Понятие квадратного уравнения 8 класс конспект урока макарычев

План конспект урока математики(алгебра)в 8 классе по теме:»Определение квадратного уравнения.Неполное квадратное уравнение»
план-конспект урока по алгебре (8 класс) по теме

Урок изучения нового материала.

Предметы точных дисциплин(раздел – алгебра ,8 класс)

Богомолова Татьяна Ефимовна

МБОУ «Верхнекармальская ООШ» Черемшанского муниципального района

Тема : Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения.

Цель: ввести определение квадратного уравнения, неполных квадратных уравнений и их решения; учить решать неполные квадратные уравнения; развивать логическое мышление учащихся, внимательность , аккуратность оформления решения неполных квадратных уравнений.

Оборудование: мультимедийная доска, ноутбук, портрет К.Гаусса, карточки –задания ,карточки- ответы.

Учитель : «Здравствуйте ,ребята, садитесь»

2.Устная работа.(написаны задания на доске)

Вспомним квадратные корни из некоторых чисел ,из их ответов попробуем получить русскую пословицу.

1)√225 +3√121= карточка со словом –кто (с другой стороны число) 48

2)√16 + √100 = карточка со словом –хочет (с другой стороны) 14

3) √25 * √225 = карточка со словом- много(с другой стороны) 75

4) — 0,3√10000 = карточкасо словом –знать ( с другой стороны) -30

5) √36/√121= карточка со словом –тому (с другой стороны) 6/11

6) √25= карточка со словом – мало (с другой стороны) 5

7) √81*25 = карточка со словом – надо (с другой стороны) 45

8) -√64= карточка со словом –спать(с другой стороны) 8

Мы с вами вспомнили свойства арифметического квадратного корня.

Теперь разложим на множители:

а) х²- 7х= (дети пишут ответ) х (х-7)

г) 4х² + 2х = 2х(2х +1)

х² -25= карточка со словом –математика (с другой другой стороны Ответ) х=- 5 и х= 5

х² = 5 карточка со словом- царица (с другой стороны)х= √5, х=-√5

х² + 9=0 карточка со словом – наук (с другой стороны) корней нет.

Мы с вами получили высказывание ученого математики Чьё это высказывание? (показывает портрет Гаусса. Немного биографии: Карл Гаусс(1777-1855) немецкий математик, астроном, геодезист, физик .Родился 30 апреля в Германии. Он был «принцем математиков». Единственный сын бедных родителей, очень талантливый ученик в школе.)

Почему он назвал математику «царицей наук»?

-(ответ учащихся) Без математики никуда, на уроках математики решаются системы упражнений, направленных на развитие мышления, памяти ,искать красивые решения.

Учитель : « Открыли тетради, запишите тему урока»

Тема на мультимедийной доске

Определение квадратного уравнения .Неполные квадратные уравнения.

Учитель: какой вид имеет линейное уравнение.

Учащийся: ах +в = 0

Учитель : А какой вид имеет квадратное уравнение?

Давайте посмотрим на таблицу.

Квадратное уравнение

ах² + вх+с =0

а- первый(старший )коэффициент

в- второй коэффициент

с – свободный член

а ≠ 0

Например :найдите из этих уравнений квадратные

(уравнения на мультимедийной доске)

1)3,6х² +4х – 6 =0 5) — 6х +12 =0

2) х+х²- 4 =0 6) 6х²+3х=0

3)15х²- х³-5 =0 7) — 0,5х²+ 2х – 8=0

4) 3х²- 18=0 8) х²+15х – 3 =0

Учащиеся отвечают :под номером 1,2,4,6.7,8.

Учитель: Правильно. А теперь посмотрим на следующую таблицу на доске

Виды квадратных уравнений.

х²+ вх+с=0, а=1 – приведенное квадратное уравнение

ах² +вх=0

ах² + с = о — неполные квадратные уравнения , а≠0

Посмотрите внимательно на уравнения, чем они отличаются от основного квадратного уравнения ах²+вх+с=0

Ученики: в первом уравнении а=1,во втором уравнении нет с,в третьем уравнении нет в .

Учитель: Даны квадратные уравнения, изучите их структуру, в чем их различие между собой.

(Уравнения на ноутбуке ,на мультимедийной доске:

1)х² + 4х+5 = 0 3) х²- 5х +6 = 0 5) х²- 9=0

2)х²- 15х- 3 =0 4) х²- 6х =0 6) х²+5 =0

Ученики:1,2.3- приведенные,4,5,6 –неполные.

Ученики:1,2,3уравнениях а=0, в 4 уравнении нет свободного члена с,в 5,6 уравнениях нет в.

Учитель: А какие уравнения не приведенные и не неполные?

Ученики:например:6х²+3х+7=0, 8х²-4х-9=0, 0,5х²+2х – 9=0,

Вместо а любое число, кроме1 .

Учитель: Прочитайте в учебнике определение.

Определение на мультимедийной доске

Квадратным уравнением называется уравнение вида ах² +вх+ с =0, где х – переменная а,в и с – некоторые числа ,причем а ≠0.

4. Самостоятельная работа.( Задания на мультимедийной доске)

1) составить квадратное уравнение:

Первый коэффициент равен 12,коэффициентпри х равен 3,свободный член равен 2;

Первый член равен 8, второй член 5, свободный член равен 1.

Старший член равен5,свободный член раве7, втрой коэффициент равен -6.

Учитель : Поменяйтесь тетрадями, проверьте полученные уравнения.

Прочитаем ответы. Оцените друг друга.

А теперь решим уравнения .

Задания на мультимедийной доске.

Один ученик решает на доске, остальные в тетради

Алгебре 8 класс ( по учебнику Н.Г. Макарычев, Н.Г. Миндюк, 2016) Конспект урока по теме «НЕПОЛНЫЕ КВАДРАТНЫЕ УРАВНЕНИЯ» учитель математики Семенова С.И.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Алгебре 8 класс ( по учебнику Н.Г. Макарычев, Н.Г. Миндюк, 2016)

Конспект урока по теме «НЕПОЛНЫЕ КВАДРАТНЫЕ УРАВНЕНИЯ»

учитель математики Семенова С.И.

Тип урока : изучение нового материала

Познакомить учащихся с понятием квадратное уравнение, «неполное квадратное уравнение»

— Научить распознавать неполные квадратные уравнения

— Сформировать умение решать неполные квадратные уравнения разных видов

— Развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать

— Развивать речь учащихся

— Прививать интерес к математике

Организационная структура урока

1 Организационный этап.

2 Проверка домашней работы.

3 Устная работа (повторение).

Что называется уравнением? (равенство, содержащее переменную, значение которой надо найти)

Что значит решить уравнение? (найти корни уравнения или убедиться, что уравнение не имеет корней)

Что такое корень уравнения? (значение буквы, при которой из уравнения получается верное числовое равенство)

Какие уравнения мы уже можем решать? (линейные уравнения, уравнения вида х 2 =а, √х=а)

4. Изложение нового материала.

1) Актуализация опорных знаний.

а) На доске записаны уравнения:

4) (3x – 1) 2 – 1 = 0

Вопрос: “Какие из предложенных уравнений вы сможете решить на данный момент?” (учащиеся выбирают уравнения, повторяют ход решения выбранных уравнений)

Можем ли мы с вами решить уравнение 5х 2 -2х+3=0 (нет)

Почему? ( Не знаем способа решения)

2) Уравнение вида a х 2 + b х + с = 0, где х – переменная, а, в, с – некоторые числа, причем а ¹ 0, называется квадратным

Числа а, b , с – коэффициенты квадратного уравнения. Число а –первый коэффициент,(старший коэффициент), b — второй коэффициент, с – свободный член (не связан с переменной).

3) Историческая справка
Квадратные уравнения решали в Вавилоне около 2000 лет до нашей эры, а Европа 8 лет назад отпраздновала 800летие квадратных уравнений, потому что именно в 1202 году итальянский ученый Леонард Фибоначчи изложил формулы квадратного уравнения. И лишь в 17 веке, благодаря Ньютону, Декарту и другим ученым эти формулы приняли современный вид.

4) Кто сможет ответить на вопрос, почему уравнение называется квадратным? Какая наибольшая степень переменной х? (Наибольшая степень переменной х- квадрат. Отсюда и название: квадратное уравнение)

Квадратное уравнение еще называют уравнением второй степени, так как в левой части записан многочлен второй степени.

Почему a≠0? (при а=0 уравнение становится линейным).

5. Проверка уровня усвоения теоретического материала

а)Укажите среди записанных на доске квадратные уравнения.

б)Чему равен первый и второй коэффициенты уравнения, его свободный член?

в) Посмотрим, что общего и чем отличаются уравнения друг от друга?

х 2 +4х +5 = 0 х 2 +4х = 0 х 2 +5 = 0 х 2 = 0

Все эти уравнения квадратные (наибольшая степень переменной х-квадрат)

Отличаются количеством слагаемых.

У первого уравнения все три слагаемых ( a х 2 + b х + с = 0) . Такое уравнение называют – полное квадратное уравнение.

У второго уравнения отсутствует свободный член, можно сказать, что с =0.

У третьего уравнения отсутствует второе слагаемое, можно сказать, что b =0.

У последнего уравнения отсутствует и второе, и третье слагаемое, с =0 и b =0.

Если первое уравнение называют полное, как можно назвать остальные уравнения? (неполные)

Кто может сформулировать тему нашего урока? Запишем в оставленное для темы урока место: Квадратные уравнения. Неполные квадратные уравнения.

г) Когда появляется новый вид уравнения, что мы о нем должны знать?

Научиться распознавать среди других.

д) №512(устно с объяснением)

6. Ввести понятие приведённого квадратного уравнения.

Квадратное уравнение, в котором коэффициент при х² равен 1, называют приведённым квадратным уравнением.

Назовите в задании № 513 приведённые квадратные уравнения.
7. Математический диктант:
1. Составить квадратное уравнение
1вар. Старший коэффициент равен 8, коэффициент при х равен 5 , свободный член равен 1.
2вар. Старший коэффициент равен -12, коэффициент при х равен 3.
1вар. Старший коэффициент равен 1, свободный член равен 4.
2вар. Старший коэффициент равен 9, коэффициент при х равен -2, свободный член равен 3.
1вар. Старший коэффициент равен 1, коэффициент при х равен -1.
2вар. Старший коэффициент равен -1, коэффициент при х равен 1.

Сидящие за одной партой меняются карточками и выполняют взаимопроверку. За 3 верно записанных уравнения – «5», за 2 – «4», за 1 – «3», ни одного –«2»

8. Различают три вида неполных уравнений:

Решим уравнение 4х 2 +9х=0 (Квадратное, неполное) Уравнения такого вида мы умеем решать.

х = 0 или ах + b = 0,

Вывод: уравнение вида a х 2 + b х = 0 всегда имеет два корня.

Решим уравнение -3х 2 +15=0 (Квадратное, неполное) Уравнения такого вида мы умеем решать

Решим уравнение 4х 2 +3=0

Квадрат числа не может быть отрицательным числом, уравнение корней не имеет.

Ответ: корней нет.

если -с/а>0 , то х1= Ö — с/а ; х2= Ö — с/а

Вывод: уравнение вида a х 2 + с = 0 имеет или два коня, или не имеет корней.

Решим уравнение 4х 2 =0

Вывод: уравнение вида a х 2 = 0 имеет единственный корень 0.

9. Закрепление нового материала

№№515(а, в, д) , 517(а, в, д). На доске с объяснением и в тетрадях.

10. Самостоятельная работа

11. Рефлексия деятельности.

Какова тема нашего урока?

Какие цели мы ставили?

Достигли мы поставленных целей?

Удалось ли вам сегодня на уроке добыть новые знания?

Перечислите основные проблемы и трудности, которые вы испытывали во время урока?

Конспект + презентация к уроку алгебры на тему «Квадратные уравнения»(8 класс)

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Квадратные уравнения.docx

Конспект урока по алгебре для 8 класса (учебник Ю.Н.Макарычев) по теме «Квадратные уравнения».

Тема : «КВАДРАТНЫЕ УРАВНЕНИЯ»

Цели урока: знакомство с квадратными уравнениями; сформулировать определение квадратного уравнения; ввести понятия неполного и полного уравнения; научить учащихся решать неполные квадратные уравнения.

Актуализация знаний учащихся.

Изучение нового материала: I . Уравнения.

II . Квадратные уравнения.

III . Неполные квадратные уравнения.

IV . Способы решения неполных квадратных уравнений.

Закрепление изученного: решение неполных квадратных уравнений (на понимание).

Итоги урока. Выставление оценок.

Домашнее задание № 515(а;в;д);517 — 518 (а;в;д).

Пофрагментное распределение содержания учебного текста

Виды уравнений (линейные и нелинейные)

Определение квадратного уравнения.

Коэффициент квадратного уравнения.

Виды квадратных уравнений.

Решение неполных квадратных уравнений.

УРАВНЕНИЕ – равенство, содержащее неизвестные величины.
ЛИНЕЙНЫМ уравнением с одной переменной называется уравнение вида ах=в, где х – переменная, а и в – числа.
КВАДРАТНОЕ уравнение – уравнение вида ах 2 + вх +с = 0, где а, в, с – заданные числа, причем а=0, х–переменная.
КОЭФФИЦИЕНТЫ квадратного уравнения:
а – первый (старший коэффициент)
в – второй коэффициент
с – свободный член.
НЕПОЛНОЕ квадратное уравнение – квадратное уравнение ах 2 + вх + с = 0, у которого хотя бы один из коэффициентов в или с равен нулю.
ПОЛНОЕквадратное уравнение – квадратное уравнение, у которого все три коэффициента отличны от нуля.

ОРГ. МОМЕНТ. Сегодня на уроке мы будем работать с текстом, который лежит у вас на столах. Словарь терминов вы подготовили дома, можете его использовать.

Актуализация знаний учащихся:
I .Учитель: решение многих задач в математике сводится к решению уравнений. С уравнениями вы знакомы еще с начальной школы. Чтобы вспомнить об уравнениях и их видах я предлагаю прочитать текст I ., который лежит у вас на партах. И устно ответить на вопросы 1.1.

1. Равенство, содержащее неизвестное число, обозначенное буквой, называется уравнением.

2. Виды уравнений: линейные и нелинейные(заполнение таблице на доске).

4. Степень линейного уравнения – первая.

3. Изучение нового:

II . Учитель: Нелинейные равнения в зависимости от степени уравнения бывают квадратные и неквадратные (заполнение таблицы). Тема сегодняшнего урока «Квадратные уравнения». Откройте свои тетради, запишите число, тему урока и перечертите таблицу в тетрадь.

Учитель: А теперь читаем текст под римской цифрой II и отвечаем на вопросы II . 1-5. Ответы на вопросы вы можете обсудить в парах; задания 2,3,5 выполняем по вариантам в тетрадях.

Определение квадратного уравнения.

1 Вариант 3,7х 2 -5х + 1 = 0; 2 Вариант 5х 2 — 14х + 17 = 0;

7х 2 – 13 = 0; -7х 2 – 13х + 8 = 0;

5х 2 – 9х + 4 = 0; х 2 – х = 0;

-х 2 — 8х +1 = 0. Х 2 +25х = 0

3. Назовите коэффициенты квадратных уравнений.

1 Вариант х 2 – 4х – 9 = 0 2 Вариант х 2 – 3х – 4 = 0
4. Обоснуйте ответ.

5. Вторая, т.к. левая часть есть многочлен второй степени.
6. 1 Вариант 2х 2 +3х +4 = 0 2 Вариант 3х 2 – 4х + 6 = 0

— х 2 – 5х = 0 -х 2 + 9 = 0

Назовите недостающие коэффициенты во 2) и 3) примерах.
III . Учитель:
Читаем III часть текста и отвечаем на вопросы III / 1-4 /

ОПРОС:Ученик.
1. В зависимости от полноты квадратные уравнения бывают полные и неполные (заполнение таблицы).
2. Определение неполных квадратных уравнений.
3. Виды неполных квадратных уравнений.
4. Примеры.

IV . Учитель:
А теперь рассмотрим решение уравнений каждого из этих видов; читаем IV часть текста и отвечаем на вопросы IV . 1-2. Работа в парах.
Запись в тетрадях:
АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ НЕПОЛНЫХ КВАДРАТНЫХ УРАВНЕНИЙ
Ах 2 + с =0 ах 2 + вх = 0 ах 2 = 0
Ах 2 = -с х(ах + в) = 0 х 2 = 0
Х 2 = -с : а, -с : а≥0 х = 0 или ах + в = 0 х = 0
Х = √ -с/а ах = -в
Х = -√ -с/а х = -в : а
Ответ: √ -с/а; -√ -с/а Ответ: 0; -в : а Ответ: 0

Назовите количество корней.
Запись на доске (проверка!)

4. Учитель:
А теперь работа по вариантам IV . 3.
Проверить у тех, кто решил быстрее, остальные сверяют решение, которое уже записано на доске. Итоги самостоятельной работы.

1 вариант 2 вариант
1) х = +- 1.5 1) х = +- 7/5
2) х = 0; х = 4/3 2) 0; 0,6
3) а = 0 3) 0

Выставление оценок. Домашнее задание № 515(а; в; д); 517 — 518 (а; в; д).

I . УРАВНЕНИЕ.
Равенство, содержащее неизвестное число, обозначающее буквой, называется уравнением. Корнем уравнения называется то значение неизвестного, при котором это уравнение обращается в верное равенство. Решить уравнение – значит, найти все его корни или доказать, что корней нет.
Решение многих практических задач сводится к решению уравнений, которые можно преобразовать в уравнение ах = в , где а и в – заданные числа, х — неизвестное. Это уравнение называют линейным.

II . КВАДРАТНЫЕ УРАВНЕНИЯ.

Решение многих задач математики, физики, техники сводится к решению уравнений вида 2х 2 + х – 1 = 0, 8х 2 – 7х = 0, х 2 – 25 = 0, 2х 2 = 0. Каждое из этих уравнений имеет вид ах 2 + вх + с = 0, где х- переменная, а,в,с – числа. В первом уравнении а=2, в=1, с=-1, во втором а=8, в=-7, с=0, в третьем а=1, в=0, с=25, в четвертом уравнении а=2, в=0, с=0. Такие уравнения называют квадратными.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ.Квадратным уравнением называется уравнение вида ах 2 + вх + с = 0, где х – переменная, а,в, с – некоторые числа, причем а=0.
Числа а, в, с – коэффициенты квадратного уравнения. Число а называют первым коэффициентом, в- вторым коэффициентом и с- свободным членом.
При решении многих задач получается уравнения, которые с помощью алгебраических преобразований сводятся к квадратным. Например, уравнение 2х 2 + 3х = х 2 + 2х + 2 после перенесения всех членов в левую часть и приведения подобных членов сводится к квадратному уравнению х 2 + х – 2 = 0.
Заметим, что квадратное уравнение называют еще уравнением второй степени, так как его левая часть есть многочлен второй степени.

III. НЕПОЛНЫЕ КВАДРАТНЫЕ УРАВНЕНИЯ.

Если в квадратном уравнении ах 2 + вх + с = 0 хотя бы один из коэффициентов в или с равен нулю, то такое уравнение называют неполным квадратным уравнением. Так, уравнения -2х 2 + 7 = 0, 3х 2 – 10х = 0 и -4х 2 = 0 – неполные квадратные уравнения. В первом из них в = 0, во втором с = 0, в третьем в=0 и с = 0.
Неполные квадратные уравнения бывают трех видов:
ах 2 + с = 0, где в = 0
ах 2 + вх = 0, где с = 0
ах 2 =0, где в и с = 0.

IV . РЕШЕНИЕ НЕПОЛНЫХ КВАДРАНЫХ УРАВНЕНИЙ.

Рассмотрим решение уравнений каждого из этих видов.
ПРИМЕР1. Решим уравнение -2х 2 + 15 = 0,
Перенесем свободный член в правую часть уравнения и разделим обе части получившегося уравнения на -3:
-3х 2 = -15
х 2 =5
х = 5 или х = -5
Ответ: 5, -5.
ПРИМЕР 2. Решим уравнение 4х 2 + 16 = 0
Перенесем свободный член в правую часть уравнения и обе части получившегося уравнения разделим на 4:
4х 2 = -16
х 2 = -4
Так как квадрат числа не может быть отрицательным числом, то получившееся уравнение не имеет корней. А следовательно, не имеет корней и равносильное ему уравнение 4х 2 + 16 = 0
Ответ: корней нет.
ПРИМЕР 3. Решим уравнение 4х 2 + 9х = 0.
Разложим левую часть уравнения на множители: х( 4х + 9 ) = 0.
Отсюда х = 0 или 4х + 9 = 0.
решим уравнение 4х + 9 = 0
4х = -9
х = -2
Ответ: 0, -2

ПРИМЕР 4. Решим уравнение 2х 2 = 0
х 2 = 0
х = 0
Ответ: 0.


источники:

http://infourok.ru/algebre-8-klass-po-uchebniku-n-g-makarychev-n-g-mindyuk-2016-konspekt-uroka-po-teme-nepolnye-kvadratnye-uravneniya-uchitel-matem-5048397.html

http://infourok.ru/konspekt-prezentaciya-k-uroku-algebri-na-temu-kvadratnie-uravneniya-klass-3797319.html