План конспект уравнение корень уравнения

Уравнение. Корни уравнений
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Предмет: Математика

Класс: 5

Тип урока: открытие новых знаний

Тема урока: «Уравнение. Корни уравнения».

Основные понятия: уравнение, корень уравнения, решить уравнение.

Межпредметное понятие: корень

Предметное понятие: корень уравнения

Цели деятельности педагога: создать условия для развития умений формулировать определения уравнения, корня, объяснять, что значит решить уравнение; способствовать развитию умений решать уравнения.

Предметные: решают простейшие уравнения на основе зависимостей между компонентами и результатом арифметического действия.

Личностные: проявляют интерес к способам решения новых учебных задач, понимают причины успеха в учебной деятельности, дают положительную оценку и самооценку результатов учебной деятельности.

Метапредметные:

– регулятивные: понимают причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой ситуации;

– познавательные: делают предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи;

– коммуникативные: умеют оформлять мысли в устной и письменной речи с учетом речевых ситуаций.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.

Подготовитель-

ный этап

Учитель приветствует детей и читает пожелания:

Прозвенел звонок весёлый.

Вы начать урок готовы?

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать!

Улыбнёмся друг другу, пожелаем удачи.

Обратите внимание у нас на уроке присутствуют гости. Не волнуйтесь работайте как обычно

С каким настроением вы пришли сегодня? На ваших столах лежат пушистики. Поднимите тот который соответствует вашему настроению (показывают пушистика).

— Я рад видеть, что у вас настроение хорошее. Надеюсь, что ваше настроение по окончанию урока будет таким же.

— Ребята, а вы любите тайны и секреты?

— Сегодня на уроке нам предстоит научиться раскрывать что-то тайное и неизвестное. Вы готовы?

— Что ж отправляемся в царство математики совершать новые открытия. У каждого из вас есть маршрутный лист, по которому мы будем идти к намеченной цели. На каждом этапе за выполнение заданий вы будете ставить баллы. В маршрутных листах указано какое макс. количество баллов вы можете заработать на каждом этапе. За каждое правильно выполненное задание один балл.

Включаются в учебную деятельность.

Отвечают на вопросы учителя.

Устный счет

Ребята, на экране, и в маршрутных листах зашифровано слово, которое имеет прямое отношение к теме нашего урока, разгадайте его. Каждому ответу примеров соответствует определенная буква. Вы в маршрутном листе в таблице под числами впишите буквы.

Методическая разработка урока алгебры по теме «Корни уравнения»

Тип урока: урок открытия нового знания.

Создать условия для повторения и закрепления изученного ранее материала — понимания понятий «уравнение», «корень уравнения», «решить уравнение»; развития умений проверять, имеет ли решение уравнение, являются ли данные числа его корнями, определения возможного количества корней уравнения.
Способствовать развитию умения самостоятельно делать выводы и выводить определения, логического мышления учащихся.

Термины и понятия

Основные понятия: уравнение, корень уравнения, решить уравнение.
Межпредметное понятие: корень.
Предметное понятие: корень уравнения.

Владеют базовым понятийным аппаратом по теме урока: «уравнение», «корень уравнения», «решить уравнение»; умеют определять, является ли заданное число корнем уравнения, определять количество корней некоторых уравнений, работать с алгебраическим текстом (анализировать его, извлекать необходимую информацию)

Универсальные учебные действия

Познавательные: умеют отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, умеют устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение.
Регулятивные: умеют определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные: умеют оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Личностные: проявляют познавательный интерес к изучению предмета

проблемный урок с использованием технологии развития критического мышления (ТРКМ) и технологии деятельностного метода.

технология развития критического мышления, технология работы в сотрудничестве, деятельностного метода.

Стратегии смыслового чтения «Глоссарий» и «Ориентиры предвосхищения» («Верные, неверные утверждения»), «Вопросы после
текста», пазлы, ромашка Блума.

Карта целей урока «Корни уравнения»

• формулирует определение уравнения, определение корня уравнения, что значит решить уравнение;
• распознает уравнение среди различных выражений;

приводит примеры уравнений, корней уравнений;

доказывает, что число является корнем уравнения;

Анализ и синтез

находит и исправляет ошибки в равенствах;

осуществляет самопроверку и оценивает свои результаты.

Фронтальная (Ф); индивидуальная (И); групповая (Г)

• Задания для самостоятельной работы, раздаточный материал (карточки с заданиями, пазлы);
• презентация PowerPoint, интерактивная доска;
• (кластер, ромашка Блума).

Ход урока

1. Организационный этап

Добрый день! Приятно видеть всех вас в классе, и я надеюсь, что сегодня у нас состоится полезный, продуктивный урок.

Сегодня вы будете работать в парах, индивидуально, коллективно. Каждый из вас будет осуществлять самоконтроль и самооценку своей деятельности на уроке, используя листы самооценки и критерии оценивания. (Приложение №1)

2. Мотивирование к учебной деятельности (1 мин.)

Мы с вами работаем над главой «Уравнения». Чем мы занимались на прошлом уроке? (Составляли уравнения по условию задачи)

Но уравнения в математике применяются не только для решения текстовых задач, а кроме математики уравнения нужны в физике, химии, биологии, экономике. Поэтому так важно учиться их решать.

3. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (5-7 мин.)

Устная работа. Подготовка к изучению нового материала.

1. Среди математических записей есть лишняя. Объясните, какая и почему?

2. Среди записей найдите уравнения

— Сформулируйте, что такое уравнение? (Уравнение — равенство, содержащее переменную, обозначенную буквой)

— Какими двумя свойствами характеризуются уравнения?

  • Равенство
  • Содержит букву в одной из его частей или обеих)

— Формирование обобщенного представления о межпредметном понятии.

Что изображено на рисунках?

— Что такое корень? (Слово «корень» имеет несколько значений, оно является многозначным.)

— Можно ли употреблять одно слово корень? (Нет. Обязательно корень чего-то.)

Слово «корень» употребляется в прямом и переносном смысле. (Выявление субъектного опыта)

Объясните следующие фразы:

  • Смотреть в корень (разг. фам.) — вникать в существо дела.
  • Вырвать с корнем — перен. уничтожить совсем.
  • Пустить корни — перен. прочно обосноваться.
  • Краснеть до корней волос — сильно краснеть (от стыда).
  • Корень зла — вина, первопричина, причина
  • Значит, корень – это основа чего – то.
  • О каких корнях пойдет сегодня речь на нашем уроке? О корнях уравнения.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство) (3 мин.)

Как вы уже догадались тема нашего урока сегодня-это… КОРНИ УРАВНЕНИЯ. Сегодня мы с вами будем работать с уравнениями, с корнями уравнений. А сколько корней может иметь уравнение? А может ли уравнение не иметь совсем корней?

Попробуем сформулировать задачи нашего урока.

Простейшие уравнения вы уже решали в 5 и 6 классах. Задачей нашего сегодняшнего урока является расширение знаний о корнях уравнений, об их возможном количестве, совершенствование умений определять, является ли заданное число корнем уравнения, учиться определять количество корней некоторых уравнений, работать с алгебраическим текстом.

5. Реализация построенного проекта (10 мин.)

Посмотрите на список слов и отметьте те знаком «+», которые, как вам кажется, встретятся и помогут нам сегодня на уроке (предтекстовая стратегия): Приложение №2

Цель деятельности учителя

Формирование понятия «корень уравнения»

Выпишем уравнения, с которыми мы встретились в начале урока, для каждого уравнения я предлагаю вам значения переменных. Ваша задача подставить значения и проверить верность равенства.

В уравнение 2х=10 подставить значения х=5; х=2

В уравнение 8(х-3) = 3х + 16 подставить значения х=1; х=8

Какие числа обратили уравнения в верные равенства? (х=5; х=8)

Что же такое корень уравнения?

Корень уравнения – число, при подстановке которого в уравнение получается верное числовое равенство.

Русское слово «корень» в данном случае — это яркий пример метафоры (переносное значение слова) в математическом языке: вспомните, как при решении текстовой задачи алгебраическим способом уравнение как бы вырастает из неизвестного числа х.

Сколько корней может иметь уравнение? (выслушиваются ответы учеников)

Ваши мнения разошлись. Постараемся разобраться в этом вопросе.

Предтекстовая стратегия смыслового чтения «Ориентиры предвосхищения»

На столах у вас лежат карточки с суждениями. Прочитайте суждения и отметьте те, с которыми вы согласны знаком «+», с которыми не согласны – знаком «-». Приложение № 3

«Верные-неверные утверждения»

Прочитайте суждения и отметьте те, с которыми вы согласны знаком «+», с которыми не согласны – знаком «-».

До чтения текста

После чтения текста

Уравнение 4х=36 имеет один корень х=9

Уравнение не может иметь более одного корня

Уравнение х2= 9 имеет два корня — это числа х=-3 и х=3

Уравнение может иметь бесконечно много корней

Если в обеих частях уравнения стоят равные выражения, то корнем является любое число

Уравнение 2(х + 3) = 2х + 6 имеет один корень

Уравнение может не иметь корней

Уравнение х + 1 = х + 3 вообще не имеет корней

х=0 является корнем уравнения 58 : х = 0

После заполнения таблицы, заслушиваются версии учеников.

Чтобы разобраться в верности ваших ответов прочитайте текст учебника на стр. 108 (цель: проверка понимания читаемого текста). Отметьте суждения ещё раз после прочтения текста. Если ваш ответ изменился, объясните, почему это произошло (послетекстовая стратегия).

Работа с алгебраическим текстом учебника:

[Уравнение (х + 2) + (х + 2) + (х + 5) + (х + 5) = 50, имеет только один корень — число 9. Но уравнение может иметь и более одного корня. Например, у уравнения х 2 = 9 два корня — это числа -3 и 3.

Вообще уравнение может иметь сколько угодно корней, их даже может быть бесконечно много. Например, корнем уравнения 2(х + 3) = 2х + 6, в обеих частях которого стоят равные выражения, является любое число. Действительно, какое бы число мы ни ставили в это уравнение вместо переменной х, получится верное числовое равенство.

А вот уравнение х + 1 = х + 3 вообще не имеет корней, так при любом значении х левая часть уравнения на 2 меньше его правой части.]

После прочтения текста ученики заполняют правый столбик таблицы, уточная истинность или ложность суждений.

— Какие слова, из предложенного ранее списка вам пригодились?

В ходе обсуждения определяется возможное количество корней уравнения. После этого составляется схема «Количество корней уравнения», в которой нужно указать возможные случаи количества корней уравнения и привести примеры.

Ребята, на стр.108 прочитайте два предложения, разъясняющие смысл слов «решить уравнение». Объясните, почему они означают одно и то же.

Решить уравнение — значит найти все его корни или доказать, что корней у него нет.

Решить уравнение — значит найти множество его корней (множество корней может быть и пустым).

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (7 мин.)

Решение №348(а, в), 349, 350(а) – проверка, является ли число корнем уравнения, №351 – решение уравнений.

№348(а, в)

х= 4 — корень
2х-7=5-х
2∙4-7=5-4
1=1

№349

х = 3- корень – 2∙32 — 5∙3 — 3=18 — 15-3=0

х = -4- не корень – 2∙(-4) 2 — 5∙(-4) — 3=32 +20-3=49≠0

х = -½ корень – 2∙(½) 2 — 5∙(½) — 3= ½ + 5 /2 -3 = 3 -3 = 0

х = ½– не корень – 2∙(½) 2 — 5 ∙ ½ — 3= ½ – 5 /2 -3 = -2 -3 ≠ 0

№350(а)

х 3 + 6х 2 + 5х – 6=0

х=1 – не корень – 1+ 6 + 5 – 6=6≠0

х=2 – не корень – 8 + 24 + 10 – 6= 36 ≠0

х=0 – не корень – 0 + 0 +0 – 6 ≠0

х=-1 – не корень – -1 + 6 – 5 – 6 = — 6 ≠0

х= -2 — корень – — 8 + 24 – 10 – 6 = 0

№351

Обсуждение решений.

  • Какие затруднения при проверке корней уравнений вы испытали?
  • В каком случае можно допустить ошибки?
  • Что нужно повторить?

7. Физминутка (в виде игры). (2 мин.)

Учитель произносит суждение. Ученики, если считают суждение верным – хлопают, неверным топают.

  • Уравнение это равенство, содержащее переменную. (+)
  • Корень уравнения – это значение переменной, обращающее уравнение в верное числовое равенство. (+)
  • Уравнения могут иметь только один корень. (-)
  • Решить уравнение – значит найти множество его корней. (+)
  • Уравнение х 2 = -1 имеет 2 корня. (-)
  • Уравнение |х| = -5 не имеет корней. (+)

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5 мин.)

Прием «Пазлы» (собирается картинка с высказыванием А.Эйнштейна об уравнениях)

На основу с заданиями выкладываются части пазла с уравнениями, ответами, соответствующими заданиям. Приложение № 4

Уравнение

х = 2 является корнем уравнения

х = — 2 является корнем уравнения

Уравнение не имеет корней

Число, при подстановке которого в уравнение получается верное числовое равенство.

Уравнение имеет 3 корня

Уравнение имеет бесконечно много корней

Равенство, содержащее переменную, обозначенную буквой

План урока Уравнение и его корни

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

по алгебре в 7 классе

«Уравнение и его корни»

Цель : д ать ученикам понятие о линейном уравнении и его корнях; углубление навыков применения свойств решения уравнений к решению линейных уравнений ; познакомить с некоторыми аспектами истории олимпийского движения и итогами олимпиады в Лондоне, повторить изменение величины в %;

продолжать формирование элементов алгоритмической культуры, развивать логическое мышление, память, формировать грамотную математическую речь, способность к анализу и самооценке;

продолжить формирование коммуникабельности, толерантности, ответственности за свои суждения, прививать любовь к здоровому образу жизни на примерах из олимпийского движения.

Тип урока : объяснение нового материала.

Приветствие учеников, оценка настроения учеников, проверка готовности к уроку (наличие тетради, книги, письменных принадлежностей, дневника).

Проверка домашнего задания

Сбор тетрадей. Ответы на вопросы учащихся

Изучение нового учебного материала

У- Ребята, я записала тему сегодняшнего урока на доске, для себя я определила цели урока. Сегодня на уроке мы с вами вспомним и повторим определения уравнения, корня уравнения, понятие «равносильные уравнения» и свойства равносильности

Ну а сейчас мы должны с вами вспомнить определения и понятия, которые нам пригодятся при решении упражнений.

Что называется уравнением?

Что называется корнем уравнения?

Что значит решить уравнение?

Итак, мы с вами повторили основные определения и понятия, необходимые для нашего урока. А сейчас применим наши знания при решении упражнений. Упражнения мы с вами будем решать устно.

Каков корень уравнения?

а) x + 2 = 3 г) (x + 2)(x – 2) = 0

б) x + 2 = x + 3 д) x = 4

в) x + 2 = 2x – x + 2 е) = — 8

Открыли учебники на стр. 27

№ 120 у доски и на местах.

Итак, мы изучаем алгебру. И, конечно, возникает вполне естественный вопрос: а что это такое? Ведь, например, всё ясно с биологией: биос – жизнь, логос – учение, получилось «учение о жизни»; с географией тоже ясно: гео – земля, графо – пишу, «землеописание», геометрия – «землемерие».

Само слово «аль-джебр», от которого произошло наше «алгебра», по-арабски означает «восстановление», но этот перевод пока ничего не объясняет. Ясно, что существует научное определение алгебры. Но мы попробуем сначала ответить на другой вопрос: чем же занимается алгебра? Давайте просто полистаем учебник алгебры и какой-нибудь другой учебник, скажем, литературы. В чём бросающееся в глаза различие? В учебнике алгебры почти нет рисунков – их заменяют чертежи, мало сплошного текста, зато много цифр и ещё больше букв, причём букв латинских. Почему они латинские – понятно. Если бы мы взяли буквы нашего алфавита, то могли бы перепутать обычный текст с текстом чисто математическим. Ну а если взять, например, китайские иероглифы или буквы арабского алфавита, то, наверное, путаницы бы тоже не было, но зато нам пришлось бы учить ещё один алфавит специально для алгебры. А латинские же буквы мы знаем из уроков иностранного языка.

Иногда говорят так: алгебра держится на четырёх китах.

Уравнение, число, тождество, функция.

Этими четырьмя китами мы занимаемся на уроках, о них написан учебник. И отделить их друг от друга невозможно – они «плавают» вместе. Но всё же сначала повнимательнее присмотримся к одному, потом к другому и т.д.

Начнём с того, что вы, пожалуй, лучше всего знаете – начнём с уравнений.

Кто и когда придумал первое уравнение?

Первобытная мама по имени … впрочем, у неё, наверное, и имени-то не было, сорвала с дерева 12 яблок, чтобы дать поровну каждому из своих четырёх детей. По всей вероятности, она не умела считать не только до 12, но даже и до 4 и уж, несомненно, не умела делить одно число на другое. Но поделила она, если этого хотела, поровну, поступая так. Сначала она дала каждому ребёнку по одному яблоку, потом ещё по одному, снова по одному – и тут увидела, что и яблок больше нет, и никто из детей не обижен. Если записать эту историю на современном языке, то получится вот что.

Получается, что мама решила задачу на составление уравнения, обойдясь, конечно, без букв, цифр и ещё каких-либо знаков. Но ведь решила! Значит, ответить на вопрос о том, кто, где и когда решил первое уравнение, невозможно. Задачи, сводящиеся к простейшим уравнениям, люди решали на основе здравого смысла с того времени, как они стали людьми. А учебные задачи, которые мы сегодня решаем при помощи уравнений, были хорошо известны ещё в Древнем Вавилоне и Древнем Египте, Древнем Китае, Древней Индии и Древней Греции.

Закрепление учебного материала

Решим уравнение 5x – 9 = 12 – 2x..

Какие свойства равносильности мы применили?

Ну а сейчас, применим наши знания и умения при решении небольшой тестовой работы (раздаются листочки с тестами)

Если вы решили всё правильно, то ваши ответы совпадут с ответами на доске.

А1. Укажите уравнение, корнем которого является число 3.

1) ( x – 3)( x + 3) = 2 2) ( x + 2)( x – 1) = 10

3) ( x + 3) = 0 4) = — 3.

А2. Какое из следующих уравнений имеет корни?

А3. Какие из уравнений

А. ( x – 4)( x + 4) = 0 Б. x = 16 В. x – 4 = 0 являются равносильными?

1) А, Б и В 2) никакие

3) Б и В 4) А и Б

А1. Укажите уравнение, корнем которого является число 2.

1) ( x – 2)( x + 2) = 2 2) ( x + 2) = 0

3) ( x + 4)( x – 1) = 6 4) = 4

А2. Какое из следующих уравнений имеет корни?

А3. Какие из уравнений

А. x = 25 Б. x – 5 = 0 В. ( x – 5)( x + 5) = 0 являются равносильными?

1) А, Б и В 2) А и В

3) Б и В 4) никакие

Дополнительно для сильных учеников: решить уравнение x(x – 3) = 0.

Отметить на числовой оси его корни.

Составить: а) уравнение, равносильное данному;


источники:

http://urok.1sept.ru/articles/683055

http://infourok.ru/plan-uroka-uravnenie-i-ego-korni-2217205.html

х = — 1 является корнем уравнения