Показательное уравнение с тригонометрией
материал для подготовки к егэ (гиа) по алгебре (10, 11 класс)
ЕГЭ Профиль №13. Уравнения смешанного типа, содержащие тригонометрические функции, в частности показательное уравнение с тригонометрией. В презентации приведен пример решения задания данного типа.Также есть задания для самостоятельного решения с дальнейшей проверкой ответов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadacha_13.pptx | 1.84 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задача 13. Уравнения смешанных типов с ограничениями Показательное с тригонометрией подготовка к ЕГЭ по математике (профильный уровень) Турышева Людмила Викторовна учитель математики МАОУ гимназия №18 г. Нижний Тагил 2020 г.
Условие задания: а) Реши уравнение: ; б) Укажи корни уравнения, принадлежащие отрезку:
Решение: а) Воспользуемся свойством степени Введем замену, не забывая про ограничения Умножим обе части уравнения на общий знаменатель t, t≠0. Решим квадратное уравнение
Решение: Вернемся к замене Воспользуемся свойством показательной функции 2 Решим тригонометрическое уравнение
Решение: б) Выберем решения уравнения с отрезка из неравенств: Корни уравнения ; Составим неравенство Разделим неравенство на Выберем целые значения , удовлетворяющие условию Найдем корни, принадлежащие данному отрезку
Решение : б) Выберем решения уравнения с отрезка из неравенств: Корни уравнения Аналогично Ответ: а) .
Примеры 1. a) ; б) а) Реши уравнение б) Укажи корни уравнения, принадлежащие отрезку 2. a) ; б) 3 . a) ; б) 4 . a) ; б) 5 . a) ; б)
Ответы 1. а) 2. а) 3. а) 4 . а) 5 . а)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Иррациональные уравнения. Показательные уравнения.Логарифмические уравнения.
Тип урока: Урок повторения. Форма урока – мастерская (групповая работа)Форма урока работа в группах. Коллективная форма работы, которая позволяет создать ситуацию взаимообучения учащихся и сущест.
Тест по теме «Показательная функция. Показательные уравнения»
Практический материал к зачету по теме «Показательная функция.Показательные уравнения и неравества»
Тема 15. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ТЕМАМ 9-14: «Показательные уравнения. Показательно-степенные уравнения. Показательные неравенства. Преобразования и вычисления логарифмических выражений. Логарифмические уравнения. Логарифмические неравенства».
Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также абитуриентов к вступител.
Контрольные работы по теме » Показательная функция. Показательные уравнения.Показательные неравенства.»
Контрольные работы по теме » Показательная функция. Показательные уравнения.Показательные неравенства » для учащихся 11 класса подготовлены в6 вариантах.
Дидактический материал по темам: «Логарифмическая функция. Логарифмические уравнения, неравенства и системы», «Показательная функция. Показательные уравнения, системы и неравества»
Тренировочные задания по темам:«Показательная функция. Показательные уравнения, неравенства и системы»«Логарифмическая функция. Логарифмические уравнения, неравенства и системы»Данный дидак.
Методическая разработка открытого урока «Показательные уравнения. Методы решения показательных уравнений»
Методическая разработка открытого урока «Показательные уравнения. Методы решения показательных уравнений".
Показательные и тригонометрические уравнения смешанного
а) Решите уравнение
б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку
а) Решим уравнение
б) С помощью числовой окружности отберём корни, принадлежащие отрезку Получим числа:
Ответ: а) б)
Это синус вначале нужно писать
Нет. Нужно внимательно читать решение задачи, и следить за смыслом, а не бездумно механически действовать по заученным формулам.
а) Решите уравнение
б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку
а) Преобразуем исходное уравнение:
б) С помощью числовой окружности отберем корни, принадлежащие отрезку Получим числа:
Ответ : а) б)
если же tgx=1,то там рассматриваются два корня: x=п/4+2пn x=5п/4+2пn
и как раз через эти два корня я нашла корни,принадлежащие промежутку,но почему в ответе под а у вас одно решение?
эти две точки можно объединить, что у нас и сделано
почему при решении было выполнено деление на 3^cos(x), ведь тогда теряется корень 3^cos(x)=0?
такого корня нет, поэтому он не теряется
Извиняюсь, что задаю вопрос не совсем по теме, но когда вообще МОЖНО делить на неизвестное, а когда нельзя? Я не одну статью прочитал на эту тему, но все понять не могу. Одни говорят, что можно, но при этом происходит потеря корней, а другие говорят — что можно и делают это, третьи говорят, что будет потеря корней, но это МОЖНО делать.
Короче говоря. как мне кажется, это самая не разобранная тема. О ней вообще нет инфы в должном обьеме. Пожалуйста, обьсните в кратце, когда МОЖНО, а когда НЕЛЬЗЯ.
p.s. я понял, что МОЖНО, вроде как, когда не происходит изменение ОДЗ, но опять же, а когда оно проиходит?
Думаю, мне не одному этот вопрос требуется.
Подробный ответ ЗДЕСЬ невозможен. Лучше задать его, нажав ссылку «Помощь по заданию».
Если кратко, то правило простое: НЕЛЬЗЯ делить на нуль. На положительные и отрицательные числа делить можно, соблюдая правила.
Число положительно при любом значении , поэтому на него можно делить.
В уравнении , если Вы поделите на , то потеряете корень . Поэтому делить на нельзя.
Выход может быть таким: рассмотрите два случая
1. , тогда верное равенство. Значит − корень.
2. , тогда и на него можно поделить. Получим .
Ответ:
А вот уравнение можно делить на . Потому что по ОДЗ , а значит на ОДЗ
Задания по теме «Показательно-тригонометрические уравнения»
Открытый банк заданий по теме показательно-тригонометрические уравнения. Задания C1 из ЕГЭ по математике (профильный уровень)
Задание №1168
Условие
а) Решите уравнение 0,2^<2\cos x-1>-26\cdot 0,2^<\cos x-\tfrac12>+25=0.
б) Укажите корни этого уравнения, принадлежащие отрезку \left[ -\pi ; \frac<3\pi >2\right].
Решение
а) Запишем уравнение в виде
5\cdot 0,2^<2 \cos x>-26\sqrt 5\cdot 0,2^<\cos x>+25=0. После замены t=0,2^ <\cos x>исходное уравнение примет вид 5t^2-26\sqrt 5t+25=0. Корни этого уравнения t=5\sqrt 5, t=\frac1<\sqrt 5>. Возвращаясь к переменной x , получим:
Первое уравнение совокупности не имеет корней. Решая второе уравнение, получим:
x=\pm \frac\pi 3+2\pi n, n \in \mathbb Z.
б) Запишем решение уравнения в виде x=\frac\pi 3 +2\pi k, k \in \mathbb Z или x=-\frac\pi 3+2\pi n,n\in \mathbb Z и выясним, для каких целых значений n и k справедливы неравенства -\pi \leqslant -\frac <\pi>3+2\pi n \leqslant \frac<3\pi >2 и -\pi \leqslant \frac\pi 3+2\pi k\leqslant \frac<3\pi >2.
Получим: -\frac13\leqslant n\leqslant \frac<11> <12>и -\frac23\leqslant k\leqslant \frac<7><12>, откуда следует, что два целых значения n=0 и k=0 удовлетворяют соответствующим неравенствам.
При n=0\enspace x=\frac\pi 3+2\pi\cdot 0=\frac\pi 3.
При k=0\enspace x=-\frac\pi 3+2\pi\cdot 0=-\frac\pi 3.
Итак, \frac\pi 3 и -\frac\pi 3 — корни уравнения, принадлежащие промежутку \left[ -\pi ; \frac<3\pi >2\right].
Ответ
а) \pm\frac\pi 3+2\pi n, n\in \mathbb Z;
б) -\frac\pi 3, \frac\pi 3;
http://ege.sdamgia.ru/test?theme=201
http://academyege.ru/theme/pokazatelno-trigonometricheskie-uravneniya.html