Методические указания к практическому занятию: «Решение тригонометрических уравнений»
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Министерство образования и науки Самарской области
государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Самарский машиностроительный колледж»
Цикловая комиссия Математических и естественнонаучных дисциплин
к практическим работам
по дисциплине Математика
«___» ___________ 20 __ г.
Практическая работа 11
Решение тригонометрических уравнений
Обобщить изученный материал по теме.
Выработать умение решать тригонометрические уравнения.
Разделы и темы рабочей программы, которые необходимо знать при выполнении и сдаче практической работы
Разделы 5. Тригонометрические функции числового аргумента.
Краткие теоретические сведения
рис.1
Определение 1 Синусом угла называется ордината точки угла на тригонометрическом круге, соответствующей числу угла . Обозначают ;
Косинусом угла называется абсцисса точки на тригонометрическом круге, соответствующей числу . Обозначают .
Тангенсом угла называется отношение ординаты точки к ее абсциссе. Обозначают .
Котангенсом угла называется отношение абсциссы точки к ее ординате. Обозначают .
Определение 2 Арксинусом числа m называется такое угол х, для которого sin x = m , Обозначают arcsin m .
Арккосинусом числа m называется такое угол х, для которого cos x = m , Обозначают arcсо s m .
Арктангенсом числа m называется такой угол x , для которого
Арккотангенсом числа m называется такой угол x , для которого .
Тригонометрические функции связаны между собой основными тождествами:
.
.
.
.
Определение 3 Уравнение называется тригонометрическим , если неизвестная величина входит в него как аргумент тригонометрической функции. Решить тригонометрическое уравнение — это значит найти все его корни.
Простейшими тригонометрическими уравнениями называются уравнения sin x = m , cos x = m , , , где m – данное число.
Формулы корней простейших тригонометрических уравнений:
Общее решение (корни)
В формулах (1) – (4) n – любое действительное число.
Однородным тригонометрическим уравнением первой степени называется уравнение вида:
Для его решения обе части уравнения делим на . При по членном делении получим уравнение вида:
(*)
Преобразовывая уравнение (*) получаем простейшее уравнение:
, где .
Однородным тригонометрическим уравнением второй степени называется уравнение вида:
Для его решения обе части уравнения делим на . При по членном делении получим уравнение:
(**)
Уравнение (**) сводится к квадратному с помощью подстановки .
При решении тригонометрических уравнений используют основные формулы тригонометрии.
Изучить методические указания к выполнению практической работы.
Выполнить индивидуальное задание.
Оформить отчет по практической работе.
Номер и наименование практической работы.
Пример выполнения задания
Задача 1. Решите простейшие тригонометрическое уравнение: .
Решение : Согласно формуле (1) находим:
Задача 2. Решите простейшие тригонометрическое уравнение:
Решение: Функция синус нечетна. Поэтому . По формуле (2)
Так как , имеем:
Задача 3. Решите уравнение: 2 sin x + 3 cos x = 0.
2 sin x+ 3 cos x = 0 | : cos x ≠ 0
х = arctg (-1,5) + πk, k Z или х = — arctg 1,5 + πk, k Z
Ответ : — arctg 1,5 + πk, k Z.
Задача 4. Решите уравнение: 2 sin 2 х — 3 sin х cos х — 5 cos 2 х =0
Решение: 2 sin 2 х — 3 sin х cos х — 5 cos 2 х =0
2 sin 2 х — 3 sin х cos х — 5 cos 2 х =0 | : cos 2 х ≠ 0
2 tg 2 x — 3 tg x — 5 = 0
2 t 2 – 3 t – 5 =0
Решением уравнения tg х = -1 являются числа вида х = — π /2 + πk , k Z .
Решением уравнение tg х = 2,5 являются числа вида х = arctg 2,5+ πn , n Z .
Ответ: — π /2 + πk , arctg 2,5+ πn , n , k Z .
Задача 5. Решить уравнение sin x + cos x = 1
Решение: sin x + cos x = 1
Ответ:
Задача 6. Решите уравнение:
Решение: Группируя первый и последний члены и применяя формулу суммы косинусов, получим
Следовательно, Решая уравнение , находим
Задача 7. Решите уравнение: sin 2 х + 5 sin х — 6 =0.
Решение: Введем замену sin х = z , , решая квадратное уравнение
z 2 + 5 z — 6 = 0, находим z 1 = 1; z 2 = -6 (не удовлетворяет условию )
Решением уравнения sin х = 1 являются числа вида х = π /2 +2 π k , k Z .
Ответ: π /2 +2 π k , k Z .
Практическая занятие по теме: «Решение простейших тригонометрических уравнений»
Цели:
Образовательная: добиться понимания решения простейших тригонометрических уравнений.
Воспитательная: воспитывать внимательность и самостоятельность.
Развивающая: развитие самостоятельности в решении тригонометрических уравнений приводимых к простейшим.
Оборудование: доска, компьютер, проектор, экран, индивидуальные карточки задания.
Использование элементов педагогических технологий:
Результативность:
формирование компетенций: учебно-познавательной, личного самосовершенствования.
Просмотр содержимого документа
«Практическая занятие по теме: «Решение простейших тригонометрических уравнений»»
Тема: Решение простейших тригонометрических уравнений
Образовательная: добиться понимания решения простейших тригонометрических уравнений.
Воспитательная: воспитывать внимательность и самостоятельность.
Развивающая: развитие самостоятельности в решении тригонометрических уравнений приводимых к простейшим.
Оборудование: доска, компьютер, проектор, экран, индивидуальные карточки задания.
Использование элементов педагогических технологий:
формирование компетенций: учебно-познавательной, личного самосовершенствования.
Повторение опорных знаний:
1.Определение тригонометрических уравнений
.Формулы решения простейших тригонометрических уравнений вида:
3.Частные случаи решения тригонометрических уравнений:
4.Свойства обратных тригонометрических функций, используемых при решении тригонометрических уравнений:
Применение умений и знаний при решении типовых заданий.
2.Решить простейшие тригонометрические уравнения:
3. решить тригонометрических уравнений, приводимых к простейшим.
3. Практический этап.
Самостоятельное применение умений и знаний.
Провести самостоятельную работу в 15 вариантах. (Приложение 1)
1. Алимов Ш.А .и др. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа(базовый и углубленный уровни).10-11 классы. – М., 2014г
2.Богомолов Н.В. Математика: учебник для прикладного бакалавриата / Н.В. Богомолов, П.И. Самойленко.-5е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2014
Варианты для самостоятельной работы.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ — Тема: Решение простейших тригонометрических уравнений и неравенств.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ В СПО
Разработал преподаватель: Игнатьева Елена Сергеевна
Решение простейших тригонометрических уравнений и неравенств.
— применить умения по владению стандартными приемами решения тригонометрических уравнений и неравенств.
1. Рабочая тетрадь в клетку
2. Раздаточные материалы: карточки-задания, инструкционные карты – 20 штук.
3. Калькулятор простой.
I Вариант II Вариант
а)
а)
б)
б)
в)
в)
2.Найти нули функции:
3 . Решить уравнение и найти
его наименьший положительный корень
его наибольший отрицательный корень
4. Решить неравенства:
а) а)
б) б)
в) в)
5. Найти значение x при которых график функции
лежит ниже оси x
лежит выше оси x
1. Внимательно прочитать тему и цель практической работы .
2. Изучить учебный материал по теме.
3. Ответить на вопросы.
4. Выполнить задания.
5. Подготовить отчет.
Пояснения к работе (учебный материал):
1. Из определения косинуса следует, что . Поэтому, если а >1, то уравнение cosx = a не имеет решения. Например, уравнение cosx =-1,5 не имеет корней.
Если cosx =0, .
Если cosx =-1, то х = π+2π n , n Є z .
Если cosx =1 , то x =2 πn , n Є z .
Если cosx = a , где ,то x = arccos a + 2 πn , n Є z .
2.Из определения синуса следует, что
sin α Є [ -1; 1] . Поэтому уравнение
sin x = 3 не имеет корней.
Если sin x = 0 , то x = π n , n Є z .
Если sin x = 1 , то .
Если sin x = -1 ,то
sin x = a , 1
x = (1) k arcsin a +πk , k Є z
3. Из определения тангенса следует , что tg x может принимать любое действительное значение. Поэтому уравнение tg x = a имеет корни при любом значении a .
x = arctg a + πn , n Є z
tg x = 0 , x = πn , n Є z
tg x = 1 , x = + πn , n Є z
tg x = -1 , x = — + πn , n Є z
4. Из определения котангенса следует, что ctgx может принимать любое значение. Поэтому уравнение ctgx = a имеет корни при любом значении а.
x = arcctg a + πn, n Є z.
5. Решения простейших тригонометрических неравенств выполняем с помощью единичной окружности.
При выполнении практической работы рассмотрите следующие примеры:
Ответ:
–наименьший положительный корень
Найти нули функции
Ответ:
–наименьший положительный корень
x Є , n Є z
2 cosx ;
cosx
x Є
в) sinx >
x Є
x Є
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:
1. Сформулируйте определение косинуса.
Запишите общую формулу решения уравнения cosx = a .
2. Сформулируйте определение синуса.
Запишите общую формулу решения уравнения sinx = a .
3. Запишите формулу решения уравнения tgx = a .
4. Перечислите алгоритм решения простейшего тригонометрического уравнения.
Название практической работы.
Решение заданий практической работы.
Ответы на вопросы для закрепления теоретического материала.
1. Алимов Ш.А. и др. Алгебра и начала математического анализа: Учебник 10—11 классы. — М.И., 2016.
2. Атанасян Л.С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С.Б. и др. Математика: алгебра и начала математического анализа. Геометрия. Геометрия (базовый и углубленный уровни). 10—11 классы. — М., 2016.
3. Башмаков М.И. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.,2017
4. Башмаков М.И. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия: Сборник задач профильной направленности: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.,2017
5. Башмаков М.И. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия: Задачник: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.,2017
6. Башмаков М.И. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия: Электронный учеб.- метод. комплекс для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.,2017
7. Башмаков М.И. Математика: Учебник. — М., 2016.
http://kopilkaurokov.ru/matematika/uroki/praktichieskaiazaniatiiepotiemierieshieniieprostieishikhtrighonomietrichieskikhuravnienii
http://znanio.ru/media/metodicheskie-ukazaniya-po-vypolneniyu-prakticheskoj-raboty-po-matematike-tema-reshenie-prostejshih-trigonometricheskih-uravnenij-i-neravenstv-2542649