Простейшие показательные уравнения.
план-конспект урока по алгебре (10 класс)
Конспект урока для 10 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prosteyshie_pokazatelnye_uravneniya._.doc | 183.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по алгебре в 10 классе
Тема урока: «Простейшие показательные уравнения. Уравнения, сводящиеся к простейшим заменой неизвестного».
1) образовательная : ввести понятие показательное уравнение; формировать умение решать показательные уравнения; формировать умение решать показательные уравнения основными методами: функционально-графическим, методом уравнивания показателей степеней, методом введения новой переменной , отработать навыки решения показательных уравнений основными методами: функционально-графическим, методом уравнивания показателей степеней, методом введения новой переменной;
2) воспитательная : воспитание самостоятельности, творческого подхода к изучению нового материала;
3) развивающая : развитие логического мышления, умение выбирать материал для изучения.
Методическое обоснование темы:
Данная тема изучается в начале первого семестра и является частью темы » Показательные и логарифмические уравнения и неравенства » учебного раздела «Алгебра и начала анализа 10 класс». Реализация ИКТ на уроках позволяет реализовать дифференцированный, личностно-ориентированный подход в обучении. Позволяет сформировать интерес к математике.
Тип урока : комбинированный
Оборудование : компьютер, проектор, записи на доске, карточки.
1. Организационный момент
(Сообщение темы и целей урока)
2. Повторение свойств степени.
Перечислим свойства показателей степени:
Нулевая степень любого числа равна единице.
Следствие из данного свойства:
3. Объяснение нового материала.
Показательным уравнением называется уравнение содержащее переменную в показателе, то есть это уравнение вида:
, где f(x) выражение, которое содержит переменную.
Методы решения показательных уравнений
1. В результате преобразований уравнение можно привести к виду:
Тогда применяем свойство:
2. При получении уравнения вида a f(x) = b используется определение логарифма, получим:
3. В результате преобразований можно получить уравнение вида:
Далее применяем свойство логарифма степени:
Выражаем и находим х.
4. Закрепление нового материала.
- Найдите корень уравнения:
Необходимо сделать так, чтобы в левой и правой частях были показательные выражения с одним основанием. 64 мы можем представить как 4 в степени 3. Получим:
Основания равны, можем приравнять показатели:
- Найдите корень уравнения 3 х–18 = 1/9.
Значит 3 х-18 = 3 -2
Основания равны, можем приравнять показатели:
- Найдите корень уравнения:
Представим дробь 1/64 как одну четвёртую в третьей степени:
Теперь можем приравнять показатели:
- «Метод введения новой переменной» (или замены)
Суть этого метода – ввести такую замену переменной, что показательное уравнение преобразится в такое, которое решается гораздо проще. Все что останется после решения этого самого «упрощенного уравнения» — это сделать «обратную замену»: то есть вернуться от замененного к заменяемому.
2 2x + 2 x – 12 = 0
Обозначаем 2 x = у.
y 2 + y – 12 = 0
y 1 = — 4; y 2 = 3.
a) 2 x = — 4.Уравнение не имеет решений, т.к. 2 х > 0.
б) 2 x = 3; 2 x = 2 log 2 3 ; x = log 2 3.
5. Решение заданий по теме.
Работа по вариантам (задания демонстрируются на экране)
Конспект урока по математике на тему «Простейшие показательные уравнения» (11 класс)
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Урок математики. Тема урока: «Простейшие показательные уравнения»
Урок предназначен для 11 класса вечерней школы.
Форма проведения: урок с применением ИКТ.
Цель урока: формирование знаний и умений решать простейшие показательные уравнения.
Задачи урока: образовательные: повторить необходимый материал для формирования новых знаний и умений; ввести понятие показательного уравнения, рассмотреть простейшие показательные уравнения и закрепить знания и умения при решении уравнений.
развивающие: развитие познавательного интереса, логического мышления, памяти, внимания, грамотной математической речи.
воспитательные: воспитывать терпение, аккуратность, находчивость, чувство товарищества, гордости за правильное решение.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Время урока: 45 минут.
Технические средства: компьютер, проектор, презентация
Дидактические материалы: 1) Проверочный лист; барометр настроения;
2) Карточка – задача с практическим применением;
3) Карточки –задания для самостоятельной работы;
4) учебник «Алгебра и начала анализа» 11 класс
авторы А.Н. Колмогоров и др.
План проведения урока:
Организационный момент. (1 минута)
Актуализация опорных знаний и применение их на практике. (7 минут)
Проверка ранее полученных знаний. (3 минуты)
Применение на практике. (3 минуты)
Историческая справка. (1 минута)
Формирование новых знаний и умений. (34 минуты)
1. Объяснение нового материала. (5 минут)
2. Первичное закрепление нового материала. (5 минут)
3. Решение уравнений. (13 минут)
4. Применение показательного уравнения в практической ситуации. (1 минута)
5. Первичный контроль. Решение уравнений с взаимопроверкой по слайду(10 минут)
Подведение итога урока. Оценки. (1 минута)
Домашнее задание. (1 минута)
Рефлексия. (1 минута)
Используемая литература, интернет-ресурсы:
Учебник «Алгебра и начала анализа» 11 класс авторы А.Н. Колмогоров, А.М. Абрамов, Ю.П. Дудницын и др.
videouroki . net -урок Н.Г. Дятловой
myshared . ru — урок Н.В. Орловой
На магнитной доске прикреплен тезис: « Чтобы переваривать знания, надо
поглощать их с аппетитом»
УМК «Алгебра и начала анализа» 11 класс авторы А.Н. Колмогоров, А.М. Абрамов, Ю.П. Дудницын и др.
Данный урок по математике на тему «Простейшие показательные уравнения» предназначен для учащихся 11 классов вечерней школы. Контингент учащихся «Открытой (сменной) школы» разнороден по уровню развития познавательных способностей, мотивации учебно-познавательной деятельности. Среди учащихся есть: рабочая молодёжь, имеющая большой перерыв в обучении; подростки с девиантным поведением и низкой базовой подготовкой, с отсутствием мотивации к обучению.
Урок проводится согласно программе. Это первый урок по теме. Одним из наиболее существенных аргументов важности данной темы является то, что на ЕГЭ и базового и профильного уровня встречаются показательные уравнения. Решать простейшие показательные уравнения должен каждый учащийся. Это повышает шанс сдачи ЕГЭ.
На момент проведения урока учащиеся должны знать свойства степени с рациональным показателем и чему равна степень числа с рациональным показателем; возводить в степень; понятие показательной функции и её свойства. К разработке прилагается компьютерная презентация, которая сопутствует всем этапам урока. Использование слайдов помогает обеспечить урок более эффективным и качественным, быстро выполнить взаимопроверку.
вспомнили свойства степени с рациональным показателем и чему равна степень числа с рациональным показателем; понятие показательной функции
возводили число в степень; применяли свойства степени с рациональным показателем; представляли выражение в виде степени с рациональным показателем
разобрали примеры решения простейших показательных уравнений от простого к сложному
выполнили самостоятельную работу с взаимопроверкой
получили домашнее задание
подвели итоги работы на уроке
Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом»
Организационный момент. (1 минута)
Приветствие, проверить готовность к уроку, получение сведений об отсутствующих; психологический настрой на работу.
Ребята, тему и постановку целей и задач вы попробуете сформулировать сами в течение урока.
Актуализация опорных знаний и применение их на практике.
Проверка ранее полученных знаний. (3 минуты)
Какую тему, мы с вами проходили на прошлом уроке? А ещё ранее.
Ребята, у каждого из вас на столе лежит «Проверочный лист». Попробуем проверить, как вы знаете свойства степени с рациональным показателем и чему равна степень числа с рациональным показателем. Подпишите свою фамилию. Запишите на листе свойства степени с рациональным показателем и чему равна степень числа с рациональным показателем.
Теперь обменяйтесь проверочными листами. Проверяем по слайду №2 (Приложение №1)
а -1 =
а р ∙а q = а p + q
= а p — q
( a ∙ b ) p = a p ∙ b p
( ) p =
=
Возле каждого верно записанного свойства поставьте «+», возле неверного « — »
Поднимите руку, у кого нет ошибок. У кого 1 ошибка.
Отложите проверочные листы на край стола.
Применение на практике. (3 минуты)
А теперь, ребята примените свойства. Слайд №3. (Приложение №1) Вычислите. Ответы проверяются при щелчке.
Следующее задание вычисляем устно. Слайд №4. (Приложение №1)
План-конспект урока по алгебре в 10 классе по теме «Простейшие показательные уравнения. Уравнения, сводящиеся к простейшим заменой неизвестного».
1) образовательная: ввести понятие показательное уравнение; формировать умение решать показательные уравнения; формировать умение решать показательные уравнения основными методами: функционально-графическим, методом уравнивания показателей степеней, методом введения новой переменной, отработать навыки решения показательных уравнений основными методами: функционально-графическим, методом уравнивания показателей степеней, методом введения новой переменной;
2) воспитательная: воспитание самостоятельности, творческого подхода к изучению нового материала;
3) развивающая: развитие логического мышления, умение выбирать материал для изучения.
Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по алгебре в 10 классе по теме «Простейшие показательные уравнения. Уравнения, сводящиеся к простейшим заменой неизвестного».»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бахчисарайская средняя общеобразовательная школа №2»
города Бахчисарай Республики Крым
План-конспект урока по алгебре в 10 классе
Тема урока: «Простейшие показательные уравнения. Уравнения, сводящиеся к простейшим заменой неизвестного».
высшей квалификационной категории
1) образовательная: ввести понятие показательное уравнение; формировать умение решать показательные уравнения; формировать умение решать показательные уравнения основными методами: функционально-графическим, методом уравнивания показателей степеней, методом введения новой переменной, отработать навыки решения показательных уравнений основными методами: функционально-графическим, методом уравнивания показателей степеней, методом введения новой переменной;
2) воспитательная: воспитание самостоятельности, творческого подхода к изучению нового материала;
3) развивающая: развитие логического мышления, умение выбирать материал для изучения.
Методическое обоснование темы:
Данная тема изучается в начале первого семестра и является частью темы «Показательные и логарифмические уравнения и неравенства» учебного раздела «Алгебра и начала анализа 10 класс». Реализация ИКТ на уроках позволяет реализовать дифференцированный, личностно-ориентированный подход в обучении. Позволяет сформировать интерес к математике.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: компьютер, проектор, записи на доске, карточки.
1. Организационный момент
(Сообщение темы и целей урока)
2. Повторение свойств степени.
Перечислим свойства показателей степени:
Нулевая степень любого числа равна единице.
Следствие из данного свойства:
3. Объяснение нового материала.
Показательным уравнением называется уравнение содержащее переменную в показателе, то есть это уравнение вида:
, где f(x) выражение, которое содержит переменную.
Методы решения показательных уравнений
1. В результате преобразований уравнение можно привести к виду:
Тогда применяем свойство:
2. При получении уравнения вида a f(x) = b используется определение логарифма, получим:
3. В результате преобразований можно получить уравнение вида:
Далее применяем свойство логарифма степени:
Выражаем и находим х.
4. Закрепление нового материала.
Найдите корень уравнения:
Необходимо сделать так, чтобы в левой и правой частях были показательные выражения с одним основанием. 64 мы можем представить как 4 в степени 3. Получим:
Основания равны, можем приравнять показатели:
Найдите корень уравнения 3 х–18 = 1/9.
Значит 3 х-18 = 3 -2
Основания равны, можем приравнять показатели:
Найдите корень уравнения:
Представим дробь 1/64 как одну четвёртую в третьей степени:
Теперь можем приравнять показатели:
«Метод введения новой переменной» (или замены)
Суть этого метода – ввести такую замену переменной, что показательное уравнение преобразится в такое, которое решается гораздо проще. Все что останется после решения этого самого «упрощенного уравнения» — это сделать «обратную замену»: то есть вернуться от замененного к заменяемому.
Пример :
2 2x + 2 x – 12 = 0
Обозначаем 2 x = у.
y 2 + y – 12 = 0
y1 = — 4; y2 = 3.
a) 2 x = — 4.Уравнение не имеет решений, т.к. 2 х 0.
б) 2 x = 3; 2 x = 2 log 2 3 ; x = log23.
5. Решение заданий по теме.
Работа по вариантам (задания демонстрируются на экране)
1) ; 2) ; 3); 4) ;
5) .
1) ; 2) ;
3) ; 4) ;
5) .
Решение заданий из учебника.
Учащиеся начинают решать задания уровня А, решив их, можно перейти к уровню В. Уровень С не обязательно решать всем учащимся, а только более подготовленным учащимся.
http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-matematike-na-temu-prosteyshie-pokazatelnie-uravneniya-klass-1000178.html
http://multiurok.ru/files/plan-konspekt-uroka-po-algebre-v-10-klasse-po-teme.html