Обобщающий урок математики в 10 классе по теме «Свойства логарифмов. Логарифмические и показательные уравнения и неравенства»
методическая разработка по алгебре (10 класс) на тему
алгебра и начала анализа, 10 класс, УМК «МГУ – школе», С.Н. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchayushchiy_urok_po_teme.docx | 28.61 КБ |
pokaz._i_log._ur-ya.ppt | 626 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7» им. О.Н. Мамченкова
г. Елизово, Камчатский край
Обобщающий урок математики в 10 классе
«Свойства логарифмов. Логарифмические и показательные уравнения и неравенства» »
Шатова Марина Николаевна
(алгебра и начала анализа, 10 класс, УМК «МГУ – школе», С.Н. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин )
1.Систематизация и углубление знаний учащихся; обобщение свойств логарифмов, логарифмической и показательной функций; установление связей с наиболее трудными вопросами теории при решении уравнений и неравенств.
2.Развивитие мыслительной деятельности учащихся через решение разнотипных задач и находить наиболее рациональные способы решения.
3.Развитие у учащихся навыков самостоятельного поиска решения нестандартных уравнений и неравенств, умение работать в группах, навыков самоконтроля.
Оборудование: интерактивная доска, маркерная доска, раздаточный материал для работы в группах.
Разделить класс на 3 группы.
2.Определение темы и целей урока.
Посмотрите на уравнения и неравенства, записанные на доске. Чем мы будем сегодня заниматься на уроке? Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Есть ли в её названии математические термины, которые вам незнакомы? Тогда возникает вопрос: «Чему же мы должны сегодня научиться на уроке, что узнать нового?» Посмотрите более внимательно на задания, которые вам предстоит выполнить во время урока и попробуйте сформулировать задачи нашего урока.
Сообщение плана работы на уроке:
- Теоретическая разминка «Повторение – мать учения».
- Вычислительная разминка «Проверь себя» (работа в парах).
- Работа в группах «Получи пятёрку».
- Работа в группах «Тёмная лошадка».
3.Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
Теоретическая разминка «Повторение – мать учения».
а) Заполнить на доске таблицу (работа 2-х учащихся) (работа на интерактивной доске):
б) Устная работа с остальными учащимися. Ответьте на вопросы:
- Что называется логарифмом положительного числа b по основанию а?
- Какие уравнения называются простейшими показательными, логарифмическими уравнениями?
- Назовите основные способы решения показательных уравнений.
- Назовите основные способы решения логарифмических уравнений.
- На чём основано решение показательных и логарифмических неравенств?
4. Работа в парах. Вычислительная разминка «Проверь себя».
Работая в парах, заполните таблицу:
5.Математический диктант «Спешите видеть и ответить» с взаимопроверкой.
1.Перед вами уравнения и неравенства:
Верно ли моё утверждение:
- Корнем уравнения № 1 является положительное число. +
- Уравнение № 2 имеет один корень. –
- Решением неравенства № 3 является интервал ( — 1; 1). –
- Корнем уравнения № 4 является корень уравнения ( . +
- Решением неравенства № 5 является любое действительное число. –
- Уравнение № 6 имеет два корня: — 2 и 0. –
2.Укажите номер «лишнего» выражения:
3.Укажите номер строки в данных математических рассуждениях, в которой допущена ошибка. Объясните свой выбор:
- ( ;
- lg ;
- 2 lg lg( ) : lg( ); (lg( ) , поэтому знак неравенства надо изменить)
- 2
6.Работа в группах «Получи пятёрку».
Работая в группах и помогая друг другу, выполните следующие задания.
1.Решите неравенство и укажите наименьшее целое решение неравенства
2.Решите неравенство и укажите наименьшее целое положительное решение неравенства
3.Решите неравенство и найдите сумму наименьшего целого и наибольшего целого решений неравенства
7.Работа в группах «Тёмная лошадка».
Перед вами три уравнения:
Попробуйте, работая в группах и помогая друг другу, составить план решения каждого уравнения. Если вы будете испытывать трудности при выполнении данного задания, то обсудите ответы на следующие вопросы:
а) К уравнению какого вида можно отнести уравнение № 1? Можно ли его решить, используя один из способов решения уравнения указанного вида? Что не позволяет применить известный способ решения? Как можно избавиться от модуля? Попробуйте, работая в группах, составить план решения данного уравнения, решите его.
б) Можно ли уравнение № 2 отнести к логарифмическим уравнениям? Почему? Укажите ОДЗ переменной данного уравнения. Рассмотрите функции у = и у = на указанной ОДЗ, что можно сказать о монотонности данных логарифмической функции и обратной пропорциональности? Используя данный вывод, определите количество корней уравнения, попробуйте подобрать его. Данный способ решения уравнения называется функционально-графическим. Оформите решение данного уравнения.
в) Можно ли решить уравнение № 3 способами, используемыми при решении уравнений № 1 и № 2. Попробуйте это обсудить в группе. Есть более рациональный способ решения данного уравнения. Попытайтесь оценить значение каждого слагаемого, значение суммы, когда будет достигаться? Данное уравнение можно решить, оценивая значения левой и правой частей уравнения. Решите данное уравнение.
8.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Организуется рефлексия и самооценка учащихся, соотносятся цель учебной деятельности учащихся и результатами, достигнутыми на уроке.
Гдз по алгебре за 10 класс Никольский, Потапов ответ на номер № 6.6
Авторы: Никольский С.М. , Потапов М.К. , Решетников Н.Н. .
Издательство: Просвещение 2015
Тип: Учебник, МГУ — школе
Подробный решебник (ГДЗ) по Алгебре за 10 (десятый) класс — готовый ответ § 6. показательные и логарифмические уравнения неравенства. — 6.6. Авторы учебника: Никольский, Потапов, Решетников. Издательство: Просвещение 2015.
Похожие ГДЗ
ГДЗ Тематические тесты алгебра 10 класс Шепелева Ю.В.
ГДЗ Дидактические материалы алгебра 10 класс Потапов М.К. базовый и углубленный уровень
Презентация на тему: Решение показательных неравенств
Урок – лекция по теме : «Показательные неравенства, их типы и методы решения» Учитель математики МОУ – СОШ №2 р.п.Степное Труфякова Галина Ивановна 900igr.net
Аннотация урока Тема « Показательные неравенства» является важнейшей темой математики . По учебнику С. М. Никольского она изучается в 10 классе и на её изучение по планированию отводится 2 часа : 1час-Простейшие показательные неравенства ; 1 час – Неравенства , сводящиеся к простейшим заменой неизвестного . За это время нужно познакомить учащихся с новым и очень объёмным материалом , научить их решать все типы показательных неравенств и хорошо отработать эти навыки и умения .Поэтому уроки формирования новых знаний в виде лекций с применением информационно-коммуникационной технологии позволяют решать эти проблемы быстро и с большим успехом .
Альберт Эйнштейн « Мне приходится делить своё время между политикой и решением уравнений и неравенств . Однако решение уравнений и неравенств , по-моему, гораздо важнее , потому что политика существует только для данного момента , а уравнения и неравенства будут существовать вечно .»
Структура урока Организационный момент Постановка целей и задач План лекции Актуализация знаний учащихся в виде повторения ранее изученного материала Введение новых знаний Закрепление знаний в форме собеседования Подведение итогов урока Домашнее задание
Организационный момент Приветствовать учащихся Отметить в классном журнале фамилии учащихся , отсутствующих на уроке
Постановка целей и задач Объявить учащимся в начале урока его цели и задачи Познакомить учащихся с планом лекции и записать его в тетради
Цели урока Образовательные Формирование понятия показательного неравенства Ознакомление учащихся с типами показательных неравенств Формирование умений и навыков решения показательных неравенств
Цели урока Воспитательные Воспитание трудолюбия Воспитание самостоятельности в достижении цели Формирование вычислительных навыков Формирование эстетических навыков при оформлении записей
Цели урока Развивающие Развитие мыслительной деятельности Развитие творческой инициативы Развитие познавательной активности Развитие речи и памяти
Задачи урока Повторить свойства показательной функции Повторить правила решения квадратных и дробно – рациональных неравенств Отработать алгоритм решения простейших показательных неравенств Научить учащихся различать типы показательных неравенств Научить учащихся решать показательные неравенства
Тип урока Урок формирования новых знаний
Вид урока Урок — лекция
Методы обучения Объяснительно-иллюстративный Эвристический Поисковый Проблемный
Технология обучения Информационно-коммуникационная технология, основанная на проблемном обучении
План лекции Повторение свойств показательной функции Простейшие показательные неравенства Показательные неравенства, сводящиеся к простейшим Показательные неравенства, сводящиеся к квадратным неравенствам Однородные показательные неравенства первой степени Однородные показательные неравенства второй степени Показательные неравенства, сводящиеся к рациональным неравенствам Показательные нестандартные неравенства
Повторение ранее изученного материала Решить на доске и в тетрадях : а) квадратные неравенства : х² – 2х – 1 ≥ 0 х² – 2х — 3 ≤ 0 б) дробно- рациональное неравенство : ( х – 5) \ ( х — 2 ) ≤ 0
Повторение свойств показательной функции
монотонно убывает на R Ось Ох является горизонтальной асимптотой монотонно возрастает на R 8. При любых действительных значениях х и у; a>0, a≠1; b>0, b≠1. 7. Асимптота 6. Экстремумы 5. Монотонность 4. Четность, нечетность 3. Промежутки сравнения значений функции с единицей 2. Область значений функции 1 Область определения функции С в о й с т в а показательной функции Показательная функция экстремумов не имеет Функция не является ни чётной, ни нечётной (функция общего вида).
http://megaresheba.ru/publ/reshebnik/algebra/reshebnik_po_algebre_10_klass_nikolskij_potapov/6-paragraph-6
http://ppt4web.ru/algebra/reshenie-pokazatelnykh-neravenstv0.html