ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №9
«Логарифмические уравнения и неравенства»
ЦЕЛЬ РАБОТЫ:
1. Корректировать знания, умения и навыки в теме: «Решение логарифмических уравнений и неравенств».
2. Закрепить и систематизировать знания по теме.
3. Определить уровень усвоения знаний, оценить результат деятельности уч-ся.
ОБОРУДОВАНИЕ: инструкционно-технологические карты, микрокалькуляторы.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ:
1. Изучить памятку для решения логарифмических уравнений и неравенств.
2. Изучить условие заданий для практической работы.
3. Ответить на контрольные вопросы.
4. Оформить отчет о работе.
Памятка для решений логарифмических уравнений
, причем
1. Уравнение вида
Решить равносильное уравнение ;
2. Уравнение вида
а) найти ОДЗ: ;
б) решить уравнение ;
в) выбрать из корней уравнения .
3. Уравнение вида
Решить уравнение относительно переменной, входящей
в выражение с переменной.
При решении логарифмических уравнений полезно помнить
некоторые свойства логарифмов:
— основное логарифмическое тождество
; ;
; ;
; ;
; ;
— формула перехода к новому основанию
Замечание: десятичный логарифм (по основанию 10)
натуральный логарифм (по основанию )
При решении логарифмических уравнений применяются также методы логарифмирования и потенцирования.
ВАРИАНТЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Вариант 1.
1.Решить уравнение: а) ; б) ;
в) .
2. Решить неравенство: а)
Вариант 2
1. Решите уравнения: а) ; б) ;
в) .
2.Решите неравенство: .
1. Решите уравнения: а) ; б) ;
в) .
2. Решите неравенство: .
Вариант 4
1. Решите уравнения: а) ;
б) ;
в) .
2. Решите неравенство: .
Контрольные вопросы
1. Какое уравнение называется логарифмическим?
2. Что такое неравенство? Что является решением неравенства?
3. Какое неравенство называется логарифмическим?
4. Что называется решением неравенства с одной переменной?
Обобщающий урок по теме: «Решение логарифмических уравнений и неравенств»
Разделы: Математика
Цель урока: повторить теоретический и практический материал по теме “Логарифмическая функция”, подготовиться к контрольной работе и к ЕГЭ по теме.
Структура урока (из расчета 2 урока по 45 мин)
Ход урока
Эпиграф: Потому-то словно пена,
Опадают наши рифмы
И величие степенно
Отступает в логарифмы (поэт Борис Слуцкий)
1. Организационный момент.
(Звучит классическая музыка перед уроком и на перерыве между уроками).
— Логарифмы – это все: музыка и звуки. С помощью логарифмов вычисляют высоту, т.е. частоту любого звука.
2. Повторение теоретического материала:
Дайте определение:
- логарифма
- логарифмической функции
- логарифмического уравнения
- области определения логарифмической функции.
- основные способы решения логарифмических уравнений.
3. Устная работа см. (приложение 1)
4. Тест с кодированными ответами см. (приложение2)
5. Фронтальная работа – решение уравнений и неравенств.
Построить график функции и перечислите её свойства.
2. log7 log3 log2 x=0 (Один ученик решает у доски с пояснением)
3. log2(х 2 +4х+3)=3 (Решает ученик на обратной стороне крыла доски)
4. log2(х 2 -3х+1)=log2(2х-3) (Решает ученик на обратной стороне крыла доски)
5. log3(х+6)+log3(х-2)=2 (Решает ученик на обратной стороне крыла доски)
6. log2(1+х)+log3(-9-2х)=log23 (Один ученик решает у доски с пояснением)
Ответ: решений нет
7. log6( 6х – 8 – х 2 ) — log6( 4х – 23)=0 (Решают самостоятельно)
Ответ: решений нет
8. log2 2 х – log2х – 2=0 (Решает ученик на обратной стороне крыла доски)
9. (Один ученик решает у доски с пояснением)
Ответ: x=2, х=
10. 7= 4 (Решает полуустно)
Ответ:
11. x =8 (Решает учитель с помощью учеников)
Ответ: x=, х=2
12. logx(x 2 -4x+4)=1 (Решает учитель с помощью учеников )
13. Решить неравенства:
7. Задания из ЕГЭ:
Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения
.
1) , 2) , 3)(-10; 20), 4) (0,1; 20).
Найдите решение[x0; y0] системы уравнений
и вычислите значение разности x0 -y0.
1) 3; 2) 4; 3) 1; 4) 0.
8. Итог урока
Мы сегодня обобщили свойства логарифмической функции, применяли различные методы логарифмических уравнений и неравенств. Показали свои знания и умения по теме. За сегодняшний урок я ставлю следующие оценки:
9. Домашняя работа
(По индивидуальным карточкам (28 вариантов) и “Логарифмическая комедия”).
- Логарифмическая комедия (на приз Непера).
- “Комедия” начинается с неравенства , бесспорно правильного. Затем следует преобразование ,тоже не внушающее сомнения. Большому числу соответствует больший логарифм, значит.
После сокращения на имеем 2>3.
В чем ошибка этого доказательства?
В заключение урока Мязитова Рамиля прочтет вам стихотворение американского математика Мориса Клайна
“Музыка может возвышать или умиротворять душу
Живопись – радовать глаз,
Поэзия – пробуждать чувства,
Философия – удовлетворять потребности разума,
Инженерное дело – совершенствовать материальную сторону жизни,
А математика способна достичь всех этих целей”.
Практическая работа №5 Тема: Решение простейших логарифмических неравенств
Практическая работа №5
Тема: Решение простейших логарифмических неравенств
Цель работы: отработать навыки решения логарифмических неравенств
Решение логарифмических неравенств имеет много общего с решением показательных неравенств:
а) При переходе от логарифмов к выражениям, стоящим под знаком логарифма, мы также сравниваем основание логарифма с единицей;
б) Если мы решаем логарифмическое неравенство с помощью замены переменных, то нужно решать относительно замены до получения простейшего неравенства.
Однако, есть одно очень важное отличие: поскольку логарифмическая функция имеет ограниченную область определения, при переходе от логарифмов к выражениям, стоящим под знаком логарифма, необходимо учитывать область допустимых значений.
Если при решении логарифмического уравнения можно найти корни уравнения, а потом сделать проверку, то при решении логарифмического неравенства этот номер не проходит: при переходе от логарифмов к выражениям, стоящим под знаком логарифма необходимо записывать ОДЗ неравенства.
Итак. Простейшее логарифмическое неравенство имеет вид:
V , где V — один из знаков неравенства: , ? или ?.
Если основание логарифма больше единицы (), то при переходе от логарифмов к выражениям, стоящим под знаком логарифма, знак неравенства сохраняется, и неравенство
равносильно системе:
Если основание логарифма больше нуля и меньше единицы (), то при переходе от логарифмов к выражениям, стоящим под знаком логарифма, знак неравенства меняется на противоположный, и неравенство
Рассмотрим примеры решения логарифмических неравенств.
1. Решим неравенство:
Так как основание логарифмов в обеих частях неравенства меньше 1, при переходе к выражениям, стоящим под знаком логарифма, знак неравенства меняется на противоположный. Выражения, стоящие под знаком логарифма должны быть строго больше нуля. Перейдем к системе:
Обратите внимание: мы указываем, что больше нуля должно быть меньшее из выражений, которые стоят под знаком логарифма. В этом случает большее выражение автоматически будет больше нуля.
Решим систему неравенств:
Корни квадратного трехчлена: ,
Ответ:
2. Решим неравенство:
Мы видим, что в основании логарифмов стоят степени числа 2, поэтому мы можем привести логарифмы к одному основанию. Сделаем это, воспользовавшись свойствами логарифмов:
Перенесем логарифм с отрицательным коэффициентом из левой части неравенства в правую (так как умножать легче, чем делить).
Так как в неравенстве присутствуют логарифмы с одинаковым основанием и в первой степени, мы можем представить обе части неравенства в виде логарифма по основанию 2:
Теперь мы можем перейти от логарифмов к выражениям, стоящим под знаком логарифма. Основание больше 1, поэтому знак неравенства сохраняется. Не забываем про ОДЗ:
Ответ:
http://urok.1sept.ru/articles/415163
http://pandia.ru/text/86/052/99016.php