План решения уравнения 2 класс

Урок математики по теме «Уравнения». 2-й класс

Класс: 2

Цели урока:

  • продолжить знакомство с уравнениями как равенством, содержащем переменную;
  • учить отличать уравнения от других математических записей;
  • знакомить с оформлением решения уравнения.
  • продолжить развивать навыки устного счета;
  • совершенствовать умение решать задачи и примеры;
  • развивать психические процессы – память, мышление, внимание.
  • воспитывать коммуникативные отношения между учащимися, чувство коллективизма;
  • воспитывать интерес к предмету;
  • воспитывать нравственные и эстетические чувства средствами математики.

Ход урока

I. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

– Начинаем наш урок математики. Давайте вспомним, какие математические задания и упражнения мы умеем выполнять? (ответы учащихся: решаем задачи, сравниваем, решаем примеры)

Ни к чему стоять на месте,
От безделья скучать,
Мы попробуем все вместе
Что-то новое узнать.
Всех внимательных, пытливых
Важные открытья ждут.
По дороге школьных знаний
Всех к успеху приведут!

Под таким девизом и проведём этот урок

– Ребята, любите ли вы математику?

Хотели бы вы научиться новому? (ответы учащихся)

– Мне очень приятно это слышать. Начнём с устной работы.

II. Устный счет. Разминка.

2) – Решим примеры на скорость, правильно оцениваем свои силы и возможности.

(Слайд) (записываем только ответы) время – 1 мин.

1 уровень2 уровень3 уровень
73-1=74-70=72-70+20=
42+1=43-40=80+4+6=
50-10=62-2=59-50-9=
40+10=90+8=25+5+40=
30-1=37-3=40+40+2=

III. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

1) Сравним буквенные выражения (Cлайд). Объясним выбор знака сравнения.

  • а + 3 и а – 3
  • 7- с и 70 – с
  • 17 + в и в + 17
  • у + 0 и у – о

(учащиеся выполняют сравнение устно, спрашивают подтверждение своего ответа у одноклассников)

2) Проведём самостоятельную работу в тетрадях. Запишем примеры, вставляя пропущенные числа и получая верные равенства. (Слайд)

  • 65 + * = 70
  • * + 20 = 100
  • 34 – * = 31
  • * – 30 = 10
  • * + 26 = 56
  • 17 – * = 9

3) Проверьте свою работу и оцените себя. (учитель открывает закрытые в примерах числа, ученики проверяют свои результаты, оценивая себя знаками «-» и «+»)

– Кто нашёл у себя ошибку? В каком примере? Объясните причину ошибки. Что необходимо сделать, чтобы избежать дальнейших ошибок?

– А кто не ошибся? (ответы учащихся)

4) Выполним следующее задание. (Слайд) Разбейте записи на две группы. Прокомментируйте свои действия.

(дети распределяют на группы «Примеры с окошком» и «Буквенные выражения»)

– Как мы работаем с примерами «с окошком»?

– Как мы работаем с буквенными выражениями? (ответы учащихся)

– Все ли записи вы распределили? Где возникло затруднение? Почему вы затрудняетесь?

– На что похожа запись х + 6 = 14 ? Что вы можете о ней сказать? Как мы можем её назвать? (ответы учащихся: В примерах «с окошком» мы подбираем число для составления верного равенства. В буквенных выражениях подставляем вместо буквы число и вычисляем значение выражения. Запись х + 6 = 14 похожа одновременно и на буквенное выражение и на пример с окошком. Эту запись можно назвать равенством, содержащим неизвестное число.)

– Кто нам назовёт тему нашего урока математики? Кто знает, как называются такие равенства в математике? (ученики называют тему урока) (Слайд)

Тема нашего урока – уравнение. Cегодня мы продолжим знакомиться с ним. А в старших классах самые трудные задания вы будете решать с помощью уравнений. Ещё 4000 лет назад их решали математики в Древнем Египте и в Вавилоне.

–- Сформулируйте задачи нашего сегодняшнего урока. (ответы учеников)

– А моя учительская задача – научить вас правильно работать с уравнениями.

IV. «Открытие» детьми новых понятий.

– Давайте осуществлять поставленные задачи. Внимательно посмотрите на данное уравнение. Что надо сделать, чтобы решить его?

(ответ учащихся: – Найти вместо х такое число, чтобы равенство было верным)

– Методом подбора найдите это число. Докажите правильность ответа.

(ответы учащихся: – Это число 8. так как 8+6 = 14)

– Что же вы сейчас сделали? (ответ детей: -Решили уравнение.)

Попробуем сделать вывод. Уравнение – это… (учитель показывает знак «=»), которое содержит … (учитель показывает х) (учащиеся формулируют вывод) (Слайд)

– Что значит решить уравнение?

(Ответ учащихся: – Найти вместо х такое число, чтобы равенство было верным)

– Сравним свой вывод с выводом учебника на странице 68.

(учащиеся читают вывод вслух)

– Правильность выполнения уравнения надо доказывать. Для этого выполняется проверка. Сегодня мы комментируем проверку.

Физминутка

Рада я за вас, ребята!
Нам сегодня повезло –
Знаем мы, кто маскирует неизвестное число.
Познакомьтесь, Мистер Х! (демонстрация перчаточной куклы)
(роль мистера Х выполняет учитель)
Встаньте с места. Руки вниз.
Ноги шире, три, четыре.
Руки вверх все поднимите –
И меня изобразите.
Покачайтесь влево, вправо.
Сколько иксов! Просто браво!
Вновь за парты сядем дружно,
Нам решать заданья нужно!

1. Первичное закрепление.

– Потренируемся решать уравнения. Выполняем №2 на странице 70 учебника. 1 ряд – 1 уравнение, 2 ряд – 2 уравнение, 3 ряд – 3 уравнение (учащиеся работают в парах)

– Проверяем выполнение задания. (учащиеся комментируют решённые уравнения, подтверждая правильность ответа у одноклассников)

2. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

(учитель работает с перчаточной куклой)

– Вновь к вам Мистер Х с заданьем,
Отнесёмся со вниманьем!
«Я привёл друзей с собою
Два знакомых вам числа. (показ карточек с числами 5, 15)
Вместе нас троих возьмите
Уравненья запишите.
Постарайтесь разные
Придумать уравнения.
Икс подбором
В них найдите –
Заслушаю все мнения!

(учащиеся самостоятельно записывают уравнения с числами 5 и 15)

– Проверьте свою работу. (учитель открывает карточки с возможными вариантами уравнений)

– Оцените свою работу. Кому трудно было выполнить задание? Почему?

– А кто выполнил все задания правильно? (ответы учащихся)

3. Включение в систему знаний и повторение.

1) Решение задач с помощью схем. (с. 70 №3)

Комментирование у доски.

– Что известно в задаче?

– О чем спрашивается? Начертите схему. Решите задачу разными способами.

№3 (2) – самостоятельная работа. Работают консультанты.

2) – Как назовём данные записи на доске? (ответ учащихся: – Уравнения)

– Найдите в данном столбике лишнее уравнение, решите его. Выбор уравнения обоснуйте. (Слайд)

  • Х + 10 =60
  • Х + 20 =60
  • 40 + Х = 60
  • Х + 30 = 60
  • Х + 40 = 90

(учащиеся устно доказывают вариант своего выбора, после комментируют решение уравнения, подтверждая правильность ответа у одноклассников)

V. Рефлексия деятельности. (Итог урока).

– Какую тему сегодня на уроке мы изучали?

– Вспомним, какие задачи мы поставили на уроке?

– Выполнили мы эти задачи?

– Оцените свою работу на уроке. (высказывания учащихся)

– Что будут делать те ребята, которые испытывали трудности при работе с уравнениями?

– Приготовимся к концу урока. Откроем дневники, запишем домашнее задание: страница 69 учебника задание № 5, а также составить четыре своих уравнения – два на сложение и два на вычитание, найти в них Х способом подбора.

Урок математики «Решение уравнений» 2 класс
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Урок по теме «Решение уравнений» тридцать шестой в теме «Сложение и вычитание» и второй урок в подтеме «Уравнение». Основная цель – создание условий для закрепления материала и формирование умения решать уравнения способом подбора. Задачи урока: упражнять в каллиграфическом письме; способствовать усвоению отличительных признаков уравнения от других математических выражений; формировать умения решать уравнения, подбирая значение неизвестного и правильно оформлять запись в тетради; решать составные задачи, развивать вычислительные навыки

развивать математическую речь,коммуникативные навыки при фронтальной и групповой работе; развивать умения сравнивать, обобщать, осуществлять самоконтроль

воспитывать положительное отношение к математике, трудолюбие, ценностное отношение к природе

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_matematiki_2_klass.docx104.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Киселёвская основная общеобразовательная школа Новооскольского района Белгородской области»

Подготовлен : учителем начальных классов

МБОУ «Киселёвская ООШ Новооскольского района

Тереховой Людмилой Васильевной

Номинация: «Современный урок в начальной школе с учетом требований ФГОС НОО».

Класс: 2

УМК: «Школа России»

Учебный предмет: математика

Авторы учебника, учебных пособий, тетрадей:

учебник : Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч.1/[ М. И. Моро, М. И. Бантова Г. В. Бельтюкова С. И. Волкова С. В. Степанова]- 3-е издание – М.: Просвещение, 2012

учебное пособие: Волкова С, И, Математика. Проверочные работы. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. 4-е издание- М.: Просвещение, 2012

тетрадь с печатной основой: Моро М,И, Волкова С,И, Математика. Рабочая тетрадь. 2 класс. Пособие для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Ч.1 – Москва.; Просвещение, 2012

Тема урока: РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ

Цели урока в соответствии с ФГОС НОО:

Цель: создание условий на уроке для закрепления отличительных особенностей уравнения от других математических записей; упражнение в решении уравнений способом подбора; для формирования умения сравнивать выражения; для формирования умения учащихся решать составные задачи разными способами

способствовать усвоению отличительных признаков уравнения от других математических выражений; формировать умения решать уравнения, подбирая значение неизвестного; решать составные задачи, развивать вычислительные навыки; упражнять в каллиграфическом письме;

развивать математическую речь, умения сравнивать, обобщать, осуществлять самоконтроль

воспитывать положительное отношение к математике, трудолюбие, ценностное отношение к природе

предметные: учащиеся учатся

  • решать уравнения,
  • решать представленные текстовые задачи после проведения анализа
  • использовать известные вычислительные приёмы в новой ситуации

личностные: у учащихся формируется умение

  • проявлять учебно-познавательный интерес к учебному материалу
  • понимать причины успеха и неуспеха в учебной деятельности
  • оценивать свою работу и работу товарища

Универсальные учебные действия:

Регулятивные : учащиеся учатся

  • определять цель деятельности на уроке и на каждом этапе с помощью учителя;
  • работать по предложенному учителем плану;

познавательные: учащиеся учатся

  • ставить познавательную задачу;
  • составлять алгоритм под руководством учителя; использовать алгоритмы при вычислениях, решениях уравнений и задач;
  • сравнивать, анализировать, обобщать, решать задачи, требующих нескольких решений;
  • делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;

коммуникативные: учащиеся учатся

  • слушать и понимать речь других;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • работать в парах, группах

Задачи педагога: формировать новые способы действий, обучать работе по плану, алгоритму; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.

Тип урока: урок закрепления знаний и способов действий

Оборудование урока в соответствии с ФГОС НОО : . учебник, рабочая тетрадь, тетрадь с печатной основой, карточки с заданиями на повторение, записи на доске, мультимедийный проектор, компьютер, экран, электронная презентация к отдельным этапам урока, таблички с названиями этапов урока, самодельные плакаты с записью решений уравнений способом подбора, карточки с записями уравнений, рисунок ёлочки большого формата, силуэты ёлочных шаров с записанными числовыми выражениями и скрепками.

Структура (план) урока:

1. Организационный этап

2. Каллиграфическая минутка

3. Актуализация изученного

4. Постановка учебной задачи

5. Упражнение в закреплении знаний и способов действий

6. Повторение ранее изученного материала

8. Домашнее задание

Содержание деятельности учителя и учащихся

I. Организационный этап

Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке

У: Прозвенел звонок и смолк

Ученики: Начинается урок.

У. Какой урок? Все ли помнят? Ответьте хором (слайд 1)

А теперь вспомним рифмовку.

У: Будем дружно мы считать,

Ученики: Складывать и вычитать,

У. На вопросы отвечать

Ученики: Свои знанья укреплять.

У. Сначала ты проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке:

Ручки, книжки, и тетрадки?

У. Итак, мы готовы к уроку. Давайте пожелаем друг другу успехов на сегодняшнем уроке.

На прошлом уроке мы с вами изучили тему….. Ой, что – то я совсем забыла, какую же мы тему изучили?

У. Сегодня у нас второй урок по этой теме? Что это значит?

Ученики: Что мы будем учиться хорошо решать уравнения .

У. С чего же начнётся наш урок.

Ученики: С устного счёта и повторения.

У. А чем ещё мы можем заниматься?

Ученики: Решать уравнения, решать задачи, играть…

Регулятивные: целеполагание: постановка учебной задачи

Планирование: определение последовательности действий

Познавательные: умение строить речевое высказывание

Умение работать со схемой урока

Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении плана урока

II. Каллиграфическая минутка.

Цель: отработка правильного написания цифр, строчных латинских букв

У . Ребята, на стенах нашего класса я вывесила таблички, на которых постаралась точно наметить план урока. Найдите, какой же этап будет первым?

Ученики: Каллиграфическая минутка

Ученики: Что писать надо красиво и правильно.

У. Что мы пишем? Обратите внимание, где начинаем писать? Где заканчиваем?

Начинаем работу. Следим за положением тетради и посадкой.

11 11 11 11 11 22 22 22 22 22

Регулятивные: волевая саморегуляция

III. Актуализация изученного

Цель: актуализация субъектного опыта, подготовка к работе на основном этапе

У. Найдите табличку, которая подскажет, какой этап будет следующим.

1. Какое число пропущено?(фронтально)

У . Рассмотрите записи. Как вы их можете назвать?

Вставьте в «окошки» числа 5, 6, 8, 9 таким образом, чтобы равенства и неравенства были верными.

2. Найдите значения выражений (у доски по одному):

b + 20 14 + b 80 – b b-9

У. Как удалось без ошибок найти значения буквенных выражений.

Ученики: Мы такие выполняли дома.

3. Работа по карточкам ( по материалам пособия «Проверочная работа № 4 (Вариант 2) на стр. 35» (работа в парах)

1. Найди уравнения и подчеркни

I вариант II вариант

2 Выполни вычисления.

3. Запиши такие пропущенные цифры, чтобы равенства стали верными

4. Проверка работы (слайд 2)

У. Какая пара выполнила все задания без ошибок?

У. Как вы думаете, что помогло избежать ошибки? (Что стало причиной ошибки?)

Осуществлять контроль и коррекцию, прогнозирование

Познавательные УУД: действовать по алгоритму

IV. Постановка учебной задачи

Цель: мотивация к учебному действию

У. Давайте вспомним, что же такое уравнение? Его признаки?

Проверим себя (слайд 3).

А сейчас послушаем, какое сообщение об уравнении было подготовлено к уроку вашим товарищем.(Приложение 1)

(Уравнение- процесс действия от значения глагола «уравнять». В «Современном толковом словаре русского языка» Т.Ф.Ефремовой уравнение объясняется как «математическое равенство, содержащее одну или несколько неизвестных величин и сохраняющее свою силу только при определенных значениях этих величин». Неизвестные величины можно найти способом подбора или с помощью специальных вычислений.

Та часть математики, которая рассматривает уравнения и их решения, называется алгеброй . Алгебра появилась более 1000 лет назад, и создал её арабский учёный Мухаммед Ибн – Муса Аль – Хорезми. Аль Хорезми написал первый учебник математики под названием «Книга о восстановлении и противопоставлении « (Китаб аль-джебр ва-л-мукабала). От слов аль-джебр и произошло слово алгебра . В этом учебнике было много примеров уравнений и их решений)

У. Ребята, какие задания в выполненных карточках вам давно знакомы. (Вычисления, равенства). А какое задание оказалось новым?

Кто может сформулировать тему урока?

Какую главную учебную задачу мы будем решать на уроке?

Ученики: Учиться решать уравнения.

У. А что нужно, чтобы научиться этому хорошо?

Ученики: Быть внимательными, слушать учителя и товарищей, хорошо запоминать, повторять.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, прогнозирование

Познавательные: ставить познавательную задачу

V. Упражнение в закреплении знаний и способов действий

Цель: обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысленности изученного материала, глубины его понимания

У. Имея багаж знаний, мы переходим к следующему этапу. Найдите нужную табличку в классе.

Ученики: Упражнение в закреплении знаний и способов действий.

Я предлагаю вам всем вместе рассмотреть записи на доске и найти среди них уравнения. Проверим, как помогут вам знания признаков.

  • а – 9 =8 9 + 5 = 14
  • 2 + 9 = 11 8 – b = 3
  • 12 – 7 >4 16 + y
  • c — 30
  • 7 + k =15 11 – 6 > 3
  • x + 7 d + 10 =20

Проверим себя (слайд4).

У. А что значит «найти решение для уравнения»?

Вспомните, как мы записывали решение. Я специально повесила плакатик – напоминание.

У. У меня на столе карточки, на которых записаны по одному на каждой уравнения, которые мы находили на уроке. Сейчас мы их будем решать. Я приглашаю первую пару. Выбирайте

d + 10 =20 8 – b = 3

7 + k =15 d + 10 =20

Проверка фронтально (если запись и решение правильные — аплодисменты)

У. Ищем табличку с названием следующего этапа урока.

И немножечко устали.

А теперь мы дружно встали.

Руки в стороны, вперёд.

Вправо, влево поворот(руки впереди)

Наклониться, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустить

Всем улыбки подарить.

Пусть и глазки отдохнут.

Тренажёр поможет тут.

Вправо – влево мы посмотрим

Раз, два, три, четыре, пять.

Вверх и вниз смотреть мы будем

И за счётом успевать.

Красный круг обводят глазки

Раз, два, три, четыре, пять

И по синему налево

Глазки движутся опять.

Мы «восьмёрку» нарисуем

Раз, два, три, четыре, пять.

А теперь пора настала,

Чтоб урок наш продолжать.

У. Открываем учебники. Нас ждёт самостоятельная работа. Мы готовы к ней?

Работать мы будем снова парами. После того, как каждый выполнит решение уравнений, вы обменяетесь тетрадями и проверите работу друг друга. Если решения совпали, вы поднимаете руки, чтобы я видела, что ваша пара готова. Если у вас разные варианты решений, постарайтесь установить, почему так вышло и исправьте результат. Не забывайте о правилах работы в парах.

(выполнившие задания первыми, получают дополнительную карточку с уравнениями вида х+3= 9+2)

У. Проверим работу пар.

А кому удалось решить уравнение на карточке?

В чём его отличие?

У. Что же будет дальше? Найдём правильный указатель? ( Повто-рение изученного материала )

Познавательные: использовать алгоритмы при решении уравнений; сравнивать, наблюдать, делать выводы

Регулятивные : контроль, коррекция

Коммуникативные: работать в парах, договариваться и

приходить к общему решению

Личностные: формировать умение понимать причины неуспеха в деятельности

VI. Повторение ранее изученного материала

Цель: обеспечить повторение работы над задачами и повышение уровня осмысленности и глубины понимания при анализе;

Развитие вычислительных навыков

Работа над задачами.

Что такое задача?

Ученики: Это ситуация с вопросом, требующим решения, связанного с вычислениями?

Как появляется задача? (Из повседневной жизни)

Работаем над задачей № 3 по цифрой 1 (с. 82 учебника, часть 1).

— Является ли он задачей?

— О ком задача? Кто такая портниха?

— Что в задаче известно?

— Что сшила портниха? Что происходило при этом с тканью?

— О чём спрашивается?

— Как запишем задачу кратко? (Выслушать разные варианты)

Было – 15 м ткани Было – 15 м ткани

На костюм – 5 м Потратила – 5 м и 4 м

На платье – 4 м Осталось — ?

А теперь обсудим в группах способы решения этой задачи.

Как решим эту задачу? (Выслушать все варианты)

По римской цифрой I запишем решение, когда сначала узнаем, сколько у портнихи осталось ткани после того, как она сшила костюм (как узнали?), а потом из этого числа вычтем количество ткани, израсходованной на платье.

Под римской цифрой II запишем решение, когда сначала узнаем, сколько ткани портниха потратила на костюм и платье, а потом узнаем, сколько у неё останется ткани? Как?

А кто напомнит ещё один вариант? Его мы запишем под римской цифрой III. Сначала узнаем, сколько у портнихи останется ткани после того, как она сошьёт платье, а потом узнаем, сколько останется после пошива костюма? Как это сделать?

Развитие вычислительных навыков

У. Какие праздники приближаются?

Как готовимся к празднику?

А ещё наряжаем ёлочку. Хорошо, если эта ёлочка будет искусственная, тогда не придётся губить живую.

Обычай наряжать ёлку пришёл к нам из Германии, хотя традиция уходит корнями ещё в библейские времена.

Я предлагаю вам тоже нарядить ёлочку. Но не простую, а математическую.

Мы будем брать из коробки игрушки и, вычислив значение выражения, записанного на ней, вешать на ёлку. Но помните, игрушки очень хрупкие и неверно решённое выражение может разбить игрушку.

67+5 43 – 9 56 + 20 47 – 5 78 – 50 28 + 6

90 – 43 60 + 18 80 – 4 35 + 5

У. Мы не зря старались с вами:

Ёлка вспыхнула огнями…

За игрушками глазами очень точно наблюдать

ФИЗМИНУТКА (Слайд 8)

В преддверии праздника случаются всякие чудеса. К нам на урок забежал самый непоседливый герой мультсериала « Смешарики». Как вы думаете, кто это?

Действительно, Крош. Он полакомился конфетами, и теперь его мучает вопрос, а сколько у него их осталось. Поможем Крошу?

Кто нашёл ответ? Как? Почему складывали, ведь в вопросе звучало слово «осталось»?

Запишите решение задачи в тетрадь.

VII. Рефлексия учебной деятельности

У. Найдём следующий плакатик.

Что на нём написано?

Давайте вспомним по порядку, что мы делали на уроке?

Какую учебную задачу решали?

Кто считает, что он теперь умеет решать уравнения, поднимите руки.

Кто неуверен в том, что может хорошо решить уравнение?

А теперь продолжим предложения ( Слайд 10 ):

На уроке у меня хорошо получилось……

На уроке у меня не получилось ……

Мне особенно понравилось……

Наибольшее затруднение вызвало…..

Что нового узнали сегодня на уроке?

Как вы думаете, почему?

Как вы сегодня работали?

С каким чувством вы уйдёте с урока? Почему?

Личностные: оценивать эмоциональное состояние, понимать причины неуспеха

Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, прогнозирование дальнейшей работы

Познавательные: делать выводы о результате совместной работы с учителем и классом

Коммуникативные: выражать свои мысли, чувства;

VIII. Домашнее задание

У. И последний этап нашего урока это…

Ученики: Домашнее задание

Д.з № 3 (2) №5 стр. 82, Т. стр. 55 №80

Дома мы потренируемя ещё в решении задач разными способами № 3 (2) с. 82 , сравнении выражений № 5 с. 83 и потренируем ся в вычислениях в тетради с печатной основой на странице 55 №80 (по желанию)

Регулятивные : волевая регуляция

Список использованной литературы:

Математика, 2 класс: поурочные планы по учебнику М. И. Моро и др./ авт. –сост. С. В. Савинова, В. И. Савинов. — Волгоград: Учитель, 2007

Методическое пособие к учебнику «Математика» 2 класс»: пособие для учителя/ М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова С. В. Степанова, С. И. Волкова. _ М.: Просвещение, 2011

Приложение к журналу «Начальная школа, поурочные разработки, II класс, 2-я четверть: пособие для учителя. М.: Начальная школа, 2002 (математика)

«Электронные физминутки для глаз» Галкина Инна Анатольевна, учитель начальных классов МОУ «Водоватовская СОШ» Арзамасского района, Нижегородской области

Самоанализ урока и методические рекомендации:

САМОАНАЛИЗ УРОКА МАТЕМАТИКИ, ПРОВЕДЁННОГО ВО 2 КЛАССЕ МБОУ «КИСЕЛЁВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА НОВООСКОЛЬСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ»

Урок по теме «Решение уравнений» тридцать шестой в теме «Сложение и вычитание» и второй урок в подтеме «Уравнение». Основная цель – создание условий для закрепления материала, поэтому я выбрала структуру комбинированного урока. Задачи урока: упражнять в каллиграфическом письме; способствовать усвоению отличительных признаков уравнения от других математических выражений; формировать умения решать уравнения, подбирая значение неизвестного; решать составные задачи, развивать вычислительные навыки

развивать математическую речь, умения сравнивать, обобщать, осуществлять самоконтроль

воспитывать положительное отношение к математике, трудолюбие, ценностное отношение к природе

предметные: учащиеся учатся:

  • решать уравнения;
  • решать представленные текстовые задачи после проведения анализа;
  • использовать известные вычислительные приёмы в новой ситуации;

личностные: у учащихся формируется умение:

  • проявлять учебно-познавательный интерес к учебному материалу;
  • понимать причины успеха и неуспеха в учебной деятельности;
  • оценивать свою работу и работу товарища;

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: учащиеся учатся:

  • определять цель деятельности на уроке и на каждом этапе с помощью учителя;
  • работать по предложенному учителем плану;

Познавательные : учащиеся учатся:

  • ставить познавательную задачу;
  • составлять алгоритм под руководством учителя; использовать алгоритмы при вычислениях, решениях уравнений и задач;
  • сравнивать, анализировать, обобщать, решать задачи, требующих нескольких решений;
  • делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные: учащиеся учатся

  • слушать и понимать речь других;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.
  • работать в парах, группах

Задачи педагога: формировать новые способы действий, обучать работе по плану, алгоритму; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.

К уроку подготовлено оборудование: учебник, рабочая тетрадь, тетрадь с печатной основой, карточки с заданиями на повторение, записи на доске, мультимедийный проектор, компьютер, экран, электронная презентация к отдельным этапам урока, плакатики с названиями этапов урока, самодельные плакаты с записью решений уравнений способом подбора, рисунок ёлочки большого формата, силуэты ёлочных шаров с записанными числовыми выражениями.

Урок проводился в классе с малой наполняемостью детей (две пары, одна группа), однако может использоваться в классе с любой наполняемостью.

В качестве подготовительной работы использовались знания и умения, выработанные на предыдущих уроках, подбор материала из различных источников. Мною подготовлена презентация к уроку, представляющая более наглядно и образно отдельные этапы урока. Учащимся с высоким познавательным интересом было предложено подготовить сообщение по теме.

Учебный материал подбирала в соответствии со структурой урока, научный, в то же время доступный учащимся. Использовала субъектный опыт учащихся с последующим расширением и углублением. Каждый этап урока обобщался и логически переходил в следующий. Старалась рационально распределить время. Много работала над развитием речи учащихся путём оперирования изученными понятиями и включением учащихся в различные формы общения: монолог, диалог, беседа.

Я использовала разнообразные приёмы и методы( наблюдение, сравнение, обобщение, повторение) при реализации целей урока, разные формы работ (индивидуальную, фронтальную, парную и даже групповую), постаралась использовать здоровьесберегающие технологии: смену поз, физкультминутку, сообразно теме урока с использованием самодельного офтальмотренажёра и весёлую электронную физкультурно – музыкальную паузу. В конце урока использовала игровой приём «Нарядим ёлочку». Приём активизировал познавательный интерес и помог повторить приёмы устных вычислений в пределах сотни и увеличил двигательную активность. Была проведена рефлексия урока, показывающая успешность использованных приёмов и достижение поставленных задач.

Цели урока считаю реализованными. Урок оставил у меня приятное впечатление. Понравилась активная работа учащихся, заинтересованность в деятельности.

Считаю, что разработка может представлять интерес для учителей начальных классов при планировании урока, подборе материала.

Приложения к уроку:

Уравнение- процесс действия по знач. глаг.: уравнять. В «Современном толковом словаре русского языка» Т.Ф.Ефремовой уравнение объясняется как «математическое равенство, содержащее одну или несколько неизвестных величин и сохраняющее свою силу только при определенных значениях этих величин». Неизвестные величины можно найти способом подбора или с помощью специальных вычислений.

Та часть математики, которая рассматривает уравнения и их решения, называется алгеброй . Алгебра появилась более 1000 лет назад, и создал её арабский учёный Мухаммед Ибн – Муса Аль – Хорезми. Аль Хорезми написал первый учебник математики под названием «Книга о восстановлении и противопоставлении « (Китаб аль-джебр ва-л-мукабала). От слов аль-джебр и произошло слово алгебра . В этом учебнике было много примеров уравнений и их решений

План-конспект урока по математике для 2 класса: Уравнение.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по математике для 2 класса: Уравнение.»

Тема: Уравнение.(2 класс)

дать детям новое математическое понятие: «уравнение»;

сформировать умение решать уравнения на основе взаимосвязи между частью и целым;

развивать вычислительные навыки, внимание, наблюдательность, память; активизировать мыслительную деятельность;

развивать устойчивую мотивацию к процессу обучения, развивать умение решать текстовые задачи;

развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения;

развивать организационные общеучебные умения, в том числе умение исправлять собственные ошибки.

воспитание стремления совершенствовать свою математическую речь;

умение контролировать самого себя, находить, исправлять и оценивать самостоятельно результаты своих действий; повышение уровня познавательного интереса к предмету математики

Предметные: формировать представление о понятии «корень уравнения». Учить использовать термины «уравнение», «решение уравнений», «корень уравнения» в математической речи, решать уравнения на нахождение неизвестных компонентов сложения и вычитания.

Личностные:содействовать проявлению положительного отношения к школе и учебной деятельности, в частности, к математике.

Регулятивные: формируют умения принимать учебную задачу и следовать инструкциям учителя, удерживать цель деятельности до получения ее результата.

Познавательные: делают выводы на основе сравнения, рассуждают по аналогии, используют общие правила нахождения корней простейших уравнений при решении конкретных уравнений (дедуктивные рассуждения).

Коммуникативные: принимают участие в работе парами, группами, используя речевые коммуникативные средства, умеют договариваться и приходить к общему решению.

Оборудование: мультимедийное оборудование.

Тип урока: введение новых знаний.

Организация урока. Мотивация к учебной деятельности:

1) создать мотивацию к учебной деятельности на уроке путём обращения к внутреннему состоянию каждого;

Ребята! Сегодня мы будем заниматься интересной работой. И девизом урока будут слова: (читаем) «За работу взялся класс, всё получится у нас!»

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

актуализировать правила нахождения части и целого, решение примеров с «окошками» на основе взаимосвязи частей и целого;

создание проблемной ситуации.

Ну, а сейчас мы выполним знакомые для нас задания для того, чтобы подготовиться к изучению нового материала. Устный счёт.

1.Заполните таблицу. С.69 №3 (учебника) (работа в парах — одна таблица на парте)

Каким действием находят разность?

Проверим (с помощью вееров).

Где в таблице целое? Части?

Вспомним правило вычитания. (Из целого вычитаем часть, получаем часть).

Перед вами лежат карточки с математическими выражениями.

Как одним словом можно назвать эти записи? (Равенства с «окошками»)

Подумайте, какие числа пропущены. Решите эти выражения на карточках. Обозначьте части и целое?

Поменяйтесь карточками (Взаимопроверка)

Поменяйтесь своими карточками. Проверьте по образцу.

Кто выполнил без ошибок?

У кого возникли затруднения? В чём?

Значит, нам ещё предстоит упражняться в устном счёте.

Прочитайте равенства, в которых находили часть? Целое?

Вспомним правило сложения. (Складываем части, получаем целое).

Вспомним правило вычитания. (Из целого вычитаем часть, получаем часть).

III. «Открытие» новых знаний.

Ребята! Посмотрите на эту математическую запись!

Как можно назвать это выражение? (□ + 17 = 19? Это пример с «окошком»)

А кто знает как называется такая запись: a — 6? (Это буквенное выражение)

А теперь посмотрите на эту запись: x + 6 = 15.

Встречалась ли нам раньше такая запись?

На что она похожа? (на выражение с «окошком», буквенное выражение и т.д.)

Было много разных предположений.

Кто знает, как же правильно оно называется?

Рассмотрим более подробно это выражение.

Что нам говорит знак «=»? (это равенство)

Какое равенство? Все числа в нём известны? (Равенство с неизвестным)

Сравним, на какое выражение оно похоже? (Пример с «окошком»)

Чем же оно отличается от него, что вместо «окошка» стоит? (Буква латинского алфавита.)

Это буква «икс». Прочитаем все вместе хором эту запись.

Если число неизвестно, значит, какая задача перед нами встаёт? (Найти это число, чтобы равенство было верным).

Это равенство получило специальное название – «уравнение» (учитель вывешивает карточку со словом на доске).

Уточним, что же такое «уравнение». (Это равенство, с неизвестным, которое надо найти)

Как вы думаете, что значит, решить уравнение? (Значит найти такое число, при котором равенство будет верным. Найти неизвестный компонент.)

Верно, это число еще называют «корень уравнения» (учитель вывешивает карточку с термином на доске).

III. Формулирование темы и задач урока.

1) сформировать представление о понятиях «уравнение», «корень уравнения», решение уравнения.

2) тренировать вариативность мышления, мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

3) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

Чему будет посвящен сегодняшний урок? (Решению уравнений)

Сформулируйте тему урока.

Чем мы будем заниматься?

знать, что такое «уравнение»

распознавать уравнения среди других равенств;

учиться решать уравнения

Учитель открывает Слайд 8

Так вот сегодня на уроке мы будем говорить об уравнениях и учиться решать их.

Попробуем сделать вывод из всего того, что мы уже узнали.

Итак, как называется запись на слайде? (Уравнение)

Уравнение – это равенство, которое содержит что? (х – неизвестное число)
Итак, первую задачу мы выполнили? Узнали, как называется выражение типа

Проверим себя, прочитав текст на стр. 68 учебника.

Какой вывод вы сделаете? (Нам удалось выяснить, что такое уравнение)

Расскажите друг другу, что такое уравнение.

Решим это уравнение. (Учитель записывает на доске)

х + 6 = 15, -Что неизвестно? Как найти?

Докажите, что эта запись является уравнением?

Назовите корень уравнения.

Цель: составление алгоритма решения.

-Как мы действовали при решении уравнения?

-Составим алгоритм (план решения). Фронтальная работа.

А лгоритм решения уравнений (Слайд 10):

2.Определим неизвестный компонент.

3.Подберём правило. вывешивается на доску

4.Найдём корень уравнения.

IV.ФИЗМИНУТКА (под музыку).

V. Первичное закрепление во внешней речи. Работа по учебнику.

Цель: создать условия для фиксации изученного способа действия во внешней речи.

Закрепим полученные знания.

Уравнения: 9 + х = 14 и 7- х = 2 два ученика с комментированием решают у доски.

Решаем первое уравнение (читает его). (Определяю неизвестный компонент. Выделяю «целое» и «части». Неизвестно часть. Применяю правило: чтобы найти часть, из целого вычитаю часть. Нахожу часть. Это корень уравнения. Выполняю проверку. Записываю ответ.)

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (алгоритму или решение на слайде).

Вы поработали все вместе, а сейчас поработайте сам-но (по вариантам).

Что являлось неизвестным в ваших уравнениях?

Назовите корень уравнения.

Повторение изученного.

1 .Решение задачи № 6 стр.69 (дифференцированная работа)

Т .-5 л. П. — ?л. 1)+

М.-? л., на 19 л.старше, чем 2)+

Что вы заметили? (нет вопроса)

Поставьте вопрос, соответствующий условию. (Сколько лет папе?)

Можно ли сразу ответить на поставленный вопрос? (Нет.)

Почему? (Потому что мы не знаем, сколько лет маме.)

Можем это узнать?

Зная, сколько лет маме, можем решить задачу?

1) 5+19=24 (л.) — маме.

или 5 + (5 + 19) =29 (л.)

Ответ: 29 лет папе.

– Кто может, запишите решение выражением, кому сложно решаем вместе по действиям.

Дети решают задачу самостоятельно (один на доске)

Рефлексия деятельности. (Итог урока).

Выполнили ли мы сегодня задачи, которые поставили в начале урока?

Какие открытия вы сделали?

Что называется уравнением?

Что значит решить уравнение?

Кто научился решать уравнения, поднимите зелёный кружок, кто ещё испытывает затруднения, поднимите красный кружок.

Это значит, что мы продолжим находить ответы на трудные вопросы на следующих уроках математики.

Ребята! Вы сегодня молодцы. Ваша работа заслуживает похвалы. Удалось ли нам следовать нашему девизу?

Урок окончен, но я уверена, что на этом не закончилось ваше стремление искать и находить ответы на трудные вопросы.

IХ. Инструктаж и запись домашнего задания


источники:

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2015/01/24/urok-matematiki-reshenie-uravneniy-2-klass

http://multiurok.ru/files/plan-konspekt-uroka-po-matematike-dlia-2-klassa-ur.html