Понятие уравнения следствия 11 класс никольский

Уравнения следствия. Другие преобразования, приводящие к уравнению следствию

Данную презентацию можно использовать при проведении урока алгебры и начала анализа в 11 классе при изучении темы «Уравнения — следствия» по УМК авторов С.М.Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников, А.В.Шевкин

Просмотр содержимого документа
«Уравнения следствия. Другие преобразования, приводящие к уравнению следствию»

  • Какие уравнения называют уравнениями-следствиями?
  • Что называют переходом к уравнению-следствию
  • Какие преобразования приводят к уравнению-следствию?

Заменить уравнение равносильным

Преобразования, приводящие к уравнению-следствию

Влияние на корни уравнения

Возведение уравнения в ЧЕТНУЮ степень

f(x)=g(x) ( f(x) ) n =(g(x)) n

Может привести к появлению посторонних корней

Потенцирование логарифмических уравнений, т.е. замена:

log a f(x)=log a g(x) f(x)= g (x)

Может привести к появлению посторонних корней

Освобождение уравнения от знаменателей:

Может привести к появлению посторонних корней, т.е. тех чисел x i , для которых или

Замена разности f(x)-f(x) нулем, т.е. приведение подобных членов

Может привести к появлению посторонних корней, т.е. тех чисел, для каждого из которых функция f(x) не определена.

Если при решении данного уравнения совершен переход к уравнению-следствию, то необходимо проверить, все ли корни уравнения –следствия являются корнями исходного уравнения.

Проверка полученных корней является обязательной частью решения уравнения.

  • Выполнить № 8.24 (б,г), стр. 236
  • № 8.25(б,г)
  • 8.28 (б,г)
  • 8.29 (б,г)

Уравнения-следствия: возведение уравнения в четную степень. 11-й класс

Разделы: Математика

Класс: 11

Продолжительность: 2 урока.

Цель урока:

  • (для учителя) формирование у учащихся целостного представления о методах решения иррациональных уравнений.
  • (для учащихся) Развитие умения наблюдать, сравнивать, обобщать, анализировать математические ситуации (слайд 2). Подготовка к ЕГЭ.

План первого урока (слайд 3)

  1. Актуализация знаний
  2. Разбор теории: Возведение уравнения в чётную степень
  3. Практикум по решению уравнений

План второго урока

  1. Дифференцированная самостоятельная работа по группам «Иррациональные уравнения на ЕГЭ»
  2. Итог уроков
  3. Домашнее задание

Ход уроков

I. Актуализация знаний

Цель: повторить понятия, необходимые для успешного освоения темы урока.

– Какие два уравнения называются равносильными?

– Какие преобразования уравнения называют равносильными?

– Данное уравнение заменить равносильным с пояснением применённого преобразования: (слайд 4)

а) х+ 2х +1; б) 5 = 5; в) 12х = -3; г) х = 32; д) = -4.

– Какое уравнение называют уравнением-следствием исходного уравнения?

– Может ли уравнение-следствие иметь корень, не являющийся корнем исходного уравнения? Как называются эти корни?

– Какие преобразования уравнения приводят к уравнениям-следствиям?

– Что называется арифметическим квадратным корнем?

Остановимся сегодня более подробно на преобразовании «Возведение уравнения в чётную степень».

II. Разбор теории: Возведение уравнения в чётную степень

Объяснение учителя при активном участии учащихся:

Пусть 2m (mN) – фиксированное чётное натуральное число. Тогда следствием уравнения f(x) = g(x) является уравнение (f(x)) = (g(x)).

Очень часто это утверждение применяется при решении иррациональных уравнений.

Определение. Уравнение, содержащее неизвестное под знаком корня, называется иррациональным.

При решении иррациональных уравнений используют следующие методы: (слайд 5)

Переход к равносильной системе:
а) = или
Из двух систем решают ту, которая проще.
б) = а, аR
если а ≥ 0, то = а f(x) = а;
если а 19.06.2011

Конспект урока на тему «Уравнения-следствия»

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«БЕЛОГОРСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

Профессия 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства

Разработчик: Игнатьева Наталья Львовна, преподаватель

г. Белогорск – 2018 г.

Тема урока: « Уравнения-следствия: возведение уравнения в четную степень »

Тип урока : Урок изучения нового материала.

Вид урока: комбинированный

формирование у студентов целостного представления о методах решения иррациональных уравнений.

р азвитие умения наблюдать, сравнивать, обобщать, анализировать математические ситуации (слайд 2).

ввести понятие равносильности уравнений, рассмотреть теоремы равносильности, примеры равносильных переходов при решении уравнений;

закрепить умение применять основные теоремы равносильности при решении уравнений;

способствовать расширению знаний по изучаемой теме;

развитие логического мышления, познавательного интереса;

формирование математической речи, умения анализировать и сравнивать, делать выводы;

развитие приемов умственной деятельности, умения искать рациональный способ решения поставленной задачи;

повышение информационной культуры студентов, интереса к предмету;

развитие потребности к самообразованию, умение вырабатывать собственную позицию (обосновывать свой решения, свой результат);

обучение эстетическому оформлению записи в тетради и на доске,

воспитание ответственности, самостоятельности, умения работать в коллективе;

обучение умению выступать перед аудиторией и выслушивать других;

повышать уровень учебной мотивации с использованием компьютерных технологий;

воспитание уважения друг к другу, коллективизма, взаимопомощи и ответственности за общую работу.

— умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; выстраивать аргументацию, приводить примеры и контр-примеры;

— креативность мышления, активность при решении математических задач;

— умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;

— формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики;

— умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации;

-умение понимать и использовать математические средства наглядности для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

— умение видеть различные стратегии решения задач;

— умение определить значение идеи, методов и результатов алгебры для построения модели реальных процессов и ситуаций;

-усвоение учащимися решение неравенств с одной переменной, применяя теоремы о равносильности и используя решения ключевых задач.

План первого урока (слайд 3)

Разбор теории: Возведение уравнения в чётную степень.

Практикум по решению уравнений.

План второго урока

Дифференцированная самостоятельная работа по группам «Иррациональные уравнения».

Оборудование: учебники; тетради для работ; проектор и экран .

I. Актуализация знаний

Цель: повторить понятия, необходимые для успешного освоения темы урока.

– Какие два уравнения называются равносильными?

– Какие преобразования уравнения называют равносильными?

– Данное уравнение заменить равносильным с пояснением применённого преобразования: (слайд 4)

а) х + 2х +1; б) 5 = 5; в) 12х = -3; г) х = 32; д) = -4.

– Какое уравнение называют уравнением-следствием исходного уравнения?

– Может ли уравнение-следствие иметь корень, не являющийся корнем исходного уравнения? Как называются эти корни?

– Какие преобразования уравнения приводят к уравнениям-следствиям?

– Что называется арифметическим квадратным корнем?

Остановимся сегодня более подробно на преобразовании «Возведение уравнения в чётную степень».

II. Разбор теории: Возведение уравнения в чётную степень

Объяснение преподавателя при активном участии студентов:

Пусть 2m (m N) – фиксированное чётное натуральное число. Тогда следствием уравнения f(x) = g(x) является уравнение (f(x)) = (g(x)) .

Очень часто это утверждение применяется при решении иррациональных уравнений.

Определение. Уравнение, содержащее неизвестное под знаком корня, называется иррациональным.

При решении иррациональных уравнений используют следующие методы: (слайд 5)

Переход к равносильной системе:
а) = или
Из двух систем решают ту, которая проще.
б) = а, а R
если а ≥ 0, то = а f(x) = а ;
если а = g(x)

Метод возведения обеих частей уравнения в одну и ту же степень.

Метод введения новых переменных.

Методы 2 и 3 требуют обязательной проверки.

ОДЗ не всегда помогает устранить посторонние корни.

Вывод: при решении иррациональных уравнений важно пройти три этапа: технический, анализ решения, проверка ( слайд 6).

III. Практикум по решению уравнений

а) х + 1 =

После обсуждения способа решения уравнения возведением в квадрат, решить переходом к равносильной системе.

Вывод : решение простейших уравнений с целыми корнями можно провести любым знакомым методом.

б) = х – 2

Решая методом возведения обеих частей уравнения в одну и ту же степень, учащиеся получают корни х = 0, х = 3 — , х = 3 + , проверить которые подстановкой сложно и трудоёмко. (Слайд 7). Переход к равносильной системе

позволяет быстро избавиться от посторонних корней. Условию х ≥ 2 удовлетворяет только х .

Ответ: 3 +

Вывод : иррациональные корни проверять лучше переходом к равносильной системе.

в) = х – 3

В процессе решения этого уравнения получаем два корня: 1 и 4. Оба корня удовлетворяют левой части уравнения, но при х = 1 нарушается определение арифметического квадратного корня. ОДЗ уравнения не помогает устранить посторонние корни. Переход к равносильной системе даёт правильный ответ.

Вывод: хорошее знание и понимание всех условий определения арифметического квадратного корня помогает перейти к выполнению равносильных преобразований.

г) — 4 =

Возведя обе части уравнения в квадрат, получим уравнение

х + 13 — 8 + 16 = 3 + 2х — х , уединив радикал в правую часть, получаем

26 – х + х = 8 . Применение дальнейших действий по возведению в квадрат обеих частей уравнения, приведёт к уравнению 4-й степени. Переход к ОДЗ уравнения даёт хороший результат:

найдём ОДЗ уравнения:

х = 3.

Проверка: — 4 = , 0 = 0 верно.

Вывод: иногда возможно провести решение с помощью определения ОДЗ уравнения , но обязательно сделать проверку.

д) =

Решение: ОДЗ уравнения: -2 – х ≥ 0 х ≤ -2.

При х ≤ -2, ≥ 0.

Следовательно, левая часть уравнения отрицательна, а правая – неотрицательна; поэтому исходное уравнение корней не имеет.

Ответ: корней нет.

Вывод: сделав правильные рассуждения по ограничению в условии уравнения, можно без труда найти корни уравнения, или установить, что их нет.

е) + = 7

На примере решения этого уравнения показать двукратное возведение уравнения в квадрат, объяснить смысл фразы «уединение радикалов» и необходимость проверки найденных корней.

ж) 4 — 5 = 8;

з) + = 1.

Решение этих уравнения провести методом замены переменной до момента возвращения к исходной переменной. Закончить решение предложить тем, кто раньше справится с заданиями следующего этапа.

Как решать простейшие иррациональные уравнения?

Что необходимо помнить при возведении уравнения в чётную степень? ( могут появиться посторонние корни)

Как лучше проверять иррациональные корни? ( с помощью ОДЗ и условий совпадения знаков обеих частей уравнения)

Для чего необходимо уметь анализировать математические ситуации при решении иррациональных уравнений? ( Для правильного и быстрого выбора способа решения уравнения).

IV. Дифференцированная самостоятельная работа по группам «Иррациональные уравнения»

Группа разбивается на подгруппы (по 2-3 человека) по уровням подготовленности, каждая подгруппа выбирает себе вариант с заданием, обсуждает и решает выбранные задания. По мере необходимости обращается к преподавателю за консультацией. После выполнения всех заданий своего варианта и проверки ответов преподавателем, участники группы индивидуально заканчивают решение уравнений ж) и з) предыдущего этапа урока. Для 4 и 5 вариантов (после проверки ответов и решения преподавателем) на доске записаны дополнительные задания, которые выполняются индивидуально.

Все индивидуальные решения в конце уроков сдаются преподавателю на проверку.

а) = 6;
б) = 2 ;
в) = 2 – х;
г) (х + 1) (5 – х) ( + 2) = 4.

а) = 4;
б) = 2 ;
в) = 1 – х;
г) (х + 1) (5 – х) ( + 2) = 4.

а) = 3;
б) = 4х;
в) = 1;
г) + = + 3.

1. Решите уравнение:

а) = 4;
б) = 3 – 2х;

2. Решить систему уравнений:

1. Решите уравнение:

а) = ;
б) = 3 – 2х;

2. Решить систему уравнений:

Решить относительно х уравнение: · = а;

Решить уравнение: + = 4 – х.

Какие трудности испытывали при выполнении заданий? Что необходимо для устранения этих трудностей?

VI. Домашнее задание

Повторить теорию решения иррациональных уравнений, прочитать пункт 8.2 в учебнике (обратить внимание на пример 3).

Решить № 8.8 (а, в), № 8.9 (а, в), № 8.10 (а).

Никольский С.М., Потапов М.К., Н.Н. Решетников Н.Н., Шевкин А.В. Алгебра и начала математического анализа , учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2014.

Краткое описание документа:

Данная методическая разработка содержит материалы по теории и практике решения иррациональных уравнений. Она может быть использована на уроках алгебры в школах для учеников 11 класса и студентов 2 курса СПО. В качестве проверки знаний в конце урока предлагается дифференцированная самостоятельная работа по группам, использующая карточки с разноуровненными заданиями.


источники:

http://urok.1sept.ru/articles/593149

http://infourok.ru/konspekt-uroka-na-temu-uravneniyasledstviya-3535144.html