Понятие уравнения следствия 11 класс никольский урок

Уравнения-следствия: возведение уравнения в четную степень. 11-й класс

Разделы: Математика

Класс: 11

Продолжительность: 2 урока.

Цель урока:

  • (для учителя) формирование у учащихся целостного представления о методах решения иррациональных уравнений.
  • (для учащихся) Развитие умения наблюдать, сравнивать, обобщать, анализировать математические ситуации (слайд 2). Подготовка к ЕГЭ.

План первого урока (слайд 3)

  1. Актуализация знаний
  2. Разбор теории: Возведение уравнения в чётную степень
  3. Практикум по решению уравнений

План второго урока

  1. Дифференцированная самостоятельная работа по группам «Иррациональные уравнения на ЕГЭ»
  2. Итог уроков
  3. Домашнее задание

Ход уроков

I. Актуализация знаний

Цель: повторить понятия, необходимые для успешного освоения темы урока.

– Какие два уравнения называются равносильными?

– Какие преобразования уравнения называют равносильными?

– Данное уравнение заменить равносильным с пояснением применённого преобразования: (слайд 4)

а) х+ 2х +1; б) 5 = 5; в) 12х = -3; г) х = 32; д) = -4.

– Какое уравнение называют уравнением-следствием исходного уравнения?

– Может ли уравнение-следствие иметь корень, не являющийся корнем исходного уравнения? Как называются эти корни?

– Какие преобразования уравнения приводят к уравнениям-следствиям?

– Что называется арифметическим квадратным корнем?

Остановимся сегодня более подробно на преобразовании «Возведение уравнения в чётную степень».

II. Разбор теории: Возведение уравнения в чётную степень

Объяснение учителя при активном участии учащихся:

Пусть 2m (mN) – фиксированное чётное натуральное число. Тогда следствием уравнения f(x) = g(x) является уравнение (f(x)) = (g(x)).

Очень часто это утверждение применяется при решении иррациональных уравнений.

Определение. Уравнение, содержащее неизвестное под знаком корня, называется иррациональным.

При решении иррациональных уравнений используют следующие методы: (слайд 5)

Переход к равносильной системе:
а) = или
Из двух систем решают ту, которая проще.
б) = а, аR
если а ≥ 0, то = а f(x) = а;
если а 19.06.2011

Презентация «Уравнения-следствия»
презентация к уроку по алгебре (11 класс) по теме

Данная презентация создана в помощь учителю при объяснении темы «Уравнения-следствия» по Алгебре 11 класс, авт.Никольский

Скачать:

ВложениеРазмер
uravneniya-sledstviya.pptx69.39 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Определение Пусть даны два уравнения: f(x)=g(x) и p(x) = ϕ (x) . Если любой корень первого уравнения является корнем второго уравнения, то второе уравнение называют следствием первого

Преобразования, приводящие к уравнению-следствию Преобразование Влияние на корни уравнения Возведение уравнения в ЧЕТНУЮ степень f(x)=g(x) ( f(x) ) n =(g(x)) n Может привести к появлению посторонних корней Потенцирование логарифмических уравнений, т.е. замена: log a f (x)= log a g (x) f(x)= g (x) Может привести к появлению посторонних корней Освобождение уравнения от знаменателей: Может привести к появлению посторонних корней, т.е. тех чисел x i , для которых или Замена разности f(x)-f(x) нулем, т.е. приведение подобных членов Может привести к появлению посторонних корней, т.е. тех чисел, для каждого из которых функция f(x) не определена.

Если при решении данного уравнения совершен переход к уравнению-следствию, то необходимо проверить, все ли корни уравнения –следствия являются корнями исходного уравнения. Проверка полученных корней является обязательной частью решения уравнения.

Уравнения следствия. Другие преобразования, приводящие к уравнению следствию

Данную презентацию можно использовать при проведении урока алгебры и начала анализа в 11 классе при изучении темы «Уравнения — следствия» по УМК авторов С.М.Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников, А.В.Шевкин

Просмотр содержимого документа
«Уравнения следствия. Другие преобразования, приводящие к уравнению следствию»

  • Какие уравнения называют уравнениями-следствиями?
  • Что называют переходом к уравнению-следствию
  • Какие преобразования приводят к уравнению-следствию?

Заменить уравнение равносильным

Преобразования, приводящие к уравнению-следствию

Влияние на корни уравнения

Возведение уравнения в ЧЕТНУЮ степень

f(x)=g(x) ( f(x) ) n =(g(x)) n

Может привести к появлению посторонних корней

Потенцирование логарифмических уравнений, т.е. замена:

log a f(x)=log a g(x) f(x)= g (x)

Может привести к появлению посторонних корней

Освобождение уравнения от знаменателей:

Может привести к появлению посторонних корней, т.е. тех чисел x i , для которых или

Замена разности f(x)-f(x) нулем, т.е. приведение подобных членов

Может привести к появлению посторонних корней, т.е. тех чисел, для каждого из которых функция f(x) не определена.

Если при решении данного уравнения совершен переход к уравнению-следствию, то необходимо проверить, все ли корни уравнения –следствия являются корнями исходного уравнения.

Проверка полученных корней является обязательной частью решения уравнения.

  • Выполнить № 8.24 (б,г), стр. 236
  • № 8.25(б,г)
  • 8.28 (б,г)
  • 8.29 (б,г)


источники:

http://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2014/01/09/prezentatsiya-uravneniya-sledstviya

http://multiurok.ru/files/sliedstviiuuravnieniia-sliedstviia-drughiie-prieobrazovaniia-privodiashchiie-k-uravnieniiu.html