МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ — Тема: Решение простейших тригонометрических уравнений и неравенств.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ В СПО
Разработал преподаватель: Игнатьева Елена Сергеевна
Решение простейших тригонометрических уравнений и неравенств.
— применить умения по владению стандартными приемами решения тригонометрических уравнений и неравенств.
1. Рабочая тетрадь в клетку
2. Раздаточные материалы: карточки-задания, инструкционные карты – 20 штук.
3. Калькулятор простой.
I Вариант II Вариант
а)
а)
б)
б)
в)
в)
2.Найти нули функции:
3 . Решить уравнение и найти
его наименьший положительный корень
его наибольший отрицательный корень
4. Решить неравенства:
а) а)
б) б)
в) в)
5. Найти значение x при которых график функции
лежит ниже оси x
лежит выше оси x
1. Внимательно прочитать тему и цель практической работы .
2. Изучить учебный материал по теме.
3. Ответить на вопросы.
4. Выполнить задания.
5. Подготовить отчет.
Пояснения к работе (учебный материал):
1. Из определения косинуса следует, что . Поэтому, если а >1, то уравнение cosx = a не имеет решения. Например, уравнение cosx =-1,5 не имеет корней.
Если cosx =0, .
Если cosx =-1, то х = π+2π n , n Є z .
Если cosx =1 , то x =2 πn , n Є z .
Если cosx = a , где ,то x = arccos a + 2 πn , n Є z .
2.Из определения синуса следует, что
sin α Є [ -1; 1] . Поэтому уравнение
sin x = 3 не имеет корней.
Если sin x = 0 , то x = π n , n Є z .
Если sin x = 1 , то .
Если sin x = -1 ,то
sin x = a , 1
x = (1) k arcsin a +πk , k Є z
3. Из определения тангенса следует , что tg x может принимать любое действительное значение. Поэтому уравнение tg x = a имеет корни при любом значении a .
x = arctg a + πn , n Є z
tg x = 0 , x = πn , n Є z
tg x = 1 , x = + πn , n Є z
tg x = -1 , x = — + πn , n Є z
4. Из определения котангенса следует, что ctgx может принимать любое значение. Поэтому уравнение ctgx = a имеет корни при любом значении а.
x = arcctg a + πn, n Є z.
5. Решения простейших тригонометрических неравенств выполняем с помощью единичной окружности.
При выполнении практической работы рассмотрите следующие примеры:
Ответ:
–наименьший положительный корень
Найти нули функции
Ответ:
–наименьший положительный корень
x Є , n Є z
2 cosx ;
cosx
x Є
в) sinx >
x Є
x Є
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:
1. Сформулируйте определение косинуса.
Запишите общую формулу решения уравнения cosx = a .
2. Сформулируйте определение синуса.
Запишите общую формулу решения уравнения sinx = a .
3. Запишите формулу решения уравнения tgx = a .
4. Перечислите алгоритм решения простейшего тригонометрического уравнения.
Название практической работы.
Решение заданий практической работы.
Ответы на вопросы для закрепления теоретического материала.
1. Алимов Ш.А. и др. Алгебра и начала математического анализа: Учебник 10—11 классы. — М.И., 2016.
2. Атанасян Л.С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С.Б. и др. Математика: алгебра и начала математического анализа. Геометрия. Геометрия (базовый и углубленный уровни). 10—11 классы. — М., 2016.
3. Башмаков М.И. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.,2017
4. Башмаков М.И. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия: Сборник задач профильной направленности: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.,2017
5. Башмаков М.И. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия: Задачник: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.,2017
6. Башмаков М.И. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия: Электронный учеб.- метод. комплекс для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.,2017
7. Башмаков М.И. Математика: Учебник. — М., 2016.
РЕШЕНИЕ ПРОСТЕЙШИХ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ
Простейшими тригонометрическими уравнениями называют уравнения
Чтобы рассуждения по нахождению корней этих уравнений были более наглядными, воспользуемся графиками соответствующих функций.
19.1. Уравнение cos x = a
Объяснение и обоснование
- Корни уравненияcosx=a.
При |a| > 1 уравнение не имеет корней, поскольку |cos x| ≤ 1 для любого x (прямая y = a на рисунке из пункта 1 таблицы 1 при a > 1 или при a 1 уравнение не имеет корней, поскольку |sin x| ≤ 1 для любого x (прямая y = a на рисунке 1 при a > 1 или при a n arcsin a + 2πn, n ∈ Z (3)
2.Частые случаи решения уравнения sin x = a.
Полезно помнить специальные записи корней уравнения при a = 0, a = -1, a = 1, которые можно легко получить, используя как ориентир единичную окружность (рис 2).
Учитывая, что синус равен ординате соответствующей точки единичной окружности, получаем, что sin x = 0 тогда и только тогда, когда соответствующей точкой единичной окружности является точка C или тока D. Тогда
Аналогично sin x = 1 тогда и только тогда, когда соответствующей точкой единичной окружности является точка A, следовательно,
Также sin x = -1 тогда и только тогда, когда соответствующей точкой единичной окружности является точка B, таким образом,
Примеры решения задач
Замечание. Ответ к задаче 1 часто записывают в виде:
19.3. Уравнения tg x = a и ctg x = a
Объяснение и обоснование
1.Корни уравнений tg x = a и ctg x = a
Рассмотрим уравнение tg x = a. На промежутке функция y = tg x возрастает (от -∞ до +∞). Но возрастающая функция принимает каждое свое значение только в одной точке ее области определения, поэтому уравнение tg x = a при любом значении a имеет на этом промежутке только один корень, который по определению арктангенса равен: x1 = arctg a и для этого корня tg x = a.
Функция y = tg x периодическая с периодом π, поэтому все остальные корни отличаются от найденного на πn (n ∈ Z). Получаем следующую формулу корней уравнения tg x = a:
При a=0 arctg 0 = 0, таким образом, уравнение tg x = 0 имеет корни x = πn (n ∈ Z).
Рассмотрим уравнение ctg x = a. На промежутке (0; π) функция y = ctg x убывает (от +∞ до -∞). Но убывающая функция принимает каждое свое значение только в одной точке ее области определения, поэтому уравнение ctg x = a при любом значении a имеет на этом промежутке только один корень, который по определению арккотангенса равен: x1=arсctg a.
Функция y = ctg x периодическая с периодом π, поэтому все остальные корни отличаются от найденного на πn (n ∈ Z). Получаем следующую формулу корней уравнения ctg x = a:
таким образом, уравнение ctg x = 0 имеет корни
Примеры решения задач
Вопросы для контроля
- Какие уравнения называют простейшими тригонометрическими?
- Запишите формулы решения простейших тригонометрических уравнений. В каких случаях нельзя найти корни простейшего тригонометрического уравнения по этим формулам?
- Выведите формулы решения простейших тригонометрических уравнений.
- Обоснуйте формулы решения простейших тригонометрических уравнений для частных случаев.
Упражнения
Решите уравнение (1-11)
Найдите корни уравнения на заданном промежутке (12-13)
N15 Практическая работа» Решение простейших тригонометрических уравнений» за 27.04.20 и 28.04.20 для группы МЖКХ1 и за 30. 04.20 для ПК1
учебно-методический материал по алгебре (10 класс)
1. Выполнить практическую работу.
2. Выполнить отчет по практической работе.
3. Сделать вывод по практической работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме: ”Тригонометрические уравнения. Решение простейших тригонометрических уравнений вида sinx = a. “
Разобраны свойства функции sinx. Приведено решение уравнения sinx=a. Разобраны 4 примера.
N14. Самостоятельная работа по теме»Решение простейших тригонометрических уравнений». за 23.04.20 и 24.04.20 для группы МЖКХ1 и за 27.04.20 для группы ПК1
Задание:1. Выполнить задание 2 с в.1-в.6.
N16 Решение тригонометрических уравнений, приводимых к квадратному. за 2.05.20 для группы МЖКХ1 и за 4.05.20 для группы ПК1
Задание:1. Сделать конспект краткого справочного материала.2. Оформить решение типовых задач.3. Выполнить самостоятельно N1-N8.
N18 Самостоятельная работа «Решение тригонометрических уравнений» за 4.05.20 для группы МЖКХ1 и за 6.05.20 для группы ПК1
Задание: решить тригонометрические уравнения из блока (в) с в.1 — в.8.
N19 Практическая работа «Решение тригонометрических уравнений» за 7.05.20 и 8.05.20 для группы МЖКХ1 и за 7.05.20 и 11.05.20 для группы ПК1
Задание: Предложить способ решения данных тригонометрических уравнений и решить их. С N1-N8.
N20 Решение однородных тригонометрических уравнений. за 11.05.20 и 12.05.20 для группы МЖКХ1 и за 12.05.20 для группы ПК1
Задание:1. Законспектировать краткий справочный материал.2. Оформить решение типовых задач.3. Ответить на контрольные вопросы.4. Решить уравнения С N1-N10.
http://ya-znau.ru/znaniya/zn/280
http://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2020/04/27/n15-prakticheskaya-rabota-reshenie-prosteyshih-trigonometricheskih