По углеводородному радикалу проходит реакция уравнение которой

1.Верны ли следующие суждения о карбоновых кислотах?

А Химические свойства карбоновых кислот обусловлены прежде всего атомом водорода гидроксильной группы.

Б. Самая сильная из одноосновных карбоновых кислот — муравьиная кислота.

1)Верно только А; 3) верны оба суждения;

2)верно только Б; 4) оба суждения неверны.

2. В отличие от этаналя, уксусная кислота взаимодействует с веществом, формула которого:

1) Са; 2) Сu(ОН)2; 3) Н2; 4) О2.

3. Реакция «серебряного зеркала» характерна для вещества, формула которого:

1) CH3COOH; 3) C2H5OH;

2) НСООН; 4) СН3СООС4Н9.

4. Сложный эфир можно получить при взаимодействии пропановой кислоты:

1)с этанолом; 3) с этаналем;

2)с этаном; 4) с пропеном-1.

5. В химических реакциях муравьиная кислота проявляет свойства:

1)спирта и альдегида;

2)спирта и карбоновой кислоты;

3)альдегида и карбоновой кислоты;

4)алкена и альдегида.

6. По углеводородному радикалу у карбоновых кислот происходит взаимодействие:

1)с солями; 3) с основаниями;

2)со спиртами; 4) с галогенами.

7. Уравнение реакции, в которой в реакцию вступает вся гидроксильная группа:

1)2СН3СООН + Mg → (CH3COO)2Mg + H2↑;

2)СН3СООН + Cl2 → СlСН2-СООН + НСl;

3)СН3СООН + NaOH → CH3COONa + Н2О;

4)СН3СООН + С2Н5ОН → СН3СООС2Н5 + Н2О.

8. Химическая реакция, уравнение которой C17H35COONa + Н2О С17Н35СООН + NaOH,

относится к реакциям:

1) соединения; 3) гидратации;

2) гидролиза; 4) замещения.

9. Верны ли следующие суждения о химических свойствах карбоновых кислот?

А. Карбоновые кислоты — сильные электролиты.

Б. По углеводородному радикалу карбоновые кислоты реагируют с галогенами.

1)верно только А; 3) верны оба суждения;

2)верно только Б; 4) оба суждения неверны.

10. С образованием воды идет реакция между:

1)масляной кислотой и хлором;

2)уксусной кислотой и магнием;

3)муравьиной кислотой и глицерином;

4)олеиновой кислотой и водородом.

12. Верны ли следующие суждения о химических свойствах сложных эфиров?

А. В реакции этерификации образуется вода.

Б. При образовании сложных эфиров от кислоты отщепляется атом водорода, а от спирта — ОН-группа.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3)верны оба суждения;

4)оба суждения неверны.

13. Уравнение химической реакции, по которой можно судить о том, что у карбоновых кислот может вступать в реакцию углеводородный радикал:

1) 2СН3СООН + Са → (СН3СОО)2Са + Н2↑;

2)СН3СООН + КОН → СН3СООК + Н2О;

3)СН3СООН + Вг2 → ВгСН2СООН + НВг;

4)НСООН + С3Н7ОН → НСООС3Н7 + Н2О.

14. Масляная кислота будет реагировать с каждым из веществ, формулы которых:

1) С4Н9ОН, К2О, Вг2;

2)Mg3(PО4)2, ZnO, CH3OH;

3)Си, CuSО4, Cu(OH)2;

4)С3Н7ОН, НСl, Na2COs.

15. Блестящий налет серебра на стенках пробирки появляется в результате реакции аммиачного раствора оксида серебра с веществами, формулы которых:

При выполнении заданий данной части выберите правильный ответ, щелкнув мышью на кнопке с его номером.

Тест 1

Вопрос. Электронная коyфигурация 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 соответствует частице

Тест 2

Вопрос. В порядке возрастания атомного радиуса химические элементы расположены в ряду:

Тест 3

Вопрос. В аммиаке и хлориде бария химическая связь соответственно

Тест 4

Вопрос. Одинаковую степень окисления фосфор имеет в соединениях

Тест 5

Вопрос. Кристаллическую структуру, подобную структуре алмаза, имеет

Тест 6

Вопрос. К амфотерным оксидам относится

Тест 7

Вопрос. В каком ряду химические элементы расположены в порядке усиления металлических свойств?

Тест 8

Вопрос. В ряду элементов: азот → кислород → фтор увеличивается

Тест 9

Вопрос. С водой без нагревания реагирует

Тест 10

Вопрос. Оксид углерода(IV) реагирует с каждым из двух веществ:

Тест 11

Вопрос. Гидроксид алюминия реагирует с каждым веществом

Тест 12

Вопрос. В уравнении реакции

веществом «X» является

Тест 13

Вопрос. В схеме превращений

веще ством « X2 » является

Тест 14

Вопрос. Изомерами являются

Тест 15

Вопрос. Число σ-связей пропионовой кислоты равно

Тест 16

Вопрос. При окислении метанола оксидом меди(II) образуется

Тест 17

Вопрос. По углеводородному радикалу проходит реакция, уравнение которой

Тест 18

Вопрос. В цепочке превращений

конечным веществом «X3» является

Тест 19

Вопрос. К какому из приведённых типов реакций можно отнести реакцию ионного обмена?

Тест 20

Вопрос. Для уменьшения скорости химической реакции необходимо

Тест 21

Вопрос. Изменение давления оказывает влияние на смещение равновесия в системе

Тест 22

Вопрос. Вещество, при диссоциации которого образуются катионы Na + , H + ,а также анионы SO4 2- , является

Тест 23

Вопрос. Образование осадка происходит при взаимодействии

Тест 24

Вопрос. Окислительно-восстановительной является реакция, уравнение которой

Тест 25

Вопрос. Кислую среду имеет водный раствор

Тест 26

Вопрос. Продуктом реакции бутена-1 с хлором является

Тест 27

Вопрос. Между собой могут взаимодействовать

Тест 28

Вопрос. Верны ли следующие суждения о свойствах концентрированной серной кислоты?
А. Серная кислота обугливает органические вещества, отнимая от них воду.
Б. Попадание кислоты на кожу приводит к тяжёлым ожогам.

Тест 29

Вопрос. Продуктами обжига пирита FeS2 являются

Тест 30

Вопрос. В соответствии с термохимическим уравнением

1206 кДж теплоты выделяется при горении угля массой

Разработка урока «Свойства карбоновых кислот»

Стригина Ирина Николаевна, учитель химии МАОУ СОШ №2 Режевской ГО

Цели урока: на примере уксусной кислоты изучение химические свойства предельных одноосновных карбоновых кислот; показать сходство и отличие неорганических и органических кислот; развитие умения записывать химические реакции с участием органических веществ; формирование приёмов аккуратного и безопасного обращения с химическими веществами; развитие критического мышления, самостоятельности и способности к рефлексии;

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Используемые технологии: технология критического мышления, ИКТ.

Приёмы обучения: лабораторный опыт, маркировка текста, работа в парах и группах, дидактические игры.

Оборудование и реактивы: для каждой группы — листы бумаги формата А1, маркеры; этиловый спирт, уксусная кислота, серная кислота, штатив, спиртовка, держатель, стакан с водой, штатив с пробирками.

(5 мин.)

продукт

Содержание слайдаДеятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Слайд №1 Тетрадь

Ручка

Учебник

(1 мин.) Дело

Проверка готовности к

уроку

Контролируют свою подготовку к уроку

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Слайд №2 Что общего?

(2 мин.)

Что объединяет помещённые на слайде изображения с точки зрения химии?

кислоты: муравьиная, лимонная, яблочная, уксусная)

Слайд №3-5 Зашифрованная фраза

MCDOЯFKCSKУSJДВОИАWBSL

Аристотель (384–322 гг. до н. э.)

«Познание начинается с удивления»

Аристотель (384–322 гг. до н. э.)

(3 мин.)

Задание:

автором, которой является Аристотель

Согласны ли вы с данным утверждением?

. Проверим

Отгадывают фразу, затем высказываются: согласны с данным утверждением или нет, аргументируют.
Слайд №6. Верите ли вы в то, что…

· в течение суток в организм

человека образуется 400 г уксусной кислоты, что хватило бы для изготовления 8 л столового уксуса;

· отвинтить ржавую гайку

— 18 л уксуса в сутки»?

(3 мин.)

Проводится игра «Верите ли вы в то, что…»:

· Некоторые из карбоновых кислот получаются и расходуются в процессе обмена веществ в очень внушительных количествах. Например, в течение суток в организме человека образуется 400 г уксусной кислоты, что хватило бы для изготовления 8 л обычного уксуса.

· Для отвинчивания ржавой гайки, например, на коллекторе автомашины, надо вечером положить на неё тряпку, смоченную в уксусной кислоте. Тогда утром отвинтить эту гайку будет значительно легче.

· Однажды учёные ввели в компьютер сведения

о калорийности различных пищевых продуктов и

о сезонных колебаниях их стоимости, а компьютер

должен был составить наиболее экономичное меню.

После расчётов машина ответила: «Оптимальное

меню — 18 л уксуса в сутки»

Слайд №7

Можно ли прожить без знаний о КК?

(1 мин.)

· Может быть и

можно, но, чтобы считать

людьми, обязаны знать, что мы едим и пьем, с чем мы имеем дело в быту, что происходит в нашем организме.

· Знать чем опасны

эти вещества, с чем они

могут прореагировать.

Обучающиеся

высказывают свое мнение

(3 мин.)

Слайд 8-9

Кислоты реагируют

1. Впервые ли вывстречаетесь с кислотами

как класс соединений?

3. Вспомните, пожалуйста,

с чем реагировали неорганические кислоты?

Класс кислот изучался

в курсе неорганической

Если есть сходство в стро

ении, то оно есть и в хи-

Называют те классы

соединений, с которыми

вступают во взаимодейс-

твие кислоты.

Так с чем же могут реагировать КК?

. Почему нельзя одновременно употреблять в пищу кислые

фрукты, соки, маринады и антибиотики пенициллинового

ряда?

Кислоты, содержащиеся в этих продуктах, могут

вступать в химическое взаимодействие с антибиотиками и нейтрализовать их действие

формулирование темы

урока.

Формулируют тему
Слайд №10

Тема урока «Свойства карбоновых кислот»

Записывают тему в

тетрадь

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
. ХРОМОТЕРАПИЯ – лечение цветом (желтый – солнце, интуиция стимулирует нервную систему; синий – спокойствие, ум, снижает раздражительность; зеленый – эмоциональное равновесие, восстанавливает силы; оранжевый – стимулирует деятельность сердца.

Слайд №11

Памятка для обучающегося

Внимательно читая текст, отмечай

значками на полях (справа или слева),

насколько новая и понятная для тебя

«?» — не понял, есть вопросы

(5 мин.)

Гимнастика для глаз

Организую работу с

(См.Приложение1)голубой

Читая текст, маркируют

памяткой.

Совместный анализ маркировки текста, выделяя новые знания и переходя к лабораторному эксперименту (реакция этерификации)
Слайд №12

Лабораторный опыт «Взаимодействие карбоновых кислот со спиртами»

Будьте аккуратны, соблюдайте

правила ТБ. (3 мин.)

(Оранжевый лист)

Вспоминают правила ТБ
Слайд №13

Время опыта – 5 мин.

карбоновых кислот со спиртами», используя инструкцию

Изучают инструкцию, планируют опыт, выполняют его, записывают уравнение реакции
Слайд №14

(2 мин.)

Запись уравнения на доске

реакция взаимодействия кислоты со спиртом?

обладает полученный эфир?

эфир.

Записывают уравнения реакции, отвечают на вопросы.
IV. ПЕРВИЧНАЯ ПРОВЕРКА УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ.

КОНТРОЛЬ И САМОПРОВЕРКА ЗНАНИЙ

Слайд №15-21

(5 мин.)

Кластер

«Химические свойства одноосновных, предельных карбоновых кислот

(Приложение №3) желтый

лист

Создание кластера
Слайд №22-23

Тестирование и самопроверка

1. б; 2. б; 3. г; 4. а

(3 мин.)

Рефлексия содержания учебного материала

Зеленый лист

Выполняют тест и

проводят самопроверку

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ
Слайд №25

Заверши фразу:

(1 мин.)

Итоговая рефлексияЗавершают предложения
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Информация по теме «Химические свойства карбоновых кислот»

Внимательно читая текст, отмечай значками на полях (справа или слева), насколько новая и понятная для тебя информация:

«+» — уже знал; «−» — новое; «!» — думал иначе; «?» — не понял, есть вопросы

Многие химические свойства кислот объясняет электронно-структурная формула:

  1. Карбоновые кислоты — более сильные, чем спирты, поскольку атом водорода в

карбоксильной группе (СООН) обладает повышенной подвижностью благодаря влиянию группы (СО). В водном растворе карбоновые кислоты диссоциируют: RCOOH↔ RCOO — + Н +

Но из-за ковалентного характера молекул карбоновых кислот указанное выше равновесие диссоциации достаточно сильно сдвинуто влево. Таким образом, карбоновые кислоты — это, как правило, слабые кислоты.

  1. Образование солей. Карбоновые кислоты обладают всеми свойствами обычных кислот.

Они реагируют с активными металлами, основными оксидами, основаниями и солями слабых кислот:

RCOOH + NaOH → RCOONa + Н2О

  1. Ряд свойств карбоновых кислот обусловлен наличием углеводородного радикала. Так, при действии галогенов на кислоты в присутствии красного фосфора образуются галогензамещенные кислоты, причем на галоген замещается атом водорода при соседнем с карбоксильной группой атоме углерода:

RCH2− COOH + Br2 → RCHBr − COOH + HBr

  1. В атмосфере кислорода карбоновые кислоты окисляются до СО2 и Н2О

5.Образование сложных эфиров. Карбоновые кислоты в присутствии кислого катализатора реагируют со спиртами, образуя сложные эфиры (реакция этерификации):

  1. а) В присутствии водоотнимающих средств (H2SO4(конц.)) муравьиная кислота отщепляет воду с выделением оксида углерода (II). б) Из-за наличия в молекуле НСООН альдегидного протона муравьиная кислота легко окисляется, дает реакцию «серебряного зеркала» и «медного зеркала».

Инструкция для проведения лабораторного опыта

«Взаимодействие карбоновых кислот со спиртами»

Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, спиртовка, держатель для пробирок, спички, уксусная кислота – СН3СООН, этиловый спирт – С2Н5ОН, серная кислота – Н2SO4 (катализатор), стакан с водой.

Будьте аккуратны, соблюдайте правила ТБ.

  1. Налейте в пробирку уксусную кислоту (уровень жидкости приблизительно 1-1,5 см)
  2. Добавьте к уксусной кислоте этиловый спирт (уровень жидкости доведите до 2,5 -3см).
  1. Отметьте, что происходит? Ощущается ли запах эфира?
  2. Если реакция не идет, добавьте в пробирку с реагентами катализатор (концентрированный раствор серной кислоты 4-5 капель) нагрейте пробирку с реагентами.
  3. Вылейте содержимое пробирки в стакан с водой, зафиксируйте запах полученного эфира (сладковато-резковатый, напоминающий запах ацетона).
  4. Составьте уравнение реакции взаимодействия уксусной кислоты и этилового спирта (реакция этерификации).
  5. Наведите порядок на рабочем месте.

Задание для группы №1

  1. I. Выберите (из данного перечня 1-10) уравнения химических реакций, характеризующие общие свойства карбоновых кислот, что их сближает со всеми кислотами (неорганическими и органическими)
  2. II. Составьте кластер (графическая форма организации информации)

Задание для группы №2

  1. I. Выберите (из данного перечня 1-10) уравнения химических реакций, характеризующие общие свойства карбоновых кислот, что их сближает только с органическими кислотами
  2. II. Составьте кластер (графическая форма организации информации)

Задание для группы №3

  1. I. Выберите (из данного перечня 1-10) уравнения химических реакций, характеризующие индивидуальные свойства муравьиной кислоты, что её отличает от других карбоновых кислот
  2. II. Составьте кластер (графическая форма организации информации)
  1. При взаимодействии муравьиной кислоты с магнием образуются:

а) формиат магния и вода;

б) формиат магния и водород;

в) ацетат магния и вода;

г) ацетат магния и водород

  1. С уксусной кислотой не взаимодействует:
  1. По углеводородному радикалу проходит реакция, уравнение которой:
  1. 4. Уксусная кислота может реагировать с каждым из двух веществ:


источники:

http://buzani.ru/raznoe/testy/1104-testy-po-khimii-11-klass-ege-chast-1-variant-3

http://chemistryteacher.com.ru/strigina-4.html