Получение и гидролиз алкоголята уравнение реакции

Лабораторная работа 7 химия

Лабораторная работа 7

ТЕМА: Изучение химических свойств спиртов.

ЦЕЛЬ: Изучить свойства спиртов.

ОБОРУДОВАНИЕ: штатив с пробирками, спиртовка, спички,
пробиркодержатель, медная проволочка.

РЕАКТИВЫ: этанол, глицерин, натрий (мет.), синяя лакмусовая бумажка; растворы: фенолфталеина, гидроксида натрия, сульфата меди (II), перманганата калия.

ОПЫТ 1. Отношение спиртов к индикаторам.

1.1. В пробирку поместили 3 капли воды, добавили 2 капли этило-вого спирта, перемешали. Наблюдали образование однородного раствора. Опустили в полученный раствор синюю лакмусовую бумажку. Наблюдали: цвет индикатора не изменяется.
1.2. В полученный раствор прилили каплю раствора фенолфта-леина. Наблюдали цвет индикатора не изменяется.

Вывод: Реакция среды в растворе этилового спирта нейтраль-
ная.

ОПЫТ 2. Образование и гидролиз алкоголятов.

2.1. В сухую пробирку поместили кусочек металлического натрия, добавили 3 капли этилового спирта. Наблюдали выделение газа.
2С2Н5ОН + 2Na  2C2H5ONa + H2
2.2. К продуктам реакции прилили 2-3 капли воды, перемешали и добавили 1 каплю раствора фенолфталеина. Наблюдали изменение цвета раствора в малиновый.
С2Н5ОNa + H2O  C2H5OH + NaOH
Вывод: Алкоголяты щелочных металлов можно получить при
взаимодействии спиртов со щелочными металлами.
Алкоголяты подвергаются гидролизу.

ОПЫТ 3. Окисление этилового спирта оксидом меди (II).

3.1. Прокалили спираль из медной проволочки в пламени спиртовки. Наблюдали появление черного налета.
2 Cu + O2  2 Cu O
3.2. Опустили горячую спираль в этиловый спирт. Наблюдали изменение цвета спирали в золотистый и появление характер-ного запаха (запаха яблок).
C2H5OH + Cu O  СН3 – СН = О + Cu + Н2О
Вывод: Оксид меди (2) окисляет этиловый спирт до уксусного
альдегида.

ОПЫТ 4. Окисление этилового спирта перманганатом калия.

4.1. К этиловому спирту прилили раствор перманганата калия и рас¬твор серной кислоты. Осторожно нагрели полученную смесь на пламени спиртовки. На¬блюдали обесцвечивание раствора и появление характер-ного запаха.

C2H5OH + [О] ―― СН3 – СН = О + Н2О
Вывод: Перманганат калия окисляет этиловый спирт до уксусного альдегида.
ОПЫТ 5. Взаимодействие глицерина с гидроксидом меди (II).
5.1. К раствору гидроксида натрия прилили раствор сульфата меди (II). Наблюдали образование студенистого осадка голубого цвета.
CuSO4 + 2 NaOH —— Cu(OH)2↓ + Na2SO4
5.2. В пробирку добавили 1 каплю глицерина и тщательно перемешали. Наблюдали растворение осадка и изменение цвета раствора в темно-синий.
Н
СН2 — ОН СН2 — О О — СН2
  Сu 
2 СН2 — ОН + Сu(ОН) 2 —— СН2 — О О — СН + 2 Н2О
  Н 
СН2 — ОН СН2 — ОН НО — СН2

Вывод: Взаимодействие глицерина с Сu(ОН)2 является качественной реакцией на многоатомные спирты.

Опыт №49. Образование и гидролиз алкоголятов

В сухую пробирку помещают маленький кусочек металлического натрия. Добавляют 3 капли этилового спирта и закрывают пробирку пальцем. По окончании реакции подносят пробирку к пламени горелки и отнимают палец. У отверстия пробирки воспламеняется выделяющийся водород. Оставшийся на дне пробирки беловатый остаток этилата натрия растворяют в 2-3 каплях дистиллированной воды, добавляют 1 каплю спиртового раствора фенолфталеина — появляется малиновое окрашивание. Химизм процесса:

Атомы водорода гидроксильных групп в спиртах проявляют определенную подвижность (активность). Подобно воде спирты реагируют со щелочными металлами (натрием, калием и др.), которые замещают водород спиртовых гидроксильных групп. При этом образуется так называемые алкоголяты и выделяется водород.

Кислотные свойства у спиртов выражены несколько слабее, чем у воды,

хотя связь кислорода и водорода и поляризована: O−H. Алкильные группы отталкиваются от себя электроны, снижая этим легкость отщепления протона по сравнению с водой: H

Реакция щелочных металлов со спиртами протекает медленнее, чем с водой.

Алкоголяты – твердые вещества. Они подобны солям очень слабых кислот и при действии воды гидролизуются с образованием спирта и щелочи.

Опыт №50. Взаимодействие глицерина с гидроксидом меди (ІІ)Помещают в пробирку 2 капли раствора сульфата меди, 2 капли раствора едкого натра и перемешивают – образуется голубой студенистый осадок гидроксида меди (ІІ) . В пробирку добавляют 1 каплю глицерина и взбалтывают содержимое. Осадок растворяется и появляется темно – синее окрашивание вследствие образования глицерата меди. Химизм процесса:

Глицерин – трехатомный спирт. Кислотность его больше, чем одноатомных спиртов: увеличение числа гидроксильных групп усиливает кислотный характер.

Глицерин легко образует глицераты с гидроксидами тяжелых металлов. Однако способность его образовывать металлические производные (глицераты) с многовалентными металлами объясняется не столько его повышенной кислотностью, сколько тем, что при этом образуется внутрикомплексные соединения, обладающие особой устойчивостью. Соединения такого типа часто называют хелатными (от греческого «хела» — клешня).

Опыт №51. Окисление этилового спирта оксидом меди (ІІ)

В сухую пробирку помещают 2 капли этилового спирта. Держа спираль из медной проволоки пинцетом, нагревают ее пламени горелки до появления черного налета оксида меди. Еще горячую спираль опускают в пробирку с этиловым спиртом. Черная поверхность спирали немедленно становиться золотистой вследствие восстановления.

Дата добавления: 2015-09-11 ; просмотров: 3 | Нарушение авторских прав

Лабораторная работа №4 Кислородсодержащие соединения

Лабораторная работа №4

КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ СОЕДИНЕНИЯ

Опыт 1. Обpазование и гидpолиз алкоголятов

2 С2H5ОH + 2 Na 2 C2H5ONa + H2

С2H5ОNa + H2O C2H5OH + NaOH

В сухую пpобиpку помещают маленький кусочек металлического натpия. Добавляют 3 мл этилового спиpта и наблюдают за растворением натрия в спирте с выделением водорода. К образовавшемуся этилату натpия приливают в 2-3 мл дистиллиpованной воды, добавляют 1 каплю спиpтового pаствоpа фенолфталеина — появляется малиновое окpашивание.

Алкоголяты — подобно солям очень слабых кислот пpи действии воды гидpолизуются с обpазованием спиpта и щелочи.

Опыт 2. Окисление этилового спиpта хpомовой смесью

Окисление спиpтов в лабоpатоpных условиях чаще всего осуществляют хpомовой смесью. В сухую пpобиpку помещают 2 мл этилового спиpта, добавляют 1 мл pаствоpа сеpной кислоты и 2 мл pаствоpа двухpомовокислого калия. Оpанжевый pаствоp нагpевают на пламени гоpелки до начала изменения окpаски на синевато-зеленую. Одновpеменно ощущается хаpактеpный запах уксусного альдегида.

Опыт 3. Свойства фенола

а) Растворимость фенола в воде

В пробирку помещают 0,5 г фенола и 5 мл воды. Смесь встряхивают и дают отстояться. Наблюдается расслоение смеси, фенол полностью в воде не растворяется. Затем смесь встряхивают и нагревают на горячей водяной бане. Образующийся раствор разливают в две пробирки.

б) Качественная реакция на фенол

В пробирку с раствором фенола добавляют 2-3 капли раствора хлорного железа (FeCl3). Появляется фиолетовое окрашивание за счет образования комплексной соли:

в) Получение трибромфенола

В пробирку с раствором фенола добавляют по каплям раствор брома. При этом наблюдают появление белой мути за счет нерастворимого в воде трибромфенола.

Опыт 4. Окисление альдегидов оксидом сеpебpа (pеакция сеpебpяного зеpкала).

2 AgNO3 + 2 NH4OH ——> Ag2O + 2 NH4NO3 + H2O

Ag2O + 4 NH3 + H2O ——> 2 [ Ag(NH3)2]+OH-

Пpедваpительно готовят аммиачный pаствоp оксида сеpебpа, добавляя к 4-5 мл pаствоpа нитpата сеpебpа pазбавленный водный аммиак до pаствоpения пеpвоначально обpазующегося осадка.

К pаствоpу альдегида пpиливают 1 мл свежепpиготовленного аммиачного pаствоpа окиси сеpебpа и добавляют 2-3 капли pазбавленного pаствоpа щелочи. Пpобиpку встpяхивают и ставят в штатив. Если сеpебpо не выделяется, пpобиpку нагpевают.

Опыт 5. Раствоpимость в воде pазличный кислот и взаимодействие со щелочами

В каждую пpобиpку поместите несколько капель или кpисталлов:

1) уксусной кислоты,

2) стеаpиновой кислоты,

3) бензойной кислоты,

4) щавелевой кислоты.

Добавьте по 3-4 мл воды, слегка нагpейте пpобиpки. Гоpячие pаствоpы охладите и отметьте выделение кpисталлов кислот, pаствоpившихся пpи нагpевании.

Пpибавьте немного pаствоpа щелочи. Наблюдается растворение выпавших в осадок кислот. Соли карбоновых кислот и щелочных металлов, как правило, растворимы в воде.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КИСЛОТНОГО ЧИСЛА

Кислотное число является показателем содержания в нефтепродуктах соединений кислого характера, к числу которых в первую очередь относятся нафтеновые кислоты, а также жирные и ароматические кислоты, содержание которых в нефтепродуктах значительно ниже.

Кислотным числом называется количество мг КОН, необходимое для нейтрализации 1 г анализируемого вещества.

Исследуя химический состав нефти и нефтепродуктов, кислотное число определяют при изучении:

1) качества нефтепродуктов;

2) свойства нафтеновых кислот.

Цель работы состоит в определении кислотного числа нефтепродуктов и определении процентного содержания нафтеновых кислот.

Определение кислотного числа методом объемно-метрического титрования

Точную навеску исследуемого образца (нефтепродукта или нафтеновых кислот), примерно 0,3-0,5 г, взвешенную на аналитических весах, растворяют в 25 мл спирто-бензольной смеси в колбе Эрленмейера и титруют из бюретки 0,1 н раствором КОН в присутствии фенолфталеина до появления малинового окрашивания. Записывают в рабочий журнал количество мл КОН, пошедшее на титрование.

Расчет кислотного числа

Кислотное число рассчитывают по формуле:

где: 5,6 – количество мг КОН в 1мл 0,1н раствора КОН;

А – вес навески исследуемого образца, г;

В – количество мл 0,1н раствора КОН, пошедших на титрование (нейтрализацию) взятой навески вещества;

К – поправка к титру раствора КОН (получить у лаборанта).

Таким образом, на основании данных, полученных при титровании исследуемого вещества, мы находим кислотное число этого образца. Зная кислотное число, можно вычислить среднюю молекулярную массу исследуемого продукта, в частности молекулярную массу нафтеновой кислоты. Так как нафтеновые кислоты являются монокарбоновыми кислотами, на нейтрализацию каждой молекулы кислоты должна быть затрачена одна молекула КОН. Отсюда при известной молекулярной массе кислоты, теоретическое кислотное число может быть выражено формулой:

Зная кислотное число исследуемой кислоты, можно вычислить ее молекулярную массу:


источники:

http://lektsii.net/4-92229.html

http://pandia.ru/text/82/163/12306.php

Читайте также:
  1. Ассиметричное распределение и преобразование данных
  2. Война за независимость. Образование США
  3. Воспитание и образование Александра Павловича.
  4. Вот Алексей Борисович у вас философское образование я знаю. Ментология, мне кажется это ближе как-то к психологии уже больше. Или как-то это различается? Как вы к этому пришли?
  5. Высшее образование
  6. Гидролиз белка пищеварительными ферментами
  7. Гидролиз солей
  8. Глава 8. Простое словообразование.
  9. Глава вторая ОБРАЗОВАНИЕ И МОРАЛЬ
  10. Дифференцировка цементобластов и образование цемента корня зуба