт, щавЕль, фОрзац, балУешься, звонИт, тОрты, красИвее, шофЕр, кУхонный, повторИшь, завИдно, положИл, свЁкла.

( За каждый правильный ответ – 0,5 баллов ) Всего – 7 баллов

2.Выполните транскрипцию данной фразы.

Большой ум лучше силы буйвола.

[ бал`шОй` Ум лУч`шэ с`Илы бУй`вала ].

( За правильно составленную танскрипцию – 5 баллов )

3.Составьте по два словосочетания так, чтобы можно было различить слова, имеющие одинаковые звуки.

Пру[т], лу[к], об[и]жать, м[и]чи, ро[т].

( За каждое правильно составленное словосочетание – 0,5 балл ) Всего – 5 баллов

4.Какое из данных слов отличается от других по своему составу? Обоснуйте.

Дочка, бочка, штучка, печка.

Лишнее слово – бочка, т.к. все остальные слова состоят из корня, суффикса -к- и окончания: доч-к-а, штуч-к-а,печ-к-а.

( За правильный ответ – 1 балл. За обоснование – 3 балла ) Всего – 4 балла

5.Определите лишнее слово среди приведённых и разберите его по составу.

Соринка, сорняк, со-рв-а-л , насорил, сор.

( За правильно указанное слово – 1 балл, за разбор по составу – 2 балла ) Всего – 3 балла

6.Закончите цепочку. Какая цепочка не поддаётся решению?

печка → печник = лес → ?

песок → песочный = известь → ?

красный → красноватый = деревянный → ?

вязать → вязальный = гладить → ?

баян → баянист = балалайка → ?

( За каждый правильно решённый пример – 1 балл ) Всего – 5 баллов .

Ответ: 1) лесник, 2) известковый, 3) не имеет решения, 4) гладильный, 5) балалаечник.

7. Подберите к устаревшим словам современные синонимы:

( За каждое правильно указанное слово – 1 балл) Всего – 8 баллов .

8.Определите, какими языковыми средствами являются выделенные слова в предложениях. НЕОБХОДИМЫЕ СЛОВА И СЛОВОСОЧЕТАНИЯ ВЫДЕЛЕНЫ ЖИРНЫМ ШРИФТОМ!

Белые и чёрные кролики дружно жевали траву.

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?

Сквозь волнистые туманы

То, как зверь , она завоет, То заплачет, как дитя …

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Норка вылезла из норки

И пошла к знакомой норке.

( За каждое правильно определённое языковое средство – 2 балла ) Всего – 12 баллов

9.Определите, какой частью речи могут данные слова. Составьте предложения с ними, выступающими в роли разных частей речи.

Ожёг, стекло, три, печь.

Ожёг – существительное, глагол

Стекло – существительное, глагол

Три – глагол, числительное

Печь – существительное, глагол

( За каждое правильное указание части речи – 0,5 баллов, за правильно составленное предложение – 1 балл ) Всего – 12 баллов

10. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки .

Прим…рить враго…, прож…вать пищу, сп…ртивные дост… жения, не сп…ши отвечать, зап..вать л…карство, а(к, кк)уратная надпись, чу…ствуешь радость, зап…вать в хоре, об…едини(т,ть)ся в гру(п,пп)у, ус…ная речь, гиган…ские шаги, играю в те(н,нн)ис, ч. десный день.

( За каждую правильно вставленную букву – 0,5 баллов ) Всего – 9 баллов )

11.Расставьте знаки препинания в следующих предложениях:

А) Маша воскликнула: «Ребята, сюда!»

Б) Мы знали, что скоро наступит ночь.

В) Лес — зеленый дом для многих его обитателей.

Г) В огороде у бабушки были посажены разные овощи: свёкла, морковь, капуста и

Д) Солнце играет светом, льет теплые лучи на землю.

( За каждый правильно поставленный знак – 0,5 баллов ) Всего – 4 балла

12. Анограмма –перестановка букв в слове ( или нескольких словах ) в любом порядке, в результате которой образуется новое слово, например: арка – кара.

Из букв слов САРАЙ, КЛОУН, СТУК, МУКА, РОПОТ, ШПАЛА составьте слова — анограммы.

САЙРА, УКЛОН, КУСТ, КУМА, ТОПОР, ЛАПША.

( За правильный ответ – 1 балл ) Всего – 6 баллов

13.Поставь имена существительные в форму родительного падежа множественного числа.

чулки — _____________________ туфли — ___________________

носки — _____________________ помидоры — _______________

цыгане — ____________________ ботинки — _________________

чулки — чулок туфли — туфель

носки — носков помидоры — помидоров

цыгане — цыган ботинки — ботинок

( За каждый правильный ответ – 1 балл). Всего- 6 баллов .

14.Раскройте смысл выражений: рукой подать, через час по чайной ложке, во весь дух, морочить голову, работать засучив рукава, работать спустя рукава. Придумайте короткий рассказ с одним устойчивым выражением.

( За каждое правильно расшифрованное выражение – 1 балл. За рассказ – 8 баллов ) Всего – 14 баллов

Морфемика. Словообразование. Задания повышенной сложности

Нарушевич Андрей

Таганрогский муниципальный

общеобразовательный лицей при ТРТУ

Морфемика. Словообразование. Задания повышенной сложности

Изучение морфемики и словообразования дает ключ к пониманию процессов словообразования и словоизменения, связи между значением и структурой слова, словообразовательных связей родственных слов. Обращение к сложным случаям морфемного и словообразовательного разбора поможет ученикам избежать возможных ошибок, расширит их лингвистический кругозор.

Предлагаемые задания могут быть использованы как при подготовке олимпиад по русскому языку, так и на уроках повторения и обобщения материала по словообразованию.

¨Можно ли с помощью приставки образовать от имени существительного имя прилагательное или глагол?

Ответ. Нет. С помощью приставок образуются слова той же части речи, что и исходное слово. Внук – правнук, человек – сверхчеловек. Ср. в словах других частей речи: бежит – прибежит, убежит, добежит; легкий – нелегкий, сверхлегкий.

¨ Можно ли считать слова луковка, лучник, излучина однокоренными?

Ответ. Нет. Слово луковка образовано от существительного лук1 (растение); лучник – от лук2 (оружие); излучина – от слова лука (дугообразный поворот реки), ср. лукоморье. Таким образом, это слова с омонимичными корнями.

¨Найдите лишнее слово. Объясните ответ.

1) Булочка, козочка, вазочка.

1) Воротник, задачник, ночник.

2) Разодеть, разомкнуть, разобрать.

3) Мудрствовать, свирепствовать, чествовать.

4) Попугайничать, скромничать, лентяйничать.

1. В слове булочка выделяются корень -булоч (чередование к //ч) и суффикс -к-. В остальных – суффикс -очк-.

2. В слове ночник выделяются суффиксы -н- и -ик- (ночьноч-н-ойноч-н-ик). В других словах – суффикс -ник-.

3. В глаголе разодеть две приставки: раз и о- (ср. на-деть, раз-деть). В остальных словах – одна производная приставка разо-.

4. В слове чествовать выделяется суффикс -вова- (честьчест-вова-ть). В других словах – суффикс -ствова-.

5. В глаголе скромничать вычленяется суффикс -ича- (скромн-ыйскромн-ича-ть). В остальных словах – суффикс -нича-. Например: лентяйлентяй-нича-ть.

¨С помощью словообразовательных цепочек покажите разницу в строении слов:

1) законность, готовность;

2) центральный, вязальный;

3) столярничать, сотрудничать.

Ответ: 1) закон → закон-н-ый → закон-н-ость; готов-ый → готов-ность;

2) центр → центр-альн-ый; вяз-а-ть (ср вяж-у) → вяз-а-льн-ый; 3) столяр → столяр-нича-ть; труд → со-труд-ник → со-труд-нич-а-ть.

¨Какой суффикс «прячется» в слове брат ? Можно ли найти его в других словах?

Ответ. Речь идет о суффиксе -й- (его обозначают также буквой j ), который образует форму множественного числа : брат –[ брат ,- й – а], [ брат ,- й – ев]. Его можно встретить и в других словах: лист – [лист ,-й-а], стул — [стул ,-й-а].

¨ Какая морфема «спрятана» в словах мать и дочь ?

Ответ: в косвенных падежах имен существительных мать и дочь появляется суффикс -ер- (мат-ер-и, доч-ер-и; мат-ер-ей, доч-ер-ей и т. д.)

¨ Прочитайте отрывок из стихотворения Л. Кэрролла в переводе Н. Демуровой.

Варкалось. Хливкие шорьки

Пырялись по наве.

Как мюмзики в мове.

От выделенного глагола по правилам русского словообразования образуйте следующие слова:

1) существительное, обозначающее действие;

2) прилагательное со значением ‘склонный, способный к такому действию’;

3) существительное – название лица по его действию.

Ответ: 1) хрюкотание; 2) хрюкотливый; 3) хрюкотун, хрюкотатель, хрюкотальщик.

¨Решите уравнения. Какой пример не имеет решения?

1) печка → печник = бочка → ?

Ответ: 1) бочар, 2) известковый, 3) не имеет решения, 4) гладильный, 5) балалаечник.

¨ Какой корень выделяется в косвенных падежах местоимения он?

¨ К корню или к окончанию относится звук [ы] в местоимениях ты, вы ?

Ответ: в местоимениях ты, вы звук [ы] входит в состав корня. На это указывают родственные слова вы-ка-ть, ты-ка-нь-е.

¨Выделите окончания в словоформах дашь, ест, создам.

Ответ: нет. В словах пшеница и пшено выделяются корни –пшен- и –пшениц-. (Пшено получают не из пшеницы, а из проса).

¨ Назовите слова, образованные от фразеологических оборотов.

Ответ: лежебока (лежать на боку), горемыка (горе мыкать), злободневный (на злобу дня), вековечный (на веки вечные).

¨ написал стихотворение из одного слова: Рекачкачайка. Как образован этот неологизм?

Ответ: слово рекачкачайка представляет собой наложение друг на друга нескольких слов: река, качка, чайка.

¨Исконно русским или заимствованным является слово самбо (борьба) ? Как оно образовано?

Ответ: слово самбо образовалось в русском языке путем сокращения слов: самооборона без оружия (сам + б + о).

¨Слово беруши означает ‘аппарат для борьбы с вредным для человека шумом на производстве’. Как образовано это слово?

Ответ: слово образовано сложением сокращенной основы и целого слова: бер(егите) + ушиберуши.

¨Объясните, как образованы неологизмы Игоря Северянина? Приведите примеры аналогичных словообразовательных пар.

1. Одиночила в комнате девушка.

Взволновали ее звуки флейты…

2. Художники! Бойтесь «мещанок»:

Оним обездарят ваш дар…

3. Я еду в серебряноспицной коляске..

4. Все звезды мира и все планеты

Жемчужу гордо в свои сонеты…

1. одинок(ий)одиноч-и(ть ) — суффиксальный способ (грустный – грустить).

2. бездарн(ый)о-бездар-и(ть) – приставочно-суффиксальный (черный – очернить).

3. серебрян(ая) спиц(а)серебрян-о-спиц-н(ый) — сложение основ с суффиксацией (железная дорога – железнодорожный).

4. жемчугжемчуж-и(ть) — суффиксальный (серебро – серебрить).

¨ Что объединяет слова пломбир, вулкан, фужер ?

Ответ: это нарицательные имена существительные, которые образованы от имен собственных.

¨Какая ошибка допущена при составлении задания: «Найдите слово с приставкой, как в слове дописать, с корнем, как в слове переносица, с суффиксом, как в слове грузчик, и окончанием, как в слове гусь» ?

Ответ: в существительном доносчик (тот, кто занимается доносами, тайно сообщает о чем-либо властям) выделяется корень -донос-, суффикс -чик- и нулевое окончание.

¨Двумя способами опишите словообразование каждого слова.

Игольчатый, недолговременно, наколенник.

Ответ. Игольчатый: 1) игл(а) → иголь-чат(ый) – суффиксальный способ;

2) игл(а)игол-к(а)игольч-ат(ый) – суффиксальный способ.

Недолговременно: 1) долговременноне-долговременно – префиксальный способ.

2) недолговременн(ый)недолговременн-о — суффиксальный способ.

Наколенник: 1) колен(о) → на-колен-н(ый) → наколенн-ик ( ) — суффиксальный способ.

2) колен(о) → на-колен-ник( ) – префиксально-суффиксальный способ.

¨Определите способ словообразования: безделье, веселье, богомолье.

Ответ: дел(о)без-дель-[й]-(е) – приставочно-суффиксальный способ;

весел(ый)весель-[й]-(е) – суффиксальный способ;

бог(а) моли(ть)бог-о-моль-[й]-е – сложение основ с суффиксацией.

¨Постройте словообразовательную цепочку, оканчивающуюся следующим словом: 1) выигрышно; 2) облицовщик; 3) несмышленыш.

Ответ: играть → выиграть → выигрыш → выигрышный → выигрышно;

лицо → облицевать → облицовывать → облицовщик;

мысль → мыслить → смыслить → смышленый → несмышленый → несмышленыш.

¨Выделите морфемы в словах встать, отворить, смоленский.

Ответ. В приведенных словах морфемы располагаются не последовательно, а накладываются друг на друга. В словообразовании это явление получило название аппликация морфем.

Вс + ста + ть, ср. вс – помнить;

от + твор + и + ть, ср. за-твор-и-ть, при-твор-и-ть;

Смоленск + ск + ий, ср. киев-ск-ий.

¨Определите слова по характеристике морфем.

I 1. Приставка указывает на превышение в чем-нибудь нормы, предела (исконная)

2. Корень обозначает то, что мы слышим, улавливаем органами слуха.

3. Суффикс имен прилагательных со значением ‘свойственный чему-либо, имеющий к чему-либо отношение’.

II 1. Приставка указывает на близость к предмету, на связь с ним.

2. Корень обозначает придаток на заднем конце тела животного.

3. Суффикс выделяется в именах существительных, обозначающих лиц мужского пола по их действиям ( с отрицательной характеристикой).

4. Окончание имен существительных 2 склонения (нулевое) именительного падежа, единственного числа, мужского рода.

III 1. Корень обозначает верхнюю конечность человека.

2. Соединительный гласный.

3. Корень, означающий ‘создавать, изготовлять что-либо’.

4. Суффикс глагола, обозначающий ‘заниматься чем-нибудь, обнаруживать склонность к чему-либо’.

5. Суффикс (окончание) инфинитива.

Ответ: сверх – звук – ов – ой, при – хвост – ень, рук – о – дель – нича – ть


источники:

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2020/07/01/olimpiada-po-russkomu-yazyku-4-klass

http://pandia.ru/text/78/145/6782.php