Олимпиадные задания по русскому языку 5 класс
Банты, документ, щавель, форзац, балуешься, звонит, апостроф, красивее, шофер, кухонный, повторишь, завидно, положил, свекла.
( За каждый правильный ответ – 0,5 баллов ) Всего – 7 баллов
- Выполните транскрипцию индийской пословицы.
Большой ум лучше силы буйвола.
( За правильно составленную транскрипцию – 5 баллов )
- Составьте по два словосочетания так, чтобы можно было различить слова, имеющие одинаковые звуки.
Пру[т], лу[к], об[и]жать, м[и]чи, ро[т].
( За каждое правильно составленное словосочетание – 0,5 балл ) Всего – 5 баллов
- Какое из данных слов отличается от других по своему составу? Обоснуйте.
Дочка, бочка, штучка, печка.
( За правильный ответ – 1 балл. За обоснование – 3 балла ) Всего – 4 балла
- Определите лишнее слово среди приведённых и разберите его по составу.
Соринка, сорняк, сорвал, насорил, сор.
( За правильно указанное слово – 1 балл, за разбор по составу – 2 балла ) Всего – 3 балла
- Решите орфографическое уравнение. Какой пример не поддаётся решению?
печка → печник = лес → ?
песок → песочный = известь→ ?
красный → красноватый = деревянный → ?
вязать → вязальный = гладить → ?
баян → баянист = балалайка → ?
( За каждый правильно решённый пример – 1 балл ) Всего – 5 баллов.
- Прочитайте отрывок из «Песни о Вещем Олеге» и выпишите устаревшие слова. Замените их современными вариантами.
Грядущие годы таятся во мгле;
Но вижу твой жребий на светлом челе.
Запомни же ныне ты слово моё;
Воителю слава – отрада;
Победой прославлено имя твоё,
Твой меч на вратах Цареграда.
( За каждое правильно указанное слово – 1 балл, за указание значения – 1 балла ) Всего – 10 баллов
- Определите, какие языковые средства и тропы представлены в предложениях.
НЕОБХОДИМЫЕ СЛОВА И СЛОВОСОЧЕТАНИЯ ВЫДЕЛЕНЫ ЖИРНЫМ ШРИФТОМ!
Белые и чёрные кролики дружно жевали траву. |
Что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в краю родном? |
Сквозь волнистые туманы Пробирается луна … |
То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя … |
А рядом, у проталинки, В траве, между корней, Бежит, струится маленький Серебряный ручей. |
Норка вылезла из норки И пошла к знакомой норке. |
( За каждое правильно определённое языковое средство – 2 балла ) Всего – 12 баллов
- Определите, какой частью речи могут данные слова. Составьте предложения с ними, выступающими в роли разных частей речи.
Ожёг, стекло, три, печь.
( За каждое правильное указание части речи – 0,5 баллов, за правильно составленное предложение – 1 балл ) Всего – 12
- Прочитайте отрывок из стихотворения Л. Кэрролла в переводе Н. Демуровой.
Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве.
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове.
От выделенного глагола по правилам русского словообразования образуйте следующие слова:
- существительное, обозначающее действие;
- прилагательное со значением «склонный, способный к такому действию»;
- существительное – название лица по его действию.
( За каждое правильно образованное слово – 1 балл ) Всего – 5 баллов )
- Расставьте знаки препинания в следующих предложениях:
А) Маша воскликнула Ребята сюда!
Б) Мы знали что скоро наступит ночь.
В) Лес зеленый дом для многих его обитателей.
Г) В огороде у бабушки были посажены разные овощи свёкла морковь капуста и картофель.
Д) Солнце играет светом льет теплые лучи на землю.
( За каждый правильно поставленный знак – 0,5 баллов ) Всего – 4
- Анограмма –перестановка букв в слове ( или нескольких словах ) в любом порядке, в результате которой образуется новое слово, например: арка – кара.
Из букв слов САРАЙ, КЛОУН, СТУК, МУКА, РОПОТ, ШПАЛА составьте слова — анограммы.
( За правильный ответ – 1 балл ) Всего – 6 баллов
- Переведите предложение на современный русский язык.
А Римъ великий град стоить на рҌцҌ на ТиверҌ за 12 миль до моря. ( заметка о Риме 1400- 1500).
Пояснение: переведённое предложение необходимо записать в соответствии с нормами русского языка.
Примечание: современное название реки, на которой стоит Рим, — Тибр.
( За правильный перевод – 5 баллов ) Всего – 5 баллов
- Раскройте смысл выражений: рукой подать, через час по чайной ложке, во весь дух, морочить голову, работать засучив рукава, работать спустя рукава. Придумайте короткий рассказ с одним устойчивым выражением.
( За каждое правильно расшифрованное выражение – 6 баллов. За рассказ – 6 баллов ) Всего – 12 баллов
Ответы
ПРИ НАЛИЧИИ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ОШИБОК СНИМАЕТСЯ 0,5 баллов за каждую
- Расставьте ударение в словах.
БАнты, докумЕнт, щавЕль, фОрзац, балУешься, звонИт, апострОф, красИвее, шофЕр, кУхонный, повторИшь, завИдно, положИл, свЁкла.
( За каждый правильный ответ – 0,5 баллов ) Всего – 7 баллов
2. Выполните транскрипцию данной фразы.
Большой ум лучше силы буйвола.
[ бал`шОй` Ум лУч`шэ с`Илы бУй`вала ].
( За правильно составленную танскрипцию – 5 баллов )
3. Составьте по два словосочетания так, чтобы можно было различить слова, имеющие одинаковые звуки.
Пру[т], лу[к], об[и]жать, м[и]чи, ро[т].
( За каждое правильно составленное словосочетание – 0,5 балл ) Всего – 5 баллов
4. Какое из данных слов отличается от других по своему составу? Обоснуйте.
Дочка, бочка, штучка, печка.
Лишнее слово – бочка, т.к. все остальные слова состоят из корня, суффикса -к- и окончания: доч-к-а, штуч-к-а,печ-к-а.
( За правильный ответ – 1 балл. За обоснование – 3 балла ) Всего – 4 балла
5. Определите лишнее слово среди приведённых и разберите его по составу.
Соринка, сорняк, со-рв-а-л, насорил, сор.
( За правильно указанное слово – 1 балл, за разбор по составу – 2 балла ) Всего – 3 балла
6. Решите орфографическое уравнение. Какой пример не поддаётся решению?
печка → печник = лес → ?
песок → песочный = известь → ?
красный → красноватый = деревянный → ?
вязать → вязальный = гладить → ?
баян → баянист = балалайка → ?
( За каждый правильно решённый пример – 1 балл ) Всего – 5 баллов.
Ответ: 1) лесник, 2) известковый, 3) не имеет решения, 4) гладильный, 5) балалаечник.
7. Прочитайте отрывок из «Песни о Вещем Олеге» и выпишите устаревшие слова. Укажите их значение.
Грядущие годы таятся во мгле;
Но вижу твой жребий на светлом челе.
Запомни же ныне ты слово моё;
Воителю слава – отрада;
Победой прославлено имя твоё,
Твой меч на вратах Цареграда.
( За каждое правильно указанное слово – 1 балл, за указание значения – 1 балла ) Всего – 10 баллов.
8. Определите, какие языковые средства представлены в предложениях.
НЕОБХОДИМЫЕ СЛОВА И СЛОВОСОЧЕТАНИЯ ВЫДЕЛЕНЫ ЖИРНЫМ ШРИФТОМ!
Белые и чёрные кролики дружно жевали траву. | Антонимы |
Что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в краю родном? | Синонимы |
Сквозь волнистые туманы Пробирается луна … | Олицетворение |
То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя … | Сравнение |
А рядом, у проталинки, В траве, между корней, Бежит, струится маленький Серебряный ручей. | Метафора |
Норка вылезла из норки И пошла к знакомой норке. | Омонимы |
( За каждое правильно определённое языковое средство – 2 балла ) Всего – 12 баллов
9. Определите, какой частью речи могут данные слова. Составьте предложения с ними, выступающими в роли разных частей речи.
Ожёг, уж, три, печь.
Ожёг – существительное, глагол
Стекло – существительное, глагол
Три – глагол, числительное
Печь – существительное, глагол
( За каждое правильное указание части речи – 0,5 баллов, за правильно составленное предложение – 1 балл ) Всего – 12
10. Прочитайте отрывок из стихотворения Л. Кэрролла в переводе Н. Демуровой.
Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве.
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове.
От выделенного глагола по правилам русского словообразования образуйте следующие слова:
- существительное, обозначающее действие;
- прилагательное со значением ‘склонный, способный к такому действию’;
- существительное – название лица по его действию.
Ответ: 1) хрюкотание; 2) хрюкотливый; 3) хрюкотун, хрюкотатель, хрюкотальщик.
( За каждое правильно образованное слово – 1 балл ) Всего – 5 баллов )
11. Расставьте знаки препинания в следующих предложениях:
А) Маша воскликнула: «Ребята, сюда!»
Б) Мы знали, что скоро наступит ночь.
В) Лес — зеленый дом для многих его обитателей.
Г) В огороде у бабушки были посажены разные овощи: свёкла, морковь, капуста и картофель.
Д) Солнце играет светом, льет теплые лучи на землю.
( За каждый правильно поставленный знак – 0,5 баллов ) Всего – 4
- Анограмма –перестановка букв в слове ( или нескольких словах ) в любом порядке, в результате которой образуется новое слово, например: арка – кара.
Из букв слов САРАЙ, КЛОУН, СТУК, МУКА, РОПОТ, ШПАЛА составьте слова — анограммы.
САЙРА, УКЛОН, КУСТ, КУМА, ТОПОР, ЛАПША.
( За правильный ответ – 1 балл ) Всего – 6 баллов
13. Переведите предложение на современный русский язык.
А Римъ великий град стоить на рҌцҌ на ТиверҌ за 12 миль до моря. ( заметка о Риме 1400- 1500).
А великий город Рим стоит на реке Тибр в 12 милях от моря.
А Рим, великий город, стоит на реке Тибр в 12 милях от моря.
Пояснение: переведённое предложение необходимо записать в соответствии с нормами русского языка.
Примечание: современное название реки, на которой стоит Рим, — Тибр.
( За правильный перевод – 5 баллов ) Всего – 5 баллов
14.Раскройте смысл выражений: рукой подать, через час по чайной ложке, во весь дух, морочить голову, работать засучив рукава, работать спустя рукава. Придумайте короткий рассказ с одним устойчивым выражением.
( За каждое правильно расшифрованное выражение – 1 балл. За рассказ – 6 баллов ) Всего – 12 баллов
Олимпиада по русскому языку 4 класс
олимпиадные задания по русскому языку (4 класс)
Школьная олимпиада по русскому языку 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkolnaya_olimpiada_dlya_4_klassa_po_russkomu_yazyku.docx | 29.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Олимпиада по русскому языку
- Расставьте ударение в словах.
Банты, документ, щавель, форзац, балуешься, звонит, торты, красивее, шофер, кухонный, повторишь, завидно, положил, свекла .
- Выполните транскрипцию индийской пословицы.
Большой ум лучше силы буйвола.
- Составьте по два словосочетания так, чтобы можно было различить слова, имеющие одинаковые звуки.
Пру[т], лу[к], об[и]жать, м[и]чи, ро[т].
- Какое из данных слов отличается от других по своему составу? Обоснуйте.
Дочка, бочка, штучка, печка.
- Определите лишнее слово среди приведённых и разберите его по составу.
Соринка, сорняк, сорвал, насорил, сор.
- Закончите цепочку. Какая цепочка не поддаётся решению?
печка → печник = лес → ?
песок → песочный = известь→ ?
красный → красноватый = деревянный → ?
вязать → вязальный = гладить → ?
баян → баянист = балалайка → ?
7. Подберите к устаревшим словам современные синонимы:
8.Определите, какими языковыми средствами являются выделенные слова в предложениях. НЕОБХОДИМЫЕ СЛОВА И СЛОВОСОЧЕТАНИЯ ВЫДЕЛЕНЫ ЖИРНЫМ ШРИФТОМ!
Белые и чёрные кролики дружно жевали траву.
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?
Сквозь волнистые туманы
То, как зверь , она завоет, То заплачет, как дитя …
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Норка вылезла из норки
И пошла к знакомой норке .
9.Определите, какой частью речи могут быть данные слова. Составьте предложения с ними, выступающими в роли разных частей речи.
Пила,стекло, три, печь.
10. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки .
Прим…рить враго…, прож…вать пищу, сп…ртивные дост… жения, не сп…ши отвечать, зап..вать л…карство, а(к, кк)уратная надпись, чу…ствуешь радость, зап…вать в хоре, об…едини(т,ть)ся в гру(п,пп)у, ус…ная речь, гиган…ские шаги, играю в те(н,нн)ис, ч. десный день.
11.Расставьте знаки препинания в следующих предложениях:
А) Маша воскликнула Ребята сюда!
Б) Мы знали что скоро наступит ночь.
В) Лес зеленый дом для многих его обитателей.
Г) В огороде у бабушки были посажены разные овощи свёкла морковь капуста и картофель.
Д) Солнце играет светом льет теплые лучи на землю.
12.Анограмма –перестановка букв в слове ( или нескольких словах ) в любом порядке, в результате которой образуется новое слово, например: арка – кара.
Из букв слов САРАЙ, КЛОУН, СТУК, МУКА, РОПОТ, ШПАЛА составьте слова-анограммы:______________________________________________________________________________________________________________________________________________
13.Поставь имена существительные в форму родительного падежа множественного числа.
чулки — _____________________ туфли — ___________________
носки — _____________________ помидоры — _______________
цыгане — ____________________ ботинки — _________________
14.Раскройте смысл выражений:
рукой подать, через час по чайной ложке, во весь дух, морочить голову, работать засучив рукава, работать спустя рукава.
Придумайте короткий рассказ с одним устойчивым выражением.
ПРИ НАЛИЧИИ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ОШИБОК СНИМАЕТСЯ 0,5 баллов за каждую
1.Расставьте ударение в словах.
БАнты, докумЕнт, щавЕль, фОрзац, балУешься, звонИт, тОрты, красИвее, шофЕр, кУхонный, повторИшь, завИдно, положИл, свЁкла.
( За каждый правильный ответ – 0,5 баллов ) Всего – 7 баллов
2.Выполните транскрипцию данной фразы.
Большой ум лучше силы буйвола.
[ бал`шОй` Ум лУч`шэ с`Илы бУй`вала ].
( За правильно составленную танскрипцию – 5 баллов )
3.Составьте по два словосочетания так, чтобы можно было различить слова, имеющие одинаковые звуки.
Пру[т], лу[к], об[и]жать, м[и]чи, ро[т].
( За каждое правильно составленное словосочетание – 0,5 балл ) Всего – 5 баллов
4.Какое из данных слов отличается от других по своему составу? Обоснуйте.
Дочка, бочка, штучка, печка.
Лишнее слово – бочка, т.к. все остальные слова состоят из корня, суффикса -к- и окончания: доч-к-а, штуч-к-а,печ-к-а.
( За правильный ответ – 1 балл. За обоснование – 3 балла ) Всего – 4 балла
5.Определите лишнее слово среди приведённых и разберите его по составу.
Соринка, сорняк, со-рв-а-л , насорил, сор.
( За правильно указанное слово – 1 балл, за разбор по составу – 2 балла ) Всего – 3 балла
6.Закончите цепочку. Какая цепочка не поддаётся решению?
печка → печник = лес → ?
песок → песочный = известь → ?
красный → красноватый = деревянный → ?
вязать → вязальный = гладить → ?
баян → баянист = балалайка → ?
( За каждый правильно решённый пример – 1 балл ) Всего – 5 баллов .
Ответ: 1) лесник, 2) известковый, 3) не имеет решения, 4) гладильный, 5) балалаечник.
7. Подберите к устаревшим словам современные синонимы:
( За каждое правильно указанное слово – 1 балл) Всего – 8 баллов .
8.Определите, какими языковыми средствами являются выделенные слова в предложениях. НЕОБХОДИМЫЕ СЛОВА И СЛОВОСОЧЕТАНИЯ ВЫДЕЛЕНЫ ЖИРНЫМ ШРИФТОМ!
Белые и чёрные кролики дружно жевали траву.
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?
Сквозь волнистые туманы
То, как зверь , она завоет, То заплачет, как дитя …
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Норка вылезла из норки
И пошла к знакомой норке.
( За каждое правильно определённое языковое средство – 2 балла ) Всего – 12 баллов
9.Определите, какой частью речи могут данные слова. Составьте предложения с ними, выступающими в роли разных частей речи.
Ожёг, стекло, три, печь.
Ожёг – существительное, глагол
Стекло – существительное, глагол
Три – глагол, числительное
Печь – существительное, глагол
( За каждое правильное указание части речи – 0,5 баллов, за правильно составленное предложение – 1 балл ) Всего – 12 баллов
10. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки .
Прим…рить враго…, прож…вать пищу, сп…ртивные дост… жения, не сп…ши отвечать, зап..вать л…карство, а(к, кк)уратная надпись, чу…ствуешь радость, зап…вать в хоре, об…едини(т,ть)ся в гру(п,пп)у, ус…ная речь, гиган…ские шаги, играю в те(н,нн)ис, ч. десный день.
( За каждую правильно вставленную букву – 0,5 баллов ) Всего – 9 баллов )
11.Расставьте знаки препинания в следующих предложениях:
А) Маша воскликнула: «Ребята, сюда!»
Б) Мы знали, что скоро наступит ночь.
В) Лес — зеленый дом для многих его обитателей.
Г) В огороде у бабушки были посажены разные овощи: свёкла, морковь, капуста и
Д) Солнце играет светом, льет теплые лучи на землю.
( За каждый правильно поставленный знак – 0,5 баллов ) Всего – 4 балла
12. Анограмма –перестановка букв в слове ( или нескольких словах ) в любом порядке, в результате которой образуется новое слово, например: арка – кара.
Из букв слов САРАЙ, КЛОУН, СТУК, МУКА, РОПОТ, ШПАЛА составьте слова — анограммы.
САЙРА, УКЛОН, КУСТ, КУМА, ТОПОР, ЛАПША.
( За правильный ответ – 1 балл ) Всего – 6 баллов
13.Поставь имена существительные в форму родительного падежа множественного числа.
чулки — _____________________ туфли — ___________________
носки — _____________________ помидоры — _______________
цыгане — ____________________ ботинки — _________________
чулки — чулок туфли — туфель
носки — носков помидоры — помидоров
цыгане — цыган ботинки — ботинок
( За каждый правильный ответ – 1 балл). Всего- 6 баллов .
14.Раскройте смысл выражений: рукой подать, через час по чайной ложке, во весь дух, морочить голову, работать засучив рукава, работать спустя рукава. Придумайте короткий рассказ с одним устойчивым выражением.
( За каждое правильно расшифрованное выражение – 1 балл. За рассказ – 8 баллов ) Всего – 14 баллов
Морфемика. Словообразование. Задания повышенной сложности
Нарушевич Андрей
Таганрогский муниципальный
общеобразовательный лицей при ТРТУ
Морфемика. Словообразование. Задания повышенной сложности
Изучение морфемики и словообразования дает ключ к пониманию процессов словообразования и словоизменения, связи между значением и структурой слова, словообразовательных связей родственных слов. Обращение к сложным случаям морфемного и словообразовательного разбора поможет ученикам избежать возможных ошибок, расширит их лингвистический кругозор.
Предлагаемые задания могут быть использованы как при подготовке олимпиад по русскому языку, так и на уроках повторения и обобщения материала по словообразованию.
¨Можно ли с помощью приставки образовать от имени существительного имя прилагательное или глагол?
Ответ. Нет. С помощью приставок образуются слова той же части речи, что и исходное слово. Внук – правнук, человек – сверхчеловек. Ср. в словах других частей речи: бежит – прибежит, убежит, добежит; легкий – нелегкий, сверхлегкий.
¨ Можно ли считать слова луковка, лучник, излучина однокоренными?
Ответ. Нет. Слово луковка образовано от существительного лук1 (растение); лучник – от лук2 (оружие); излучина – от слова лука (дугообразный поворот реки), ср. лукоморье. Таким образом, это слова с омонимичными корнями.
¨Найдите лишнее слово. Объясните ответ.
1) Булочка, козочка, вазочка.
1) Воротник, задачник, ночник.
2) Разодеть, разомкнуть, разобрать.
3) Мудрствовать, свирепствовать, чествовать.
4) Попугайничать, скромничать, лентяйничать.
1. В слове булочка выделяются корень -булоч— (чередование к //ч) и суффикс -к-. В остальных – суффикс -очк-.
2. В слове ночник выделяются суффиксы -н- и -ик- (ночь→ ноч-н-ой→ ноч-н-ик). В других словах – суффикс -ник-.
3. В глаголе разодеть две приставки: раз— и о- (ср. на-деть, раз-деть). В остальных словах – одна производная приставка разо-.
4. В слове чествовать выделяется суффикс -вова- (честь→ чест-вова-ть). В других словах – суффикс -ствова-.
5. В глаголе скромничать вычленяется суффикс -ича- (скромн-ый →скромн-ича-ть). В остальных словах – суффикс -нича-. Например: лентяй → лентяй-нича-ть.
¨С помощью словообразовательных цепочек покажите разницу в строении слов:
1) законность, готовность;
2) центральный, вязальный;
3) столярничать, сотрудничать.
Ответ: 1) закон → закон-н-ый → закон-н-ость; готов-ый → готов-ность;
2) центр → центр-альн-ый; вяз-а-ть (ср вяж-у) → вяз-а-льн-ый; 3) столяр → столяр-нича-ть; труд → со-труд-ник → со-труд-нич-а-ть.
¨Какой суффикс «прячется» в слове брат ? Можно ли найти его в других словах?
Ответ. Речь идет о суффиксе -й- (его обозначают также буквой j ), который образует форму множественного числа : брат –[ брат ,- й – а], [ брат ,- й – ев]. Его можно встретить и в других словах: лист – [лист ,-й-а], стул — [стул ,-й-а].
¨ Какая морфема «спрятана» в словах мать и дочь ?
Ответ: в косвенных падежах имен существительных мать и дочь появляется суффикс -ер- (мат-ер-и, доч-ер-и; мат-ер-ей, доч-ер-ей и т. д.)
¨ Прочитайте отрывок из стихотворения Л. Кэрролла в переводе Н. Демуровой.
Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве.
Как мюмзики в мове.
От выделенного глагола по правилам русского словообразования образуйте следующие слова:
1) существительное, обозначающее действие;
2) прилагательное со значением ‘склонный, способный к такому действию’;
3) существительное – название лица по его действию.
Ответ: 1) хрюкотание; 2) хрюкотливый; 3) хрюкотун, хрюкотатель, хрюкотальщик.
¨Решите уравнения. Какой пример не имеет решения?
1) печка → печник = бочка → ?
Ответ: 1) бочар, 2) известковый, 3) не имеет решения, 4) гладильный, 5) балалаечник.
¨ Какой корень выделяется в косвенных падежах местоимения он?
¨ К корню или к окончанию относится звук [ы] в местоимениях ты, вы ?
Ответ: в местоимениях ты, вы звук [ы] входит в состав корня. На это указывают родственные слова вы-ка-ть, ты-ка-нь-е.
¨Выделите окончания в словоформах дашь, ест, создам.
Ответ: нет. В словах пшеница и пшено выделяются корни –пшен- и –пшениц-. (Пшено получают не из пшеницы, а из проса).
¨ Назовите слова, образованные от фразеологических оборотов.
Ответ: лежебока (лежать на боку), горемыка (горе мыкать), злободневный (на злобу дня), вековечный (на веки вечные).
¨ написал стихотворение из одного слова: Рекачкачайка. Как образован этот неологизм?
Ответ: слово рекачкачайка представляет собой наложение друг на друга нескольких слов: река, качка, чайка.
¨Исконно русским или заимствованным является слово самбо (борьба) ? Как оно образовано?
Ответ: слово самбо образовалось в русском языке путем сокращения слов: самооборона без оружия (сам + б + о).
¨Слово беруши означает ‘аппарат для борьбы с вредным для человека шумом на производстве’. Как образовано это слово?
Ответ: слово образовано сложением сокращенной основы и целого слова: бер(егите) + уши → беруши.
¨Объясните, как образованы неологизмы Игоря Северянина? Приведите примеры аналогичных словообразовательных пар.
1. Одиночила в комнате девушка.
Взволновали ее звуки флейты…
2. Художники! Бойтесь «мещанок»:
Оним обездарят ваш дар…
3. Я еду в серебряноспицной коляске..
4. Все звезды мира и все планеты
Жемчужу гордо в свои сонеты…
1. одинок(ий) → одиноч-и(ть ) — суффиксальный способ (грустный – грустить).
2. бездарн(ый) → о-бездар-и(ть) – приставочно-суффиксальный (черный – очернить).
3. серебрян(ая) спиц(а) → серебрян-о-спиц-н(ый) — сложение основ с суффиксацией (железная дорога – железнодорожный).
4. жемчуг → жемчуж-и(ть) — суффиксальный (серебро – серебрить).
¨ Что объединяет слова пломбир, вулкан, фужер ?
Ответ: это нарицательные имена существительные, которые образованы от имен собственных.
¨Какая ошибка допущена при составлении задания: «Найдите слово с приставкой, как в слове дописать, с корнем, как в слове переносица, с суффиксом, как в слове грузчик, и окончанием, как в слове гусь» ?
Ответ: в существительном доносчик (тот, кто занимается доносами, тайно сообщает о чем-либо властям) выделяется корень -донос-, суффикс -чик- и нулевое окончание.
¨Двумя способами опишите словообразование каждого слова.
Игольчатый, недолговременно, наколенник.
Ответ. Игольчатый: 1) игл(а) → иголь-чат(ый) – суффиксальный способ;
2) игл(а) → игол-к(а) → игольч-ат(ый) – суффиксальный способ.
Недолговременно: 1) долговременно → не-долговременно – префиксальный способ.
2) недолговременн(ый) → недолговременн-о — суффиксальный способ.
Наколенник: 1) колен(о) → на-колен-н(ый) → наколенн-ик ( ) — суффиксальный способ.
2) колен(о) → на-колен-ник( ) – префиксально-суффиксальный способ.
¨Определите способ словообразования: безделье, веселье, богомолье.
Ответ: дел(о) → без-дель-[й]-(е) – приставочно-суффиксальный способ;
весел(ый) → весель-[й]-(е) – суффиксальный способ;
бог(а) моли(ть) → бог-о-моль-[й]-е – сложение основ с суффиксацией.
¨Постройте словообразовательную цепочку, оканчивающуюся следующим словом: 1) выигрышно; 2) облицовщик; 3) несмышленыш.
Ответ: играть → выиграть → выигрыш → выигрышный → выигрышно;
лицо → облицевать → облицовывать → облицовщик;
мысль → мыслить → смыслить → смышленый → несмышленый → несмышленыш.
¨Выделите морфемы в словах встать, отворить, смоленский.
Ответ. В приведенных словах морфемы располагаются не последовательно, а накладываются друг на друга. В словообразовании это явление получило название аппликация морфем.
Вс + ста + ть, ср. вс – помнить;
от + твор + и + ть, ср. за-твор-и-ть, при-твор-и-ть;
Смоленск + ск + ий, ср. киев-ск-ий.
¨Определите слова по характеристике морфем.
I 1. Приставка указывает на превышение в чем-нибудь нормы, предела (исконная)
2. Корень обозначает то, что мы слышим, улавливаем органами слуха.
3. Суффикс имен прилагательных со значением ‘свойственный чему-либо, имеющий к чему-либо отношение’.
II 1. Приставка указывает на близость к предмету, на связь с ним.
2. Корень обозначает придаток на заднем конце тела животного.
3. Суффикс выделяется в именах существительных, обозначающих лиц мужского пола по их действиям ( с отрицательной характеристикой).
4. Окончание имен существительных 2 склонения (нулевое) именительного падежа, единственного числа, мужского рода.
III 1. Корень обозначает верхнюю конечность человека.
2. Соединительный гласный.
3. Корень, означающий ‘создавать, изготовлять что-либо’.
4. Суффикс глагола, обозначающий ‘заниматься чем-нибудь, обнаруживать склонность к чему-либо’.
5. Суффикс (окончание) инфинитива.
Ответ: сверх – звук – ов – ой, при – хвост – ень, рук – о – дель – нича – ть
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2020/07/01/olimpiada-po-russkomu-yazyku-4-klass
http://pandia.ru/text/78/145/6782.php