МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ — Тема: Решение простейших тригонометрических уравнений и неравенств.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ В СПО
Разработал преподаватель: Игнатьева Елена Сергеевна
Решение простейших тригонометрических уравнений и неравенств.
— применить умения по владению стандартными приемами решения тригонометрических уравнений и неравенств.
1. Рабочая тетрадь в клетку
2. Раздаточные материалы: карточки-задания, инструкционные карты – 20 штук.
3. Калькулятор простой.
I Вариант II Вариант
а)
а)
б)
б)
в)
в)
2.Найти нули функции:
3 . Решить уравнение и найти
его наименьший положительный корень
его наибольший отрицательный корень
4. Решить неравенства:
а) а)
б) б)
в) в)
5. Найти значение x при которых график функции
лежит ниже оси x
лежит выше оси x
1. Внимательно прочитать тему и цель практической работы .
2. Изучить учебный материал по теме.
3. Ответить на вопросы.
4. Выполнить задания.
5. Подготовить отчет.
Пояснения к работе (учебный материал):
1. Из определения косинуса следует, что . Поэтому, если а >1, то уравнение cosx = a не имеет решения. Например, уравнение cosx =-1,5 не имеет корней.
Если cosx =0, .
Если cosx =-1, то х = π+2π n , n Є z .
Если cosx =1 , то x =2 πn , n Є z .
Если cosx = a , где ,то x = arccos a + 2 πn , n Є z .
2.Из определения синуса следует, что
sin α Є [ -1; 1] . Поэтому уравнение
sin x = 3 не имеет корней.
Если sin x = 0 , то x = π n , n Є z .
Если sin x = 1 , то .
Если sin x = -1 ,то
sin x = a , 1
x = (1) k arcsin a +πk , k Є z
3. Из определения тангенса следует , что tg x может принимать любое действительное значение. Поэтому уравнение tg x = a имеет корни при любом значении a .
x = arctg a + πn , n Є z
tg x = 0 , x = πn , n Є z
tg x = 1 , x = + πn , n Є z
tg x = -1 , x = — + πn , n Є z
4. Из определения котангенса следует, что ctgx может принимать любое значение. Поэтому уравнение ctgx = a имеет корни при любом значении а.
x = arcctg a + πn, n Є z.
5. Решения простейших тригонометрических неравенств выполняем с помощью единичной окружности.
При выполнении практической работы рассмотрите следующие примеры:
Ответ:
–наименьший положительный корень
Найти нули функции
Ответ:
–наименьший положительный корень
x Є , n Є z
2 cosx ;
cosx
x Є
в) sinx >
x Є
x Є
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:
1. Сформулируйте определение косинуса.
Запишите общую формулу решения уравнения cosx = a .
2. Сформулируйте определение синуса.
Запишите общую формулу решения уравнения sinx = a .
3. Запишите формулу решения уравнения tgx = a .
4. Перечислите алгоритм решения простейшего тригонометрического уравнения.
Название практической работы.
Решение заданий практической работы.
Ответы на вопросы для закрепления теоретического материала.
1. Алимов Ш.А. и др. Алгебра и начала математического анализа: Учебник 10—11 классы. — М.И., 2016.
2. Атанасян Л.С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С.Б. и др. Математика: алгебра и начала математического анализа. Геометрия. Геометрия (базовый и углубленный уровни). 10—11 классы. — М., 2016.
3. Башмаков М.И. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.,2017
4. Башмаков М.И. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия: Сборник задач профильной направленности: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.,2017
5. Башмаков М.И. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия: Задачник: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.,2017
6. Башмаков М.И. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия: Электронный учеб.- метод. комплекс для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.,2017
7. Башмаков М.И. Математика: Учебник. — М., 2016.
Практическая работа «Решение тригонометрических уравнений и неравенств»
Разделы: Математика
Цели и задачи:
- Методическая – продемонстрировать применение информационных технологий на уроках математики при решении практических задач.
- образовательные – проверить степень усвоения материала, выявить пробелы в знаниях учащихся. ;
- развивающие – развивать и совершенствовать у учащихся умение применять знания в измененной ситуации; развивать логическое мышление, умение делать выводы и обобщения;
- воспитательные – воспитывать у учащихся аккуратность, культуру поведения, чувство ответственности.
Оборудование занятия:
- персональный компьютер -12 шт.,
- таблицы по тригонометрии:
а) значения тригонометрических функций;
б) основные формулы тригонометрии.
Практическая занятие по теме: «Решение простейших тригонометрических уравнений»
Цели:
Образовательная: добиться понимания решения простейших тригонометрических уравнений.
Воспитательная: воспитывать внимательность и самостоятельность.
Развивающая: развитие самостоятельности в решении тригонометрических уравнений приводимых к простейшим.
Оборудование: доска, компьютер, проектор, экран, индивидуальные карточки задания.
Использование элементов педагогических технологий:
Результативность:
формирование компетенций: учебно-познавательной, личного самосовершенствования.
Просмотр содержимого документа
«Практическая занятие по теме: «Решение простейших тригонометрических уравнений»»
Тема: Решение простейших тригонометрических уравнений
Образовательная: добиться понимания решения простейших тригонометрических уравнений.
Воспитательная: воспитывать внимательность и самостоятельность.
Развивающая: развитие самостоятельности в решении тригонометрических уравнений приводимых к простейшим.
Оборудование: доска, компьютер, проектор, экран, индивидуальные карточки задания.
Использование элементов педагогических технологий:
формирование компетенций: учебно-познавательной, личного самосовершенствования.
Повторение опорных знаний:
1.Определение тригонометрических уравнений
.Формулы решения простейших тригонометрических уравнений вида:
3.Частные случаи решения тригонометрических уравнений:
4.Свойства обратных тригонометрических функций, используемых при решении тригонометрических уравнений:
Применение умений и знаний при решении типовых заданий.
2.Решить простейшие тригонометрические уравнения:
3. решить тригонометрических уравнений, приводимых к простейшим.
3. Практический этап.
Самостоятельное применение умений и знаний.
Провести самостоятельную работу в 15 вариантах. (Приложение 1)
1. Алимов Ш.А .и др. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа(базовый и углубленный уровни).10-11 классы. – М., 2014г
2.Богомолов Н.В. Математика: учебник для прикладного бакалавриата / Н.В. Богомолов, П.И. Самойленко.-5е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2014
Варианты для самостоятельной работы.
http://urok.1sept.ru/articles/505355
http://kopilkaurokov.ru/matematika/uroki/praktichieskaiazaniatiiepotiemierieshieniieprostieishikhtrighonomietrichieskikhuravnienii