Разработка лекции к темам Показательная и логарифмическая функции. Логарифмы, свойства. Решение показательных и логарифмических уравнений.
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Правильные Неправильные дроби
если а b
«—» означает деление, b – на сколько частей надо делить, а – сколько таких частей надо взять.
Смешанное число: сумма целого числа и дробной части. 2 + 3 =2 3
Правильные Неправильные дроби
n 1 3 2 11 51 11 13 2 8
2 4 3 37 8 11 5 15
1.
2.
Запись неправильной Запись смешанного числа дроби в виде смешанного числа: в виде неправильной дроби:
1. Найти произведение целой части и 1. разделить с остатком числитель на знаменателя; знаменатель;
2. Найти сумму полученного
2. неполное частное будет целой произведения и числителя частью; дробной части;
3. остаток (если он есть) дает 3. Результат будет числителем числитель, а делитель — неправильной дроби, знаменатель дробной части. знаменатель дробной части знаменателем полученной дроби.
Пример:
Запись дроби в виде частного и частного в виде дроби:
Задача : Израсходовано 5 метров ткани на пошив семи блузок. Сколько ткани израсходовано на одну блузку?
Решение: 5 : 7 = (м) израсходовано на 1 блузку.
Ответ: (М).
сложения и вычитания, применяемые при изучении темы:« Сложение и вычитание смешанных чисел»
Алгоритм сложения и вычитания
Если из b не вычитается l , занимаем у А 1 и представляем ее как и выполнить вычитание.
Девиз юных математиков:
Не любить никак нельзя.
Очень строгая наука,
Очень точная наука, Интересная наукаЭто математика!
Спасибо за внимание!
Краткое описание документа:
Материал учебника преподносмтся учащимся лекционно, для продуктивного усвоение учащимися материала используются составленные карточки — информаторы. карточки — информатиры.
2. Конспект для ученика по теме «Степенные, показательные и логарифмические функции»
Здравствуйте! Сегодня разберем тему «Степенные, показательные и логарифмические функции».
Введение
Пропорциональные величины
Если переменные y и x прямо пропорциональны, то функциональная зависимость между ними выражается уравнением:
где k — постоянная величина (коэффициент пропорциональности).
График прямой пропорциональности – прямая линия, проходящая через начало координат и образующая
с осью X угол , тангенс которого равен k:
tg = k (рис.8).
Поэтому, коэффициент пропорциональности называется также угловым коэффициентом. На рис.8 показаны три графика для k = 1/3, k = 1 и k = -3.
Линейная функция
Если переменные y и x связаны уравнением 1-ой степени:
где по крайней мере одно из чисел A или B не равно нулю, то графиком этой функциональной зависимости является прямая линия. Если C = 0, то она проходит через начало координат, в противном случае — нет. Графики линейных функций для различных комбинаций A, B, C показаны на рис.9.
Обратная пропорциональность
Если переменные y и x обратно пропорциональны, то функциональная зависимость между ними выражается уравнением: y = k / x, где k — постоянная величина. График обратной пропорциональности – гипербола (рис.10).
У этой кривой две ветви. Как показано на рис.10, произведение координат точек гиперболы есть величина постоянная, в нашем примере равная 1. В общем случае эта величина равна k, что следует из уравнения гиперболы: xy= k.
Основные характеристики и свойства гиперболы:
- область определения функции: , область значений: ;
- функция монотонная (убывающая) при x 0, но не монотонная в целом из-за точки разрыва x = 0 (подумайте, почему?);
- функция неограниченная, разрывная в точке x = 0, нечётная, непериодическая;
- нулей функция не имеет.
Квадратичная функция
где a, b, c — постоянные, .
В простейшем случае имеем:
График этой функции квадратная парабола — кривая, проходящая через начало координат (рис.11). Каждая парабола имеет ось симметрии OY, которая называется осью параболы. Точка O пересечения параболы с её осью называется вершиной параболы.
— тоже квадратная парабола того же вида, что и , но её вершина лежит не в начале координат, а в точке с координатами:
Форма и расположение квадратной параболы в системе координат полностью зависит от двух параметров: коэффициента a при x 2 и дискриминанта D.
Эти свойства следуют из анализа корней квадратного уравнения.
Основные характеристики и свойства квадратной параболы:
— область определения функции: ( т.e. ), а область значений: …
(ответьте, пожалуйста, на этот вопрос сами!);
— функция в целом не монотонна, но справа или слева от вершины ведёт себя, как монотонная;
— функция неограниченная, всюду непрерывная, чётная при b = c = 0, и непериодическая;
— при D 3 называется кубической параболой.
На рис.16 представлена функция
Эта функция является обратной к квадратной параболе y = x 2 , её график получается поворотом графика квадратной параболы вокруг биссектрисы 1-го координатного угла. Это способ получения графика любой обратной функции из графика её исходной функции.
Мы видим по графику, что это двузначная функция (об этом говорит и знак перед квадратным корнем).
Такие функции не изучаются в элементарной математике, поэтому в качестве функции мы рассматриваем обычно одну из её ветвей: верхнюю или нижнюю.
Показательная функция
Функция y = a x , где a — положительное постоянное число, называется показательной функцией.
Аргумент x принимает любые действительные значения;
в качестве значений функции рассматриваются только положительные числа, так как иначе мы имеем многозначную функцию.
Так, функция y = 81 x имеет при x = 1/4 четыре различных значения:
y = 3, y = -3, y = 3 i и y = -3 i (проверьте, пожалуйста!). Но мы рассматриваем в качестве значения функции только y = 3.
Графики показательной функции для a = 2 и a = 1/2 представлены на рис.17. Они проходят через точку (0, 1). При a = 1 мы имеем график прямой линии, параллельной оси Х, т.e. функция превращается в постоянную величину, равную 1. При a > 1 показательная функция возрастает, a при 0 0;
— функция монотонна: возрастает при a > 1 и убывает при 0 у0
- Логарифмическая функция на всей области определения возрастает (при а>1) или убывает (при 0 1 функция возрастает (в случае 0 x1. Надо доказать, что loga x2>loga x1. Допустим противное, т. е. что loga x2≤loga x1 (3)
Так как показательная функция у = а х при а>1 возрастает, из неравенства (3) следует: a log a x 2 ≤ a log a x 1. (4)
Но a log a x 2 = x2, a log a x 1 = x1 (по определению логарифма), т. е. неравенство (4) означает, что x2 ≤ x1. Это противоречит допущению x2 > x1.
Для построения графика заметим, что значение 0 логарифмическая функция принимает в точке 1;
loga 1 = 0 при любом а > 0, так как а0 = 1.
Вследствие возрастания функции при а > 1 получаем, что при х > 1 логарифмическая функция принимает положительные значения, а при 0 отрицательные.
Показательные и логарифмические уравнения, неравенства
Разделы: Математика
В данной статье я хочу привести методический материал, который использую при проведении обобщающего урока по теме «Решение показательных и логарифмических уравнений и неравенств» с учениками 10 класса.
Цель урока: систематизировать знания о методах решений различных типов указанных уравнений и неравенств, закрепить навыки решения задач.
Ход урока
Показательные уравнения
Пример 1. 4·2 x — 2 x = 96 (линейное показательное уравнение).
Вводим новую переменную 2 x = у; у > 0, т.к. показательная функция не может принимать отрицательные значения.
Уравнение 2 x = 32 имеет корень x = 5.
Ответ: 5
Пример 2. 5 x + 2 / 5 x — 3 = 0 (квадратное показательное уравнение).
Вводим новую переменную 5 x = у; у > 0, т.к. показательная функция не может
принимать отрицательные значения.
Решая квадратное уравнение, получаем корни у1 = 1, у2 = 2.
Уравнение 5 x = 1 имеет корень х = 0.
Уравнение 5 x = 2 имеет корень х = log52.
Ответ: 0; log52
Показательные неравенства
Пример 1. 5 x — 5 x+2 ≥ — 120 (линейное показательное неравенство).
— 24 · 5 x ≥ — 120 | : (-24),
Т.к. 5 > 1, то функция у = 5 x является возрастающей.
Таким образом, при х ≤ 1 неравенство является верным.
Ответ: (-∞; 1]
Пример 2. 5 x +2 · 5 -x – 3 ≤ 0 (квадратное показательное неравенство).
5 2x +2 – 3 · 5 x ≤ 0 .
Вводим новую переменную 5 x = у > 0, т.к. показательная функция не может
принимать отрицательные значения.
Решая квадратное неравенство, получаем 1≤ y ≤ 2 .
Отсюда получим неравенство 1≤ 5 x ≤ 2.
Решая его, получаем 0 ≤ х ≤ log52
Ответ: [0; log52]
Логарифмические уравнения
Пример 1. log16x + log4x + log2x= 7 (переход к новому основанию логарифма).
Используя формулу перехода к новому основанию логарифма, получаем
Ответ: 16
Пример 2. lg 2 x– 3·lg x +2 = 0 (квадратное логарифмическое уравнение).
Вводим новую переменную lg x = у.
Получаем квадратное уравнение относительно новой переменной y 2 — 3y + 2 = 0 .
Решая квадратное уравнение, получаем корни у1 = 1, у2 = 2.
Ответ: 10; 100
Пример 3. log2(x 2 — 3x) = log2 (х — 3) (потенцирование логарифмических уравнений).
Потенцируя уравнение, получаем x 2 — 3x = х — 3 .
Решая квадратное уравнение, получаем корни х1 = 1, х2 = 3 .
При потенцировании логарифмического уравнение возможно появление посторонних корней, поэтому необходима проверка.
1) подставляя х = 1 в исходное уравнение, получаем log2(- 2).
Это выражение не имеет смысла, т.к. логарифмическая функция определена при положительном значении аргумента. Поэтому x1 не является корнем заданного уравнения.
2) подставляя х = 3 в исходное уравнение, получаем log2(0).
Это выражение также не имеет смысла, поэтому x2 не является корнем заданного уравнения.
Ответ: решений нет
Логарифмические неравенства
Пример 1. lg 2 x– lgx – 2 > 0 (квадратное логарифмическое неравенство).
ОДЗ: x > 0, т.к. логарифмическая функция определена при положительном значении аргумента.
Вводим новую переменную lg x = t .
Это квадратное неравенство выполняется при t 2 .
Множество всех решений исходного неравенства есть объединение множеств всех решений двух неравенств lgx 2 .
Т.к. логарифмическая функция с основанием 10 определена при х > 0 и возрастает,то первое неравенство имеет решение 0 100.
Ответ: (0; 0,1)U(100; +∞)
Пример 2. log5(3 — 4x) 0, откуда х 0,7.
С учётом области определения неравенства имеем 0,7 18.05.2014
http://shkolnik.pro/publikacii/matematika/desyati_klass/1-algebra-10-klass/step-pokaz-i-log-funkcii/konspekt-dlya-uchenika-po-teme-step-pokazi-log-funkcii.html
http://urok.1sept.ru/articles/645454