План урока решение систем уравнений второй степени

Урок-практикум по алгебре. 9-й класс. Тема: «Решение систем уравнений второй степени»

Класс: 9

Презентация к уроку

Цели урока (Слайд 1):

  • Обучающие: систематизировать знания по данной теме, выработать умение решать системы уравнений, содержащие уравнения второй степени графическим способом, способами подстановки и сложения.
  • Развивающие: развивать вычислительную технику, мыслительную активность, логическое мышление, интерес к предмету; способствовать формированию ключевых понятий; выполнение заданий различного уровня сложности.
  • Воспитывающие: воспитывать внимательность, аккуратность, умения четко организовывать самостоятельную и индивидуальную работу.

Оборудование: доска, мел, линейка, карточки – задания для индивидуальной работы, наглядность, презентация.

1. Организационный момент.

а) Отметить отсутствующих;
б) объявить тему урока;
в) объявить цели урока.

2. Фронтальный опрос правил и определений по теме урока. В параллели проводится индивидуальная работа (Приложение 1) с учащимися, имеющими слабую мотивацию к учебе.

Какие способы решения систем уравнений с двумя переменными знаете?

(Графический, подстановки, сложения) (Слайд 3).

Рассмотрим графический способ. (Слайд 4)

  • Как решается система графическим способом?
    (Необходимо: построить графики уравнения в одной координатной плоскости; найти координаты точек пересечения графиков, которые и будут решением системы.)
  • Почему координаты точек пересечения являются решением системы уравнений?
    (Координаты точек пересечения удовлетворяют каждому уравнению системы.)
  • Как записывается решение системы уравнений, если она решается графическим способом?
    (Приближенным равенством для значений переменных.)
  • От чего зависит количество решений системы уравнений при графическом способе решения?
    (От количества точек пересечения.)
  • Сколько точек имеют графики, если система имеет три решения? (Три точки.)

3. Работа с наглядностью. (Слайды 5, 6)

  • Сколько точек пересечения имеют графики. (Приложение 2)
  • Сколько решений имеет система, если графики изображены на рисунке. (Приложение 2)
  • Совместить графики уравнений с формулами, которыми они задаются. (Приложение 3)

4. Самостоятельная работа 1 (слайд 7) с использованием шаблонов координатной плоскости.

Изобразив схематически графики уравнений, укажите количество решений системы.

5. При графическом способе решения мы находим приближенные значения переменных. А как же найти точные значения?

(Решить систему способом подстановки или сложения . )

  • Как решить систему способом подстановки? (Слайд 8)
    (Выражают из уравнения одну переменную через другую. Подставляют эту подстановку в другое уравнение. Решают полученное уравнение с одной переменной. Находят соответствующие значение второй переменной, из подстановки).
  • Есть ли разница, из какого уравнения системы получить подстановку?
    (Нет. Если в систему входит уравнение 1-ой степени, то подстановку получают из этого уравнения. Если оба уравнения второй степени, то подстановку получают из любого.)
  • Как записать решение системы? (Парой чисел.)
  • Как решить систему способом сложения? (Слайд 13)

6 . Устная работа. В параллели проводится индивидуальная работа с учащимися средней мотивации к учебе (Приложение 4)

а) Определите степень уравнения (Слайд 9):

21221

б) Выразите одну переменную через другую (слайд 10):

в) Решите систему уравнений (Слайд 11):

Решений нет(-1; 2) ; (-2; 1)(1,6; 3)(10;1,8)

г) Определите корни уравнения (Слайд 12):

-1; 43; 4-4; -2

6. Работа в тетрадях (Слайд 14): № 440 (а), 433(а), 448(а), 443(а), [438].

7. Самостоятельная работа 2. (Слайд 15)

Решите систему уравнений.

Вариант 1Вариант 2
(-4;-5); (2;1)(-6;-9); (8;5)
Решений нет(4;-1); (-4;1)
(-0,5;-11); (8; 6)(-4;-5); (14;4)
(-0,4;0,3); (3;2)Решений нет
(3;1)

8. Подведение итогов. Занести результаты каждого ученика в оценочный лист.

№ п/пФ.И.
ученика
ИндивидуальнаяУстнаяСамостоятельная
1
Самостоятельная
2
ПисьменнаяИтоговая
оценка
1.
2.
3.

9. Домашнее задание (Слайд 16): п.18–19, с.109–112, № 433 (б), 440(б), 448(б), 443(б).

  1. Учебник “Алгебра 9 класс”, авторы: Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова, “Просвещение”, 2008.
  2. Уроки алгебры в 9 классе, авторы В.И.Жохов, Л.Б.Крайнева, “Вербум-М”, 2000.
  3. Дидактические материалы по алгебре 9 класс, авторы В.И.Жохов и др., “Просвещение”, 2009.
  4. Открытый банк задач по ГИА.

Урок «Решение систем уравнений второй степени»
план-конспект урока по алгебре (9 класс)

Разработка урока алгебры в 9 классе «Решение систем уравнений II степени» с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
razrabotka_uroka.docx105.77 КБ
pril_9_klass.ppt2.84 МБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по алгебре в 9 класс

Тип урока: урок практикум

Тема урока «Решение систем уравнений второй степени» (Слайд 1)

Цели урока ( Слайд 2):

  • Обучающие: систематизировать знания по данной теме, выработать умение решать системы уравнений, содержащие уравнения второй степени графическим способом, способами подстановки и сложения.
  • Развивающие: развивать вычислительную технику, мыслительную активность, логическое мышление, интерес к предмету; способствовать формированию ключевых понятий; выполнение заданий различного уровня сложности.
  • Воспитывающие: воспитывать внимательность, аккуратность, умения четко организовывать самостоятельную и индивидуальную работу.

Оборудование : доска, мел, линейка, карточки с заданиями для индивидуальной работы, наглядность, презентация.

1. Организационный момент.

а) Отметить отсутствующих;
б) объявить тему урока;
в) объявить цели урока.

2 . Фронтальный опрос правил и определений по теме урока. В параллели проводится индивидуальная работа с учащимися, имеющими слабую мотивацию к учебе.

Какие способы решения систем уравнений с двумя переменными знаете?

(Графический, подстановки, сложения) (Слайд 3).

Рассмотрим графический способ . (Слайд 4)

  • Как решается система графическим способом?
    (Необходимо: построить графики уравнения в одной координатной плоскости; найти координаты точек пересечения графиков, которые и будут решением системы.)
  • Почему координаты точек пересечения являются решением системы уравнений?
    (Координаты точек пересечения удовлетворяют каждому уравнению системы.)
  • Как записывается решение системы уравнений, если она решается графическим способом?
    (Приближенным равенством для значений переменных.)
  • От чего зависит количество решений системы уравнений при графическом способе решения?
    (От количества точек пересечения.)
  • Сколько точек имеют графики, если система имеет три решения? (Три точки.)

3 . Работа с наглядностью . (Слайды 5, 6, 7, 8)

  • Сколько точек пересечения имеют графики.
  • Сколько решений имеет система, если графики изображены на рисунке.
  • Совместить графики уравнений с формулами, которыми они задаются.

4. Индивидуальная работа (карточки с заданиям) с использованием шаблонов координатной плоскости.

Изобразив схематически графики уравнений, укажите количество решений системы.

5 . При графическом способе решения мы находим приближенные значения переменных. А как же найти точные значения?

(Решить систему способом подстановки или сложения . )

  • Как решить систему способом подстановки? (Слайд 9)
    (Выражают из уравнения одну переменную через другую. Подставляют эту подстановку в другое уравнение. Решают полученное уравнение с одной переменной. Находят соответствующие значение второй переменной, из подстановки).
  • Есть ли разница, из какого уравнения системы получить подстановку?
    (Нет. Если в систему входит уравнение 1-ой степени, то подстановку получают из этого уравнения. Если оба уравнения второй степени, то подстановку получают из любого.)
  • Как записать решение системы? (Парой чисел.)
  • Как решить систему способом сложения? (Слайд 10)

6 . Устная работа . В параллели проводится индивидуальная работа с учащимися средней мотивации к учебе

а) Определите степень уравнения (Слайд 11, 12):

Конспект урока по теме: «Решение систем уравнений второй степени» (Алгебра, 9 класс)

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: «Решение систем уравнений второй степени» (Алгебра, 9 класс)»

9 класс АЛГЕБРА Урок № __

Тема: Решение систем уравнений второй степени.

Цель: рассмотреть способ подстановки для решения систем уравнений.

I. Организационный момент

Учитель и ученики приветствуют друг друга. Выявляются отсутствующие

II. Сообщение темы и цели урока

III. Повторение и закрепление раннее пройденного материала

1. Проверка выполнения домашнего задания

2. Контроль усвоения материала

1. Графически решите систему уравнений

2. Для каждого значения параметра а найдите число решений системы уравнений

1. Графически решите систему уравнений

2. Для каждого значения параметра а найдите число решений системы уравнений

IV. Изучение нового материала

Рассмотрим теперь аналитическое решение систем уравнений с двумя переменными. Наиболее распространённый способ решения систем – способ подстановки. Для этого необходимо:

1) выразить из более простого уравнения одну переменную через другую;
2) подставить это выражение в другое уравнение и получить уравнение с одной неизвестной;
3) решить полученное уравнение с одной переменной;
4) найти соответствующие значения второй неизвестной.

Решим систему уравнений

Второе уравнение системы является линейным (первой степени) и, соответственно, более простым. Выразим из него переменную у через переменную х: у = 2х – 3. Подставим это уравнение в первое уравнение и получим уравнение с переменной х:

х(2х – 3) + 5х + (2х – 3) = 8, или (после преобразований) -8х+4=0. Корни этого квадратного уравнения: х1 = 2 и х2 = . Используя формулу у = 2х – 3, найдём соответствующие значения переменнной у: у1 = 2∙2 – 3 = 1 и у2 = 2∙ – 3 = — .

Итак, система имеет два решения: (2; 1) и .

Во многих случаях оба уравнения системы являются нелинейными. Иногда способ подстановки пригоден и для таких систем.

Решим систему уравнений

Очевидно, что х ≠ 0. Из второго уравнения выразим переменную у через х: у = и подставим в первое. Получаем уравнение + 5∙3 – 2∙ = -2, или (после преобраований) +17 -18=0. Корни этого биквадратного уравнения: х1 = 1 и х2 = -1. По формуле у = найдём соответствующие значения у: у1 = = 3 и у2 = = -3. Итак, система уравнений имеет два решения: (1;3) и (-1;-3).

Способ подстановки полезен и при решении систем уравнений с параметрами.

При всех значениях параметра а определите число решений системы уравнений

Из второго уравнения выразим переменную у через х: у = а + х. Подставим это выражение в первое уравнение и получим: + (а – х) 2 = 1, или — 2ах + а 2 – 1 = 0. Дискриминант этого квадратного уравнения D = 4(2 — а 2 ). Число решений уравнения (а следовательно, и системы уравнений) определяется знаком дискриминанта.

Если D 0, или а ∈ (- , система имеет два решения (пересечение прямой и окружности – случай а).

Если D = 0, или а ∈ , система имеет одно решение (касание прямой и окружности – случай б).

Если D или а ∈ (-∞;- ⋃( , система не имеет решений (прямая не пересекает окружность – случай в).

Заметим, что в ряде случаев при решении используют способ сложения (как частный случай способа подстановки).

Решим систему уравнений

Сложим уравнения системы и получим: = 32, или =4, откуда х+1 = 2 и х1 = 1 и х1 = -3. Подставим выражение =4, например, в первое уравнение системы. Получим: 3 ∙ 4 — 2 = 10, откуда = 1, или у + 3 = 1 и у = -2.

Итак, система уравнений имеет два решения: (1; -2) и (-3; -2).
Остальные способы решения систем уравнений будут рассмотрены в конце главы.


источники:

http://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2019/02/21/urok-reshenie-sistem-uravneniy-vtoroy-stepeni

http://multiurok.ru/files/konspekt-uroka-po-teme-reshenie-sistem-uravnenii-1.html