Получение комплексных соединений уравнения реакций

Получение и химические свойства комплексных соединений

Получение комплексных соединений

Комплексные соединения можно получить различными способами:

1. В результате реакций соединения:

2. По реакции замещения лиганда во внутренней сфере:

Некоторые комплексы способны к быстрому замещению лигандов. Такие комплексы называются лабильными. У других же этот процесс происходит очень медленно – это инертные комплексы.

3. С помощью окислительно-восстановительных реакций:

4. С помощью реакций, использующих реакции трансвлияния лигандов:

Некоторые лиганды оказывают трансвлияние, т.е. способствуют замещению групп, расположенных в транс-положении. Лиганды расположены в ряд по уменьшению их трансвлияния:

CN — ≈ CO ≈ C2H4 > NO2 — > I — > Br — > Cl — > NH3 > OH — > H2O

При воздействии NH3 на K2[PtCl4], сначала один из четырех лигандов замещается молекулой аммиака:

При дальнейшем воздействии аммиака замещается еще один лиганд. Ионы Cl — , находящиеся в транс-положении не замещаются, т.к. их трансвлияние больше, чем молекулы NH3, и тем самым, они сильнее связаны с комплексообразователем:

Процессы образования комплексных соединений влияют на свойства всех частиц, образующих комплекс.

Химические свойства комплексных соединений

Для комплексных соединений проявление химической и биологической активности заключается в наличии свободных орбиталей комплексообразователя (координационная ненасыщенность) и наличии свободных электронных пар лигандов. Комплекс будет обладать электрофильными и нуклеофильными свойствами, отличающимися от свойств комплексообразователя и лигандов.

В целом, комплексным соединениям присущи свойства, аналогичные другим классам соединений:

1. Диссоциация:

Первичная (как сильные электролиты):

Вторичная (как слабые электролиты):

2. Реакции обмена

Обмен ионами внешней сферы:

Обмен ионов внутренней сферы:

3. Образование более прочного комплексного соединения:

4. Окислительно-восстановительные реакции:

Без разрушения комплекса:

С разрушением комплекса:

5. Разрушение комплексного соединения:

Чем более прочно связаны лиганд и комплексообразователь, тем менее заметно проявляются их свойства в растворе и тем больше сказываются особенности комплекса.

Комплексные соединения

Материалы портала onx.distant.ru

Состав комплексных соединений

Номенклатура комплексных соединений

Реакции образования комплексных соединений

Реакции разрушения комплексных соединений

Диссоциация комплексных соединений

Примеры решения задач

Задачи для самостоятельного решения

Состав комплексных соединений

Рис. 1. Состав комплексного соединения

Комплексное соединение, рисунок 1, состоит из внутренней и внешней сферы. Центральная частица, вокруг которой расположены окружающие ее лиганды, называется комплексообразователем. Число лигандов комплексообразователя называется координационным числом.

Номенклатура комплексных соединений

Комплексное соединение может состоять из комплексного катиона, комплексного аниона или может быть нейтральным.

Соединения с комплексными катионами . Вначале называют внешнесферный анион, затем перечисляют лиганды, затем называют комплексообразователь в родительном падеже (ему дается русское название данного элемента). После названия комплексообразователя в скобках римской цифрой указывается его степень окисления.

К латинскому названию анионного лиганда добавляется окончание “о” (F — — фторо, Cl — -хлоро, ОН — — гидроксо, CN — — циано и т.д). Аммиак обозначают термином “аммин”, СО – карбонил, NO – нитрозил, H2O – аква.

Число одинаковых лигандов называют греческим числительным: 2 –ди, 3 – три, 4 – тетра, 5 – пента, 6 – гекса, 7 – гепта и т.д.

Вначале перечисляют лиганды анионные, затем нейтральные, затем катионные. Например,

[Pt(NH3)5Cl]Cl3 – хлорид хлоропентаамминплатины (IV) .

Если в комплексе имеются несколько лигандов одинакового знака заряда, то они называются в алфавитном порядке:

Соединения с комплексными анионами. Вначале называют комплексный анион в именительном падеже: перечисляют лиганды, затем комплексообразователь (ему дается латинское название и к названию добавляется окончание “ат”). После названия комплексообразователя указывается его степень окисления. Затем в родительном падеже называется внешнесферный катион.

Na2[Zn(OH)4] – тетрагидроксоцинкат (II) натрия;

K4[Fe(CN)6] – гексацианоферрат (II) калия;

K2[СuCl4] – тетрахлорокупрат (II) калия.

Соединения без внешней сферы. Вначале называют лиганды, затем комплексообразователь в именительном падеже с указанием его степени окисления. Все название пишется слитно.

[Ni(CО)4] – тетракарбонилникель (0);

Реакции образования комплексных соединений

Комплексные соединения обычно получают действием избытка лигандов на содержащее комплексообразователь соединение. Координационное число, как правило, в 2 раза больше степени окисления комплексообразователя. Из этого правила бывают, однако, исключения.

Образование комплексных солей.

Если комплексообразователем является Fe 2+ или Fe 3+ , то координационные числа в обоих случаях равны шести:

Координационные числа ртути и меди, как правило, равны четырем:

Для большинства аква- и амминных комплексов ионов d-элементов координационное число равно шести:

Реакции разрушения комплексных соединений

Разрушение комплексных соединений происходит в результате:

      • образования малорастворимого соединения с комплексообразователем:
      • образования более прочного комплексного соединения с комплексообразователем или с лигандом:
      • действия любой сильной кислоты на гидрокомплексы; в этом случае образуется соль и вода:

Диссоциация комплексных соединений

Комплексные соединения в водных растворах практически полностью диссоциируют на внешнюю и внутреннюю сферы. В то же время комплексный ион диссоциирует в незначительной степени как ассоциированный электролит. Количественной характеристикой диссоциации внутренней сферы в растворе является константа нестойкости, представляющая собой константу равновесия процесса диссоциации комплексного иона.

Например , в растворе комплексное соединение [Ni(NH3)6]SO4 диссоциирует следующим образом:

Для комплексного иона [Ni(NH3)6] 2+ , диссоциирующего по уравнению

константа равновесия процесса диссоциации носит название константы нестойкости Кн. Для рассматриваемого процесса Кн равна

Кн = [Ni 2+ ]·[NH3] 6 / [[Ni(NH3)6] 2+ ] (1)

Величина, обратная Кн, называется константой устойчивости:

Она представляет собой константу равновесия процесса образования комплексного иона:

Константа нестойкости Кн связана с изменением энергии Гиббса процесса диссоциации комплекса уравнением:

ΔGT о = — RTln Кн (3)

Примеры решения задач:

Задача 1. Вычислите:

1) Концентрацию ионов NO3 — в 0,01 М растворе [Ag(NH3)2]NO3.

2) Концентрацию Ag + в 0,01 М растворе [Ag(NH3)2]NO3, содержащем 2 моль/л избыточного аммиака,
если Кн[Ag(NH3)2] + = 5,7× 10 — 8 при 298 К.

3) Величину ΔG o 298 процесса диссоциации комплексного иона.

[NO3 — ] = 0,01М, поскольку комплекс диссоциирует как сильный электролит на комплексный ион и ионы внешней сферы.

2) Комплексный ион диссоциирует незначительно:

Положение равновесия комплексного иона в присутствии избытка NH3 еще больше смещено влево.

Пусть продиссоциировало x моль/л комплексного иона, тогда образовалось x моль/л ионов Ag + и 2x моль/л аммиака. Суммарная концентрация аммиака равна (2x+2) моль/л. Концентрация недиссоциированного комплексного иона [Ag(NH3)2] + составляет: (0,01–x) моль/л.

Концентрация аммиака, связанная с диссоциацией комплексного иона, ничтожно мала по сравнению с избытком аммиака. Доля комплексного иона, подвергшегося диссоциации, также ничтожно мала. Значит,

Следовательно, [Ag + ] = 1,43× 10 — 10 моль/л.

Константа нестойкости связана с изменением энергии Гиббса процесса диссоциации [Ag(NH3)2] + уравнением:

Значит, при Т = 298 К получаем:

ΔG о 298 = — 8,314× 298× ln5,7× 10 — 8 = 41326 Дж = 413,3 кДж.

Задача 2. Произойдет ли осаждение AgCl при сливании 0,01М раствора [Ag(NH3)2]NO3, содержащего 2 моль/л избыточного NH3, с равным объемом 0,5М раствора KCl, если при 298 К ПР(AgCl) = 1,73× 10 — 10 , Кн.[Ag(NH3)2] + = 5,7× 10 — 8 .

Решение. Осадок выпадет при условии: [Ag + ][Сl — ] > ПР(AgCl), т.е. если произведение концентраций ионов Ag + и Сl — в растворе будет больше ПР, то раствор окажется пересыщенным и из него будет выпадать осадок.

После смешения равных объемов растворов концентрации [Ag(NH3)2]NO3, NH3 и KCl уменьшатся в 2 раза и станут равными 5× 10 -3 , 1 и 0,25 М соответственно.

Найдем концентрацию [Ag + ] тем же способом, что и в предыдущей задаче,

откуда x = 2,85× 10 — 10 .

Значит, [Ag + ] = 2,85× 10 — 10 моль/л, а [Сl — ] = 0,25 моль/л.

Следовательно, произведение концентраций ионов равно:

[Ag + ][Сl — ] = 2,85× 10 — 10 × 0,25 = 7,1× 10 — 11 (моль/л) 2 .

Поскольку [Ag + ][Сl — ] = 7,1× 10 — 11 — 10 , то осадок не выпадет.

Задача 3. При какой концентрации ионов S 2- начнется выпадение осадка CdS из 0,6М раствора Na2[Cd(CN)4], содержащего 0,04 моль/л избыточного NaCN, если ПР(CdS) = 7,9× 10 — 27 , Кн[Cd(CN)4] 2- = 7,8× 10 — 18 .

Решение. Осадок выпадет при условии: [Cd 2+ ][S 2- ] > ПР(CdS), т.е. если произведение концентраций ионов Cd 2+ и S 2- в растворе будет больше ПР. Следовательно, выпадение осадка начнется при [S 2- ] > ПР(CdS):[Cd 2+ ].

Комплексный ион диссоциирует незначительно:

[Cd(CN)4] 2- → Cd 2+ + 4CN —

Пусть продиссоциировало x моль/л комплексного иона, тогда образовалось x моль/л ионов Cd 2+ и 4x моль/л ионов CN — . Суммарная концентрация ионов CN — равна (4x + 0,04) моль/л. Концентрация недиссоциированного комплексного иона [Cd(CN)4] 2- составляет: (0,6 – x) моль/л.

Кн[Cd(CN)4] 2- = [Cd 2+ ] · [CN — ] 4 / [[Cd(CN)4] 2- ]

Следовательно, [Cd 2+ ] = 1,8·10 — 12 моль/л.

Выпадение осадка начнется при [S 2- ] > 7,9·10 — 27 : 1,8·10 — 12 > 4,39·10 — 15 моль/л.

Задачи для самостоятельного решения

1. Назовите следующие комплексные соединения:

Na2[Pt(CN)4Cl2] – дихлоротетрацианоплатинат (IV) натрия;

2. Назовите следующие комплексные соединения

[Ni(NH3)6][PtCl4] – тетрахлороплатинат (II) гексаамминникеля (II).

3. Составьте уравнение химической реакции:

4. Составьте уравнение химической реакции:

5 . Составьте уравнение химической реакции:

6. Составьте уравнение химической реакции:

7. Составьте уравнение химической реакции:

Лекция-беседа «Комплексные соединения»

Разделы: Химия

Планируемый результат обучения:

Студенты должны знать:

  1. классификацию и номенклатуру комплексных соединений;
  2. строение комплексных соединений (комплексообразователь, лиганды, внутренняя сфера, внешняя сфера);
  3. виды химических связей в комплексных соединениях;
  4. значение комплексных соединений.

Студенты должны уметь:

  1. составлять формулы комплексных соединений;
  2. определять координационное число;
  3. составлять уравнения первичной диссоциации комплексных соединений;
  4. составлять уравнения реакций получения комплексных соединений.

Оборудование: периодическая таблица Д.И. Менделеева, сухая желтая кровяная соль, ее раствор, качественные реактивы для обнаружения ионов калия, железа (2). Реактивы для проведения химических реакций с комплексными соединениями FeCl3, Hg(NO3)2, KI, KCl, FeSO4, CuSO4, NH4OH. Компьютерное сопровождение.

Продолжительность занятия: 90 минут.

План

  1. Координационная теория А. Вернера.
  2. Строение комплексных соединений.
    • комплексообразователь,
    • лиганды,
    • координационное число,
    • внутренняя сфера,
    • внешняя сфера.
  3. Классификация комплексных соединений.
  4. Номенклатура комплексных соединений.
  5. Свойства, получения комплексных соединений.
  6. Роль русских ученых.
  7. Значение комплексных соединений.

Ход занятия

I. Организационный момент. (3 минуты)

II. Мотивация учебной деятельности через решение проблемой ситуации и определения целей занятия. (15 минут)

Мир химии богат и разнообразен. Немало загадок и тайн приготовил он человеку. Но человек любознателен и настойчив – множество веществ и явлений было открыто уже очень давно. Однако не все еще познано.

Сегодня вашему вниманию я предлагаю вещество, качественный и количественный состав, которого определен экспериментально абсолютно точно К4FeC6N6.

К какому классу соединений может принадлежать это вещество?

В ходе беседы возникает предположение: судя по составу, вещество не может быть ни кислотой, ни основанием. Значит, это соль.

Если это соль, то какой кислоты? И какова же истинная формула вещества?

Студенты высказывают предположения, что в состав входит цианид калия и цианид железа. 4KCN·Fe(CN)2

– Я приготовила раствор этой соли.

– Давайте проверим, является ли она электролитом.

Если она растворима в воде и является электролитом, то скажите, какие частицы должны присутствовать в растворе?

Ионы двухвалентного железа, ион калия и цианид – ион.

Давайте проведем качественный анализ этой соли.

Используя подробную инструкцию I, учащиеся проводят лабораторные опыты: контрольные и по исследованию неизвестного вещества.

Инструкция 1.

Проведите контрольные опыты:
а) К раствору сульфата двухвалентного железа добавьте несколько капель раствора NaOH, обратите внимание на признак реакции;
б) К раствору хлорида калия добавить несколько капель гидротартрата натрия. Охладите пробирку в струе воды, потирая стеклянной палочкой. Обратите внимание на признак реакции;

Проведите опыты по исследованию неизвестного вещества:
а) К раствору неизвестного вещества добавьте несколько капель раствора NaOH. Что наблюдаете? Сравните с контрольным опытом.
б) К раствору неизвестного вещества добавить несколько капель гидротартрата натрия. Охладите пробирку с струе воды, потирая стеклянной палочкой.

Проводятся качественные реакции на катионы:

Уравнения химических реакций не записываем, но оговариваем, что студенты проводят качественные реакции, используя элементы аналитической химии.

– Что наблюдаете? Сравните с контрольным опытом.

Студенты сравнивают и высказывают свое мнение.

– Как видите качественный анализ, показал наличие только катионов K + .

В результате опыта не удалось обнаружить ни Fe 2+ , ни CN — . В то же время данная соль дает ряд реакций, которые не свойственны ни Fe 2+ , ни CN — , взятым в отдельности.

К тому же известно, что анионы CN — обладают очень высокой токсичностью, но данная соль – обычный лабораторный реактив.

Учитывая результаты опытов, можно сделать вывод, что при диссоциации исследуемой соли железо (II) перешло в раствор не в виде ионов Fe 2+ , а в составе более сложных ионов, не разрушившихся при растворении кристаллов. Как могут быть построены эти ионы? И как построено соединение в целом?

– Начиная с XVIII в., накапливались сведенья о таких соединениях. Долгое время эти соединения оставались непонятными. Число их росло, расширялся круг элементов, способных давать такие соединения. Были предприняты попытки, объяснить, что скрывается за таинственной точкой, связывающей друг с другом формулы двух или нескольких соединений, но эти попытки не выдержали испытанием времени, т. к. не могли удовлетворенно объяснить всю совокупность экспериментальных сведений.

Возникает проблемная ситуация: учащиеся знают состав и некоторые свойства вещества, однако их теоретические знания не позволяют объяснить его строение.

Сегодня мы рассмотрим соединения этого типа, которые называются комплексными соединения. (Слайд 1) И чтобы отразить свойства вещества формулу, рассмотренной нами соли записывают K4[Fe(CN)6]. Эта формула будет занимать центральное место, и мы не раз еще вернемся к ней. К соединениям этого класса относятся [Cu(NH3)4]SO4, K3[Al(OH)6], [Al(H2O)3(OH)3]

И нашей задачей будет разобраться каковы эти соединения, живущие в квадратных скобках.

– Скажите, какие цели вы бы поставили перед собой на сегодняшнем занятии? (Студенты отвечают)

– А теперь посмотрим, совпадают ли цели, поставленные вами с планируемым результатом обучения. (слайд 2)

– По мнению К. Пруткова, «многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы, но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий».

И я надеюсь, что после этого урока комплексные соединения станут для вас понятны: вы узнаете строение, свойства, применение исследуемого вещества, а так же познакомитесь и с другими комплексными соединениями. И это важно для вас не только на данном этапе изучения химии. Знания комплексных соединений вам необходимы для успешного изучения аналитической и фармацевтической химии.

III. Изложение нового материала. (70 минут)

Общепринятого определения понятия «комплексных соединений» нет. Это обусловлено разнообразием комплексных соединений и их характерных свойств. И для вас сегодня еще одна задача – дать определение комплексным соединениям.

– Основная заслуга в создании современных представлений о строении комплексных соединений принадлежит швейцарскому химику Альфреду Вернеру, сформулировавшему в 1893 г. (ему в это время было 26 лет) основные положения так называемой координационной теории.

По словам Л.А.Чугаева, «только с появлением теории Вернера химия комплексных соединений утратила характер лабиринта или темного леса, в котором исследователь рисковал заблудиться. Нынче в этом лесу проложены широкие дороги. «.

– Посмотрите на составные части комплексных соединений (слайд 3)

И это будут ключевые слова нашего урока.

– А теперь более подробно.

Слайд 4. (По отдельности рассматриваем все составляющие части комплексных соединений.)

1. Центральное место в комплексных соединениях занимает комплексообразователь. Это обычно положительный ион (чаще всего металл).

К хорошим комплексообразователям относятся:

  1. Ag + Au + Cu +
  2. Cu 2+ Zn 2+ Hg 2+ Fe 2+ Ca 2+ Ba 2+ Pb 2+
  3. Fe 3+ Co 3+ Cr 3+ Au 3+
  4. Pb 4+

2. Вокруг комплексообразователя расположены или координированы лиганды, то есть ионы противоположного знака или нейтральные молекулы.

Запишем важнейшие лиганды и их названия. Это нам пригодиться для номенклатуры комплексных соединений.

3. Важной характеристикой комплексообразователя является координационное число – число, показывающее, сколько лигандов координировано вокруг комплексообразователя. Координационное число зависит от многих факторов, главное из которых является степень окисления комплексообразователя.

Посмотрите наиболее характерные координационные числа в растворах и заряд центрального атома:

заряд центрального атома Zк+1+2+3+4
координационные числа Кч24-66-48

– Может, вы заметили какую-нибудь закономерность?

Приближенно можно считать, что характерное координационное число определяется зарядом (степенью окисления) центрального иона:

В принципе координационное число может быть от 1 до 12, но чаще всего: 2, 4, 6, что соответствует наибольшей симметрии расположения лигандов относительно комплексообразователя.

4. Комплексообразователь и лиганды образую внутреннюю сферу комплексных соединений (собственно комплекс).

5. Внутренняя сфера выделяется квадратными скобками.

6. Если внутренняя сфера имеет заряд, комплексные соединения имеют внешнюю сферу – ионы, стоящие вне квадратных скобок.

Для уточнения слайд 5.

– А теперь разберем по составу комплексные соединения:

– Давайте напишем формулы комплексных соединений (под диктовку)

  • Комплексообразователь Pb 2+
  • Лиганд OH —
  • координационное число 4
  • внешняя сфера K +
  • комплексообразователь Cu 2+
  • лиганд H2O
  • Координационное число 4
  • внешняя сфера SO4 2-

– А теперь проверим. (студенты могут допустить ошибки, поэтому необходимо рассмотреть следующий материал)

– Что надо знать, чтобы написать правильно формулу вещества?

Заряды ионов.

  1. Заряд комплексного иона можно определить по внешней сфере (вернуться к формулам на доске).

– НО если убрать внешнюю сферу?

  1. Заряд комплексного иона определяется алгебраической суммой заряда комплексообразователя и тех ионов или нейтральных молекул, которые находятся во внутренней сфере.

(слайд 7) для уточнения.

После уточнения исправить ошибки, ели таковые имеются, и по необходимости дается дополнительное задание.

– А теперь внимательно посмотрите на формулы, которые написаны на доске и в вашей тетради и попробуйте разделить их на группы.

Что вы приняли за основу классификации?

Классификацию рассматриваем, используя слайды.

  • Слайд 8 общая классификация
  • Слайд 9 катионные
  • Слайд 10 анионные
  • Слайд 11 нейтральные

– Как любые вещества комплексные соединения необходимо уметь называть.

Номенклатура комплексных соединений.

В настоящее время общепринята рациональная номенклатура, основанная на рекомендациях Международного союза по чистой и прикладной химии. Основной принцип ее состоит в том, чтобы как можно полнее отразить в названии состав соединения. По этой номенклатуре при названии комплексных соединений соблюдаются следующие правила:

  1. название комплексного соединения ионного характера состоит из двух слов: первым в родительном падеже называют анион, а потом в родительном падеже — катион, независимо от того, который их них комплексный.
  2. при названии комплексного иона сначала перечисляются лиганды, а после них центральный атом, лиганды перечисляются в следующем порядке:
    • Первыми называют нейтральные молекулы.
    • Далее называют лиганды – отрицательные однозарядные и т.д.
    • Количество лигандов указывают греческими числительными: один – моно (обычно упускают), два – ди, тир – три, четыре – тетра, пять – пента, шесть – гекса и т д.
    • После ландов называют центральный атом. Если он входит в состав катиона, то используют русское название элемента и в скобках указывают римской цифрой степень его окисления. Если он входит в состав комплексного аниона, то употребляют латинское название этого элемента, перед ним ставят степень окисления в скобках, а в к онце прибавляют окончание –АТ.

Для уточнения рассмотреть примеры

– А теперь назовите комплексные соединения, написанные вами. (при необходимости уточнить, исправить)

– Комплексные соединения способны к диссоциации и реакциям ионного обмена Комплексные ионы участвуют в реакциях обмена с образованием более прочного или менее растворимого соединения. Это свойство используется при проведении качественного анализа.

Но в результате химических реакций можно получить комплексную соль.

– Назовите комплексное соединение.

– С точки зрения современных представлений о строении атома образование комплексного иона можно объяснить наличием у ионов комплексообразователя свободных электронных ячеек на s- p- d-подуровне.

Рассмотрим на примере хлорида гексаамиина кобальта (III).

– Определите, какой вид связи.

А теперь давайте дадим определение комплексным соединениям.

Отсюда: Комплексными соединениями называются…

Можно дать такое определение: комплексные соединения — это соединения, в узлах кристаллической решетки находятся комплексы, способные к самостоятельному существованию в растворе. Или

Комплексными соединениями называются… соединения, характеризующиеся хотя бы одной ковалентной связью по донорно-акцепторному механизму.

– Нельзя не упомянуть ученых нашей страны, которые внесли огромный вклад в развитие химии комплексных соединений. Начатые еще Менделеевым и Курнаковым исследования получили блестящее развитие в работах Л. Чугаева и его учеников И. Черняева, А. Гринберга, О. Звягивцева. О значении этих исследований известный английский химик Дж. Чатт заметил, что не случайно страна, уделявшая столько внимания химии комплексных соединений, первой послала ракету на Луну.

– Возможно, у вас возникнет вопрос: зачем изучать комплексные соединения?

Дело в том, что эти сложные вещества чрезвычайно распространенны в природе и очень часто встречаются в химической практике. Их значительно больше, чем всех остальных неорганических веществ. Комплексные соединения используются как аналитические реактивы, в качестве катализаторов при получении полимеров, для связывания атмосферного азота, при производстве синтетических моющих средств, лаков, красок, для борьбы с коррозией металлов. А чтобы убедиться, что они не такие уж «закомплексованные» эти комплексные соединения мы послушаем сообщения студентов.

(Такие природные органические соединения, как гемоглобин, придающий красный цвет крови, и хлорофилл в зеленых растениях, тоже комплексные соединения.)

IV. Уточнение и закрепления материала

проходит параллельно изучению нового материала во время беседы и просмотра слайдов.

V. Домашнее задание.

  1. классификацию и номенклатуру комплексных соединений;
  2. строение комплексных соединений (комплексообразователь, лиганды, внутренняя сфера, внешняя сфера);
  3. виды химических связей в комплексных соединениях;
  4. значение комплексных соединений.


источники:

http://chemege.ru/complex/

http://urok.1sept.ru/articles/587257