Показательные уравнения решу егэ 15 задание

ЕГЭ Профиль №15. Показательные неравенства

15 заданием профильного ЕГЭ по математике является неравенство. Одним, из наиболее часто встречаемых неравенств, которое может оказаться в 15 задание, является показательное неравенство. Большая часть показательных неравенств предлагаемых на реальных экзаменах решается с помощью замен, методом интервалов или разложением на множители. Прежде чем решать показательные неравенства необходимо знать свойства показательной функции и уметь решать показательные уравнения (см. задание 13 профильного ЕГЭ « Показательные уравнения »). В данном разделе представлены показательные неравенства (всего 109) разбитые на два уровня сложности. Уровень А — это простейшие показательные неравенства, которые являются подготовительными для решения реальных показательных неравенств предлагаемых на ЕГЭ по профильной математике. Уровень В — состоит из неравенств, которые предлагали на реальных ЕГЭ и в диагностических работах прошлых лет.

Задание 14. Неравенства — профильный ЕГЭ по математике

Задание 14 Профильного ЕГЭ по математике можно считать границей между «неплохо сдал ЕГЭ» и «поступил в вуз с профильной математикой». Здесь не обойтись без отличного знания алгебры. Потому что встретиться вам может любое неравенство: показательное, логарифмическое, комбинированное (например, логарифмы и тригонометрия). И еще бывают неравенства с модулем и иррациональные неравенства. Некоторые из них мы разберем в этой статье.

Хотите получить на Профильном ЕГЭ не менее 70 баллов? Учитесь решать неравенства!

Темы для повторения:

Разберем неравенства разных типов из вариантов ЕГЭ по математике.

Дробно-рациональные неравенства

1. Решите неравенство:

Решим неравенство относительно t методом интервалов:

Вернемся к переменной x:

Показательные неравенства

2. Решите неравенство

Сделаем замену Получим:

Умножим неравенство на

Дискриминант квадратного уравнения

Значит, корни этого уравнения:

Разложим квадратный трехчлен на множители.

. Вернемся к переменной x.

Внимание. Сначала решаем неравенство относительно переменной t. Только после этого возвращаемся к переменной x. Запомнили?

Следующая задача — с секретом. Да, такие тоже встречаются в вариантах ЕГЭ,

3. Решите неравенство

Сделаем замену Получим:

Вернемся к переменной

Первое неравенство решим легко: С неравенством тоже все просто. Но что делать с неравенством ? Ведь Представляете, как трудно будет выразить х?

Оценим Для этого рассмотрим функцию

Сначала оценим показатель степени. Пусть Это парабола с ветвями вниз, и наибольшее значение этой функции достигается в вершине параболы, при х = 1. При этом

Мы получили, что

Тогда , и это значит, что Значение не достигается ни при каких х.

Логарифмические неравенства

4. Решите неравенство

Запишем решение как цепочку равносильных переходов. Лучше всего оформлять решение неравенства именно так.

Следующее неравенство — комбинированное. И логарифмы, и тригонометрия!

5. Решите неравенство

А вот и метод замены множителя (рационализации). Смотрите, как он применяется. А на ЕГЭ не забудьте доказать формулы, по которым мы заменяем логарифмический множитель на алгебраический.

6. Решите неравенство:

Мы объединили в систему и область допустимых значений, и само неравенство. Применим формулу логарифма частного, учитывая, что . Используем также условия

Обратите внимание, как мы применили формулу для логарифма степени. Строго говоря,

Согласно методу замены множителя, выражение заменим на

Решить ее легко.

Разберем какое-нибудь нестандартное неравенство. Такое, что не решается обычными способами.

7. Решите неравенство:

Привести обе части к одному основанию не получается. Ищем другой способ.

Заметим, что при x = 9 оба слагаемых равны 2 и их сумма равна 4.

Функции и — монотонно возрастающие, следовательно, их сумма также является монотонно возрастающей функцией и каждое свое значение принимает только один раз.

Поскольку при x=9 значение монотонно возрастающей функции равно 4, при значения этой функции меньше 4. Конечно, при этом , то есть x принадлежит ОДЗ.

Решение показательных неравенств.

Рассматриваются типовые показательные неравенства и неравенства, соответствующие заданию 14 профильного уровня ЕГЭ по математике. Все неравенства даны с решениями и комментариями, поэтому будут полезны и при текущем изучении или повторении этой темы.

Если возникают вопросы — обращайтесь через форму для письма, рисунок конверта кликабелен.

Узнайте, как можно поддержать сайт и помочь его развитию.

  • Введение вспомогательной переменной
  • Разложение на множители

    Основные положения и примеры решения простейших показательных неравенств.

    Показательные неравенства содержат переменную в показателе степени. В случае, если вам встретилось неравенство, в котором переменная не только в показателе, но и в основании степени, попробуйте применить метод рационализации, о котором несколько слов в конце статьи. Если же неизвестная величина только в основании степени, а показатели фиксированы, то это неравенство относится к рациональным и содержит не показательные, а степенные функции.

    Чтобы решать показательные неравенства нужно вспомнить, что мы знаем о показательной функции.

    Область определения показательной функции D = R, то есть всё множество действительных чисел. Иначе записывают \(x\in(-\infty; +\infty)\). Область значений функции \(E = (0; +\infty)\), т.е. результат может принимать только положительные значения.
    Функция монотонна: одному значению аргумента соответствует только одно значение функции.

    При a > 1 функция возрастающая,

    Поэтому для решения простейших показательных неравенств достаточно свести обе части неравенства к степени с одинаковым основанием (выравнять основания) и затем сравнить показатели степени. Т.е. как бы сравнивать функцию с самой собой при разных значениях её аргумента. При этом, если основание степени больше единицы, то знак неравенства для показателей будет таким же, как знак исходного неравенства, что характерно для возрастающих функций – большему значению аргумента соответствует большее значение функции. Если основание степени меньше единицы, то знак неравенства для показателей будет обратным по отношению к знаку исходного неравенства, что характерно для убывающих функций – большему значению аргумента соответствует меньшее значение функции.

    Пример 1.

    Решить неравенство \[\left(\frac<1><3>\right)^ > \frac<1><9>\]

    Решение.

    Представим одну девятую как одну третью в квадрате, тогда \[\left(\frac<1><3>\right)^ > \left(\frac<1><3>\right)^2\] Основанием степени в обеих частях неравенства является \(\dfrac<1><3>\). Одна третья меньше единицы, показательная функция является убывающей, большему значению аргумента соответствует меньшее значение функции, следовательно при переходе к сравнению показателей знак неравенства развернётся. Получим \[x-8 5.\]

    Решение.

    На первый взгляд числа 3 и 5 таковы, что выражения не могут быть сведены к одному основанию в какой-либо степени. На этот случай у нас определена обратная к показательной логарифмическая функция. Мы говорим, что обе части неравенства нужно прологарифмировать по одному основанию. Однако, на мой взгляд, именно для решения неравенств лучше всего использовать следующее свойство логарифма, вытекающее из его определения \(b = a^<\log_ab>\). Здесь основания степени и логарифма совпадают, поэтому при вычислении логарифма как бы «сокращаются», значит «восстановить» можно любые допустимые значения, нужные для решения конкретного неравенства. Этим приёмом мы и будем пользоваться в дальнейшем, чтобы разбираться со знаком неравенства по той же схеме, что и в предыдущих двух примерах.

    Итак, представим правую часть неравенства следующим образом \(5 = 3^<\log_35>,\) тогда \[ 3^ > 3^ <\log_35>\\ x+5 > \log_3 <5>\\ x > -5 + \log_3<5>.\] Можно вычислить примерное значение \(-5 + \log_3<5>\) с помощью калькулятора, оно составляет ≈ −3,535. Но точный ответ неравенства, если он получается с иррациональными числами, так и записывают через логарифм.

    Ответ: \(x \in [-5 + \log_3<5>;\; +\infty). \)

    Итак, при решении простейших неравенств следует выравнять основания степеней, а затем их отбросить и перейти к сравнению показателей. При этом очень важно следить за отношением основания степени к единице. Если \(a > 1\) при переходе к сранению показателей знак неравенства сохраняется, если \(a x 2 − 8x 7

    Решение.

    Заметим, что 0,2 = \(\dfrac<1><5>\) и уравняем основания левой и правой части. \[\left(\frac<1><5>\right)^ -7; \\x^2 — 8x + 7 > 0.\] Корни квадратного трёхчлена те же, ветви параболы направлены вверх, но так как теперь требуется, чтобы они находились выше оси абсцисс, то интервалы выполнения неравенства будут теми же: \((-\infty;1)\) и \((7; +\infty;)\).

    Ответ: x ∈ (−∞;1) ∪ (7;+∞).

    Введение вспомогательной переменной

    Решение.

    Преобразуем левую часть, используя свойства степеней. \[3^4\cdot3^ <-3x>— 35\cdot\frac<1^<2 - 3x>><3^<2 - 3x>> + 6 \ge 0; \\ \frac<3^4><3^<3x>> — 35\cdot\frac<1><3^2\cdot3^<- 3x>> + 6 \ge 0; \\ \frac<3^4><3^<3x>> — 35\cdot\frac<3^<3x>> <3^2>+ 6 \ge 0. \]

    В последнем неравенстве неизвестная величина встречается дважды и только в показателе степени тройки, причем оба раза в одинаковой форме, поэтому можно продолжить решение методом введения вспомогательной переменной.

    Пусть \(y = 3^<3x>\). Причём по определению показательной функции мы должны рассматривать только положительные значения y. Тогда неравенство принимает вид \[\frac<3^4> — 35\cdot\frac <3^2>+ 6 \ge 0. \] Известные степени тройки вычислим и всё выражение приведём к общему знаменателю. \[\frac<81> — 35\cdot\frac <9>+ 6 \ge 0; \\ \frac<81\cdot9 - 35\cdot y^2 + 6\cdot9\cdot y > <9y>\ge 0;\\ \frac<729 - 35y^2 + 54y> <9y>\ge 0. \] Учитывая, что знаменатель этой дроби может быть лишь положительным, так как \(y > 0\), то остаётся решить квадратное неравенство \[729 — 35y^2 + 54y \ge 0.\] Проделайте это самостоятельно. Должен получиться следующий результат \[-\frac<27> <7>\le y \le \frac<27><5>.\] Из этого ответа берём только положительную часть \(0 1), окончательно получаем \[3x \le \log_3<\frac<27><5>> \\ x \le \frac<1><3>\log_3\frac<27><5>. \]

    Ответ: \(x \in (-\infty; \;\dfrac<1><3>\log_3\dfrac<27><5>) \).

    Замечание: При желании этот ответ можно преобразовать, используя формулу для логарифма дроби. \[\frac<1><3>\log_3\frac<27> <5>= \frac<1><3>(\log_327 — \log_35) = \frac<1><3>(3 — \log_35) = 1 — \frac<1><3>\log_35. \]

    Разложение на множители

    Решение.

    Здесь в правой и левой частях неравенства разные основания и привести выражение к одному основанию, пользуясь только свойствами степени не получится, потому что свойства относятся к операциям умножения, деления и возведения в степень, а мы имеем с обеих сторон суммы показательных функций. В этом случае надо стараться разложить выражения на множители. Здесь это можно будет сделать вынесением общего множителя за скобки, а вообще для решения подобных неравенств очень рекомендую повторить различные способы разложения на множители, особенно формулы сокращенного умножения. \[ 3^ + 3^ + 3^ \le 2^x + 2^ + 2^; \\ 3^ + 3^\cdot3^1 + 3^\cdot3^2 \le 2^x + 2^\cdot2^ <-1>+ 2^\cdot2^<-2>; \\ 3^ + 3^\cdot3 + 3^\cdot9 \le 2^x + 2^\cdot\frac<1> <2>+ 2^\cdot\frac<1><4>; \\ 3^(1 + 3 + 9) \le 2^x(1 + \frac<1> <2>+ \frac<1><4>); \\ 3^\cdot13 \le 2^x\cdot\frac<7><4>.\] Чтобы все величины, содержащие переменную х, оказались в левой части неравенства, а все числа – в правой, разделим обе его части на \(2^x\cdot13\) и проведём необходимые сокращения дробей. Это не приведёт к изменению знака неравенства, так как нам заведомо известно, что делим на положительное выражение. \[\frac<3^x\cdot13><2^x\cdot13>\le\frac<2^x\cdot7><4\cdot2^x\cdot13>;\\ \frac<3^x> <2^x>\le \frac<7><4\cdot13>;\\ \left(\frac<3><2>\right)^x \le \frac<7><52>.\] Пользуясь определением логарифма выравниваем основания \[\left(\frac<3><2>\right)^x \le \left(\frac<3><2>\right)^ <\log_<\frac<3><2>><\frac<7><52>>>.\] Учитывая, что \(\dfrac<3> <2>> 1\), получим \[x \le \log_<\frac<3><2>><\frac<7><52>>.\]

    О методе рационализации.

    Метод рационализации для показательных неравенств сводится к следующему:

    неравенство вида \[(h(x))^<\large>\geqslant (h(x))^<\large>\] равносильно системе \[\begin (h(x)-1)(f(x)-g(x))\geqslant 0\\[1ex] h(x)>0 \end\] Например, чтобы получить решение показательного неравенства \(3^ 0 \end\]

    Очевидно, что в случае числового основания степени это решение не является более простым и более понятным, чем решение предыдущих примеров. Метод рационализации существенно сокращает объём рассуждений и выкладок, когда в основании степени также как и в её показателе находятся неизвестные переменные величины. И хотя такие неравенства относятся к более сложным типам, чем те, которые бывают на ЕГЭ даже профильного уровня, рассмотрим пример.

    Решение.

    Обратите внимание – для решения показательных неравенств методом рационализации тоже нужно выравнивать основания степеней или, как в этом примере, иметь их одинаковыми по условию задачи.

    Заменяем неравенство на равносильную систему \[\begin \left(\dfrac-1\right)\Large(\normalsize(x-1)-(2x)\Large)\normalsize\le 0;\\[1ex] \dfrac>0 \end\] Далее решаем каждое неравенство системы методом интервалов.

    \[\left(\frac-1\right)\Large(\normalsize(x-1)-(2x)\Large)\normalsize\le 0;\\ \left(\frac\right)(x-1-2x)\le 0;\\ \left(\frac<- x^2+x+1><(x-1)(x+1)>\right)(-x-1)\le 0;\\ \frac<(x^2-x-1)(x+1)><(x-1)(x+1)>\le 0.\] Чтобы разложить квадратный трёхчлен на множители нужно решить уравнение \(x^2-x-1=0\).
    Решив, получим корни \(\dfrac<1-\sqrt<5>> <2>\approx -0,62\) и \(\dfrac<1+\sqrt<5>> <2>\approx 1,62\).

    Обратите внимание – дробь с неизвестными в знаменателе можно сокращать только после того, как записали ОДЗ. Мы ОДЗ не записывали, поэтому сокращать не будем. Тот факт, что на 0 делить нельзя, отметим непосредственно на числовой оси.

    Общее решение системы

    Внимание: Если вы нашли ошибку или опечатку, пожалуйста, сообщите о ней на email.

    Понравились материалы сайта? Узнайте, как поддержать сайт и помочь его развитию.

    Есть вопросы? пожелания? замечания? Обращайтесь — mathematichka@yandex.ru

    Внимание, ©mathematichka. Прямое копирование материалов на других сайтах запрещено.


    источники:

    http://ege-study.ru/ru/ege/materialy/matematika/zadanie-15-profilnogo-ege-po-matematike-neravenstva/

    http://mathematichka.ru/ege/C_problems/problem15_3a.html